какие системы связи обеспечивают жизнедеятельность объекта
ГОСы 2012
ОТС в широком смысле охватывает собой все необходимые и возможные дисциплины, имеющие отношение к анализу и синтезу систем.
ОТС в узком понимании в известной степени обобщает различные подходы к ОТС. Она получила название абстрактной теории систем (АТС).
Входы и выходы системы — совокупность воздействий внешней среды на систему и воздействий системы на среду.
Выход одной системы неминуемо будет входом какой-то другой. Следовательно, входы могут быть двух основных видов: результат предшествующего процесса, последовательно связанного с данным; и результат предшествующего процесса, случайным образом связанного с данным. Кроме того, вход может оказаться результатом функционирования той же системы, который вновь вводится в нее (обратная связь). Процесс функционирования системы иногда называют «преобразованием входа в выход», а правило такого преобразования — оператором.
Среди входных величин в управляемых системах (их называют также сигналами) можно выделить две группы, различные по характеру влияния на выходы: управляющие воздействия и возмущения (возмущающие воздействия). К первым относятся такие величины (управляющие переменные, инструментальные переменные), значения которых можно менять для получения желательного (обычно оптимального) выхода, ко вторым — воздействия на систему, нарушающие ее нормальное функционирование и развитие в желательном направлении.
Свойства системы
Взаимодействие элементов порождает такие свойства системы, которыми не один элемент или множество невзаимосвязанных элементов не обладает, т.е. система – это такой объект, свойства которого не сводятся без остатка к свойствам составляющих его элементов.
Входы и выходы системы. Среда
Каждая система функционирует в среде.
Среда – совокупность объектов, воздействующих на систему, но не подконтрольных ей.
Выделяют внешнюю и внутреннюю среду, и, соответственно, внешние и внутренние связи.
В связи с этим выделяют элементы, функционирование которых состоит в восприятии воздействий среды – входы. Вещество, энергия, информация, поступающие на вход системы –входные воздействия (величины).
Элементы системы, реализующие выходные воздействия – это выходы.
Величины, значения которых в пределах данного исследования остаются неизменными – это параметры системы.
Факторы внешней среды – независимые переменные (x), а реакции – функции (y).
Формализованное представление входы а выхода системы через переменные позволяет математически описать процесс исследования ее поведения, рассматривая входные величины как функции выходных.
Понятие связи. Прямая и обратная связь
Связь – те воздействия элемента друг на друга, которые объединяют элементы в единое целое, а также перемещение, преобразование вещества энергии информации.
Связь – наличие зависимости между элементами.
Существует два основных вида связи:
Различием между ними состоит в том, что прямая обеспечивает передачу воздействия или информации с выхода одного элемента на вход другого, а обратная с выхода некоторого элемента на вход того же элемента.
Классификация связей
Связь – те воздействия элемента друг на друга, которые объединяют элементы в единое целое, а также перемещение, преобразование вещества энергии информации.
Связь – наличие зависимости между элементами.
Классификация связей:
Структура системы — расчленение ее на группы элементов с указанием связей между ними, неизменное на все время рассмотрения и дающее представление о системе в целом.
Расчленение системы может иметь различную основу:
Группы элементов в структуре обычно выделяются по принципу простых или относительно более слабых связей между элементами разных групп.
Структура системы может быть охарактеризована по имеющимся в ней (или преобладающим) типам связей:
Близким к понятию структуры является понятие декомпозиции.
Декомпозиция — деление системы на части, удобные для каких-либо операций с этой системой. Суть декомпозиции — упрощение системы, слишком сложной для рассмотрения целиком.
Агрегирование — противоположная процедура (процедура синтеза) — объединение частей в целое, установление связей.
Окружение системы. Для того, чтобы дифференцировать, отделить систему от не системы, вводится понятие окружения системы (внешней среды, окружающей среды).
Иерархия — структура с наличием подчиненности, т. е. неравноправных связей между элементами, когда воздействие в одном из направлений оказывают гораздо большее влияние на элемент, чем в другой.
Системы оповещения и связи
Системы оповещения и связи
На основании разд. 5 [6] объектовые системы оповещения создаются на объектах, в организациях с одномоментным нахождением людей (включая персонал численностью более 50 человек), а также на социально важных объектах и объектах жизнеобеспечения населения вне зависимости от одномоментного нахождения людей и используются при авариях, последствия которых не выходят за пределы объектов.
Основной задачей объектовой сети оповещения является доведение сигналов и информации оповещения до руководителей и персонала объектов и объектовых сил и служб гражданской обороны.
Локальные системы оповещения, создаваемые в районах расположения потенциально опасных объектов, представляют собой организационно-техническое объединение дежурной службы потенциально опасных объектов, технических средств оповещения, сетей вещания и линий связи.
Локальная система оповещения является составной частью нижнего звена РСЧС и должна обеспечивать оповещение о чрезвычайных ситуациях [7, п. 5.13.5]:
руководящего состава организации, эксплуатирующей потенциально опасный объект, и руководства объектового звена РСЧС;
объектовых аварийно-спасательных формирований, в том числе специализированных;
дежурно-диспетчерских служб организаций потенциально опасных производственных объектов;
руководителей и дежурно-диспетчерских служб организаций, расположенных в зоне действия локальной системы оповещения;
населения, проживающего в окружающей опасной зоне:
в районах размещения ядерно опасных и радиационно опасных объектов – в радиусе 5 км вокруг объектов (включая поселок объекта);
в районах размещения химически опасных объектов – в радиусе до 2,5 км вокруг объектов;
в районах размещения гидротехнических объектов (в нижнем бьефе, в зонах затопления) – на расстоянии до 6 км от объектов.
Локальные и объектовые сети вещания и оповещения проектируются автономно, при этом использование линейно-абонентских
сооружений проводного вещания предприятий связи запрещается.
Технические средства локальной системы оповещения должны находиться в режиме постоянной готовности и обеспечивать автоматизированное включение оконечных средств по сигналам системы централизованного оповещения и дежурным диспетчером (начальником смены) потенциально опасных объектов. При создании локальной системы оповещения предусматривается ее организационное, техническое и программное сопряжение с региональной и местной системами централизованного оповещения, системами аварийной сигнализации и контроля потенциально опасного объекта. На районном узле электросвязи устанавливается блок контроля сопротивления для сопряжения локальной системы оповещения с территориальными системами оповещения.
В целях обеспечения непрерывности работы локальных систем оповещения перед началом технического обслуживания должны проводиться подготовка и проверка резервной аппаратуры, каналов и линий связи.
Требования по оснащению групп функциональных объектов локальной системой оповещения или объектовой системой оповещения приведены в таблице 1.
Таблица 1 – Требования по оснащению групп функциональных объектов локальной системой оповещения или объектовой системой оповещения
Система электросвязи | Группы функциональных объектов | |
производственные | потенциально опасные* | |
Локальная система оповещения | — | Оснащение данной системой распространяется на всю группу функциональных объектов |
Объектовая система оповещения | На объектах с одномоментным нахождением людей (включая персонал) более 50 человек | — |
* На основании [2, ст. 1] потенциально опасный объект – это объект, на котором расположены здания и сооружения повышенного уровня ответственности, либо объект, на котором возможно одновременное пребывание более пяти тысяч человек. В соответствии с [3, п. 8 ст. 4] к зданиям и сооружениям повышенного уровня ответственности относятся здания и сооружения, отнесенные в соответствии с [1, п. 11а ст. 48.1] к особо опасным, технически сложным или уникальным объектам, а именно: опасные производственные объекты I и II классов опасности, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества. |
Для обеспечения устойчивости системы связи в военное время каналы связи организуются по разнесенным трассам и через защищенные узлы связи.
Связь организуется в соответствии с решениями руководителя (начальника) органа, осуществляющего управление гражданской обороной и распоряжениями по связи старших органов управления.
Ответственность за организацию и состояние связи возлагается на руководителя (начальника) органа, осуществляющего управление гражданской обороной. Непосредственно вопросами организации связи занимаются начальники отделов связи органов, осуществляющих управление гражданской обороной.
Какие системы связи обеспечивают жизнедеятельность объекта
Системы жизнеобеспечения зданий и сооружений – это важная составляющая каждого объекта. Благодаря им помещения, где живут или работают люди, становятся пригодными для комфортной жизнедеятельности.
К таким системам относятся:
— водоснабжение;
— водоотведение;
— электроснабжение;
— газоснабжение;
— отопление;
— вентиляция.
В совокупности эти системы создают комфорт и позволяют поддерживать качественные условия. Если хотя бы одна из систем перестаёт функционировать нормальные условия жизни и труда нарушаются. Поэтому важно поддерживать коммуникации в рабочем состоянии, своевременно производить ремонт и профилактику важнейших и второстепенных узлов.
Виды инженерных систем и их особенности
Все внутренние инженерные системы зданий и сооружений условно можно разделить на две группы – домашние и коммерческие. Домашние внутренние инженерные системы главным образом проектируются в жилых зданиях.
Что касается коммерческих или промышленных, то такие системы проектируются индивидуально для каждого производственного объекта, чтобы обеспечить оптимальные условия труда.
Кроме основных инженерных систем также можно выделить ряд дополнительных, среди них:
— система противопожарной защиты;
— охранная система;
— система кондиционирования.
Внутренние инженерные системы зданий и сооружений нельзя назвать необходимыми, но они всё же делают условия жизни и труда ещё более комфортными и безопасными. Для ряда производственных предприятий и других объектов установка противопожарной системы является обязательной.
Монтаж инженерных систем на каждом объекте осуществляется в соответствии с заранее подготовленным планом, чертежами и нормативными документами.
Чем шире инженерная сеть, тем сложнее контролировать все системы, входящие в неё. Поэтому когда происходит аварийная ситуация, поиск эпицентра и устранение проблемы, подчас занимает слишком много времени. Такие заминки чреваты значительными материальными потерями. Использование систем автоматизированного мониторинга позволяет на порядок упростить процесс поиска и устранения неполадок.
Автоматический мониторинг систем жизнеобеспечения объектов
Сегодня существование больших и малых промышленных объектов просто немыслимо без автоматической системы мониторинга. Разработка этих систем идёт параллельно с проектированием самого объекта и всех его инженерных коммуникаций. Также системы мониторинга нового поколения устанавливаются на предприятиях, где требуется обновление устаревшего оборудования.
В состав системы мониторинга входит диспетчерский пункт АРМ и широкий спектр различных датчиков, которые по отлаженным каналам передают показания на АРМ в режиме реального времени. Что даёт установка оборудования для мониторинга на предприятии?
Оптимизация расходов на ремонт. Датчики улавливают малейшие изменения в работе оборудования и передают информацию на АРМ. На основании полученных данных производится диагностика и выявление неисправности. Таким образом, своевременное обслуживание позволяет избежать аварийных ситуаций и ущерба, связанного с ними.
Повышение уровня безопасности. Система мониторинга подаёт световую и звуковую сигнализацию о неполадках или авариях, в связи с чем, обеспечивается оперативное оповещение персонала и его эвакуация. Кроме того, известен эпицентр проблемы, что позволяет устранить её значительно быстрее.
Внедрение автоматического мониторинга технической безопасности объектов
Гарантировать качественное техническое обеспечение безопасности зданий и сооружений, оборудования позволяют системы автоматизированного мониторинга.
В этом случае эффективно работают:
— системы пожарной сигнализации;
— защита от проникновения на территорию посторонних лиц и транспорта (СКУД);
— система видеонаблюдения;
— охранная сигнализация.
Компания «СМИС Эксперт» предлагает широкий выбор решений для обеспечения безопасности на объектах различного назначения. Мы не только разработаем персональную автоматическую систему мониторинга для вашего объекта, но и установим датчики, систему связи и АРМ для наблюдения в диспетчерской. Пуск и отладка работы всех систем также осуществляется нашими специалистами.
Система: признаки системы и системные связи
ТЕМА 4. СОЦИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ КАК РАЗРЕШЕНИЕ ПРОТИВОРЕЧИЙ МЕЖДУ УПРАВЛЯЮЩЕЙ И УПРАВЛЯЕМОЙ СИСТЕМАМИ
Ключевыми понятиями в исследовании управления являются: «система», «система управления», «система государственного управления», «управляющая система» и «управляемая система». Без анализа категории «система» становятся невозможными анализ, оценка состояния объекта управления и принятие решений.
Деятельность органов государственного управления связана с решением сложных социально-экономических задач. Результаты того или иного решения органов управления могут оптимизировать или подрывать функционирование общества в целом, оказывать влияние на будущее целых поколений. В этой связи очень важен комплексный, системный подход к управленческим процессам, позволяющий предвидеть результаты принятых решений и снижать риск и последствия неудач.
В наиболее широком смысле термин «система» используется для описания самых различных явлений и трактуется как правильность в расположении частей, конкретный порядок, форма устройства, организация деятельности и т.д.
Основоположником теории систем считается Людвиг фон Берталанфи. Система, по Берталанфи, это комплекс взаимодействующих элементов, которые в своем единстве образуют некоторую целостность.
Наиболее важными признаками системы являются: сложность объекта, его целостность, способность делиться на части, быть элементом системы более высокого порядка (иерархия), образовывать особое единство со средой. Элементы системы в той или иной мере направлены на достижение единой цели, стоящей перед системой в целом.
К системным связям относят: связи взаимодействия (кооперативные, корпоративные, конфликтные и др.); генетические связи (объясняющие происхождение системы); структурные связи (строение, «скелет» системы); связи функционирования (обеспечивающие жизнедеятельность объекта); связи развития (модификация, модернизация функциональных связей); связи управления (строятся на основе программы и представляют собой способ ее реализации). Совокупность всех связей внутри системы называется внутренней структурой. Сумму всех связей как внутри системы, так и системы с внешней средой в теории систем называют полной структурой.
Системообразующие связи: определяем наиглавнейших из главных тружеников в системе управления
Главная > Консультации > Управление и менеджмент > Системообразующие связи: определяем наиглавнейших из главных тружеников в системе управления
Итак, мы подошли к середине нашего пути и останавливаемся на одном из сложнейших вопросов исследования управления как системы — выявление среди разнообразных связей именно тех, которые получают гордое название системообразующих.
Понятно ощущение, складывающее в головах у большинства практиков, когда в результате довольно тщательного погружения в суть взаимодействия и взаимосодействия элементов в системе управления мы уже получили весьма значительный набор связей. А теперь нас опять призывают к выявлению новых, да еще и называя их системообразующими!
Поскольку у нас возникают сомнения в целесообразности и нужности предстоящих действий, давайте вначале разберемся, для чего мы будем это делать. И для этого еще раз посмотрим на этапы «большого пути» исследования управления как системы, определим наше нынешнее местоположение и заглянем в название следующего, пятого этапа, до которого нам остается сделать всего шаг.
И этот опережающий взгляд помогает нам увидеть цель предстоящих действий и составить первое примерное представление о том, что мы будем делать, выявляя системообразующие связи в системе управления.
А ведь верно! Именно системообразующие связи помогут нам распознать структуру системы, и в то же время, как мы можем понять, какие связи будут системообразующими, если мы не представляем себе, какова структура системы управления? А ведь это не первый «порочный круг», с которым сталкиваются исследователи систем!
Для того чтобы понять, какие свойства элементов считать системообразующими, надо предварительно знать систему (функции, цели), чтобы адекватно её расчленять. Итак, возникает порочный логический круг. Чтобы построить систему, надо знать свойства элементов, а чтобы знать свойства элементов, надо знать систему. Такие задачи решаются методом последовательного приближения. Сначала высказывается гипотеза о свойствах элементов и из них строится система. Полученная система проверяется на адекватность, и в неё вносятся изменения [1].
Попов В.П., Крайнюченко И.В.
Да и то верно, что окончательно запутываться нам не с руки, но с другой стороны, мы не сможем выстроить структуру системы, пока не выявим системообразующие связи. Как же нам все-таки поступить?
Давайте воспользуемся условным методом последовательного приближения, и попробуем пойти от обратного. Представим, что структура системы управления, включающая уже знакомые нам четыре элемента, у нас есть. Какой она может быть?
Подключаем фантазию, нашу изобретательность, комбинаторные способности… и получаем множество вариантов, один другого лучше и краше:
Можно показать, можно рассказать, а лучше будет, если мы сами сделаем правильный выбор, подчиняясь не своему субъективному мнению, которое, как правило, продиктовано желанием упростить структуру, а выяснению того, что же мы будем понимать под системообразующими связями.
Итак, путь, который мы выбрали, связанный с построением возможных структур в системе управления, состоящей из четырех элементов, не дал нам ожидаемого «просветления», а наоборот, лишь запутал многообразием возможностей.
Но неудовлетворительный результат — это то же результат! И теперь мы отчетливо понимаем, что игнорировать этот этап в исследовании управления как системы мы никак не можем, поскольку отсутствие понимания, что же является системообразующими связями, приводит нас либо к неправильному построению структуры системы (а значит, потом и к неверному пониманию принципов поведения системы!). Поэтому ни «гаданием на кофейной гуще», ни исследованием «методом тыка» мы не добьемся нужных нам результатов.
Очень правильный и своевременный вопрос! Однако начиная двигаться в этом направлении, мы с сожалением обнаруживаем, что не все так просто, поскольку четкого и ясного для нас, практиков, ответа на вопрос: Что же такое системообразующие связи? — мы в научной литературе и учебниках сразу не получим.
Если учесть, что весь пафос системных исследований направлен на поиски системообразующих факторов, а не просто совокупности характеристик системного объекта, то естественно было бы среди всего многообразия связей попытаться выделить те, которые можно назвать системообразующими связями, т. е. связи, специфические для органичных целых [2].
Каждая система структурно оформлена. Структура — строение системы, внутренняя форма организации системы как материи. В подавляющем большинстве случаев в системах может быть неизвестно точное количество элементов, всех свойств и многих связей. Однако есть системообразующие элементы и связи, т. е. то, что составляет сущность системы, ее самостоятельную силу и что передается структурой [3].
Основная проблематика системного подхода зависит от выявления и исследования многообразных связей, прежде всего, системообразующих связей, то есть связей, которые могут быть обнаружены у объекта лишь на системном уровне.
… Та или иная множественность объектов может быть признана системой лишь при наличии системообразующих связей [4].
Вопрос сложный, поэтому давайте начнем разбираться, опираясь на методологию, теорию и нашу управленческую практику. И для этого выделим основные понятия, с которыми будем работать.
Итак, перед нами стоит задача понять, как из набора (состава) элементов эта совокупность становится системой? Какие условия должны «сподвигнуть» элементы соорганизоваться в систему? Именно на этот вопрос отвечают поиски системообразующих факторов.
Одна из важных проблем в определении системы — выяснение сущности сил, объединяющих множество в одну систему. Действительно, как образуются, существуют, функционируют, развиваются системы? Как они сохраняют свою целостность, структуру, форму, ту особенность, которая позволяет отличить одну систему от другой? Почему неупорядоченность, хаос превращаются в организованное образование? Для объяснения этого применяется специальный термин — «системообразующий фактор». Под ним понимается фактор, который формирует систему [5].
Что же это за факторы, и если их несколько, то какой из них будет главным, основным, т. е. тем, который формирует систему и способствует их объединению в единое целое?
Существует несколько идей поиска главных факторов образования системы с философской точки зрения. Так, российский физиолог, основоположник теории функциональных систем Петр Кузьмич Анохин (1898–1974) выдвинул идею: решающий и единственный фактор — результат функционирования системы, который, будучи недостаточным, активно влияет на отбор именно тех степеней свободы из компонентов системы, которые при их интегрировании определяют дальнейшее получение полноценного результата.
Встречается мнение, что системообразующим фактором является цель, благодаря которой элементы системы объединяются и функционируют ради ее достижения. Это приемлемо для живой природы и социальной жизни. Здесь целевая системная организация нередко ведущая [6].
Мы уже не раз говорили о том, что «объект выступает как система лишь относительно своей цели» [7]. А в системе управления именно цель и является тем самым «движителем» к объединению элементов в системе.
? Знакома ли вам ситуация, когда в управляющей системе образовательной организации есть и органы управления, и должностные лица, и у всех них есть функционал и утвержденные планы работы, и регулярные сборы вместе для обсуждения, и контроль, и отчеты? Казалось бы, все есть, но…
Но не уходит шемящее чувство, что работает это все «в холостую»: двигатель шумит, шестеренки крутятся, а мы никуда не движемся… А вот когда мы задаемся вопросом: для чего мы (управляющая система) работаем? Какая наша цель? Чего хотим достичь? Каков результат нашей деятельности? Как он соотносится с целью, которую ставили? Какие органы управления/должностные лица эффективно действуют для достижения результата, а кто лишь формально отбывает положенное по графику рабочее время?… Вот тогда мы и придаем тот самый, важный и необходимый целенаправляющий импульс системе, позволяющий соизмерять результаты с тем, что хотели достичь, а не просто подводить итоги за истекшее, а чаще всего, упущенное время….
И уж коль зашел разговор о времени, то и этот фактор мы то же включим в число системообразующих. И не только как фактор будущих целеустремлений, но и как фактор прошлого.
Системообразующим фактором является время, точнее не протяженная его часть, а та, которую мы называем будущее. Будущее может выступать целью объединения. Понятие «ради будущего» применимо к процессам создания любых систем. Будущее лежит и в основе их сохранения. Кроме того, будущее влияет на развитие систем еще и тем, что его зачатки существовали в прошлом. Особенно хорошо применимы эти категории к анализу социальных систем. … Появление новых целей укрепляет и развивает систему. Неопределенность же с будущим резко ухудшает развитие системы, которая утрачивает динамику, снижает интегрированность, а также эффективность функционирования. Утрата будущего, по всей видимости, есть первейшее условие для аннигиляции системы.
Системообразующим фактором может быть и прошлое…. Наблюдается удивительное многообразие, например, временной детерминации, когда прошлое, настоящее и будущее формируют различные свои соотношения в системообразующих факторах систем. При этом одни системы предопределяются преимущественно прошлым, другие — настоящим, третьи — будущим, четвертые — всеми видами времени [8].
? Знакома ли вам ситуация, когда движимые укоренившимися в сознании строками Интернационала «весь мир насилья мы разрушим до основанья, а затем мы наш, мы новый мир построим», мы забывали, теряли, утрачивали традиции и связь времен, в надежде, что создадим актуальное новое…?
И вводя эту новизну на месте руин «старого», не задумывались, что при этом уничтожается бесценный опыт созидания успешных образцов социальной практики…
Вот и очень многие новые руководители перестраивали и перестраивают образовательную организацию и управление ОО по-новому, «не оставляя камня на камне» от предшественника. И действуя так, не всегда представляют себе последствия такого настиска инноваций на традиции…
Знакома ли вам ситуация, когда управление образовательной организацией, да и не только ОО, но и всей системы образования, вспоминая о былых заслугах сферы образования, начинает жить по принципу «раньше и небо было голубее, и трава зеленее, и сахар слаще»? И не делая различий во временн̕ых условиях, устремляет системообразующий фактор будущего в прошлое, желая вернуть все «на круги своя», не задумываясь о том, что время неумолимо бежит вперед, задавая миру новые векторы развития.
Вот так и живет управление образовательными организациями, уповая лишь на привычное администрирование и приказы в эпоху развивающегося семимильными шагами сетевого столетия, соорганизующего социум по другим законам. Вот так и движутся образовательные организации «вперед, в прошлый век»…
Выявляя и изучая системообразующие факторы, т. е. факторы, которые формируют систему, мы переходим к сложному вопросу о том, что же собой представляют связи между элементами, благодаря которым это системное формирование и происходит. И не только происходит, но и закрепляется в определенную структуру взаимосвязанных элементов в системе.
Какую же роль выполняют эти системообразующие связи в системе? В чем заключается их системообразование? Именно этим связям суждено в системе не только заложить и создать ее структуру, но и отвечать за ее устойчивость под воздействием различных переменных.
Мы можем назвать такие связи инвариантными структурными связями, отвечающими за стабильность системы. Поэтому такой системообразующий фактор как время проявится в структуре как фактор, стабилизирующий систему и позволяющий ей адаптироваться в условиях изменений.
Абсолютно верно! Ведь мы же не хотим видеть в структуре системы управления только жесткий остов устойчивых связей, которые подобно железобетонным конструкциям свяжут систему так, что она не сможет вносить необходимые изменения, а значит, не будет способна к развитию!
И эта важная позиция становится существенной чертой системообразующих связей, поскольку через них в систему задается ее «целеустремляющий импульс», распространяющийся далее ко всем элементам системы управления.
Мы уже включали вопрос о целях в разбор сущности связей между элементами системы управления, выделяя целеполагание и целеустремление. А теперь напомним себе, что в основе разработки целей организации [9], а значит и целей системы управления ОО, будет именно целесообразность.
? Целесообразность («в основе таких целей лежат естественные, объективные причины» [10]) помогает ответить на вопрос: сообразно каким внешне заданным целям создана и функционирует организация?
Поэтому обратим внимание на такое понимание системообразующих связей как связей, обеспечивающих взаимодействие между системой и внешней средой.
Под системообразующими факторами в специальной литературе обычно понимают все явления, силы, вещи, связи и отношения, которые приводят к образованию системы.
Системообразующие связи можно определить как обеспечивающие свойство целостности системы постоянные, тесные отношения между компонентами единой системы и между данной системой и ее внешней средой [11].
И вот теперь, когда мы определили роль системообразующих связей в формировании системы, настало время обратиться к их важнейшей черте, которая и определяет их «рабочую» сущность. Системообразующие связи — эти «невидимые труженики» системы создают, поддерживают и укрепляют структуру системы!
Связи выполняют в системе несколько функций, наиболее важные из них:
Термин архитектоника состоит из двух слов греческого происхождения: др.-греч. ἀρχι (archi) — главный и др.-греч. τεκτον (tektos) — строить, возводить, что в прямом переводе означает «главное устроение» (или основное строение). Это слово является абсолютно однокоренным со словами: архитектор (по-древнерусски это слово вообще звучало как архитектонъ, главный строитель) и архитектура (основа строения). В отличие от двух упомянутых терминов, архитектоника — обозначает главный (основной) принцип построения и общую систему связей между отдельными частями композиции… целого [13].
Значит, системообразующие связи будут создавать «главное устроение» и соответствовать принципам построения системы управления ОО.
Вот теперь, обогащенные новыми знаниями, мы и приступим к выполнению задачи нашего этапа исследования с пониманием того, что речь идет о системообразующих как наиглавнейших связях системы. А такое высокое звание среди всех главных связей они получили потому, что именно от них зависит и само формирование системы из выбранных нами элементов на основе главного движителя — цели, и то, насколько устойчива и адаптивна будет система управления, построенная по законам архитектоники системы.
Конечно, глядя на этот спектр прямых и обратных связей между элементами, задача, стоящая перед нами, может показаться непосильной и невыполнимой, если…
…если мы не будем преодолевать излишних препятствий, а попробуем, но только не упростить схему, а наоборот, проведя серьезную работу по означиванию только теперь уже не отдельных (прямых и обратных) связей, а именно связей взаимодействия, получить более ясную картину.
Серьезное замечание, требующее ответа. На самом деле, начиная разбираться в сути связей между элементами, мы согласились с тем, что нам недостаточно было обозначить их только как «взаимодействие», поскольку перед нами стояла задача заглянуть в суть этой взаимной «нужности» и обусловленности элементов. И мы не только заглянули, но и подробно разобрались с этим вопросом.
А вот теперь на этапе исследования системообразующих связей мы можем опять вернуть связям в системе их первоначальный смысл взаимодействия, поскольку теперь понимаем его обоюдную направленность, т. е. то, чем каждый элемент связан с другими и помогает друг другу в системе управления.
А вот простая или нет эта задача — дать название связям взаимодействия между элементами системы управления — каждый будет решать сам, получив вот такое задание на обдумывание.
Начнем со связей взаимодействия между первыми системообразующими элементами: субъектом и объектом управления.
И справившись с первым вопросом, перейдем к следующему и дадим имя связям взаимодействия между объектом и механизмом управления:
А ответив на второй вопрос, перейдем к обозначению связей взаимодействия между субъектом и механизмом управления:
И теперь так же по очереди определимся с названием связей взаимодействия, которые устанавливаются в системе между элементом условия управления и объектом, и субъектом, и механизмом управления.
Начнем со связей взаимодействия между условиями и объектом управления.
Теперь дадим имя связям взаимодействия между условиями и субъектом управления.
И наконец, последний вопрос домашнего задания: как мы можем обозначить связи взаимодействия между условиями и механизмом управления?
И теперь, ответив на эти шесть очень важных вопросов, мы сделаем себе… шпаргалку (как можно обойтись в школе (и даже в школе директора школы!), без такого веками отработанного инструмента обучения?).
В эту шпаргалку мы и внесем названия связей взаимодействия между элементами в системе управления, которые в следующем нашем разговоре обретут гордое звание системообразующих.
И получив такое задание (опять же, как можно обойтись в школе (а тем более, в школе директора школы!) без заданий на зимние каникулы (!), мы обсудим ответы на поставленные вопросы теперь уже в следующем году!
Литература
[1]. Крайнюченко И.В., Попов В. П. Системное мировоззрение. Теория и анализ. — Пятигорск.: ИНЭУ, 2005, 218 с., С. 79.
[2]. Юдин Э. Г. Системный подход и принцип деятельности: Методологические проблемы современной науки. — М.: Наука, 1978. — 391 с., С. 191.
[3]. Глазунова Н. И. Система государственного управления: Учебник для вузов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. — 551 с., С. 27.
[5]. Сурмин Ю. П. Теория систем и системный анализ: Учеб. пособие. — К.: МАУП, 2003. — 368 с., С.67.
[7]. Ермак В. Д. Системы. Системные принципы. Системный подход.: Социон, 1997, № 2; 1998, № 1. [Электронный ресурс] http://socionicasys.org — Режим доступа. — URL: http://socionicasys.org/biblioteka/statji/sistemnij-podhod
[8]. Сурмин Ю. П. Теория систем и системный анализ: Учеб. пособие. — К.: МАУП, 2003. — 368 с., С.69–70.
[9]. Асмолова (Плахова) Л. М. Цели образовательной организации, или с чего начинается система. [Электронный ресурс]- Режим доступа. — URL: http://edumsko.ru/consultation/management/celi_obrazovatelnoj_organizacii_ili_s_chego_nachinaetsya_sistema
[10]. Пригожин А. И. Методы развития организаций. — М.: МЦФЭР, 2003. — 864 с., С. 77.
[11]. Сорокин В. В. Общее учение о государстве и праве переходного периода: монография. — М.: Издательство «Юрлитинформ», 2010. — 424 с. [Электронный ресурс]- Режим доступа. — URL: http://studopedia.su/16_129112_sistemoobrazuyushchie-svyazi-pravovoy-sistemi.html
[12]. Сурмин Ю. П. Теория систем и системный анализ: Учеб. пособие. — К.: МАУП, 2003. — 368 с., С. 105.