какие слова главные в рассказе елка зощенко
Какие слова выражают главную мысль в рассказе «Елка» Зощенко?
Задание по литературе для 4 класса Выпиши из произведения слова, которые выражают главную мысль.
Думаю, что главными словами, которые выразили мысль всего рассказа Михаила Зощенко «Елка, были слова папы:
Папа сказал это после того, как Минька и Лелька повредили свои подарки возле новогодней елки из-за шалостей, а после эти подарки раздали другим детям, из-за чего между детьми и Лелькой с Минькой произошла драка.
После этого гости со своими детьми разошлись, наговорив маме и папе Миньки и Лельки много обидных слов.
Главной мыслью рассказа Михаила Зощенко «Елка» оказывается то, что нельзя быть жадным это раз, а во-вторых нельзя быть злым.
Слова, которые можно посчитать главной мыслью рассказа писатель вложил в уста папы главного героя, самого маленького Михаила Зощенко, который сказал буквально следующее:
Я не хочу, чтобы они дрались,ссорились и выгоняли гостей. Им будет трудно жить на свете, и они умрут в одиночестве
Я бы разделила рассказ Зощенко «Елка» на пять смысловых частей.
Первая часть будет совсем маленькой. Это вступление, которое делает автор рассказа и в котором он говорит о том сколько ему лет сейчас, и сколько он елок видел в своей жизни. Напрямую к сюжету рассказа это вступление отношения не имеет.
Назовем эту часть Сорок новогодних елок.
Вторая часть это ссора Миньки и Лели, которая закончилась поеданием подарков и разбитой куклой. Это завязка сюжета рассказа.
Назовем ее Испорченные подарки.
Назовем ее Гости.
Четвертая часть ссора мамы с гостями, некрасивое поведение Миньки и Лели. Это кульминация действия.
Назовем эту часть Грандиозный скандал.
И наконец пятая часть в которой папа делает свое замечательное внушение и отдает подарки гостям.
Ее можно назвать Папа всегда прав.
Составим вопросы по содержанию поучительного рассказа Михаила Зощенко «Елка»:
1). Сколько лет было Миньке и Леле на момент описанных событий?
2). От чьего имени ведётся повествование?
3). Что ели дети с елки?
4). Почему ребята совершили проступок?
5). Что означает слово «длинновязая»?
6). Каким образом мама хотела наказать Лелю?
7). Из-за чего разругались мамы детей?
8). Кому обиженная гостья предсказала будущее разбойника?
9). Какой подарок мама хотела вручить Миньке?
10). Что случилось с фарфоровой куклой?
11). Что сделал отец со всеми подарками?
12). Как вы оцениваете решение папы?
13). Какие самые главные слова в рассказе?
14). Почему автор навсегда запомнил произошедшее?
15). Какие выводы сделал Минька?
16). Как украшали новогодние елки в прошлом веке?
17). Чем вы украшаете елку?
18). Как нужно вести себя с гостями?
Рассказ Зощенко «Елка» рассказывает о некрасивом поведении маленьких детей, которые оказались настолько жадными, что захотели забрать все подарки, которые предназначались и другим детям. Поведение двух героев этого рассказа, мальчика Миньки и его старшей сестры Лели я не могу одобрить. Они поступили нехорошо и совершенно справедливо были наказаны Папа лишил их подарков и отправил спать. Но еще более важными оказались те слова, которые он произнес. Папа предупредил детей, что нельзя ссориться, обижать слабых, и выгонять гостей, потому что тогда с ними никто не станет дружить и они будут одиноки.
Именно в этих словах заключается главная мысль рассказа, именно их запомнил Минька и исправился. Он никогда больше не вел себя так отвратительно, и это замечательно.
Мне очень понравилось, что рассказ заканчивается хорошо. Каждый совершает ошибки в своей жизни и этот рассказ учит нас признавать эти ошибки, стараться их исправить, и никогда не совершать впредь.
Стихотворение Тютчева «Как неожиданно и ярко» проникнуто радостью и восхищением от взгляда на красивую радугу. Поэт словно призывает читателя не отводить глаз от радуги и любоваться этим чудом, потому что эта красота дана на мгновенье и очень быстро проходит. Вначале цвета радуги яркие, но очень быстро они начинают бледнеть, а потом и совсем исчезают.
Розу автор описывает с любовью и нежностью. Он пишет про тонкие лепестки, про ее тонкий и свежий запах, про слезы, которые оставили на розе росинки.
