какие слова противопоставлены в главе 2 парадокс
Какие слова противопоставления ‘парадокс’ короленко, глава 2
валик и маруся были бедны,васе было их жалко.он целыми днями пропадал у них.они придумывали разные игры и вобщем весело проводили время.
1.вернер ближе всех к печорину и по интеликтуальному развитию и по человеческим качествам.он умен,имеет иронический склад ума.,это единственный человек,с которым печорину легко и просто.печорин дорожит мнением вернера.создается впечатление,что вернер-единственный друг печорина,но,к сожалению,в сцене дуэли,они оба ведут себя так,как неподобает другу.
2.женские образы сюжетно связаны с печориным.сам автор ко всем героиням относится с любовью.бела хороша внутрене,у неё есть гордость,чувство собственного достоинства.самая главная черта-умение любить и быть верной. верной явл. и вера-натура цельная.вера-еединственная женщина,которую он не мог обмануть.печорин способен на сильное чувство.княжна мери у читателей вызывает симпатию и сочувствие.она незаурядна,умна.однако,печорин поступает с ней жестоко,он добивается любви,хотя сам её совершенно не любит.почему же так поступает печорин? скорее всего в печорине много жизненной энергии,которая порождает бороться и побеждать: «с тех пор,как я живу и действую,судьба как-то всегда приводила к развязке чужих разыгрывал жалкую роль палача или предателя»
Какие слова противопоставлены в главе 2 парадокс
Если школьник знаком с книгами с раннего детства, а учитель продуманно составляет учебный план, то из обычной программной дисциплины уроки литературы могут превратиться в настоящий отдых в напряжённые учебные будни. К сожалению, далеко не каждый ребёнок проводит своё детство в окружении книг. Да и не все учителя могут найти верный подход к каждому ученику. Именно поэтому так важна поддержка ещё одного участника учебного процесса – качественного виртуального пособия, ГДЗ по литературе 8 класс Мушинская.
В восьмом классе ребятам предлагается знакомство с такими произведениями лучших поэтов, прозаиков, драматургов:
Какие задачи выполняет ГДЗ по литературе 8 класс Мушинская
Любой человек хочет смотреть фильмы и читать книги о том, что ему интересно. Нередко эта склонность отражается и на изучении литературы. Ученик готов уделять максимальное количество времени тому произведению, которое ему нравится, но пытается как можно быстрее (и не всегда качественно) выполнить работу со скучными текстами. Именно для того, чтобы сократить рабочее время без ущерба качеству подготовки, разработана специальная учебно-вспомогательная литература, которая подскажет оптимальный вариант выполнения упражнений – ГДЗ по литературе 8 класс Мушинская Т.Ф., Перевозная Е. В., Каратай С.Н.
Если подросток в целях экономии времени решит, что он может просто скопировать готовое решение из ГДЗ, чтобы во время списывания запомнить и понять алгоритм работы, то его вскоре ждёт разочарование. Такой метод не даёт знания и ведёт к снижению успеваемости. Единственно верный способ работы с решебником — прочитав изучаемое художественное произведение, самостоятельно ответить на поставленные вопросы и только записав своё решение заглянуть в готовый ответ. Подобный алгоритм работы с пособием не только позволит поддерживать стабильно высокую успеваемость, но и поможет привить любовь к чтению тем ученикам, которые только на уроках литературы приобщились к чтению.
Проблема смысла жизни и назначения человека в рассказе В.Г. Короленко «Парадокс»
Разделы: Литература
В жизнь нужно входить не веселым гулякою … а с благоговейным трепетом, как в священный лес, полный тайны.
В.Вересаев.
1. Проверка домашнего задания.
Вступительное слово учителя:
При изучении литературных произведений, нельзя забывать, насколько важно знать биографию писателя, черты его личности. Только так можно полностью понять произведение.
