какие сейчас устанавливают электросчетчики
Что надо знать об обязательной с 1 июля установке новых счетчиков
С 1 июля 2020 года в частных и многоквартирных домах России начнут установку новых, интеллектуальных приборов учета электроэнергии по мере выхода из строя старых счетчиков.
Рассказываем, как работают умные счетчики, зачем они нужны, а также кто платит за их установку.
Что это такое
Новые приборы учета электроэнергии отслеживают количество расходуемого жильцами ресурса и дистанционно передают данные в компанию. Если потребитель регулярно задерживает оплату счетов, умные счетчики будут ограничивать подачу электроэнергии. Благодаря новому механизму ответственность за неуплату счетов ляжет на нарушителя, а сумма задолженности не будет распределяться между всеми жильцами через тариф.
Каким способом будет передаваться информация со счетчиков, определяет поставщик данной услуги. Отправить показатели с новых приборов можно через домашнюю сеть WI-FI, мобильный телефон или сим-карту, установленную в счетчике.
Кому установят
В новостройках умные счетчики установят сразу, а в старых домах будут менять постепенно, по мере выхода из строя старых приборов учета или пока не наступит срок поверки. Вышедшими из строя будут считаться те счетчики, которые работают с перебоями или передают неверную информацию о потреблении электроэнергии. При отказе от установки новых приборов расчет энергии будет производиться по нормативам с учетом повышающего коэффициента, что сделает услуги дороже.
За чей счет установят
С июля 2020 года обязанность по установке интеллектуальных приборов учета в многоквартирных домах ляжет на гарантирующих поставщиков электроэнергии. Расходы на обслуживание умных счетчиков включат в тариф за электроэнергию, но сумма в квитанции не сильно изменится, так как, согласно закону, платеж за коммуналку ограничен уровнем инфляции. Жильцы, которым вовремя не установят новые приборы учета, будут иметь право не платить за электричество.
Штрафы
Жильцов, которым вовремя не установили счетчики нового типа, штрафовать не будут. Но это не освобождает от санкций организации, которые не смогли своевременно обеспечить учет с помощью умных счетчиков. Минэнерго России выступило с инициативой ввода штрафов для гарантирующих поставщиков электроэнергии, которые с 2023 года не обеспечат умными приборами учета многоквартирные дома. При этом размер штрафов пока не установлен.
Новые счетчики бесплатно: кто должен их оплатить и заменить
С 1 июля 2020 года в частных и многоквартирных домах России начали устанавливать новые, интеллектуальные приборы учета электроэнергии. Теперь ответственность за установку, обслуживание и ремонт умных счетчиков закреплена за энергосбытовыми компаниями (для многоквартирных домов) и сетевыми организациями (для частных домов).
Рассказываем, кто теперь должен оплачивать и менять счетчики.
Что такое умный счетчик
Новые приборы учета электроэнергии рассчитывают количество расходуемого жильцами ресурса и дистанционно передают данные в компанию. Если потребитель периодически задерживает оплату счетов, умные счетчики ограничат подачу электроэнергии. Благодаря новому механизму ответственность за неуплату счетов ляжет на нарушителя, а сумма задолженности не будет распределяться между всеми жильцами через тариф. Передача показаний с новых приборов будет производиться посредством Wi-Fi, мобильного телефона или сим-карты, установленной в счетчике.
Когда поменяют
В новостройках умные счетчики установят сразу, а в старых домах будут менять по мере выхода из строя старых приборов учета, при наступлении срока поверки или если счетчики вовсе отсутствуют. Вышедшими из строя будут считаться те счетчики, которые работают с перебоями или передают неверную информацию о потреблении электроэнергии. В дальнейшем, через 16 лет, необходимо провести поверку умного счетчика, а не менять его. При отказе от установки новых приборов расчет энергии будет производиться по нормативам с учетом повышающего коэффициента, что сделает услуги дороже.
Кто оплатит новые счетчики
Стоимость счетчика, соответствующего требованиям закона, составляет 5–6 тыс. руб. Расходы на его установку — около 3 тыс. руб. С июля 2020 года расходы на покупку и установку счетчиков электричества легли на гарантирующих поставщиков электроэнергии. Расходы на обслуживание умных счетчиков включат в тариф за электроэнергию. Однако сумма в квитанции не сильно изменится, так как в соответствии с законодательством платеж за коммунальные услуги ограничен уровнем инфляции.
Штрафы
Жильцов, которым вовремя не установили счетчики нового типа, штрафовать не будут. Но это не освобождает от санкций организации, которые не смогли своевременно обеспечить учет с помощью умных счетчиков. Минэнерго России выступило с инициативой ввода штрафов для гарантирующих поставщиков электроэнергии, которые с 2023 года не обеспечат умными приборами учета многоквартирные дома. При этом размер штрафов пока не установлен.
Выгодно ли устанавливать многотарифные счетчики
Вы удивитесь, когда увидите числа
Я инженер-математик и не люблю верить на слово, поэтому решила проверить, насколько выгодны многотарифные счетчики.
У мамы истекал срок поверки счетчика на электричество. Она спросила у меня совета, какой ей установить, а я решила сначала проверить все суммы. Расскажу, как вела расчеты и что в итоге посоветовала маме.
Какие бывают счетчики
Электрический счетчик — это прибор, который учитывает, сколько электроэнергии вы расходуете. Сколько сжег электричества — столько он и покажет на табло в киловатт-часах. Затем за эти киловатт-часы нужно будет заплатить энергоснабжающей организации по своему тарифу.
Однотарифный счетчик все время работает только по одному тарифу. Его показания не зависят от времени суток. Киловатт-час электроэнергии будет стоить одинаково и днем, и ночью.
Двухтарифный счетчик — это счетчик, где тариф зависит от времени суток. Прибор показывает на экране расход киловатт-часов в двух разных временных интервалах, Т1 и Т2, а также общий расход.
Стандартные временные интервалы:
Трехтарифный — такой же счетчик, как и двухтарифный, но временных интервалов у него три:
Двухтарифные и многотарифные счетчики имеют дисплеи, на которых показания по разным временным интервалам сменяют друг друга. Затем счетчик показывает общий расход.
Еще у счетчиков есть такие параметры, как номинальный и максимальный токи. Обычная благоустроенная квартира — это не производственное предприятие с большим энергопотреблением. Большинство современных электросчетчиков рассчитано на ток силой от 5 до 60 А.
Если нагрузка будет меньше 5 А — это номинальный ток, — то прибор будет выдавать погрешность и неизвестно, кто от этого выиграет. Если все потребители в квартире будут потреблять больше 60 А — это максимальный ток, — прибор может выйти из строя. Но для обычной квартиры это маловероятно, поэтому на эти параметры можно не обращать внимания.
Тарифы
Стоимость электроэнергии для потребителя зависит от тарифов. Тарифы зависят от региона и времени суток.
Региональные тарифы раз в год утверждают органы исполнительной власти в сфере ценообразования. Эти органы называются по-разному : в Москве — Департамент экономической политики и развития города Москвы, в Санкт-Петербурге — Комитет по тарифам Санкт-Петербурга, в Екатеринбурге — Региональная энергетическая комиссия. На их сайтах можно посмотреть текущие тарифы:
Временные интервалы тарифов одинаковы для всего года и всех регионов, то есть пик везде начинается в 7:00 по местному времени.
Пик — время самой большой и дорогой нагрузки на электросеть, когда большинство людей находятся дома и используют электроприборы: кипятят чайник, сушат волосы феном, заряжают устройства и так далее. Обычно это время, когда люди собираются на работу или приходят с нее. Полупик — время, когда энергии потребляют тоже много, но не так, как в пиковые часы. В ночные часы энергопотребление падает, поскольку большинство отдыхает.
Энергоснабжающие компании устанавливают самые высокие тарифы в период пиковой нагрузки. Чтобы стимулировать людей использовать электроэнергию в другие часы и тем самым перераспределять потребление, они снижают тарифы на полупиковые часы и ночное время.
Расскажу, что влияет на стоимость киловатт-часа:
Приведу тарифы для Москвы, которые я использовала в своих расчетах. Если дом газифицирован, применяются тарифы для домов с газовыми плитами, даже если не пользуетесь газом. Дальше нужно смотреть на конкретный тариф в зависимости от типа установленного счетчика.
Для двухтарифного счетчика указаны два числа: стоимость киловатт-часа в разные временные интервалы, их обозначают Т1 и Т2. В трехтарифном счетчике добавляется еще третий интервал, Т3.
Кто и за чей счет должен менять счетчики
Срок эксплуатации счетчиков, который заявляет изготовитель, обычно составляет 30 лет. Но это не значит, что со счетчиками можно 30 лет ничего не делать. Периодически их нужно поверять, то есть проводить процедуру, которая подтвердит точность показаний. Поверка требуется обычно каждые 10 лет для трехфазных и каждые 16 лет для однофазных счетчиков. Но бывают счетчики с межповерочным интервалом 8 лет. Периодичность поверки указана в паспорте устройства.
Соблюдать сроки поверки — обязанность владельца квартиры. Если этого не делать, расход электроэнергии посчитают по нормативу, то есть так, будто счетчика нет вообще.
Если счетчик сломался, его сняли или закончился срок эксплуатации или поверки, это приравнивается к отсутствию счетчика. Для таких квартир устанавливают повышенные в полтора раза тарифы на электричество. Чтобы вновь платить по нормальным тарифам, жильцам нужно заменить счетчик или поверить его.
Счетчик меняют жильцы за свой счет. По закону собственник обязан сам содержать принадлежащее ему имущество. Счетчик тоже относится к этому имуществу, даже если установлен не в квартире, а на лестнице. Просто в этом случае проще обслуживать его и снимать показания.
Энергопоставщик может сам заменить счетчик, а потом потребовать от пользователя возместить понесенные расходы.
У моей мамы подходил срок поверки старого счетчика. Ей позвонили из УК и напомнили об этом. Время поверки поджимало, и мама занялась заменой самостоятельно.
Проще сразу поставить многотарифный счетчик
Как правило, многотарифные счетчики электроэнергии продают сразу настроенными под часовой пояс, в котором проживает потребитель. В противном случае уточняйте у продавца, какое сейчас время на счетчике. Если это не ваш часовой пояс — придется дополнительно доплачивать, чтобы настроить реальное время. Что касается установки и подключения счетчика к электрической сети, то разницы никакой нет. Тот, кто заявляет, что установить многотарифный электросчетчик дороже, банально хочет раскрутить заказчика на дополнительные деньги.
27 декабря 2018 года приняты поправки в ФЗ «Об электроэнергетике», и с 1 июля 2020 года в новых домах или при замене счетчиков будут устанавливать только интеллектуальные счетчики электроэнергии, которые позволяют в том числе вести многотарифный учет. Затраты по установке таких счетчиков перенесут на энергосбытовые компании, которые включат их в тариф на электроэнергию, поэтому в конечном счете заплатят за это обычные потребители. Так что выбор между установкой однотарифного и многотарифного счетчика скоро отпадет сам собой. Но в любом случае потребитель сам выбирает, как оплачивать электроэнергию: по простому тарифу или дифференцированному по времени суток. Менять это вы вправе хоть несколько раз в год.
Сколько стоит поставить многотарифный счетчик
Многотарифный счетчик — это технически более сложный прибор, чем однотарифный. Мастера говорят, что подключать его сложнее и дольше, поэтому его установка дороже. Счетчик оплачивается отдельно. Его стоимость в установку не входит.
Мама не стала поверять старый счетчик, а купила новый. Оказалось, что так мы сэкономили деньги, поскольку старый счетчик занижал показания. Выяснилось это опытным путем: после замены счетчика показания выросли. Если бы мы стали поверять старый счетчик и вскрылось, что он занижал показания, его пришлось бы ремонтировать или заменять.
Чтобы установить счетчик, мама позвонила в Мосэнергосбыт. Ей предложили оставить заявку на замену счетчика в личном кабинете потребителя на сайте Мосэнергосбыта. Ей хотелось сделать все за один раз, поэтому она не стала обращаться в частную компанию, хотя это было бы дешевле.
Р » loading=»lazy» data-bordered=»true»>
Анализ электропотребления по трем абонентам
Меня смущало, что многотарифный счетчик в Мосэнергосбыте намного дороже однотарифного. И установка тоже дороже. Зная, что мама платит за электричество не так уж много, я решила проанализировать данные потребления нескольких человек и рассчитать, сколько экономит многотарифный счетчик по сравнению с обычным и как быстро это окупится.
Для этого я взяла данные по расходам электроэнергии трех абонентов, у которых установлены многотарифные счетчики. Так получилось, что у этих людей оказался разный образ жизни и, как следствие, разное электропотребление. Я все это свела в таблицу и рассчитала, сколько бы они заплатили, если бы у них был однотарифный счетчик. Чтобы ход моих мыслей был понятен, расскажу также об образе жизни каждого абонента из примера.
Р — это сумма, на которую многотарифный счетчик дороже однотарифного. Ее я разделила на ту экономию, что получилась от использования многотарифного счетчика» loading=»lazy» data-bordered=»true»>
Абонент № 1 — это я. Я живу с мужем и двумя детьми в трехкомнатной квартире. У меня постоянно кто-то бывает дома, каждую ночь я включаю посудомоечную машину, днем запускаю стиральную. Стиральную машину я бы тоже включала ночью, но она установлена рядом со спальней и мешает мне спать. В квартире нет газа, зато есть индукционная плита. Еще я постоянно кипячу чайник, поскольку люблю горячий чай. Телевизор мы не смотрим, но пару часов в день работаем за компьютером.
Я очень люблю, когда много света. В комнате, где я нахожусь, люстры включены почти весь день, поэтому мы много тратим на освещение. Лампочки у нас разные: есть энергосберегающие, а есть обычные. Я не меняю старые галогенные лампочки, пока они не перегорят.
У меня двухтарифный счетчик, поэтому я знаю, сколько и по какому тарифу расходую. Я решила посчитать, сколько бы я потратила денег, если бы счетчик был однотарифный. Для этого я просуммировала показания за 2019 год и умножила их на тариф по однотарифному счетчику.
Новые счетчики: о нововведении рассказывают эксперты
С 1 июля 2020 г. в России начался перевод потребителей электрической энергии на интеллектуальные системы ее учета — «умные» счетчики. Предполагается, что расходы на установку, эксплуатацию и подключение новых приборов теперь будут нести компании энергосбыта (для МКД) и сетевые организации (для частных домов), а не граждане-пользователи. Чем удобно нововведение, когда менять старые счетчики на новые и кто будет оплачивать эту процедуру, Domofond.ru узнал у экспертов.
«Умный» счетчик — система, состоящая из прибора учета и контроллера. Она не только собирает, но и передает информацию на сервер оператора по сетям связи, рассказывает заместитель управляющего директора СК «Перспектива» Дмитрий Лаппо. Теперь потребителю не нужно каждый месяц самостоятельно записывать и отправлять данные по затраченной электроэнергии. За него это сделает машина. Для достижения данной цели в настоящее время применяют несколько основных технологий: GRPS; LPWAN; Wi-Fi. Возможно подключение и по проводным сетям, добавляет специалист.
Когда будут устанавливать новые счетчики?
Переход на новые приборы учета будет постепенным. С 1 июля 2020 г. по 1 января 2022 г. проходит так называемый «переходный» этап. За этот период поставщики электроэнергии должны менять обычные счетчики на «умные», только если первые вышли из строя или срок их поверок истек. «Повсеместная замена старых приборов учета должна начаться с 1 января 2022 года. Но только во «вторичке» и сданных новостройках. Строящиеся многоквартирные дома, которые планируют сдать после 1 января 2021 г., должны быть уже оснащены с учетом вступившей законодательной инициативы (№ 522-ФЗ. — прим. ред.). А окончательный переход на «умные» счетчики должен завершиться к 2023 г.», — комментирует Дмитрий Лаппо.
Кто должен платить за установку?
Абонент не должен оплачивать ни стоимость нового счетчика, ни работы по замене старого. Ответственность за установку новых приборов учета целиком возложена на сетевые компании, отмечает независимый эксперт Дмитрий Суслопаров. Вместе с тем следить за состоянием счетчика и его сохранностью, если тот расположен в зоне ответственности потребителя (в квартире или на личном земельном участке), предстоит пользователю. В случае, если прибор учета будет находиться на лестничной клетке, ответственность за него будут нести гарантирующие поставщики и сетевые организации.
Можно ли самостоятельно заменить старый счетчик на новый?
Если потребитель сам хочет поменять прибор, который полностью исправен, на новый «умный» счетчик, сделать это возможно. Однако нужно будет оформить уже платную услугу, комментирует владелец строительной компании «Дом Лазовского» Максим Лазовский. Произвести замену можно будет только силами специалистов гарантирующей организации.
Будут ли штрафовать за отказ от установки «умных» счетчиков?
Согласно тексту № 522-ФЗ, потребитель электрической энергии не обязан следить за истечением срока поверки своего нового счетчика. Он имеет полное право продолжать пользоваться старым прибором, если тот не был своевременно заменен поставщиком электроэнергии, считает Дмитрий Суслопаров. Оштрафованы должны быть как раз компании энергосбыта и сетевые организации, если до 1 января 2023 г. они не обеспечат пользователей «умными» счетчиками.
Так ли бесплатны «умные» счетчики?
Вырастет ли оплата за электроэнергию из-за новых счетчиков, сказать пока сложно. Официальные источники отрицательно отвечают на этот вопрос. Однако многие эксперты придерживаются другого мнения. «Расходы Горэлектросети и сетевой организации по новым счетчикам включатся в тариф. Позже они будут все равно взяты с населения и коммерческих пользователей. А вот за передачу показаний приборов, обмен данными и услуги, связанные с этим, плата взиматься не будет», — комментирует управляющий партнер Becar Asset Management Виктор Козин.
Кроме того, общий переход в онлайн-режим невозможен без создания мощной инфраструктуры и серверов. Как отмечает Дмитрий Лаппо, это еще одни дополнительные траты, которые также могут заметно отразиться на сумме коммунального платежа.
Какие есть минусы?
Для бесперебойной работы инновационных систем требуется качественное электропитание и стабильная связь по выбранному протоколу (для обмена данными), что на территории России возможно не везде. Также, так как вся информация будет храниться в сети, возникает необходимость дополнительной защиты от хакерских атак. Но ключевые сложности внедрения технологии, как считает Дмитрий Лаппо, на данный момент связаны с тем, что основные документы еще не согласованы: счетчики должны соответствовать единым требованиям, которые пока не утверждены.
На сегодняшний день сложно сказать: с введением новых счетчиков конечные потребители почувствуют себя лучше или хуже. Реализация инициативы будет неравномерна, однако первые результаты ожидаются менее чем через год — ответственные госорганы должны будут доложить о них в Правительство РФ до 1 июля 2021 года.
Бесплатное обновление: пять вопросов о замене электросчетчиков
В Москве уже больше года идет замена счетчиков электроэнергии. Мосэнергосбыт демонтирует устройства, которые сломались или вышли за межповерочный интервал, и бесплатно устанавливает новые приборы учета.
«Москвичам больше не нужно за свой счет покупать электросчетчики, платить за их установку или делать поверку. Теперь в многоквартирных домах эти работы бесплатно проводит энергетическая компания. Квалифицированные и опытные специалисты Мосэнергосбыта знают все многочисленные тонкости установки электросчетчиков и дают гарантию на качество работы и сам прибор. Более того, мастер, производящий замену, снимет последние показания старого счетчика, а после завершения работ опломбирует устройство и составит акт», — сообщил руководитель Департамента жилищно-коммунального хозяйства Москвы Вячеслав Торсунов.
Отвечаем на самые популярные вопросы, которые возникают у москвичей по замене счетчиков.
Какие приборы учета электроэнергии меняют в первую очередь?
В первую очередь специалисты комплекса городского хозяйства меняют электросчетчики, которые сломались или вышли за межповерочный интервал до 1 апреля 2020 года.
Вместо устаревших приборов устанавливают современные счетчики, рассчитанные на 30 лет работы. Их поверка будет проводиться каждые 10 или 16 лет в зависимости от типа прибора. В будущем все счетчики подключат к интеллектуальной системе, которая позволит вести автоматический учет расхода электроэнергии.
Создание такой системы начнется в 2022 году. До тех пор потребители по-прежнему должны будут передавать данные самостоятельно.
Могут ли просить деньги за замену электросчетчика?
С 1 июля 2020 года ответственность за организацию учета электроэнергии в многоквартирных домах столицы перешла к Мосэнергосбыту. Это означает, что установка новых приборов учета электроэнергии должна проводиться бесплатно.
Если человек представляется сотрудником Мосэнергосбыта и просит оплатить работы по замене счетчика, это мошенник. Недобросовестные организации могут также оставлять на дверях квартир и в почтовых ящиках москвичей уведомления, в которых говорится о необходимости замены счетчика.
Сообщить о мошеннических действиях можно, позвонив по телефону контактного центра Мосэнергосбыта: +7 (499) 550-95-50.
Как узнать, когда будут менять счетчики в доме?
В одном многоквартирном доме все счетчики, подлежащие замене, меняют одновременно. Информация о начале работ, сроках и порядке их проведения будет вывешена на досках объявлений в подъездах, а также есть в личном кабинете и мобильном приложении клиента Мосэнергосбыта.
С графиком проведения работ можно ознакомиться на сайте в разделе «Частным лицам / Услуги». Найдите в списке свой адрес и посмотрите, в каком квартале к вам придет специалист.
Если приборы установлены внутри квартир, с жителями согласуют удобное для них время проведения работ. Замену можно будет произвести в том числе вечером и в выходные.
В какие сроки проводятся работы и как рассчитывают плату за электричество, пока житель ждет замену?
Сроки проведения работ зависят от того, по каким причинам меняют приборы учета. Если на 1 апреля 2020 года истек межповерочный период счетчика, то его должны заменить до конца этого года.
Если же закончился срок эксплуатации прибора, он вышел из строя или вовсе отсутствовал, то новое устройство установят до конца 2023-го.
Во всех остальных случаях (например, если потребитель сообщил о том, что прибор вышел из строя) замену проведут в течение шести месяцев после поступления заявки.
Формирование счета во время замены тоже зависит от ситуации. Если межповерочный интервал счетчика истек до июля 2020 года, то расчет должен производиться по средним для данной квартиры показаниям за последние шесть месяцев; если после июля 2020 года, то по показаниям этого счетчика, пусть даже просроченного. Если прибор сломался, то расчеты производятся по средним показаниям для конкретной квартиры.
Что делать, если счетчик сломался, но его нет в графике замены?
Если счетчик неисправен, нужно незамедлительно сообщить об этом в Мосэнергосбыт. Неисправными считаются приборы, у которых диск перестал вращаться или вращается неравномерно (рывками), разбито или отклеено смотровое окно, сломался индикатор или дисплей, имеются механические сквозные повреждения корпуса, просверленные отверстия, нарушена пломба или герметичность, не отображаются результаты измерений или истек срок поверки.
В любом из этих случаев необходимо оформить бесплатную заявку на замену прибора учета.
Жильцы многоквартирных домов могут сделать это ежедневно с 08:30 до 20:30 по телефону АО «Мосэнергосбыт»: +7 (499) 550-95-50 или в едином личном кабинете. Жителям частного сектора нужно позвонить по телефону сетевой компании ПАО «Россети Московский регион»: +7 (800) 220-02-20.