какие сказки есть в сборнике аленушкины сказки

«Алёнушкины сказки» Д.Н. Мамина-Сибиряка

На улице темно. Идёт снег. Он запу­шил стёкла окна. Алё­нушка, свер­нув­шись клу­боч­ком, лежит в постели. Она ни за что не хочет уснуть, пока папа не рас­ска­жет сказку.

Отец Алё­нушки, Дмит­рий Нар­ки­со­вич Мамин-Сиби­ряк, — писа­тель. Он сидит за сто­лом, накло­нив­шись над руко­пи­сью своей буду­щей книги. Вот он встаёт, под­хо­дит поближе к Алё­нуш­ки­ной кро­вати, садится в мяг­кое кресло, начи­нает рас­ска­зы­вать… Вни­ма­тельно слу­шает девочка про глу­пого индюка, кото­рый вооб­ра­зил, будто он умнее всех, про то, как игрушки на име­нины собра­лись и что из этого вышло. Сказки заме­ча­тель­ные, одна инте­рес­нее дру­гой. Но один гла­зок у Алё­нушки уже спит… Спи, Алё­нушка, спи, красавица.

Алё­нушка засы­пает, поло­жив ладонь под голову. А за окном всё идёт снег…

Так про­во­дили они вдвоём дол­гие зим­ние вечера — отец и дочка. Алё­нушка росла без матери, её мать давно умерла. Отец любил девочку всем серд­цем и делал всё, чтобы ей хорошо жилось.

Он смот­рел на спя­щую дочку, и ему вспо­ми­на­лись его соб­ствен­ные дет­ские годы. Они про­шли в малень­ком завод­ском посёлке на Урале. На заводе рабо­тали тогда ещё кре­пост­ные рабо­чие. Они тру­ди­лись с ран­него утра до позд­него вечера, но про­зя­бали в нищете. Зато их гос­пода и хозя­ева жили в рос­коши. Ран­ним утром, когда рабо­чие шли на завод, мимо них про­ле­тали тройки. Это после бала, длив­ше­гося всю ночь, разъ­ез­жа­лись по домам богачи.

Дмит­рий Нар­ки­со­вич рос в бед­ной семье. В доме на счету была каж­дая копейка. Но его роди­тели были доб­рыми, отзыв­чи­выми, и люди тяну­лись к ним. Маль­чик любил, когда в гости при­хо­дили фаб­рич­ные масте­ро­вые. Они знали столько ска­зок и увле­ка­тель­ных исто­рий! Осо­бенно запом­ни­лось Мамину-Сиби­ряку пре­да­ние об уда­лом раз­бой­нике Мар­заке, кото­рый в дав­ние годы скры­вался в ураль­ском лесу. Мар­зак напа­дал на бога­тых, отни­мал у них иму­ще­ство и раз­да­вал его бед­ня­кам. И нико­гда цар­ской поли­ции не уда­ва­лось его изло­вить. Маль­чик вслу­ши­вался в каж­дое слово, ему хоте­лось стать таким же сме­лым и спра­вед­ли­вым, каким был Марзак.

Густой лес, где, по пре­да­нию, когда-то скры­вался Мар­зак, начи­нался в несколь­ких мину­тах ходьбы от дома. В вет­вях дере­вьев пры­гали белки, на опушке сидел заяц, а в чаще можно было повстре­чать и самого мед­ведя. Буду­щий писа­тель изу­чил все тро­пинки. Он бро­дил по бере­гам реки Чусо­вой, любо­вался цепью гор, покры­тых ело­вым и берё­зо­вым лесом. Горам этим не было ни конца ни края, потому и с при­ро­дой у него навсе­гда свя­за­лось “пред­став­ле­ние воли, дикого простора”.

Роди­тели научили маль­чика любить книгу. Он зачи­ты­вался Пуш­ки­ным и Гого­лем, Тур­ге­не­вым и Некра­со­вым. В нём рано заро­ди­лась страсть к лите­ра­туре. В шест­на­дцать лет он уже вёл дневник.

Про­шли годы. Мамин-Сиби­ряк стал пер­вым писа­те­лем, кото­рый нари­со­вал кар­тины жизни Урала. Он создал десятки рома­нов и пове­стей, сотни рас­ска­зов. С любо­вью изоб­ра­жал в них про­стой народ, его борьбу с неспра­вед­ли­во­стью и гнётом.

У Дмит­рия Нар­ки­со­вича много рас­ска­зов и для детей. Ему хоте­лось научить ребят видеть и пони­мать кра­соту при­роды, богат­ства земли, любить и ува­жать тру­до­вого чело­века. “Это сча­стье писать для детей”, — гово­рил он.

Запи­сал Мамин-Сиби­ряк и те сказки, кото­рые когда-то рас­ска­зы­вал дочке. Он издал их отдель­ной кни­гой и назвал её “Алё­нуш­кины сказки”.

В этих сказ­ках яркие краски сол­неч­ного дня, кра­сота щед­рой рус­ской при­роды. Вме­сте с Алё­нуш­кой вы уви­дите леса, горы, моря, пустыни.

Герои Мамина-Сиби­ряка те же, что и герои мно­гих народ­ных ска­зок: мох­на­тый непо­во­рот­ли­вый мед­ведь, голод­ный волк, трус­ли­вый заяц, хит­рый воро­бей. Они и думают и раз­го­ва­ри­вают между собой, как люди. Но в то же время это насто­я­щие живот­ные. Мед­ведь изоб­ра­жён неук­лю­жим и бес­тол­ко­вым, волк злым, воро­бей озор­ным, про­вор­ным забиякой.

Лучше пред­ста­вить их помо­гают имена и прозвища.

Вот Кома­рище — длин­ный носище — это боль­шой, ста­рый комар, а вот Кома­ришко — длин­ный носишко — это малень­кий, ещё неопыт­ный комарик.

Ожи­вают в его сказ­ках и пред­меты. Игрушки празд­нуют празд­ник и даже зате­вают драку. Раз­го­ва­ри­вают рас­те­ния. В сказке “Пора спать” изба­ло­ван­ные садо­вые цветы гор­дятся своей кра­со­той. Они похожи на бога­чей в доро­гих пла­тьях. Но скром­ные поле­вые цветы писа­телю милее.

Одним своим героям Мамин-Сиби­ряк сочув­ствует, над дру­гими под­сме­и­ва­ется. Он с ува­же­нием пишет о тру­дя­щемся чело­веке, осуж­дает без­дель­ника и лентяя.

Не тер­пел писа­тель и тех, кто зазна­ётся, кто думает, что всё создано только для них. В сказке “О том, как жила-была послед­няя Муха” рас­ска­зы­ва­ется об одной глу­пой мухе, кото­рая убеж­дена, что окна в домах сде­ланы для того, чтобы она могла вле­тать в ком­наты и выле­тать оттуда, что накры­вают на стол и достают из шкафа варе­нье только для того, чтобы её уго­стить, что сол­нышко све­тит для неё одной. Ну конечно, так может думать только глу­пая, смеш­ная муха!

Что общего в жизни рыбы и птицы? И писа­тель отве­чает на этот вопрос сказ­кой “Про Воро­бья Воро­бе­ича, Ерша Ершо­вича и весё­лого тру­бо­чи­ста Яшу”. Хотя и живёт Ерш в воде, а Воро­бей летает по воз­духу, но и рыба и птица оди­на­ково нуж­да­ются в пище, гоня­ются за лако­мым кус­ком, стра­дают зимой от холода, да и летом у них мно­же­ство неприятностей…

Вели­кая сила дей­ство­вать всем вме­сте, сообща. Уж как могуч мед­ведь, но и комары, если они объ­еди­нятся, могут побе­дить мед­ведя (“Сказка про Комара Кома­ро­вича — длин­ный нос и про мох­на­того Мишу — корот­кий хвост”).

Из всех своих книг Мамин-Сиби­ряк осо­бенно доро­жил “Алё­нуш­ки­ными сказ­ками”. Он гово­рил: “Это моя люби­мая книжка — её писала сама любовь, и поэтому она пере­жи­вёт всё остальное”.

Алёнушкины сказки

Присказка

Один гла­зок у Алё­нушки спит, дру­гой — смот­рит; одно ушко у Алё­нушки спит, дру­гое — слушает.

Спи, Алё­нушка, спи, кра­са­вица, а папа будет рас­ска­зы­вать сказки. Кажется, все тут: и сибир­ский кот Васька, и лох­ма­тый дере­вен­ский пёс Постойко, и серая Мышка-норушка, и Свер­чок за печ­кой, и пёст­рый Скво­рец в клетке, и заби­яка Петух.

Спи, Алё­нушка, сей­час сказка начи­на­ется. Вон уже в окно смот­рит высо­кий месяц; вон косой заяц про­ко­вы­лял на своих вален­ках; вол­чьи глаза засве­ти­лись жёл­тыми огонь­ками; мед­ведь Мишка сосёт свою лапу. Под­ле­тел к самому окну ста­рый Воро­бей, сту­чит носом о стекло и спра­ши­вает: скоро ли? Все тут, все в сборе, и все ждут Алё­нуш­ки­ной сказки.

Источник

Сказки Мамин-Сибиряк

Аленушкины сказки Мамина-Сибиряка читать онлайн. Серая шейка, Приемыш, сказка про славного царя Гороха, Медведко. Мамин-Сибиряк – сказки для детей со смыслом!

Сказки Мамина-Сибиряка читать

НазваниеВремяРейтинг
Серая Шейка14:5520000
Ванькины именины12:101200
Медведко08:451100
О Молочке, овсяной Кашке и сером котишке Мурке06:201000
О том, как жила-была последняя Муха15:20900
Пора спать13:25800
Приемыш16:15701
Присказка00:50600
Про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу10:20500
Про Воронушку-чёрную головушку и жёлтую птичку Канарейку12:30400
Умнее всех12:35350
Про Козявочку05:15300
Про Комара Комаровича-длинный нос и про мохнатого Мишу-короткий хвост06:50200
Про храброго Зайца-длинные уши, косые глаза, короткий хвост03:45150
Про славного царя Гороха49:10100

Сказки Мамина-Сибиряка

какие сказки есть в сборнике аленушкины сказки. Смотреть фото какие сказки есть в сборнике аленушкины сказки. Смотреть картинку какие сказки есть в сборнике аленушкины сказки. Картинка про какие сказки есть в сборнике аленушкины сказки. Фото какие сказки есть в сборнике аленушкины сказкиМамин-Сибиряк написал множество рассказов, сказок, повестей для взрослых и детей. Произведения издавались во всевозможных детских сборниках и журналах, печатались отдельными книгами. Сказки Мамина-Сибиряка читать интересно и познавательно, он правдиво, сильным словом рассказывает о тяжелой жизни, описывает родную уральскую природу. Детская литература для автора означала связь ребенка с взрослым миром, потому к ней он относился со всей серьезностью.

Мамин-Сибиряк много и тяжело работал над собой, над своим мастерством, прежде чем начал создавать литературные шедевры. Сказки Мамина-Сибиряка любят взрослые и дети, они входят в школьную программу, постановки детских утренников в садах. Остроумные и порой необычные рассказы автора написаны в стиле беседы с маленькими читателями.

Мамин Сибиряк Аленушкины сказки

Качества, которые развивают сказки Мамина-Сибиряка (по его собственному мнению):

Аленушкины сказки. Порядок чтения

Мамин-Сибиряк. Детство и Юность

Русский писатель Мамин-Сибиряк родился в 1852 году в поселке Висим на Урале. Место рождения во многом предопределило его легкий характер, горячее доброе сердце, любовь к работе. Отец и мать будущего русского писателя воспитывали четверых детей, тяжелым многочасовым трудом зарабатывая на хлеб. С самого детства маленький Дмитрий не только видел нищету, но жил в ней.

Детская любознательность приводила ребенка в совершенно разные места, открывая картины с арестованными рабочими, вызывающими сочувствие и в тоже время интерес. Мальчик обожал подолгу разговаривать с отцом, расспрашивая того обо всем, что увидел за день. Как и отец, Мамин-Сибиряк стал остро чувствовать и понимать, что такое честь, справедливость, отсутствие равенства. По прошествии многих лет, писатель неоднократно описывал суровую жизнь простого народа из его детства.

Когда Дмитрию становилось грустно и тревожно, его мысли улетали в родные уральские горы, воспоминания лились непрерывным потоком и он начинал писать. Долго, ночами, изливая свои мысли на бумаге. Мамин-Сибиряк так описывал свои чувства: “Мне представлялось, что на родном Урале даже небо чище и выше, а люди искренние, с широкой душой, я словно сам становился другим, лучше, добрее, увереннее”. Самые добрые сказки Мамин-Сибиряк писал именно в такие моменты.

Любовь к литературе мальчику привил обожаемый им отец. Вечерами в семье читали книги вслух, домашнюю библиотеку пополняли и очень ею гордились. Митя рос вдумчивым и увлекающимся… Прошло несколько лет и Мамину-Сибиряку исполнилось 12 лет. Именно тогда начались его скитания и невзгоды. Отец отправил его учиться в Екатеринбург в училище – бурсу. Там силой решались все вопросы, старшие унижали младших, плохо кормили и Митя вскоре заболел. Отец конечно сразу забрал его домой, но по прошествии нескольких лет вынужден был отдать сына на обучение в эту же бурсу, так как денег не хватило бы на приличную гимназию. Учение в бурсе оставило неизгладимый след в сердце тогда ещё совсем ребенка. Дмитрий Наркисович говорил, что у него позже ушло много лет на изгнание из сердца страшных воспоминаний и всей накопленной злости.

Окончив бурсу, Мамин-Сибиряк поступил в духовную семинарию, но ушел из неё, как он сам объяснял, что не захотел становиться священником и обманывать людей. Переехав в Петербург, Дмитрий поступил на ветеринарное отделение Медико-хирургической академии, затем перешел на юридический факультет и его так и не закончил.

Мамин-Сибиряк. Первое произведение

Мамин-Сибиряк отлично учился, не пропускал занятия, но был увлекающимся человеком, что долгое время мешало ему найти себя. Мечтая стать писателем, он определил для себя две вещи, которые необходим сделать. Первая – работа над собственным языковым стилем, вторая – понимание жизни людей, их психологии.

Написав свой первый роман, Дмитрий отнес его в одну из редакций под псевдонимом Томский. Интересно, что редактором издания в то время был Салтыков-Щедрин, давший, мягко говоря, низкую оценку произведению Мамина-Сибиряка. Молодой человек был настолько подавлен, что бросив всё, вернулся к семье на Урал.

Напоследок о сказках Мамина-Сибиряка

Мамин-Сибиряк сказки начал писать, когда уже был взрослым. До них было написано множество романов и рассказов. Талантливый, сердечный писатель – Мамин-Сибиряк оживлял страницы детский книг, проникая в молодые сердца своим добрым словом. Читать Аленушкины сказки Мамина-Сибиряка нужно особенно вдумчиво, там автор легко и познавательно заложил глубокий смысл, силу своего уральского характера и благородство мысли.

Источник

Онлайн чтение книги Алёнушкины сказки
«Алёнушкины сказки» Д.Н.Мамина-Сибиряка

какие сказки есть в сборнике аленушкины сказки. Смотреть фото какие сказки есть в сборнике аленушкины сказки. Смотреть картинку какие сказки есть в сборнике аленушкины сказки. Картинка про какие сказки есть в сборнике аленушкины сказки. Фото какие сказки есть в сборнике аленушкины сказки

На улице темно. Идёт снег. Он запушил стёкла окна. Алёнушка, свернувшись клубочком, лежит в постели. Она ни за что не хочет уснуть, пока папа не расскажет сказку.

Отец Алёнушки, Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк, – писатель. Он сидит за столом, наклонившись над рукописью своей будущей книги. Вот он встаёт, подходит поближе к Алёнушкиной кровати, садится в мягкое кресло, начинает рассказывать… Внимательно слушает девочка про глупого индюка, который вообразил, будто он умнее всех, про то, как игрушки на именины собрались и что из этого вышло. Сказки замечательные, одна интереснее другой. Но один глазок у Алёнушки уже спит… Спи, Алёнушка, спи, красавица.

Алёнушка засыпает, положив ладонь под голову. А за окном всё идёт снег…

Так проводили они вдвоём долгие зимние вечера – отец и дочка. Алёнушка росла без матери, её мать давно умерла. Отец любил девочку всем сердцем и делал всё, чтобы ей хорошо жилось.

Он смотрел на спящую дочку, и ему вспоминались его собственные детские годы. Они прошли в маленьком заводском посёлке на Урале. На заводе работали тогда ещё крепостные рабочие. Они трудились с раннего утра до позднего вечера, но прозябали в нищете. Зато их господа и хозяева жили в роскоши. Ранним утром, когда рабочие шли на завод, мимо них пролетали тройки. Это после бала, длившегося всю ночь, разъезжались по домам богачи.

Дмитрий Наркисович рос в бедной семье. В доме на счету была каждая копейка. Но его родители были добрыми, отзывчивыми, и люди тянулись к ним. Мальчик любил, когда в гости приходили фабричные мастеровые. Они знали столько сказок и увлекательных историй! Особенно запомнилось Мамину-Сибиряку предание об удалом разбойнике Марзаке, который в давние годы скрывался в уральском лесу. Марзак нападал на богатых, отнимал у них имущество и раздавал его беднякам. И никогда царской полиции не удавалось его изловить. Мальчик вслушивался в каждое слово, ему хотелось стать таким же смелым и справедливым, каким был Марзак.

Густой лес, где, по преданию, когда-то скрывался Марзак, начинался в нескольких минутах ходьбы от дома. В ветвях деревьев прыгали белки, на опушке сидел заяц, а в чаще можно было повстречать и самого медведя. Будущий писатель изучил все тропинки. Он бродил по берегам реки Чусовой, любовался цепью гор, покрытых еловым и берёзовым лесом. Горам этим не было ни конца ни края, потому и с природой у него навсегда связалось «представление воли, дикого простора».

Родители научили мальчика любить книгу. Он зачитывался Пушкиным и Гоголем, Тургеневым и Некрасовым. В нём рано зародилась страсть к литературе. В шестнадцать лет он уже вёл дневник.

Прошли годы. Мамин-Сибиряк стал первым писателем, который нарисовал картины жизни Урала. Он создал десятки романов и повестей, сотни рассказов. С любовью изображал в них простой народ, его борьбу с несправедливостью и гнётом.

У Дмитрия Наркисовича много рассказов и для детей. Ему хотелось научить ребят видеть и понимать красоту природы, богатства земли, любить и уважать трудового человека. «Это счастье писать для детей», – говорил он.

Записал Мамин-Сибиряк и те сказки, которые когда-то рассказывал дочке. Он издал их отдельной книгой и назвал её «Алёнушкины сказки».

В этих сказках яркие краски солнечного дня, красота щедрой русской природы. Вместе с Алёнушкой вы увидите леса, горы, моря, пустыни.

Герои Мамина-Сибиряка те же, что и герои многих народных сказок: мохнатый неповоротливый медведь, голодный волк, трусливый заяц, хитрый воробей. Они и думают и разговаривают между собой, как люди. Но в то же время это настоящие животные. Медведь изображён неуклюжим и бестолковым, волк злым, воробей озорным, проворным забиякой.

Лучше представить их помогают имена и прозвища.

Вот Комарище – длинный носище – это большой, старый комар, а вот Комаришко – длинный носишко – это маленький, ещё неопытный комарик.

Оживают в его сказках и предметы. Игрушки празднуют праздник и даже затевают драку. Разговаривают растения. В сказке «Пора спать» избалованные садовые цветы гордятся своей красотой. Они похожи на богачей в дорогих платьях. Но скромные полевые цветы писателю милее.

Одним своим героям Мамин-Сибиряк сочувствует, над другими подсмеивается. Он с уважением пишет о трудящемся человеке, осуждает бездельника и лентяя.

Не терпел писатель и тех, кто зазнаётся, кто думает, что всё создано только для них. В сказке «О том, как жила-была последняя Муха» рассказывается об одной глупой мухе, которая убеждена, что окна в домах сделаны для того, чтобы она могла влетать в комнаты и вылетать оттуда, что накрывают на стол и достают из шкафа варенье только для того, чтобы её угостить, что солнышко светит для неё одной. Ну конечно, так может думать только глупая, смешная муха!

Что общего в жизни рыбы и птицы? И писатель отвечает на этот вопрос сказкой «Про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу». Хотя и живёт Ерш в воде, а Воробей летает по воздуху, но и рыба и птица одинаково нуждаются в пище, гоняются за лакомым куском, страдают зимой от холода, да и летом у них множество неприятностей…

Великая сила действовать всем вместе, сообща. Уж как могуч медведь, но и комары, если они объединятся, могут победить медведя («Сказка про Комара Комаровича – длинный нос и про мохнатого Мишу – короткий хвост»).

Из всех своих книг Мамин-Сибиряк особенно дорожил «Алёнушкиными сказками». Он говорил: «Это моя любимая книжка – её писала сама любовь, и поэтому она переживёт всё остальное».

Источник

Какие сказки есть в сборнике аленушкины сказки

Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк

© Полозова Т. Д., предисловие, 2001

© Черноглазов В. Ю., иллюстрации, 2001

© Оформление серии, составление. Издательство «Детская литература», 2001

Все права защищены. Никакая часть электронной версии этой книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, включая размещение в сети Интернет и в корпоративных сетях, для частного и публичного использования без письменного разрешения владельца авторских прав.

Помочь нуждающемуся – назначение человека!

«Детская книга – это весенний солнечный луч, который заставляет пробуждаться дремлющие силы детской души и вызывает рост брошенных на эту благодатную почву семян», – пишет Д. Н. Мамин-Сибиряк (1852–1912) в книге очерков «Из далекого прошлого».

Коренной уралец по рождению, он любил свой край с детства до последних дней жизни. Знал, чувствовал, ощущал близость к загадочной и суровой природе Урала, ценил твердость характера, выносливость земляков, гордился душевной привязанностью к ним. В его письме к брату-студенту читаем: «В каждом деле важна прежде всего точка опоры, известная почва под ногами… Родина – наша вторая мать, а такая родина, как наш Урал, тем паче. Припомни «братца Антея» и русских богатырей, которые, падая на сырую землю, получали удесятеренную силу. Это глубоко верная мысль. Время людей-космополитов и всечеловеков миновало, нужно быть просто человеком, который не забывает своей семьи, любит свою родину и работает для своего отечества». Эту же мысль утверждает писатель и в письме маме: «Будем жить так, как велит нам наша совесть, наш долг, наша любовь к людям и самое горячее сочувствие к человеческим страданиям…»

Родился Дмитрий Мамин в Висимо-Шалтанском заводском поселке, в сорока километрах от Нижнего Тагила (в то время эта территория входила в состав Верхотурского уезда Пермской губернии), в семье священника заводской церкви. Семья была культурная. Книга была в ней не прихотью и не забавой, а предметом первой необходимости. Имена Карамзина и Крылова, Аксакова, Пушкина и Гоголя, Кольцова и Некрасова, Тургенева и Гончарова были здесь близкими и дорогими и детям, и взрослым. А еще все любили природу Урала. Она вливалась в душу с детства и в течение всей жизни согревала, вдохновляла, помогала не растерять привязанность к родному краю, к Отечеству.

«Милые далекие горы, – вспоминает Дмитрий Наркисович уже в конце жизненного пути. – Когда мне делается грустно, я уношусь мыслью в родные зеленые горы, мне начинает казаться, что и небо там выше и яснее, и люди такие добрые, и сам я делаюсь лучше. Да, я опять хожу по этим горам, поднимаюсь на каменные кручи, спускаюсь в глубокие лога, подолгу сижу около горных ключиков, дышу чудным горным воздухом, напоенным ароматами горных трав и цветов, и без конца слушаю, что шепчет лес».

В своих рассказах, сказках, очерках Д. Мамин-Сибиряк рисует жизнь ребенка из бедной семьи, ребенка-сироты: «Кормилец» (1885), «В ученье» (1892), «Вертел» (1897), «В глуши» (1896), «Богач и Еремка» (1904), «Зимовье на Студеной» (1892), «Емеля-охотник» (1884) и другие.

В первом из названных рассказов двенадцатилетний мальчик, единственный кормилец семьи, гибнет, став жертвой тяжелых условий фабрично-заводского труда. Подлинная драма детской жизни раскрывается в рассказе «В ученье». Деревенский мальчик Сережа, оставшийся сиротой, попадает в город, в сапожную мастерскую, к чужим жестоким людям. Убийственное впечатление производит мастерская, помещенная в подвале: сыро, холодно. Первая мысль Сережи – убежать в деревню. «Маленькое детское сердце сжалось от страшной тоски по родине. Сережа мысленно видел свою деревенскую церковь, маленькую речку за огородом, бесконечные поля, своих деревенских товарищей».

Трагична участь Прошки в рассказе «Вертел». Этот худенький, «похожий на галчонка» мальчик работает круглый год в шлифовальной мастерской, тесной и темной. Он – маленький каторжник. Здесь в воздухе носится наждачная пыль. Сюда не попадает солнце. Заветная мечта Прошки – уйти туда, где «трава зеленая-зеленая, сосны шумят вершинами, из земли сочатся ключики, всякая птица поет по-своему». Он ощущает природу, но не знает человеческого тепла. Воображение мальчика рисует желанные, близкие его душе картины. Прошка подобен механизму. Он как будто неотделим от колеса, стал его элементом. Сначала мальчик возненавидел колесо, которое вынужден вертеть целый день, потом стал ненавистным хозяин, Алексей Иванович, ведь это он придумал страшное колесо. «Когда вырасту большой, – раздумывал Прошка за работой, – тогда отколочу Алексей Ивановича, изрублю топором проклятое колесо и убегу в лес».

Прошка напоминал паука, который непрерывно работает в своем углу, где расположено точильное колесо. Рабочие более старшего возраста хотя бы в разговоре между собой пытаются отвести душу, ругают хозяина, понимая, что он плут: «И плут же он, Алексей-то Иванович! Мы-то чахнем на его работе, а он плутует. Целый день только и делает, что ходит по городу да обманывает, кто попроще».

Прошка не имел силы участвовать даже в этих беседах. Он постоянно был голоден, «жил от еды до еды, как маленький голодный зверек. По ночам он видел во сне целые груды граненых драгоценных камней… Хуже всего было, когда эти камни радужным дождем сыпались на него и начинали давить маленькую больную грудь, а в голове начинало что-то тяжелое кружиться, точно там вертелось такое же деревянное колесо, у которого Прошка прожил всю свою маленькую жизнь.

Потом Прошка слег… Через две недели его не стало».

Наблюдая угасание Прошки, мы видим еще иную жизнь, жизнь мальчика из богатой семьи. Барыня Анна Ивановна привела своего сына Володю в мастерскую, где она покупала драгоценности, чтобы пробудить у него интерес к делу. Нет, разумеется, не к работе в мастерской. К любому «достойному для Володи» занятию. К чтению, например, к учению. Анна Ивановна из числа так называемых «добрых барынь». Она и Прошке готова помочь: пусть, мол, ходит в воскресенье учиться… Барыня не жалеет для Прошки котлетку, когда тот приходит по ее просьбе развлечь Володю. Мальчик-вертел чувствовал себя смущенным, как попавшийся в ловушку зверек. Молча разглядывал он комнату и удивлялся: бывают же такие большие и светлые комнаты… Перед нами – две контрастные детские судьбы. Счастливая подчеркивает предопределенность другой – страшной.

«Неужели это все твои игрушки?» – спрашивает Прошка Володю.

«Мои, но я уже не играю, потому что большой… А у тебя есть игрушки?»

Прошка засмеялся… «У него – игрушки. Какой смешной этот барчонок, решительно ничего не понимает!» – думает мальчик-вертел. Впечатляет и выразительная картина превращения Володей своей комнаты в подобие мастерской: «…Он несколько дней старался устроить в своей детской гранильную мастерскую и натащил со двора всевозможных камней. Получилась почти совсем настоящая мастерская, только недоставало деревянного громадного колеса, которое вертел Прошка…» Да, «чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало». Вот разоблачение лживой игры в равенство. Игры, которая развлекает лишь мальчика-барчонка и унижает, ранит Прошку – для него полуголодная жизнь среди камней в сырой, грязной мастерской неизбежна. Лжив и последний диалог барыни с Прошкой.

«– Ты что же это, забыл нас совсем? – спрашивала она.

– Так, может быть, не хочется учиться?

– Какое ему ученье, когда он на ладан дышит! – заметил Ермилыч.

– Разве можно такие вещи говорить при больном! – возмутилась Анна Ивановна…»

Говорить, пожалуй, не стоит «такие вещи», но стоило (!), очевидно, заметить «чахоточный румянец» на бледных щеках ребенка. Нельзя было не видеть его горящие лихорадочным огнем глаза. Нельзя было не видеть, что мальчик бессилен, почти мертв…

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *