какие строчки приметы родных мест обозначенных авторами показались вам особенно запоминающимися

TESTSOCH.RU

Напишем за тебя уникальное сочинение в течение 5 часов (платно):

1. Прочитайте статью К. Паустовского «Заметки о живописи», из кото­рой взят отрывок для учебника. Какое отношение к природе К. Па­устовский называет преступным? Как перекликается эта мысль писа­теля с рассказом Е. Носова «Кукла»? Подготовьте статью «В защи­ту родной природы» для школьной газеты.
Константин Георгиевич Паустовский называет преступным отношение к природе, когда человек вмешивается в нее неразумно или без надобности, а хуже всего, когда из корыстных побуждений. Но, даже пользуясь природными богатствами по необходимости, люди должны это делать с любовью и благодарностью, а не варварским способом. Автор считает, что сохранение русского пейзажа – дело государственное.
Размышления К.Г. Паустовского о пагубном влиянии человека на природу перекликаются с тем, о чем говорится в рассказе Е.И. Носова «Кукла»: обмеление и захламление рек как результат бездушной деятельности людей.

Статья для школьной газеты: В защиту родной природы.

Каждую весну на майских праздниках мы с дедушкой и бабушкой ходили в лес. Дед брал лопату, бабушка и я – перчатки и мусорные мешки. И мы спешили на помощь природе. Километрах в пяти от нашего дома есть в лесу замечательное место, где протекает лесной ручей, где огромная поляна окружена вековыми соснами, высокими-превысокими, корабельными. Дед каждый раз радовался, что до этих красавиц еще не добралась пила человека, как до хвойника на соседней поляне, которая теперь изуродована колеями от тяжелой техники, захламлена обрубленными сучьями.

И вот мы приготовились к очередному походу, выдвинулись в путь, не прошло и часа, как были на месте… Шли убирать поляну, а пришли ее оплакивать. Дедушка стоял, как вкопанный, мне казалось, что он плачет, хотя слез я не видел. Бабушка охала и причитала: где теперь будем землянику собирать. Мы стояли и смотрели на то, что когда-то было живой красотой, а сейчас походило на картинку к сказке о царстве злого колдуна.

У меня и сейчас перед глазами это безобразное зрелище, мне стыдно за этих людей. Они своими пилами и машинами не поляну изуродовали, а душу нашего леса.

2. Читая стихотворения поэтов XX века о родине и родной природе, вы, конечно, вспомните и произведения русских поэтов XIX века – Пушкина и Лермонтова, Фета и Тютчева, Некрасова и Бунина. и, конечно, художников-пейзажистов. Попробуйте определить, какое настроение несёт каждое из сти­хотворений.
Стихотворение В. Брюсова «Первый снег» – это гимн природному волшебству и преображению мира. У Ф. Сологуба в стихотворении «Забелелся туман над рекой…» мы чувствуем грусть, одиночество героя, надеющегося на встречу. Сергей Есенин («Топи да болота. ») не перестает удивляться тому, как неброская красота природы родных мест ласкает взор и заставляет по-иному биться сердце русского человека. Этим же настроением пронизано и произведение Н. Заболоцкого («Я воспитан суровой природой…», где герой стихотворения готов раствориться в лугах и небе, настолько они просты, но непостижимы. Николай Рубцов («Тихая моя Родина») тоже говорит о любви к родной земле и кровной связи с ней: нет дороже для человека тех мест, где он вырос, откуда он ушел в большой мир.

Брюсов «Первый снег»

1. Какие особенности ритмики, лексики, эмоциональной окрашенности стихотворения подчёркивает, усиливает, дополняет музыка француз­ского композитора Клода Дебюсси?
Музыка Дебюсси подчеркивает восторг, который выражен множеством восклицательных знаков. Быстрый темп музыки соответствует ритму стихотворения, потому что взор и мысли героя стремительны. Легкость музыки дополняет такие слова, как “блестки, грезы, призраки, волшебством”.

2. Согласны ли вы с актрисой, создавшей атмосферу сказки, грёзы, нереального, волшебного, зыбкого, полупризрачного мира? Испыты­вали ли вы что-то подобное, видя заснеженную, преображённую снегопадом природу?
Исполнение актрисы, по-моему, полностью соответствует настроению стихотворения и замыслу автора. Каждый год мы наблюдаем первый снег, и каждый раз эта картина на самом деле приводит в восторг, потому что мы видим настоящее волшебство.

3. Напишите сочинение-миниатюру «Снег-волшебник».
Этот волшебник приходит к нам не на страницах сказок и не во снах – он появляется каждый год в одно и то же время, но каждый раз неожиданно. Его волшебной силы хватает для всех: людей, зверей и птиц. А уж для детей забав принесет – не счесть!
С ним можно играть и строить, он не позволит разбить в кровь коленки, на нем можно кувыркаться, кататься. Его даже можно есть! А сколько сокровищ в нем! Днем, на солнце, это самоцветы, ночью при луне – голубое серебро, и хрустит так приятно под ногами. А имя ему – снег.

Федор Сологуб «Забелелся туман над рекой…»

1. Помогает ли вам музыка понять чувства и настроения лирического героя стихотворения? На что настраивает музыка Георгия Свиридо­ва – на воспоминания или на мечты о будущем? Как вы думаете, могут ли совпадать воспоминания и мечты в одном настроении?
Музыка Георгия Свиридова помогает почувствовать грусть и одиночество героя стихотворения. Но эта мелодия не печальная, а задумчивая, настраивающая на лирические воспоминания и мечты, которые одновременно звучат в душе героя.

2. Чего больше – грусти или надежды – вам слышится в словах «Огонь воскрешу, посижу, помечтаю один»?
В этих слова больше надежды, и она сконцентрирована в словах: «воскрешу» и «помечтаю».

3. Каков финал стихотворения? Как бы вы его определили – грустный, радостный, печальный, оптимистичный, безысходный, светлый?
Финал стихотворения, несомненно, светлый, потому что в нем звучит надежда.

С. А. Есенин. «Топи да болота. »

1. Ранние стихи Сергея Есенина обычно читают на высоком эмоцио­нальном подъёме, подчёркивая свойственное молодости «половодье чувств». Народный артист России Сергей Сазонтьев читает стихотво­рение сдержанно, скупо проявляет чувства. Стало ли от этого воз­действие произведения на слушателя слабее?
Мне думается, что сдержанность в прочтении стихотворения усиливает воздействие на слушателя, а не ослабевает.

2. Подготовьте письменный отзыв на чтение актёром стихотворения С. Есенина.
Мне понравилось чтение актера. Сергей Сазонтьев так же скуп на чувства в чтении, как скуп на восторженность и сам автор. Сергей Есенин описывает неброскую картину родной природы, в ней нет ничего примечательного, но она все равно дорога и мила, потому что она родная, русская. Для меня чтение актера совершенно органично с текстом. Если бы он читал восторженно, то сразу бы появилась какая-то неуместная наигранность, неестественность, а то, что я услышал, дало возможность не только представить картину, но и самому стать героем этого стихотворения.

Н. А. Заболоцкий. «Я воспитан природой суровой. »

1. Начиная читать стихотворение, актёр выделяет голосом эпитет «су­ровый». Как вы думаете, согласуется ли это с позицией автора? Почему автор использовал инверсию в первой строке стихотворения?
Актер выделяет слово «суровой», потому что автор именно для этого и использовал инверсию в этой строчке, чтобы акцент падал на это слово. Если читать «суровой природой», то получится, что героя стихотворения воспитывала природа, а эпитет «суровой» потеряет смысл, который в него вложил Н. Заболоцкий.

2. Почему и поэта, и актёра более всего волнует обычное, простое в окружающей природе?
Самое простое и обычное в природе по сути своей совсем не обычно и не просто. В природе все взаимосвязано, гармонично, она воплощает постоянное обновление и вечную жизнь, в ней волшебство и гармония, на которые обращает внимание не каждый человек. Но тому, кто это видит и чувствует, она дает силы и вдохновение, открывает тайны мироздания.

3. В каких строках стихотворения с наибольшей полнотой выражена мысль о единении человека и природы?

В последнем четверостишии идет речь о единении человека и природы:
И, внимая весеннему шуму
Посреди очарованных трав,
Всё лежал бы и думал я думу
Беспредельных полей и дубрав.

Н. М. Рубцов. «Тихая моя Родина»

1. Когда-то поэзию Николая Рубцова называли «тихой лирикой». В самом деле, она тиха, без эмоциональных всплесков, восторгов. Лирический герой благоговейно смотрит на проходящие перед взо­ром картины родной земли. Так же негромко, как бы боясь спугнуть видение, читает стихи народный артист России Леонид Кулагин, чуть слышно звучит музыка Георгия Свиридова. Но в конце стихотворе­ния, в финале, у актёра всё же прорываются страстные чувства люб­ви к Родине, «самой жгучей связи» с нею. Согласны ли вы с таким эмоциональным рисунком прочтения стихотворения? Почему?
Я согласен с таким эмоциональным рисунком прочтения стихотворения. То, о чем говорит и что описывает в стихотворении Н. Рубцов, близкому каждому человеку. У всех Родина начинается там, где родился и где прошло детство, это и есть «смертная» связь, которая с годами не рвется, а только укрепляется, и будет до самой смерти.

Проверьте себя

1. Какие строчки, приметы родных мест, обозначенных авторами, по­казались вам особенно запоминающимися?
Для меня самыми яркими и запоминающимися стали образы: купола церкви, заросшего яркой травой; зеленый простор, туманная и всегда бегущая речка, деревянная школа с новым забором.

2. Какие стихотворения о родной природе вы стали бы читать, когда вам грустно или радостно? Приведите примеры, как через стихотво­рение о родной природе автор передаёт нам своё настроение. Какие художественные средства (эпитеты, сравнения, метафоры и пр.) по­могают автору в этом?
Мне очень понравилось лирическое стихотворение С. Есенина «Топи да болота…», оно наполнено и радостью, и грустью. Радость наполняет героя от встречи с родным краем, грусть оттого что скоро будет расставание. Для создания настроения в произведении используются эпитеты: «темные ели», «суховатая липа», «забытый край», «ветряной посвист»; метафоры: «хвойной позолотой взвенивает лес», «синий плат», «лесные кудри»; и олицетворения: «ракиты слухают», «елям снится». В стихотворении много народных выражений: «тенькает», «плат», «гомон», «слухают».

Источник

Стихотворения о родной природе

Валерий Яковлевич БРЮСОВ
1873—1924

Первый снег

Серебро, огни и блестки —
Целый мир из серебра!
В жемчугах горят березки,
Черно-голые вчера.

Это — область чьей-то грезы,
Это — призраки и сны!
Все предметы старой прозы
Волшебством озарены.

Экипажи, пешеходы,
На лазури белый дым,
Жизнь людей и жизнь природы
Полны новым и святым.

Воплощение мечтаний,
Всемогущего игра,
Этот мир очарований,
Этот мир из серебра!

Забелелся туман за рекой,
Этот берег совсем не высок,
И деревья стоят над водой,
И теперь я совсем одинок.

Я в кустах поищу хворостин
И в костер их на берег сношу,
И под ними огонь воскрешу,
Посижу, помечтаю один.

И потом, по теченью реки,
Потихоньку пойду босиком, —
И завижу вдали огоньки,
Буду знать я, что близок мой дом.

Сергей Александрович ЕСЕНИН
1895—1925

Топи да болота,
Синий плат небес.
Хвойной позолотой
Взвенивает лес.

Тенькает синица
Меж лесных кудрей,
Темным елям снится
Гомон косарей.

По лугу со скрипом
Тянется обоз —
Суховатой липой
Пахнет от колес.

Слухают ракиты
Посвист ветряной.
Край ты мой забытый,
Край ты мой родной.

Николай Алексеевич ЗАБОЛОЦКИЙ
1903—1958

Я воспитан природой суровой,
Мне довольно заметить у ног
Одуванчика шарик пуховый,
Подорожника твердый клинок.

Чем обычней простое растенье,
Тем живее волнует меня
Первых листьев его появленье
На рассвете весеннего дня.

В государстве ромашек, у края,
Где ручей, задыхаясь, поет,
Пролежал бы всю ночь до утра я,
Запрокинув лицо в небосвод.

Жизнь потоком светящейся пыли
Все текла бы, текла сквозь листы,
И туманные звезды светили,
Заливая лучами кусты.

И, внимая весеннему шуму
Посреди очарованных трав,
Все лежал бы и думал я думу
Беспредельных полей и дубрав.

Николай Михайлович РУБЦОВ
1936—1971

Тихая моя Родина

    Тихая моя Родина!
    Ивы, река, соловьи.
    Мать моя здесь похоронена
    В детские годы мои.

    — Где же погост? Вы не видели?
    Сам я найти не могу. —
    Тихо ответили жители:
    — Это на том берегу.

    Тихо ответили жители,
    Тихо проехал обоз.
    Купол церковной обители
    Яркой травою зарос.

    Тина теперь и болотина
    Там, где купаться любил.
    Тихая моя Родина,
    Я ничего не забыл.

    Новый забор перед школою,
    Тот же зеленый простор.
    Словно ворона веселая,
    Сяду опять на забор!

    Школа моя деревянная.
    Время придет уезжать —
    Речка за мною туманная
    Будет бежать и бежать.

    С каждой избою и тучею,
    С громом, готовым упасть,
    Чувствую самую жгучую,
    Самую смертную связь.

    1 Псевдоним Федора Кузьмича Тетёрникова.

    Вопросы и задания

    Литература и живопись

    1 Художник-пейзажист — художник, автор картин, изображающих природу.

    Источник

    Стихотворение «Тихая моя Родина»

    какие строчки приметы родных мест обозначенных авторами показались вам особенно запоминающимися. Смотреть фото какие строчки приметы родных мест обозначенных авторами показались вам особенно запоминающимися. Смотреть картинку какие строчки приметы родных мест обозначенных авторами показались вам особенно запоминающимися. Картинка про какие строчки приметы родных мест обозначенных авторами показались вам особенно запоминающимися. Фото какие строчки приметы родных мест обозначенных авторами показались вам особенно запоминающимися

    Тихая моя Родина!
    Ивы, река, соловьи.
    Мать моя здесь похоронена
    В детские годы мои.

    — Где же погост? Вы не видели?
    Сам я найти не могу. —
    Тихо ответили жители:
    — Это на том берегу.

    Тихо ответили жители,
    Тихо проехал обоз.
    Купол церковной обители
    Яркой травою зарос.

    Тина теперь и болотина
    Там, где купаться любил.
    Тихая моя Родина,
    Я ничего не забыл.

    Новый забор перед школою,
    Тот же зеленый простор.
    Словно ворона веселая,
    Сяду опять на забор!

    Школа моя деревянная.
    Время придет уезжать —
    Речка за мною туманная
    Будет бежать и бежать.

    С каждой избою и тучею,
    С громом, готовым упасть,
    Чувствую самую жгучую,
    Самую смертную связь.

    какие строчки приметы родных мест обозначенных авторами показались вам особенно запоминающимися. Смотреть фото какие строчки приметы родных мест обозначенных авторами показались вам особенно запоминающимися. Смотреть картинку какие строчки приметы родных мест обозначенных авторами показались вам особенно запоминающимися. Картинка про какие строчки приметы родных мест обозначенных авторами показались вам особенно запоминающимися. Фото какие строчки приметы родных мест обозначенных авторами показались вам особенно запоминающимисяВопросы и задания

    1. Какие строчки, приметы родных мест, обозначенных авторами, показались вам особенно запоминающимися?

    2. Какие стихотворения о родной природе вы стали бы читать, когда вам грустно или радостно? Приведите примеры, как через стихотворение о родной природе автор передает нам свое настроение. Какие литературные приемы (эпитеты, сравнения, метафоры и пр.) помогают автору в этом?

    3. Подготовьте наиболее понравившееся стихотворение к конкурсу на тему «Тебе, родной край, посвящается», предварив свое чтение небольшим рассказом о поэте (используйте «Справочник имен» и советы актеров по художественному чтению).

    Литература и живопись

    1. Какие художники-пейзажисты вам известны? Расскажите об одном из них (например, о Левитане), продемонстрируйте репродукции его картин. Используйте в рассказе отрывок из статьи К. Г. Паустовского «Заметки о живописи».

    2. Подумайте, картины каких художников-пейзажистов (Шишкин, Саврасов, Левитан и др.) близки к каждому из авторов произведений, включенных в раздел «Тихая моя Родина. ».

    3. Создайте устный или письменный рассказ по одной из картин, включив в него строки стихотворений о родной природе, на тему «Всякому мила своя сторона».

    Источник

    Какие строчки приметы родных мест обозначенных авторами показались вам особенно запоминающимися

    какие строчки приметы родных мест обозначенных авторами показались вам особенно запоминающимися. Смотреть фото какие строчки приметы родных мест обозначенных авторами показались вам особенно запоминающимися. Смотреть картинку какие строчки приметы родных мест обозначенных авторами показались вам особенно запоминающимися. Картинка про какие строчки приметы родных мест обозначенных авторами показались вам особенно запоминающимися. Фото какие строчки приметы родных мест обозначенных авторами показались вам особенно запоминающимися

    какие строчки приметы родных мест обозначенных авторами показались вам особенно запоминающимися. Смотреть фото какие строчки приметы родных мест обозначенных авторами показались вам особенно запоминающимися. Смотреть картинку какие строчки приметы родных мест обозначенных авторами показались вам особенно запоминающимися. Картинка про какие строчки приметы родных мест обозначенных авторами показались вам особенно запоминающимися. Фото какие строчки приметы родных мест обозначенных авторами показались вам особенно запоминающимися

    «Тихая моя Родина». Стихотворения о Родине, родной природе, собственном восприятии окружающего (В.Брюсов, Ф.Сологуб, С.Есенин, Н.Заболоцкий, Н.Рубцов)

    какие строчки приметы родных мест обозначенных авторами показались вам особенно запоминающимися. Смотреть фото какие строчки приметы родных мест обозначенных авторами показались вам особенно запоминающимися. Смотреть картинку какие строчки приметы родных мест обозначенных авторами показались вам особенно запоминающимися. Картинка про какие строчки приметы родных мест обозначенных авторами показались вам особенно запоминающимися. Фото какие строчки приметы родных мест обозначенных авторами показались вам особенно запоминающимися

    какие строчки приметы родных мест обозначенных авторами показались вам особенно запоминающимися. Смотреть фото какие строчки приметы родных мест обозначенных авторами показались вам особенно запоминающимися. Смотреть картинку какие строчки приметы родных мест обозначенных авторами показались вам особенно запоминающимися. Картинка про какие строчки приметы родных мест обозначенных авторами показались вам особенно запоминающимися. Фото какие строчки приметы родных мест обозначенных авторами показались вам особенно запоминающимися

    Тема: «Тихая моя Родина». Стихотворения о Родине, родной природе, собственном восприятии окружающего (В.Брюсов, Ф.Сологуб, С.Есенин, Н.Заболоцкий, Н.Рубцов)

    Тип урока: урок-мастерская

    Цели урока: 1) образовательная: научить детей анализировать лирическое стихотворение; 2) развивающая: формировать навыки выразительного чтения; 2) воспитательная: гражданское воспитание.

    · усиление патриотических качеств личности;

    · знакомство с жизнью и творчеством В.Брюсова, Ф.Сологуба, С.Есенина, Н.Заболоцкого, Н.Рубцова;

    · расширение кругозора учащихся;

    · повышение интереса к истории Отечества;

    · развитие эмоциональной сферы;

    · развитие памяти, речи учащихся;

    · привитие чувства любви к своей Родине;

    · воспитание уважения к старшим, к традициям своего народа.

    Повторение: особенности лирики как рода литературы; литературные приемы, используемые в лирике как рода литературы; литературные приемы, используемые в лирике: эпитет, метафора, сравнение.

    Методы обучения : репродуктивный, частично-поисковый.

    Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая.

    1. Беляева Н.В.. Уроки литературы в 7 классе. Поурочные разработки. – М.: Просвещение, 2013.

    2. Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература. Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2014.

    3. Маркитанова М.А.. Дидактические материалы по литературе. К учебнику Коровиной В.Я. и др. «Литература. 7 класс. В двух частях». – М.: Экзамен, 2014.

    5. http:// palitra-ru.ru

    « …любовь к родной природе – один из вернейших

    признаков любви к своей стране».

    Словарная работа: поэзия, проза.

    Оборудование к уроку : музыка П.И. Чайковского («Времена года») или Штрауса («Сказки венского леса»); репродукции с полотен И. Левитана, Шишкина и др. Иллюстрации учеников на тему «Природа моего края», индивидуальные карточки с заданиями, компьютер и мультимедиа для просмотра презентации; плакаты с пословицами, аудиозапись песни “С чего начинается Родина?”; лепестки ромашки и клубок жёлтых ниток для этапа рефлексии; выставка книг о Родине.

    Здоровается с учащими, настраивает на работу, предлагает проверить готовность рабочего места к уроку. Напоминает, что понадобится учебник, тетрадь, готовые доклады.

    Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку.

    2. Актуализация знаний.

    Организует проверку домашнего задания. Интересуется, были ли затруднения при его выполнении.

    Проверяют задания, осуществляют самооценку, самоконтроль.

    В ходе урока озвучивает цели:

    Знать: стихотворения о Родине и их авторов-поэтов ХХ века.

    Уметь: анализировать лирическое стихотворение.

    Научиться: выразительно читать.

    Определяют и осмысливают цели урока.

    4. Первичное усвоение, осознание и осмысление нового материала.

    Контролирует оформление записи в ученической тетради:

    Организует работу учащихся по алгоритму:

    1. Просмотр видеофильма с репродукциями картин русских художников.

    2. Совместно с учащимися формулирует тему урока, определяет умения, которые необходимо закрепить.

    3. Предлагает записать тему урока.

    1.Оформляют записи в ученической тетради.

    3.Формулируют и записывают тему урока.

    5.Систематизация знаний и умений, применение знаний и умений.

    1. Знакомство с поэзией о Родине Н.Рубцова, С.Есенина, Н.Заболоцкого, Ф.Сологуба, В.Брюсова.

    2. Анализ лирики этих поэтов.

    1. Рассказ биографии поэтов подготовленными учениками.

    2. Выразительное чтение стихотворений наизусть.

    3. Чтение докладов-анализов стихотворений.

    6.Проверка уровня знаний и умений.

    Раздает индивидуальные и коллективные задания.

    1.Работа по анализу стихотворений в группах и коллективно по карточкам.

    2. Выведение итогов по каждому стихотворению.

    7.Информация о домашнем задании

    С. 220-229 – выразительно читать; написать свое авторское стихотворение о Родине, о природе родного края.

    Записывают домашнее задание, ставя перед собой определенные цели по его выполнению. Первое задание – выполняют все, второе – на выбор.

    Обращает внимание учащихся на цели урока и предлагает оценить уровень своих достижений.

    Оценивают свою работу. Каждый анализирует свои достижения. Определяют реализацию целей урока. Записывают, что сделают для Родины, когда вырастут.

    Оценивает работу учащихся, выставляет оценки в журнал.

    — Ребята, сегодня мы проведём необычный урок, но очень важный для каждого из нас. Послушайте песню и просмотрите видео, скажите, о чём мы сегодня будем говорить.

    Звучит музыка И.Штрауса «Сказки венского леса». И видеофильм «Природа в репродукциях художников».

    Предположения детей о теме урока.

    Родина – это дом, в котором мы живём, и русская берёзка, и песни под гармонь, и ромашковые поля. Это место, где ты родился и вырос. Город со своими улицами, кварталами, аллеями и парками. Город, историей которого мы гордимся! И маленькая деревушка в одну улицу. Деревушка с красивым необычным названием. Родина – это и наши предки, наши мамы и папы, бабушки и дедушки, подарившие нам жизнь.

    Любовь к Родине – важнейшее чувство для каждого человека. Отношение народа к Родине выражено в различных произведениях искусства. Талантливые люди: поэты, художники, музыканты – сложили и написали немало стихов, картин и музыкальных произведений, изображающих и прославляющих красоту нашей русской природы.

    — Вы просмотрели репродукции картин известных художников. Что объединяет эти картины?

    — Итак, выражение чувств художниками к Родине мы видим через картины, а теперь давайте разберем, как поэты выражают свои чувства через стихи. Сегодня в нашей мастерской мы попробуем проанализировать стихи о родной природе, о родине В.Брюсова, Ф. Сологуба, Н.Заболоцкого, С Есенина, Н.Рубцова. Начнем с домашнего задания: вам нужно было нарисовать то, с чем ассоциируется для вас Родина.

    Выберите в своей группе, на ваш взгляд, лучший рисунок и скажите, почему, по-вашему, он больше всего ассоциируется со словом Родина.

    Вывод : Родина для многих – это дом, поле, речка…

    Иногда живопись и музыка часто могут выразить то, чего не передать словами. В творчестве каждого русского поэта тема Родины занимает важное место.

    Учитель обращает внимание детей на выставку книг в классе.

    Тема Родины в русской поэзии характеризуется своим традиционным лексическим фондом, который на протяжении многих лет претерпел ряд изменений. Можно выделить группы наиболее активных, регулярно повторяющихся слов: Родина, Отчизна, Отечество, родной край, страна отцов. В поэзии 19 века наиболее часто повторяющаяся лексическая группа – это существительные, обозначающие детали сельского пейзажа называющие жителей сельской местности, явления природы: кров, очаг, хижина, обитель, река, ручей, холм, дубрава. Традиционным представлением о России как о северной стране, лишенной тепла и солнца, обусловлено широкое употребление таких слов: снег, мороз, холод, туман, болота, непогода, тучи, вьюга, буран, метель, зима. Русский пейзаж – это прежде всего зимний пейзаж (А.С. Пушкин «Зимняя дорога», «Зимнее утро», «Зимний вечер»). Обращение к поэзии реальной русской действительности вызвало употребление таких слов, как даль, ширь, простор, раздолье, пространства, равнины. Ассоциативно близкими этим словам являются такие: поля, степи, дорога, конь, тройка. С темой родины связаны слова дым, дымка, журавли, дуб, липа, береза, рябина. Данная лексика выполняет функцию ключевых слов, она нередко используется в заглавиях стихотворений.

    А теперь давайте обратимся к стихотворению Н.Рубцова «Тихая моя родина». (Чтение наизусть подготовленным учеником + краткие сведения о жизни и творчестве поэта Литвиненко К. (биография) и Стасюк Я.). Поэзию Н.Рубцова называли «тихой лирикой». В самом деле она тиха, без эмоциональных всплесков, восторгов. Лирический герой благоговейно смотрит на проходящие перед взором картины родной земли.

    1. Обсудите и запишите в тетрадь, какая Родина у Рубцова. (Деревушка, где он родился, куда вернулся.)

    3. Из этих воспоминаний складывается чувство Родины.

    4. Какое значение имеет настойчивое повторение слова «тихий», «тихо». (Тишина, успокоение – это то, чем встречает лирического героя родной край. Здесь все просто, естественно, любовь к родной земле не требует громких слов. И сама природа родного края, пусть тиха и неприметна, но неповторима).

    6. Выделите традиционный лексический фонд, характерный для темы Родины. (Использована в заглавии).

    Прослушивание аудио В.Малышев «Тихая моя Родина».

    Прочитаем стихотворение Брюсова «Первый снег». (читает Шиманский К. + биография Стасюк Я.)Понравилось ли вам оно?

    1. Каким чувством проникнуто это стихотворение? (Восхищения). Каждое поэтическое слово в стихотворении предстает перед нами как волшебство, и нам хочется снова и снова проникать в его тайны.

    2. Какие художественные детали и литературные приемы подчеркивают восхищение красотой природы, первым снегом?

    Проза 1. Нестихотворная литература, в отличие от поэзии.

    2. (Переносное) Будничное, повседневное в жизни.

    4. Как вы понимаете строчки?

    Жизнь людей и жизнь природы

    Полны новым и святым.

    Обратимся к стихотворению Ф. Сологуба (настоящая фамилия Тетерников) «Забелелся туман над рекой» (Сеидаблаев Асан биография + стихотворение).

    1. Какие события составляют внешний сюжет стихотворения? Но мы знаем, что в лирическом стихотворении важны не события, не сюжет, а мысли, чувства лирического героя.

    2. Каким настроением проникнуто стихотворение? (Одиночества, грусти).

    3. О чем думает, что чувствует лирический герой? (Об одиночестве и успокоении, которое дарит природа: лес, костер, речка, ведущая к дому).

    А теперь давайте прочитаем стихотворение Н. Заболоцкого «Я воспитан природой суровой» (Ковалец О. (биография) + Стасюк Я.).

    1. Это стихотворение Н. Заболоцкого вы стали бы читать, когда вам грустно или радостно? «Весна на поэтическом языке есть утро, подобное заре, выводящей ясное солнце из темных затворов ночи».

    2. Какие приметы весны называет поэт?

    3. Какие литературные приемы использует Н. Заболоцкий, чтобы передать нам свое настроение, нарисовать картину весеннего леса?

    4. Почему поэт называет природу родного края «суровой»?

    5. Какие строчки повествуют о полном слиянии души лирического героя с природой?

    Прочитайте стихотворение С. Есенина «Топи да болота» (Хрони С. (биография) + Ковалец О.). Прослушивание аудио М.М.Козаков «Топи да болота…»

    1. Определите тему стихотворения.

    2. Какова основная мысль, в каких строчках это выражено?

    3. Как через стихотворение о родной природе автор передает нам свое настроение? Какие литературные приемы помогают ему в этом?

    4. Почему С. Есенин так любил природу средней полосы России? (Биографические сведения).

    1. В нашей мастерской мы попробовали проанализировать пять стихотворений, в каких еще, кроме «Тихая моя Родина» авторы используют традиционный лексический фонд, характерный для темы Родины.

    2. Какие строчки, приметы родных мест, обозначенных автором, показались вам особенно запоминающимися?

    3. Согласны ли вы с Паустовским, что «любовь к природе – один из вернейших признаков любви к своей стране»?

    Вывод: при всех индивидуальных различиях и пристрастиях и Н. Рубцова, и Ф. Сологуба, и Н. Заболоцкого, и В. Брюсова, и С. Есенина объединяет любовь к природе родного края, родине, осознание нерасторжимой связи с ней. И все это они передают нам в наследство, на память (записать).

    Рефлексия. Игра «Ромашка». Ребята, у каждого из вас на парте лепесток ромашки, ответьте письменно на вопрос: “ Если хочешь быть со мной, что отдашь Земле родной?”/

    (Ребёнок должен написать, что он сделает для Родины, когда вырастет, например: посажу сад, буду строить красивые дома. ).

    (Заранее приготовить лепестки ромашки, затем выдать их для выполнения индивидуальной записи. После окончания работы лепестки собрать в цветок. Ещё один символ России – ромашка завершит урок. Она выкладывается из лепестков).

    Запись домашнего задания.

    1. Обсудите и запишите в тетрадь, какая Родина у Рубцова.

    2. Что можно узнать из этого стихотворения о жизни Рубцова?

    3. Какие перемены произошли в родном краю? Нарушили ли они «чувство Родины в душе лирического героя»?

    4. Какое значение имеет настойчивое повторение слова «тихий», «тихо»?

    Ф. Сологуба «Забелелся туман над рекой»

    1. Каким настроением проникнуто стихотворение?

    2. О чем думает, что чувствует лирический герой?

    Источник

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *