какие стороны жизни византии государственное устройство
Какие стороны жизни византии государственное устройство
Подробное решение параграф § 10 по истории для учащихся 6 класса, авторов Ведюшкин В.А., Уколова В.И. 2014
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ:
1. Какое значение имела деятельность Кирилла и Мефодия для развития славянской культуры?
Кирилл и Мефодий создали славянский алфавит и начали перевод Библии н славянский язык. Он был понятен всем славянским племенам. Они и их ученики создали две славянские азбуки: глаголицу и кириллицу. Кириллицей до сих пор пользуются русские, украинцы, белорусы, сербы, болгары. Создание славянской письменности и перевод Библии имели огромное значение для славянской культуры.
2. Что было общего в развитии Чехии и Польши.
Польское и чешское государства возникли в конце 9-10 вв. Правители Чехии и Польши приняли христианство: Чехия – в кон. 9 в., Польша – в 966 г. Оба государства приняли христианство от немецких епископов.
3. Подумайте какие причины определяли выбор славянскими государствами того или иного варианта христианства.
Принятие христианства означало выбор между Римом и Константинополем: в политической ориентации, в письменности, в культурных традициях. В Польше, Чехии, Хорватии возобладали влияние Рима и латинская письменность, в Болгарии, Сербии, на Руси – влияние Константинополя и кириллица. Таким образом, первые страны включались в тесные связи со Священной Римской империей, во-втором – с Византией.
4. Какие стороны жизни Византии (государственное устройство, вера, культура) повлияли на развитие славянских государств? Докажите, что и славяне сыграли важную роль в истории Византии.
Византия оказала огромное влияние на славянский мир. Именно с Византии в 988 г. Русь приняла христианство вместе с её церковными традициями и культурой. Впоследствии государственное устройство Руси было похожим на византийское, то есть местные князья старались захватить единоличную власть. То же касается и культуры, славянские храмы, иконы, литература создавались по византийскому образцу. При этом и славяне сыграли важную роль в истории Византии. Киевские князья в 9-10 в. нападали на Константинополь. Древнерусские князья стремились заключить с ней торговые договоры.
Византия
Образование Византийской империи и периодизация ее истории
При Юстиниане к Византии была успешно присоединена значительная часть провинций прежней Западной Римской империи (Северная Африка, Италия, юго-восточная Испания). Однако реставраторская политика Византии, стремившейся восстановить систему римского государственного управления и сохранить рабовладельческие отношения, задерживала процессы феодализации и вызывала недовольство покоренного населения. Поэтому территориальные приобретения Юстиниана оказались непрочными. Кроме того, неудачными оказались войны на северных границах, что создало угрозу славянского вторжения.
К началу VIII в. территория Византийской империи сократилась в 4 раза по сравнению с периодом правления Юстиниана. Однако в этом были и свои преимущества. По этническому составу она стала более однородным государством. В ней остались преимущественно области, где преобладало греческое население и доминировала греческая речь. И хотя подданные Византии по- прежнему назывались ромеями (римлянами), латинский язык практически перестал употребляться. С этого времени Восточную Римскую империю можно по праву называть Византией, по старинному имени исконно греческой колонии на Босфоре.
К концу XI в. в Византии завершилось оформление основ феодальных отношений и институтов феодального общества. Главным собственником земли являлось государство, установившее тяжелый налоговый гнет в отношении податного населения, что приводило к частым социальным потрясениям. Пресечение Македонской династии активизировало практику раздачи больших населенных участков земли в награду за службу и тем самым способствовало децентрализации страны. Ситуация усугубилась церковными разногласиями с Римом.
До середины XI в. церковь в Византии формально считалась частью вселенской христианской церкви. Однако фактическое разделение вселенской христианской церкви на Западную (Римскую) и Восточную (Константинопольскую) произошло уже во время варварских вторжений в Западную Римскую империю. С этого времени соперничество между ними за сферы влияния практически не прекращалось. Во второй половине IX в. проповеди византийских миссионеров Кирилла и Мефодия способствовали распространению греко-православного вероисповедания в Великой Моравии; христианство по восточному образцу приняла Болгария; нарастало церковное влияние Византии и в Сербии; в 988 г. крещение от Византии приняла Киевская Русь. Воспользовавшись ослаблением Византийского государства, в середине XI в. Рим подчинил своему церковному влиянию Южную Италию, а в 1054 г. потребовал восстановить права папства в Болгарии и признать его верховенство над греческой церковью. Константинопольский патриархат ответил отказом, за что патриарх был предан Римом анафеме. Константинополь ответил тем же в адрес папы. Так произошел официальный раскол христианской церкви на католическую (латинскую) и православную (греческую)
Никейская империя стала центром сопротивления завоевателям. В 1261 г. отрядам никейского императора Михаила VIII Палеолога удалось отвоевать Константинополь и восстановить империю. Однако теперь Византия представляла собой лишь небольшое раздробленное государство, оказавшееся, кроме того, в крайне неблагоприятной внешнеполитической обстановке. Не исчезла угроза с запада, на севере империю теснили болгары и сербы, а с востока надвигалась опасность турецкого нашествия.
Общественный строй
Общественный строй Византийской империи характеризуется постепенным развитием феодализма. Уже с IV в. в империи зрел кризис рабовладельческого способа производства, который постепенно проявлялся все явственнее.
В первые века существования Византийской империи рабский труд применялся в хозяйствах различных категорий земельной собственности, но уже не играл определяющей роли. Основной формой использования труда рабов в сельском хозяйстве было предоставление им участка земли. Такая форма землепользования в римском праве получила название пекулий.
Вторжение славянских племен наряду с народными движениями начала VII в. сыграли значительную роль в установлении феодальных порядков. Крупные землевладения рабовладельческого типа неуклонно сокращались. Сохранившиеся же перестраивались на новой феодальной основе. Применение рабского труда уменьшалось, увеличивалось значение эксплуатации различных категорий свободного сельского населения. Огромное значение приобрела крестьянская община.
В VIII-Хвв. сельские поселения Византии представляли собой соседскую общину, главным эксплуататором которой через налоговый гнет выступало государство. Общине в целом принадлежали пустоши, леса, луга, окружавшие деревню. Каждый крестьянин имел право свободного пользования общинными землями. Остальная земля была разделена между крестьянами. Каждый участок в хозяйственном отношении был вполне обособлен и находился в индивидуальном владении. Он мог быть обменен и продан. Однако право крестьянина распоряжаться своим наделом было ограничено наличием большой семьи (сингении), интересами которой он не мог пренебречь, и развитым «правом на чужую землю».
Византийцы жили огромными семьями, где несколько поколений вели общее хозяйство. Кроме того, долгое время сохранялся архаичный принцип раздела наследуемого имущества поровну между сыновьями.
Проявлением «права на чужую собственность» являлся протимисис, т.е. право преимущественной покупки соседней земли. Крестьянин не мог продать землю постороннему человеку по своему желанию, пока не будет реализовано право протимисис, субъектами которого в первую очередь являлись члены его семьи, затем соседи, и, наконец, все односельчане. Только в случае их отказа крестьянин мог продать землю по своему усмотрению.
Хотя государство в Византии являлось главным феодалом, с начала IX в. идет активное развитие и феодальной вотчины. Распространяется практика захвата крестьянских земель динатами- богатыми и влиятельными лицами, порой превращавшими свободных общинников в своих париков. Государство пыталось предотвратить потерю своих налогоплательщиков. В начале XI в. императоры Македонской династии, выражавшие интересы чиновной знати, издали ряд законов, направленных на сохранение старых общинных порядков. Однако данные законы мало соблюдались и процессы феодализации активно продолжались.
В X-XI вв. появляются новые пути развития феодальной вотчины. С пресечением Македонской династии слабеющая императорская власть, пытаясь завоевать симпатии знати, распространяет практику раздачи императорами земель с государственными париками видным сановникам за службу. Чаще всего практиковалась раздача солемниев- пожалований с правом получателя такого пожалования взыскивались в свою пользу полностью или часть государственных налогов, собираемых с этой территории. В XII в. широкое развитие получило пожалование (в основном, за военную службу) в виде пронии, то есть пожалования с передачей получателю права не только сбора налогов в свою пользу, но и управления пожалованной территорией.
Таким образом, в X-XII вв. в Византийской империи оформились две основные формы эксплуатации крестьянства: выплата централизованной ренты (государственных налогов) и вотчинные повинности. В связи с этим сложились и два феодальных сословия: чиновная знать, существовавшая за счет доли централизованной ренты, и провинциальные феодалы, жившие за счет эксплуатации зависимого крестьянства. В XIII-XIV вв. наблюдалось дальнейшее развитие феодальной собственности, которое проявлялось не только в количественном росте поместий, но и в увеличении их прав на землю и личность крестьянина. Укрепление феодальной вотчины составило экономическую основу процесса децентрализации.
Государственный строй
По форме правления Византийская империя являлась абсолютной монархией. Главой государства и церкви был император (по-гречески «василевс»). Императорская власть по происхождению считалась божественной, а сам император-священной особой. В его руках находилась законодательная, исполнительная и высшая судебная власть. Он издавал законы, являлся их верховным толкователем, имел право облагать налогом имущество подданных и даже конфисковать частные владения; номинально считался верховным главнокомандующим, назначал и смещал командный состав армии и высших государственных чиновников; руководил внешней политикой и являлся высшим судьей.
Теоретически императору принадлежала «власть над всем», он был окружен почти божественным поклонением, но практически он далеко не являлся единственным вершителем судеб страны. Его власть существенно ограничивалась, во-первых, институтом соправителей.
В Византии отсутствовала четкая система престолонаследия. Главой государства мог стать как сын предыдущего императора, так и любой узурпатор, овладевший престолом. Отсутствие твердого порядка престолонаследия порождало развитие института соправителей. Император еще при жизни вынужден был назначать себе соправителя из числа своих сыновей или ближайших родственников, что способствовало оформлению династических отношений, но ограничивало императорскую власть. Наследственный принцип престолонаследия стал закрепляться с IX в. в период правления императоров Македонской династии (867-1056 гг.). Однако и их царствование прерывалось правлением узурпаторов. С конца XI в. принцип легитимности при передаче престола упрочился. Более ста лет в империи непрерывно правила династия Комнинов (1081-1185 гг.). С развитием династических отношений и упорядочением системы престолонаследия изменился обряд вступления на престол. Если раньше нового императора провозглашал народ, выкрикивая его имя на ипподроме, то теперь императора венчали на царство как божьего избранника в храме святой Софии в Константинополе.
В-третьих, в первые века существования Византии власть императора ограничивалась наличием государственных учреждений, унаследованных ею еще из республиканского периода римской истории, таких, как синклит (сенат), консисторий (государственный совет) и димы (организации свободных граждан византийских городов).
Сложное внешнеполитическое положение империи делало византийскую армию важнейшей политической силой в государстве. Армия далеко не формально участвовала в провозглашении императора. По сути, она играла решающую роль при его выдвижении на престол. В связи с этим византийские императоры стремились привлечь ее на свою сторону, раздавая многочисленные привилегии стратиотской верхушке, тогда как основная часть рядовых стратиотов из-за тяжелого налогового бремени неуклонно разорялась. Обогатившиеся стратеги, которые постепенно превращались в провинциальную феодальную знать, становились все более независимы от императорской власти. Византийская армия, всегда являвшаяся важнейшей политической силой в государстве, постепенно превращалась в источник опасности для центральной власти. С XI в. византийское правительство начало широко практиковать применение отрядов иностранных наемников, что в условиях крайне неблагоприятной внешнеполитической обстановки привело к падению военной мощи.
С укреплением феодальной собственности и ослаблением армии в Византийском государстве зрела идея раздела империи на патримониальной основе между сыновьями императора. Явления политической раздробленности, обострившиеся в самый критический период византийской истории, привели к гибели государства.
Источники права Византийской империи
Византийская империя оставила миру богатейшее правовое наследие. Воспринятое от Рима византийское право явилось продолжателем римской юридической традиции. Важнейшей кодификацией права, осуществленной в Византии, явилась кодификация Юстиниана, которая сохраняла свое значение во все века существования империи и оказала влияние на последующее развитие европейских правовых систем.
Работа по пересмотру богатейшего наследия римской юриспруденции продолжалась с 528 по 534 гг. Деятельностью кодификационной комиссии, состоявшей из видных юристов во главе с Трибонианом, руководил лично император Юстиниан. Основной целью кодификации стала систематизация римского классического права и приспособление его к новым условиям развития государства. Результатом колоссальной работы стало появление Свода гражданского права (Corpus luris Civiles).
Свод включал несколько частей. Институциями; объединявшими 4 книги и излагавшими основы римского права, был назван учебник для византийских студентов, изучавших юриспруденцию. Дигестами или Пандектами; включавшими 50 книг, была названа важнейшая часть Свода, содержавшая отрывки из произведений известных римских юристов, сгруппированные по систематическому принципу. Собрание действующих постановлений римских императоров (конституций), начиная со времени Адриана, получило название Кодекса и объединяло 12 книг. Последующие эдикты Юстиниана, вышедшие после появления Кодекса (29 декабря 534 г.), стали называться новеллами (новыми законами). Их рассматривают как заключительную часть кодификации, хотя при жизни императора они не были сосредоточены в едином официальном сборнике.
Основными правовыми памятниками данного периода являются: Эклога, Земледельческий; Воинский и Морской законы, Василик и и Прохирон.
Первым официальным юридическим сборником, изданным после Свода Юстиниана, стала Эклога (от греч.- выбор). Ее появление датируется 726 г. и связано с именами императоров Исав- рийской династии Льва III и Константина V. Она представляла собой выборку законов из Кодификации Юстиниана, изложенных более сжато и с рядом дополнений, отражавших изменения в общественном строе Византии.
Эклога делилась на 18 титулов, объединявших нормы семейного, наследственного, гражданского, уголовного и процессуального права.
В сфере гражданского права данный источник регламентировал договоры дарения, купли-продажи, займа, вклада, найма, уточнял формы заключаемых договоров.
В сфере имущественных отношений признавалось равенство супругов. Развод допускался по инициативе обеих сторон, но законные основания к нему существенно сокращались. Уважительными причинами расторжения брака считались покушение на жизнь супруга (или супруги), умолчание о подобном умысле других, проказа, супружеская неверность (со стороны жены), импотенция.
Эклогой регулировались и отношения по наследованию. Оба вида наследования (по закону и по завещанию) находят отражение и здесь. Наследниками в равной степени могли быть лица обоего пола. С целью защиты интересов законных наследников сохранялось и правило обязательной доли. В соответствии с ним каждый из наследников получал свою долю независимо от завещания. Уточнялся юридический порядок призвания наследников по закону. При этом, в случае смерти одного из супругов (при наличии у них детей) владельцем всего имущества становился переживший супруг, который должен был нести «все заботы по управлению делами».
XVII титул касался уголовного права. Здесь определялся перечень наказаний, налагаемых за различные виды преступлений. К преступлениям против церкви и государства относились восстание против императора, вероотступничество, нарушение святости алтаря, колдовство, клятвопреступление, предательство в армии и др. При этом к законодательству Юстиниана здесь было сделано дополнение о каре за организацию и участие в восстании против императора и государства и о роли императора как верховного судьи в таком деле.
Тяжкими преступлениями против личности, семьи и брака считались убийство, кровосмешение, гомосексуализм, изнасилование, прелюбодеяние и др. Среди имущественных преступлений особое место отводилось хищениям и подделке монет.
Наказания отличались крайней суровостью. Помимо смертной казни, фигурировало членовредительство (обрезание носа, отсечение руки, оскопление и пр.), телесные наказания. Наблюдалась даже тенденция замены штрафов, непосильных для ответчика, телесными наказаниями. Увеличилось число преступлений, караемых членовредительством. Ранее применявшийся преимущественно по отношению к рабам данный вид наказания был распространен и на другие категории населения.
Наиболее значительно Эклога изменила процессуальное право. Провозглашался принцип равенства всех подданных империи перед судом. Вводилась бесплатность суда. Всем судебным чиновникам предполагалось выплачивать жалование за счет государственной казны. Кроме того, Эклога продолжила тенденцию предыдущего законодательства на выработку форм либеллярного процесса, т.е. с письменным оформлением всех этапов судебного разбирательства, а также детализировала процедуру апелляции.
В середине VIII в. к Эклоге, отразившей далеко не все изменения, произошедшие в византийской империи со времен правления Юстиниана (аграризация экономики, усиление роли общины и распространение общинных порядков, формирование фемного строя и др.), были сделаны существенные дополнения. В приложение к Эклоге вошли Земледельческий, Воинский и Морской законы. Общей характерной чертой данных правовых памятников является тенденция к упрощению постклассического римского права и попытка кодификации сложившихся к этому времени норм обычного права.
Государственное устройство Византии
В самом начале Византийское государство IV-VII вв. унаследовало, с теми или иными особенностями, основные черты государственного строя позднеримской империи. Во главе государства стоял император, наследник власти римских цезарей. Он обладал всей полнотой законодательной, судебной и исполнительной власти и являлся верховным покровителем и защитником христианской Церкви. Византийская православная церковь играла огромную роль в укреплении авторитета императора.
Именно Церковь разработала и освятила официальную доктрину божественного происхождения императорской власти и проповедовала единение государства и церкви, духовной и мирской власти (их симфонию). В отличие от католической (западной) византийская церковь в гораздо большей мере экономически и политически зависела от императора, так как существовала в условиях мощного централизованного государства. Ранневизантийская Церковь была прямо подчинена императору. Наиболее полновластно вмешивался в руководство делами церкви император Юстиниан I, нередко обращавшийся с высшими церковными иерархами (епископами и патриархами) как со своими чиновниками.
С VIII в. начинается новое укрепление центральной власти Византии. Оно надолго определило пути развития византийской государственности. Базой централизации и широкой завоевательной политики Византии в IX-Х вв. послужила стабилизация экономики на новой феодальной основе. Византийское государство, достигшее наивысшего развития во время правления Македонской династии (867-1057 гг.), стремилось контролировать с помощью огромного бюрократического аппарата все стороны экономической, политической и культурной жизни страны. Жестко централизованный характер империи резко отличал Византию от современных ей феодальных государств Европы.
В VIII в. политические организации и учреждения, ранее сдерживавшие всевластие византийского императора, приходят в упадок или полностью ликвидируются. С IX в. даже номинальное провозглашение императора «народом Константинополя» прекращается. Политическая роль константинопольского сената, упавшая еще в конце VII в., окончательно сводится на нет императорским указом конца IX в., лишившим сенат права участия в законодательстве империи.
Единственной, крупной политической силой в Византийском государстве остается православная (греческая) Церковь. Ее авторитет и влияние укрепляются. В частности, возрастает роль главы церкви константинопольского патриарха в общественно-политической жизни Византии. Патриархи нередко становятся регентами малолетних императоров и непосредственно вмешиваются в политическую борьбу за трон, пользуясь тем, что единственной процедурой, узаконивающей «поставление на царство», становится с VII в. венчание императора патриархом в храме Св. Софии. Однако и в это время византийской церкви не удалось добиться независимости от императорской власти. Император сохранил право выбирать патриарха из трех кандидатов, рекомендованных церковными иерархами, и низлагать неугодного патриарха.
Укрепление основ императорской власти в VIII-IX вв. сопровождалось изменением ее атрибутов. За византийскими императорами окончательно утверждаются греческие титулы василевса (царя) и автократора (самодержца). Культ императора-василевса достигает невиданных ранее размеров. Божественный император считался владыкой вселенной (Ойкумены). Его прерогативы были неограниченными. Василевс издавал законы, назначал и смещал высших чиновников, являлся верховным судьей и командующим армией и флотом. Можно не раз говорить о том произволе, который царил в период абсолютных монархий, о потоках крови, которая проливалась в угоду той или иной политике.
Традиционализм, рутина церемониалов, отработанных до мельчайших подробностей и освященных обычаем, серьезно сковывали личные возможности императоров. Их реальная власть, по мнению ряда исследователей, начинает неуклонно ослабевать. Этому способствовали новые тенденции, порожденные воздействием феодальных отношений. По мере развития в Византии феодализма между императорами и крупными феодальными землевладельцами (динатами) складываются новые для византийской государственной практики сеньориально-вассальные отношения. Начиная с Х в. византийский самодержец нередко вынужден заключать феодальные договоры с некоторыми своими подданными — динатами, беря на себя обязанности феодального сеньора.
Роль центрального государственного аппарата возросла в IX— XI вв. Государственный бюрократический аппарат в эту пору контролировал все сферы политической, экономической и даже культурной жизни Византии. Его структура стала еще более сложной и громоздкой. Количество ведомств («секретов») увеличилось до 60. С IX в. вследствие роста императорского хозяйства и двора усложняется дворцовая администрация. Различия между государственными ведомствами и дворцовыми службами становятся все менее четкими. Дворцовая администрация все чаще вторгается в руководство общегосударственными делами. Другая черта, характерная для центрального управления Византии этого времени, — распыление отдельных государственных функций между различными, нередко дублирующими друг друга государственными ведомствами. Так, финансовое управление было разделено с VII в. на несколько неподчиненных друг другу «секретов». Судебные функции были разделены между различными учреждениями: судом патриарха, судом городского префекта (эпарха), особым судом для дворцовых служб императора и др.
В VI в. высокого уровня развития достигает строительное дело и тесно связанная с ним механика. Талантливые архитекторы и выдающиеся учёные VI в. Исидор Милетский и Анфимий Тралльский явились создателями одного из замечательных памятников византийской архитектуры того времени — храма София в Константинополе. Анфимий Тралльский был также крупным математиком и механикам. Его перу принадлежит сочинение «Oб удивительных механизмах», пользовавшееся известностью как в Византия, так и за ее пределами.
С агротехникой того времени знакомят нас труды по агрономии Анатолия из Бейрута и Дидимия из Александрии.
Философия Византии
Борись против античной науки и философии, христианская церковь выступала против экспериментального изучения природы, против всякого знания, основанного на опыте и разуме, и тем самым тормозила развитие культуры. Уже в этот период в Византии «начинает сказываться одна из особенностей средневековой схоластической учёности: полное пренебрежение к данным опыта и преклонение перед авторитетом «священного писания». Образцом деградации естественно-научных представлений византийцев VI в. по сравнению с античной наукой является «Христианская топография» Косьмы Индикодлова. Достижения античности в области космогонии и других наук отбрасываются автором и заменяются библейскими сказаниями о сотворении мира.
Однако, несмотря на преследования со стороны господствующей церкви, античная наука и философия имели ещё довольно широкое распространение и оказывали значительное влияние на развитие византийской культуры этого периода. Б византийской философии этого времени господствующим направлением является неоплатонизм, это «фантастическое сочетание стоического, эпикурейского и скептического учения с содержанием философии Платона и Аристотеля». Наиболее видным философом этого направления был Прокл Диадох(V в.), питавшийся реставрировать неоплатонизм в его дохристианской форме. Однако большинство византийских философов того времени стремится примирить неоплатонизм с христианством. Так, Дионисий Псевдо-Ареолатнит (V в.) пытался использовать» неоплатонизм для обоснования христианского вероучения. Его труды оказали значительное влияние на средневековую философию, в частности на Фому Аквинского. В VI в. для обоснования христианства стали привлекать не только неоплатонизм, но и систему Аристотеля, изъяв из неё всё наиболее прогрессивные элементы
В последние века существования Византийской империи в связи с внутренним упадком в стране и внешнеполитическими неудачами в византийской философии усиливаются реакционно-мистические течения. Виднейшим представителен этого направления был Григорий Иалама (около 1297—1360)- Однако против мистических учений резко выступает учёный Варлаам, глава рационалистического направления в философии. Завязывается острая борьба, в которой принимают участие все видные ученые того времени. Господствующая церковь поддерживает Паламу и подвергает преследованиям Варлаама, наряду с этим в XIV—XV вв. в Византии зарождается новое направление в философии и науке, социально и идейно-родственное западноевропейскому гуманизму. Наиболее ярко оно проявляете у Мануила Хрисолора. Гемиста Плифона и Виссариона Никейского, учёных, философии и политических деятелей XV в. Не случайно, что именно эти деятели были тесно связаны с западноевропейскими гуманистами и, по собственному признанию последних, оказали на них большие слияние. Это течение находится в прямой связи с зарождением элементов новых буржуазных отношений в Византии XIV— XV вв.
Не прекращалось развитие точных и естественных наук. К XIII—XIV вв. относится научное творчество математиков Максима Плануда (1260—1310) и его учеников, создавших ряд трудов по геометрии, тригонометрии, астрономии и геодезии. Более глубокое изучение организма человека, его анатомии и физиологии намечается в медицине того времени.
Иконоборчество
К концу 7-го века позиции старой гражданской знати в управлении страной оказались чрезвычайно ослабленными, военная обстановка – предельно критической. Рабы ставили целью утверждение своей власти над Малой Азией, готовились к захвату Константинополя. В 717 году город был осажден с суши и моря. Критическая ситуация “отдала” власть в руки знати. Императором стал Анатолик Лев 3 Исавр (717-741), положивший начало правлению Исаврийской династии. В 718 году арбы вынуждены были снять саду и отказаться от попыток овладеть столицей Византии. Это была важная переломная веха в истории страны – начало рождения средневековой Византии.
Иконоборчество зародилось как стихийное движение, однако с 726 года оно стало официальной государственной политикой правительства. Иконоборчество возникло формально как движение против почитания икон, получившего известное распространение в 6-м веке и особенно в 7-м.
Борьба вокруг икон не была просто предлогом, удобным поводом для размежевания поляризовавшихся социальных сил. Она была проявлением тех глубинных сдвигов, представлениях, которые в связи с перестройкой социальных отношений происходили в эпоху действительно непосредственного перехода общества к средневековью. Иконоборчество в какой-то мере зарождалось и как протест против богатой городской церкви с ее пышным официозным культом, бесчисленным паразитическим городским монашеством, античными традициями жизни городского духовенства. Оно было движением тех, которые преодолевали неизжитое старое, и способствовали формированию новой Византии.
Было бы ошибочно рассматривать иконоборческое движение только как верхушечное. Оно получило широкую массовую опору в крестьянстве, что уточняет его социальные характеристики. Оно смыкалось с формировавшимся, с 7-го века, развивавшимся павликанством. В последнем возрождались идеалы раннего христианства, сдобренные более близкими по времени социальными идеями манихейства.
Фактически общинное крестьянство на время “взяло” деревенскую церковь “в свои руки”, создало свою религиозную организацию и в какой-то мере противопоставило ее официальной церковной. Отсюда понятно и размежевание сил. Иконопочитатели – это, в первую очередь, ослабленное, но многочисленное старое городское духовенство, монашество, связанные с ними старые городские собственники – ктиторы, остатки прежней гражданской знати и значительная часть зависимого от них городского населения и бедноты.
Благодаря иконоборческой политике, полученным от нее средствам Лев 3 смог создать стабильную боеспособную армию, которая могла противостоять арабской коннице. Разгром арабов в битве при Акроине, в самом “сердце” Малой Азии, в 740 году был итогом, означающим, что арабам не удастся утвердить свое господство над Малой Азией, что он останется византийской, станет “колыбелью” средневековой Византии.
Иконоборчество и его социальная сущность. С именем исаврийских императоров связана крупная секуляризация церковных. Исаврийские императоры получили от современников иконоборцев. Они издавали указы против иконопочитания, иконы по их приказанию выносились из храмов и частью уничтожались. Церковь обвиняла императора на основании этого в иконоборческой ереси. Однако политика исаврийских императоров далеко выходила за рамки часто религиозных распрей, начавшихся к тому же в Византии ещё до их воцарения Императоры Лев Ш, Константин V и их преемники выступали против иконопочитания как раз в разгар борьбы с крупным церковно-монастырским землевладением. Иконоборчество было лишь своего рода предлогом, используя который, правительство закрывало наиболее крупные монастыри и конфисковало церковно-монастырское имущество. Взятые в казну земли были распределены как «бенефиции» среди формировавшегося византийского рыцарства. Для обозначения такого предоставлявшегося за военную службу участка монастырской земли в Византии в Византии существовал специальный термин «харистикий» («милость», «благодеяние»), соответствующий по значению латинскому слову «бенефиций».
Великий Раскол 1054 года:
В IV веке большой вклад в философию раннего христианства внес Григорий Нисский, сделавший попытку разработать систему православного богословия.
В сфере космографии и астрономии шла острая борьба между защитниками античных систем и сторонниками христианского мировоззрения. В VI в. Косьма Индикоплов (т. е. «плававший в Индию») в своей «Христианской топографии» поставил задачей опровергнуть Птолемея. Его наивная космогония основывалась на библейских представлениях о том, что Земля имеет форму плоского четырехугольника, окруженного океаном и покрытого небесным сводом. Однако античные космогонические представления сохраняются в Византии и в IX в. Проводятся астрономические наблюдения, хотя они еще очень часто переплетаются с астрологией. Значительных успехов достигли византийские ученые в области медицины. Византийские медики не только комментировали труды Галена и Гиппократа, по и обобщали практический опыт.
Широкие торговые и дипломатические связи византийцев способствовали развитию географических знаний. В «Христианской топографии» Косьмы Индикоплова сохранились интересные сведения о животном и растительном мире, торговых путях и населении Аравии, Восточной Африки, Индии. Ценные географические сведения содержат сочинения византийских путешественников и паломников более позднего времени. Параллельно с расширением географических знаний шло знакомство с флорой и фауной различных стран, обобщаемое в трудах византийских ученых-естествоиспытателей. К X в. относится создание сельскохозяйственной энциклопедии — «Геопоники», обобщившей достижения античной агрономии.
Вместе с тем в византийской культуре все больше проявляется стремление приспособить достижения эмпирической науки к религиозным представлениям.