какие сподвижники похоронены в дербенте

Дербентская судьба 40 сподвижников Мухаммеда

какие сподвижники похоронены в дербенте. Смотреть фото какие сподвижники похоронены в дербенте. Смотреть картинку какие сподвижники похоронены в дербенте. Картинка про какие сподвижники похоронены в дербенте. Фото какие сподвижники похоронены в дербенте

Дагестанский Дербент часто называют Кавказским Иерусалимом, или городом трех религий. Отсюда началось распространение ислама на Северном Кавказе, здесь находится самая старая действующая в России синагога, построенная в 1614 году, а также православный храм XIX века. Люди разной веры здесь одинаково почитают все религиозные святыни Дербента.

Одно из таких мест — священное мусульманское кладбище Кирхляр, где похоронены 40 сподвижников пророка Мухаммеда, которые почти 1500 лет назад принесли сюда новую веру. Сюда приходят паломники и обычные туристы со всего мира.

Сакральное место

Кирхляр, одна из древнейших мусульманских святынь Северного Кавказа, располагается на территории Северного городского кладбища Дербента. От других захоронений его отделяет каменная ограда. За ней находятся три ряда аккуратно побеленных надгробий-саркофагов скругленной формы. Их ровно 40 (само слово «кирхляр» переводится с тюркского как «сорок»), и стоят они здесь с VII века. Еще один ряд могил, несколько отличающихся по форме, по словам смотрителей кладбища, относится к более позднему времени захоронения.

Смотритель объясняет туристам, оказавшимся в Кирхляре впервые, особенности поведения в этом месте. Заходить сюда следует «в чистоте душевной и телесной», с покрытой головой, в одежде с длинными рукавами.

«Это захоронение — очень священное, сакральное в духовном смысле место для Кавказа. Люди, которые здесь похоронены, пришли сюда примерно в 642 году, спустя около десяти лет после смерти Пророка Мухаммеда, соратниками которого были. Вместе с ними сюда пришла религия ислам», — рассказывает Мухаммад-Казим Казимов, который служит смотрителем, а заодно и экскурсоводом Кирхляра уже более 14 лет.

«Наши деды и прадеды следили за этим местом, и мне Аллах дал такую возможность. Мы поддерживаем здесь чистоту, порядок, встречаем паломников и туристов. Это наше служение», — рассказывает он.

Мухаммад-Казим учился в школе при мечети. Он досконально знает историю Дербента и ислама, владеет несколькими языками, любит Толстого и Достоевского. Но служение свое не готов променять ни на какое другое занятие. «Здесь — напоминание о бренности этого мира и о вечности, о тех истинах, к которым человек должен хотя бы чуть-чуть приблизиться в своей жизни», — говорит смотритель святыни.

Легенда об асхабах

«В VII веке Дербент был окраиной Сасанидской империи (государство персидской династии Сасанидов, существовало с 224 по 651 год — прим. ТАСС). На город регулярно совершали набеги кочевые народы — хазары. Когда арабы — сподвижники Пророка, которых на Кавказе называют асхабами, — пришли сюда с новой верой, правитель города без боя сдал его. Но асхабы не стали заходить в город с большим войском, чтобы не пугать местных жителей, среди которых тогда были и иудеи, и христиане, и язычники-огнепоклонники», — рассказывает Мухаммад-Казим.

Вскоре основное войско арабов ушло, оставив в Дербенте гарнизон — около 4 тыс. воинов, которые должны были защищать город от хазарских набегов. Опасаясь окончательно потерять влияние на город, через который тогда проходили все важнейшие торговые пути, включая Великий шелковый путь, хазарский князь решил выбить из него «чужаков», не дожидаясь окончательного утверждения новой веры, обретавшей все больше сторонников.

«Больше 30 тыс. воинов было в хазарском войске, а против него вышли 4 тыс. мусульман с 40 асхабами во главе. Примерно в 30 км севернее Дербента есть селение Дарваг — там встретились оба войска, и шесть дней длилась битва. Много чудес случилось при этой битве, больше 20 тыс. язычников-хазар были убиты в ней, но пали и сами асхабы», — продолжает смотритель.

Самое большое чудо, однако, случилось после смерти асхабов. Хазары, чтобы еще сильнее унизить поверженных врагов, запретили хоронить их тела. Но вскоре сами поплатились за это.

«Вскоре после этого на земли хазар стали приходить бедствия и болезни. Их старейшины сказали: это не прекратится, пока мы не похороним тела мусульман с уважением, достойным воинов. Отправившись туда, где оставили павших, хазары нашли их тела нетленными, благоухающими ароматом розы. Многие, кто видел это, приняли ислам. Так, даже поражение асхабов послужило утверждению религии Аллаха», — говорит Казимов.

Нетленные тела принесли в Дербент, потому что сами асхабы завещали похоронить их в этом городе. Так возник Кирхляр, и так об этом рассказывают здесь более 13 веков спустя.

Каменная люлька, розы и садак

Священное кладбище редко пустует, а в летнее время, когда в Дербент приезжает больше всего туристов, здесь, по словам смотрителя, бывает по несколько сотен человек в день. «Сюда приходят все туристы, которые приезжают в Дербент, — из России, из Турции, Ирана, Азербайджана. Люди идут сюда и затем, чтобы попросить у бога исцеления от болезней и помощи в житейских делах — не только мусульмане, но и христиане, иудеи. И многие получают такую помощь — и духовную, и внешнюю», — говорит Мухаммад-Казим.

Особое место в Кирхляре — каменная «люлька», которая стоит в отдалении от основных захоронений. Считается, что, если покачать эту люльку, у бездетных родителей в скором будущем родится малыш.

«К нам приезжала супружеская пара из Ярославля, у них около десяти лет не было детей. Они приехали сюда отдыхать, знакомые рассказали им об этом месте, и они пришли покачать эту колыбель. Прошло время, и я снова увидел их здесь — счастливых, радостных. Подошел к ним, расспросил — они сказали, что пришли поблагодарить за дочь Марию», — рассказывает смотритель. И добавляет: «Такая история не одна, их много».

Помолиться и прошептать свои чаяния паломники подходят к святилищу, расположенному среди надгробий. Совершив обряд, полагается оставить садак — благодарственное подношение. Как правило, это конфеты или другие сладости. Рядом со святилищем всегда стоит розовая вода, а сами розы — особо любимые у мусульман цветы — в изобилии растут между могилами.

Смотритель говорит, что священное кладбище содержится в том числе на народные пожертвования. «Местные власти приходят, интересуются: не нужна ли какая-то помощь. Недавно сделали сюда хорошую дорогу. Но это место Бог сам сохраняет. Здесь важно чистоту сохранять, никакой новизны не надо делать — ислам не принимает того, чтобы над могилами что-то лишнее было. Все должно быть просто: так душа человека приобщается к чистоте».

Источник

Мурадулла Дадаев о священном кладбище Кирхляр (Дербент)

какие сподвижники похоронены в дербенте. Смотреть фото какие сподвижники похоронены в дербенте. Смотреть картинку какие сподвижники похоронены в дербенте. Картинка про какие сподвижники похоронены в дербенте. Фото какие сподвижники похоронены в дербенте

Мурадулла Дадаев, заведующий кафедры Дагестанского исламского университета и гуманитарного университета, старший преподаватель.

— Мурадулла, расскажите, пожалуйста, о святом месте Дагестана, который, как некоторые говорят, можно сравнить по значению с совершением Хаджа?

— Во — первых, в Дагестане или в любом другом месте нет места, который по святости и значении можно было бы сравнить со Святой землей Мекки и Медины, самой Каабы и с совершением обряда Хаджа.
Но должен сказать, что в Дагестане еще в 22 году по хиджре, спустя 11 лет после смерти Пророка (Мир ему и благословение) побывали его сподвижники и последующее его поколение, которые называются, табиг1унами.
Есть ложное предположение, когда говорят, вот если отправиться на гору «Шалбуздаг», три раза, то это приравнивается к совершению Хаджа. Необходимо следовать Корану и сунне Пророка — такого в исламе нет. Если человек сам себя убеждает в святости этого места, то он может впасть в неверие.
У нас достаточно много святых людей и нет необходимости выдумывать новых святых и новых мест для поклонения.В Дагестане одним из самых святых мест считаются окрестности Дербента и особенно то место, где похоронены 40 сподвижников, шахидов Пророка (мир ему и благословение). Коротко объясню значение слова сподвижник — это человек, который увидел и уверовал в Пророка (мир ему и благословение). Основное условие — увидеть и уверовать. В народе это священное кладбище называют Кирхляр.

какие сподвижники похоронены в дербенте. Смотреть фото какие сподвижники похоронены в дербенте. Смотреть картинку какие сподвижники похоронены в дербенте. Картинка про какие сподвижники похоронены в дербенте. Фото какие сподвижники похоронены в дербенте

— Правда ли, что распространителями Ислама в Дагестане и в целом России были суфии, обладатели явных и сокровенных знаний?

— Я расскажу вам о страницах истории, от которых нам станет это очевидным. Распространяя Ислам в разных странах суфии, не жалея отдавали всё ценное и дорогое. Тому свидетельствуют их могилы, находящиеся в Хорасане, Египте, Шаме, Ираке, Йемене, Турции, Индии, в Средней Азии, в том числе и в Дагестане. С этим они приобрели истинный иман, прощение Всевышнего и рай.
Сподвижники и последовавшие за ними распространяли Ислам с истинными намерениями, исполняя повеление Аллаха и Его Пророка (мир ему и благословение), а не для того, чтобы завоевать чужие земли, как это отмечают некоторые историки, называя их «арабскими завоевателями».
Приведём один пример. Предводитель правоверных халиф Умар ибн Хаттаб (да будет доволен им Аллах) правил могущественным исламским государством, которое больше и больше расцветало. Во время его правления была взята огромная империя сасанидов, как предсказал наш Пророк (мир ему и благословение), был дан сильный отпор Византийской империи. В таком положении его еда представляла собой обычный хлеб из ячменя и зайта (оливковое масло), а одевался он скромнее простолюдина. Рассказывали, что когда он отправился принимать ключи от Иерусалима, он был одет в халат, на котором было более 20 латок. Спал иногда под тенью дерева. В книгах пишут, что когда к нему прибыл посол Римского императора, он нашёл его спящим в тени дерева, и не было предела удивлению посла, так как его повелитель не имел такого спокойствия и безопасности. Это правление ничуть не расслабило халифа в богослужении. Именно в это время прибыли в Дагестан первые мусульмане, призывающие к религии Всевышнего Аллаха.
Известный учёный Ислама и историк Ибн Касир в своей 15-томной книге «аль-Бидаяту ва ан-нихаят» пишет, что проникновение Ислама в дагестанские округа началось во время правления второго праведного халифа Умара бин Хаттаба, в 22-м году по Хиджре, 643-м году по григориански (по другому сообщению (риваяту), во время правления третьего халифа Усмана бин Аффана, в 32-м году по Хиджре (652-653).

Более достоверным историки считают первый вариант). По приказу халифа Умара (да будет доволен им Аллах) сподвижник Пророка (мир ему и благословение), опытный полководец Суракат бин Амр (да будет доволен им Аллах) по прозвищу Зуннун двинулся сюда с мусульманским войском со стороны Армении.

какие сподвижники похоронены в дербенте. Смотреть фото какие сподвижники похоронены в дербенте. Смотреть картинку какие сподвижники похоронены в дербенте. Картинка про какие сподвижники похоронены в дербенте. Фото какие сподвижники похоронены в дербенте

Командиром авангарда был Абдурахман бин Рабиа (да будет доволен им Аллах), и этот Абдурахман тоже имел прозвище Зуннун. Командиром одного крыла войска был Хузайфа бин Асид (да будет доволен им Аллах), а другого — Бакир бин Абдуллах (да будет доволен им Аллах). Заведующим снабжением был брат упомянутого Абдурахмана, Салман бин Рабиа (да будет доволен им Аллах) (все они — сподвижники Пророка (мир ему и благословение)). Когда в таком порядке Суракат достиг границ Армении, то между ним и царём Армении Шахрияром начались мирные переговоры, и был составлен мирный договор, который был послан халифу.

Суракат оттуда прошёл без боя, двинулся в сторону Дагестана, завладел Дербентом и начал войну с племенами и группами, жившими к северу и к западу от его окраин, в особенности с хазарами, которые, будучи могущественными и владея теми странами, имели большие силы в Баланджаре и его окрестностях. Между тем от халифа того времени прибыло из Сирии на помощь ещё некоторое количество войска из сирийцев. Командиром этого отряда был сириец Хабиб бин Маслама. И вот здесь главнокомандующий, упомянутый Суракат, умер, и на его место по приказу халифа главнокомандующим был назначен Абдурахман бин Рабиа (да будет доволен им Аллах). По прошествии значительного времени в битве с хазарами около Баланджара Абдурахман пал в бою, там же пали многие мусульмане. Ибн Касир пишет, что когда хазары увидели свет (нур), исходящий от тела Абдуррахмана до небес (поэтому ему дали прозвище Зуннур, что в переводе означает «обладатель света»), они уложили его тело в гроб (табут) и унесли с собой. Когда бывала засуха, эти хазары, а вера у них была иудейская, просили дождя возле его могилы, и Аллах давал им дождь. Это неопровержимый довод для отрицающих тавассул: во-первых, это пишет сам Ибн Касир, а он является знаменитым толкователем Корана, знаток хадисов, факих и историк. Во-вторых, когда Всевышний отвечает на мольбу даже иудеям через посредничество святого, то послушным рабам ответ от Него более достойный.

Далее Ибн Касир рассказывает, что по приказу Саида бин Асса (да будет доволен им Аллах) (известный сподвижник Пророка (мир ему и благословение), в это время был наместником Армении и близлежащих округах) главнокомандующим над ними был назначен Салман бин Рабиа (да будет доволен им Аллах), брат шахида Абдуррахмана. Когда Салман стал главнокомандующим, между мусульманами и хазарами произошли ожесточённые битвы около села Тарки Республики Дагестан, здесь Салман и с ним многие воины пали за веру. Уцелевшие мусульмане отступили оттуда назад, но взяли с собой тела Салмана и его товарищей и похоронили их на северной окраине Дербента, на известном священном кладбище Кирхляре, да будет к ним милостив Аллах. Рассеявшиеся остатки войск разбрелись оттуда, некоторые мимо Армении вернулись в Сирию, а большинство ушло в Джирджан и Джилан (арабизированные Гиркания и Гилян). В числе последних находились лица, достойные уважения, в том числе Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) и Салман аль-Фарис (да будет доволен им Аллах).
Теперь о самом главном: эти оба сподвижника являются из асхабу суффа, а последний (Салман аль-Фарис) является третьим звеном золотой цепочки накшубандийского тариката.

— Какие исторические сведения дошли до нас об Асхабу Суфа? И как они жили?

— К одной стороне Мечети Пророка (мир ему и благословение) была пристроена открытая терраса — суффа, покрытая сверху ветвями финиковых пальм. Там жили одинокие, бездомные, нищие мусульмане, которых называли «асхабы суффа». Число их менялось, когда кто-то из них женился, уезжал, переселялся в какое-нибудь другое место или умирал. Временами количество их увеличивалось, а временами уменьшалось.

Были моменты, когда число их достигало 70. В некоторых источниках упоминаются имена более сотни асхабов, которых считают принадлежащими к ахлу суффа. Средствами к существованию их обеспечивал Посланник Аллаха (мир ему и благословение). Он просил, чтобы зажиточные асхабы помогали им.

Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах), бывший из числа асхабов суффа, говорил: «Ахлу суффа — это гости Ислама. Не было у нас ни крова, ни имущества, ни семей. При поступлении пожертвований (садака) наш Пророк (мир ему и благословение) передавал всё нам, ничего не забирая себе. Если ему что-то преподносили в дар, то он, взяв кусочек, остальную часть отправлял асхабам суффа. Вот так он делился с нами полученными подарками».

Фадл бин Убайд (да будет доволен им Аллах) сказал: «При совершении намаза под руководством Посланника Аллаха (мир ему и благословение) некоторые из асхабов падали в обморок, не сумев устоять на ногах от бессилия, являвшегося следствием голода. То были асхабы суффа.

Посланник Аллаха (мир ему и благословение), завершив намаз, подходил к лишившимся чувств асхабам и, утешая их, говорил: «Если бы вы знали, что для вас уготовил Всевышний Аллах, то вы пожелали бы стать ещё более бедными и нуждающимися».

Абдуррахман бин Абу Бакр (да будет доволен им Аллах) передаёт следующее событие: «Асхабы суффа были в высшей степени бедными людьми. Однажды Пророк (мир ему и благословение) повелел: «Пусть те из асхабов, у кого есть еда на двоих, любезно пригласят, попросив оказать им честь быть третьим, одного из асхабов суффа. Те же, у кого есть еда на четверых человек, пусть любезно пригласят пятого или даже шестого из асхабов суффа!».

Посланник Аллаха (мир ему и благословение), пригласив десять человек в свой Счастливый дом, угощал их. Мой отец Абу Бакр (да будет доволен им Аллах) привёл к нам домой трёх человек. Клянусь Аллахом! После каждого съеденного кусочка еда всё прибавлялась и прибавлялась. В результате гости утолили голод, а еды осталось на столе больше, чем когда её только подали на стол. Абу Бакр (да будет доволен им Аллах) взглянул на еду и, обращаясь к своей супруге, сказал: «О дочь рода Фираса! Что это?» А она ответила: «Клянусь светом моих очей, что еды сейчас больше в три раза!»

Эта картина является примером воплощённого изобилия, которое принесли искренность, чистая любовь и щедрость. Асхабы суффа трудились, когда находили работу, в остальное же время они были заняты богослужениями и получением знаний. Те из них, кто был достаточно силён, выполняли всякую работу, какую только могли выполнить. Принося с гор вязанки хвороста на своих спинах или таская воду, они на вырученные деньги покупали еду для своих товарищей.

Стремясь быть честными, добропорядочными людьми с чувством собственного достоинства, они избегали совершать поступки, наносящие ущерб их личностям. Они ничего ни у кого не просили. Асхабы суффа были усердными слушателями, постоянно посещающими собрания Посланника Аллаха (мир ему и благословение). Он находился ближе всех к Источнику веры, а они были ближе всех к нему. Поэтому их обучение и воспитание осуществлялись быстро и стремительно. Помимо Благородного Пророка (мир ему и благословение), их учителями являлись учёные асхабы Убаю бин Кааб (да будет доволен им Аллах), Ибн Масуд (да будет доволен им Аллах), Муаз бин Джабаль (да будет доволен им Аллах) и Убада бин Самит (да будет доволен им Аллах).

Асхабы суффа ускоренно получали знания высочайшего уровня. Главным образом из их среды вышли асхабы, которые передали наибольшее количество хадисов.
Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) говорил: «Люди изумляются, говоря: «Абу Хурайра передаёт очень много хадисов». В то время, когда наши братья-мухаджиры были заняты торговлей на базарах и рынках, а братья-ансары трудились на полях и в садах, занимаясь сельским хозяйством, Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) находился рядом с Посланником Аллаха (мир ему и благословение), довольствуясь лишь пропитанием. Он стал свидетелем того, чему другие не были очевидцами, учил наизусть и запоминал то, что они были не в состоянии выучить и запомнить».

Делегации, прибывавшие на короткий срок в Медину для изучения Ислама, пополняли свои знания об Исламе, встречаясь с Посланником Аллаха (мир ему и благословение) и беседуя с асхабами суффа. Если возникала необходимость послать наставника для обучения религии недавно принявших Ислам племён, находившихся за пределами Медины, его выбирали из среды асхабов суффа, основываясь на их заслугах и добродетелях. Асхабы суффа среди всех асхабов занимают почётное и высокое положение после хулафау рашидин (праведных халифов), ашаратуль мубашшарина — десятерых асхабов, ещё при жизни получивших благую весть о своём месте в Раю, и асхабуль Бадр — воинов, участвовавших в битве при Бадре.

Думаю, не следует детально объяснять, что деяния ахлу суффа и суфиев — одно и то же. Тасаввуф — это опустошение сердца для Всевышнего Аллаха и пренебрежение всем кроме Единого Аллаха.

В итоге начало (так же происходило и в последующие века) распространения Ислама в Дагестане исходило от суфиев.

— Почему распространители ислама так стремились в сторону Кавказа? Почему в преклонном возрасте те, кто подобен Абу Хурайрату и Салману аль-Фариси, стремились в нашу сторону? Неужели они искали мирское или надеялись получить военные трофеи?

— Конечно, нет! Так может думать только слабоумный или не имеющий достаточных знаний. К примеру, когда мусульмане овладели городом Мадаин (Ктесифон — столица Персидской империи), правителем над нею назначили Салмана. Будучи амиром, он ел только то, что зарабатывал своими руками. У него не было даже собственного дома, ночевал он под открытым небом.

— Что значит для дагестанцев их присутствие на нашей земле?

— Для нас является огромным счастьем участие этих великих сподвижников в исламизации нашего края. Особенно хорошо то, что нашу землю посетили Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах), Салман аль-Фариси (да будет доволен им Аллах) и Хузайфат аль-Яман (да будет доволен им Аллах). Все трое обладали явными и сокровенными знаниями.

— Какие сведения о них дошли до наших времен? Расскажите, пожалуйста, вкратце о некоторых из них.

— Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) принял Ислам в год Хайбара. И участвовал вместе с Пророком (мир ему и благословение) в битве при Хайбаре. Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) был одним из самых приближённых сподвижников Пророка (мир ему и благословение). Он же является передатчиком большинства хадисов от Пророка (мир ему и благословение).

Он всегда старался быть рядом с Пророком (мир ему и благословение), желая получить больше знаний от Посланника Аллаха (мир ему и благословение), и Пророк (мир ему и благословение) делал для него дуа. Абу Хурайра рассказал о причине: «Однажды я сказал Пророку (мир ему и благословение): «О Пророк Аллаха (мир ему и благословение), я слушаю то, что ты говоришь, но не запоминаю». Тогда Пророк (мир ему и благословение) сказал мне: «Расстели свой халат», и, когда я это сделал, он рассказал много хадисов. После этого я не забывал то, что он рассказывал».

Имам Бухари говорил, что от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) хадисы рассказали более 800 человек из сподвижников и табиинов. Сподвижниками были: Ибну Аббас (да будет доволен им Аллах), Ибну Умар (да будет доволен им Аллах), Жабир (да будет доволен им Аллах), Анас (да будет доволен им Аллах), Василат бину аль-Аска (да будет доволен им Аллах).

Во время джахилии его называли Абду-Амр бин Абду-Ганам. Это имя означает «Раб Амра». Но Пророк (мир ему и благословение) никому не разрешал давать такие прозвища, означающие рабство кого-то, например: Абду-Шамс — раб Солнца, Абдул-Узза — раб идола по имени Узза, — а тем, кто носил такие имена, велел их поменять. После принятия Ислама Пророк (мир ему и благословение) назвал его Абдуллахом — рабом Аллаха. А прозвище его — Абу Хурайрат (Отец Котёнка) — дали ему за то, что он однажды нашёл котёнка и забрал его, спрятав за пазуху. Когда Пророк (мир ему и благословение) увидел его в таком виде, он прозвал его Абу Хурайрой.

Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) вспоминал: «Я призывал мою мать в Ислам, когда она ещё была идолопоклонницей. И однажды в нашей беседе она сказала нехорошее о Пророке (мир ему и благословение). Я плакал от её слов, и в это время ко мне подошёл Расулюллах (мир ему и благословение). Я сказал ему: «О Расулюллах, я призывал мать к Исламу, но она меня не слушает, и сегодня она сказала нехорошее про тебя. Я не знаю, что делать. Проси Всевышнего, чтобы Он наставил мать на истинный путь». Тут же Пророк (мир ему и благословение) попросил Аллаха * наставить мою мать на истинный путь. И я вышел, радуясь мольбе Пророка **. Когда я подошёл к двери, она оказалась запертой. Мать, услышав мой стук, крикнула: «О Абу Хурайра, подожди за дверью!» Я услышал шум воды (то есть она искупалась, прежде чем произнести шахаду), потом как она одевается. Открывая дверь, она произнесла шахаду».

Халиф Умар (да будет доволен им Аллах) назначил Абу Хурайру (да будет доволен им Аллах) правителем Бахрейна, потом снял с этой должности. Затем Умар (да будет доволен им Аллах) снова хотел назначить его правителем, но он отказался и остался жить в Медине. Скончался Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) в 57-м году по Хиджре, на 78-м году жизни.

— Что известно о Салмане аль-Фариси?

— Салман аль-Фариси (да будет доволен им Аллах) (он умер в 250-летнем возрасте), второй сподвижник, который побывал на землях Дагестана, также являлся из асхабу суффа. Более того, он является третьим человеком в звене накшубандийского тариката, точнее за нашим сайидом Мухаммадом (мир ему и благословение) идёт Абубакр Сиддик (да будет доволен им Аллах), а за ним — Салман аль-Фариси (да будет доволен им Аллах). Широко известен факт, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение), когда скрывался в пещере Савр вместе с Абубакром (да будет доволен им Аллах) от преследований мушрикинов, передал (научил) все сокровенные знания от сердца к сердцу, что и является сердечной основой зикру. Как Пророк (мир ему и благословение) передал знания Абубакру (да будет доволен им Аллах), в такой же форме последний передал их Салману Фариси (да будет доволен им Аллах). Это и называется таваджух — именно в таком виде передают зикру сердца, руха (души) и т. д. муршиды тариката мюридам, вступившим на путь истины.
Теперь коротко расскажем о Салмане (да будет доволен им Аллах), чтобы от этого мы получили баракат и усилилась наша любовь к сподвижникам Пророка (мир ему и благословение).

Салман был юношей-персом родом из провинции Асбахан и родился в деревне, которая называлась Джайан. Его отец был старостой этой деревни, самым знатным и богатым человеком в ней. Когда Салман появился на свет, отец возлюбил его больше, чем любое другое творение Аллаха. С течением времени его любовь к нему становилась всё сильнее и глубже, пока в конце концов он не закрыл его в доме, не выпуская на улицу, подобно тому, как это делают с юными девушками. Салман был таким усердным огнепоклонником, что стал хранителем священного огня, которому персы поклонялись. Ему было поручено следить за тем, чтобы этот огонь никогда не угасал, даже на короткое время, ни днём, ни ночью.

У его отца было огромное богатое поместье, которым он управлял лично и собирал урожай. Как-то раз какое-то дело не позволило ему отправиться в своё имение, и он говорит Салману: «Сынок, как ты видишь, дела не позволяют мне самому заниматься поместьем, поэтому отправляйся-ка ты туда сам и сегодня сам займись его делами». Салман немедленно выступил в путь. Через некоторое время вблизи дороги в имение он увидел одну из христианских церквей. Проезжая мимо, он услышал голоса молящихся там людей, что и привлекло его внимание. До этого он ничего не знал ни о христианах, ни о представителях других религий, потому что отец долгое время держал его дома взаперти вдали от людей. Услышав голоса молящихся в церкви, он вошёл в неё, чтобы посмотреть, что они там делают. Салман понаблюдал за присутствующими, ему понравилось их чтение Инджиля (Библии) и захотелось принять их веру. Он про себя сказал: «Клянусь Аллахом, это лучше нашей религии». Он оставался в церкви, пока не зашло солнце, так и не добравшись до отцовского имения. Потом он начал расспрашивать этих людей, чтобы узнать от них корень этой религии. Они ответили, что корень находится в Шаме.

Под покровом ночи он возвратился домой, где его встретил отец и спросил, что он сделал. Салман ответил ему: «О отец! Я зашёл к людям, которые в это время молились в своей церкви. То, что я увидел в их религии, мне очень понравилось, и я остался у них, пока не закатилось солнце». Отец, весьма обеспокоенный тем, что он сделал, воскликнул: «Сынок, да нет в этой религии добра! Твоя религия и религия твоих предков гораздо лучше!» Но Салман возразил ему, утверждая, что Христианство лучше, чем огнепоклонничество.

Отец Салмана очень испугался этих слов и, опасаясь, что он станет вероотступником, заточил сына в доме, надев на ноги кандалы.
При первой удобной возможности Салман попросил передать христианам: «Если мимо вас будет проходить караван в Шам, то обязательно дайте мне знать об этом».

Совсем скоро у христиан остановился караван, который держал путь в Шам. Когда Салман получил сообщение об этом, ему удалось избавиться от кандалов и скрытно присоединиться к каравану, который прибыл в Шам. В Шаме юноша встречался со многими священниками, обучался у них к знаниям, переходя от одного к другому. Служил некоторое время епископу, но вскоре тот заболел. У находящегося при смерти епископа Салман спросил, кому ему служить, куда отправиться. Епископ ему посоветовал: «Дело в том, сын мой, что таким же, как я, может быть только один человек, который проживает сейчас в Мосуле. Это несгибаемый и непоколебимый человек. Постарайся попасть к нему». Салман послушался его и прибыл к Мосульскому священнику. И служил ему, пока тот не состарился. Сам аль-Фариси по воле Всевышнего был долголетним, и по совету и благословению священника он отправился к Нассибинскому монаху, после смерти которого по его завещанию держит путь к Аммуринскому святому.

После смерти священника Салман жил в Аммурии до тех пор, пока туда не прибыла группа арабских купцов из племени Калб. Он предложил им: «Если вы возьмёте меня с собой на землю арабов (Хиджаз), то я отдам вам своих коров и овец».
Они согласились взять его с собой, и он отдал им свой скот. Когда караван достиг долины Вадиль кура, лежащей между Мединой и Шамом, торговцы вероломно поступили с ним, продав одному человеку из иудеев. Ему пришлось служить иудею, и делал он это до тех пор, пока к иудею не приехал его племянник из племени бану Курайза (одно из трёх еврейских племён, живших в Ясрибе (Медине)). Он купил Салмана у хозяина и взял с собой в Ясриб. Там он и увидел пальмы на каменистой вулканической местности, о которой рассказывал священник из Аммурии. По его описанию Салман узнал и Медину, где и обосновался с новым хозяином.

В то время Пророк (мир ему и благословение) проповедовал среди своего народа в Мекке. Однако Салману тогда ничего не было известно об этом, так как он был всецело занят тяжёлым рабским трудом.
Вскоре Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, переселился в Ясриб. Салман аль-Фариси (да будет доволен им Аллах) вспоминал: «Клянусь Аллахом, как-то раз я залез на верхушку пальмы, принадлежащей моему хозяину, и срывал финики, а мой господин сидел под пальмой внизу. В это время к нему пришёл его племянник и сказал ему: «Аллах начал войну против племени бану Кайла (Авс и Хазрадж). Люди сейчас собрались на площади с человеком, который прибыл к ним сегодня из Мекки и объявил себя пророком».

Едва я услышал эти слова, как меня охватило нечто вроде лихорадки и сильнейшее возбуждение. Я даже испугался, что свалюсь на голову своего хозяина. Быстро спустившись с пальмы, я обратился к племяннику хозяина: «Что ты сказал?! Повтори ещё раз эту новость». Разгневавшись на такую дерзость, хозяин крепко ударил меня со словами: «А тебе-то какое до этого дело?! Возвращайся и занимайся своим делом!»

Когда наступил вечер, я взял с собой немного собранных мной фиников и отправился к дому, где остановился Посланник (мир ему и благословение). Войдя к нему, я сказал: «Мне сказали, что ты праведный человек, и у тебя есть нуждающиеся товарищи, которые пришли с тобой издалека. Я принёс с собой немного еды в качестве пожертвования, так как считаю вас более достойными этого, чем кого-либо другого» (то есть Салман аль-Фариси (да будет доволен им Аллах) испытывает Пророка (мир ему и благословение), так как священник ему говорил, что он не будет кушать ничего из садака).

Затем я пододвинул к нему финики. Он сказал своим товарищам: «Ешьте», — однако сам есть не стал. Я сказал себе: «Одно предсказание сбылось!» После этого я вернулся к хозяину и стал собирать финики. Когда Посланник (мир ему и благословение) поселился в Медине, я вновь пришёл к нему и сказал: «Я видел, что ты не стал есть финики, которые я принёс в качестве пожертвования. А эти финики я дарю тебе, выражая своё почитание». Посланник (мир ему и благословение) поел фиников и повелел поесть своим товарищам, которые тоже вкусили их. Я сказал себе: «Вот сбылось и второе предсказание».

После этого я пришёл к Посланнику Аллаха (мир ему и благословение), который находился в Бакиа (кладбище в Медине) с целью похоронить одного из своих товарищей. Я увидел его сидящим и завёрнутым в два плаща. Поздоровавшись с ним, я постарался взглянуть на его спину, чтобы увидеть печать, о которой рассказывал мне мой старый хозяин в Аммурии. Когда Пророк (мир ему и благословение) увидел, что я пытаюсь взглянуть на его спину, то сразу понял, зачем я это делаю. Он сразу же сбросил с плеч своё одеяние, и я увидел у него на спине печать пророчества. Признав его Пророком, я со слезами склонился, чтобы поцеловать его. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) воскликнул: «Что случилось с тобой?» Я принял Ислам и рассказал ему свою историю, которая произвела на него сильное впечатление. Он повелел своим сподвижникам, чтобы и они послушали рассказ о моей жизни.

Через некоторое время Пророк (мир ему и благословение) говорит Салману (да будет доволен им Аллах): «Освободи себя от рабства созданию» (то есть Пророк (мир ему и благословение) потребовал, чтоб Салман (да будет доволен им Аллах) был только рабом Аллаха, а не человека).
Салман начал просить у хозяина свободу. После долгих отговорок хозяин-иудей говорить ему: «Посади для меня триста саженцев финика и ухаживай за ними, пока не дадут первый урожай. (Деревья финиковой пальмы начинают давать урожай в возрасте 10-15 лет) Также дай мне сорок авкия (мера веса, равная 37,44 г.) золота».

Когда Посланнику Аллаха (мир ему и благсловение) рассказали про условия иудея, Пророк (мир ему и благословение) сказал сподвижникам: «Помогите своему брату!» Они собрали триста саженцев финика, и Пророк (мир ему и благословение) своей благородной рукой посадил их, кроме одного — его посадил Умар бин Хаттаб (да будет доволен им Аллах). По милости Аллаха все эти деревья расцвели и дали урожай в этом же году, кроме того, что посадил Умар (да будет доволен им Аллах). Посланник Аллаха (мир ему и благословение) вытащил это деревце, потом сам посадил, и оно сразу же дало плоды.

Потом принесли Пророку (мир ему и благословение) кусок золота размером с яйцо. Оказавшись в руках Любимца Аллаха (мир ему и благословение), оно увеличилось до сорока авкия. Хозяину Салмана были отданы эти финиковые деревья и золото, и иудею пришлось дать ему свободу.
С этого дня Салман (да будет доволен им Аллах) находился рядом с Пророком (мир ему и благословение), участвовал во всех газаватах и важных событиях.
Как-то раз случилось разногласие между ансарами и мухаджирами, к кому из них относится Салман (да будет доволен им Аллах). Услышав их разговор, Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Салман является членом моей семьи». Вот этого достаточно, чтобы понять достоинство Салмана аль-Фариси (да будет доволен им Аллах)!

Умер Салман аль-Фариси (да будет доволен им Аллах) во время правления третьего праведного халифа Усмана (да будет доволен им Аллах), в 33-м году по Хиджре в Байтуль Макдисе (Иерусалиме), в 256-летнем возрасте, когда возвратился с Баб-аль-Абваба (Дербент).
Пусть Всевышний не лишает нас бараката Салмана (да будет доволен им Аллах) и других сподвижников Пророка (мир ему и благословение), прибывших в наш край, Кавказ, и доведших до нас свет Ислама, который отогнал от нас мрак невежества! Аминь!

какие сподвижники похоронены в дербенте. Смотреть фото какие сподвижники похоронены в дербенте. Смотреть картинку какие сподвижники похоронены в дербенте. Картинка про какие сподвижники похоронены в дербенте. Фото какие сподвижники похоронены в дербенте

-Вы упомянули и другого сподвижника — Хузайфа ибн аль-Яман? Расскажите, пожалуйста, о нем.

— Третьим сподвижником Пророка (мир ему и благословение), который прибыл на Кавказ, в том числе на территорию Дагестана, был Хузайфа ибн аль-Яман (да будет доволен им Аллах). Хузайфа (да будет доволен им Аллах) являлся одним из самых приближённых сподвижников. Было у Хузайфы ещё одно достоинство, из-за которого Хабиб (мир ему и благословение) особо выделил именно его, — это знание, позволяющее различать мунафиков-лицемеров. Поэтому он заслужил прозвище «Сахибу сирри Расулиллах», то есть «Хранитель тайны Посланника Аллаха». В течение всей своей жизни Хузайфа ибн аль-Яман свято хранил все секреты, касающиеся лицемеров. По всем вопросам в этой сфере халифы обращались за помощью к нему. Например, второй праведный халиф Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах), если умирал кто-то из мусульман, спрашивал: «Присутствовал ли на заупокойной молитве Хузайфа?» Если ему отвечали, что Хузайфа (да будет доволен им Аллах) присутствовал, то он благословлял покойного. Если же ему говорили, что Хузайфа (да будет доволен им Аллах) отсутствовал, то Умар (да будет доволен им Аллах), сомневаясь в этой личности, воздерживался от присутствия на похоронах.

Как-то раз Умар (да будет доволен им Аллах) спросил Хузайфу (да будет доволен им Аллах): «Есть ли среди моих наместников и в моём окружении лицемеры?» Хузайфа (да будет доволен им Аллах) ответил: «Да, один есть». Умар (да будет доволен им Аллах) попросил: «Укажи мне его». Хузайфа (да будет доволен им Аллах) ответил: «Я не сделаю этого». Однако потом Хузайфа (да будет доволен им Аллах) говорил: «Тем не менее, Умар скорейшим образом убрал именно этого человека, как будто ему его показали».

Хузайфа (да будет доволен им Аллах) был очень богобоязненным и вёл самый простой образ жизни. Повелитель правоверных Умар (да будет доволен им Аллах) назначил Хузайфу (да будет доволен им Аллах) наместником Мадаина (Ктесифон) и написал письмо гражданам древней столицы Сасанидов, в котором обязал их принять нового наместника и подчиниться ему. Хузайфа (да будет доволен им Аллах) отправился в путь, сидя верхом на старом осле, а провизия его составляла то, что находилось в маленьком мешочке, привязанном к ослу. По прибытии в Ктесифон его встретили жители города и крестьяне из провинций. Не было предела их удивлению, когда они увидели будущего наместника верхом на осле, а в руках у него — лепёшка и кусок мяса. Когда Хузайфа (да будет доволен им Аллах) прочитал письменное ручательство от халифа, жители проявили покорность и сказали ему: «Требуй от нас то, что ты желаешь». Но простой наместник (нам бы таких мэров и чиновников) сказал: «Я прошу у вас кормить меня и дать корму для моего осла, пока буду находиться среди вас». Он оставался на этой должности, сколько пожелал Всевышний Аллах, а потом халиф написал ему письмо, чтобы тот прибыл к нему. Сам халиф вышел на окраину Медины и спрятался на дороге, откуда будет возвращаться Хузайфа (да будет доволен им Аллах). Вскоре тот появился на своём осле. Когда тот приблизился, халиф встал из своего укрытия и отправился ему навстречу. Увидев, что Хузайфа (да будет доволен им Аллах) прибыл к нему в таком же виде, то есть таким же простым и в одежде и в транспорте, как и был, когда отправлялся в Ктесифон, халиф Умар (да будет доволен им Аллах) был тронут, обнял Хузайфу (да будет доволен им Аллах) и сказал: «Я и ты — братья!»

Вот такой сподвижник тоже побывал на наших землях, уважаемые братья и сёстры! Мусульманин, у которого в сердце живёт любовь к Всевышнему Аллаху, непременно будет любовь и к Его Посланнику, нашему саййиду Мухаммаду (мир ему и благословение), который является посредником между Всевышним и Его рабами, ведь именно он осветил весь мир светом Ислама! А тот, кто любит Пророка (мир ему и благословение), без сомнения, любит сподвижников Любимца Аллаха (мир ему и благословение), потому что они являются его помощниками и именно они распространили свет Ислама во все уголки мира!
А мы, дагестанцы и все кавказцы, дозволенной гордостью гордимся и делаем огромную щукру нашему Создателю за то, что Он отправил нам таких великих и почётных сахабов, как Хузайфатуль Ямани (Хузайфа ибн аль-Яман).

— Что известно о других сподвижниках в истории? Кем был Хузайфатуль Ямани (Хузайфа ибн аль-Яман)?

— Посланник Аллаха (мир ему и благословение) обратился именно с такими словами к Хузайфе ибн аль-Яману (да будет доволен им Аллах), когда встретил его впервые в Мекке: «Если хочешь, то можешь быть просто мухаджиром, а если хочешь, то можешь быть одним из ансаров. Поэтому можешь сделать любой выбор, который тебе по душе».

Возможность сделать свободный выбор принадлежности к одной из двух почётнейших категорий людей у мусульман, предоставленная Хузайфе ибн аль-Яману, имеет свою предысторию.
Отец Хузайфы аль-Яман был мекканцем из рода бану Абс. Однако, убив человека из своего рода, он был вынужден переселиться из Мекки в Ясриб (Медина). Там он породнился с родом бану Абдуль Ашхал, и у него родился сын, получивший имя Хузайфа.

Незаметно миновал срок, в течение которого аль-Яману запрещалось вступать на территорию Мекки, и он начал периодически посещать её, предпочитая, однако, Ясриб для постоянного проживания.
Когда над Аравийским полуостровом воссиял свет Ислама, отец Хузайфы аль-Яман был среди одиннадцати людей рода бану Абс, прибывших лично к Посланнику Аллаха (мир ему и благословение) и провозгласивших перед ним свой переход в исламскую веру. Это случилось ещё до того, как Пророк (мир ему и благословение) переселился в Медину. Поэтому, мекканец по происхождению, Хузайфа стал мединцем.

Хузайфа ибн аль-Яман (да будет доволен им Аллах) вырос в доме мусульманина и получил заботливое воспитание родителей, которые были среди первых принявших религию Аллаха. Хузайфа (да будет доволен им Аллах) стал мусульманином прежде, чем ему выпало счастье увидеть Посланника Аллаха (мир ему и благословение).

Всеми своими чувствами Хузайфа (да будет доволен им Аллах) страстно стремился встретиться с Посланником (мир ему и благословение). С тех пор, как он стал мусульманином, Хузайфа (да будет доволен им Аллах) жадно ловил любую весть о Пророке (мир ему и благословение) и постоянно расспрашивал о том, какой он из себя. Однако то, что он узнавал, лишь увеличивало его тягу и страстное стремление к Посланнику Аллаха (мир ему и благословение).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *