какие ресурсы не относятся к обеспечивающим процессы системы мониторинга качества смк
Ресурсы, необходимые для СМК
Ресурсы, необходимые для СМК
Журнал «Методы менеджмента качества», 2011, №11-12
Для какой именно деятельности нужны ресурсы, упоминаемые в разд. 6.1 стандарта ISO 9001:2008? Этот вопрос, заданный дотошным менеджером по качеству, вполне ожидаемый. В разд. 6.1 стандарта ISO 9001:2008 [1] достаточно ясно указано, что «организация должна определить и предоставить ресурсы, необходимые:
а) для внедрения и поддержания в рабочем состоянии системы менеджмента качества и постоянного повышения ее результативности, а также
b) для повышения степени удовлетворенности потребителя посредством выполнения его требований».
Далее в стандарте ISO 9001:2008 даже дается подсказка, какие именно ресурсы должны быть определены и предоставлены: человеческие, инфраструктура и производственная среда.
В стандарте ISO 9004:2000 [2] этот список расширен за счет включения в него информации, поставщиков и партнеров, природных и финансовых ресурсов. А в ISO 9004:2009 [3] к ним, во-первых, добавлены еще знания и технологии, а во-вторых, изложены подробные рекомендации о том, как управлять процессами предоставления, размещения, мониторинга, оценивания, оптимизации, поддержания в работоспособном состоянии и защиты всех этих ресурсов.
В итоге мы имеем документы, в которых достаточно подробно описываются ВИДЫ ресурсов, необходимых для СМК, и методы управления ими. Но в них нет ответа на вопрос о том, ЧТО именно является объектом их приложения. Указаны только ЦЕЛИ, для достижения которых необходимо предоставить ресурсы. Их в стандарте ISO 9001:2008 названо четыре:
2. Поддержание СМК в рабочем состоянии.
3. Постоянное повышение результативности СМК.
4. Повышение степени удовлетворенности потребителя посредством выполнения его требований.
Вместе с тем, в любой компании руководитель, отвечающий за планово-экономическую деятельность, вряд ли примет от какого-то подразделения заявку на выделение ресурсов с обоснованием типа «на повышение результативности СМК». Он потребует указать конкретные действия и/или мероприятия, для реализации которых нужны заявленные ресурсы. А они в перечисленных стандартах НЕ УКАЗАНЫ, что и вызывает необходимость задать вопрос, сформулированный в начале статьи.
Попытаемся ответить на него, начав с анализа того, как эта проблема освещена в публикациях других специалистов и в описаниях различными организациями собственной СМК.
Цель первая: на что нужны ресурсы при внедрении СМК?
Внедрение СМК — первое из четырех направлений деятельности, для реализации которого организация должна определить и выделить соответствующие ресурсы. При этом — направление ОСОБЕННОЕ.
Внедрение СМК — завершающий этап ее создания
Так или иначе, но определение и предоставление ресурсов для внедрения СМК в разд. 6.1 обозначено, и, значит, надо определить, КАКИЕ именно действия в него входят.
Решение этой задачи упрощается тем, что два предшествующих действия, создающих основу для внедрения СМК, к моменту ее внедрения должны быть завершены: система должна быть уже и разработанной, и документированной. Поэтому непосредственно для внедрения СМК организации останется осуществить всего несколько дополнительных действий (табл. 1).
Действия, необходимые для внедрения СМК
Примечание. Исходная ситуация:все необходимые для СМК процессы, а также процедуры, рабочие инструкции, положения, правила, регламенты, стандарты и т. п. документы разработаны и утверждены, дополнительная ответственность и полномочия установлены.
Цель вторая. Для чего нужны ресурсы при поддержании СМК в рабочем состоянии?
Элементы инфраструктуры СМК
СМК как любая система состоит из элементов, функционирующих во взаимосвязи и взаимодействии. Для поддержания СМК в рабочем состоянии — а это второе направление деятельности, нуждающееся в предоставлении ресурсов, — необходимо, чтобы в рабочем (т. е. функционирующем) состоянии были все ее элементы. Надо только четко представлять, ЧТО является элементами СМК.
Свое мнение по этому вопросу автор выразил ранее в статье [19]. Обобщенно оно выглядит следующим образом. СМК — своеобразная система. Она объединяет МЕНЕДЖМЕНТ различных видов деятельности, влияющих на качество продукции (услуги). С точки зрения автора, это означает, что элементами СМК является содержание ВЗАИМОСВЯЗАННЫХ и ВЗАИМОДЕЙСТВУЮЩИХ МЕХАНИЗМОВ менеджмента, т. е. правила, процедуры, инструкции, порядки, регламенты и т. п. (далее — правила) выполнения тех видов деятельности, которые вошли в выбранную организацией модель СМК.
