какие станции метро построят в нижнем новгороде
Метро в строй: как будет развиваться нижегородская подземка
Поехали!
В послании президента редко звучат названия конкретных городов, но наш областной центр этого удостоился.
Развитие подземки станет возможным благодаря использованию инфраструктурных бюджетных кредитов. Ставка не более 3%, а срок погашения – 15 лет.
– До конца 2023 года планируем выделить такие инфраструктурные кредиты на общую сумму не менее 0,5 триллиона 500 миллиардов рублей, – заявил президент.
Распределять инфраструктурные кредиты будут в зависимости от количества долгов у региона. Чем их меньше, тем больше кредитов он сможет получить.
Губернатор Нижегородской области Глеб Никитин, комментируя послание президента, подчеркнул, что в регионе давно назрела необходимость развития метро как внеуличного вида транспорта. Прежде всего метро требуется в исторической части города, где сосредоточены уникальные объекты культурного наследия, при этом существующая уличная сеть не рассчитана на современный трафик и потребности нижегородцев и гостей города.
– В приоритете мы рассматриваем продление метро до станции «Сенная». Это заложено и в проекте развития транспортной системы нижегородской агломерации, над которой сегодня наши специалисты работают вместе с ВЭБ.РФ. «Сенная» позволит сформировать крупный транспортно-пересадочный узел в нагорной части города: станция метрополитена, автостанция и канатная дорога на Бор, рядом – линия трамвая и выход на две крупные городские магистрали – улицы Родионова и Белинского. Прогнозируемый пассажиропоток новых станций «Сенная» и в перспективе «Оперный театр» составит около 10 млн человек в год. Безусловно, федеральная поддержка в виде бюджетного инфраструктурного кредита позволит существенно ускорить реализацию этого проекта, – сказал Глеб Никитин.
От станции до станции
Как сообщали не так давно в МКУ «ГУММиД», проектная документация продления Автозаводской линии от станции метро «Горьковская» до станции «Сенная» получила положительное заключение Главгосэкспертизы ещë в декабре 2011 года.
Но за это время введены в действие новые нормативные документы, и проектно-сметная документация требует доработки. Для еë актуализации и проведения госэкспертизы, по подсчëтам ГУММиД, требуется около 590 млн рублей и 15 месяцев.
Проектная документация продления Сормовско‐Мещерской линии метрополитена на участке от станции «Буревестник» до станции «Сормовская» отсутствует. Еë разработка обойдëтся в сумму около 700 млн рублей.
По словам главы региона, продление Сормовско-Мещерской линии от станции «Буревестник» до станции «Варя» с созданием транспортно-пересадочного узла (второй вариант – до станции «Сормовская») также является острой необходимостью для жителей Сормовского района, которые на сегодняшний день отрезаны от центральной части города. В текущем году планируется начать разработку технико-экономического обоснования оптимального варианта продления Сормовско-Мещерской линии метро.
Мэр Нижнего Новгорода Юрий Шалабаев подчеркнул, что собственных средств муниципалитета никогда не хватило бы на реализацию таких масштабных проектов, как строительство метро. Он напомнил, что станция «Стрелка» обошлась примерно в 11 млрд рублей, в то время как годовой бюджет Нижнего – 38 млрд рублей.
– Теперь, в юбилейный для города год, у нижегородской подземки появился шанс для продолжения развития. Важно, что метро будет развиваться не само по себе, а в системе – вместе со всеми видами общественного транспорта. В городе разработана соответствующая комплексная программа, и с федеральной поддержкой реализовать её получится быстрее, – отметил глава Нижнего Новгорода. – Метро – это экологично, быстро и комфортно. Конечно, хотелось бы строить по меньшей мере одну станцию в год.
По словам главы регионального минфина Ольги Сулимы, сумма, на которую сможет рассчитывать область, станет понятна к середине июня.
Пока же региональный минтранс готовит обоснования затрат на проектирование продления обеих веток Нижегородского метрополитена.
«Сенная» или «Волга»: куда пойдет нижегородское метро
Нижегородское метро — больная тема для жителей города-миллионника. Областной центр разрастается, все больше страдает от пробок, а подземка развивается, увы, очень медленно. Большинство станций расположены в нижней части города и построены еще в советское время. Так, с 1985 по 1989 год было введено в эксплуатацию десять станций: «Московская», «Чкаловская», «Ленинская», «Заречная», «Двигатель Революции», «Пролетарская», «Автозаводская», «Комсомольская», «Кировская» и «Парк Культуры». В 1993 заработали еще две станции, строительство которых началось в бытность СССР: «Канавинская» и «Бурнаковская». А дальше темпы стали вообще «черепашьими» — в новом столетии нижегородское метро пополнилось всего тремя станциями: «Буревестник», «Горьковская» и «Стрелка».
Наполеоновские планы Шанцева
Планы бывшего губернатора Нижегородской области были действительно грандиозными: в 2010 году Валерий Шанцев представил схему развития метро до 2025 года. К концу первой четверти XXI века подземка должна была протянуться до Бора и Новинок. Предполагалось, что новые станции метро появятся в Верхних Печерах, в Кузнечихе, в 7-м микрорайоне Сормова и не только — всего их должно было быть 32.
В 2009 году Шанцев заверил, что уже через десять лет — к 2020 году — в нагорной части Нижнего Новгорода откроется 15 станций метро. Сейчас до заявленной даты рукой подать, но к этому моменту здесь совершенно точно не откроется ни одной новой станции. Хотя, вполне возможно, начнется строительство станций «Сенная» или «Оперный театр», которые могут стать подарком городу к 800-летию. Правда, существенно запоздавшим, потому что юбилей Нижний Новгород отметит в 2021 году, а строительство в лучшем случае закончится к 2024-му.
Мы поинтересовались в городской администрации, актуален ли сегодня план развития нижегородского метрополитена, представленный в 2010 году, в какую сторону будет «расти» подземка и когда нам ждать новых станций.
Проекты есть, а денег нет
Как сообщили GiperNN в Главном управлении по строительству и ремонту метрополитена, мостов и дорожных сетей в Нижнем Новгороде (ГУММиД), сейчас уже разработаны проекты трех станций: «Волга», «Оперный театр» и «Сенная». «Волга» относится к Сормовско-Мещерской линии метро и станет следующей после «Стрелки». Но, поскольку последняя была открыта только в прошлом году, у Автозаводской линии больше шансов на продление. Следовательно, следующей станцией станет либо «Сенная», либо «Оперный театр». И тут все зависит от денег.
«Вопрос об очередности строительства станций сейчас не решен, так как не определены источник финансирования и сроки, в которые эти средства могут быть выделены, — пояснили в ведомстве. — От этого зависит, сколько станций будет строиться — одна, две или ничего».
Известно, что ФАУ «Главгосэкспертиза России» дало положительное заключение по инвестиционному проекту «Продление Автозаводской линии метрополитена в г. Нижнем Новгороде от ст. „Горьковская“ до ст. „Сенная“». Согласно проектной документации, строительная длина участка составит 3,286 км; количество станций — 2; нормативный срок строительства — 5,4 года. Работы могут начаться уже этой осенью. Сметная стоимость проекта с НДС — 30 миллиардов рублей при текущих ценах.
У градозащитников еще на этапе проектирования возникли вопросы к расположению входа в посадочную станцию «Оперный театр», ведь строительство затронет сквер 1905 года, в преображение которого вложены большие деньги. В ГУММиД успокаивают: территория сквера будет незначительно использована для строительства входа в метро, но на благоустройстве это не отразится.
Одобрила «Главгосэкспертиза» и проект станции «Волга» в микрорайоне Мещерское озеро. Он предусматривает строительство перегона и станции на улице Карла Маркса с притяжением к транспортной схеме Кировского направления (мост через Волгу).
Что касается денег на реализацию проектов, то здесь руководство ГУММиДа заявляет однозначно: самостоятельно ни город, ни даже регион с такими масштабными задачами не справится. Поэтому финансирование должно осуществляться на всех уровнях — муниципальном, региональном и федеральном.
Куда двигаться дальше?
Приоритетным направлением развития метрополитена в Нижнем Новгороде считается сормовское: сейчас ГУММиД занимается предпроектными проработками, но упирается все, как обычно, в деньги. Также возможно дальнейшее продление Автозаводской линии в направлении «Парка Культуры» — строительство станции «Юго-Западная», — но пока об этом рассуждать рано.
В управлении по строительству метрополитена говорят: строить надо, и планы, озвученные в 2010 году, до сих пор актуальны. Для того чтобы исключить любую застройку над линиями будущего метрополитена, полностью выполнен проект закрепления технических зон.
По сути, деньги — едва ли не единственная проблема на сегодняшний день, потому что «запретных зон» для строительства метро в Нижнем Новгороде почти нет.
«При наличии современной тоннелепроходческой техники, технологий подземного строительства и применении современных материалов никакие географические, геологические и гидрологические особенности территории города принципиально не влияют на возможность строительства метрополитена», — поясняют в ГУММиД.
Есть ли альтернатива
Понятно, что метро — это дорого и масштабно, но есть и другие способы разгрузить дороги города. В управлении надеются, что транспортную ситуацию в Нижнем Новгороде облегчат транспортно-пересадочные узлы, строительство которых сейчас активно обсуждается. Они могут появиться в местах «тяготения» ко всем видам транспорта, в том числе и железнодорожного.
В течение нескольких лет шла речь возможном запуске в столице Приволжья скоростного трамвая, который уже функционирует в Санкт-Петербурге. Но этот проект, видимо, тоже пока на стадии «хотелось бы».
Из последних интересных транспортных новостей — канатные дороги, которые должны соединить станцию метро «Заречная» и парк «Швейцария», а также поселок «Новинки» и Автозаводский район. Впрочем, обещания построить новые «канатки» звучали еще в 2013 году, но тогда все карты смешал финансовый и политический кризис.
Опыт последних лет показывает, что многообещающие планы развития транспортной системы в Нижнем Новгороде зачастую так и остаются всего лишь планами, а заявленные сроки — не более чем оптимистичные цифры. Но вопрос с каждым годом становится все острее, и игнорировать его властям уже никак не возможно.
Когда возобновится строительство метро в Нижнем Новгороде?
Чемпионат мира по футболу-2018 оставил Нижнему Новгороду не только приятные воспоминания. Главное наследие мундиаля — стадион на 45 тысяч зрителей и 15-я станция нижегородского метро «Стрелка». Ее открытие спустя шесть лет после ввода «Горьковской» дало горожанам надежду: скоро подземку продлят до «Волги», а там, может быть, и «Оперный театр» с «Сенной» подоспеют, заживем! Однако время идет, а воз и ныне там. Транспортная обстановка в городе не улучшается, а денег на развитие метрополитена нет даже перед 800-летием Нижнего Новгорода.
Источник: Алексей Трефилов / wikipedia.org
Проекты новых станций
По данным МКУ «Главное управление по строительству и ремонту метрополитена, мостов и дорожных сетей в Нижнем Новгороде» (ГУММиД), проект продления Автозаводской линии от станции «Горьковская» до станции «Сенная» получил положительное заключение Главгосэкспертизы еще в 2011 году. Но из-за изменений в законодательстве документацию придется дополнить новыми разделами, в том числе касающимися антитеррористических мероприятий.
В случае с Сормовско-Мещерской линией дела обстоят еще менее оптимистично: проектной документации для ее продления в принципе не имеется. Но и здесь вопрос может быть решен, если найдется необходимая сумма.
Корреспонденту GiperNN рассказали в ГУММиД, что власти не рассматривают идею строительства наземной ветки от станции «Буревестник» до центра Сормова. Но в то же время обсуждается вариант создания наземного участка Сормовско-Мещерской линии метрополитена от «Буревестника» до ж/д станции Варя и далее по трассе железнодорожной ветки до Починок. При этом в районе Вари может появиться новый транспортно-пересадочный узел.
Депутат Госдумы, экс-мэр Нижнего Новгорода Вадим Булавинов назвал метро радостью и печалью для горожан. С одной стороны столица Приволжья входит в семерку российских городов, где есть подземка, с другой — если не считать станции к чемпионату мира по футболу, привлечь федеральные средства на развитие метро в Нижнем Новгороде не получается уже много лет.
Насколько я знаю, в правительстве страны считают целесообразным развитие метро там, где поток пассажиров не менее 30 тысяч человек в час, а это значит, что деньги нужно выделять сразу на несколько станций и развивать сразу несколько направлений. То есть надо сразу строить Сормовское направление, а также «Оперный театр», «Сенную». Это колоссальные средства, нужно серьезное экономическое обоснование. И это ведь проблема не только для нашего региона. Федерального финансирования на новые станции не могут добиться и в других регионах, где уже есть метро.
В министерстве транспорта и автомобильных дорог Нижегородской области, отвечая на запрос нашей редакции, пояснили, что первый этап реализации проекта по развитию метрополитена предусматривает проектирование и строительство станций «Оперный театр» и «Сенная»: на сегодняшний день продолжается разработка документации по эскиз-проектам художника Бориса Орлова и архитектора Бориса Бернаскони. Второй этап включает проектирование и строительство станции «Варя» — о том, когда эти планы будут воплощены в жизнь, в Минтрансе не сообщили. Как и два года назад, когда мы рассказывали о перспективах развития нижегородской подземки, вопрос упирается в финансирование.
Фото: Наталия Пылина
Где взять деньги?
В региональном Минтрансе предварительно посчитали, что строительство станций «Оперный театр», «Сенная» и «Варя» требует около 50 миллиардов рублей. С учетом того, что доходы Нижнего Новгорода на 2021 год и плановый период 2022–2023 годов составят 38,14 млрд рублей, а расходы — 39,42 млрд рублей, изыскать средства еще и на развитие подземки муниципалитет точно не сможет. А как же область? Доходы ее бюджета на 2021 год планируются в сумме 203,1 млрд рублей, тогда как расходы ожидаются на уровне 224,9 млрд рублей: все затраты расписаны, и надежды выкроить хотя бы какую-то сумму на метро стремятся к нулю.
Глава региона Глеб Никитин не раз говорил о том, что считает принципиально важным продление веток подземки и будет добиваться воплощения идеи в жизнь. Альтернативой федеральному финансированию может стать механизм инфраструктурных облигаций.
Депутат Госдумы Вадим Булавинов считает инфраструктурные облигации одним из способов решения проблемы финансирования, но отмечает определенные нюансы такого подхода.
Этот способ финансирования подразумевает концессию, но метро не является монополистом по транспортной логистике, и если концессионер после строительства вдруг захочет поднять цену на проезд, люди просто пересядут на автобусы. Поэтому такой способ финансирования не должен повлиять на стоимость проезда, зато будут новые станции.
Депутат Законодательного собрания Нижегородской области, бывший глава Нижнего Новгорода Юрий Лебедев не сомневается в важности выделения средств на строительство новых станций из бюджета РФ, но видит и иные пути решения вопроса, опираясь на собственный опыт.
Строительство метро — это масштабный проект, который мы вряд ли потянем без федерального финансирования. Ситуация осложнилась из-за пандемии, когда бюджеты всех уровней просели, а цены выросли. Я считаю, что город и область могли бы взять на себя 20–30% расходов: да, это непросто, но реально, и такой опыт у Нижнего Новгорода есть. Станцию «Буревестник» мы построили полностью за счет города. Тогда я поручил специалистам найти возможности для экономии без ущерба безопасности, и мы сократили бюджетные затраты на 87 миллионов рублей
Экс-мэр столицы Приволжья считает, что в сложившейся экономической ситуации было бы целесообразно начать с организации метростроительных работ в Сормовском районе: там можно уменьшить расходы, поскольку линию реально проложить наземным способом.
На данный момент уже есть проектно-сметная документация для продления метро до площади Сенной. Но здесь нужно быть полностью уверенными в финансировании от начала и до конца строительства. В противном случае работы могут затянуться на годы, и центр города будет перекрыт, что дополнительно осложнит транспортную обстановку в верхней части и создаст неудобства для нижегородцев. Более реальной с этой точки зрения выглядит перспектива строительства ветки от станции «Буревестник» до центра Сормова. Эта ветка могла бы пройти по земле, не потребовалось бы использование проходческого щита, и расходы на проведение работ были бы гораздо меньше. Но для этой ветки проектно-сметной документации пока нет, — резюмировал Юрий Лебедев.
Свою точку зрения на этот счет обозначил и руководитель некоммерческой организации «Городские проекты» в Нижнем Новгороде, общественный деятель Алексей Садомовский. По его мнению, продление веток подземки — не панацея для решения транспортных проблем в столице Приволжья.
Строительство метро в Нижнем Новгороде — далеко не лучший вариант решения проблемы пробок, слишком дорого при низком пассажиропотоке, а в Нижнем радикально повысить пассажиропоток не получится по объективным причинам: людей столько нет. Например, за последние годы именно метрополитен съедает основную часть транспортного бюджета — под миллиард в год.
Общественный деятель назвал популизмом попытки развития метро, уверяя, что необходимая для строительства всего одной станции метро сумма позволила бы создать гораздо более эффективную транспортную инфраструктуру.
Фото: Наталия Пылина
Альтернативные варианты
С увеличением числа автомобилей и строительством масштабных жилых комплексов, особенно в верхней части Нижнего Новгорода, транспортная проблема в Нижнем Новгороде становится все более актуальной. Для ее решения власти ищут разные пути, в том числе готовят проект новой транспортной схемы, которая предполагает обновление трамвайной и троллейбусной сетей, развитие метро, канатной дороги и автобусных маршрутов. Еще одна инициатива по разгрузке дорог — создание единой сети платных парковок.
Депутат Государственной думы, первый заместитель руководителя фракции ЛДПР Александр Курдюмов считает комплексный подход к решению проблемы пробок единственно верным, подчеркивая важность разработки новой транспортной схемы. По его мнению, для разгрузки магистралей было бы целесообразно ввести на некоторых улицах одностороннее движение, закрыть областной центр от большегрузного транспорта, а главное — построить новые дороги. Метро политик считает жизненно необходимым для нашего города, отмечая важность проектирования станций не только на существующих линиях. Так, наряду с развитием подземки в Сормово он предложил бы продлить ее до Щербинок и Верхних Печер, а также до города Бор.
Нижний Новгород стоит на Дятловых горах, что усложняет процесс метростроения. Строительство станций глубокого заложения стоит дороже, и решить этот вопрос без федерального финансирования вряд ли было бы возможно. Деньги на метро сейчас взять очень сложно — они нужны на строительство больниц, жилья и решение других насущных проблем. Развивать метрополитен в нашем городе нужно было раньше, еще во времена СССР, и если бы власти заботились об удобстве жителей, а не о политике, то все было бы построено. И сейчас из-за этого мы наблюдаем в Нижнем Новгороде транспортный коллапс. Дороги надо строить в городе, не дома дорогущие, а расширять дороги.
Аналогичной точки зрения придерживается и депутат Законодательного собрания Нижегородской области Юрий Лебедев. Наряду с развитием подземки в региональном центре он отмечает значимость других мер, направленных на снижение уровня загруженности городских магистралей и борьбу с пробками.
Решение транспортных проблем, особенно в нагорной части, должно быть комплексным. Там, где можно расширить улицы, — нужно это делать, плюс строить дороги-дублеры, виадуки, перехватывающие парковки. Строительство метро — это вопрос времени, но это не значит, что нельзя изменить транспортную ситуацию к лучшему в ближайшем будущем.
Глава «Городских проектов» в Нижнем Новгороде Алексей Садомовский считает необходимым создание приоритета общественного транспорта на дорогах.
Все трамвайные линии должны быть отделены от полос для автомобилей, а для автобусов и троллейбусов нужно создавать больше выделенных полос. Это недорого, зато такая мера сразу повысит провозную способность транспорта и сделает его гораздо привлекательнее.
В сложившейся ситуации общественный деятель видит решение проблемы заторов на дорогах в развитии трамвайной сети. При существенно меньших затратах по сравнению с прокладкой метро этот вид транспорта мог бы перевозить большее количество пассажиров.
Сейчас в Краснодаре строят новую трамвайную ветку 6 км, стоило это меньше миллиарда рублей. Для сравнения, станция «Стрелка» обошлась бюджету дороже 11 миллиардов. 70 километров новых трамвайных путей могли бы обслуживать в разы больше людей, чем одна новая станция метро, тут выбор очевиден — нужно строить новые трамвайные линии, обновлять существующий подвижной состав и реконструировать пути, — рассуждает Алексей Садомовский.
Вадим Булавинов также указал на целесообразность разработки транспортной схемы, создание перехватывающих парковок и отдельных полос для трамваев.
Нужно создать условия, при которых человеку, живущему в Щербинках или в Сормовском районе, проще и быстрее было добраться до центра города на общественном транспорте, а не на личном автомобиле.
Дав положительные оценки идеям развития трамвайной сети и оптимизации городских маршрутов, эксперты раскритиковали создание единой сети платных парковок в Нижнем Новгороде. Во всяком случае, в том формате, в котором она существует на сегодняшний день. Комментируя данную инициативу, депутат Госдумы Александр Курдюмов усомнился в ее эффективности с точки зрения разгрузки городских магистралей.
Запретить парковаться транспорту, не строя большие парковки, например, подземные, не предлагая альтернативы, — это невозможная история. Лишая людей возможности оставить автомобиль на привычном месте бесплатно, нужно строить паркинги, искать другие варианты решения проблемы. Если речь идет о платных парковках, никакого отношения к разгрузке города они не имеют. Это уже коммерческая история.
Программа комплексного развития транспортной инфраструктуры на 2019–2030 годы предусматривает, что в перспективе десяти лет в Нижнем Новгороде появятся шесть новых станций метро. В конце февраля 2021 года губернатор Нижегородской области Глеб Никитин создал штаб по развитию метро, перед которым стоит задача разработать предложения по строительству и улучшению инфраструктуры подземки. Сценарий кажется обнадеживающим, но стоит ли верить в его воплощение, — вопрос открытый: еще свежи в памяти грандиозные планы экс-губернатора Валерия Шанцева продлить подземку до Бора и Новинок к 2025 году.