Жаба в описании писателя жирная и старая, она питается страшными и неприятными червяками, бока у нее бородавчатые и липкие, вся она безобразная и читая это описание невозможно испытывать к жабе какие-то теплые чувства.
Ёлка М. М. Зощенко стр. 64
1. Почему был испорчен праздник? Задумывались ли дети о последствиях своих поступков? Приведи примеры из текста.
Вся праздничная атмосфера была сведена к нулю из-за поведения маленьких главных героев.
Они испортили подарки, что предназначались другим детям и даже сказали, что все они могут идти домой.
Я думаю, дети не думали, что такие деяния несут плохие последствия.
Они действовали так, как им хотелось.
Не задумывались ни о родителях, ни о гостях.
Это всё говорит о жадности (не хотели делиться подарками), зависти (не могли смириться, что кому-то достаётся что-то хорошее) и про неумение анализировать поступки.
Слова одной из мам:
«Наверное, ваш мальчик будет разбойник… С вами водиться, что в крапиву садиться».
Герои были жадными, завистливыми, жестокими.
Родители героев были мудрыми, рассудительными людьми, поэтому правильно преподнесли детям науку.
И эта наука запала им в душу и на всю жизнь осталась в памяти.
Что касается, Миньки, то это точно.
Ведь это маленький Михаил Михайлович.
И вырос он не разбойником, а прекрасным творческим человеком.
2. Что ты думаешь о поведении Лёли и Миньки? Как писатель относится к героям? Обсудите с другом.
Поступки детей были крайне недопустимыми.
Я считаю, что это верх невоспитанности и единственным оправданием может быть только возраст.
Говоря об отношении Михаила Михайловича к детям, нужно вспомнить, что Минька – его прототип, писатель в детстве, а Леля – сестра писателя.
Поэтому утверждать, что он относится к ребятам плохо – нельзя, скорее с любовью и некой снисходительностью.
Но их поступки Зощенко, конечно, не одобряет.
Автор передаёт читателям мудрые слова отца, что стали для неё важной жизненной наукой.
Он показывает необходимость осознания свои ошибок, чтоб в дальнейшем их не допускать.
3. Какие слова в рассказе ты считаешь главными? Запиши их в «Рабочую тетрадь».
«Такое воспитание губит моих детей. Я не хочу, чтобы они дрались, ссорились и выгоняли гостей. Им будет трудно жить на свете, и они умрут в одиночестве».
«И за все эти тридцать пять лет я ни разу больше не съел чужого яблока и ни разу не ударил того, кто слабее меня… Поэтому я такой сравнительно весёлый и добродушный».
Зощенко Михаил рассказ «Ёлка»
Читательский дневник по рассказу «Ёлка» Михаила Зощенко
Автор: Зощенко, Михаил Михайлович
Название произведения: «Ёлка»
Главные герои: Минька, Леля, папа, мама.
Золотушный мальчик, его мама.
Характеристика главных героев:
Минька — маленький и любознательный.
Доверчивый. Хотел быть лучше сестры. Глупый и невоспитанный.
Леля — дерзкая, ловкая.
Находчивая. Специально дразнила брата. Болтливая, язвительная.
Мама — добрая, открытая, гостеприимная, также справедливая.
Защищает своих детей, несмотря на их отвратительное поведение.
Папа — строгий, справедливый, умный. Умеет настоять на своём.
Характеристика второстепенных героев:
Золотушный мальчик — слабый, обиженный.
Его мама — недовольная, любит ругаться.
Краткое содержание рассказа «Ёлка»
Минька и его старшая сестра Лелька в канун Нового года пробрались в комнату.
Там стояла наряженная ель и лежали подарки.
Лёля съела вкусную пастилку, которую легко сорвала с высокой ветки.
А маленький Минька сумел достать только одно яблоко.
Он обиделся на сестру и полез на стул.
Стул упал и разбил куклу.
Дети испугались и убежали.
Мама раздавала детям гостей подарки.
Внезапно она обнаружила надкусанное яблоко.
Конечно, сразу поняла, кто это натворил.
Она придумала, как наказать сына: отдала паровозик, который ему предназначался, другому мальчику.
Минька с досады ударил незнакомого мальчика по руке.
Тогда мама того мальчика назвала Миньку разбойником.
Мама стала заступаться за сына.
А мама золотушного мальчика сказала, что больше не придёт в этот дом.
Другая мама возмутилась, что у куклы отбита ручка, а Леля посоветовала ей также не приходить к ним в дом.
Все гости обиделись и разошлись, а папа суровым голосом сказал, что тогда подарков не будет никому.
Затем погасил новогоднюю ёлку.
План рассказа
Детский рисунок-иллюстрация
Главная мысль рассказа «Ёлка»
Основная мысль рассказа в том, что нельзя быть жадным и обижать маленьких.
Главная идея произведения в том, что если пригласил людей, то следует проявить гостеприимство, быть вежливым, обходительным, никому не грубить, потому что иначе можно остаться одиноким.
Чему учит произведение
Рассказ учит нас быть щедрыми, дарить людям подарки, хорошее настроение, чтобы иногда получать ответные дары.
Учит не жадничать и не пытаться забрать всё себе. Учит уметь уступить, проявить терпение и тактичность.
Ведь как ты относишься к людям, так и они станут относиться к тебе.
Краткий отзыв к рассказу «Ёлка» для читательского дневника
Прочитав этот рассказ, я поняла, как много значит доброжелательность и умение делиться.
Это смешное, увлекательное произведение, но также оно очень поучительное.
Начинается всё с обычной жадности, а заканчивается важным выводом о том, что можно остаться одиноким, если плохо относиться к людям.
Рассказ мне понравился тем, что автор не старается выгородить самого себя в детстве.
Он честно рассказывает о своих ошибках и это говорит о том, что автор их полностью признал и исправился.
Больше всего в этом рассказе мне понравился папа главных героев.
Он оказался человеком честным и принципиальным, может быть даже слишком суровым.
Но он хотел воспитать детей настоящими людьми.
Рассказ заставляет задуматься о своём отношении к другим людям, о недостатках, которых никто не лишён.
Я рекомендую всем прочитать эту замечательную историю, чтобы на чужих ошибках понять, как можно себя вести, а как нельзя.
Пословицы к произведению:
Словарь неизвестных слов:
Отрывок, поразивший меня больше всего:
Тогда я чуть не заревел, потому что она могла до всего дотянуться, а я нет.
— А я, Лёлища, как подставлю к ёлке стул и как достану себе тоже что-нибудь, кроме яблока.
И вот я стал своими худенькими ручонками тянуть к ёлке стул.
Но стул упал на меня.
Я хотел поднять стул.
И прямо на подарки.
Читательские дневники по другим произведениям Михаила Зощенко:
Библиотека произведений автора пополняется.
Название произведения | Ёлка |
---|---|
Автор | Михаил Зощенко |
Жанр | Рассказ |
Год написания | 1932 |
Главные герои
Сюжет произведения
Мальчик Минька и его старшая сестра Леля, пока их мама ушла на кухню, пробрались в комнату, где стояла елка, чтобы посмотреть на украшения, сладости и подарки. Леля решила съесть пастилку, висящую на ветке елки, и тем самым раззадорила брата, который откусил яблоко, что висело ниже. Затем сестра съела еще несколько пастилок, однако Минька смог дотянутся только до яблока. Он разозлился, хотел встать на стул, чтобы добраться до сладостей, однако сломал один из подарков – фарфоровую куклу.
Когда пришли гости, мама начала раздавать маленьким детям подарки и угощения, снимая их с елки. Вдруг она увидела надкушенное яблоко. Мама сразу поняла, кто это сделал, и решила проучить непослушных детей. Она отдала другому мальчику паровозик, который предназначался для Миньки. Минька расстроился, увидев это, и ударил мальчика по руке. После этого мама мальчика назвала Миньку разбойником и сказала, что больше никогда не придет к ним в гости. Мама другого ребенка возмутилась, что у фарфоровой куклы отбита ручка. Леля сказала, что она тоже больше может не приходить к ним в гости. Праздник был испорчен. Гости обиделись и ушли. Папа строго сказал, что теперь подарков не будет никому, потушил елку и велел детям идти спать.
Елка: для читательского дневника
Михаил Зощенко: Елка: Читательские дневники
содержание, план пересказа, главные герои, главная мысль, отзыв, анализ.
Читательский дневник — 1
В рассказе ‘Елка’ Михаила Зощенко идет речь о брате и сестре: Леле и Миньке, которые совершили некрасивый поступок. Дело в том, что родители детей позвали в гости других ребят со своими родителями, чтобы на Новый Год подарить всем сладкие украшения с новогодней елки и подарки.
Леля и Минька пробрались в комнату, где стояла красавица-ель, и стали объедать деревце: высокая семилетняя Леля дотянулась до конфет и пастилок, а маленький Минька, которому было только 5 лет, смог лишь откусить кусок от яблока. Леля стала задевать Миньку, что его накажут, дети стали толкаться, в результате чего они нечаянно сломали еще и куклу, которая предназначалась одному из гостей.
Дети ничего не рассказали родителям, и в итоге, когда наступил торжественный момент вручения подарков, гости увидели, что им достались объедки и сломанные игрушки. Родители пришедших в гости детей стали возмущаться, а мама Лели и Миньки пытаться защитить своих детей, хотя, тем не менее, пытаясь сгладить ситуацию, она подарила какому-то мальчику Минькин паровозик.
В итоге обиженный Минька разревелся, обиженные гости с детьми ушли, а папа Лели и Миньки отправил детей спать, лишив их праздника. Наутро он с извинениями раздал все забытые подарки гостям.
Рассказ ‘Елка’ учит детей тому, что нельзя жадничать и показывать себя плохим хозяином, иначе можно испортить праздник не только гостям, но и себе самому.
Кратчайшее содержание рассказа ‘Елка’ в 6 предложений
Главные герои рассказа ‘Елка’ и их характеристика
План пересказа рассказа ‘Елка’ Михаила Зощенко
Главная мысль рассказа ‘Елка’
Человек не должен быть жадным, чтобы не лишиться всех друзей.
Чему учит рассказ ‘Елка’
Рассказ учит быть щедрым, гостеприимным, радушным. Учит никогда не жадничать, не бить слабого, не отнимать чужое. Учит ничего не брать без спросу. Учит делиться тем, что имеешь с другими. Учит тому, что одиночество для человека страшнее всего.
Отзыв на рассказ ‘Елка’
Мне понравился этот рассказ, хотя поведение детей я, конечно, осуждаю. Что Минька, что Леля вели себя очень некрасиво. Они не только обидели всех гостей, они испортили праздник и себе, и людям. А виной всему обычное детское непослушание, жадность и зависть.
Пословицы к рассказу ‘Елка’
Читательский дневник — 2
Главные герои и их характеристика
Сюжет краткое содержание
Понравившийся эпизод
Мне понравились заключительные слова папы, когда он сказал, что ссорится с гостями, обижать гостей и драться с маленькими нельзя, иначе дети останутся в одиночестве, ведь никто не будет с ними дружить
План рассказа ‘ Елка ‘ Михаила Михайловича Зощенко.
Можно составить такой план по рассказу ‘Елка’ М.Зощенко для пересказа:
Главная мысль
Нельзя быть жадным эгоистом, чтобы не остаться одному на всю жизнь. Нужно относится к людям так, как ты хотел бы, чтобы они относились к тебе.
Чему учит эта книга
Рассказ учит не быть жадным, не быть капризным, не думать только о себе. Учит быть гостеприимным, быть хорошим товарищем, быть щедрым и добрым.
Отзыв, отношение к произведению, чем понравилось произведение, мое отношение к прочитанному
Мне понравился этот рассказ Зощенко. Его герои совсем маленькие дети, которые временами поступают плохо, потому что не знают, как правильно себя вести. Но на то и существуют родители, чтобы научить своих детей поступать правильно и расти хорошими людьми.
Пословицы к рассказу елка
Тайное становится явным.
На чужой каравай рот не разевай.
Не было бы счастья да несчастье помогло.
Кто неправильно воспитывает своих детей, тот расплачивается слезами.
Гни дерево, пока молодо, а детей учи, пока зелены.
На что и клад, коли в семье лад.
Кто скуп да жаден, тот в дружбе не ладен.
Позвал гостей, а накупил костей.
Берут завидки на чужие пожитки.
В одну лапу всего не соберешь.
На чужую кучу нечего глаза пучить
Читательский дневник — 3
Главные герои рассказа Елка М.Зощенко: Лелька — старше Миньки, ей 7 лет, девочка с боевым характером, любит нашкодить, но обычно все сваливает на брата. Минька — младший брат, ему 5 лет,более осторожный, но слушается Лельку и ему часто достается вместо нее от родителей за шалости.
Краткое содержание рассказа ‘Елка’ Зощенко для читательского дневника: Минька и Лелька — брат и сестра ждут гостей на Новогодний праздник. Все готово, елка наряжена, гости вот-вот придут. Лелька подстрекает Миньку отведать сладостей, висящих на елке. В итоге дети не удерживаются: Лелька съедает пастилу, Минька — обкусывает яблоко, случайно ломают игрушки, лежащие под елкой, приготовленные в качестве подарка гостям. Наконец приходят гости, надкусанное яблоко, сломанная кукла и паровозик становятся причиной ссоры мамы детей с гостями. обиженные гости уходят, праздник испорчен, Минька и Лелька наказаны — лишены всех своих игрушек.
Пересказ можно составить по следующему плану:
в семье украсили ёлку.
дети, старшая Леля и младший Минька, рассматривают украшения.
Леля съедает пастилку, а Минька откусывает яблоко.
мальчик хочет залезть повыше и нечаянно разбивает куклу.
мама узнает о происшествии и отдает Минькин подарок другому мальчику,
Минька мстит,
гости обижаются и уходят.
дети рады, так как все подарки достаются им.
папа решает наказать детей.
Ещё План для пересказа :
Вывод по рассказу ‘Елка’ М.Зощенко — если обижать других людей, брать и портить чужие вещи, жадничать — можно лишиться друзей, играть будет уже не с кем. Все тайное всегда становится явным. Гораздо лучше радоваться приходу гостей, дарить подарки, не брать чужое — тогда и праздник удастся.
Главная мысль рассказа ‘Елка’
Нельзя быть жадным и если пригласил людей в гости, то следует проявить гостеприимство, быть вежливым и обходительным, потому что иначе можно умереть в одиночестве.
Чему учит рассказ ‘Елка’
Рассказ ‘Елка’ учит нас быть щедрыми, дарить людям подарки и хорошее настроение, чтобы иногда получать подарки самим
Краткий отзыв к рассказу ‘Елка’
Рассказ ‘Елка’ мне очень понравился не только моралью, но самой атмосферой праздника, которую правда испортила некрасивая выходка детей.
Но зато Минька на всю жизнь запомнил важные слова, которые ему сказал папа и больше себя так плохо не вел.
Пословицы к рассказу ‘Елка’
Кто сам ко всем лицом, к тому и добрые люди не спиной.
Гостю первое место и красная ложка.
Читательский дневник — 4
Долгожданная елка.
Разорение елки.
Сломанная кукла и надкусанное яблоко.
Приход гостей.
Разоблачение Миньки и Лели.
Мальчик и паровозик.
Уход гостей.
Слова папы.
Жадность главный враг дружбы.
Рассказ учит щедрости, доброте, гостеприимству. Нельзя отнимать чужое, бить слабого, брать чужое без спроса.
Жадность, невоспитанность, зависть способны испортить любые отношения. Они ни к чему хорошему не приводят, только к одиночеству того, кто не хочет ничем ни с кем делиться.
Очень понравилось, как отреагировал папа на поступок детей. Он поступил справедливо, и тем самым преподнес Миньке и Леле важный жизненный урок.
Читательский дневник — 5
Краткое содержание рассказа ‘Елка’ в 5-6 предложений.
Краткий пересказ рассказа ‘Ёлка’:
Автор рассказывает нам историю о том, как мальчик, которого звали Минька с большим нетерпением ждал наступления Нового года. Перед праздником дети Минька и Леля зашли в гостинную и увидели наряженную, красивыми бусами и игрушками ёлку, так же на ёлке висели сладости. Леля съела пастилку, а Миша откусил яблоко. Потом Миша, который хотел достать что-нибудь с ёлки упал со стула и сломал ручку фарфоровой кукле.
Когда наступил праздник мама позвала детей и стала вручать всем подарки и что-то сладкое с ёлки.
Тогда мама рассердилась и подарила паровозик, который был для Миньки другому мальчику. Дети поругались, так же из-за детской ссоры поругались и мамы детишек. Когда все собрались уходить Леля сказала что это хорошо, ведь все игрушки достанутся им. С работы пришёл папа и сказал всем, что без друзей они просто помрут в одиночестве. Так же добавил, что он не хочет что бы дети ругались и тем более прогоняли гостей из дома. Минька на всю жизнь запомнил хороший урок полученный от папы и больше никого не выгонял и не обижал маленьких.
Автор характеризует Лелю, как очень хитрую и жадную девочку, будучи гораздо высокой девочкой она пыталась перехитрить своего младшего братика Миньку и ела сладости с ёлки, которые мальчику просто было не достать.
Мне не понравилось, как Леля поступила с гостями, которые пришли к ним на праздник, её обрадовало что дети ушли а все подарки достались им с Минькой.
Миньку автор описывает, как маленького братика Лели, который в начале новогодней истории оказался не менее злым и эгоистичным мальчиком, чем его сестра Леля. Минька тоже был рад уходу гостей и даже обидел мальчика, который пришёл к ним в гости.
Понравилось мне в Миньке то, что он прислушался к папиным словам, который отругал детей за неправильное и некрасивое поведение и отношение к гостям. Минька на всю жизнь запомнил слова папы и больше никогда так не поступал.
Читательский дневник — 6
Я прочитал рассказ М.Зощенко Ёлка.
Главные герои этого рассказа Лёля и Минька. Леля и Минька очень любят сладости. И вот на наряженной елке висели конфеты, пастила, яблоки. Когда мама ушла на кухню, дети пробрались в комнату, где стояла ёлка. Сестра Миньки — Леля доставала до пастилы, а Миньке доставалось всегда лишь яблоко.
Вот он решил поставить стул, чтобы достать до других сладостей и случайно разбил куклу, лежащую по елкой. Когда пришли гости, мама Лели и Миньки начала дарить подарки. Девочке досталась разбитая кукла. Мальчику мама хотела подарить яблоко, но оно оказалось надкушенным и тогда мама подарила мальчику заводной паровозик, который был предназначен для Миньки. Гости обиделись и ушли. А папа Лели и Миньки наказал их, отдав все игрушки гостям. Прочитав рассказ, я для себя сделал вывод, что нужно всегда слушаться взрослых и ничего не брать без спроса.
Главными героями рассказа ‘ Елка ‘ Михаила Михайловича Зощенко являются :
Минька — обычный пятилетний мальчик, у которого ещё, как и у всех детей его возраста только начинает формироваться характер ;
Леля — старшая сестра Миньки. Ей уже семь лет, но ведь это тоже немного. Поэтому девочка и не смогла проявить благоразумие, и вовремя остановиться при поедании ёлочных угощений ;
Главная мысль лежит на поверхности — хороший человек никогда не возьмёт то, что ему не принадлежит ; он всегда слушается родителей и никогда не станет обижать других людей словами, а тем более затевать драку.
Тайное становится явным;
на чужой каравай рот не разевай;
не было бы счастья да несчастье помогло;
кто неправильно воспитывает своих детей, тот расплачивается слезами;
гни дерево, пока молодо, а детей учи, пока зелены;
Родительское слово мимо не молвится.
Читательский дневник — 7
План рассказа Ёлка
Для понимания содержания необходим его план. Содержание для читательского дневника и пересказа легко можно будет восстановить по следующему плану:
Основная мысль рассказа
Михаил Зощенко в своём рассказе показывает поведение двух детей накануне Нового года. Все дети любят Новый год, так как обычно этот праздник приносит не только веселье и прекрасное настроение, но и показывает, что родители всегда должны объяснять детям о том, как правильно нужно поступить в любой ситуации.
Автор рассказа Ёлка показывает, что все ребята должны понять и знать, что есть отрицательные черты характера, среди которых и жадность, злость, и нежелание находить общий язык с другими детьми.
Главную мысль своего произведения автор вложил в речь папы, который, узнав о новогоднем происшествии, не только наказал детей, но и сказал о том, что им с таким поведением трудно будет жить на свете и такое отношение к людям приведёт к тому, что они будут умирать в одиночестве и сильно страдать от этого.
Стоит жить не для себя, а для других. Эгоистов не любят и не уважают. Поэтому большую радость человек получает лишь только тогда, когда делится с другими.
Главными героями произведения М. Зощенко являются дети:
Сестра была старше брата на два года, но она была очень бойкой и всегда учила брата чему-нибудь, хотя и сама не всегда знала, как нужно правильно поступить.
Узнав, что ёлка наряжена, что подарки уже подготовлены она уговорила своего младшего брата, от лица которого ведётся рассказ, пробраться в закрытую комнату и немного пошалить там с подарками.
Леля ни в чём не хотела уступать брату и подавала тому не очень хороший пример для подражания. Но то, что с ними произошло, повлияло и на дальнейшую жизнь ребят, так как они больше никогда так не поступали и всегда делали в своей жизни лишь только правильный выбор.