какие слова являются нецензурными по закону список
Что в России считается матом. Роскомнадзор случайно объяснил, за какие слова могут забанить СМИ
В понедельник, 23 апреля Роскомнадзор оштрафовал интернет-газету Znak за публикацию видео, содержащего мат. Позднее РКН прислал протокол, где перечислил пять матерных слов, которые нельзя писать или произносить в СМИ. Таким образом, ведомство чётко обозначило, что относится к матам, за которые оно может забанить СМИ. Medialeaks собрал их в один список.
Одной из последних жертв борьбы Роскомнадзора за чистоту русского языка стала интернет-газета Znak. В понедельник, 23 апреля издание получило уведомление из надзорного ведомства. РКН обвинило газету в публикации видео, содержащего мат, и наложило административный штраф. Об этом на официальной странице издания в Telegram рассказал заместитель редактора Znak Дмитрий Колезев.
Через несколько дней, 27 апреля РКН дополнил уведомление официальным протоколом, в котором рассказал, какие слова журналистам писать (и говорить) не разрешается. В документе в красках было перечислено всё, что следует знать о матах представителям СМИ, поэтому моралфагам от его просмотра лучше воздержаться. По той же самой причине мы не можем его публиковать, однако наш долг предупредить вас о словах-табу.
Задача осложняется тем, что за частичную цензуру этих слов при помощи звёздочек, линий или любых других знаков издание так же будет оштрафовано, а там не за горами и бан. Об этом сообщил на канале газеты в Telegram всё тот же Колезев.
РКН ссылается на мнение доктора филологических наук И. А Стернина, который считает матом пять слов русского языка, а также их производные. Medialeaks попытался перечислить эти слова, не злоупотребляя свободой массовой информации.
Первым из этих нецензурных выражений стал самый распространённый разговорный вариант слова, обозначающего мужской половой орган. Это выражение можно встретить в таком продукте народного творчества, как поговорка с упоминаем писателя Льва Толстого, указывающая человеку на излишнее преувеличение собственных возможностей: «На словах ты Лев Толстой, а на деле…». Разумеется, мы приводим незаконченный вариант выражения.
На втором месте аналогичное пятибуквенное название женского полового органа. В списке мата от РКН оно употребляется в двух вариантах — самый просторечный и известный (и в некоторых кругах служит ответом на вопрос «Да?»), а также ещё один, который по своему звучанию и написанию очень похож на слово «мандат», однако не содержит глухих согласных и при этом отлично рифмуется с первым (более привычным и традиционным вариантом).
Следующее нецензурное слово обозначает то, что папы и мамы делают за закрытыми дверями. Самый просторечный вариант этого действия, который вы вряд ли будете употреблять при родителях, и есть тот самый мат.
Последнее матерное слово, отмеченное РКН, зачастую употребляется русскоязычными людьми в качестве междометия в моменты глубокого душевного расстройства. Кроме того, по варианту, предложенному Роскомнадзором в протоколе, оно обозначает «женщину распутного поведения». Этот мат также вызывает споры между молодыми поклонниками орфографии, которые не могут решить, каково его завершение — «дь» или «ть».
СМИ, не подвергающие цензуре эти пять слов, а также все образующиеся от них варианты, будут получать уведомления от Роскомнадзора. Вместе с тем, в список запретных включены матерные слова, образованные неверно или с ошибками. Слово считается матерным, если содержит корень запрещённого слова.
Разобраться в русском мате попытались и в Штатах. Журналисты издания Buzzfeed старательно перевели и описали для своих соотечественников целых 17 русских матерных выражений. Но оказалось, понять их не так просто. В итоге русские читатели объясняли журналистам, почему не стоит в мате путать женские органы с мужскими.
А в Канаде производители шоколада прямо назвали свою продукцию словом SHYTE, которое на староанглийском означает именно то, что вы точно не станете есть. Но, как оказалось, это продуманный маркетинговый ход.
Роскомнадзор расширил список нецензурных слов, запрещенных к публикации в СМИ
Роскомнадзор де-факто расширил список слов, недопустимых для употребления в СМИ. Это следует из протокола об административном нарушении, который ведомство составило в отношении редакции Znak.com. Как следует из текста протокола, к четырем группам слов, начинающимся на буквы «е», «б», «х» и «п», добавилось еще одно — вульгарное обозначение женского полового органа, начинающееся на букву «м».
В протоколе Роскомнадзор ссылается на мнение доктора филологических наук, заслуженного деятеля науки РФ Иосифа Стернина, который считает, что к нецензурной лексике «следует однозначно отнести пять слов», включая и слово на букву «м».