Для стандарта ISO 9001:2008 примеры соответствующих видов деятельности (объектов менеджмента) и механизмов их менеджмента (субъектов менеджмента, являющихся элементами СМК) представлены в табл. 2.
Заключение
Первое.Говоря непосредственно о самих требованиях п. 6.1, следует отметить, что они не вполне логичны и последовательны:
a) из триединых совокупностей действий по созданию СМК, а именно «разработка — документирование — внедрение», в требования стандарта о необходимости определения и предоставления ресурсов действия по разработке и документированию почему-то не попали;
б) включенное в стандарт требование об определении и предоставлении ресурсов на деятельность по внедрению СМК фактически является «холостым выстрелом», поскольку на деле не может быть использовано в качестве критерия сертификации: в ходе аудита любая организация будет предъявлять аудиторам ДЕЙСТВУЮЩУЮ СМК, тем самым доказывая выполнение этого требования АВТОМАТИЧЕСКИ;
в) требования о необходимости определения и предоставления ресурсов почему-то не охватили одну из неотъемлемых фаз жизненного цикла продукции — ВЫЯВЛЕНИЯ ТРЕБОВАНИЙ потребителей.
Автор надеется, что этот недостаток будет учтен и устранен в следующей редакции ISO 9001.
Второе.Если, тем не менее, поставить цель реализовать требования, содержащиеся в п. 6.1, то оказывается, что действия, для выполнения которых необходимо определять и выделять ресурсы, в каждом из указанных в этом пункте направлений деятельности вполне конкретны. Их набор представлен в табл. 1, 3, 4 и 5. Здесь остается только добавить, что потребности в соответствующих ресурсах в конкретных организациях могут отличаться от того набора, который автор представил в этих таблицах как наиболее вероятный. Но это — не самое главное.
Главное — это то, что у читателей теперь появится возможность четко обосновать НАПРАВЛЕНИЯ деятельности, на реализацию которых они запрашивают соответствующие ресурсы. В этом, собственно, автор и видел свою задачу, работая над данной статьей.
Кроме того, у читателей появится больше ясности и в вопросе о том, НА ЧТО надо предусматривать и выделять те ресурсы, о которых говорится в п.п. 5.1(е) и 5.6.2(с) стандарта ISO 9001:2008.
В завершение остается обратить внимание читателей, что действия, указанные в табл. 1, 3 и 4, относятся к ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по МЕНЕДЖМЕНТУ КАЧЕСТВА при осуществлении ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО СОЗДАНИЮ ПРОДУКЦИИ, конкретизированной в табл. 5. Поэтому:
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. ISO 9001:2008. Системы менеджмента качества. Требования.
2. ISO 9004:2000. Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности.
3. ISO 9004:2009. Менеджмент в целях достижения устойчивого успеха организации. Подход на основе менеджмента качества.
4. ISO 9001:1994. Системы качества. Модель для гарантирования качества при проектировании, разработке, производстве, монтаже и обслуживании.
5. Свиткин М.З., Мацута В.Д.Менеджмент качества на основе стандартов ISO: содержание, проблемы, перспективы. – СПб.: Изд-во ВСЕГЕИ, 2008.
6. ISO/ТS 16949:2009. Системы менеджмента качества. Особые требования по применению ISO 9001:2008 для организаций-производителей серийных и запасных частей для автомобильной промышленности.
7. ISO/ТS 29001:2010. Нефтяная, нефтехимическая и газовая промышленность. Отраслевые системы менеджмента качества. Требования к организациям, поставляющим продукцию и услуги.
8. СТО Газпром 9001–2006. Системы менеджмента качества. Требования. Ч. 1 и 2.
9. Руководство по применению стандарта ISO 9001:2000 в малом бизнесе. – М.: РИА «Стандарты и качество», 2001.
10. Руководство по применению стандарта ISO 9001:2000 в строительстве. – М.: РИА «Стандарты и качество», 2001.
11. Руководство по применению стандарта ISO 9001:2000 в области обучения. – М.: РИА «Стандарты и качество», 2002.
12. Руководство по применению стандарта ISO 9001:2000 в сфере услуг. – М.: РИА «Стандарты и качество», 2002.
13. Канне М.М., Иванов Б.В., Корешков В.Н., Схиртладзе А.Г.Системы, методы и инструменты менеджмента качества. – СПб.: Питер, 2009.
14. Окрепилов В.В. Менеджмент качества. – СПб.: Наука, 2003.
15. Шадрин А.Д. Менеджмент качества. От основ — к практике. – М.: НТК «Трек», 2004.
16. ГОСТ Р 51814.7–2005. Системы менеджмента качества в автомобилестроении. Оценка систем менеджмента качества.
17. Семинар «Управление ресурсами СМК» — http://www.webcast-standard.com/projects/onlineseminars/wfs-05.aspx (по сост. на 06.02.2011).
18. Стандарт НП СРО «Центрстройэкспертиза-Статус» от 02.03.2009 «Менеджмент ресурсов на предприятиях, занятых в сфере строительства (общие требования, руководящие указания)» — http://www.sro-russia.ru/datas/users/menres.pdf (по сост. на 6.02.2011).
19. Качалов В.А.Что такое целостность СМК и как ее сохранять? // Методы менеджмента качества. – 2010. – № 2–3.
20. ISO 8402:1986. Качество. Словарь.
21. ISO 8402:1994. Управление качеством и гарантирование качества. Словарь.
22. Качалов В.А.Что такое «постоянное повышение результативности СМК»? // Методы менеджмента качества. – 2007. – № 1.
Ресурсы, необходимые для СМК
Журнал «Методы менеджмента качества», 2011, №11-12
Для какой именно деятельности нужны ресурсы, упоминаемые в разд. 6.1 стандарта ISO 9001:2008? Этот вопрос, заданный дотошным менеджером по качеству, вполне ожидаемый. В разд. 6.1 стандарта ISO 9001:2008 [1] достаточно ясно указано, что «организация должна определить и предоставить ресурсы, необходимые:
а) для внедрения и поддержания в рабочем состоянии системы менеджмента качества и постоянного повышения ее результативности, а также
b) для повышения степени удовлетворенности потребителя посредством выполнения его требований».
Далее в стандарте ISO 9001:2008 даже дается подсказка, какие именно ресурсы должны быть определены и предоставлены: человеческие, инфраструктура и производственная среда.
В стандарте ISO 9004:2000 [2] этот список расширен за счет включения в него информации, поставщиков и партнеров, природных и финансовых ресурсов. А в ISO 9004:2009 [3] к ним, во-первых, добавлены еще знания и технологии, а во-вторых, изложены подробные рекомендации о том, как управлять процессами предоставления, размещения, мониторинга, оценивания, оптимизации, поддержания в работоспособном состоянии и защиты всех этих ресурсов.
В итоге мы имеем документы, в которых достаточно подробно описываются ВИДЫ ресурсов, необходимых для СМК, и методы управления ими. Но в них нет ответа на вопрос о том, ЧТО именно является объектом их приложения. Указаны только ЦЕЛИ, для достижения которых необходимо предоставить ресурсы. Их в стандарте ISO 9001:2008 названо четыре:
2. Поддержание СМК в рабочем состоянии.
3. Постоянное повышение результативности СМК.
4. Повышение степени удовлетворенности потребителя посредством выполнения его требований.
Вместе с тем, в любой компании руководитель, отвечающий за планово-экономическую деятельность, вряд ли примет от какого-то подразделения заявку на выделение ресурсов с обоснованием типа «на повышение результативности СМК». Он потребует указать конкретные действия и/или мероприятия, для реализации которых нужны заявленные ресурсы. А они в перечисленных стандартах НЕ УКАЗАНЫ, что и вызывает необходимость задать вопрос, сформулированный в начале статьи.
Попытаемся ответить на него, начав с анализа того, как эта проблема освещена в публикациях других специалистов и в описаниях различными организациями собственной СМК.
Ресурсы системы менеджмента качества
Каждая организация для достижения целей своей деятельности, а также соответствия выпускаемой продукции стандартам качества должна иметь определенной набор внутренних и внешних ресурсов. Политика в отношении ресурсов системы менеджмента качества (СМК) регламентируется стандартом ISO 9001:2015. Наиболее важными ресурсами компании, которые она использует для достижения целей своей деятельности, являются финансы, персонал, поставщики и партнеры, инфраструктура, знания и технологии, природные ресурсы. Для стабильной работы производства должен осуществляться постоянный мониторинг существующих ресурсов и поиск новых.
Финансовые ресурсы системы менеджмента качества
Повышение эффективности и результативности СМК может положительно сказаться на финансовых результатах организации. Внутри компании — это будет проявляться путем уменьшения ошибок в производственных процессах, снижением процента брака продукции, сведением к минимуму потерь времени и материалов. Внешнее повышение результативности СМК проявляется снижением количества отказов от продукции, сокращением расходов на ущерб, связанных с ответственностью за качество выпускаемой продукции.
Персонал компании в системе СМК
Эффективность работы компании прямо пропорционально зависит от компетентности ее сотрудников, которая достигается с помощью следующих действий:
Система менеджмента качества будет устойчивой и эффективной только в случае мотивированности персонала к работе. Усилить мотивацию сотрудников можно с помощью следующих шагов:
Партнеры компании как ресурс СМК
Среди ресурсов системы менеджмента качества важное место занимают партнеры компании, которыми могут быть финансовые и технологически институты, обслуживающие организации и поставщики продукции. Для успешного создания партнерских отношений компания должна учитывать следующие моменты: обеспечение партнеров всей необходимой информацией для увеличения их вклада в деятельность компании, поддержка партнеров путем обеспечения их ресурсами, передача им части дохода и разделение с ними потерь. Выбирая новых партнеров, руководство должно оценивать их возможный вклад в деятельность фирмы, потенциал для повышения их возможностей, расширение своих возможностей за счет кооперации с поставщиками, риски, обусловленные взаимоотношениями с партнерами.
Инфраструктура в действии
Эффективное управление инфраструктурой обязательно входит в ресурсы системы менеджмента качества. Компания должна регулярно проводить комплексный мониторинг пригодности всей используемой инфраструктуры для достижения ее целей. Для этого оценивается безопасность оборудования, его доступность, пригодность для ремонта и технического обслуживания, надежность. Крайне важно своевременно выявлять и устранять риски, связанные с работой оборудования. Также высшее руководство должно позаботиться о создании благоприятной производственной среды в компании, которая бы способствовала продуктивности и слаженной работе всех ее сотрудников.
Знания, информация и технологии
Для успешного функционирования системы менеджмента качества компания должна обеспечивать ее информацией и технологиями. Для этого на высшее руководство организации возложены обязанности создания системы знаний, необходимых для удовлетворения ее потребностей. Также руководство должно внедрять новые технологии в СМК для улучшения производства продукции, взаимодействия с потребителем, маркетинга, процессов аутсорсинга, взаимоотношений с поставщиками. Предприятие должно заботиться о целостности, доступности и конфиденциальности информации, а также технологий, используемых на производстве.
Природные ресурсы системы менеджмента качества
Успех компании и ее способности удовлетворять требования потребителей зависят во многом от доступности природных ресурсов. Предприятие обязано рассматривать возможности и риски, связанные с использованием и доступностью природных ресурсов. Также необходимо учитывать аспект защиты окружающей среды в проектировании и разработке продукции, чтобы снизить возможные риски. Компания должна стремиться к тому, чтобы по возможности свести к минимуму негативное влияние производства на окружающую среду, на протяжении всего цикла: от разработки и производства продукции до ее использования потребителем и утилизации.
Ресурсы, необходимые для СМК
«Методы менеджмента качества» Ноябрь 2011
Для какой именно деятельности нужны ресурсы, упоминаемые в разд. 6.1 стандарта ISO 9001:2008? Этот вопрос, заданный дотошным менеджером по качеству, вполне ожидаемый. В разд. 6.1 стандарта ISO 9001:2008 достаточно ясно указано, что «организация должна определить и предоставить ресурсы, необходимые:
а) для внедрения и поддержания в рабочем состоянии системы менеджмента качества и постоянного повышения ее результативности, а также
b) для повышения степени удовлетворенности потребителя посредством выполнения его требований».
Далее в стандарте ISO 9001:2008 даже дается подсказка, какие именно ресурсы должны быть определены и предоставлены: человеческие, инфраструктура и производственная среда.
В стандарте ISO 9004:2000 этот список расширен за счет включения в него информации, поставщиков и партнеров, природных и финансовых ресурсов. А в ISO 9004:2009 к ним, во-первых, добавлены еще знания и технологии, а во-вторых, изложены подробные рекомендации о том, как создать и управлять процессами предоставления, размещения, мониторинга, оценивания, оптимизации, поддержания в работоспособном состоянии и защиты всех этих ресурсов.
В итоге мы имеем документы, которые достаточно подробно описывают ВИДЫ ресурсов, необходимых для СМК, и методы управления ими. Но в них нет ответа на вопрос о том, ЧТО именно является объектом их приложения. Указаны только ЦЕЛИ, для достижения которых необходимо предоставить ресурсы.
Вместе с тем, в любой компании руководитель, отвечающий за планово-экономическую деятельность, вряд ли примет от какого-то подразделения заявку на выделение ресурсов с обоснованием типа «на повышение результативности СМК». Он потребует указать конкретные действия и/или мероприятия, для реализации которых нужны заявленные ресурсы. А они в перечисленных стандартах НЕ УКАЗАНЫ, что и вызывает необходимость задать вопрос, вынесенный в заголовок статьи.
Далее автор делает попытку ответить на него, начав с анализа того, как эта проблема освещена в публикациях других специалистов и в описаниях различными организациями собственной СМК.
Полезная информация
ISO 9001:2015 (ГОСТ Р ИСО 9001-2015). Пункт 7.1 «Ресурсы», подпункт 7.1.1 «Общие положения». Сущность требований и их реализация в СМК
Организация должна определить и обеспечить наличие ресурсов, необходимых для разработки, внедрения, поддержания и постоянного улучшения системы менеджмента качества.
Ресурсы, необходимые для разработки, внедрения, поддержания и постоянного улучшения системы менеджмента качества (далее СМК), включают: человеческие ресурсы (пункт 7.1.2 стандарта), инфраструктуру (пункт 7.1.3 стандарта), среду для функционирования процессов СМК (пункт 7.1.4 стандарта), ресурсы для мониторинга и измерений (пункт 7.1.5 стандарта), знания организации (пункт 7.1.6 стандарта).
Организация может определить вышеуказанные ресурсы следующим образом:
— человеческие ресурсы – в штатном расписании, в приказах, протоколах совещаний, др.;
— инфраструктура – в ведомостях основных средств, в инвентаризационных ведомостях, в технологических процессах или технологических картах, др.;
— среда для функционирования процессов – в федеральных законах, в приказах и постановлениях министерств, в СанПиН, в ГОСТ, в РД, в положениях, в инструкциях по охране труда, др.;
— знания организации – в законодательной, нормативно-правовой, методической и справочной документации; в должностных инструкциях; в стандартах организации (СТО); в регламентах; в положениях; в инструкциях; др.
Обеспечение ресурсов заключается в выделении средств на:
— обучение, подготовку (переподготовку) и повышение квалификации персонала;
— приобретение, внедрение и поддержание в рабочем состоянии инфраструктуры (техническое обслуживание и ремонт);
— создание и поддержание среды для функционирование процессов (затраты на работу, например, инженера по охране труда, обучение и поддержание знаний персонала в области охраны труда, техники безопасности, электробезопасности, пожарной безопасности и др.);
— закупку, внедрение и поддержание в пригодном состоянии ресурсов для мониторинга и измерений (техническое обслуживание, ремонт, поверка, калибровка, тестирование, защита от повреждений, др.);
— обучение, повышение квалификации, стажировка, приобретение нормативной и методической документации, разработка внутренней документации, участие в конференциях, семинарах, выставках, др.
Требования ГОСТ Р ИСО 9001-2015 (ISO 9001:2015)
Организация должна рассматривать:
a) возможности и ограничения, связанные с существующими внутренними ресурсами;
При обеспечении ресурсами организация должна учитывать состояние внутренних ресурсов, заключающееся, например, в уровне компетентности персонала, в уровне технического состояния технологического оборудования и транспорта, в финансовых возможностях и ограничениях в финансировании, ограничениях в получении арендованных производственных площадей, возможности в разработке методической документации, ограничения в возможности калибровки средств измерений, др.
Требования ГОСТ Р ИСО 9001-2015 (ISO 9001:2015)
Организация должна рассматривать:
b) то, что необходимо получить от внешних поставщиков.
Организация должна рассматривать ресурсы, которые необходимо получить от внешних поставщиков продукции и(или) услуг такие, например, как: сырье, материалы, детали, комплектующие, сборочные узлы, услуги по окраске, по нанесению гальванических покрытий, по транспортировке готовой продукции, услуги по специальной оценке условий труда, услуги по сертификации, информационные услуги, др.
Организация должна осуществлять управление внешними поставщиками в соответствии с требованиями пункта 8.4 стандарта ГОСТ Р ИСО 9001-2015 (ISO 9001:2015).
Специализированный консалтинговый центр «Систус Консалт» (СКЦ «Систус Консалт») при выполнении проектов: «Разработка СМК по ISO 9001 (Разработка системы менеджмента качества по ИСО 9001)» и «Внедрение СМК по ISO 9001 (Внедрение системы менеджмента качества по ИСО 9001)» реализует в системах качества выполнение требований подпункта 7.1.1 стандарта ГОСТ Р ИСО 9001-2015 (ISO 9001:2015) применительно к специфике деятельности и системе управления конкретной организации.
СКЦ «Систус Консалт» оказывает услуги организациям с любым профилем деятельности по разработке и внедрению СМК в соответствии с требованиями ISO 9001:2015 (ГОСТ Р ИСО 9001-2015). Обращайтесь в наш Центр и Вы получите высококвалифицированную консультационную помощь в создании «работающей» СМК, что позволит Вашей Компании улучшить качество продукции (услуг), повысить удовлетворенность потребителей, результативность и эффективность бизнеса.
Методический отдел СКЦ «Систус Консалт»
Система менеджмента качества (СМК) на предприятии
Система менеджмента качества (СМК) на предприятии
Менеджер МСФО в ООО «Эм Эм Эс Коммьюникейшнз» (входит в рекламный холдинг Publicis Russia)
Понятие системы менеджмента качества
Система менеджмента качества — это набор специальных практик, внутренних политик, методик для работы компании, целью которых является удовлетворение покупателей товарами и услугами высоко качества на постоянной основе.
ISO 9001 — это набор требований для создания правил, политик, процессов, процедур предоставления продуктов и услуг, отвечающих потребностям клиентов и повышающих их удовлетворенность. Стандарт системы менеджмента качества поддерживается Международной организацией по стандартизации и согласовывается большинством стран-членов этой организации, с тем чтобы он мог быть признан на международном уровне, а также принят в качестве золотого стандарта для процессов, используемых во всем мире для СМК. Идентичным переводом этого стандарта на русский язык является ГОСТ ISO 9001.
Для того, чтобы компания могла пройти сертификацию системы менеджмента качества в соответствии с международными требованиями ISO 9001, ей необходимо иметь систему менеджмента качества, а именно —разработать, утвердить, а также ввести в работу следующие документы:
Уполномоченные органы по сертификации по-разному проводят проверку внедрения компаниями требований ISO 9001. Существует более и менее лояльные органы по сертификации. Для прохождения сертификации на уровне серьезного европейского органа, необходимо внедрить СМК и постоянно поддерживать ее в рабочем состоянии, что требует много усилий. Зато бонусом для компании станет признание сертификата на мировом уровне.
В каких случаях компании может потребоваться СМК
Как уже было описано выше, наличие действующей системы менеджмента качества компании подтверждается сертификатом. В России часто можно встретить обязательное условие о наличии сертификата. Такой документ точно потребуется участникам тендеров, госзакупок, конкурсов по качеству. Также его могут попросить некоторые клиенты, потребители.
Сертификация требуется для отдельных видов производства, услуг, таких как, разработка и производство военной техники, вооружения, средств связи, прочей стратегически важной продукции.
Сертификация также применяется при государственном регулировании. Так, наличие этого документа плюс действующая СМК помогут преодолеть нетарифные барьеры в виде обязательной сертификации, установленные рядом стран.
В чем плюсы СМК для компаний
В остальных случаях получение сертификата является необязательным условием, но также дает выгоды при работе с контрагентами.
Так, наличие сертификата качества дает компании возможность сотрудничать с большим количеством других организаций. Современная реальность такова, что компании проще выйти с товаром на рынок, имея данный сертификат. Многие компании ищут партеров-поставщиков товаров, услуг, у которых есть сертификат ISO 9001. Что их мотивирует его требовать? Одни являются приверженцами передовых практик управления, посредством контрактов они хотят, чтобы такие технологии использовали их контрагенты. Для других — это некая гарантии проверки организации на прочность. Также наличие сертификата является альтернативой выездного аудита возможного партнера, что экономит силы, а также деньги компании.
Для инвесторов наличие данного документа будет является подтверждением того, что поставщик сможет обеспечить стабильные поставки.
Если сертификат будет выдан авторитарным, признанным органом по сертификации, то статус получателя от этого только вырастет. Репутация, как известно, легко конвертируется в прибыль.
Сертификат становится дополнительным подтверждением состоятельности, надежности компании, что может способствовать снижению страховых взносов, а также кредитных ставок при обращении к крупным страховым компаниям, банкам.
Упоминание о сертификате может выгодно использовать в рекламе, что однозначно привлечет больше потенциальных покупателей.
Наличие такого документа на стене директора компании будет говорить передовых взглядах на управление компанией, приоритетах качестве продукции.
Стоит отметить, что сертификация может быть интересна не только партнерам по бизнесу, но и руководству предприятия. Так как при прохождении сертификации можно обнаружить слабые места рабочих процессов, а также понять текущие проблемы компании.
Внутренние причины для внедрения СМК
Рассмотрим внутренние причины для внедрения СМК. Основная — это качественная перестройка работы всего предприятия, когда все рабочие процессы становятся понятными. Брак становится явным. Статистические методы позволяют выявить, а также исправить до 85% причин возникновения брака.
Появляется возможность разработать механизм, предупреждающий жалобы, претензии со стороны потребителей, который будет работать как часы.
Матрица, построенная согласно стандартам ISO, увеличивает значение роли руководства, дает ему возможность сосредоточить силы на стратегическом управлении, делегировать полномочия, тем самым увеличить вовлечение в рабочий процесс остальных сотрудников.
Работающая СМК также повышает финансовую привлекательность компании. Ведь расти стоимость активов будет за счет роста цены высококачественной продукции, а также увеличения стоимость торговой марки предприятия. Для акционерных обществ это влияет на повышении курса акций.
Встречаются организации, которые внедряют у себя СМК по стандарту ISO 9001, но отказываются от услуг по сертификации, соответственно, сертификат не получают. Такой вариант возможен в схеме обязательного подтверждения соответствия в Евросоюзе. Вместо сертификации, организации как бы декларируют наличие у них эффективно действующей СМК. Это называется нотификацией.
Несмотря на явные выгоды от сертификата, польза от него зависит от того, насколько менеджмент организации поработал с ISO 9001.
Но порой для организации польза от создания СМК выходит на второй план, главное получит сам документ. Это печально, так как именно эффективно работающая система менеджмента качества даст намного больше прибыли, прочих нематериальных на первый взгляд выгод.
Фирма «1С» обеспечивает добровольную сертификацию франчайзинговых фирм по стандарту ISO 9001:2015 и ГОСТ Р ИСО 9001-2015. Подробности, а также список фирм-франчайзи, имеющих сертификат ISO 9001, смотрите здесь >>>
Принципы управления качеством
Система менеджмента качества ISO 9001 основана на семи принципах:
Ориентация на клиента. Основной целью любой организации должно быть удовлетворение, превышение ожиданий потребителей, клиентов. Когда бизнес-процессы более эффективны, качество выше, больше клиентов могут быть удовлетворены продукцией.
Развитие корпоративной культуры. Создание процветающей корпоративной культуры обеспечивает внутреннюю среду, позволяющую сотрудникам полностью реализовать свой потенциал, активно участвовать в достижении целей компании. Это мотивирует людей, которые могут значительно повысить свою производительность, лояльность.
Вовлечение сотрудников. Это один из фундаментальных принципов. Руководство вовлекает персонал в создание и предоставление ценности, независимо от того, работают ли они полный рабочий день, неполный рабочий день, на аутсорсинге или внутри компании. Организация должна поощрять сотрудников к постоянному повышению их квалификации. Этот принцип также предполагает расширение прав, возможностей сотрудников, вовлечение их в процесс принятия решений, признание их достижений. Когда людей ценят, они работают на пределе своих возможностей, потому что это повышает как их уверенность, так и мотивацию.
Процессный подход. Этот подход предполагает понимание того, что хорошо отложенные рабочие процессы приводят к повышению согласованности, ускорению деятельности, снижению затрат, количеству отходов, а также постоянному совершенствованию.
Постоянное совершенствование. Бизнес должен уметь постоянно создавать новые процессы, адаптируясь к новым рыночным ситуациям.
Принятие решений на основе фактических данных. Компании, принимающие решения на основе проверенных, проанализированных данных, лучше понимают рынок.
Управление взаимоотношениями. Это создание взаимовыгодных отношений с поставщиками, розничными торговцами, управление процессом цепочки поставок, а также развитие отношений с контрагентами для устойчивого делового сотрудничества, успеха.
Каждый элемент системы менеджмента качества помогает достичь общих целей удовлетворения потребностей клиентов, организации.
Рассмотрев основы, которые необходимо знать об СМК, давайте внимательно изучим этапы внедрения подобной системы на уровне компании.
При внедрении СМК проектирование — это первый процесс, который следует выполнить. Нужно выбрать методику, которая подходит для бизнеса, перечислить заинтересованные стороны, спланировать свои временные рамки, решить, собираетесь ли пройти сертификацию (если она обязательна и необходима), собрать существующие документы.
Затем наметить стратегию, которая позволит легко следовать плану реализации.
Точно так же необходимо разместить на внутреннем сайте или сетевом диске компании все шаблоны, которые планируются использовать для внедрения, в соответствии с доступами к информации по отделам. В инструкции должна быть включена информацию о её цели, сфере применения, о том, кто несет ответственность за внедрение.
Если у компании уже есть процедуры, описанные выше, можно начать со второго шага. Тем не менее, надо будет убедиться, что процедуры, которые уже есть, актуальны плюс соответствуют целям, задачам.
На втором этапе организуется доступ сотрудников к печатным инструкциям, а также обучению.
Измерение СМК заключается в определении эффективности, результативности каждого процесса при достижении его целей. При измерении следует убедиться, что процесс, используемый при контроле, измерении документов аналогичен составленному при проектировании.
Обзор, улучшение
Это заключительный шаг при внедрении СМК. Все, что нужно сделать здесь — это проверить СМК, чтобы сообщить результаты своим сотрудникам. Тогда сотрудники будут знать, какие области соответствуют стандарту СМК, изложенному компанией, видеть те области, которые необходимо улучшить.
После рассмотрения документов также важно улучшить то, что есть, основываясь на предложениях, сделанных ответственными экспертами по предмету в различных отделах. Это поможет компании доработать и усовершенствовать систему до того, как она будет окончательно подвергнута проверке регулирующих органов.
Как избежать ошибок при внедрении СМК
Ниже перечислены некоторые из наиболее распространенных проблем, а также, что нужно сделать, чтобы сэкономить время и энергию при их возникновении.
Стремление к совершенству. Правда в том, что идеальной СМК нигде нет. Стремясь к совершенству, можете увязнуть в деталях, вместо того чтобы реализовать «лучшее возможное» решение, чтобы было на чем строить. Помните, что непрерывное совершенствование встроено в СМК, поэтому оно будет происходить с течением времени.
Ненужная документация. У организаций есть много документов, которым они в конечном итоге теряют счет. Это влияет на выпуск и производительность труда работников в долгосрочной перспективе. Однако следует должны отметить, что цель СМК не в том, чтобы создавать документы, а в том, чтобы надлежащим образом передавать правильную информацию.
Жесткая природа СМК. Можно создать СМК, которая не является гибкой. Если изменить процедуру в СМК слишком сложно, она может работать неэффективно. Если СМК такова, то при необходимости ее будет трудно улучшить. Поскольку требования клиентов и компании постоянно изменяются, существует потребность в том, чтобы СМК также развивалась. Нужно время от времени улучшать действующую СМК, чтобы она могла идти в ногу с изменениями, которые претерпевает компания. Это улучшит производительность, поможет использовать новые возможности.
Отсутствие мотивации. Иногда компания принимает решение о разработке СМК под влиянием внешних факторов, не привлекая при этом своих сотрудников. Когда это происходит, в компании обычно царит атмосфера «они и мы». Поскольку нежелание обычно возникает из-за страха потерять работу, необходимости делать больше работы или переподготовку, лучше проинформировать всех сотрудников и руководство о следующих шагах, которые хотите предпринять с СМК. Держите всех в курсе, вовлекайте их, чтобы они были мотивированы. Поговорите со всеми участниками, дайте им понять, почему вы должны внедрять СМК в компании. Убедитесь, что они понимают, что речь идет об эффективности, облегчении их работы, достижении лучших результатов. Тогда они будут мотивированы, чтобы поддержать вас и увидеть успех системы.
Мало или вообще никакого внимания к клиентам. Если не будете внимательны, то, сосредоточившись на процессах СМК, а не на результатах, погрязнете в документировании и организации, забыв о цели СМК удовлетворить клиентов. Никакого уровня качества недостаточно, если клиенты не удовлетворены. Необходимо инвестировать время и ресурсы, чтобы узнавать о потребностях клиентов, общаться с ними.
Заключение
Как бы ни была важна система менеджмента качества для компании на каждом этапе роста, большинству владельцев бизнеса по-прежнему трудно ее внедрить. Они считают, что это дорогостоящая маркетинговая стратегия для таких компаний, как Apple, Samsung и Ford. Или — что это слишком большая работа, сложная, и рентабельность инвестиций в конце концов не стоит того.
На самом деле СМК жизненно важна для любой компании. Выгоды от внедрения этой системы в любой компании многочисленны, к которым относятся: