какие социальные сдвиги произошли в европейском обществе в итоге первой мировой войны
Учитель всех предметов
Сайт учителя всех предметов. Технологические карты уроков, подготовка к ОГЭ и ЕГЭ, полезный материал и многое другое.
Какие социальные сдвиги произошли в европейском обществе в итоге Первой мировой войны?
Какие социальные сдвиги произошли в европейском обществе в итоге Первой мировой войны?
Ответ
Лишения периода войны выбили из привычной жизни десятки миллионов людей, довели до нищеты и голода прежде всего жителей городов — рабочих, служащих, торговцев, ремесленников и другие социальные группы населения. Нелегким оказалось и положение тех солдат, которые уцелели на войне и вернулись с фронта.
В ряде европейских произошли революции – России, Германии, Австро-Венгрии, Турции. На Ближнем Востоке произошел передел колоний Османской империи. Участие широких масс населения в организованных политических и социальных движениях было большим прогрессом. Расширение избирательного права и создание массовых политических партий, профсоюзов и других общественных организаций давало большие возможности влиять на политику государства, добиваться удовлетворения своих требований.
В условиях политических и экономических потрясений «власть толпы», ее стихийно-уравнительный коллективизм, эмоциональность могут быть использованы в разрушительных целях фанатиками и авантюристами. Маргинальные (оказавшиеся на обочине общественной жизни) группы населения были восприимчивы к социальной демагогии, т. е. заведомо невыполнимым обещаниям быстрого улучшения жизни и решения всех проблем. Они шли за сторонниками крайних взглядов — леворадикальными и праворадикальными движениями и партиями. Оформились новые движения и партии с новейшими идейно-политическими платформами, хотя предпосылки их формирования уходят корнями еще в довоенное прошлое.
В 1919 г. был создан Коминтерн. В 1918-1919 гг. зародился фашизм.
Какие социальные сдвиги произошли в европейском обществе в итоге первой мировой войны
1. Какие социальные сдвиги произошли в европейском обществе в итоге Первой мировой войны? Почему утрата социального статуса толкает людей к восприятию радикальных взглядов и крайностям общественного поведения?
Лишения периода войны выбили из привычной жизни десятки миллионов людей, довели до нищеты и голода прежде всего жителей городов — рабочих, служащих, торговцев, ремесленников и другие социальные группы населения. Нелегким оказалось и положение тех солдат, которые уцелели на войне и вернулись с фронта.
В ряде европейских произошли революции – России, Германии, Австро-Венгрии, Турции. На Ближнем Востоке произошел передел колоний Османской империи. Участие широких масс населения в организованных политических и социальных движениях было большим прогрессом. Расширение избирательного права и создание массовых политических партий, профсоюзов и других общественных организаций давало большие возможности влиять на политику государства, добиваться удовлетворения своих требований.
В условиях политических и экономических потрясений «власть толпы», ее стихийно-уравнительный коллективизм, эмоциональность могут быть использованы в разрушительных целях фанатиками и авантюристами. Маргинальные (оказавшиеся на обочине общественной жизни) группы населения были восприимчивы к социальной демагогии, т. е. заведомо невыполнимым обещаниям быстрого улучшения жизни и решения всех проблем. Они шли за сторонниками крайних взглядов — леворадикальными и праворадикальными движениями и партиями. Оформились новые движения и партии с новейшими идейно-политическими платформами, хотя предпосылки их формирования уходят корнями еще в довоенное прошлое.
В 1919 г. был создан Коминтерн. В 1918-1919 гг. зародился фашизм.
2. Выясните, почему на развалинах Австро-Венгерской империи образование новых государств происходило через революции и рост национализма.
Австро-Венгрия – многонациональное государство. Появление идей национального возрождения сплотило силы самой различной ориентации в польских, венгерских, чешских, югославянских землях империи. Это привело к революции и росту национализма.
3. Сравните, что общего и особенного было в революциях в Германии, Австрии, Венгрии, России.
В Германии и Австрии свержение монархии произошло без вооруженного восстания. Объявлялись демократические свободы и республиканский тип правления. Венгерское правительство, придя к власти, не спешило с проведением реформ. Построение политики по образцу Советской России.
В России революция произошла в ходе вооруженного восстания и привела к длительной гражданской войне.
4. Почему после войны углубился раскол в европейском рабочем и социалистическом движении? В чем было принципиальное различие Коминтерна и Социалистического интернационала в определении путей преобразования общества?
Раскол еще более углубился и организационно оформился в связи с активизацией леворадикального движения и созданием коммунистических партий. Компартии под руководством коммунистической партии России создали в 1919 г. Коммунистический интернационал (Коминтерн).
Коминтерн выбрал революционный путь. Они отвергали либеральную демократию и парламентаризм. В послевоенные годы компартии в ряде стран выступали с лозунгами «сделать как в России» (Германия и Венгрия)
Социалистический интернационал отвергал теорию революционной ломки парламентского и либерально-демократического строя и считали возможным переход к социализму посредством реформ и постепенных преобразований.
Вопросы и задания к таблице.
1. Объясните причины пестрого национального состава населения вновь созданных государств.
При установлении границ не учитывалась этническая принадлежность населения.
2. Проследите по карте: к каким приграничным районам тяготели национальные меньшинства в том или ином государстве и почему?
Германия потеряла часть своей территории после Первой мировой войны. Часть немецкого населения оказалось в составе других государств. В составе Польши было значительное количество украинцев и белорусов, стремившихся воссоединиться со своим народом. То же касается и Чехословакии. Этнический состав Югославии был более разнообразен, что в последующем приведет к этническим конфликтам.
ГДЗ по истории 10 класс учебник Сороко-Цюпа параграф 4
В чём главные различия революций в Германии и России? Могла ли, по вашему
мнению, революция в России пойти по германскому сценарию?
Оба эти события настолько различны по своей природе и по идеологии, что между ними гораздо сложнее найти общие черты, чем различия. Почти единственным общим сходством можно считать тот факт, что в результате обоих процессов была ликвидирована монархия. Что касается различий, то в качестве главного я бы назвала тот факт, что после революции в Германии жизнь немецких рабочих и среднего класса стала гораздо менее тяжелой, чего, как известно, нельзя сказать о России.
Разразившаяся гражданская война и 70 лет, потраченные на эксперимент по построению идеального общества, все это аукается потомкам до сих пор.
1. Какие социальные сдвиги произошли в европейском обществе в итоге Первой мировой войны?
2. Почему утрата социального статуса толкает людей к восприятию радикальных взглядов и крайностям общественного поведения?
Утрата социального статуса ведет к потере привычного уклада жизни. Человек попадает в негативную среду. Т. к. он помнит как ему было хорошо, когда у него была работа и деньги, он стремится все вернуть сразу и немедленно. Он готов пойти за тем, кто ему пообещает все вернуть и даже больше. Лидером является человек радикальных взглядов с политикой «уничтожить и отнять».
3. В чём было принципиальное различие в подходах социал-демократов и коммунистов?
— ориентирование на социальное равенство;
— борьба с дискриминацией по расовому, половому и национальному признаку
— национализация стратегически важных предприятий (военный сектор, металлургия и др.);
— социал-демократы борются за равноправие всех форм в собственности, в то время как при коммунизме всё принадлежит народу и нет частной собственности
4. Какие методы использовали колониальные державы по отношению к растущему освободительному движению?
В XVII—XVIII вв. капитализм стал господствующим способом производства уже в двух странах Европы — Голландии и Англии, а после освободительной войны североамериканских колоний против английского господства — и в США. Значительные успехи в развитии капитализма сделала Франция. Это обстоятельство и явилось основной предпосылкой широкой колониальной экспансии названных государств, к которым перешла от Испании и Португалии главная роль в колониальном грабеже заокеанских стран. В XVII—XVIII вв. были заложены основы мировой колониальной системы империализма. Ожесточенная борьба европейских государств за колонии приняла в то время форму торговых войн. Колонии продолжали служить для европейской буржуазии одним из средств первоначального накопления. Вместе с тем они приобретали все большее значение в качестве источников многих видов сырья и внешних рынков для быстро развивавшихся в Европе мануфактур. Наконец, наличие колоний, стимулируя развитие судоходства и торговли, являлось важнейшей предпосылкой роста торгового и военно-морского флота.
1. Используя дополнительную литературу и интернет-ресурсы, подготовьте сообщение на тему «Восстание масс» на примере истории одной из стран в первой половине XX в.
Важно отметить, это то что восстание масс не возможно без кризиса центральной власти. Взять Испанию или Российскую Империю, после того как окружение правителя перестало быть лояльным к нему и начались волнения. Ещё отличный пример это Империя Цинь, в которой ко власти пришёл ребёнок, что привело к восстанию и свержению китайской монархии. В противовес, можно взять США, в которой уровень жизни во время великой депрессии упал до невероятно низких значений, но почему в США мы не увидели таких событий как в России Испании или Китае?
Второе что стоит отметить, это то что как показывает практика, революции происходят зачастую не против диктаторов, а против мягких правителей. Взять уже СССР, Сталин устраивал голодоморы, расстрелял лишь по официальным сведениям 600 тысяч человек, но революция произошла лишь против реформатора Горбачева.
2. Сравните революции в Германии и России, выделите общее и различия.
1. Объясните причины пёстрого национального состава населения вновь созданных государств.
Одной из причин такого явления было то, что при создании новых государств не учитывался этнический состав территорий. Таким образом, к примеру, Германия могла включать в себя часть польских и австрийских земель. В свою очередь, Австрия могла включать в себя германские, итальянские, польские и другие этнические территории. Все это в будущем порождало нарастания напряжения между сторонами. Так Италия стремилась вернуть свои земли, а Германия, в свою очередь, желала отвоевать свои территории.
2. Проследите по карте на вклейке: к каким приграничным районам тяготели национальные меньшинства в том или ином государстве и почему?
Германия потеряла часть своей территории после Первой мировой войны. Часть немецкого населения оказалось в составе других государств. В составе Польши было значительное количество украинцев и белорусов, стремившихся воссоединиться со своим народом. То же касается и Чехословакии. Этнический состав Югославии был более разнообразен, что в последующем приведет к этническим конфликтам.
Какие социальные сдвиги произошли в европейском обществе в итоге первой мировой войны
Подробное решение параграф § 4 по истории для учащихся 9 класса, авторов Сороко-Цюпа О.С., Сороко-Цюпа А.О. 2016
1. Почему не удалось предотвратить Первую мировую войну? Каковы были цели и планы главных участников войны? Какой характер носила война для различных стран?
Не удалось предотвратить войну, потому что страны-участницы военно-политических блоков своими задачами ставили присоединить к себе как можно больше территорий. Если поначалу Франция, Англия и Россия стремились мирно урегулировать июльский кризис, то Германия наоборот стремилась к усилению своего влияния в Европе и мире.
Франция намеревалась вернуть утраченные в 1871 г. территории и при возможности прихватить берег Рейна, который традиционно представлялся многими французскими «патриотами» как историческая граница Франции с Германией. Захват Сирии и Палестины, других колониальных владений также был в планах Парижа. Великобритания рассчитывала сокрушить Германию как главного соперника, чья растущая мощь и агрессивные устремления угрожали ее интересам. Англо-германское соперничество было стержнем мировой политики перед войной. Австро-Венгрия рассчитывала покончить с Сербией и панславянским движением на Балканах и их главным оплотом — Россией, отторгнуть от России часть ее западных территорий. Наиболее грандиозные планы были у Германии — не только разгромить Францию и Великобританию, переделить их колонии, но и захватить для колонизации огромные просторы европейской части Российской империи. В свою очередь, Россия считала важным обеспечить контроль над черноморскими проливами, а также присоединить к западным губерниям территории со славянским населением, в частности Галицию, оказать помощь панславянскому движению на Балканах. Некоторые притязания участников двух военно-политических блоков были оформлены секретными договорами. Другие высказывались открыто, взывая к национальным чувствам и интересам народов своих стран. Справедливой война была только со стороны Сербии и Бельгии.
2. Как была развязана Первая мировая война?
Июльский кризис. 28 июня 1914 г. на одной из улиц Сараева был убит наследник австрийского престола эрцгерцог Франц Фердинанд. Австро-венгерские власти увидели в этом основание, чтобы обвинить Сербию в террористическом акте. С согласия Германии они предъявили Сербии ультиматум, требования которого ущемляли независимость страны. Так убийство эрцгерцога было использовано в качестве повода для начала международного кризиса. Великие державы Европы почти месяц обсуждали возможные последствия гибели эрцгерцога. Германский император Вильгельм II подталкивал австрийцев «покончить с сербами». Россия, Франция и Великобритания считали нужным дать отпор притязаниям австро-германского блока. Сербское правительство по совету России согласилось почти со всеми требованиями, однако это не было принято во внимание.
Хотя мирные средства урегулирования конфликта далеко не были исчерпаны, 28 июля Австро-Венгрия объявила войну Сербии. 29 июля Россия объявила частичную, затем всеобщую мобилизацию, тогда Германия 1 августа 1914 г. объявила войну России, а 3 августа — Франции. После вторжения германских войск в Бельгию 4 августа в войну вступила Великобритания. Италия объявила о нейтралитете. О нейтралитете 4 августа заявили и США. С целью захвата германских владений в Китае и тихоокеанских островов в августе Япония объявила войну Германии. Германия вовлекла в войну на своей стороне Турцию (уже 2 августа 1914 г. был подписан германо-турецкий договор), а впоследствии и Болгарию (в сентябре 1915 г.). Так началась Первая мировая война.
3. Каковы причины провала плана молниеносной войны? Каковы итоги кампании 1914 г.?
Войска Антанты оказывали активное сопротивление германским войскам. А вступление в войну Росси способствовало отвлечению Германии от западного фронта, что дало возможность Франции и Англии подготовиться к новым боевым действиям. Германия вынуждена была вести войну на 2 фронта.
Главным итогом кампании 1914 г. стал срыв молниеносной войны против Франции во многом благодаря поддержке Англии и активным действиям России. Солдаты засели в окопах, линии фронтов протянулись на сотни километров. Англия продолжала царить на море. Германские генералы столкнулись с перспективой ведения войны на два фронта в условиях морской блокады. Активные действия на Западном фронте было решено отложить.
4. Какой союз противостоял Антанте в ходе войны? Назовите его участников. Почему новые страны присоединились к противоборствующим коалициям?
Тройственный союз в составе Германии, Австро-Венгрии, Италии. В апреле 1915 г. Италия присоединилась к Антанте. Союзниками Германии стали Турция, Болгария. Так образовался Четверной союз.
Новые страны присоединялись к коалициям в обмен на обещание территориальных приращений.
5. Выделите главные итоги войны в 1915 г.
В войну втягивалось все большее количество стран, она приобретал все большие масштабы. К военно-политическим блокам присоединялись новые страны. Итогом кампании 1915 г. стал срыв германских планов. Перело¬мить ситуацию на Восточном фронте и добиться успехов в морской войне с Великобританией Германии не удалось.
6. Назовите главные сражения 1916 г. Каков был их результат?
Почти весь 1916 год (с февраля по декабрь) продолжалось гигантское сражение у Вердена, прикрывавшего путь германской армии на Париж. Французы выполнили приказ главнокомандующего Ж. Ж. Жоффра «Стоять насмерть!». Обе стороны бросали в битву все новые и новые резервы. В «Верденской мясорубке» погибло свыше 1 млн. человек.
Битва на Сомме продолжалась всю осень 1916 г. Здесь впервые англичане применили танки. Они оказали большое психологическое воздействие на немецких солдат и способствовали успеху атаки, но стратегическая ситуация не изменилась.
Успешным было наступление русских войск летом 1916 г. на Восточном фронте. Армия генерала А. А. Брусилова прорвала фронт в Галиции. Брусиловский прорыв хотя и не привел к военному разгрому Австро-Венгрии, но помог англо-французским войскам устоять под Верденом и на Сомме.
Длившееся всего несколько часов Ютландское сражение английского и германского флотов в мае 1916 г. привело к незначительным потерям с обеих сторон, но подтвердило стратегическое превосходство английского флота и сохранение блокады германских кораблей.
7. Расскажите о морской войне и ее итогах.
Неудачи 1916 г. побудили Германию принять отчаянное решение — вновь перейти к неограниченной подводной войне против любых судов, направлявшихся или покидавших Великобританию. Около четверти судов, выходивших из английских портов, не возвращались домой. В 1917 г. германские подводные лодки потопили свыше 2700 судов. Однако неограниченная подводная война привела к тому, что Германия обрела еще одного врага — в апреле 1917 г. США объявили ей войну.
8. Назовите общие черты внутреннего положения в воюющих странах.
Во всех воюющих странах произошло невиданное усиление государственного регулирования и контроля над производством, потреблением и в целом над обществом.
Формировался военно-государственно-корпоративный капитал. Создавались специальные комитеты, ведавшие мобилизацией и распределением сырья, материалов, человеческих ресурсов, развитием производства военной техники и снаряжения, распределением заказов на производство всего, что могло понадобиться для фронта, для победы. Политические права и свободы резко огра¬ничивались или отменялись на основе законов военного времени.
Удлинение рабочего дня до 12 часов и более, ухудшение жизненных условий трудящихся и рост прибылей корпораций и доходов военных спекулянтов, коррупция и демагогия — явления общие для стран, входящих в оба воюющих блока.
Вводились продовольственные карточки.
9. Почему Россия вышла из войны?
После революции к власти пришли большевики, которые стремились заключить мир любой ценой.
10. Каковы особенности военных действий в 1917 г.?
Крупные и кровопролитные битвы сменялись периодами позиционной войны. В 1917 г. инициатива была уже в руках Антанты. Французские войска готовились к решающему сражению с Германией. В апреле 1917 г. началась призванная стать решающей операция французских войск в районе Арраса и Реймса. Наступление оказалось неудачным. Общие потери убитыми и ранеными составили 500 тыс. человек.
11. Обсудите причины поражения Германии и ее союзников, попробуйте выяснить, какие из причин имели определяющее значение.
Германия была вынуждена воевать на 2 фронта. Истощение ресурсов – у колониальных империй была возможность доставки ресурсов из колоний, в то время как у Германии колоний не было.
12. Проследите по карте ход военных действий. Выделите главные фронты Первой мировой войны. Какие из них были решающими и менялась ли их роль в ходе войны?
Главные фронты – Восточный, западный, Итальянский и Восточный фронты. Решающие – Западный и Восточный фронты. Союзнические войска смогли остановить продвижение германских войск к Парижу. Война приняла позиционный характер. Действия на восточном фронте помогли собрать силы на западном фронте для отпора нападения противника. Успешным было наступление русских войск летом 1916 г. на Восточном фронте. Армия генерала А. А. Брусилова прорвала фронт в Галиции. Брусиловский прорыв хотя и не привел к военному разгрому Австро-Венгрии, но помог англо-французским войскам устоять под Верденом и на Сомме.
13. Каковы итоги Первой мировой войны?
В результате войны был разгромлен блок наиболее агрессивных государств Центральной Европы. Распались Российская, Германская, Австро-Венгерская и Османская империи. В целом ряде стран произошли революции, в результате которых образовались новые государства. Война вызвала социальные потрясения во многих странах мира, на политическую сцену вышли новые политические силы.
Война стала проявлением глубочайшего кризиса европейской цивилизации. Первая мировая война была самой кровавой и разрушительной войной за всю историю человечества. В ее орбиту были вовлечены 33 государства с населением свыше 1,5 млрд человек. В боях погибло свыше 10 млн человек и в два раза больше было ранено. Тысячи городов и селений были превращены в развалины, разрушены дороги и мосты, в запустении оказались огромные сельскохозяйственные территории, миллионы людей лишились крова, имущества, утратили гражданство, привычный образ жизни, профессиональные навыки, деклассировались.
МИРНОЕ УРЕГУЛИРОВАНИЕ. ВЕРСАЛЬСКО-ВАШИНГТОНСКАЯ СИСТЕМА
1. Как изменилась политическая карта мира после заключения договоров и соглашений, составивших Версальско-Вашингтонскую систему?
Наступила временная стабилизация в сфере международных отношений. В Восточной и Юго-Восточной Европе образовались новые мелкие государства. Германия вернула Франции Эльзас и Лотарингию. Приращение территории получили воссозданная Польша, Дания, Бельгия. Германия в целом теряла 1/8 территории и 1/10 часть населения. Левый берег Рейна оккупировали на 15 лет союзные державы.
Германские колонии в Африке разделили между собой Франция и Великобритания. Созданная позднее Лига Наций узаконила передел колоний Германии (а также и Османской империи) выдачей своих мандатов на управление колониальными владениями. Япония захватила германские островные владения в Тихом океане и упрочила свои позиции в Китае.
Признавались суверенитет и неприкосновенность границ Китая.
США решили для себя важную задачу — добиться от Великобритании признания их равенства в военно-морских вооружениях.
2. Какие цели преследовали страны-победительницы на Парижской мирной конференции?
Франция – вернуть Эльзас и Лотарингию. Также получила половину репараций от Германии.
Передел колоний Германии. Ограничение германской армии.
Договор четырех держав (США, Великобритания, Франция и Япония) гарантировал неприкосновенность островных владений держав в районе Тихого океана.
США продолжали выступать за отказ от сфер влияния в Китае и за политику «открытых дверей». Договор девяти держав призывал страны — участницы конференции уважать суверенитет Китая и неприкосновенность его границ, обязывал все страны придерживаться политики «открытых дверей» и «равных возможностей» в торговле. Таким образом, Вашингтонская конференция отразила изменение соотношения сил в регионе в пользу США. Наконец, США решили для себя важную задачу — добиться от Великобритании признания их равенства в военно-морских вооружениях.
Договор пяти держав (Англия, США, Франция, Япония, Италия) запрещал строительство военных кораблей водоизмещением свыше 35 тыс. т и устанавливал соотношение между военно-морским флотом (в классе линкоров) этих стран в пропорции 5:5:3:1,75:1,75. Ограничение тоннажа, выдаваемое за ограничение вооружений, тоже имело свой смысл для США: открытый в 1914 г. Панамский канал не мог пропускать суда большего водоизмещения.
Вашингтонская конференция и принятые на ней документы стали большим успехом дипломатии США.
3. В чем состояла противоречивость и непрочность Версальско-Вашингтонской системы?
Образование в Юго-Восточной и Восточной Европе системы новых мелких государств, лишенных возможности обеспечить свою безопасность, создавало дополнительные условия для нестабильности. Этот регион стал ареной конфликтов интересов и интриг великих держав.
Советская Россия не была представлена на Парижской мирной конференции и не только была отстранена от создания системы послевоенного мирного устройства, но и стала объектом интервенции западных держав.
Мирная конференция не оправдала ожидания народов колониальных стран на справедливое рассмотрение их проблем. Более того, она продемонстрировала системой мандатов традиционный для империалистических хищников раздел колониальной добычи.
4. В чем главный недостаток Версальско-Вашингтонской системы?
Отсутствие программы европейского экономического восстановления.
5. Зародыши каких будущих конфликтов в международных отношениях таились в системе послевоенных договоров?
Начало новой войны, военные конфликты в колониях, развитие сепаратистских движений, были созданы очаги этнической напряженности в Югославии и Чехословакии.
ВОПРОСЫ К ДОКУМЕНТУ:
1. США впервые вышли на мировую арену со своими идеями и требованиями. Какие основные направления мировой политики США отражены в этом документе?
Договоры о мире, свободная торговля, разоружение, создание независимых национальных государств, создание Лиги наций «в целях предоставления взаимных гарантий политической независимости и территориальной целостности — равно большим и малым государствам».
2. Что отвечало чаяниям народов и что было претензией на мировое лидерство?
Чаяниям народов отвечало: предоставление народам Австро-Венгрии автономии; освобождение Германией оккупированных территорий Румынии, Сербии, Черногории; предоставление Сербии выхода к морю, Самостоятельное существование турецких и автономия национальных частей Османской империи; создание независимого Польского государства.
Претензия на мировое лидерство: создание Лиги Наций; абсолютная свобода судоходства на морях; свобода торговли — устранение таможенных барьеров; установление гарантий разоружения; беспристрастное урегулирование колониальных вопросов.
3. Совпадали ли «пункты» Вильсона с планами других великих держав?
4. Что стояло за тезисами о «свободе морей», «свободе торговли», «справедливом решении колониальных проблем» и пр.?
Беспрепятственное передвижение торговых и военных кораблей, беспрепятственный доступ иностранных товаров на ранки других государств, вмешательство в дела колоний.