какие сейчас отношения между россией и белоруссией
Кризис Россия-Белоруссия: с чего началось и что будет дальше? Мнения экспертов
«Дорожные карты» дальнейшей интеграции в рамках Союзного государства согласовать не удаётся, президент Лукашенко произносит неполиткорректные фразы о руководстве России.
В это время вокруг российско-белорусского конфликта разгорелась дискуссия и на страницах Украины.ру. Политические эксперты и историки из России, Украины и Белоруссии обменялись мнениями, и, в целом, остались при своих.
Наше издание решило продолжить обсуждение болезненной темы. К обсуждению интеграции двух стран и нефтяном кризисе подключились политические эксперты из Москвы и Минска, а также белорусский журналист.
Поддержка для Минска: времена изменились
Вопрос интеграции принимает принципиальные формы, уверен политолог Алексей Кочетков. По его словам, позиция российской стороны формулируется просто: Москва готова продолжать поддерживать Белоруссию, но только при условии встречных политических шагов.
Что же касается Белоруссии, то позиция Александра Григорьевича Лукашенко тоже довольно простая и прозрачная, полагает эксперт: президент Белоруссии хочет, «чтобы его государство и дальше пользовалось всеми дотациями со стороны России, которые были последние 20 лет. При этом ничего не предлагая взамен и продолжая политику мягкой белорусизации, которая в обозримом будущем приведёт к появлению в Белоруссии серьезной политической силы, которая будет нацелена на Запад».
Подобная мягкая белорусизация, подчёркивает политолог, ведёт к всё большему отдалению Белоруссии от России.
Интеграция — отдельно, нефть — отдельно?
Белоруссия около 28 лет существует в формате независимого государства, сформировалось новое поколение людей и государственнические элиты, поэтому идея об объединении с Россией в некую форму общего государства не воспринимается и не обсуждается. Об этом рассказал белорусский политолог Александр Шпаковский.
«Более того, когда такие сигналы поступают с российской стороны, зачастую они неверно интерпретируются с помощью местных националистов и прозападных СМИ, вызывая определенные опасения.
Логично, продолжает он, было бы перейти к форме союза двух государств, у которых есть взаимные обязательства в области обороны, политики, экономики и национальной безопасности.
«Кроме того, у нас есть трек ЕАЭС, и белорусско-российская интеграция опережает те формы, которых удалось достичь в ЕАЭС. Поэтому Союзное государство нужно оставлять как флагман интеграционных процессов в форме союза РБ и РФ, а вопросы нефти и газа решать в фарватере права ЕАЭС», — сообщил политолог.
Сахар и независимость
Сложно судить, какой вариант интеграции двух государств устроил бы Лукашенко, говорит белорусский журналист Василий Малашенков. Но, отмечает он, и с белорусской стороны это неоднократно уже подчеркивали, что всё может упереться в нефть и газ — «и так и произошло».
«Основной вопрос всё-таки в том, чтобы определить конфигурацию по цене, и вообще по формированию этой цены.
Дело в том, что для Белоруссии это пока очень критические товары, потому, что если мы возьмем, например, ту же сахарную отрасль, то российский сахар намного дешевле в последние годы, а рынок у нас общий. В Белоруссии четыре государственных сахарных комбината. Они не могут работать только на внутренний рынок — объемы такие, что нужно еще и куда-то поставлять.
Куда продавать? В Евросоюз практически невозможно, там своих производителей хватает, конкуренция высокая, бюрократические барьеры. На украинском рынке тоже хватает своих производителей. В России раньше продавался белорусский сахар, можно было работать. Но после вот этих изменений в цене это стало практически невозможным. Внутренний рынок теряется, приходится вводить ограничение по нижнему порогу цены.
«Белоруссия нуждается в серьёзных экономических реформах»
Нынешний нефтяной кризис между Россией и Белоруссией — это одно из звеньев длинной цепочки, показатель того, что мир изменился. Такое мнение у Алексея Кочеткова.
«Дешёвые кредиты, дешёвая нефть и газ в обмен на пустые слова и заверения о личной дружбе — это Россию уже не устраивает. Поэтому это показатель того, что Россия действительно настроена серьезно, чего не хочет понять до сих пор Александр Григорьевич.
Он думает, что делая совершенно необдуманные заявления, зачастую оскорбительные, пугая Россию тем, что Белоруссия уйдёт на Запад, он может вернуться в состояние 96-го или 2002 года в отношениях с Россией. Не понимая, что это просто невозможно», — пояснил политолог.
Россию такое положение уже не устраивает, добавляет он.
«Понятно, что Белоруссия нуждается в серьёзных экономических реформах, модернизации своей промышленности. И сейчас как союзник в том состоянии, в котором она сейчас находится, она, скорее, обременение, чем поддержка. То есть это такой чемодан без ручки: и бросить жалко, и тащить тяжело», — заявил эксперт.
Всё равно договорятся?
В вопросе нефти «где-то двум сторонам придётся подвинуться», считает Александр Шпаковский. Вероятно, мы не увидим значительного удешевления цен на российские энергоносители, но какие-то скидки будут предоставлены, прогнозирует он, «либо это будет решаться за счет других сфер отношений Белоруссии и России».
«К знаковым датам (единение народов Беларуси и России в апреле, или к 75-летию Победы), мы выйдем на какие-то договоренности. А может быть и раньше. Потому что контракт на российский газ для Белоруссии истекает к концу февраля», — сказал политолог.
Раньше было объявлено, что к 2025 году будет общий рынок углеводородов. Но кроме этого в публичном пространстве мы ничего не услышали, подчёркивает Василий Малашенков. По его словам, даже не до конца понятно, как цена формируется внутри страны.
«Мы это видим так: по нашим данным, нефть добывается по определённой себестоимости, потом накручивается определенная часть за транспортировку нефти, а дальше маржа получается, которую зарабатывают компании.
Многим непонятно, откуда такая большая накрутка. Да, маржа нужна, но всё-таки, кажется, как-то многовато берут. И если хотят продавать на каком-то рыночном механизме в Белоруссии, то как-то хотелось бы развернутого, может, даже публичного объяснения, как этот рыночный механизм работает», — обозначил позицию журналист.
Москва-Минск: что дальше?
«По крайней мере, я в среде белорусского экспертного сообщества не вижу попыток нагнетать обстановку, в отличие от российских коллег. В то же время белорусское руководство более эмоционально реагирует на ситуацию, в отличие от россиян», — сказал эксперт.
А Алексей Кочетков считает, что Лукашенко надеется «путём истерик и шантажа вернуться к старым позициям, «жить как при бабушке».
«У него сохраняется такая иллюзия. Хотя ему уже много раз продемонстрировали, что это невозможно. Потому что это противоречит глубинным коренным интересам современной России», — подытожил политолог.
Политические отношения
Российско-белорусские отношения носят характер союзного сотрудничества. Дипломатические отношения с Российской Федерацией установлены 25 июня 1992 года.
Регулярно осуществляются двусторонние контакты на высшем и высоком уровне, а также на уровне глав российских субъектов федерации и белорусских регионов. В 2019 году состоялись визиты в Минск Президента Российской Федерации В.В.Путина, Председателя Правительства Российской Федерации Д.А.Медведева и Председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации В.В.Володина.
Прямым результатом интеграционных процессов в рамках союзного строительства стал выход на самый высокий в СНГ уровень взаимодействия. Правовую базу двусторонних отношений составляют более 160 межгосударственных и межправительственных договоров и соглашений.
В социальной сфере работа ведется в соответствии с Договором о равных правах граждан от 25 декабря 1998 г. Важным шагом в его реализации стало создание равных возможностей в получении бесплатного образования и при трудоустройстве, обеспечение одинаковых имущественных прав граждан двух стран. Эта работа существенно активизировалась после вступления в силу подписанного в январе 2006 г. пакета соглашений по обеспечению равенства прав российских граждан в Белоруссии и белорусских граждан в России в сфере здравоохранения, социального обеспечения и налогообложения.
Многое сделано в вопросах обеспечения равных прав белорусов и россиян в сфере образования. Этим правом в настоящее время пользуются порядка 15 тыс. белорусских студентов, обучающихся в России, и около 2 тыс. россиян, которые учатся в белорусских вузах.
Для работающих белорусов и россиян при переезде в соседнее государство обеспечивается право на получение медицинской помощи. Ведется работа по гармонизации законодательства в экономической сфере, в области налогово-бюджетной и денежно-кредитной политики, валютного регулирования.
Сегодня Россия и Белоруссия находятся по сути в едином миграционном пространстве, обеспечиваются условия взаимных поездок по внутренним национальным документам без прохождения таможенного и пограничного контроля.
Взаимодействие на международной арене отличается насыщенным характером. Многосторонние соглашения о сотрудничестве связывают наши страны в рамках ЕАЭС, ОДКБ, СНГ и других международных организаций.
Начиная с 1999 г. регулярно проводятся совместные заседания коллегий министерств иностранных дел России и Белоруссии. Успешно реализуется Программа согласованных действий в области внешней политики на 2018-2019 гг. Регулярно проходят встречи глав внешнеполитических ведомств двух стран.
Укрепляется российско-белорусское сотрудничество в сфере обороны и безопасности в том числе в рамках Военной доктрины Союзного государства, Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о совместной охране внешней границы Союзного государства в воздушном пространстве, Единой региональной системы противовоздушной обороны Российской Федерации и Республики Беларусь, а также Договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о развитии военно-технического сотрудничества.
Между Минском и Москвой что-то похожее на конфликт
Подписание программ по российско-белорусской интеграции может быть отложено
Графика сайта mil.ru
В ноябре Белоруссия и Россия планировали подписать союзные программы интеграции. До назначенного срока осталось чуть больше недели, но никаких анонсов на этот счет стороны не дают. В отношениях союзных стран снова возникли шероховатости, и не исключено, что подписание не состоится.
Подписать союзные программы интеграции планируется во время очередного заседания Высшего государственного совета. После встречи с президентом России Владимиром Путиным, во время которой были одобрены все 28 программ, глава белорусского государства Александр Лукашенко заявил: «Где-то, по-моему, 4 ноября, в День народного единства в России, мы проведем это мероприятие – Высший госсовет». Позже официальные источники сообщили, что такое мероприятие готовится, но уже без указания дат.
В частности, госинформагентство Белта 21 сентября объявило, что подготовку к заседанию Высшего государственного совета Союзного государства обсуждали министры иностранных дел Белоруссии и России Владимир Макей и Сергей Лавров. Затем 28 сентября государственный секретарь Союзного государства Дмитрий Мезенцев во время международной научно-практической конференции «30 лет Содружеству независимых государств: итоги, перспективы» обещал, что союзные программы будут утверждены до конца года. Спустя две недели, 15 октября, во время заседания Совета глав государств СНГ, которое проходило онлайн, он уже заявил, что формат проведения очередного заседания Высшего госсовета Союзного государства определят с учетом эпидобстановки.
Такие заявления, а также то, что в России объявлен кратковременный локдаун, дали основания экспертам предположить, что мероприятие будет отложено либо пройдет в видеоформате и торжественное подписание союзных программ не состоится. Впрочем, по мнению некоторых аналитиков, эти факторы станут лишь поводом для отмены подписания исторических документов, а настоящая причина в ухудшении отношений между официальным Минском и Москвой.
О том, что между союзниками что-то не так, местные наблюдатели стали говорить после того, как Лукашенко снова критиковали в эфире НТВ за созданный на границе с ЕС миграционный кризис, а белорусские пропагандисты, наоборот, рассказали о его героизме, допустив двусмысленные колкости, адресованные российскому лидеру. Впрочем, в Минске вскоре осознали, что несколько перегнули, и стали отыгрывать ситуацию, интенсивно публикуя в соцсетях, что в скандальных выпадах подразумевался президент США Джозеф Байден. Но уже в понедельник белорусские госпропагандисты опять решились на обострение, оскорбив представителей всех российских СМИ, «кто плохо отзывался об Александре Лукашенко». При этом они утверждают, что новую информационную атаку начали те, кто хочет воспрепятствовать развитию союзнических отношений между Москвой и Минском. «Почему это все происходит? Да потому, что на 4 ноября намечено подписание союзных программ углубления интеграции между Россией и Беларусью, и это необходимо сорвать любым способом», – пишет в своем Telegram-канале провластный политолог Алексей Дзермант. По его мнению, помешать интеграции хотят «либералы и нацики в Беларуси и России».
«Сейчас на Западе, особенно в Германии, все больше Россию критикуют за то, что происходит на границе Беларуси со странами Евросоюза. Возможно, Москве это не нравится. Не нравится ей, вероятно, и то, что, несмотря на заверения Лукашенко, что в стране все стабильно и спокойно, политический кризис продолжается, а это чревато и новым политическим взрывом, и новыми санкциями, из-за которых может случиться экономический коллапс, и тогда спасать Беларусь придется именно России», – пояснил эксперт причины заинтересованности Москвы в транзите власти. России нужно, чтобы в Белоруссии была некая определенность и стабильность, а Лукашенко этого обеспечить не может, полагает эксперт. Москва, правда, помогла ему удержаться в августе прошлого года, но вовсе не затем, чтобы он остался у власти, а для того, чтобы смена власти не произошла через улицу, отметил Валерий Карбалевич.
Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.
План по экономической интеграции России и Белоруссии. Что важно знать
РБК разбирался, что может поменяться в экономической жизни России и Белоруссии, когда и если программы будут реализованы.
Первой в перечне интеграционных программ идет «Сближение макроэкономической политики». Страны договорились о «синхронизации стратегического управления» в части макроэкономической политики и официальной статистики.
Макроэкономическая интеграция двух стран, вероятнее всего, будет носить формальный характер, полагает руководитель направления «фискальная политика» Экономической экспертной группы Александра Суслина. «Как бы политики ни пытались сделать вид, что Россия и Белоруссия едины, Россия в большей степени рыночная экономика, чем совсем централизованная Белоруссия. Непонятно, как гармонизировать макроэкономическую политику, если не преодолеть эти дисбалансы. Для этого либо мы должны стать настолько же зарегулированными, как Белоруссия, либо нужно либерализовывать Белоруссию. Но вряд ли стороны готовы на это», — отмечает она.
Пример Евросоюза показывает, что страны с разной структурой и объемом экономики в принципе могут проводить согласованную политику. «Но у Белоруссии особая экономическая модель с большой долей госсектора, а предоставление скрытых субсидий и преференций часто приводит к искажению макроэкономических условий на уровне целого государства», — соглашается эксперт Института энергетики и финансов Сергей Кондратьев. По мнению эксперта, в ближайшие один-два года серьезных изменений экономической политики стран ждать не приходится.
Одна из 28 союзных программ подразумевает интеграцию в налоговой сфере, в том числе выработку общих принципов налогообложения по косвенным налогам, к которым относятся НДС и акцизы. «Интеграционное направление только в отношении НДС взято, может быть, потому, что «налог на потребление» проще администрировать. Однако если ставки налогов в странах разные, то за интеграцию должны будут заплатить конечные потребители в той стране, в которой налог был ниже, но повысится до налогооблагаемого собрата», — предполагает Александра Суслина. Базовая ставка НДС в Белоруссии составляет 20%, как и в России. Для некоторых категорий товаров действуют нулевая и 10-процентная ставка, как и в России. Для одной категории — услуг электросвязи — введена ставка 25%, чего в России нет.
Единый нефтегазовый рынок
Россия и Белоруссия договорились к началу декабря 2023 года определить основные принципы функционирования объединенного рынка газа двух стран. Также они примут международный договор об объединении рынков нефти и нефтепродуктов.
Единая политика центробанков без единой валюты
До декабря 2022 года Банк России и Нацбанк Белоруссии должны будут заключить соглашение о гармонизации денежно-кредитной политики. Речи о создании единой валюты на территории двух стран не идет. Как сообщила председатель ЦБ Эльвира Набиуллина, обсуждение с белорусскими коллегами, по каким направлениям будет строиться работа, началось. «Исходим из того, что в перспективе и Центральный банк Белоруссии будет переходить к таргетированию инфляции. Сроки будут зависеть от многих факторов, но важно, что мы будем работать вместе в этом направлении», — отметила она.
С 2015 года Нацбанк Белоруссии проводит политику монетарного таргетирования — цель по инфляции установлена на уровне 5%, но в качестве промежуточного ориентира белорусский регулятор опирается на показатель широкой денежной массы. Российский ЦБ таргетирует только инфляцию, цель по ней — 4%.
Сотрудничество центробанков двух стран затронет, скорее всего, технические аспекты, например координацию периодичности заседаний по ключевой ставке ЦБ и ставке рефинансирования в Белоруссии, считает главный экономист «Ренессанс Капитала» по России и СНГ Софья Донец. «Возможно, мы от Нацбанка Белоруссии услышим, что они готовы пересмотреть свою цель по инфляции с текущих 5 до 4%. Но скажут, что это дело небыстрое, скорее среднесрочная перспектива. Гармонизировать будут общее видение, а не динамику ставок. Страны с двумя разными валютами, безусловно, должны проводить независимую ДКП, иначе это создает риски для их финансовой и ценовой стабильности», — подчеркивает экономист. Идею установить одинаковую цель по инфляции Донец считает логичной: «Если у вас одинаковые темпы инфляции в среднем, у вас нет давления на изменение валютных курсов между друг другом. Это вносит больший элемент стабильности взаимных расчетов».
Интеграция на финансовых рынках
По словам Набиуллиной, даже без единой валюты регуляторы обеих стран смогут создать «более предсказуемые условия для торговых отношений компаний». Это возможно, соглашается Донец: «Для простых граждан это будет значить, что в Белоруссии можно будет платить картой «Мир», для юридических лиц это может облегчить процесс расчетов и, возможно, снижение издержек при ведении бизнеса в Белоруссии».
Россия и Белоруссия также нацелены гармонизировать регулирование банков и других финансовых организаций и допустить на рынок друг друга банки и страховые компании. Хотя основные принципы схожи, работы на этом направлении может быть много, считает аналитик Moody’s Светлана Павлова. Например, требования к достаточности капитала банков в Белоруссии выше, чем в России (Н.1 10% против российских 8%), в странах используются разные подходы к определению системно значимых банков и разные коэффициенты риска по кредитам, перечисляет эксперт. Кроме того, российский ЦБ продвинулся дальше на пути внедрения норм Базеля — международных требований в области банковского регулирования. «Банкам будет необходимо время на адаптацию», — констатирует Павлова.
Новый этап интеграции предполагает меры по унификации регулирования транспортного рынка: авиационного, железнодорожного, водного и автомобильного. Так, российские и белорусские авиакомпании будут платить по единым тарифам за аэропортовые и аэронавигационные услуги, следует из текста заявления правительств. Представитель аэропорта Домодедово сказал РБК, что уже сейчас в отношении авиакомпаний двух стран применяются одинаковые ставки и тарифы.
Источник РБК в авиакомпании, летающей регулярно в Минск, утверждает, что платит минскому аэропорту по более высоким тарифам, чем «Белавиа». РБК направил запросы в пресс-службы Минтранса и Министерства транспорта и коммуникаций Белоруссии.
Единые требования для торговли
Россия и Белоруссия договорились ввести единые требования в области регулирования торговли и общественного питания, а также о гармонизации законодательства в этой сфере.
В России закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности» ограничивает вознаграждение, которое торговые сети могут брать с поставщиков продовольствия (так называемые ретробонусы). Бонус не должен превышать 5% от объема поставки. В Белоруссии никакого запрета или внятного регулирования этой вполне распространенной практики на уровне законодательства не существует, указывает управляющий партнер юридической компании «Иккерт и партнеры» Павел Иккерт. По факту правила и порядок предоставления ретробонусов регулируются на уровне локальных актов, то есть самими ретейлерами и их поставщиками, отмечает юрист.
В России также действует порог на доминирование торговых сетей: если на долю сети приходится 25% и более торгового оборота в городах и муниципальных районах, ей запрещено открывать новые магазины или увеличивать торговые площади. В Белоруссии по закону «О государственном регулировании торговли и общественного питания» действует похожий порог для торговых сетей, но на уровне 20%.
Аграрная политика
Россия и Белоруссия договорились сформировать единую аграрную политику, сблизить законодательство в области сельского хозяйства, чтобы увеличить объемы взаимной торговли сельхозпродукцией.
Россия — крупнейший покупатель белорусского продовольствия, в частности молочных и мясных продуктов. В 2020 году на долю России приходилось 74,4% всего белорусского экспорта сельхозпродукции и продовольствия в денежном выражении ($4,3 млрд). Белоруссия в 2020 году входила в десятку стран, закупавших у России продукцию АПК, на ее долю пришлось 4,7% российского экспорта в денежном выражении.
В последние годы российские власти боролись с нелегальными поставками через Белоруссию продуктов, импорт которых Россия запретила в 2014 году в ответ на санкции ЕС и США. В 2017 году тогдашний глава Минсельхоза Александр Ткачев говорил, что Белоруссия стала «перевалочной базой» для поставок санкционных продуктов из Европы в Россию. В Россельхознадзоре отмечали, что пресекать такие попытки мешает отсутствие интегрированных информационных систем, обеспечивающих прослеживаемость перемещения продукции по единой территории Евразийского экономического союза.
По линии ветеринарного контроля взаимная интеграция систем прослеживаемости уже в высокой степени готовности, уточнили РБК в Россельхознадзоре. Животноводческие грузы, следующие в Россию, перемещаются по электронным документам, а в этом году введена в промышленную эксплуатацию электронная ветеринарная сертификация на грузы, следующие из России в Белоруссию. Сейчас дорабатываются механизмы, которые обеспечат полную прослеживаемость торговых процессов. По линии фитосанитарии информационные системы, по словам представителя Россельхознадзора, также интегрированы, уже идет обмен информацией о выданных фитосанитарных документах при двусторонней торговле растительной продукцией.
В рамках одной из программ Россия и Белоруссия будут унифицировать подходы к регулированию и техническому сопровождению обязательной маркировки товаров, чтобы маркированные товары беспрепятственно попадали на рынок.
В России власти планируют к 2024 году ввести систему сплошной маркировки. Цель — борьба с распространением некачественной продукции и контрафакта. В национальной системе «Честный знак» уже маркируются шубы, отдельные виды одежды, обувь, духи и парфюмерия, табачные изделия, лекарства, фотоаппараты, автопокрышки. В 2021 году вводится обязательная маркировка молочной продукции, воды, кресел-колясок, в 2022-м — маркировка велосипедов, тестируется нанесение маркировки на пиво. Оператор системы «Честный знак» — Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ).
В Белоруссии до конца 2021 года обязательная цифровая маркировка будет распространяться на обувь, шины, духи, фототехнику и молочную продукцию; на товары легкой промышленности — с марта 2022 года. Оператором государственной информационной системы маркировки товаров «Электронный знак» выступает унитарное предприятие «Издательство «Белбланкавыд».
Интеграция и унификация систем двух стран позволит упростить работу бизнесу и обеспечит беспрепятственное движение товаров между странами, уточнил РБК представитель ЦРПТ. По его словам, уже сделан «огромный шаг по взаимному признанию кодов маркировки для молочной продукции».
В заявлении премьер-министров есть пункт, касающийся формирования единых принципов функционирования рынка связи и информатизации, в том числе отмены роуминга.
Тема отмены роуминга между Россией и Белоруссией обсуждалась в течение нескольких лет. Представители МТС, «МегаФона», «ВымпелКома» (бренд «Билайн») и «Т2 РТК Холдинга» (Tele2) напомнили, что еще с ноября прошлого года абонентские тарифы на роуминг в России и Белоруссии были снижены до уровня, который действует при путешествиях по России. Например, стоимость исходящего звонка в Россию для абонента «МегаФона», находящегося в роуминге в Белоруссии, составляет 5 руб. за минуту, входящего — 3,5 руб. «Мы видим плюсы в возможной унификации законодательств двух стран, это позволит упростить взаимоотношения между операторами связи и сделать условия общения для абонентов еще более комфортными. В частности, снизить тарифы на звонки из России как домашнего региона в Белоруссию и наоборот», — отметил директор по работе с операторами связи и роумингу «МегаФона» Александр Власов. Сейчас звонок из России в Белоруссию обойдется в 39 руб. за минуту.
Еще один собеседник РБК в одном из операторов связи отметил, что законодательство России в области связи «более рыночное и направлено на развитие конкуренции, а в Белоруссии — более дирижистское».
Гарантии для туристов
В сфере туризма Россия и Белоруссия договорились унифицировать гарантии, которые предоставляются туристам при оказании туристических услуг, а также обеспечить защиту прав туриста в случае, если туроператор не может выполнить обязательства. Унификации подлежат также требования для ведения туристической деятельности в части финансовой ответственности туроператора.
Российский закон «Об основах туристской деятельности» гарантирует туристам, находящимся на отдыхе за рубежом, право на экстренную помощь, а также право на возмещение убытков и компенсацию морального вреда в случае невыполнения условий договора о реализации туристского продукта. Для этого туроператоры обязаны ежегодно уплачивать взносы в специальные фонды. Таких отчислений в Белоруссии не предусмотрено — их планировали ввести, но это так и не было сделано, уточняет адвокат Минской городской коллегии адвокатов Юлия Куцер. Схема экстренного вывоза туристов законом также не предусмотрена — каждая ситуация решается индивидуально. В случае банкротства туроператора интересы туриста не защищены законом, а ответственным перед туристом оказывается посредник — турагент, который продал клиенту тур.