Напомним, закон о мате в СМИ был принят в 2013 году. Тогда же появились и правила, составленные Роскомнадзором. Первоначально в список нецензурных слов, составленный ведомством, входили четыре группы слов: «Нецензурное обозначение мужского полового органа, нецензурное обозначение женского полового органа, нецензурное обозначение процесса совокупления и нецензурное обозначение женщины распутного поведения, а также все образованные от этих слов языковые единицы». Теперь Роскомнадзор в документе объявил о пятом «запретном» слове.
Прочие бранные выражения допустимы в прессе и на сайтах с возрастным ограничением «16+», а также на радио и телевидении — после 21:00.
Как считают в Роскомнадзоре, замена некоторых букв нецензурного термина многоточием не избавляет от ответственности. Однако допустима такая, например, формулировка: «Слово на букву „б“».
Кроме того, согласно мнению специалистов Института русского языка РАН, «не относятся к нецензурным словам и выражениям неприличные и грубо-просторечные слова (как, например, слово „жопа“) и содержащие их выражения».
Какие слова являются нецензурными по закону список
Рекомендации по применению Федерального закона от 05.04.2013 №34-ФЗ «О внесении изменений в статью 4 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» и статью 13.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»
Федеральным законом от 05.04.2013 №34-ФЗ «О внесении изменений в статью 4 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» и статью 13.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (далее Федеральный закон) в установленный статьей 4 Закона РФ «О средствах массовой информации» перечень запретов, направленных на недопущение злоупотребления свободой массовой информации, включены материалы, содержащие нецензурную брань.
Также в Кодексе РФ об административных правонарушениях статья 13.21 «Нарушение порядка изготовления или распространения продукции средства массовой информации» дополнена частью 3 с новым составом правонарушения, устанавливающим административную ответственность для граждан, должностных лиц и юридических лиц за изготовление или распространение продукции средства массовой информации, содержащей нецензурную брань.
Данные рекомендации по применению Федерального закона подготовлены с учетом обсуждений, прошедших в Роскомнадзоре с участием представителей основных телеканалов, радиоканалов, периодических печатных изданий, сетевых изданий, а также Экспертной комиссии при Роскомнадзоре и специалистов Института русского языка им. В.В. Виноградова.
Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований Федерального закона осуществляется в рамках мероприятий по контролю, проводимых Роскомнадзором и его территориальными органами.
В настоящий момент отсутствует единый перечень нецензурных бранных слов. Однако среди специалистов существует мнение, согласно которому к нецензурным словам и выражениям относятся четыре общеизвестных слова, начинающихся на «х», «п», «е», «б», а также образованные от них слова и выражения.
При этом не относятся к нецензурным словам и выражениям неприличные и грубо-просторечные слова и содержащие их выражения. Вместе с тем, использование таких слов и выражений в средствах массовой информации также недопустимо в соответствии с требованиями Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», и Федерального закона «О государственном языке Российской Федерации».
В отношении случаев, когда в средстве массовой информации используются средства маскировки нецензурной брани, следует отметить, что точное указание таких средств невозможно. Например, в теле-радиопрограммах это замена слова звуковым сигналом, в печатных и сетевых средствах массовой информации это может быть замена одной или нескольких букв нецензурного слова знаком или другой буквой.
При рассмотрении случаев маскировки нецензурных слов необходимо установить, насколько однозначно можно установить нецензурное слово в контексте фразы. Например, в случае опубликования стихотворения, в котором есть нецензурное слово с измененной буквой, но вместе с тем, исходя из рифмы стиха можно точно определить, что это нецензурное слово.
В то же время, в некоторых случаях маскировку нецензурной брани можно рассматривать как способ соблюдения требований Федерального закона, но только в тех случаях, когда осуществляется размещение или цитирование в средствах массовой информации классических литературных произведений и кинодокументальных произведений (или иных произведений, в которых использование такой лексики является неотъемлемой частью художественного замысла).
При выявлении факта распространения в СМИ нецензурной брани необходимо учитывать требования ст. 57 Закона РФ «О средствах массовой информации», согласно которой редакция, главный редактор, журналист не несут ответственности за распространение сведений, представляющих собой злоупотребление свободой массовой информации, в том числе, в случае, если они содержатся в авторских произведениях, идущих в эфир без предварительной записи, либо в текстах, не подлежащих редактированию в соответствии с Законом РФ «О средствах массовой информации». В данном случае речь идет о прямом эфире теле-радиопрограмм, когда невозможно предусмотреть заранее о том, что может сказать приглашенный в студию гость в прямом эфире. То же самое касается освещения массовых мероприятий, когда они транслируются в прямом эфире.
Вместе с тем, на редакции лежит ответственность за работу с приглашаемыми в прямой эфир гостями. Однако, если программа выходит в эфир в записи, то в данном случае редакция должна принять все необходимые меры к устранению нецензурной брани из эфира.
В случае выявления комментариев или блогов, содержащих нецензурную брань, Роскомнадзор, или его территориальный орган готовит обращение в адрес редакции сетевого СМИ, в порядке установленном Административным регламентом исполнения Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций государственной функции по осуществлению государственного контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о средствах массовой информации. При поступлении указанного обращения, редакция средства массовой информации вправе удалить их с сайта либо отредактировать. Если комментарии, представляющие собой злоупотребление свободой массовой информации, и после этого остаются доступными для пользователей данного сайта в сети Интернет, то Роскомнадзор или его территориальный орган выносит предупреждение в адрес редакции и учредителя СМИ в порядке, предусмотренном действующим законодательством о средствах массовой информации.
При применении Федерального закона необходимо учитывать ст. 54 Конституции Российской Федерации, согласно которой, закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет. Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением.
Таким образом, редакция СМИ не должна нести ответственность за материалы, содержащие нецензурную брань, размещенные до вступления в силу Федерального закона.
Ответственность за нарушение требований ст. 4 Закона РФ «О средствах массовой информации» редакция СМИ несет при выявлении факта распространения нецензурной брани на русском языке. Выявление иностранных бранных слов и выражений не является основанием для привлечения к ответственности редакции средства массовой информации
Для установления факта распространения в СМИ нецензурной брани, рекомендуем пользоваться словарями русского языка:
Большой толковый словарь русского языка.
Первое издание: СПб.:Норинт,1998.
Словарь русской брани (матизмы, обсценизмы, эвфемизмы)
Под изд. Мокиенко В. М., Никитина Т. Г.
Большой словарь русского жаргона
Под изд. Мокиенко В. М., Никитина Т. Г.
Самый полный Словарь ненормативной лексики и фразеологических единиц: 20 000 слов
Под ред. Квеселевич Д. И.
М.: Астрель: АСТ, 2011.
В случае выявления факта распространения нецензурной брани в средствах массовой информации, Роскомнадзор, его территориальные органы выносят предупреждение за нарушение требований ст. 4 Закона РФ «О средствах массовой информации», а также составляют протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст. 13.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В спорных ситуациях для принятия окончательного решения о привлечении к ответственности редакции СМИ за распространение материалов, содержащих нецензурную брань, необходимо проведение лингвистического исследования.
Время публикации: 05.06.2014 08:49
Последнее изменение: 05.06.2014 08:50
© 2009-2021, Версия 2.15.18
Официальный интернет-ресурс Федеральной службы по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций
Пять запретных слов: как накажут любителей мата в соцсетях
С 1 февраля социальные сети обязаны удалять сообщения с матом и нецензурной бранью. Они могут это делать самостоятельно, реагировать на жалобы других пользователей или предписания Роскомнадзора. Так можно ругаться в Интернете или всё?
Начнём с главного: ругаться и материться вообще не стоит. Если вы продолжите сквернословить, на это обратят внимание администраторы социальной сети или на вас поступит жалоба, вас могут заблокировать или временно ограничат доступ к вашему аккаунту. Таково требование вступившего в силу нового закона.
Его создатели — депутаты Госдумы Сергей Боярский и Александр Хинштейн — подчёркивают, что они не вводят запрет на мат в Интернете. Задача законопроекта — в другом: привести к общему знаменателю регулирование в офлайне и онлайне.
Если вы будете браниться и нецензурно выражаться на улице, на вас могут пожаловаться те, кто находится рядом. Ч. 1 ст. 20.1 КоАП РФ предусматривает штраф за нецензурную брань в общественных местах от 500 до 1000 рублей. Или даже пятнадцать суток ареста — как за мелкое хулиганство.
Штрафы за нецензурную брань и мат в Интернете не планируются и не вводятся. Но подразумевается, что благодаря нововведениям граждане смогут предотвращать потоки нецензурщины.
Сам я против применения мата как на улице, так и в Сети. Но на первых порах власти будут ограничиваться предупреждениями или временной блокировкой аккаунтов. Сначала нужно донести до людей мысль, что материться плохо не только в реальной жизни, но и в социальных сетях. Так что новый закон вряд ли будет применяться со всеми возможными карами для нарушителей
Адвокат, кандидат юридических наук
Блогеры с многомиллионной аудиторией, так же как и ведущие на телевидении и авторы в СМИ, начнут следовать общим правилам, согласно которым нецензурная брань или даже мат в публичном месте могут пресекаться окружающими или правоохранительными органами, как это происходит на улицах.
Если вы не хотите нарушать правила и рекомендации, не хотите оказаться заблокированными в той соцсети, к которой привыкли, в мате нужно разбираться.
Сегодня матом считаются четыре слова и их производные: слово на «х», слово на «п», слово на «е» и слово на «б». Причём последнее, что интересно, стало нецензурным относительно недавно, а ранее использовалось даже в церковных книгах.
Ещё одно слово, не относящееся напрямую к мату, но тоже запрещённое к использованию в СМИ, а теперь и в социальных сетях, начинается на букву «м» и означает женский половой орган, как и слово на букву «п».
Подумайте, так ли вам необходимы эти слова для общения, используете ли вы их на улице и в общении с родными и близкими людьми.
Депутаты Боярский и Хинштейн утверждают, что упоминание этих слов в новом законе о социальных сетях необходимо, поскольку в российском законодательстве социальные сети как отдельная категория появляются впервые. И не упомянуть о необходимости цензурного поведения в них они не могли. Если нельзя материться на улице, может быть, не стоит и на странице какого-либо пользователя в Сети?
При этом закон к пользователям Интернета более лоялен. Никаких штрафов не подразумевается. Но РКН оставляет за собой право требовать от социальных сетей удаления такого контента или блокирования доступа к нему.
Примечательно, что эти ограничения не коснутся, например, чатов в приложении WhatsApp, поскольку их, как и телеграм-чаты с ограниченным доступом сторонних пользователей, читает не неопределённое число пользователей, а круг конкретных участников чата. То есть если вы ведёте литературный клуб «Любители русского мата» в чате WhatsApp и Telegram, то вам ничего не грозит. Выходя же в социальную сеть с максимально широким кругом пользователей, от мата лучше воздержаться.
Попробуем объяснить это с помощью ещё одной аналогии. Все посетители общественной бани находятся внутри неё нагими. Однако выходить нагим на улицу уже не рекомендуется. И не только потому, что вокруг зима, но и потому, что вы не один/одна.
Собственно, запрос на борьбу с обсценной и нецензурной лексикой давно высказывался самими пользователями социальных сетей. «ВКонтакте» и «Одноклассники» включили в свой функционал инструменты автоматического цензурирования брани. Вы можете включить эту функцию и вместо мата будете видеть только звёздочки.
В скором времени в России начнут действовать полноценные офисы иностранных соцсетей. И закон будет работать не только для российских площадок, но и для «Фейсбука», «Твиттера» и других западных компаний. Депутат Антон Горелкин уверен, что закон коснётся всех без исключения.
Закон касается и иностранных социальных сетей, которые работают на территории России. Комитет по информполитике разрабатывает законопроект, который обяжет иностранные социальные сети, работающие в нашей юрисдикции, открывать представительства. Речь идёт не об офисах продаж (сегодня в РФ такие офисы имеют «Гугл», «Тикток», «Эпл»), а именно полноценные локальные офисы, которые будут отвечать в том числе и за соблюдение российского законодательства. Мы к этому идём
В «Телеграме» набирают популярность и востребованны боты-модераторы для публичных чатов, с помощью которых владельцы и администраторы каналов и общедоступных чатов могут автоматически блокировать бранящихся пользователей или ограничивать их возможность писать сообщения.
Приведём простой пример из новостной повестки последних дней: на прошлой неделе в чат четвероклассников из Комсомольска-на-Амуре случайно добавился 20-летний Хайрулло, который не придумал ничего умнее, чем «радовать» детей порнографией. Как итог — Хайрулло теперь «чатится» с правоохранительными органами, которые рассматривают его действия как нарушение УК РФ по нескольким статьям.
Подводим итог. Материться и использовать нецензурную брань не рекомендуется не только на улице, но и в социальных сетях. Если Василий Алибабаевич роняет вам батарею на ногу и при этом вокруг вас нет детей, вы давно знакомы и уверены, что ваш коллега не оскорбится, можете сообщить ему, что он не прав. С сегодняшнего дня социальные сети и РКН получили право ограничивать доступ к вашему аккаунту, если он распространяет нецензурную брань для неопределённого круга лиц. Регулирование этого вопроса остаётся на усмотрение социальной сети, кроме того, на сквернослова может пожаловаться посторонний пользователь. Мат не запрещён, запрещено материться как в общественных местах в реальной жизни, так и в общественных местах в виртуальной жизни.
Нецензурная лексика в СМИ и рекламе: теория и практика
Право на свободу получения и распространения информации как средство получения сведений о происходящих событиях всегда находилось в фокусе внимания общества. Это нашло свое отражение в законодательстве еще с 1991 года, с принятием Закона РФ от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации» (далее – Закон о СМИ), закрепившим запрет на ограничение поиска, получения, производства и распространения массовой информации, а также на установление цензуры (ст. 1, ст. 3 Закона о СМИ).
Вместе с тем, неограниченное распространение информации нередко входит в противоречие с другими правами и интересами человека – на неприкосновенность частной жизни, защиту от информации, причиняющей вред здоровью и развитию ребенка, защиту нравственности и т. д.
Постепенно законодатель охватывает все новые и новые сферы отношений по обеспечению всех этих интересов, что, как правило, не оставляет равнодушными ни аудиторию СМИ, ни профессиональное сообщество. Апрельские поправки к Закону о СМИ, установившие запрет на использование в материалах СМИ табуированной лексики, не стали исключением из этого правила.
Новый запрет – новое основание для штрафа
Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 34-ФЗ «О внесении изменений в статью 4 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» и статью 13.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (далее – Федеральный закон № 34-ФЗ) расширил критерии злоупотребления свободой слова (абз. 1 ст. 4 Закона о СМИ), включив в них использование СМИ для распространения материалов, содержащих нецензурную брань. Соответствующие поправки были также внесены в КоАП РФ: подобное правонарушение грозит штрафом (для граждан – от 2 тыс. руб. до 3 тыс. руб., для должностных лиц – от 5 тыс. руб. до 20 тыс. руб., для организаций – от 20 тыс. руб. до 200 тыс. руб.) с конфискацией предмета административного правонарушения.
Авторы инициативы, группа депутатов фракции «Единая Россия», пояснили, что на момент внесения предложения в Госдуму административная ответственность была установлена только за использование нецензурной брани в общественных местах. Вместе с тем, в Госдуму и уполномоченные органы поступают многочисленные обращения граждан по поводу использования в телепередачах и печатных СМИ ненормативной лексики.
Напомним, ранее ограничения на распространение содержащей нецензурную брань информации среди несовершеннолетних были установлены Федеральным законом от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», установившим основные меры по обеспечению информационной безопасности детей.
Роскомнадзор также поддержал это нововведение, тем более, что ведомство предлагало дополнить действующее законодательство подобной мерой еще в августе 2012 года. Тогда эксперты контрольного органа указали, что наиболее часто претензии по поводу использования ненормативной лексики высказываются гражданами в отношении телепрограмм «Дом-2», «Каникулы в Мексике», «+100500», «Комеди Клаб» и других программ, выходящих в эфире телеканалов «ТНТ», «Перец», «Муз-ТВ», «MTV». Аналогичные нарушения были также выявлены в ряде печатных и сетевых СМИ (например, в интернет-портале радиостанции «Эхо Москвы», электронных изданиях «Ридус», «Грани.ру», «Свободная пресса», журнале Andy Warhol’s Interview). Меры разъяснительного характера, подчеркнул Роскомнадзор, на практике оказываются малоэффективными.
НенорМАТивная лексика
Кстати, Роскомнадзор подчеркивает, что использование ненормативной лексики в СМИ также недопустимо в соответствии с требованиями Федерального закона от 1 июня 2005 г. № 53-ФЗ «О государственном языке Российской Федерации». Действительно, пп. 9 ч. 1 ст. 3 указанного закона запрещает использование лексики, не соответствующей нормам русского языка. Единственное исключение предусмотрено для случаев, когда непарламентские выражения являются неотъемлемой частью художественного замысла.
Роскомназдор в определении критериев нецензурной брани оказался более конкретен. В Рекомендациях по применению Федерального закона № 34-ФЗ, размещенных на официальном сайте ведомства, отмечается: «В настоящий момент отсутствует единый перечень нецензурных бранных слов. Однако среди специалистов существует мнение, согласно которому к нецензурным словам и выражениям относятся четыре общеизвестных слова (х. п. е…, б…), а также образованные от них слова и выражения».
Контролирующий орган сразу оговорил свою позицию и по некоторым спорным вопросам. Так, Роскомнадзор не считает нарушением закона использование нецензурной лексики в прямом эфире теле-радиопрограмм, когда невозможно предусмотреть заранее, что именно может сказать приглашенный в студию гость либо замаскировать неприличные слова. Одновременно подчеркивается, что на редакции лежит ответственность за работу с приглашаемыми в прямой эфир гостями.
В отношении интернет-СМИ действует аналогичное правило. Сам факт размещения пользователем нецензурного комментария на портале или в блоге нарушением, по мнению ведомства, не является. Однако в этом случае интернет-издание обязано по представлению Роскомнадзора удалить такой комментарий или отредактировать его. В противном случае выносится предупреждение в адрес редакции и учредителя СМИ.
Федеральная служба, таким образом, обратила внимание на положения п. 5 ст. 57 Закона о СМИ, в соответствии с которыми редакция, главный редактор либо журналист не несут ответственности за распространение сведений, являющихся злоупотреблением свободой информации, если они содержатся в авторских произведениях, идущих в эфир без предварительной записи, либо в текстах, не подлежащих редактированию.
Поскольку практика применения новой редакции ст. 4 Закона О СМИ только начинает складываться, можно посмотреть, как суды относятся к использованию нецензурной лексики в аналогичных случаях — при создании рекламы. Выделяются несколько возможных случаев употребления нецензурной лексики в материалах СМИ, а также рекламных продуктах.
К сожалению, случайная опечатка встречается намного реже, чем намеренное использование крепких слов в публикациях и эфирных программах. Чаще всего этим грешат интернет-СМИ – как в силу специфики веб-журналистики, так и за счет комментариев пользователей. Кстати, комментарии посетителей сайтов, содержащие непарламентские выражения, вообще нередко становятся предметом судебного разбирательства, причем не только в отношении порталов СМИ, но и других сайтов и блогов (см., например, апелляционное определение Магаданского областного суда от 22 мая 2012 г. № 33-501/2012 по делу № 2-5978/2011, определение Мосгорсуда от 19 марта 2012 г. № 4г/2-308/12).
2. Нецензурная брань употребляется завуалированно. Обычно при этом используются схожие по звучанию или написанию слова, а также вызывающие определенные ассоциации визуальные образы. Судебная практика знает множество примеров такой замаскированной нецензурной или ненормативной лексики. Правда, преимущественно это касается не столько СМИ, сколько рекламных агентств и отделов рекламы и дизайна организаций — подобного рода двусмысленности особенно часто встречаются на рекламных баннерах.
Такое дело по поводу замены нецензурной брани созвучным словом, употребляемым в качестве допустимого эквивалента ругательства, было рассмотрено в 2009 году в Якутске. Поводом к вынесению постановления ФАС России о наложении штрафа послужил рекламный щит следующего содержания: «К нашим ЦЕНАМ вернулся ПОЛНЫЙ ПЕСЕЦ! – ПЕСЕЦ ТОЛЩЕ, цены – тоньше! – Мобильники еще дешевле». При этом рядом с надписью было нарисовано животное (песец), причем нижняя часть его тела прикрыта табличкой с надписью «цензура».
Вышестоящие суды подчеркнули, что оцениваемая реклама не содержит сведений о песце как главном герое рекламной компании, а также указаний на песца в смысле животного, что подчеркивает иносказательный смысл этого термина. По заключению судебных органов, такая двусмысленность направлена на придание тексту непристойного образа, а в основе слогана «Полный песец» лежит матерная фраза. Отчаявшись, юристы организации выдвинули последний вариант трактовки слогана, утверждая, что полный песец – это песец с мехом лучшего качества, однако и он не повлиял на решения судов.
Похожий инцидент случился в 2012 году в Краснодаре – также в отношении рекламного щита. На этот раз в качестве креативной рекламы было использовано изображение дощатого забора с надписями, которые обычно наносят дети и подростки в подъездах, на стенах зданий и заборах: «Я люблю. » (с изображением пронизанного стрелой сердца), «Вася здесь. » и другие. Спорной надписью, которая и послужила основанием для наложения административного штрафа, стали буквы «УЙ». По мнению специалистов ФАС России, в рекламе в завуалированной форме используется нецензурное, непристойное слово, первая буква которого скрыта наклеенным на «забор» рекламным объявлением. Организация была оштрафована на 100 тыс. руб., после чего обжаловала решение антимонопольного органа в суд, и снова суд первой инстанции занял сторону заявителя.
В обоснование заявитель сослался на лингвистическое исследование, проведенное специалистом-лингвистом кафедры русского языка. Специалист сделал вывод, что слово «оГРИННеть» не является завуалированной формой нецензурного, непристойного слова, употребляемого в ненормативной лексике, и его можно расценивать как неологизм, образованный от названия ЗАО «Корпорация «ГРИНН» и допустимый для использования в рекламных целях.
Главный редактор либо журналист не несут ответственности за распространение сведений, являющихся злоупотреблением свободой информации, если они содержатся в авторских произведениях, идущих в эфир без предварительной записи, либо в текстах, не подлежащих редактированию (п. 5 ст. 57 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации»)
Непристойные или условно непристойные изображения на рекламных плакатах также привлекают внимание контролирующих органов. Так, 17 октября 2013 года АС Орловской области оставил в силе решение ФАС России в отношении индивидуального предпринимателя, осуществляющего деятельность по размещению наружной рекламы о привлечении его к ответственности. Основанием послужил рекламный баннер, на котором была изображена обнаженная часть женского тела в ракурсе со спины на темном фоне. Рекламировались рольставни, а слоганом служили слова «Защитим самое главное!», размещенные на изображении тела.
При обжаловании постановления антимонопольного органа в суде, предприниматель заявил, что в художественном образе отсутствует изображение каких-либо обнаженных интимных частей тела, а каждый зритель может увидеть образ любого желаемого им увидеть тела (мужского, женского или бесполый образ тела).
Доказательственная база ФАС России по этому делу была обширна – ведомство получило два экспертных заключения от государственных университетов, а также ответ Экспертного заключения по рекламе ФАС России. Один из вузов подчеркнул, что реклама концентрирует внимание потребителей на обнаженной части женского тела, на что указывают размер используемого образа, степень оголенности и характер изгиба женского тела.
Другой университет провел опрос по поводу оценки характера рекламы, в ходе которого выяснилось, что 56,6% респондентов (56 из 99 опрошенных) воспринимают рекламу «Защитим самое главное!» как непристойную или оскорбительную, 40,4% (40 человек) не считают ее таковой, а 3% (3 участника опроса) затруднились с ответом. Заключение же Экспертного совета было однозначным: используемый в рекламе образ девушки, может рассматриваться как оскорбительный или непристойный, поскольку поза девушки позволяет говорить о поведении, нарушающем нормы морали и нравственности.
3. В материале СМИ или рекламе используется слово, которое не является нецензурным, однако носит крайне разговорный характер. В качестве примера можно привести дело о рекламе жилого комплекса в Екатеринбурге, в слогане которой использовались слова: «Офигеть! От 61000 рублей за м 2 «. В этом случае судье при разрешении спора пришлось сложнее, чем при явном использовании нецензурной брани.
В представленном ФАС России заключении филолога отмечалось, что реклама злоупотребляет ненормативной лексикой, разговорно-сниженным словом и популяризирует заниженные культурные стандарты, что позволяет квалифицировать ее как социально безответственную и социально вредную. Рекламное агентство, в свою очередь, обратилось к другому профессору, который оценил глагол «офигеть» как речевую реакцию на какую-то ситуацию, не содержащую в своем значении или в оценочной окраске смыслов, связанных с намерением кого-либо оскорбить или тяжело обидеть.
Неоднозначными оказались и результаты опроса пользователей официального сайта УФАС по Свердловской области, который ведомство проводило в течение февраля 2009 года. Его итоги показали, что 52,3% (459) опрошенных считают допустимым использование слова «Офигеть» в рекламе, 44,5% (391) респондентов придерживаются противоположного мнения, а 3,2% (28) пользователей дали свои варианты ответов. При этом оскорбительной рекламу посчитали только менее трети участников опроса (30,7%).
К слову, проблема чистоты языка актуальна не только в отношении материалов СМИ и рекламы. В соответствии с ч. 6 ст. 1 Федерального закона от 1 июня 2005 г. № 53-ФЗ «О государственном языке Российской Федерации» при использовании русского языка как государственного языка не допускается применение слов и выражений, не соответствующих нормам современного русского литературного языка.
Практическая МАТерия
С началом применения поправок возникли очень интересные вопросы по поводу трактовки некоторых положений Закона о СМИ в новой редакции. Так, после вступления нововведений в силу Роскомнадзор подчеркнул в размещенных на своем сайте Рекомендациях, что выявление иностранных бранных слов и выражений не является основанием для привлечения к ответственности редакции СМИ. Кроме того, ведомство указало на невозможность создания полного перечня средств маскировки нецензурной брани и порекомендовало в теле-радиопрограммах заменять ее звуковым сигналом, а в материалах печатных и сетевых СМИ – заменять одну или несколько букв непечатного слова знаком или другой буквой.
Вместе с тем, на практике федеральная служба выносит предупреждения и привлекает к ответственности за использование именно таких приемов. К примеру, в одном из сообщений об итогах мониторинга СМИ на предмет соблюдения требований ст. 4 Закона о СМИ в части недопущения использования в публикациях нецензурной брани ведомство отметило: «В ряде печатных и сетевых изданий распространение нецензурной брани осуществляется в завуалированной форме (пропуск букв в середине или в конце слова, замена их на точки или звездочки и т.д.)». В этом же сообщении Роскомнадзор проинформировал, что установлены факты использования иностранных слов, которые в переводе на русский язык относятся к нецензурной брани.
Как отмечает директор Центра правовой защиты интеллектуальной собственности Владимир Энтин, в сложных ситуациях специалисты Роскомнадзора обращаются в Институт русского языка им. В.В. Виноградова. Однако заключение по поводу значения иностранного слова и его эквивалента в русском языке придется получать у иностранного филологического института, а это неудобно и дорого. Поэтому, заключает эксперт, Роскомнадзор вряд ли пойдет на такой шаг.
Самое громкое дело, связанное с нарушением ст. 4 Закона о СМИ в части применения нецензурных выражений, было инициировано ведомством в отношении крупного интернет-СМИ «Росбалт». Первоначально в июле текущего года контролирующий орган вынес в адрес информационного агентства два предупреждения. По словам председателя совета директоров ЗАО «ИА «Росбалт» Наталии Черкасовой, прозвучавшим 30 октября в пресс-центре РИА Новости на круглом столе «Нецензурная лексика в СМИ: правоприменительная практика», в начале августа она была приглашена в Роскомнадзор для беседы. Чиновник Роскомнадзора еще раз попросил провести с сотрудниками информационного агентства разъяснительные беседы, после чего, отметила Наталия Черкесова, никаких претензий или обращений к «Росбалту» не поступало. Спустя два месяца, в начале октября текущего года, контролирующий орган обратился в Мосгорсуд с требованием о лишении «Росбалта» статуса СМИ.
Надо отметить, что формально Роскомнадзор действительно обладает таким правом на основании ст. 16 Закона о СМИ, если СМИ были допущены неоднократные грубые нарушения ст. 4 Закона о СМИ в течение 12 месяцев. Однако подача федеральной службой заявления в суд вызвала серьезный общественный резонанс. Так, ОП РФ направила в адрес руководителя Роскомнадзора обращение, в котором дала оценку применяемым в отношении «Росбалта» мерам, назвав их «чрезмерными», а также выразила пожелание об отзыве иска. Кроме того, информационное агентство поддержали депутаты Госдумы и Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, Совет по правам человека при президенте РФ, Союз журналистов России, Альянс руководителей региональных СМИ России, а также Союз журналистов Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Вместе с тем, судебное разбирательство продолжалось, и 31 октября текущего года Мосгорсуд отозвал у «Росбалта» свидетельство о регистрации в качестве СМИ. Информационное агентство уже заявило о намерении обжаловать это решение в вышестоящей инстанции.
Цитата
Владимир Энтин, адвокат, директор Центра правовой защиты интеллектуальной собственности
«Помните фильм «Бриллиантовая рука»? Как он начинается? Забор. На нем первая буква – «Х», потом – «У», а дальше – «Художественный фильм». Так что, на этом основании запрещать «Бриллиантовую руку»?»
Остались неясности и по толкованию новой редакции ст. 4 Закона о СМИ. К примеру, п. 9 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 1 июня 2005 г. № 53-ФЗ «О государственном языке Российской Федерации» допускает применение лексики, не соответствующей нормам русского языка, если она является неотъемлемой частью художественного замысла, а поправки такой оговорки не содержат. Правда, Роскомнадзор в официальных рекомендациях также упомянул о возможности использования в таких случаях нецензурной брани, но с обязательной ее маскировкой.
Еще одним спорным моментом могут стать санкции, предусмотренные за изготовление или распространение продукции СМИ, содержащей нецензурную брань (ч. 3 ст. 13.21 КоАП РФ). Помимо штрафа, нормы КоАП РФ предусматривают и конфискацию предмета административного правонарушения. Если нарушение было допущено печатным изданием, эту норму можно истолковать как изъятие тиража газеты, журнала или другой периодики. Намного сложнее применить эту норму в отношении сетевого издания и тем более – теле- или радиостанции. В первом случае в качестве предмета правонарушения можно рассматривать интернет-пространство, а во втором – теле- и радиоэфир.
Одним словом, нововведение к Закону о СМИ носит неоднозначный характер. Даже в ходе обсуждения законопроекта, на основе которого впоследствии был принят Федеральный закон № 34-ФЗ, мнения депутатов Госдумы разошлись. Так, депутат от фракции ЛДПР Сергей Иванов отметил, что установить подобную ответственность для СМИ – это «то же самое, что установить ответственность для МЧС за то, что кому-то на голову метеорит свалится!».
Однако сами по себе поправки можно оценить только положительно, особенно с учетом освобождения СМИ от ответственности за сказанное гостями передачи в прямом эфире или написанное в не подлежащих редактированию текстах (п. 5 ст. 57 Закона о СМИ). Вместе с тем, у некоторых экспертов возникают опасения по поводу использования этого нового запрета в политических целях, для давления на отдельные СМИ. Поэтому особенно важным становится корректное правоприменение, которое позволит достичь баланса интересов между свободой слова, самостоятельностью СМИ и нормами нравственности.
Документы по теме:
Новости по теме:
1 Кассационное определение судебной коллегии по уголовным делам ВС РФ от 20 ноября 2007 г. № 41-О07-84.
2 Определение ВС РФ от 24 марта 2011 г. № 21-О11-5.
3 Постановление ФАС ЦО от 7 апреля 2009 г. № А68-5666/08-439/8.
4 Решение АС Республики Саха (Якутия) от 27 октября 2009 г. по делу № А58-7901/09.
5 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12 июля 2012 г. № 15АП-6146/2012.
6 Решение АС Брянской области от 28 июня 2012 г. № А09-3180/12.
7 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 4 сентября 2012 г. № 20АП-4168/12.
8 Текст судебного решения размещен в картотеке арбитражных дел ВАС РФ.
9 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29 декабря 2009 г. № 17АП-12388/09.
10 Решение ВС РФ от 2 февраля 2006 г. № ГКПИ05-1640.
11 Определение судебной коллегии по уголовным делам ВС РФ от 18 июля 2012 г. № 49-О12-38СП.
12 Данные за 2013 год по состоянию на 29 октября 2013 года.
13 Текст законопроекта № 295623-6 размещен на официальном сайте Госдумы.