Задание: Расскажите о Короленко, используя материал статьи М.Горького «Из воспоминаний о Короленко». Какие факты и детали встреч с Короленко сообщает в своих воспоминаниях о писателе М.Горький? Какой облик Короленко они создают?
Ответ: После отбытия ссылки в Сибири, Короленко жил в Нижнем Новгороде. Горький принес ему на обсуждение свое произведение. Был поражен внешним обликом писателя, его честностью при обсуждении недостатков рассказа, простотой и ясностью его речи.
Вопрос: Какие люди и почему были интересны Короленко и стали героями его произведений?
Обратимся к выставке книг В.Г.Короленко, точнее, к иллюстрациям на обложках, на которых изображены главные герои. («Дети подземелья», «Чудная», «Сон Макара», «Слепой музыкант»).
Ответ: Короленко писал о нищих, обездоленных, несчастных людях.
Вопрос: Почему М.Горький отводит В.Г.Короленко особое место среди других писателей?
Ответ: Потому что он говорил о простом народе с искренней любовью. Поднимал нравственные (античеловечные и человечные) и социальные проблемы. Боролся с несправедливость с помощью художественного слова.
Слово учителя: (Обращение к стенду с цитатами из «Писем..»)Обратимся к дневниковым записям самого В.Г.Короленко с высказываниями о роли литературного слова и найдем подтверждение нашим мыслям. Короленко писал: «…Язык по самой природе своей есть орудие общения. Литература – расцвет языка… Слово не игрушка, а великое орудие жизни».
2. Запись темы урока. Теория литературы.
Слово учителя: В теме урока, записанной на доске «Парадокс» представлен как рассказ, у Короленко – очерк. Правомерна ли замена одного слова другим?
Вопрос: Дайте определение очерка и рассказа. Найдите сходства и различия.
Ответ: Очерк – приближенное к документальному повествование о реальном событии или человеке. Очерк развивается в двух формах – документальной и художественной. Рассказ – прозаическое произведение, в котором нарисовано одно, реже несколько событий с малым количеством действующих лиц.
Слово учителя: Короленко вспоминал: «Уже раньше, прочитав книгу, я сравнивал порой прочитанную книгу с впечатлениями самой жизни, и меня занимал вопрос: почему в книге всегда как будто «иначе»… и мне стало интересно искать таких слов, которые всего ближе подходили к явлениям жизни…схватывали бы внутренний характер явления».
Обращение к таблице «Типы речи». Повторение структуры
Вопрос: Эпиграф всегда отражает что-то важное в произведении, в уроке. Что важного узнаем мы сегодня, о чем предупреждает еще один прекрасный русский писатель В.Вересаев?
Ответ: К жизни надо относиться вдумчиво, осторожно, тогда поймешь ее смысл.
Вопрос: Людям какого возраста особенно важно понимать значение этих слов?
Ответ: Тем, кто переходит рубеж отрочество-юность.
4. Сюжет рассказа «Парадокс». Значение названия.
Задание: Перескажите сюжет («внешнее содержание рассказа») рассказа «Парадокс».
Ответ: Рассказ о двух братьях (8 и 10 лет), которые мирно проводили время в «тихом уголке между садом и сараями». Лакей Павел (слуга в доме мальчиков), всегда приводящий детей в состояние смятения, осуждающий их детские забавы, зовет их к дому. Там, у крыльца, собралась толпа (родители мальчиков, соседи, дворня). Здесь и происходит знаменательная встреча мальчиков с героем рассказа, безруким «феноменом», Яном Криштофом Залусским, который дарит братьям добрый афоризм («Человек создан для счастья, как птица для полета»). Потом «феномен» уезжает, а жизнь мальчиков изменяется.
Слово учителя: Сегодня на уроке вы должны будете ответить на вопросы, которые задавал В.Г.Короленко устами своих героев еще в 1894 году (в конце 19 столетия). Ответы на них будут очень важны и для нас, людей 21 века. Вот эти вопросы.
Вопрос: Каков смысл названия рассказа?
Ответ: Парадокс (греч.) – мнение, расходящееся с общепринятым, даже противоречащее здравому смыслу.
Вопрос: Понимания смысла этого слова наталкивает на мысль, что в рассказе произойдет какое событие?
Ответ: Неожиданное, странное.
Слово учителя: Действительно, калека-феномен дарит им, детям, взрослый афоризм, смысла которого они еще не могут понять.
Вопрос: Что означает слово «афоризм»?
Ответ: Афоризм (греч.) – краткое выразительное изречение, емко и остро выражающее какую-либо идею. Идея афоризма рассказа в том, что счастье – естественное состояние человека.
5. Беседа по 1 главе рассказа.
1) Чтение учащимися 1-го абзаца 1главы.
Вопрос: Какой эмоциональный фон создает экспозиция рассказа?
Ответ: Настраивает на серьезное прочтение рассказа.
2) Выделение основных мотивов 1 главы рассказа (детские фантазии, экипаж-калека).
Вопрос: От чьего лица ведется повествование?
Ответ: От 1-го. Рассказчик – мальчик 10-ти лет.
Вопрос: Расскажите, используя иллюстрацию на доске, о времяпровождении мальчиков в заброшенном углу старого сада.
Вопрос: Почему автор говорит об атмосфере «полусна и полусказки», царившей здесь?
Ответ: Тишина и заброшенность этого места помогали мальчикам фантазировать.
Задание: Найдите в толковом школьном словаре значение слова фантазия. (Дежурный по словарю ищет слово и его значение в словаре.)
Вопрос: Почему вся жизнь рассказчика и его восьмилетнего брата проходит в фантазиях?
Ответ: Дети обладают живым воображением, т.к. прочитали много книг о путешествиях и приключениях. Реальная жизнь для ребенка бедна событиями и сильными впечатлениями.
Задание: Вы приготовили к уроку рисунки, на которых запечатлели свои детские мечты. Расскажите о них. (1-2 ученика).
Вопрос: Описанию какого предмета в тихом уголке уделяет особое внимание рассказчик?
Ответ: Среди реальных предметов (старый лапоть, башмак, топорище и др.) на мусорной куче, находившейся посреди дворика, лежал сломанный экипаж-калека
Вопрос: Образ сломанного, выброшенного на помойку экипажа появление какого героя рассказа предрекает?
Ответ: Когда приедались впечатления жизни реальной, дети садились в кузов экипажа, и начинались чудесные приключения: бандиты, всадники, туманные женские фигуры. Дети проживали несколько жизней за какие-то полчаса, успевали побывать в разных частях света, благодаря старому экипажу.
Вопрос: Как в игре детей проявляются характеры героев? Рассказчика и его брата?
Ответ: Зачинщиком игр был всегда младший брат, старший любил тихо сидеть и мечтать. Случаи разногласий между мальчиками были редки и всегда заканчивались мирно.
3) Стилистические особенности произведения.
Слово учителя: Если бы мы не знали, в каком году написан рассказ, как бы мы могли судить о времени его создания, по каким признакам? По лексике, употребляемой писателем. В предпоследнем абзаце первой главы какое слово написано по старым грамматическим нормам?
Ответ: Подымались, устаревшее слово.
4) Вывод по 1 главе и ответ на первый вопрос урока.
Вопрос: 1-я глава начиналась вопросом о смысле жизни человека. Чем она заканчивается?
Ответ: «Мы не имели тогда малейшего понятия о назначении жизни,»- говорит главный герой.
Слово учителя: Никаких серьезных мыслей еще не приходило в головы мальчиков, не было у них сильных душевных переживаний. Но в жизни каждого человека наступает определенный момент или «случай», о котором говорил герой рассказа Л.Н.Толстого «После бала», постаревший и поумневший Иван Васильевич: «Вот вы говорите, что человек не может сам по себе понять, что хорошо, что дурно, что все дело в среде. А я думаю, что все дело в случае».
6.Беседа по 2-ой главе рассказа.
1) Вопрос: Чем в сюжете является 2-я глава?
2) Краткий пересказ учащимися второй главы.
3)Вопрос: Как вы понимаете слова героя о лакее Павле: «Его излишне серьезные замечания разрушили не одну нашу иллюзию»? Объясните значение этого слова, используя школьный толковый словарь. (Дежурный по словарю.) Подберите синоним к этому слову.
Ответ: Иллюзия – нечто кажущееся, несбыточное. Синонимы – мечта, фантазия.
Вопрос: Для чего Короленко использует два разных слова с близким значением в своем тексте?
Ответ: Для выразительности языка рассказа.
Вопрос: Почему лакей Павел не мог понять смысла занятий мальчиков? Каково отношение братьев к Павлу?
Ответ: Лакей Павел вообще не чуток к любым проявлениям духовного в жизни. Дети его не любят, считают глуповатым. Павел в рассказе все время смеется невпопад, получает тумаки от взрослых людей за свою глупость.
Слово учителя: Павел для мальчиков является символом реальной жизни, ворвавшейся в их сказку. И реальности этой они боятся (всегда чувствуют страх перед появлением лакея), т.к. она в лице Павла – бесцеремонна, груба и бестолкова.
Вопрос: Забегая вперед, хочется спросить. Другой взрослый человек калека-феномен – человек из реальной жизни, внешне даже более страшный – оставит ли в душах мальчиков такие же негативные чувства, как Павел?
Ответ: Нет, не оставит. Эти чувства будут другие.
7. Беседа по 3 главе рассказа.
Слово учителя: В 3 главе происходит развитие основного действия рассказа, в ней же – кульминация – написание феноменом афоризма.
Вопрос: Как разворачиваются действия 3 главы?
Ответ: мальчики приходят во двор своего дома.
Вопрос: Кого из второстепенных персонажей они там видят?
Вопрос: Какие чувства испытывает герой, когда увидел внезапно феномена – человека-паука?
Ответ: Болезненное ощущение от вида этого человека, первая серьезная боль души.
Задание: Дайте портретную характеристику Яна Залусского – человека-паука. Запишите ключевые слова в тетрадь.
Вопрос: Какое эмоциональное состояние создается в сценах, непосредственно предшествующих написанию Яном Залусским афоризма?
Ответ: Сначала он демонстрирует различные манипуляции ногами, так как рук у него нет (кланяется, приподнимая картуз над головой; считает ногами деньги; расчесывает бороду и даже посылает воздушный поцелуй экономке). Дети напуганы.
Задание: Каково отношение Яна Залусского к публике? Чтобы ответить, проследите за взглядом феномена, как меняется его лицо, тон голоса и слова.
Ответ: 1) Взгляд: насмешливый, внимательный, злые огромные глаза, саркастический взгляд. 2) Поведение: насмешливое, ироничное; 3) Фразы: настойчиво повторяет длинноусому: «Обойди!», после каждого фокуса. Эмоциональная атмосфера напряженная. Феномен доходит до кощунства (крестится ногой), не уважая публику.
Вопрос: Почему так ведет себя феномен, какие чувства он испытывает?
Ответ: Таким поведением он защищается от людей. Его жизнь – жизнь калеки – это цирковое представление для людей, имеющих руки и ноги. Цинизмом он закрывает свою израненную душу.
Вопрос: Почему деньги, которые кинул ему Дударев, феномен отдает нищему? Не ценит его подаяния?
Ответ: Это снисхождение. Большего калека не заслужил. Деньги, поданные без души. Загадка Дударева для мальчиков иллюзорна, он высокомерен.
Вопрос: Когда Ян Залусский позволяет показать свою истинную суть? Когда и как меняется его взгляд?
Ответ: Когда он смотрит на детей.
Вопрос: Как вы объясните суть афоризма, написанного феноменом для мальчиков: «Быть счастливым также естественно для человека, как птице – летать».
Ответы учащихся: Стремление к счастью – естественная цель человеческой жизни, к нему надо постоянно стремиться, какой бы сложной и трудной не была жизнь.
Учитель: Мальчик успокоился и ощутил положительный смысл написанного только по взгляду своей матери, которым она поблагодарила феномена за хорошее пророчество для детей.
Вопрос: В чем парадокс изречения Яна Залусского?
Ответ: Ответ подсказывает сам автор афоризма: «Это афоризм, но и парадокс вместе. Афоризм сам по себе, парадокс в устах феномена… Феномен тоже человек, и он менее всего создан для полета… И для счастья тоже.» То есть, если бы этот афоризм изрек здоровый человек, то смысл бы не исказился, афоризм бы не превратился в необычное высказывание.
8. Беседа по 4 главе рассказа.
Вопрос: Какова роль 4 главы в композиции рассказа?
Вопрос: Назовите центральный эпизод этой главы. В чем его смысл и значение?
Ответ: Феномен отдает большие деньги Дударева первому попавшемуся нищему. Яну Залусскому важно одарить нищего не только затем, чтобы сдержать слово, но и для того, чтобы ощутить свою полезность счастье дарения.
Задание: Подтвердите это текстом.
Чтение диалога феномена и долгоусого в лицах.
Вопрос: Какой еще афоризм произносит герой? Запишите его. О чем он?
Ответ: «Человек создан для счастья, только счастье не всегда создано для него». Иногда человек имеет все, но не может быть счастлив, не ценит то, что имеет, а феномен счастлив, что без рук, а кормит семью, племянников, дает им хлеб насущный.
Задание: Сравните мысли и поведение феномена и долгоусого.
Вопрос: Что большее, чем хлеб насущный, дает феномен детям?
Ответ: Афоризм, содержащий надежду на счастье в жизни.
Вопрос: Что поняли дети? Что изменилось в них после встречи с феноменом? Почему дети спали плохо и плакали? Подтвердите ответ текстом.
Ответ: Потому что случай, произошедший с ними, заставил их проститься со сказкой, детством, заставил их повзрослеть. Так как они чутки ко всему происходящему, они начали чувствовать и чужую боль. «В дремоте обоим нам являлось лицо феномена и его глаза, то холодные и циничные, то подернутые внутренней болью».
Вопрос: Чем заканчивается повествование?
Ответ: Мальчики опять приходят в свой тихий уголок, но он им уже не интересен.
Учитель: Жизнь в фантазии сменилась для мальчиков реальной жизнью, которая заставляет задуматься, для чего живет человек. Теперь фантазии скучны, не заменят реальной жизни. Произошел духовный перелом – резкое изменение в сознании.
В основе сюжета многих произведений лежит понятие контраста, которое помогает ярче раскрыть личность героя. В «Парадоксе» это детство и взросление героев. Один и тот же пейзаж в разные моменты бытия героев воспринимается по-разному.
Эти слова были написаны в один из самых трагических моментов в жизни писателя, когда он узнал о смерти своей маленькой дочери Лели. Но он считает, что надо не сдаваться в жизни.
Задание: Писатель И.А.Бунин (наш земляк) сказал однажды, что он спокоен за нравственное состояние русской литературы, пока в ней есть В.Г.Короленко. Прокомментируйте эту мысль И.А.Бунина.
Ответ: Литература будет всегда нести людям поддержку и надежду на счастье, а В.Г.Короленко это удается особенно.
Домашнее задание: Опишите случай, произошедший с вами, который заставил вас иначе взглянуть на мир.
Краткое содержание «Парадокс»
Всего получено оценок: 1105.
О произведении
Рассказ «Парадокс» Короленко был написан в 1894 году, буквально за один день. Он предлагает читателю задуматься о судьбе человека и его предназначении в жизни. К написанию этой книги писателя подтолкнула семейная трагедия: годом ранее умерла его дочь, и он так и не сумел оправиться после ее смерти.
Для лучшей подготовки к уроку литературы рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Парадокс» по главам. Проверить свои знания можно при помощи теста на нашем сайте.
Главные герои
Другие персонажи
Краткое содержание
Глава 1
Глава 2
Глава 3
Мальчики, увидев узкое тело, лишенное даже намека на верхние конечности, были глубоко поражены. Между тем длинноусый мужчина по имени Матвей продолжал «рекламировать» своего подопечного, словно товар в базарный день. Он рассказал, что, несмотря на свои физические недостатки, его родственник «Ян Залуский — человек очень просвещенный» и в состоянии полностью себя обслуживать.
В качестве доказательства Залуский ловко снял сапог, захватил ногой картуз и снял с головы. Матвей обошел с этим картузом толпу и собрал немного мелочи. Калека пересчитал ногой монеты, поблагодарив доброго доктора Дудаера за щедрое подношение. Все удивились, откуда он узнал, что куривший неподалеку человек был доктором, на что Залуский ответил, будто знает «прошедшее, настоящее и будущее» каждого человека.
Кроме того, инвалид продемонстрировал и иные трюки: он крестился ногой, расчесывал волосы гребнем, вдевал нитку в иголку и даже послал служанке воздушный поцелуй. Самое же сильное впечатление он произвел, когда предложил всем желающим за дополнительную плату написать «для душевной пользы и утешения» поучительные афоризмы.
Глава 4
Мать мальчиков пригласила калеку и его родственника отобедать, после чего они поблагодарили хозяйку за угощение и отправились в обратный путь. Братья решили проследить за ними и увидели, как при виде старого нищего и маленькой девочки Залуский потребовал от Матвея дать им монету. Длинноусому было тяжело расставаться с деньгами, но он подчинился.
Заметив братьев, Залуский неприятно рассмеялся и сказал, что у него есть двое племянников – с руками и ногами, которых он кормит. Калека попросил мальчиков не забывать, что человек создан для счастья.
Заключение
В центре произведения лежат философские рассуждения Яна Залуского о смысле жизни. Стремление человека к частью и добру не зависит от его здоровья и финансового благополучия.
Краткий пересказ «Парадокса» будет полезен для читательского дневника и подготовки к уроку литературы.
Тест по рассказу
Проверьте запоминание краткого содержания тестом:
Какие слова противопоставления ‘парадокс’ короленко, глава 2
валик и маруся были бедны,васе было их жалко.он целыми днями пропадал у них.они придумывали разные игры и вобщем весело проводили время.
1.вернер ближе всех к печорину и по интеликтуальному развитию и по человеческим качествам.он умен,имеет иронический склад ума.,это единственный человек,с которым печорину легко и просто.печорин дорожит мнением вернера.создается впечатление,что вернер-единственный друг печорина,но,к сожалению,в сцене дуэли,они оба ведут себя так,как неподобает другу.
2.женские образы сюжетно связаны с печориным.сам автор ко всем героиням относится с любовью.бела хороша внутрене,у неё есть гордость,чувство собственного достоинства.самая главная черта-умение любить и быть верной. верной явл. и вера-натура цельная.вера-еединственная женщина,которую он не мог обмануть.печорин способен на сильное чувство.княжна мери у читателей вызывает симпатию и сочувствие.она незаурядна,умна.однако,печорин поступает с ней жестоко,он добивается любви,хотя сам её совершенно не любит.почему же так поступает печорин? скорее всего в печорине много жизненной энергии,которая порождает бороться и побеждать: «с тех пор,как я живу и действую,судьба как-то всегда приводила к развязке чужих разыгрывал жалкую роль палача или предателя»