какие самолеты выпускал саратовский авиационный завод

Саратовский авиазавод

САЗ (Саратовский авиационный завод) — бывшее авиастроительное предприятие Саратова, до 2011 года функционировавшее. Производило самолёты опытно-конструкторского бюро Яковлева — исторические истребители Великой Отечественной войны Як-3 и Як-1, пассажирские Як-42, Як-40, Як-38 (палубные самолёты с вертикальной посадкой и взлетом (СВВП) а также вертолёты и самолёты других конструкторских бюро.

какие самолеты выпускал саратовский авиационный завод. Смотреть фото какие самолеты выпускал саратовский авиационный завод. Смотреть картинку какие самолеты выпускал саратовский авиационный завод. Картинка про какие самолеты выпускал саратовский авиационный завод. Фото какие самолеты выпускал саратовский авиационный завод

История завода

Период до войны и Великая Отечественная война

Принято решение в 1929 о создании в Саратове завода по изготовлению сельскохозяйственных машин. На основе этого производства впоследствии и был создан авиационный завод. Датой основания Саратовского завода комбайнов, а впоследствии Саратовского авиационного завода официально считается 1931 год.

Коллектив завода за первые шесть лет усердного труда внёс большую долю в развитие сельского хозяйства в Сибири, Поволжье, и на Дальнем Востоке, произведя более 39000 экземпляров хлебоуборочной техники. Из-за угрозы военного нападения на Совесткий Союз Саратовский завод комбайнов в 1937 был перенаправлен на выпуск авиационной техники, получив наименование «Завод № 292 НКАП».

Первый самолёт взлетел с аэродрома завода 28.10.1938 — им стал Р-10, скоростной разведчик, обладавший огромной для самолётов своего класса по тем временам скоростью в 370 километров в час.

какие самолеты выпускал саратовский авиационный завод. Смотреть фото какие самолеты выпускал саратовский авиационный завод. Смотреть картинку какие самолеты выпускал саратовский авиационный завод. Картинка про какие самолеты выпускал саратовский авиационный завод. Фото какие самолеты выпускал саратовский авиационный завод

И-28, истребитель конструкции Яценко В. П. в июле 1939 совершил испытательный полет. Это был первый в Соетском Союзе самолет с двигателем, охлаждаемым воздухом, который на высоте 5000 метров показал скорость в 576 километров в час.

Саратовские авиастроители с началом Великой Отечественной войны трудились в поте лица, поставляя истребители на фронт. В 1943в ходе ночного налета немецкие бомбардировщики разрушили 70 процентов производственных площадей завода. Коллектив завода продолжал деятельность под открытым небом. Наряду с этим восстанавливались корпуса, шла реорганизация, создавались конвейерно- поточные линии, и после восьмидесяти суток усердного труда производство самолётов достигло прежнего уровня. Всего за период войны завод произвел более 13 тысяч истребителей Як-3 и Як-1.

какие самолеты выпускал саратовский авиационный завод. Смотреть фото какие самолеты выпускал саратовский авиационный завод. Смотреть картинку какие самолеты выпускал саратовский авиационный завод. Картинка про какие самолеты выпускал саратовский авиационный завод. Фото какие самолеты выпускал саратовский авиационный завод

Вторая половина двадцатого века

После войны сотрудничество ОКБ Яковлева и Саратовского авиазавода продолжилось. 19.04.1946 впервые был испытан Як-11 учебно-тренировочный самолёт.

28.05.1952 Ми-4, вертолёт конструкции конструкторского бюро Миля Михаила прошёл итоговые заводские испытания, а с декабря 1952 года завод начал серийное производство этого вертолёта. Ми-4 широко применялся в народном хозяйстве Советского Союза в качестве санитарного, пассажирского, для работы в Антарктике и Арктике и для тушения лесных пожаров. На Ми-4 было установлено семь мировых рекордов. В Брюсселе на всемирной выставке этот вертолёт наградили золотой медалью.

Источник

Саратовский авиационный завод ✈️ История краха

какие самолеты выпускал саратовский авиационный завод. Смотреть фото какие самолеты выпускал саратовский авиационный завод. Смотреть картинку какие самолеты выпускал саратовский авиационный завод. Картинка про какие самолеты выпускал саратовский авиационный завод. Фото какие самолеты выпускал саратовский авиационный завод

какие самолеты выпускал саратовский авиационный завод. Смотреть фото какие самолеты выпускал саратовский авиационный завод. Смотреть картинку какие самолеты выпускал саратовский авиационный завод. Картинка про какие самолеты выпускал саратовский авиационный завод. Фото какие самолеты выпускал саратовский авиационный завод

какие самолеты выпускал саратовский авиационный завод. Смотреть фото какие самолеты выпускал саратовский авиационный завод. Смотреть картинку какие самолеты выпускал саратовский авиационный завод. Картинка про какие самолеты выпускал саратовский авиационный завод. Фото какие самолеты выпускал саратовский авиационный завод

какие самолеты выпускал саратовский авиационный завод. Смотреть фото какие самолеты выпускал саратовский авиационный завод. Смотреть картинку какие самолеты выпускал саратовский авиационный завод. Картинка про какие самолеты выпускал саратовский авиационный завод. Фото какие самолеты выпускал саратовский авиационный завод

Это место, где невозможно избавиться от ощущения, что компьютерная игра «Сталкер» стала реальностью.

какие самолеты выпускал саратовский авиационный завод. Смотреть фото какие самолеты выпускал саратовский авиационный завод. Смотреть картинку какие самолеты выпускал саратовский авиационный завод. Картинка про какие самолеты выпускал саратовский авиационный завод. Фото какие самолеты выпускал саратовский авиационный завод

В виртуальном мире действие разворачивается в пустом после аварии на Чернобыльской АЭС городе Припять.

какие самолеты выпускал саратовский авиационный завод. Смотреть фото какие самолеты выпускал саратовский авиационный завод. Смотреть картинку какие самолеты выпускал саратовский авиационный завод. Картинка про какие самолеты выпускал саратовский авиационный завод. Фото какие самолеты выпускал саратовский авиационный завод

В реальности – мы на одном из крупнейших заводов Саратова. В некоторых помещениях следы погромов, в других сохранились даже чайные кружки с пакетиками и сменная обувь работников.

какие самолеты выпускал саратовский авиационный завод. Смотреть фото какие самолеты выпускал саратовский авиационный завод. Смотреть картинку какие самолеты выпускал саратовский авиационный завод. Картинка про какие самолеты выпускал саратовский авиационный завод. Фото какие самолеты выпускал саратовский авиационный завод

В гаражах стоят советские машины, а на стенах висят календари начала 90-х. Именно тогда началось роковое пике этого предприятия. В 2011-м Саратовскому авиационному заводу исполнилось бы 80 лет.

какие самолеты выпускал саратовский авиационный завод. Смотреть фото какие самолеты выпускал саратовский авиационный завод. Смотреть картинку какие самолеты выпускал саратовский авиационный завод. Картинка про какие самолеты выпускал саратовский авиационный завод. Фото какие самолеты выпускал саратовский авиационный завод

Авиазавод сегодня — это заброшенные цеха-гиганты и полуразрушенные строения поменьше. По периметру — большая стройка.

какие самолеты выпускал саратовский авиационный завод. Смотреть фото какие самолеты выпускал саратовский авиационный завод. Смотреть картинку какие самолеты выпускал саратовский авиационный завод. Картинка про какие самолеты выпускал саратовский авиационный завод. Фото какие самолеты выпускал саратовский авиационный завод

Одни производственные помещения превращаются в торговые центры, другие — горят. Потом на их месте возводят офисные здания.

какие самолеты выпускал саратовский авиационный завод. Смотреть фото какие самолеты выпускал саратовский авиационный завод. Смотреть картинку какие самолеты выпускал саратовский авиационный завод. Картинка про какие самолеты выпускал саратовский авиационный завод. Фото какие самолеты выпускал саратовский авиационный завод

Раньше здесь работали почти 30 тысяч человек, сегодня остались две сотни: администрация и охранники.

какие самолеты выпускал саратовский авиационный завод. Смотреть фото какие самолеты выпускал саратовский авиационный завод. Смотреть картинку какие самолеты выпускал саратовский авиационный завод. Картинка про какие самолеты выпускал саратовский авиационный завод. Фото какие самолеты выпускал саратовский авиационный завод

Однако, завод не стоит. Вот только если раньше за ворота вывозили самолёты, то теперь цветные и чёрные металлы, оборудование. Впрочем, самое ценное, что осталось у САЗа — это земля в центре Заводского района. Именно из-за нее отчасти и обанкротилось огромное предприятие.

какие самолеты выпускал саратовский авиационный завод. Смотреть фото какие самолеты выпускал саратовский авиационный завод. Смотреть картинку какие самолеты выпускал саратовский авиационный завод. Картинка про какие самолеты выпускал саратовский авиационный завод. Фото какие самолеты выпускал саратовский авиационный завод

В бурные перестроечные годы завод остался без заказов. Авиакомпании перестали покупать гражданские, а государство военные самолёты. В 88-м предприятие возглавил Александр Ермишин. Вскоре завод стал акционерным обществом, фактически частной компанией.

какие самолеты выпускал саратовский авиационный завод. Смотреть фото какие самолеты выпускал саратовский авиационный завод. Смотреть картинку какие самолеты выпускал саратовский авиационный завод. Картинка про какие самолеты выпускал саратовский авиационный завод. Фото какие самолеты выпускал саратовский авиационный завод

«Летающая тарелка», изобретенная саратовскими инженерами, могла стать светлым будущим российской авиации.
По мнению экспертов, в том числе это САЗ и погубило. Если бы совладельцем осталось государство, банкротство бы ему не грозило.

какие самолеты выпускал саратовский авиационный завод. Смотреть фото какие самолеты выпускал саратовский авиационный завод. Смотреть картинку какие самолеты выпускал саратовский авиационный завод. Картинка про какие самолеты выпускал саратовский авиационный завод. Фото какие самолеты выпускал саратовский авиационный завод

Неоднозначно оценивают специалисты и деятельность руководства завода. По данным журналистов холдинга «Совершенно секретно», в 93-м делегация САЗа вела переговоры о продаже Китаю десяти Як-42.

какие самолеты выпускал саратовский авиационный завод. Смотреть фото какие самолеты выпускал саратовский авиационный завод. Смотреть картинку какие самолеты выпускал саратовский авиационный завод. Картинка про какие самолеты выпускал саратовский авиационный завод. Фото какие самолеты выпускал саратовский авиационный завод

Стоимость каждой машины – 12 млн. долларов при себестоимости – 7. Стороны пришли к соглашению, однако Александр Ермишин почему-то договор не подписал. 120 миллионов долларов «пролетели» мимо завода. В 95-м китайцы планировали заказать сразу 46 яков. Ермишин и на этот раз не хотел подписывать контракт.

какие самолеты выпускал саратовский авиационный завод. Смотреть фото какие самолеты выпускал саратовский авиационный завод. Смотреть картинку какие самолеты выпускал саратовский авиационный завод. Картинка про какие самолеты выпускал саратовский авиационный завод. Фото какие самолеты выпускал саратовский авиационный завод

Его все же уговорили. Но было поздно. Китайцы переориентировались на боинги. Злые языки утверждали, что через пару лет Ермишин в самом центре Саратова возвел двухэтажный особняк. Появился «домик» и у его отца, а юноша-сын стал обладателем трехкомнатной квартиры в Москве.

какие самолеты выпускал саратовский авиационный завод. Смотреть фото какие самолеты выпускал саратовский авиационный завод. Смотреть картинку какие самолеты выпускал саратовский авиационный завод. Картинка про какие самолеты выпускал саратовский авиационный завод. Фото какие самолеты выпускал саратовский авиационный завод

Параллельно на САЗе начались масштабные сокращения сотрудников, росли долги по налогам, в пенсионный фонд, за электричество и воду.

какие самолеты выпускал саратовский авиационный завод. Смотреть фото какие самолеты выпускал саратовский авиационный завод. Смотреть картинку какие самолеты выпускал саратовский авиационный завод. Картинка про какие самолеты выпускал саратовский авиационный завод. Фото какие самолеты выпускал саратовский авиационный завод

Ещё одной причиной краха стало противостояние руководителей авиапредприятия и первого саратовского губернатора Дмитрия Аяцкова. В начале 2000-х Дмитрий Фёдорович пытался повлиять на жизнь завода.

какие самолеты выпускал саратовский авиационный завод. Смотреть фото какие самолеты выпускал саратовский авиационный завод. Смотреть картинку какие самолеты выпускал саратовский авиационный завод. Картинка про какие самолеты выпускал саратовский авиационный завод. Фото какие самолеты выпускал саратовский авиационный завод

Речь шла о передаче в государственную собственность 50% акций. Это официальная точка зрения. В распоряжении журналистов оказался протокол одной из встреч Аяцкова с Ермишиным. Настаивая на передаче акций, глава региона неоднократно произносил фразу: «Отдайте мне!»

какие самолеты выпускал саратовский авиационный завод. Смотреть фото какие самолеты выпускал саратовский авиационный завод. Смотреть картинку какие самолеты выпускал саратовский авиационный завод. Картинка про какие самолеты выпускал саратовский авиационный завод. Фото какие самолеты выпускал саратовский авиационный завод

Кроме того, власти губернии не предложили программы по выводу предприятия из кризиса. В итоге САЗ остался у прежних собственников.

какие самолеты выпускал саратовский авиационный завод. Смотреть фото какие самолеты выпускал саратовский авиационный завод. Смотреть картинку какие самолеты выпускал саратовский авиационный завод. Картинка про какие самолеты выпускал саратовский авиационный завод. Фото какие самолеты выпускал саратовский авиационный завод

В 2007-м арбитражный суд отстранил Александра Ермишина от занимаемой должности. К власти пришли менеджеры под руководством Олега Фомина. На пресс-конференции он пообещал, что за полтора-два года САЗ погасит все долги.

какие самолеты выпускал саратовский авиационный завод. Смотреть фото какие самолеты выпускал саратовский авиационный завод. Смотреть картинку какие самолеты выпускал саратовский авиационный завод. Картинка про какие самолеты выпускал саратовский авиационный завод. Фото какие самолеты выпускал саратовский авиационный завод

В ангарах стояли шесть недостроенных яков, на которые были заказчики.

какие самолеты выпускал саратовский авиационный завод. Смотреть фото какие самолеты выпускал саратовский авиационный завод. Смотреть картинку какие самолеты выпускал саратовский авиационный завод. Картинка про какие самолеты выпускал саратовский авиационный завод. Фото какие самолеты выпускал саратовский авиационный завод

Информацию о распродаже земли и строений завода Фомин назвал слухами. Последний раз журналистов приглашали на предприятие в 2008-м.

какие самолеты выпускал саратовский авиационный завод. Смотреть фото какие самолеты выпускал саратовский авиационный завод. Смотреть картинку какие самолеты выпускал саратовский авиационный завод. Картинка про какие самолеты выпускал саратовский авиационный завод. Фото какие самолеты выпускал саратовский авиационный завод

В августе на заводе отметили День авиации. После этого от общения с представителями СМИ руководство стало отказываться. Параллельно цеха, расположенные рядом с большими дорогами, стали превращаться в торговые центры. В январе 2009 г. сгорело здание бывшего заводского ПТУ.

какие самолеты выпускал саратовский авиационный завод. Смотреть фото какие самолеты выпускал саратовский авиационный завод. Смотреть картинку какие самолеты выпускал саратовский авиационный завод. Картинка про какие самолеты выпускал саратовский авиационный завод. Фото какие самолеты выпускал саратовский авиационный завод

Сейчас на его месте заканчивают возведение первой очереди офисного здания. На территории литейного производства идёт строительство коттеджного посёлка. Пока ещё сохранившиеся корпуса отрезаны от коммуникаций и разваливаются.

какие самолеты выпускал саратовский авиационный завод. Смотреть фото какие самолеты выпускал саратовский авиационный завод. Смотреть картинку какие самолеты выпускал саратовский авиационный завод. Картинка про какие самолеты выпускал саратовский авиационный завод. Фото какие самолеты выпускал саратовский авиационный завод

Разрушены практически все сооружения на второй производственной площадке САЗа — Аэродроме «Саратов южный». Со взлётной полосы вывезены плиты. Примерно также территория предприятия выглядела после налёта фашистской авиации в июне 43 года. Тогда бомбы уничтожили 70% завода…

какие самолеты выпускал саратовский авиационный завод. Смотреть фото какие самолеты выпускал саратовский авиационный завод. Смотреть картинку какие самолеты выпускал саратовский авиационный завод. Картинка про какие самолеты выпускал саратовский авиационный завод. Фото какие самолеты выпускал саратовский авиационный завод

В ближайшие годы Саратовский авиационный исчезнет окончательно. На его месте появятся коттежные посёлки, микрорайоны новостроек, торговые и развлекательные комплексы. Останется только память о том, как амбиции и жажда наживы нескольких руководителей перевесили интересы десятков тысяч рабочих, большей части Заводского района, Саратова и страны в целом.

какие самолеты выпускал саратовский авиационный завод. Смотреть фото какие самолеты выпускал саратовский авиационный завод. Смотреть картинку какие самолеты выпускал саратовский авиационный завод. Картинка про какие самолеты выпускал саратовский авиационный завод. Фото какие самолеты выпускал саратовский авиационный завод

Саратовский авиационный завод выпускал:

— легендарные истребители времён Великой Отечественной Як-1 и Як-3;

— первый реактивный истребитель конструктора Лавочкина Ла-15;

— первый в СССР самолёт вертикального взлёта и посадки Як-38.

— один из самых безопасных гражданских самолётов Як — 42.

На предприятии создан многофункциональный безаэродромный летательный аппарат без крыльев «ЭКИП», известная всему миру «летающая тарелка».

какие самолеты выпускал саратовский авиационный завод. Смотреть фото какие самолеты выпускал саратовский авиационный завод. Смотреть картинку какие самолеты выпускал саратовский авиационный завод. Картинка про какие самолеты выпускал саратовский авиационный завод. Фото какие самолеты выпускал саратовский авиационный завод

ЧТО ПРОИСХОДИТ СЕЙЧАС: В правительстве Саратовской области принято решение создать рабочую группу, которая займется возвратом в госсобственность имущества бывшего Саратовского авиационного завода.

«В рамках поставленной губернатором Валерием Радаевым задачи правительство области намерено принять участие в работе «мобильной рабочей группы», создаваемой по поручению спикера Государственной думы Вячеслава Володина, по вопросу возврата в государственную собственность имущества Саратовского авиационного завода. Данный вопрос будет всесторонне изучен. Со стороны правительства области будет оказана необходимая помощь как правового, так и организационного характера. Ответственным назначен первый зампред Вадим Ойкин», — рассказали в пресс-службе главы региона.

Кто еще войдет в рабочую группу и с какой регулярностью она будет собираться, в правительстве не сообщили.

какие самолеты выпускал саратовский авиационный завод. Смотреть фото какие самолеты выпускал саратовский авиационный завод. Смотреть картинку какие самолеты выпускал саратовский авиационный завод. Картинка про какие самолеты выпускал саратовский авиационный завод. Фото какие самолеты выпускал саратовский авиационный завод

Напомним, ЗАО «Саратовский авиационный завод» со второй попытки было признано банкротом и ликвидировано по решению Арбитражного суда Саратовской области в 2012 году. В 2009–2011 годах территория авиазавода вместе с корпусами и оборудованием была распродана, часть цехов снесена, а недоделанные самолеты порезаны на металлолом. При этом земли оборонного предприятия, часть из которых теперь уже застроены жильем, оказались в частной собственности затем обанкротившегося завода, по-видимому, незаконно.

какие самолеты выпускал саратовский авиационный завод. Смотреть фото какие самолеты выпускал саратовский авиационный завод. Смотреть картинку какие самолеты выпускал саратовский авиационный завод. Картинка про какие самолеты выпускал саратовский авиационный завод. Фото какие самолеты выпускал саратовский авиационный завод

В 2016 году Третье следственное управление СК РФ провело доследственную проверку материалов дела о банкротстве ЗАО «Саратовский авиационный завод» и возбудило уголовное дело по статьям 196 УК РФ (Преднамеренное банкротство) и части 4 статьи 159 УК РФ (Мошенничество).

Проблема банкротства САЗа и вывода его земли из государственной собственности вновь неоднократно поднималась во время визита спикера Госдумы Вячеслава Володина в Саратов. Отметим, что по соседству с особняком Володина в элитном дачном кооперативе «Сосны», состоящем всего из шести домов, имел участок экс-председатель думского комитета по экономической политике Игорь Руденский. Вместе они входили в число его учредителей в 2003 году. При этом, по данным СМИ, доверенное лицо Руденского Валентин Фауст был членом совета директоров САЗа в период его банкротства, а также гендиректором компании «Гарантия-Консалтинг», которая входила в число учредителей «МАСТ-банка».

В 2018 году губернатор Валерий Радаев раскритиковал городских чиновников, которые отдали территорию авиационного завода под застройку. В конце прошлого года депутат ГД Евгений Примаков обратился к председателю СК Александру Бастрыкину с просьбой максимально быстро расследовать дело о банкротстве САЗа. Ранее в уголовном деле о банкротстве Саратовского авиационного завода пыталась разобраться депутат Государственной думы от КПРФ Ольга Алимова. В 2014 году она заявила, что в связи с этим ей поступают угрозы.

Источник

Саратовский Авиационный Завод

Сара́товский авиацио́нный заво́д (САЗ) — авиастроительное предприятие, расположенное в Саратове. Здесь производились самолёты ОКБ Яковлева — легендарные истребители Великой Отечественной Войны Як-1 и Як-3, пассажирские Як-40, Як-42, палубные самолеты с вертикальным взлетом и посадкой (СВВП) Як-38, самолеты и вертолеты других КБ.

Содержание

История завода

В 1929 принято решение о создании в Саратове завода по производству сельскохозяйственных машин. На базе этого производства и был впоследствии создан авиазавод.

За первые шесть лет напряженного труда коллектив завода внес большой вклад в развитие сельскохозяйственного производства в Поволжье, Сибири и на Дальнем Востоке, выпустив более 39000 единиц хлебоуборочной техники. В связи с угрозой военного нападения на СССР в 1937 Саратовский завод комбайнов был переориентирован на производство авиационной техники.

В июле 1939 совершил испытательный полет истребитель И-28 конструкции В. П. Яценко. Это была первая в СССР машина с двигателем водяного охлаждения, которая на высоте 5000 метров показала скорость 576 км/час.

В июне 1940 заводу было поручено в трехмесячный срок освоить серийный выпуск созданного молодым авиаконструктором А. С. Яковлевым истребителя Як-1. В октябре 1940 первые три самолета Як поднялись в воздух.

С началом Великой Отечественной войны саратовские авиастроители трудились в напряженном режиме, поставляя на фронт истребители. В 1943 немецкие бомбардировщики в ходе ночного налета разрушили 70% производственных площадей. Коллектив завода продолжил работу под открытым небом. Одновременно с этим восстанавливались корпуса, шла реконструкция, создавались поточно-конвейерные линии, и после 80 суток напряженного труда выпуск самолетов достиг прежнего уровня. Всего за время войны завод выпустил свыше 13 тысяч истребителей Як-1 и Як-3.

После войны сотрудничество Саратовского авиазавода и ОКБ Яковлева продолжилось. 19 апреля 1946 был испытан первый учебно-тренировочный самолет Як-11.

28 мая 1952 года вертолёт Ми-4 конструкции КБ Михаила Миля прошел контрольные заводские испытания. Своими качествами и транспортными возможностями Ми-4 значительно превосходил зарубежные аналоги. Этот вертолет широко использовался в народном хозяйстве СССР в качестве пассажирского, санитарного, для тушения лесных пожаров, для работы в Арктике и Антарктике. На Ми-4 установлено 7 мировых рекордов. На всемирной выставке в Брюсселе этот вертолёт был награждён золотой медалью.

С 1990-х завод находится в кризисном состоянии, численность работников снизилась в несколько раз. Последний самолёт Як-42Д был выпущен в 2002 году и поставлен заказчику через год. Сейчас авиационное производство полностью остановлено, завод занимается в основном ремонтом и техническим обслуживание ранее произведенной техники.

Руководство саратовского авиационного завода предпринимало попытка найти за рубежом инвесторов для реализации проекта многофункционального безаэродромного летательного аппарата без крыльев «ЭКИП», что увенчалось частичным успехом в в январе 2000 года: директор Саратовского авиазавода Александр Ермишин ездил на переговоры в США, в штат Мэриленд, где через три года должны были пройти испытания ЭКИПа. Предложение директора завода Александр Ермишина о финансировании параллельного производства в России американской стороной было сразу отвергнуто. Российско-американский летательный аппарат, созданный на основе ЭКИПа, должен был пройти летные испытания в 2007 году в США в штате Мэриленд.

По состоянию на 2007 год часть площадей завода распродано, цеха пустуют, нет оборудования и специалистов. У предприятия большой долг, его руководитель обвинен в продаже банку земли завода по заниженной стоимости. Завод давно ничего не производил и за весь 2007 год смог отремонтировать только один самолёт (завод безуспешно пытался заработать на ремонте старых самолетов).

Источник

Саратовский авиационный завод

1931 (производство авиатехники с 1937)

Сара́товский авиацио́нный заво́д (САЗ) — бывшее авиастроительное предприятие в Саратове, функционировавшее до 2011 года. Производило самолёты ОКБ Яковлева — легендарные истребители Великой Отечественной Войны Як-1 и Як-3, пассажирские Як-40, Як-42, палубные самолёты с вертикальным взлетом и посадкой (СВВП) Як-38, а также самолёты и вертолёты других КБ.

Содержание

История завода

Довоенный период и Великая Отечественная война

В 1929 принято решение о создании в Саратове завода по производству сельскохозяйственных машин. На базе этого производства и был впоследствии создан авиазавод. Официально годом рождения Саратовского завода комбайнов, а затем Саратовского авиационного завода считается 1931 год.

За первые шесть лет напряженного труда коллектив завода внёс большой вклад в развитие сельскохозяйственного производства в Поволжье, Сибири и на Дальнем Востоке, выпустив более 39000 единиц хлебоуборочной техники. В связи с угрозой военного нападения на СССР в 1937 Саратовский завод комбайнов был переориентирован на производство авиационной техники.

28 октября 1938 с аэродрома завода взлетел первый самолёт — скоростной разведчик Р-10, обладавший солидной по тем временам для самолётов своего класса скоростью в 370 км/ч.

В июле 1939 совершил испытательный полет истребитель И-28 конструкции В. П. Яценко. Это была первая в СССР машина с двигателем воздушного охлаждения, которая на высоте 5000 метров показала скорость 576 км/час.

В июне 1940 заводу было поручено в трехмесячный срок освоить серийный выпуск созданного молодым авиаконструктором А. С. Яковлевым истребителя Як-1. В октябре 1940 первые три самолёта Як поднялись в воздух.

С началом Великой Отечественной войны саратовские авиастроители трудились в напряженном режиме, поставляя на фронт истребители. В 1943 немецкие бомбардировщики в ходе ночного налета разрушили 70 % производственных площадей. Коллектив завода продолжил работу под открытым небом. Одновременно с этим восстанавливались корпуса, шла реконструкция, создавались поточно-конвейерные линии, и после 80 суток напряженного труда выпуск самолётов достиг прежнего уровня. Всего за время войны завод выпустил свыше 13 тысяч истребителей Як-1 и Як-3.

Вторая половина XX века

После войны сотрудничество Саратовского авиазавода и ОКБ Яковлева продолжилось. 19 апреля 1946 был испытан первый учебно-тренировочный самолёт Як-11.

30 апреля 1949 завод испытал первый реактивный истребитель конструкции С. А. Лавочкина Ла-15. Он имел необычайно малый вес для реактивного самолёта — 3850 кг, максимальную скорость — 1026 км/ч, был легок в управлении.

28 мая 1952 года вертолёт Ми-4 конструкции КБ Михаила Миля прошёл контрольные заводские испытания, а с декабря того же года завод приступил к серийному производству этого вертолёта. Ми-4 широко использовался в народном хозяйстве СССР в качестве пассажирского, санитарного, для тушения лесных пожаров, для работы в Арктике и Антарктике. На Ми-4 установлено 7 мировых рекордов. На всемирной выставке в Брюсселе этот вертолёт был награждён золотой медалью.

С 1967 предприятие начало выпускать пассажирский самолёт Як-40, а с 1978 — Як-42 (совместно с Смоленским авиазаводом). За период 1967—1981 было выпущено 1011 самолётов Як-40, 115 из них поставлены в 19 стран мира. В конце 1970-х завод производил ежегодно около 100 самолётов Як-40, в начале 1980-х — более 15-ти Як-42. Всего по состоянию на 2003 заводом выпущено 172 самолёта Як-42 и Як-42Д. [1]

В период с 1974 по 1989 гг. завод выпустил более 200 штурмовиков корабельного базирования Як-38 (первый в СССР серийный СВВП — самолёт вертикального взлёта и посадки).

Постсоветское время

С 1990-х завод находится в кризисном состоянии, численность работников снизилась в несколько раз. Последний самолёт Як-42Д был поставлен заказчику в 2003 году. Затем авиационное производство было фактически остановлено, завод занимался в основном ремонтом и техническим обслуживанием ранее произведенной авиатехники, выпуском запчастей, ремонтом агрегатов.

Руководство Саратовского авиационного завода предпринимало попытки найти за рубежом инвесторов для реализации проекта многофункционального безаэродромного летательного аппарата без крыльев «ЭКИП», что увенчалось частичным успехом в в январе 2000 года: директор Саратовского авиазавода Александр Ермишин ездил на переговоры в США, в штат Мэриленд, где через три года должны были пройти испытания ЭКИПа. Предложение директора завода Александр Ермишина о финансировании параллельного производства в России американской стороной было сразу отвергнуто. Российско-американский летательный аппарат, созданный на основе ЭКИПа, должен был пройти летные испытания в 2007 году в США в штате Мэриленд.

По состоянию на 2007 год часть площадей завода была распродана, цеха пустуют, нет оборудования и специалистов. У предприятия был большой долг, его руководитель обвинен в продаже банку земли завода по заниженной стоимости. Завод давно ничего не производил и за весь 2007 год смог отремонтировать только один самолёт (завод безуспешно пытался заработать на ремонте старых самолётов).

Современность

В 2007 году была введена процедура банкротства. Долг ЗАО «САЗ», который составлял около 400 млн. руб. перед ООО «Газкомплектимпэкс» ДО РАО «Газпром», выкупило ООО «Монолит-С». При этом рыночная стоимость земельного участка (территория завода и аэродрома) составляет ориентировочно более 8 миллиардов руб., не считая стоимости сооружений и оборудования, материалов, доходов от производственной деятельности. Сменилось руководство завода: вместо Ермишина А. В. генеральным директором был назначен Фомин О. В.

В 2010 году завод практически прекратил своё существование, возобновлена процедура банкротства. От некогда 30-тысячного коллектива осталось около 200 человек. Аэродром «Саратов-Южный» закрыт, его территория выставлена на продажу. Разобраны практически все ангары и взлетная полоса, практически убрана охрана, вследствие чего разграблено практически все заводское имущество.

Уникальные документы, фотографии и видеоархив исчезают в полуразрушенных зданиях.

В 2011 году разрушение завода вошло в финальную фазу. [2]

Это первый случай в истории советской и российской авиации, когда предприятием-изготовителем было прекращено эксплуатационно-техническое сопровождение (ТО, ремонт, обеспечение запчастями и т. д.) находящихся в эксплуатации самолётов (Як-42, Як-42Д).

Новым руководством был разрушен мемориальный комплекс Памяти жертв Великой Отечественной войны. Народный музей Саратовского авиацинного завода также прекратил свое существование. Музейные экспонаты и два знамени ГКО переданы в музей Технического университета г. Саратова. Ордена завода и Знамя Саратовского авиационного завода (только усилиями саратовской полиции) изъяты у лиц обакротивших завод и переданы в краеведческий музей Саратовской области.

13 августа 2012 года по решению арбитражного суда Саратовский авиационный завод прекратил свое существование, как юридическое лицо и был исключен из государственного реестра предприятий.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Саратовский авиационный завод
Деятельность