какие рынки бывают в бизнесе

Рыночная экономика: что это и как работает

Рассказываем, как действует рыночная экономическая модель, за счёт чего она существует и чем отличается от плановой экономики.

какие рынки бывают в бизнесе. Смотреть фото какие рынки бывают в бизнесе. Смотреть картинку какие рынки бывают в бизнесе. Картинка про какие рынки бывают в бизнесе. Фото какие рынки бывают в бизнесе

Что такое рыночная экономика

Рынок — это совокупность экономических отношений, отношений производителей и потребителей, касающихся обмена ресурсами, то есть торговли.

Продавец предлагает свой товар, а покупатель отдаёт за него некий обменный эквивалент. При этом товаром в рыночной экономике может быть не только продукт или услуга, но и земля, труд, капитал и другие ресурсы. Эквивалентом для обмена могут служить как деньги, так и другие финансовые активы — акции компаний, вклады и прочее. А в качестве продавцов и покупателей могут выступать различные предприятия или государство.

В связи с этим существует множество классификаций рынков, например:

Рыночная экономика — это экономическая модель, основанная на добровольном обмене ресурсами между продавцами и покупателями с учётом действия законов спроса и предложения.

Признаки рыночной экономики

Свободное взаимодействие производителей и потребителей возможно лишь при соблюдении нескольких условий. Так основными признаками рыночной экономики являются:

1. Частная собственность

Рыночная экономика немыслима без права частной собственности, позволяющего покупателям приобретать товары, а производителям получать прибыль от их продажи.

2. Свобода предпринимательства

Предпринимательство — самостоятельная деятельность людей, направленная на получение прибыли. Осуществление предпринимательской деятельности возможно как в форме организации, так и без неё.

Любая предпринимательская деятельность связана с риском. За все финансовые вложения в свой бизнес продавец отвечает сам — никто не возместит ему убыток в случае, если его товар оказался не востребован покупателями.

Основные формы осуществления предпринимательской деятельности:

какие рынки бывают в бизнесе. Смотреть фото какие рынки бывают в бизнесе. Смотреть картинку какие рынки бывают в бизнесе. Картинка про какие рынки бывают в бизнесе. Фото какие рынки бывают в бизнесе

3. Конкуренция

Конкуренция — это соперничество производителей за потребителя. Чтобы привлечь как можно больше покупателей, производители могут:

Недобросовестные способы конкуренции, например, подделку товара или распространение ложных сведений о продукции конкурентов, здоровая рыночная экономика запрещает.

4. Свободное ценообразование.

Цена на рынке должна формироваться с учётом интересов и продавцов, и покупателей. Она зависит от двух основных показателей рыночной экономики:

Если товара на рынке больше, чем нужно покупателям, — его цена падает, и продавцы могут разориться. Если число желающих приобрести товар превысит количество товара на рынке — возникает дефицит, и цена на товар увеличивается.

В идеальных условиях спрос должен быть равен предложению — тогда образуется выгодная всем равновесная цена, позволяющая производителям получать прибыль, а покупателям приобретать товар, удовлетворяющий соотношению цены и качества.

какие рынки бывают в бизнесе. Смотреть фото какие рынки бывают в бизнесе. Смотреть картинку какие рынки бывают в бизнесе. Картинка про какие рынки бывают в бизнесе. Фото какие рынки бывают в бизнесе

Функции рыночной экономики

Способы перехода к рыночной экономике

В начале XX века в мире сложились две господствующих экономических системы — плановая и рыночная.

При плановой (централизованной) экономике всё производство в стране принадлежит государству. Количество производимых товаров и услуг, а также цены на них устанавливаются правительством.

Рыночная экономика предполагает свободный обмен товарами и услугами в условиях конкуренции и свободы выбора. Цены и количество производимых товаров регулируются спросом и предложением.

К концу XX века рыночная система экономики доказала большую эффективность, поэтому большинство стран перешли на этот путь экономического развития.

Следует отметить, что построение здоровой рыночной экономики без вмешательства государства невозможно. Оно необходимо, чтобы:

Поэтому современная экономика — это смешанная система, сочетающая черты свободного рынка и государственного контроля.

Практика показала, что переход от централизованной экономики к рыночной возможен двумя путями:

Большинство государств используют второй способ, поскольку на момент перехода не обладают условиями для проведения реформ.

Рыночная экономика в современной России

Экономика Советского Союза полностью регулировалась государством: правительство контролировало производство всех товаров и услуг и устанавливало цены на них. Частная предпринимательская деятельность преследовалась по закону.

Распад СССР привёл к экономическому кризису. Прежняя экономическая модель перестала быть эффективной, поэтому в 1992 году правительство России приняло решение о переходе на рыночную экономическую модель. Предпосылками для этого стали:

С 1991 по 1992 год в России был проведён ряд реформ по приватизации государственного имущества и отмене государственной монополии на экспорт. Было разрешено частное предпринимательство. Крупные предприятия стали акционерными обществами, а средние и малые продавались частным лицам. Появилось много ниш для развития бизнеса. Для защиты рынка от недобросовестной конкуренции была создана Федеральная антимонопольная служба (ФАС).

В конце 1990-х годов в стране работало более 860 тысяч частных предприятий, обеспечивающих 6,5 миллионов рабочих мест. Дефицит потребительских товаров удалось ликвидировать, спрос превысил предложение, появились условия для конкуренции.

Однако экономика развивалась неравномерно. Появились крупные корпорации, специализирующиеся на добыче сырья и тяжёлой промышленности, а количество предприятий лёгкой, сельскохозяйственной и пищевой промышленности резко сократилось.

В настоящий момент российская экономика развивается, однако государство по-прежнему оказывает сильное влияние на работу рынка. Основу экономики составляет продажа сырья, производимая государственными корпорациями. Промышленные и торговые компании выкупаются крупными банками. Российский рынок напрямую зависит от международных цен на энергетические ресурсы, стоимость мировых валют и других внешних факторов.

Источник

Рынок

Что такое рынок

Рынок — это система экономических отношений между продавцом и покупателем, которая позволяет совершать обмен необходимыми ресурсами. Понятие рынка неразрывно связано с товарами, так как продукт — это главная его единица. Благодаря разделению труда людям приходится обмениваться продукцией друг с другом, ведь рынок — это то, что возникает из-за ограниченности человеческих ресурсов. Когда один человек не может самостоятельно производить все, что ему нужно, ему приходится обменивать товары — это рождает рынок.

Признаки рынка

Каждый вид рынка нацелен на разные продукты. Рынки эксплуатируют материальные объекты, умственные затраты и интеллектуальные труды. Они обладает неизменными признаками, по которым функционируют:

Нерегулируемый спрос. Потребитель решает, сколько ему нужно товаров и услуг.

Нерегулируемое предложение. Производитель решает, сколько производить.

Функции рынка

Рынок должен найти ответы на вопросы: что, как и для кого производить, поэтому он выполняет следующие функции:

Ценообразование. Цена устанавливается на основе законов рынка: спроса, предложения и возникающей конкуренции. Она отражает, насколько полезен данный продукт.

Посредничество. Рынок соединяет потребителей и производителей, и у каждого есть свобода выбора.

Регулирование спроса и предложений. Это устанавливает баланс товаров и услуг.

Информирование. Информация о товарах, продавце, размерах спроса на конкретные товары, состоянии экономики в целом.

Стимулирование. Постоянно отвечая на спрос предложением, участники рынка повышают качество товаров, создают новые технологии и поддерживают эффективность экономики.

Очищение. Экономика освобождается от ненужной деятельности, слабых единиц и поощряет развитие перспективных.

Формы организации

Для нормального функционирования рынку нужны самостоятельные организации, оснащенные средствами связи, на основе которых можно осуществить обмен товарами. Формы организации рынка — это то, каким образом, в каком месте и виде реализуется его работа, например, магазин, ярмарка, аукцион, терминал.

Популярные формы организации рынка:

Биржи — союз юридических и физических лиц, которые проводят оптовые торговые операции, цены на продукцию устанавливаются конкуренцией.

Аукцион — публичные торги, здесь продавец увеличивает цену, благодаря конкуренции покупателей.

Выставки — тематические выставки новейших технологий, автомобилей, разного рода товаров и услуг. На их базе организуют небольшие курсы, семинары, встречи с целью обмена опытом и консультации.

Ярмарки — мероприятия, которые организуются для покупок, продажи во всех отраслях производства. Бывают международные, всероссийские, региональные ярмарки.

Субъекты рынка — те, кто участвуют в обмене товаров (продавцы и покупатели). Объекты рынка — это то, на что обменивают (деньги, товары, услуги).

Виды рынков

Рынок принимает много форм и зависит от большого количества характеристик, поэтому он делится на виды по следующим признакам:

по территориальному признаку — местный, региональный, национальный, мировой;

по субъектам — покупатели, продавцы, госучреждения;

по объектам — рынки товаров и услуг, финансовый;

по формам — рынки кооперативов, государственный, арендный, совместных предприятий;

с учетом производства — замкнутый, насыщенный, смешанный;

по легальности — легальный, нелегальный;

по степени насыщенности товарами — равновесный, дефицитный, избыточный;

по степени экономической свободы — свободный, регулируемый.

Преимущества и недостатки рынка

Преимущества рынка в том, что участников рыночных отношений не ограничивают по численности, между ними свободная конкуренция и свободный доступ ко всем видам хозяйственной деятельности. На рынке не ограничены движения капитала и рабочая сила, информация в свободном доступе у всех участников.

Несмотря на то, что рынок — удобная и достаточно гармоничная система, в ней есть недостатки:

все зависит от случая;

невозможно сделать долгосрочный прогноз;

проблемы с экологией;

Законы рынка

какие рынки бывают в бизнесе. Смотреть фото какие рынки бывают в бизнесе. Смотреть картинку какие рынки бывают в бизнесе. Картинка про какие рынки бывают в бизнесе. Фото какие рынки бывают в бизнесе

Закон стоимости

Согласно этому закону обменивают товары, которые равны по стоимости. Производство становится более эффективным, ресурсы распределяются по отраслям, происходит дифференциация производителей.

Закон спроса и предложения

Закон спроса устанавливает обратную зависимость между объемом спроса на товар и его ценой. А закон предложения устанавливает прямую зависимость от объема предложения товара и его цены. То есть, чем выше цена, тем выше предложение, чем ниже цена, тем ниже предложение. Так законы спроса и предложения формируют цену на товар.

Закон конкуренции

Рынок не может существовать без конкуренции, из-за того, что товары создают разные производители, на нем происходит постоянная борьба. Все субъекты рынка пытаются получить максимальную выгоду, и этот закон иллюстрирует, что конкуренция — хозяйственная сила, объективно необходимая на рынке.

Конкуренция — важный фактор существования рынка, она выполняет ценообразующую, регулирующую, стимулирующую, контролирующую, разделяющую функции.

Существует несколько типов конкуренции: чистая конкуренция, монополия, олигополия, монополистическая конкуренция. Каждый из них описывает, сколько, как и каким образом участники рынка влияют на цену.

Способы регулирования рынка государством

Государство регламентирует правила экономических взаимодействий и регулирует рынок разными способами:

фиксированные цены на жизненно необходимые товары и услуги;

акцизный сбор, плата за высокорентабельные товары, его включают в стоимость продукта, поэтому его оплачивают покупатели, например, при покупке алкоголя и табака;

дотация — отрицательный налог, обычно получают производители, но иногда и покупатели;

Условия развития рыночного хозяйства

Чтобы рынок развивался, обогащал экономику и создавал условия для реализации бизнеса, должны быть условия:

свободная конкуренция, в которой есть свободное ценообразование, отсутствие монополии, законы, охраняющие права частной собственности;

наличие финансовых резервов для роста экономики: трудовые и природные ресурсы, свободный капитал.

Заключение

Современное общество трудно представить без рынка, он регулирует многие важные не только финансовые, но и социальные институты. Рынок — не идеальная система, но она позволяет разделять группы товаров между людьми, организовать бизнес и отслеживать зависимость цен от спроса и предложения.

Источник

Классификация рынков. Типы и виды рынков. Система, структура и инфраструктура рынка

Рынок имеет сложную структуру, охватывая своим влиянием все сферы экономики.

Структура рынка – это внутреннее строение, расположение, порядок отдельных элементов рынка.

Можно назвать следующие признаки структуры рынка: тесные связи между ее элементами; определенная устойчивость этих связей; целостность, совокупность данных элементов.

Рынок охватывает элементы, непосредственно связанные с обеспечением производства, а также элементы материального и денежного обращения. Существенное влияние на рынок оказывает наличие различных форм собственности и хозяйствования, особенности сферы товарного обращения, уровень разгосударствления и приватизации и другие факторы. Он связан и с непроизводственной сферой и даже со сферой духовной (область платной реализации продуктов интеллектуальной деятельности ученых, писателей, художников и др.). Все это обусловливает сложную структуру рынка, разнообразие его типов и видов.

Совокупность всех рынков, расчлененных на отдельные элементы на основе разнообразных критериев, образует систему рынков.

В экономической литературе выделяется более десятка критериев для характеристики структуры и системы рынка, его классификации. Рассмотрим некоторые из них.

В рыночной структуре особо выделяют также следующие виды рынков:

В реальной практике основные виды рынков подразделяют на различные субрынки, или рыночные сегменты. Сегментация рынка – это разделение потребителей данного товара на отдельные группы, предъявляющие к товару неодинаковые требования. Сегментация рынка может быть проведена разными путями с использованием различных факторов.

Во-первых, с учетом географических факторов можно выделить группы потребителей по регионам, административному делению, плотности населения, климатическим условиям.

Во-вторых, если исходить из демографических факторов, то можно сгруппировать потребителей по возрасту, полу, размеру семьи, уровню доходов, профессиональному составу, уровню образования, религиозной принадлежности, национальному составу.

В-третьих, с учетом поведения различных групп потребителей можно выделить следующие сегменты рынка: а) приобретение товаров носит случайный характер; б) поиск выгод при покупке товаров; в) статус постоянного клиента; г) эмоциональное (положительное, негативное, безразличное) отношение к товару.

В-четвертых, потребителей также можно разделить на группы по социальному составу (с различной степенью достатка), стилю жизни (элитарный, молодежный, спортивный и т.д.), личным качествам (амбициозные, авторитарные, импульсивные).

Типы и виды рынков не изолированы, а неразрывно связаны и существуют как единая рыночная система, все элементы которой находятся в определенных соотношениях друг с другом. Роль этих соотношений, пропорций исключительно велика.

Цивилизованный рынок предполагает наличие развитой инфраструктуры, обеспечивающей его эффективное функционирование.

Впервые термин «инфраструктура» был использован в экономическом анализе для обозначения объектов и сооружений, обеспечивающих жизнеспособность вооруженных сил (начало ХХ века). В 1940-е гг. на Западе под инфраструктурой стали понимать совокупность отраслей, обслуживающих нормальное функционирование материального производства.

Для нормального функционирования рынка необходима четко налаженная работа различных специализированных учреждений, предприятий, организаций и служб. Система таких учреждений, предприятий, организаций и служб, обеспечивающих движение товаров и услуг, представляет собой рыночную инфраструктуру.

Рыночную инфраструктуру определяют по-разному:

В целом инфраструктуру можно определить как совокупность институтов, систем, служб, предприятий и организаций, обслуживающих рынок и выполняющих определенные функции по обеспечению нормального режима его функционирования.

Основными элементами инфраструктуры рынка в современных условиях являются:

Инфраструктура призвана обеспечить цивилизованный характер деятельности рыночных субъектов, ее элементы не навязаны субъектам извне, а порождены самими рыночными отношениями.

К основным функциям инфраструктуры рынка относят:

Источник

Виды рынков в экономике

Понятие рынка и его особенности

Рынок — это совокупность всех отношений, форм и организаций сотрудничества людей, наделенных свободой действий и выбора в области купли-продажи. На его функционирование влияют механизмы спроса и предложения, цена, конкуренция.

Признаки:

Условия для полноценной работы:

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Преимущества рынка:

Минусы:

Виды рынков

По соответствию деятельности законодательству выделяют легальный и теневой. Легальный работает в соответствии с законами, теневой — неофициально.

В зависимости от производимой продукции рынок может быть:

По территориальной принадлежности отличают следующие разновидности:

По типу конкуренции применяют следующую классификацию:

При монополии на рынке работает только один крупный продавец, пример — газоснабжение. При олигополии действуют несколько продавцов и покупателей, рынок четко поделен, пример — мобильная связь.

В рамках монополистической конкуренции существует множество продавцов, производящих схожие товары. В монопсонии господствует один покупатель.

По объему продаж выделяют розничный и оптовый рынки.

По объекту обмена:

По субъектам:

По отрасли:

По товарным группам:

По уровню насыщенности:

По виду ассортимента:

Источник

Что такое рынок?

какие рынки бывают в бизнесе. Смотреть фото какие рынки бывают в бизнесе. Смотреть картинку какие рынки бывают в бизнесе. Картинка про какие рынки бывают в бизнесе. Фото какие рынки бывают в бизнесе

По определению американского экономиста К.Макконелла, «рынком можно назвать любой институт, который сводит вместе покупателей и продавцов конкретных товаров и услуг». А вот как объясняет, что такое рынок, журнал Economics: «это система добровольного обмена потребителей и производителей, базирующаяся на использовании денег… это универсальный способ движения жизненных благ от человека к человеку, от государства к государству. Это оптимальное решение экономических проблем».

Неотъемлемая часть любой рыночной системы – это товар. По сути, без товаров не бывает рынков. И наоборот: без рынков не бывает товаров.

Рынок труда

Есть несколько определений этого понятия, предложенных французскими, английскими и американскими маркетологами. Прежде чем перечислить их, отметим: этот вид рынка существует только в тесной связи с другими. Представим, к примеру, что рост инфляции снизил объём инвестиций в производство обуви. Директор обувной фабрики будет вынужден сократить число рабочих мест, а это тут же скажется на уровне безработицы.

Итак, рынок труда можно определить:

Рынок России

Как и в других странах, в нашей стране действуют рынки:

Всемирное внимание в последние годы приковывает к себе фондовый рынок России. Американские аналитики называют его перспективным. Несмотря на свойственные российской экономике высокие риски, доходность от успешно проведённых операций тоже высока. Как отмечает экономический портал UtMag, «Операции с ценными бумагами в Российской Федерации – это перспективный полигон для долгосрочного и краткосрочного инвестирования, позволяющий не только защитить капитал от инфляции, но и приумножить его».

Анализ рынка

Ведение бизнеса в какой бы то ни было сфере рекомендуют начинать с исследования этой сферы. В этом и состоит анализ рынка – то есть, подробное изучение его уникальных особенностей с тем, чтобы в дальнейшем принимать верные бизнес-решения. Данные, собранные в ходе исследования – статистика продаж товаров и услуг, результаты опросов населения – помогают ближе узнать клиента и понять, что конкретно ему нужно. И, конечно, выявить сильные и слабые точки конкурентов, производящих аналогичную продукцию. Только «прощупав почву» таким образом, предприниматель может занять свою рыночную нишу и прочно утвердиться в конкурентной среде.

Рынок услуг

Ещё одна разновидность экономических отношений покупателя и продавца – это рынок услуг. Причём самых разнообразных: образовательных, медицинских, юридических и т.п. Посреднического звена здесь фактически нет, ведь услуга, как правило, потребляется на месте. Она может быть материальной (скажем, ремонт бытовой техники или пошив одежды) и нематериальной (например, репетиторство или консультирование). Предложение быстро находит спрос, так как большинство услуг оказываются не один раз, а регулярно, ведь их нельзя «хранить». В целом, любой сервис призван повысить качество жизни человека.

Цены на рынке

Будь то сфера недвижимости, товаров или услуг, цены на рынке – это инструмент конкуренции. Есть несколько главных ценообразующих факторов, от которых зависит, какую цифру мы увидим на приклеенном к товару ценнике:

Есть и дополнительные факторы, влияющие на решение продавца: себестоимость товара, сезонность, география региона, где реализуется продукт. И ещё: перед тем, как ввести товар или услугу в свой каталог, продавец изучает платёжеспособность своей аудитории.

Рынок финансов

Слово finansia впервые стали применять итальянцы в 13 веке. Оно означало любой денежный платёж. Вскоре этот термин вышел далеко за пределы родной Италии, и теперь он даёт определение целой рыночной системе.

Чтобы экономика развивалась, необходимо, чтобы временно свободные денежные средства постоянно циркулировали между разными экономическими секторами. Для этого-то и нужен рынок финансов. Он включает в себя три сегмента, которые оперируют:

Состояние этих трёх рыночных секторов – показатель «здоровья» экономики как отдельного государства, так и всего мира.

Рынок ценных бумаг

Это часть финансового рынка. Здесь продаётся и покупается нечто особенное – не материальная вещь, не деньги и не услуга. Здесь циркулирует уникальный товар – бумаги, удостоверяющие:

Ценность этих денежных документов – не в них самих, а в правах, которые они способны предоставить своему потенциальному владельцу. Покупатель обменяет свой продукт или деньги на такие документы только в одном случае: если будет уверен, что они равны или даже превосходят по своей ценности предмет обмена. На этом и строится рынок ценных бумаг.

Мировой рынок

Это понятие существует уже несколько веков – с тех пор, как были открыты географические пути сообщения между странами и континентами, развилась морская, наземная и воздушная техника. Постепенно торговля стала глобальной, в товарно-денежный обмен включились все государства, ведь ресурсы Земли распределены неравномерно, и каждая страна ощущает нехватку тех или иных товаров.

Сегодня мировой рынок – это сфера обмена товарами и услугами на коммерческой основе во всемирном масштабе, подкреплённая стабильными товарно-денежными отношениями. Сама торговля при этом может происходить разными путями: на международных биржах, аукционах, торгах, ярмарках.

Функции рынка

Экономисты выделяют такие функции рынка:

Структура рынка

Чтобы понять, какова структура рынка, нужно сперва разобраться в критериях, по которым она определяется:

С точки зрения конкурентных отношений рыночная система может быть смешанной, свободной, монополистической и олигополистической.

По своему механизму рынок может быть свободным, регулируемым, неразвитым или деформированным.

По характеру продаж – оптовым и розничным.

Классификация рынков

Рынок может быть не только местным или национальным. С точки зрения использования товаров он может быть посвящён:

В свою очередь, у каждой из этих групп есть множество разветвлений. Скажем, потребительский рынок можно разделить на рынок одежды, обуви, бытовой техники, электроники и т.д.

Наиболее широким и всесторонне развитым считается рынок услуг. Сюда входит масса видов предложений – страхование, туризм, здравоохранение, транспортные услуги и так далее.

Ещё одна классификация рынков – по способу продаж – делит их на розничные и оптовые.

Инфраструктура рынка

В зависимости от рыночной формы меняется и инфраструктура рынка. Так, в случае с товарным рынком это всевозможные торговые точки, аукционы, ярмарки. Финансовый рынок состоит из валютных и фондовых бирж, банков, фондов и страховых компаний. Что же касается рынка труда, то «кирпичиками», из которых он строится, выступают трудовые биржи, службы занятости, центры повышения квалификации и подготовки кадров.

Но и это ещё не всё. Помимо всего прочего, здоровая рыночная система всегда насыщена рекламой, продвигающей товар, и информацией – то есть, всевозможными статистическими данными о спросе и предложении, позволяющими делать прогнозы на будущее.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *