какие сейчас отношения между россией и грузией
Как будут развиваться отношения Грузии и России в 2021 году? Мнение экспертов
Что может измениться в 2021 году и стоит ли ожидать существенных сдвигов в грузино-российских отношениях? Своим мнением со Sputnik Грузия поделились грузинские эксперты.
Новый уровень
Политолог и публицист, главный редактор ГРУЗИНФОРМ Арно Хидирбегишвили считает, что в 2021 году отношения Грузии и России перейдут на качественно новый уровень.
По его словам, в этом процессе главную роль сыграла Россия и никакие международные форматы переговоров не помогли.
По словам политолога, в установлении мира в Грузии заинтересованы все страны региона и их партнеры.
Грузия разорвала дипломатические отношения с Россией в ответ на признание Москвой в 2008 году независимости Абхазии и Цхинвальского региона (Южной Осетии), которые грузинские власти не контролируют с начала 1990-х годов. Посредником между Грузией и Россией является Швейцария.
В июне 2019 года в ответ на ажиотаж вокруг приезда в Грузию депутата Госдумы Сергея Гаврилова и последующую волну протеста с антироссийскими лозунгами, Россия приняла решение с 8 июля 2019 года прекратить прямое авиасообщение с Грузией.
Полетим?
Политолог Арчил Сихарулидзе не исключает, что в 2021 году будет восстановлено прямое воздушное сообщение между Грузией и Россией.
По словам политолога, сейчас мяч на стороне РФ – она должна восстановить авиасообщение и сделать шаги в сторону безвизового режима.
Надежда есть
Ранее глава российского МИД Сергей Лавров в интервью газете «Труд» выразил надежду, что восстановление прямого авиасообщения между Россией и Грузией – вопрос, который решится в ближайшем будущем.
Не исключает восстановления прямого воздушного сообщения между странами и политолог Ника Читадзе.
Кремль: Россия выступает за конструктивный диалог с Грузией
Официальная Москва с некоторой задержкой ответила на открытое письмо оппозиционной партии «Альянс патриотов Грузии», адресованное президенту Российской Федерации Владимиру Путину. В послании из Тбилиси содержалась просьба к лидеру России оказать содействие в нормализации российско-грузинских отношений.
Публикация этого послания вызвала массу комментариев и экспертных оценок. Политологи сходились во мнении, что оппозиционная партия «Альянс патриотов Грузии», хотя и произвела небольшую политическую сенсацию, нарушив монополию правящей «Грузинской мечты» и ее непримиримого оппонента — «Единого национального движения» (ЕНД) на парламентские кресла, значительной силой в законодательном органе не стала. Впервые за годы безраздельной гегемонии в грузинском парламенте этих двух партий «Альянс патриотов Грузии» провел своих кандидатов и создал в нем третью фракцию.
Всем хорошо известно, что львиная доля успеха «Грузинской мечты» на выборах 2012 года была обусловлена обещанием электорату добиться нормализации отношений с Россией. Несмотря на яростное сопротивление «националов», «Грузинская мечта» в условиях разрыва дипломатических отношений возобновила прямые контакты с Российской Федерацией при полном непротивлении Москвы. Была создана специальная комиссия Карасин — Абашидзе, прошли определенные подвижки в области экономических и гуманитарных связей.
Злую шутку с «Грузинской мечтой» сыграла ее политическая двуликость. Являясь частью грузинской политической элиты, целиком выкормленной и взлелеянной Западом, она не смогла отказаться от бездумного прозападного курса. Этот фактор тормозил и в конце концов свел на нет все усилия по нормализации отношений с северным соседом. Еще никому не удавалось одновременно двигаться в двух диаметрально противоположных направлениях или усидеть на двух удаляющихся друг от друга стульях.
Чтобы хоть как-то завоевать симпатии коллективного Запада, безраздельно господствующего в грузинском политикуме, «Грузинская мечта» не придумала для себе ничего лучшего, как вступить в соревнование на ниве русофобии со своими непримиримыми оппонентами-конкурентами из фашиствующего ЕНД.
Среди грузинских политиков находились и те, кто был готов поднять свой рейтинг в глазах населения Грузии за счет России. Это были достаточно известные в стране политические деятели, которые к этому моменту оказались вытеснены на обочину своими более пронырливыми конкурентами. Достаточно упомянуть экс-депутата парламента Тамаза Мечиаури, экс-спикера Нино Бурджанадзе, которая временно исполняла обязанности президента. Не боясь русофобской вакханалии, они открыто призывали к контактам с Россией и даже посещали Москву в попытке их наладить.
Но в своих начинаниях они потерпели неудачу. Причины ее, скорее всего, крылись в том, что электорат, помня изменчивость политической позиции этих субъектов, до конца не поверил в искренность их благих намерений, считая подобную риторику всего лишь тактическим приемом. Можно предположить, что до конца не поверили им и в Москве.
«Альянс патриотов Грузии» в этом отношении был более последователен. С русофобских позиций он никогда не выступал. Уже одного этого было достаточно, чтобы на него навесили ярлык пророссийской партии. Дело в том, что пророссийской партией «Альянс» никогда не являлся. В спектре грузинской политики он является самой прогрузинской партией, потому что нормальные добрососедские отношения с Россией являются важнейшим фактором благополучия Грузии, залогом ее успешного развития и движения вперед.
Русофобствующие «нацики» и соревнующиеся с ними в этом «мечтатели», по сути дела, являются антигрузинскими партиями, потому что их политическая деятельность наносит стране и грузинскому народу колоссальный вред. Большинство политологов и экспертов предсказывали, что Кремль никак не отреагирует на обращение «Альянса» к президенту России, потому что «Альянс патриотов Грузии» со своим 3-процентым рейтингом якобы не представляет собой серьезной политической силы, на которую можно делать ставку.
Москва тем не менее на открытое письмо ответила и полностью разделила высказанную в письме озабоченность нынешним состоянием двусторонних связей.
«Россия всегда выступала за конструктивные отношения с Грузией. Как известно, не мы были инициаторами их разрыва», — заявили в пресс-службе Кремля.
До вероломного нападения на Цхинвал и российских миротворцев, результатом чего стали многочисленные жертвы, Россия признавала территориальную целостность Грузии. Ее вмешательство в военные действия, принуждение Грузии к миру, на деле было реальной остановкой геноцида. Саакашвили не позволили превратить Южную Осетию в чистое поле, как он красноречиво назвал свою карательную операцию. Логическим завершением всего этого стало признание Абхазии и Южной Осетии. И дипотношения, в угоду своим заокеанским хозяевам, разорвали именно власти Грузии. Но Москва никогда не отождествляла их с грузинским народом, который связан с русским многочисленными историческими и личностными связями.
«Обращение „Альянса патриотов Грузии“ является наглядным подтверждением того, что, несмотря на все потуги русофобов и радикалов, в Грузии остаются здравомыслящие силы, выступающие за восстановление добрососедских связей между двумя государствами», — подчеркивается в заявлении пресс-службы Кремля.
Кремль ответил «Альянсу патриотов», потому что его не интересует рейтинг этой партии. Уже давно пора понять, что Москва не делает никаких ставок — это не казино! Россия работает со всеми силами, которые руководствуются конструктивными целями и добрыми намерениями. В этом как раз и отличие российской политики от игры с нулевой суммой, которую ведут в регионе США.
Нормальные добрососедские отношения с грузинским государством и народом для Российской Федерации — это не тактические приемы и уловки с расчетом на сиюминутную выгоду, а стратегическая линия, рассчитанная на века. Именно поэтому Кремль в который уже раз подтвердил свою принципиальную позицию в этом вопросе. Это означает, что на смену продажным политикам в Грузии должны прийти новые здоровые политические силы, которые будут служить не «вашингтонскому обкому», а своему родному народу, чтобы избавить его от участи жертвенной пешки в глобальной политической игре.
Политологи сочли беспочвенными заявления Лаврова об отношениях с Грузией
Реальных перспектив восстановления дипломатических отношений между Тбилиси и Москвой нет, прокомментировали заявления главы российского МИДа Сергея Лаврова политологи. В Грузии слова Лаврова вызвали негативную реакцию правящей партии.
О том, что Москва готова восстановить отношения с Тбилиси, министр иностранных дел Сергей Лавров заявил 1 сентября. «Если Грузия действительно хочет не разыгрывать российскую карту в стремлении сохранять покровительство Запада, а хочет с нами, как со своим соседом, нормально жить, мы к этому готовы в любой момент», – сказал он в ходе выступления в МГИМО.
Лавров добавил, что Россия и раньше готова была сделать шаг навстречу, но этому помешали события, известные, как «ночь Гаврилова». «У нас было намерение ответить грузинскому соседу, когда они ввели безвизовый режим для наших граждан. Мы поначалу все-таки присматривались к тому, что происходит, и, конечно, мы никому не запрещаем ездить в Грузию. Но где-то полтора года назад мы даже были готовы тоже объявить о безвизовом режиме для грузинских граждан в целях посещения России, но тут произошел неприятный инцидент, грубая провокация против российской парламентской делегации, которая приехала в Тбилиси на очередное заседание международной ассамблеи православия», – процитировало Лаврова РИА «Новости». При этом Лавров ничего не сказал о перспективах безвиза.
Для восстановления дипотношений между Грузией и Россией есть серьезные препятствия, указал программный директор Российского совета по международным делам Иван Тимофеев. «Существует позиция Тбилиси по Абхазии и Южной Осетии. Имеются «красные линии», которые важны для грузинской дипломатии. И сама Грузия не будет заходить за эти «красные линии» и не пойдет на восстановление дипломатических отношений», – считает он.
Тимофеев затруднился сказать, связано ли заявление Лаврова с внутриполитической ситуацией в Грузии и выборами в этой стране. «Пожелания о восстановлении отношений часто высказываются, и с обеих сторон есть интерес к тому, чтобы дипломатические отношения восстановить. Но политические вопросы, связанные, прежде всего, с итогами войны 2008 года, не разрешены», – подчеркнул политолог.
По его мнению, восстановление дипломатических отношений между Россией и Грузией в ближайшем будущем вряд ли возможно, поскольку не решены те ключевые проблемы, которые привели к разрыву этих отношений. «В то же время возможны определенные послабления в визовых вопросах, упрощение режима поездок для россиян в Грузию и гражданам Грузии в Россию», – указал Тимофеев корреспонденту «Кавказского узла».
Ведущий научный сотрудник Центра проблем Кавказа и региональной безопасности МГИМО Николай Силаев ничего нового в заявлении Лаврова не увидел. «Российские дипломаты на разных уровнях повторяют уже много лет о «готовности восстановить дипломатические отношения» с Грузией. Тем более что разорваны они были не Россией, а Грузией», – сказал он корреспонденту «Кавказского узла».
Силаев считает, что нет связи заявления главы российского МИДа с текущими политическими событиями в Грузии. «Позиция о готовности восстановить отношения высказана в очередной раз просто потому, что был задан такой вопрос», – полагает он.
Заявление Лаврова об отношениях с Грузией прозвучало на фоне охлаждения отношений Грузии с Евросоюзом. Представители ЕС в августе критиковали грузинские власти за отказ выполнять соглашение с оппозицией, а 31 августа премьер-министр Грузии Ираклий Гарибашвили заявил, что власти страны решили воздержаться от получения 75 миллионов евро от Евросоюза. Отказ властей Грузии от финансовой помощи угрожает разбалансировкой в отношениях с Западом, создает предпосылки для снижения объема инвестиций и экономического спада, указали аналитики.
Ни одно правительство Грузии, ни одна политическая сила, которая приходит к власти в стране, не может быть антизападной, уверен грузинский политолог, лектор Тбилисского госуниверситета Арчил Сихарулидзе. «Обвинение, что та или иная партия антизападная – это некий «стандарт» предвыборных кампаний в Грузии. Люди в Грузии в принципе понимают это и не будут голосовать против или за «Грузинскую мечту» из-за того, что она антизападная. У «Грузинской мечты» есть другие, более серьезные проблемы в отношениях с избирателями. Например, невыполненные обязательства», – указал он корреспонденту «Кавказского узла».
В целом, по мнению политолога, в Грузии заявление Лаврова расценивается как популизм. «Потому что восстановление дипломатических отношений подразумевает шаги навстречу – например, решение визовых вопросов. Так как это не решается, грузинская сторона не видит для себя выгоды. А главное, Грузия не раз заявляла, что восстановит дипломатические отношения лишь в том случае, когда будет решен вопрос «оккупированных территорий», – подчеркнул Сихарулидзе. А поскольку Россия не собирается идти на уступки, то дипломатические отношения не имеют шанса на восстановление, заключил он.
Сихарулидзе сообщил также, что представитель «Грузинской мечты» уже высказался о заявлении главы МИД РФ, как о дискредитирующем его партию. «Представитель «Грузинской мечты» заявил, что высказывания г-на Лаврова были антизападным жестом и вмешательством во внутренние дела страны, направленными против» Грузинской мечты», – указал Сихарулидзе.
Автор: Рустам Джалилов источник: корреспондент «Кавказского узла»