какие специфические виды грузов имеются
Большая Энциклопедия Нефти и Газа
Специфический груз
Специфические грузы требуют особых мер по сохранности и безопасности при перевозке, погрузке-выгрузке и хранении. Специфические грузы делятся на негабаритные, длинномерные, большой массы, опасные, скоропортящиеся, требующие соблюдения определенных санитарных условий и антисанитарные. [1]
Специфические грузы делятся на негабаритные, длинномерные, тяжеловесные, опасные и скоропортящиеся. [2]
В свою очередь специфические грузы делятся на негабаритные, длинномерные, тяжеловесные, опасные, скоропортящиеся, требующие соблюдения определенных санитарных условий и антисанитарные. [4]
В свою очередь, специфические грузы делятся на негабаритные, длинномерные, тяжеловесные, опасные, скоропортящиеся, требующие соблюдения определенных санитарных условий и антисанитарные. [6]
Вес минерально-строительных материалов, автомобилей, лесоматериалов, живности и других специфических грузов определяется, как правило, расчетным путем, по обмеру, условно или по осадке судна в соответствии с правилами перевозок. [7]
Вес грузов расчетным путем, по обмеру, условно, по стандарту или трафарету, а также опасных, негабаритных, тяжеловесных и других специфических грузов во всех случаях определяет грузоотправитель без проверки на весах. [12]
Специфические грузы требуют особых мер по сохранности и безопасности при перевозке, погрузке-выгрузке и хранении. Специфические грузы делятся на негабаритные, длинномерные, большой массы, опасные, скоропортящиеся, требующие соблюдения определенных санитарных условий и антисанитарные. [13]
Виды грузов – классификация, основные свойства грузов
Объектом труда на автотранспорте и транспортной логистике является груз. Груз – это все предметы с момента принятия их к транспортировке у заказчика до сдачи получателю.
Как правило, груз в себя включает товар и тару. Чистый вес груза называют нетто, а общий вес товара и тары – брутто. Грузы, которые перевозятся без тары, называются бестарными.
Транспортные компании перевозят грузы разные по физическим свойствам, способу погрузки и выгрузки, роду упаковки и так далее. Виды грузов – это важный фактор для определения типа используемого подвижного состава и условий его эксплуатации, а также способа выполнения погрузочно-разгрузочных работ.
Общая классификация: (по общим правилам перевозок)
Грузы по физическому состоянию могут быть:
По способу погрузки/выгрузки:
В зависимости от условий хранения и перевозок грузы могут быть обычными и специфическими. К обычным относятся грузы для транспортировки, погрузочно-разгрузочных операций и складирования которых не нужны особые условия. Такие грузы можно перевозить бортовыми грузовиками. Специфические грузы требуют особых мероприятий по безопасности и сохранности при перевозке, погрузке, выгрузке, а также хранению.Различают следующие виды специфических грузов: негабаритные, длинномерные, грузы большой массы, опасные, скоропортящиеся, антисанитарные.
Опасные грузы (ADR) — это любые вещества, изделия, материалы, отходы производственной деятельности, которые в связи с присущими им особенностями и свойствами могут при перевозке и хранении создавать реальную угрозу для здоровья и жизни людей, нанести вред окружающей среде, либо привести к уничтожению или повреждению материальных ценностей.
Существует девять классов опасных грузов:
В свою очередь, опасные грузы каждого класса в зависимости от их физико-химических свойств, вида грузов и степени опасности при транспортировке разделяются еще на подклассы (UN).
Виды и значения маркировки грузов
Организация процесса перевозки груза требует больших затрат времени и энергии. При этом большое значение имеет грамотная маркировка и упаковка грузов, что позволит избежать множества дополнительных проблем в будущем.
Грузы обычно перевозятся в таре, без неё или с упаковкой отдельных частей. Иногда выходит так, что кроме основной тары требуется дополнительная упаковка. При этом применяются специальные материалы и крепления, которые увеличивают защиту товара от повреждений и делают операции погрузки/разгрузки более удобными.
Упаковка бывает трех видов:
Для защиты груза от повреждений различного характера кроме упаковки должны соблюдаться правила хранения, транспортировки и обращения с грузом. Все внешние воздействия на перевозимый груз можно разделить на три группы:
Эти группы включают все виды воздействия на груз, одними из которых могут быть атмосферные явления, удары, царапины, особенности климата окружающей среды, повреждения от насекомых и грызунов.
Упаковка грузов должна отвечать некоторым требованиям, чтобы при погрузке товар не занимал лишнего места, не создавал трудностей погрузки, а также упаковка должна иметь товарный вид и не терять его после окончания транспортировки. На основе различных условий для тары разработан общепринятый стандарт требований к упаковке.
На упаковку наносится маркировка товара.
Маркировка товара – это нанесение на упаковку специальных знаков, которые предназначены для информирования человека о характере груза. При наличии маркировки можно произвести проверку соответствия документов, а также проинформировать перевозчика о правилах и условиях перевозки и хранения груза.
Маркировка груза содержит информацию о получателе, в которую входят адрес доставки, наименование получателя, адрес отправителя, масса и размеры, общее количество мест, номер грузового места. Кроме этого, указываются предупредительные знаки, указывающие правила хранения и перевозки товара.
Чтобы доставка груза прошла без лишних проблем и с меньшим количеством повреждений, необходимо ответственно подходить к упаковке и маркировке груза на основе установленных правил.
Виды и классификация грузов
Грузом принято считать любой товар, который требуется перевезти. Классификация грузов позволяет определить:
Классификация грузов по способу загрузки
Чтобы знать, как погрузить товар, надо знать его класс по способу загрузки.
По способу загрузки товар подразделяется на:
Насыпной
К насыпным грузам относятся такие, которые загружают без тары. К ним относятся уголь и злаки, снег и щебёнка, цемент, картофель. Особенности этого вида груза в больших трудозатратах по погрузке-выгрузке.
Чтобы предотвратить просыпание мелких фракций на дорогу, выдувание тонкодисперсных частиц, намокание, груз накрывают пологом.
Наливной
Для перевозки наливных грузов используют цистерны и танк-контейнеры. В свою очередь жидкие грузы классифицируются
Для транспортировки каждого вида используют свою ёмкость. Перевозка пищевых продуктов требует строгого выполнения санитарных правил и температурного режима. Ёмкости с взрывоопасными жидкостями требуют заземления.
Агрессивные субстанции следует перевозить в таре со специальным покрытием.
При транспортировке жидкостей, перевозимых автомобильным транспортом, следует соблюдать нормы заполнения цистерны. Резкое торможение при частично заполненной емкости вызывает снижение устойчивости и управляемости автомобилем.
Штучный
Штучные грузы делятся на тарные и бестарные. Бестарные — не требующие специальной упаковки – трубы, бревна. Упаковка перевозимых товаров предотвращает их порчу. Большинство штучных товаров перевозят в таре.
По прочности тара делится на:
Жесткая тара – это ящики, контейнеры, коробки, бочки. Обычно они изготовлены из дерева, фанеры, прочной пластмассы, и усилены в местах стыков и по дну металлическими накладками. Полужесткая тара – это картонные коробки, корзины, рулоны. Мягкой тарой являются мешки, тюки.
К штучным грузам относятся трактора и катера, станки и оборудование – всё, что можно грузить отдельными единицами. Перевозка штучных грузов отличается тем, что в одну машину или вагон можно загружать различные виды товаров.
Укрупненная грузовая единица тоже является штучным грузом. Такие грузовые единицы формируются из штучных грузов с применением поддонов, строп, обвязок, стяжек и прочих приспособлений. Использование укрупненных грузовых единиц значительно сокращает время загрузки и выгрузки.
Разделение грузов на обычные и специфические
Разделение грузов на обычные и специфические определяет методы их хранения и транспортировки.
Обычные
Обычные грузы не требуют специальных условий. Ни при перевозке, ни при хранении. Доставлять их можно обыкновенным транспортом.
Специфические
К специфическим грузам относятся следующие виды:
Негабаритные
Негабаритными называются такие грузы, которые из-за нестандартных размеров невозможно перевозить типовыми видами транспорта.
Если объект перевозки длиннее 14 м, шире 3,25 м и выше 5,3 м, то он считается негабаритным при перевозках железнодорожным транспортом. При перевозке автотранспортом размеры негабарита начинаются при превышении измерений объекта в длину 20 м, в ширину 2,55 м, в высоту 4 м.
Доставка негабаритов требует специального разрешения и повышенных мер предосторожности.
Тяжеловесные
Тяжеловесными грузами считаются объекты, имеющие массу более 500 кг. Остальные делятся на обычные – массой до 80 кг, и большой массы – до 250 кг штучные, и до 500 кг катно-бочковые.
Опасные
Опасными грузами являются вещества, которые в состоянии покоя или при транспортировке могут взорваться, самовоспламениться, протечь и поставить под угрозу существование живых организмов, и безопасность всей природы.
По системе, определённой ГОСТ 19433–88, их делят на 9 классов :
Транспорт, перевозящий опасные грузы, отмечают маркировкой, определяющей класс опасности перевозимого груза. В сопровождающих документах проставляется класс опасности.
Перевозка некоторых грузов производится с сопровождающим. Транспортировка на одной транспортной единице опасных грузов различающихся классов опасности установлена правилами по перевозке опасных грузов.
Скоропортящиеся
Скоропортящиеся грузы. Требующие перевозки в замороженном или охлажденном состоянии.
Для перевозки вентилируемых грузов не требуется охлаждение в рефрижераторе, но необходим постоянный приток свежего воздуха. Товарное соседство скоропортящихся продуктов регулируют правила перевозки продовольственных товаров.
Живые
Живые грузы транспортируются в специально приспособленном для этого транспорте. Коров, лошадей, овец чаще доставляют автотранспортом. Птиц перевозят в клетках, пчел — в ульях. Живую рыбу транспортируют в ёмкостях с постоянной подачей воздуха.
Для сопровождения живого груза предоставляется специально подготовленный экспедитор. Животные перевозятся при наличии ветеринарных документов.
Антисанитарные
Антисанитарные грузы – отходы, продукты ассенизации, пылящие вещества. Перевозка должна осуществляться на специальном транспорте. При отсутствии такового необходима плотная упаковка для предотвращения загрязнения окружающей среды перевозимым грузом.
По влиянию внешней среды грузы подразделяются на режимные и нережимные
Нережимные не зависят от влияния внешней среды. Режимным для сохранности своих качеств требуются определенные значения влажности и температуры. Особорежимным грузам – опасным, живым, скоропортящимся – требуется особенный режим доставки.
Загрузка одной транспортной единицы товарами различных классов возможна при наличии данных об их свойствах. Содержать совместно грузы можно, если при их совместной транспортировке или хранении не произойдет порча или изменение их характеристик.
Запрещается хранить и транспортировать одновременно:
Маркировка груза
Маркировка груза соответственно с классом принадлежности даёт полное представление о его качествах. Согласно с нанесенными данными производят все манипуляции: погрузку, перевозку, складирование, хранение.
Перевозимые товары маркируют согласно ГОСТ 14192-96 «Маркировка грузов», от 01.01.1998 г.
Информационные надписи и пиктограммы наносят на видимых местах. Маркировка должна информировать о массе нетто и брутто, способах погрузки и установки, отправителе и получателе.
Для простоты маркировки используются общепринятые символы, типа «Стекло», «Верх», «Боится сырости» и пр. Допускается использование словесных обозначений.
Маркировку наносят в удобных для обзора местах на тару или на груз при отсутствии упаковки. Манипуляционные знаки информируют о способах подъема, закрепления, перевозки. Насыпной и наливной груз не маркируют.
Грузы особой ценности
Также к одному из классов относятся грузы особой ценности. Это могут быть:
Условия транспортировки могу предполагать специальную среду в емкости с грузом, обученного сопровождающего. Помимо создания особых условий транспортировки ценностей, должна быть обеспечена полная безопасность.
Может быть составлен специальный маршрут, приставлена вооруженная охрана. Обязательным является страхование перевозимого объекта, наличие сопроводительных документов, соответствующая маркировка. При отсутствии у клиента документов на ценности, перевозчик вправе отказаться от предоставления услуги.
Классификация грузов
На самом деле, классификация грузов — это не что-то из области чисто теоретического, чем можно вообще не «забивать» себе голову. От того, к какому именно типу/виду/классу относится груз, не в последнюю очередь зависит качество грузоперевозки: то, при каких условиях будет происходить транспортировка, каким образом будут выполнены погрузочно-разгрузочные работы, какая тара будет выбрана для груза, в каком именно автомобиле по типу кузова он поедет и какими документами будет сопровождаться. Кроме того, вид груза определяет сроки и стоимость перевозки.
Выделяют несколько способов классификации грузов, однако наиболее важными являются три признака:
Виды грузов по использованию грузоподъемности автомобиля
Классификация по использованию грузоподъемности автомобиля влияет на расчет стоимости перевозки: в зависимости от того, к какому именно классу (а их четыре) относится груз, будет применяться тот или иной поправочный коэффициент.
Дело в том, что разные грузы с разной эффективностью используют грузовое пространство автомобиля. Так, легкие и объемные, хотя и заполняют весь кузов, оставляют не малый задел по массе. А потому получается, что при одинаковых условиях транспортировки и одинаковых затратах на ее выполнение, тонн кирпичей, например, будет перевезено больше, нежели тонн пенопласта.
Коэффициент использования грузоподъемности измеряется в т/м3 и вычисляется по формуле — масса груза, разделенная на его объем. В соответствии со значением этого коэффициента выделяют 4 класса грузов.
класс груза | коэффициент использования грузоподъемности | среднее расчетное значение |
I класс | 1 | 1 |
II класс | от 0,71 до 0,99 | 0,8 |
III класс | от 0,51 до 0,70 | 0,6 |
IV класс | от 0,41 до 0,50 | 0,5 |
Виды грузов по способу погрузки-разгрузки
По способу погрузки-разгрузки грузы делятся на штучные, навалочные и наливные. Очевидно, что от того, к какому виду относится груз, зависит, каким именно образом будет осуществляться его погрузка и разгрузка и в какой таре (или вовсе без нее) он поедет.
Штучные грузы — это все товары, имеющие габаритные размеры (длину, ширину, высоту). Они могут перевозиться как в таре, так и без нее, а для погрузочно-разгрузочных работ с ними применяются автокраны, автопогрузчики, тельферы (…), а также ручной труд.
Навалочные (и сыпучие) грузы характеризуются массой и объемом и допускают погрузку-разгрузку навалом (то есть могут «падать» с высоты). К ним относится зерно, песок, уголь, щебень, грунт, мусор и т.п. Для погрузочно-разгрузочных работ используются экскаваторы, пневмопогрузчики, скребковые и ленточные транспортеры, зерно-, свекло-, снегопогрузчики и др.
Наливные грузы (цемент, битум, бензин, масло, вода, спирт, сжиженный газ…), будучи жидкими, полужидкими или газообразными, перевозятся в цистернах или в специальной таре, а для погрузки-разгрузки требуют применения насосных установок или таких методов, как выдавливание, самотек, опрокидывание и наклон автотранспортного средства.
Виды грузов по условиям перевозки и хранения
По условиям перевозки и хранения выделяют обычные и специфические грузы. Вид груза влияет на выбор автомобиля и организацию процесса доставки: оформление необходимых документов, разработка маршрута, сроки транспортировки и т.п.
Обычные грузы в особых условиях транспортировки не нуждаются: для их доставки используются универсальные бортовые и тентованные кузова и полуприцепы. Специфические же имеют свою классификацию: они делятся на негабаритные, тяжеловесные, опасные, скоропортящиеся, живые и антисанитарные.
Негабаритные грузы требуют наличия специального разрешения на передвижение по автомобильным дорогам, а также могут предполагать разработку особого проекта транспортировки. К ним относятся грузы, превышающие следующие параметры: по высоте — более 4 метров, по длине — более 20 метров (или если более чем на 2 метра выходят за пределы кузова), по ширине — более 2,55 м.
К тяжеловесным грузам относятся те, которые (вместе с автотранспортным средством) превышают либо установленные значения массы, либо допустимую осевую нагрузку. Они тоже нуждаются в специальном разрешении на транспортировку или в разработке особого проекта доставки.
Последние, в свою очередь, в соответствии с ДОПОГ (Европейское соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов) делятся на 13 классов:
класс 1: взрывчатые вещества и изделия; класс 2: газы;
класс 3: легковоспламеняющиеся жидкости;
класс 4.1: легковоспламеняющиеся твердые вещества, самореактивные вещества, твердые десенсибилизированные взрывчатые вещества;
класс 4.2: вещества, способные к самовозгоранию;
класс 4.3: вещества, выделяющие легковоспламеняющиеся газы при соприкосновении с водой;
класс 5.1: окисляющие вещества;
класс 5.2: органические пероксиды;
класс 6.1: токсичные вещества;
класс 6.2: инфекционные вещества;
класс 7: радиоактивные материалы;
класс 8: коррозионные вещества;
класс 9: прочие опасные вещества и изделия.
Для перевозки скоропортящихся грузов огромное значение имеют сроки доставки и поддержание постоянной определенной температуры. Поэтому для их транспортировки используются специальные изотермические кузова или рефрижераторы.
Живые грузы (скот, птица) перевозятся в соответствии с ветеринарными нормами и требуют наличие ветеринарных сертификатов.
К антисанитарным относятся ассенизационные и пылящие грузы. Они подразумевают как особые условия перевозки (специально приспособленная тара, кузов определенной конструкции…), так и порядок проведения грузовых операций: песок, например, выгружают в темное время суток или в безветренную погоду, предварительно смачивая его водой и используя респираторы и пыленепроницаемые очки.
Таким образом, чтобы качественно организовать и осуществить грузоперевозку, необходимо правильно классифицировать груз по не одному, а по всем трем признакам и соблюсти все предписываемые для того или иного вида условия.
Классификация грузов и их виды
Предметы, доставляемые от заказчика к получателю, называются грузом. Чистая масса объекта – нетто, вес общий (тара, товар) – брутто. Бестарные – не предполагающие наличие дополнительного защитного приспособления. Доставляющая компания классифицирует грузы для перевозки, учитывая их свойства, тип упаковки, способы складирования. Правильный подход гарантирует сохранность, оптимальный выбор автотранспорта, условий сбережения на период доставки.
Классификация для перевозки
Исходя из физических свойств, доставляемые заказы подразделяются:
По физическому состоянию они подразделяются на твердые, газообразные, жидкие.
Метод погрузки
Учитывая классификацию транспортируемых предметов, специалисты выбирают оптимальный способ их перемещения:
Каждый вид перевозимого груза дополнительно маркируется, чтобы избежать порчи, полного уничтожения в процессе доставки. Информация на таре содержит указания, которые, например, запрещают бросать, подвергать воздействию солнечных лучей.
Обычные и специфические грузы
Обычные – доставляемые предметы не требуют создания специальных условия для сбережения первоначальных характеристик. Нет необходимости учитывать специфику складирования. Перевозят продукцию на бортовых машинах.
Специфические – для транспортировки требуются специальные условия. Хранение, перевозка осуществляется с учетом маркировки, физических свойств:
Специфические заказы доставляются с учетом всех физических особенностей товаров, дополнительно крепятся.
Опасные грузы
Вещества, материалы, готовые изделия, отходы производства, которые могут создать угрозу окружающей среде или здоровью людей относятся к опасным объектам перевозки. Какие бывают грузы (ADR) этой категории:
Класс опасности | Свойства |
1 | Материалы взрывчатые |
2 | Сжиженные, сжатые, растворимые под давлением газообразные субстанции |
3 | Жидкости, которые легко воспламеняются |
4 | Вещества твердые, способные самовозгораться, легко воспламениться |
5 | Вещества, подверженные окислению |
6 | Инфекционные, ядовитые вещества |
7 | Радиоактивные субстанции |
8 | Коррозионные и едкие вещества |
9 | Прочие опасные |
Каждый класс опасных субстанций с учетом их химических свойств, уровня опасности при перевозке подразделяется на подклассы.
Виды упаковки
Помимо правильной маркировки грузов при перевозке, особенное внимание уделяется выбору упаковки. Это гарантия сохранности продукции – дополнительная коробка, футляр, цистерна, специальное крепление, защитные материалы. Типы специальной тары:
Помимо правильного выбора тары, перевозчик обязан соблюсти правила обращения с предметами, хранения, доставки. Под внешним воздействием стоит понимать влияние факторов – биологических, климатических, механических. Упаковка должна предотвратить атаку грызунов, насекомых, риск появления царапин, намокания, загрязнения.
К таре предъявляется множество требований:
На коробку обязательно наносят важную информацию о транспортируемом объекте, сведения об отправителе, получателе.
Маркировка
Классификацию и маркировку грузов осуществляет перевозчик. Учитываются все параметры, характеристики доставляемой продукции. На упаковке указывается обязательная информация:
Если необходима доставка сборных грузов по России, обязательно выбирайте перевозчика, который правильно маркирует продукцию, учитывает специфику перевозки.
Виды маркировки продукции:
Тип знака (надписи) | Особые указания по обращению |
«Скоропортящийся» | Необходимо создать микроклимат – особая температура, влажность, проветривание, прогревание т.д. |
«Герметично» | В процессе доставки запрещено нарушать, открывать тару |
«Осторожно хрупкое» | Аккуратное обращение |
«Ограничение температуры» | Придерживаться диапазона температур, оптимальных для безопасной перевозки |
«Беречь от влаги, излучения, солнечных лучей» | Любой из вариантов надписи требует защищать товар от разных воздействий |
«Упаковка тропическая» (Т) | В случае повреждения, объекту будет нанесен вред |
«Поднимать тележкой запрещено» | Конкретизирует место, где недопустимо использовать при подъеме тележку |
«Вверх» | Правильное вертикальное положение |
«Место страповки» | Указание на допустимое место расположение цепей, канатов для безопасного подъема |
«Открыть здесь» | Допустимо распечатать тару в конкретном месте |
«Поднимать за предмет» | Недопустим подъем за тару |
Транспортировка ценных вещей – ответственная задача, минимизирующая риск порчи, полной утраты продукции, поэтому доверить ее следует надежной компании.
«Ж.Д.Э.» осуществляет все виды перевозок по России, Европе, Китаю и Казахстану. Позвоните на горячую линию сейчас и получите подробную информацию у консультантов!