какие страны принудительно сажали самолеты
5 случаев принудительной посадки самолётов международных авиалиний на территории других государств
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Бендер-Аббас, Иран, 23 февраля 2010 года
Принудительная посадка авиалайнера, совершавшего рейс из Дубая в Бишкек, преследовала вполне конкретную цель: арест находившегося на борту лидера террористической организации «Солдаты Аллаха». Как только Абдулмалек Риги был задержан, самолёт отправился в пункт назначения. Задержанного обвинили во множестве преступлений, совершенных его организацией, и приговорили к смертной казни.
Анкара, Турция, 9 октября 2012 года
Вена, Австрия, 2 июля 2013 года
На борту пассажирского самолёта Dassault Falcon 900, принадлежавшего боливийским военно-воздушным силам и направлявшегося из Москвы, находился Эво Моралес, президент Боливии. Вынужденную посадку в Вене он совершил из-за отказа нескольких европейских стран предоставить разрешение на перелёт судна в своём воздушном пространстве. В свою очередь, отзыв разрешения был связан с поисками в самолёте Эдварда Сноудена, бывшего агента ЦРУ, которого, кстати, там не оказалось. Президент Боливии вернулся на родину 4 июля, а после сразу несколько стран Латинской Америки высказали свое осуждение, расценив принудительную посадку как покушение на жизнь президента независимой страны. Руководство стран, отозвавших разрешение на перелёт, принесло свои извинения, после чего Эво Моралес счёл конфликт исчерпанным.
Киев, Украина, 21 октября 2016 года
Самолёт, выполнявший перелёт из киевского аэропорта Жуляны в Минск и всего за 50 км от Беларуси, был вынужден вернуться в Киев. Приказ диспетчерской службы не содержал никаких пояснений, зато со стороны Киева, по свидетельству командира корабля авиакомпании «Белавиа», была высказана угроза о поднятии в воздух истребителей. Позднее СБУ категорически отказалась от этой информации. После посадки рейса в Киеве с борта самолёта был снят журналист Армен Мартиросян. Самолёт после этого благополучно отправился в Минск, а задержанного журналиста отпустили в тот же день. Высказанный президентом Беларуси протест заставил президента Украины Петра Порошено принести личные извинения Александру Лукашенко, на чём инцидент был исчерпан.
Минск, Беларусь, 23 мая 2021 года
Как сообщили официальные власти Беларуси, в момент получения сообщения о минировании самолета авиакомпании Ryan Air решение об экстренной посадке в Минске принимал непосредственно командир воздушного судна. Это подтверждается обнародованными телеканалом «Беларусь» переговорами между экипажем и диспетчерской службой. Истребитель МиГ-29 был поднят в небо для оказания помощи гражданскому самолёту в безопасной посадке. В ходе проверки самолёта на наличие взрывчатых устройств оказалось, что среди пассажиров судна находится Роман Протасевич, один из основателей Telegram-канала NEXTA, который и был задержан правоохранителями, так как находится в розыске.
Post scriptum
В 2020 году были обнародованы сведения о сорванной спецоперации, в ходе которой пассажирский самолёт, направлявшийся из Минска в Стамбул, приземлился бы в Киеве. На его борту должны были находиться более 30 представителей частной военной компании «Вагнер». Их планировалось задержать после принудительной посадки авиалайнера, однако в результате политических игр всех участников ЧВК арестовали в Беларуси, а затем возвратили на родину в Россию. Данная спецоперация готовилась Службой безопасности Украины при поддержке ЦРУ, при этом украинские власти категорически отрицают сам факт планировавшейся посадки самолёта.
Принудительные посадки самолётов, как видим, происходят крайне редко. Ещё реже решались в советское время простые люди на угон самолёта. Более полувека назад в октябре 1970 года в Батуми пассажиры спокойно отправились на посадку на рейс № 244, рассчитывая спустя полчаса спуститься по трапу в Сухуми или чуть позже – в Краснодаре. Но во время полёта на борту разыгралась настоящая кровавая драма, погибла юная стюардесса, были тяжело ранены почти все члены экипажа. Пранас и Альгирдас Бразинскасы, 46 и 15 лет от роду соответственно, совершили первый в Советском Союзе угон самолёта.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Топ-6 самых громких случаев принудительной посадки гражданских самолетов
1. На днях, 23 мая, в Минске произошла принудительная посадка самолета авиакомпании Ryanair из-за информации о минировании. Данный рейс следовал из Афин в Вильнюс. Один из пассажиров основатель Telegram-канала Nexta Роман Протасевич был снят с борта. Руководство Белоруссии обвиняет его в экстремизме.
2. В 2016 году самолет авиакомпании «Белавиа» совершил вылет из киевского аэропорта Жуляны. Во время полета украинский диспетчер приказал командирам воздушного судна в срочном порядке развернуть самолет и вернуться в точку вылета.
Данное требование было оглашено, чтобы снять с рейса неизвестного гражданина Армении. Однако армянина после задержания сразу отпустили. Вскоре следующим рейсом он отправился в Минск.
3. В 2020 году белорусский самолет, летевший рейсом Минск — Мюнхен над Польшей был вынужден вернуться в Белоруссию. Воздушное судно осуществило принудительную посадку в аэропорту Обухово в Гродно. С рейса были сняты граждане, причастные к взяточничеству в сахарной отрасли Белоруссии.
4. В 2004 году случилась одна из самых громких ситуаций, в которой произошла принудительная посадка самолета в США. Воздушное судно следовало по маршруту Москва — Барбадос — Аспен. Это был личный борт экс-замминистра Андрея Вавилова. Посадка была осуществлена в аэропорту Палм-Бич по приказу федерального прокурора округа Северная Калифорния.
Вавилов и его жена были задержаны и около четырех часов находились на допросе. После того, как было подписано обязательство о даче показаний по вопросам, которые интересовали Вашингтон, граждане были отпущены.
5. В 2012 году самолет, летевший рейсом Москва — Дамаск, был перехвачен турецкими боевыми истребителями. Власти Турции заподозрили, что летевший самолет перевозит военный груз.
После осмотра воздушного судна были обнаружены компоненты для изготовления ракет и оборудование для армейской радиосвязи. Самолет продолжил полет в столицу Сирии после изъятия данных грузов.
6. В июле 2013 самолет, летевший в Москву, принудительно совершил посадку в Вене. Американские спецслужбы заподозрили президентское воздушное судно лидера Боливии Эво Моралеса в перевозке экс-агента ЦРУ Эдварда Сноудена. Однако Сноудена на борту не оказалось.
Ранее сообщалось, что сообщение о теракте прервало посадку на лайнер рейса Минск — Франкфурт.
Истребители в воздух: случаи принудительных посадок самолетов в мировой истории
23 мая рейс из Афин в Вильнюс сел в Минске из-за сообщения о минировании. Оказалось, так КГБ Белоруссии смогло снять с борта основателя Telegram-канала Nexta.
Фото: Depositphotos / whitelook
Это происшествие наделало много шума в сети, но не все знают, что оно было далеко не единственным в мировой истории. И более того — даже не самым «серьезным». Где еще для принудительной посадки самолета готовы были применить боевые истребители?
Посадка в аэропорту Анкары
В 2012 году истребители ВВС Турции были подняты, чтобы вынудить сирийский пассажирский самолет сесть в Анкаре. Борт, следовавший из Москвы в Дамаск, заподозрили в перевозке военного груза.
Позже эту версию озвучил лично премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган.
«Пассажирский самолет перевозил боеприпасы и военное оборудование», — сказал он.
После осмотра самолета было объявлено, что там перевозили компоненты для изготовления ракет и оборудование для армейской радиосвязи. Все это было изъято, после чего самолету позволили продолжить полет в Сирию.
Посадка президентского самолета Эво Моралеса
Франция и Португалия отозвали разрешение на использование воздушного пространства и аэропортов своих стран самолетом Моралеса. Поэтому сажать самолет пришлось в Вене. После тщательного обыска оказалось, что Сноудена на борту с президентом Боливии не было.
В итоге самолет благополучно отпустили из Австрии на родину. Но политические эксперты до сих пор вспоминают, сколько это наделало шуму. Ведь страны НАТО угрозами вынудили сесть самолет президента суверенного государства. Если бы такое предложили американцам, случился бы скандал мирового уровня.
ТАСС / EIBNER/EXPA/Johann Groder
Угрозы Украины самолету «Белавиа»
В 2016 году самолет авиакомпании «Белавиа» вылетел из киевского аэропорта «Жуляны». За 50 километров до входа в воздушное пространство Белоруссии пилоты получили указание от диспетчера немедленно вернуться на аэродром вылета.
«А что случилось такое?»
«В эфир не могу передать, Белавия-840. По прибытии все узнаете».
«Не понял что-то это, а кто информацию передал?»
«Белавиа-840, „Украэроцентр“ (Украинский центр планирования использования воздушного пространства Украины и регулирования воздушного движения — Прим. ред.)».
«Я получил указания вернуть вас на аэродром вылета».
Интересно и то, что снятый с борта гражданин Армении почти сразу был отпущен. Он вылетел в Минск следующим рейсом и прибыл туда уже через час.
Идем на перехват: самые громкие случаи принудительной посадки гражданских самолетов
В воскресенье, 23 мая, самолет компании Ryanair, который следовал по маршруту Афины — Вильнюс, внезапно сел в Минске из-за информации о минировании. И во время проверки документов с данного самолета был снят основатель Telegram-канала Nexta Роман Протасевич. Власти Белоруссии обвиняют его в экстремизме.
Принудительная посадка самолета компании Ryanair наделала много шума в информационном пространстве. Однако далеко не все знают, что это был не единственный случай в мировой истории. Подробнее о других громких случаях принудительной посадки гражданских самолетов — в материале ФАН.
Угроза Киева
Данный случай произошел в 2016 году. Самолет авиакомпании «Белавиа» вылетел из киевского аэропорта Жуляны. За 50 километров до входа самолета в белорусское воздушное пространство от украинского диспетчера были получены указания развернуть воздушное судно и вернуться на аэродром вылета.
Киев пригрозил поднять боевые истребители украинских ВВС в случае отказа выполнить требование. И все это было затеяно лишь ради того, чтобы снять с борта самолета некоего гражданина Армении.
При этом позднее Киев отрицал, что угрожал поднять военные самолеты на перехват. Однако в интернете сохранились записи переговоров белорусских пилотов с украинским диспетчером.
— А что случилось такое?
— В эфир не могу передать, Белавия-840. По прибытии все узнаете.
— Не понял что-то это, а кто информацию передал?
— Белавиа-840, «Украэроцентр» (Украинский центр планирования использования воздушного пространства Украины и регулирования воздушного движения — Прим. ФАН).
— Я получил указание вернуть вас на аэродром вылета.
При этом гражданин Армении, из-за которого и был поднят весь этот шум, был сразу отпущен. Он вылетел в Минск следующим рейсом и прибыл туда уже через час.
МИД Беларуси выразил протест Киеву в связи с принудительной посадкой белорусского лайнера.
Сахарный скандал
Это инцидент произошел в 2020 году. И снова Белоруссия. Белорусский пассажирский самолет, летевший из Минска в Мюнхен, был вынужден сделать разворот над Польшей, а затем опять вернуться в Белоруссию.
Он экстренно сел в аэропорту Обухово в Гродно. С борта были сняты несколько фигурантов уголовного дела о взятках в сахарной отрасли Белоруссии.
Нападки на Вавилова
Один из самых громких случаев принудительной посадки самолета случился в 2004 году в Соединенных Штатах. Личный борт бывшего замминистра Андрея Вавилова, который следовал по маршруту Москва — Барбадос — Аспен, совершил посадку в аэропорту Палм-Бич по требованию федерального прокурора округа Северная Калифорния.
Вавилов и его супруга более четырех часов находились на допросе. Он был отпущен после подписки обязательства о даче показаний по интересующим американские власти вопросам.
Турецкий перехват
В 2012 году Турция подняла в воздух боевые истребители, чтобы посадить пассажирский самолет, в котором летел сирийский гражданин. Турецкие власти заподозрили, что воздушное судно, которое направлялось из Москвы в Дамаск, перевозит военный груз.
После осмотра самолета турецкие власти объявили, что там перевозили компоненты для изготовления ракет, а также оборудование для армейской радиосвязи. Все было изъято. И только после этого самолет отпустили в сирийскую столицу.
Перехват президентского самолета
Американские спецслужбы в июле 2013 года заподозрили президентский борт лидера Боливии Эво Моралеса, который летел в Москву, в перевозке бывшего агента ЦРУ Эдварда Сноудена. Самолет потребовали немедленно посадить.
Сажать судно пришлось в Вене, потому что Португалия и Франция отозвали разрешение на использование воздушного пространства. Сноудена на борту не оказалось.
«Беспрецедентно? Отнюдь!» О принудительных посадках самолётов для задержаний преступников
Ситуация вокруг ареста белорусского оппозиционера Романа Протасевича создала излишний ажиотаж. Случай поспешили назвать невиданным, неслыханным и, как следствие, беспрецедентным и возмутительным. Но всю штука в том, что он как раз — прецедентный. Более того, не такой уж редкий!
Оставим сейчас в стороне вполне вероятную версию, что всё произошло без особого участия белорусских (или российских) спецслужб – уже прозвучало официальное заявление от директора Департамента по авиации Министерства транспорта и коммуникаций Белоруссии Артема Сикорского о том, что за сообщение о бомбе на борту взял ответственность ХАМАС, желающий таким образом привлечь внимание ЕС к ситуации в Палестине. Окей, давайте предположим худшее и вообразим, что таки да – вся ситуация с Протасевичем была срежиссирована КГБ.
Тут что важно понять: по всем критериям, Протасевич – не «личный враг Лукашенко», как, скажем, Гюлен – личный враг Эрдогана, а человек, крайне результативно доказавший свою опасность для государства Республика Белоруссия – являясь одним из глав «Нехты», он был топовым координатором всей несостоявшейся белорусской революции. Короче, «враг государства». И всё произошедшее надо рассматривать именно в такой плоскости: на что можно в экстренных случаях пойти, чтобы задержать «врага государства» даже в условиях его относительной «недоступности».
Первым идёт, разумеется, кейс Сноудена. Точнее, президента Боливии Эво Моралеса. В 2013 году, когда гремел на весь мир скандал с откровениями бывшего работника ЦРУ о своей спецслужбе, США заподозрило, что Сноуден может присутствовать на борту президентского самолёта Моралеса. Боливийскому «Борту № 1» последовательно отказали в посадке и дозаправке Италия, Испания, Франция и Португалия – разумеется, по окрику из Вашингтона! – и он был вынужден приземлиться в Вене. Там, полностью поправ все дипломатические приличия и президентский иммунитет, борт обыскали. Сноудена на нём не было, но если бы был — разумеется, он был бы арестован.
Тут великолепно всё: и готовность «взять под козырёк» крупнейшими европейскими странами перед заокеанским «сувереном», и дичайшие нарушения дипломатического этикета, и, наконец, шокированную реакцию всей Латинской Америки:
«Вице-президент Боливии Альваро Гарсиа Линера в обращении к нации объявил, что президент Моралес «был похищен империализмом», «Латинская Америка была попрана», а Европа «погрязла в обскурантизме» и «ведет себя как колония одной державы». Министр обороны Боливии Рубен Сааведра прямо обвинил США в указании не пропускать и обыскать самолет. Президент Аргентины Кристина Фернандес де Киршнер назвала действия европейских государств «невозможной безнаказанностью», а лидер Эквадора Рафаэль Корреа пригрозил странам, оскорбившим боливийского президента, отзывом послов».
Так что если вы сейчас читаете про «невозможную безнаказанность», то вы уже в курсе, где первоисточник.
Впрочем, ладно, президентский борт – это всё-таки исключение. Но нередко задерживали и простые пассажирские самолёты. И тут отличилась страна, которая сейчас поспешила первой прекратить с Белоруссией авиасообщение – Украина.
Мы вскоре перейдём к истории с «вагнеровцами», которая полна загадок и неясностей, а пока – куда более конкретный случай: 2016 год, Армен Мартиросян, белорусский самолёт. Да-да, белорусский!
Итак, украинский «антимайдановец» Мартиросян уже в 2014 году ощущает себя в серьёзной опасности в стране победившего национализма и эмигрирует. Однако затем скрыто, по личным делам, снова приезжает на Украину и уезжает уже в 2016 году. Точнее, пытается уехать — потому что спустя час после взлёта борта «Белавиа» из Киева украинские авиадиспетчеры экстренно возвращают самолёт. Возвращают, разумеется, не добрым словом и не под предлогом «Ой, мы ключи от дома забыли за сидением», а угрозой применить истребители. Ага. Истребители. Вам ничего это не напоминает? И самолёт, разумеется, возвращается.
С Мартиросяном всё оказалось потом хорошо, потому что СБУ во время обыска не смогла найти у него некую очень интересную им флэшку с какой-то ценной информацией. Но факт остаётся фактом – просто ради какой-то информации на носителе посадили самолёт угрозой применить истребители. Даже не ради ареста.
И, наконец, переходим к истории, в которой должны были сочетаться сразу два предположительно использованных белорусским КГБ элемента – к сорвавшейся операции по похищению «вагнеровцев», а точнее, скорее всего, просто каких-то бывших ополченцев, участвовавших добровольцами в конфликте на Донбассе. Этого не случилось, но случиться могло и по плану было должно.
Просто цитата сайта «Би-Би-Си»:
Комбо! Бомба плюс истребители! И это в той стране, где сейчас с пафосом восклицают о «воздушном пиратстве» и «государственном терроризме». На себя бы оглянулись!
Вот, если очень кратко, список самых резонансных прецедентов «приземления» теми или иными методами пассажирских самолётов с пассажирами-преступниками на борту. Нельзя сказать, что это нормально, однако ненормальным, учитывая сложившуюся определённую распространённость этой практики, подобное тоже не назовёшь.