какие стропы подлежат ремонту восстановлению
Браковка строп: текстильных, канатных, стальных
Чтобы иметь возможность эксплуатировать стропы как приспособление для страховки при высотных работах, ленты должны быть проверены на соответствие правовым нормам правил безопасности. Все ИТР, что являются ответственными за такой тип работ, перед началом работы обязаны провести осмотр используемых инструментов, исключением являются те стропы, которые очень редко используются в работе. Проверка должна осуществляться за 10 дней до начала использования строп, а редко используемые можно просто осмотреть перед выдачей для обнаружения браковки текстильных стропов.
Во время осмотра специалист должен уделить внимание следующим нормам и правилам браковки текстильных стропов, при которых использование текстильных строп запрещено:
Стропы запрещено ремонтировать в тех случаях, когда были обнаружены дефекты петель, скобок, обойм, карабинов и других фиксирующих элементов строп из металла в последующих размерах:
При хорошем состоянии строп, их можно использовать при статической нагрузке, что превышает указанную максимальную грузоподьемность в 1.25 раза на протяжение 3 минут без вреда для лент.
Браковка стальных строп
Регулярная проверка стальных канатов производится согласно решению РД 012-97, при этом нужно придерживаться всех норм выявления браковки стальных канатных стропов. Правила являются общими вне зависимости от типа выполняемых работ и функционирующей компании.
Согласно правилам браковки стропов, частота проверки используемых видов инструментов должна проводиться не позже, чем за 10 дней перед началом использования ресурсов. В случаях посменной работы персонал ИТР должен перед началом каждой смены проверять стропы на наличие браков, указывая при этом в письменном виде причины списания строп в качестве бракованного. Осмотр оборудования производится специалистами с помощью дефектоскопа, который позволяет определить, какие стропы подлежат браковке.
Основные правила выбраковки стропов
Проведение обязательного технического осмотра для обнаружения признаков браковки стального стропа разделено на несколько видов в зависимости от важности и срочности процесса:
Положения касательно выбраковки стальных канатов
Немедленная выбраковка стропов из стальных канатов происходит в следующих случаях:
во время визуального анализа были обнаружены недопустимые деформации, заломы и другие повреждения, из-за которых может быть произведена отбраковка стальных стропов.
Браковка канатных строп
Нормативно-правовые акты касательно регулирования правил по охране труда во время высотных работ включает в себя пункт об обязательной и регулярной проверке используемого страховочного оборудования. Канатные стропы должны поддаваться осмотру в течение 10 дней перед началом их использования на обнаружение браков и дефектов. Браковка канатных и цепных стропов производится специалистами с помощью специальных инструментов, однако в случае посменного использования инвентаря ИТР также обязан провести визуальную проверку перед началом смены.
Браковка стропов подлежит определенным нормам и правилам, согласно которым должна проходить процедура осмотра. Браковка стропов из стальных канатов производится в следующих случаях:
Стоит сразу уточнить, что в случае отбраковки канатных стропов категорически запрещается проводить ремонт самостоятельно – этим занимаются специалисты, имеющие на это позволение и лицензию.
В некоторых случаях ремонт оборудования не представляется возможным, вот несколько из них:
Какие стропы нормативно не допускаются к эксплуатации
Стропы – это неотъемлемая часть любой страховочной системы при высотных работах. Страховочные стропы служат надежным элементом защиты при риске падения или срыва, а также для надежной фиксации работника при определенных видах деятельности.
Перед каждым использованием страховочные стропы подлежат обязательной визуальной и тактильной проверке. Необходимо убедиться в их работоспособности и отсутствии любого рода повреждений. Ленты, канаты стропа нужно осмотреть на предмет механических, химических или термических повреждений, проверить на прочность все места соединения стропа с прочими элементами системы страховки. И даже во время непосредственного использования страховочного стропа следует проверять правильность расположения всех страховочных элементов.
Помимо проверки страховочного стропа перед использованием, все они подлежат периодической проверке компетентными лицами во время всего срока хранения. Частота такого рода проверок зависит от условий и интенсивности использования средств защиты, но не должна проводиться реже, чем раз в год.
Техническое освидетельствование строп
Страховочные стропы нельзя использовать, если:
При выявлении любого из перечисленных недостатков страховочные стропы должны быть списаны и уничтожены.
Правила и нормы браковки стропов
Грузоподъемные работы относятся к категории потенциально опасных, поэтому ко всему оборудованию, применяемому во время выполнения этих работ, предъявляются особые требования с точки зрения их пригодности к использованию. Состояние всех составляющих грузоподъемного оборудования важно не только для сохранности грузов, но, в первую очередь, для безопасности персонала, проводящего работы.
Правила и нормы эксплуатации такого оборудования, в том числе браковки стропов, установлены нормативными актами и ПБ 10-382-00, ПОТ РМ-007-98 и др. Для каждого вида стропов требования к безопасной эксплуатации определены соответствующими разделами РД 24-СЗК-01-01, РД 10-33-93 и РД 11-07-2007, которыми определяются сроки и состав контроля и браковки грузоподъемных стропов.
Сроки и порядок проведения осмотра и браковки стропов
В соответствии с требованиями нормативных документов владелец при регулярном использовании стропов должен проводить их осмотр каждые 10 дней. Стропы, используемые редко, следует осматривать перед их каждой выдачей в работу. Петлевые и кольцевые стропы необходимо осматривать при каждой выдаче в работу.
Осмотр и браковка стропов должны проводиться представителем ИТР, ответственным за исправность данного оборудования и безопасность выполняемых работ. В процессе этих мероприятий осуществляют наружный и внутренний осмотр, а также инструментальный контроль, на основании которых делается заключение о соответствии стропов характеристикам, которые приведены в паспорте изделия. Результаты проведенной проверки фиксируются в журнале осмотра. При выявлении повреждений или дефектов в журнале должна быть приведена информация об их устранении. Журнал должен заполняться в соответствии с установленной формой, где указываются:
При осмотре стропов следует проверять состояние цепей, лент, канатов, концевых элементов, карабинов, подвесок, их места креплений.
Проверка текстильных стропов
Контроль пригодности текстильных стропов состоит из визуального осмотра, при котором проверяется соответствие маркировки паспорту, исправность петель и швов, соединительных элементов, захватов. После этого осуществляется инструментальный контроль. Стропы не допускаются к использованию при обнаружении следующих недостатков:
Все перечисленное относится к текстильным ленточным стропам. Нормы браковки круглопрядных стропов включают также: разрыв чехла, обрыв более 6 проволок, разрывы нитей в узлах сшивки, превышающие 10% от ее длины, отверстия в чехле.
Контроль канатных стропов
Канатные стропы, выпускаемые по ГОСТ 25573-82 и РД-10-33-93, должны подвергаться трем этапам проверки: наружному и внутреннему осмотру и инструментальному контролю. Канатные стропы с выявленными недостатками выбраковываются и не допускаются к работе.
При осмотре стропов проверяются:
По результатам контроля канатный строп не допускается в работу в следующих случаях:
Контроль цепных стропов
Цепные стропы выпускаются РД 11-07-2007; ГОСТ 30441-97; ТУ 3150-001-52466920-2005 и ПБ-10-382-00. Срок службы таких стропов самый большой, он составляет 1,5 года. При регулярном осмотре цепных стропов проверяется:
Цепные стропы подлежат списанию в случаях:
Все многоветвевые стропы бракуются при обнаружении разности в длине ветвей. В таблице приведено предельно допустимое остаточное удлинение для ветвей разных стропов.
Текстильные | Канатные | Цепные |
6% | 3% | 1% |
В настройках компонента не выбран ни один тип комментариев
Какие стропы подлежат браковке?
Безопасность строительно-монтажных и комплектовочных работ во многом зависит от технического состояния тросового оборудования. Несмотря на высокую прочность, стальные стропы, работающие в условиях переменных нагрузок, изнашиваются весьма интенсивно. Каждый дефект троса сказывается на его прочности и других эксплуатационных характеристиках.
Для предотвращения аварийных ситуаций в подъёмно-транспортных работах практикуется периодический мониторинг технического состояния стропов, с последующим отстранением от эксплуатации повреждённых и дефектных изделий.
Контроль исправности стальных стропов производится подготовленным специалистом из числа инженерно-технического персонала, в соответствии с ГОСТами 25573-82 и РД-10-33-93. Результаты проверки заносятся в прошнурованный и опечатанный журнал с указанием:
марки стропа и его грузоподъёмности;
порядкового номера и наименования изготовителя;
даты последней проверки.
Заключение о допуске изделия к эксплуатации подтверждается личной подписью контролирующего лица. Срок хранения документации соответствует эксплуатационному ресурсу наличного стропового ассортимента.
Стропы из каната двойной свивки | Число видимых обрывов проволок на участке канатного стропа длиной |
---|---|
3d | 4 |
6d | 6 |
30d | 16 |
Основные причины досрочного выхода из строя стальных строп
Главными факторами досрочной выбраковки являются:
использование стропов меньшей грузоподъёмности по отношению к массе поднимаемого груза;
неправильная строповка тяжелого или нестандартного оборудования;
использование стропов не по прямому назначению и небрежное хранение.
Особенности инструментального и визуального контроля
Правила техники безопасности и строительные нормативы предусматривают проверку исправности стропа непосредственно перед началом работ, а также с периодичностью 10 и 30 дней. Изделия с высокой степенью износа и явными дефектами тестируются вне очереди.
При ежемесячной проверке необходимо использовать варианты наиболее эффективного контрольного оборудования, для текущих проверок обязательно наличие штангенциркуля или микрометра.
Категорически запрещается эксплуатация изделий, не прошедших полного цикла тестовых испытаний, не имеющих бирки с указанием грузоподъёмности, даты изготовления и других обязательных данных.
Критерии выбраковки
Причиной выбраковки может стать удлинение стропа более чем на 5 процентов, наличие деформации колец и петлевых законцовок, следов глубокой коррозии, количества оборванных нитей на шаге свивки более 10 процентов, цвета побежалости и другие признаки высокотемпературного термического воздействия.
Критерии отбраковки тросов работающих в среде с агрессивными температурными и химическими воздействиями более жесткие. В частности, строп отстраняется при наличии на свивке 5-ти процентов оборванных нитей.
Строп также снимается с эксплуатации при выходе заплёточных концов более чем на половину диаметра троса, наличии усталостных трещин на стяжной втулке или при минимальных подвижках троса в зажимах и втулках.
Табл.1. Нормы браковки стальных стропов – по начальному коэффициенту запаса прочности, по количеству оборванных проволок на длине 1 шага свивки каната (первая цифра – крестовой свивки, вторая – односторонней).
Табл.2. Нормы браковки стальных канатов
Последствия возможных дефектов:
заломы, скрутки и другие механические повреждения инициируют образование критических разрывных нагрузок;
поврежденная или отсутствующая бирка исключает получение информации о происхождении, производителе и грузоподъёмности стропа;
коррозионное уменьшение диаметра каната более чем на 7 % свидетельствует о существенных ограничениях по использованию стропа на ответственных подъёмно-транспортных работах;
выдавливание пропитанного смазкой пенькового сердечника повышает коэффициент трения между отдельными прядями и способствует их ускоренному износу.
следы интенсивного высокотемпературного нагрева прямо указывают на выгорание сердечника и изменение структуры металла.
Строп стальной снимается с эксплуатации при наличии вмятин, сплющенных отдельных участках и других видах деформации. Изделие также бракуется после визуального изменения конфигурации крюка и 10-ти процентного износа его зева.
Полностью исключается реставрация изношенных крюков посредством электродуговой сварки, а также прессовое устранение деформации. Изделия с видоизменённой структурой и большим количеством внутренних напряжений для эксплуатации непригодны по всем параметрам.
Так называемый «запас прочности» предназначен для предотвращения аварийных ситуаций и при подборе стропа нужной грузоподъёмности не учитывается.
В любом варианте рекомендуется использовать строповые изделия заводского изготовления или другого специализированного предприятия. К самостоятельному изготовлению стальных стропов привлекается рабочий персонал, прошедший курс обучения, а также получивший допуск и удостоверение установленного образца.
Приложение N 7. Нормы браковки канатных, цепных стропов, а также текстильных стропов на полимерной основе
Приложение N 7
к Обязательным требованиям
(пп. 122, 150)
Нормы браковки
канатных, цепных стропов, а также текстильных стропов на полимерной основе
Канатный строп подлежит браковке, если число видимых обрывов наружных проволок каната превышает указанное в таблице.
Число видимых обрывов проволок на участке длиной, измеряемой количеством диаметров каната (d, мм), для стропов из канатов двойной свивки
Цепной строп подлежит браковке при удлинении звена цепи более 3% от первоначального размера (рис. 1) и при уменьшении диаметра сечения звена цепи вследствие износа более 10% (рис. 2).
,
где — первоначальная длина звена, мм;
— увеличенная длина звена, мм.
,
где — первоначальный диаметр, мм;
— фактические диаметры сечения звена, измеренные во взаимно перпендикулярных направлениях, мм.
При осмотре текстильных стропов на полимерной основе обращается внимание на состояние лент, швов, крюков, скоб, замыкающих устройств, обойм, карабинов и мест их креплений.
Стропы не допускаются к работе, если:
отсутствует клеймо (бирка) или не читаются сведения о стропе, которые содержат информацию об изготовителе, грузоподъемности;
имеются узлы на несущих лентах стропов;
имеются поперечные порезы или разрывы ленты независимо от их размеров;
имеются продольные порезы или разрывы ленты, суммарная длина которых превышает 10% длины ленты ветви стропа, а также единичные порезы или разрывы длиной более 50 мм;
имеются местные расслоения лент стропа (кроме мест заделки краев лент) на суммарной длине более 0,5 м на одном крайнем шве или на двух и более внутренних швах, сопровождаемые разрывом трех и более строчек шва;
имеются местные расслоения лент стропа в месте заделки краев ленты на длине более 0,2 м на одном из крайних швов или на двух и более внутренних швах, сопровождаемые разрывом трех и более строчек шва, а также отслоение края ленты или сшивки лент у петли на длине более 10% длины заделки (сшивки) концов лент;
имеются поверхностные обрывы нитей ленты общей длиной более 10% ширины ленты, вызванные механическим воздействием (трением) острых кромок груза;
имеются повреждения лент от воздействия химических веществ (кислоты, щелочи, растворителя, нефтепродуктов) общей длиной более 10% ширины ленты или длины стропа, а также единичные повреждения более 10% ширины ленты и длиной более 50 мм;
присутствует выпучивание нитей из ленты стропа на расстояние более 10% ширины ленты;
имеются сквозные отверстия диаметром более 10% ширины ленты от воздействия острых предметов;
имеются прожженные сквозные отверстия диаметром более 10% ширины ленты от воздействия брызг расплавленного металла или три и более отверстия при расстоянии между ними менее 10% ширины ленты независимо от диаметра отверстий;
имеется загрязнение лент (нефтепродуктами, смолами, красками, цементом, грунтом) более 50% длины стропа;
присутствует совокупность всех вышеперечисленных дефектов на площади более 10% ширины и длины стропа;
присутствует размочаливание или износ более 10% ширины петель стропа.
Не допускается эксплуатация стропов со следующими дефектами и повреждениями металлических элементов (колец, петель, скоб, подвесок, обойм, карабинов, звеньев):
трещины любых размеров и расположения;
износ поверхности элементов или наличие местных вмятин, приводящих к уменьшению площади поперечного сечения на 10% и более;
наличие остаточных деформаций, приводящих к изменению первоначального размера элемента более чем на 3%;
повреждение резьбовых соединений и других креплений.
Браковка строп: нормы, правила, порядок
В грузоподъемных работах почти всегда используется такой элемент такелажа как стропы. Они могут быть канатными, текстильными либо цепными. Для того, чтобы стропы обеспечивали безопасность подобных работ, их необходимо регулярно инспектировать. При выявлении нарушения целостности приспособлений они подлежат выбраковке и списанию. Браковка строп осуществляется на основании Правил охраны труда и других документов, в которых прописаны специальные правила и нормы.
Осмотр съемного такелажа проводят инженерно-технические специалисты. Они же принимают решение о возможности восстановления либо необходимости списания. Анализ пригодности строп осуществляется несколькими методами – наружным, внутренним и инструментальным. Результат осмотра заносится в специальный журнал за подписью лиц, в чью сферу ответственности входит данная процедура.
Если грузоподъемные приспособления применяются регулярно и часто, осматривать их нужно не реже, чем раз в 10 дней. Если же они используются от случая к случаю, осмотр строп целесообразно проводить непосредственно перед началом такелажных работ.
Важным параметром пригодности изделий к эксплуатации является маркировка. Она наносится на бирку, которая прикрепляется к приспособлению. В дальнейшем инженерный работник, осуществляющий проверку стропов, ориентируется на соответствие осматриваемого изделия данным, указанным на бирке. Маркировка наносится только после того, как успешно проведены испытания строп.
Нормы выбраковки стальных канатных строп
Эти грузоподъемные приспособления представляют собой одно- или многоветвевые, петлевые или кольцевые изделия, основой который является высокопрочный стальной канат.
В процессе осмотра таких строп ответственный работник обязан обратить внимание на:
соответствие параметров и характеристик приспособления той информации, которая отображена на бирке;
целостность, петель, сердечника, коушей;
состояние наружных и внутренних прядей.
Поводом для браковки каната могут стать:
непригодность к дальнейшей эксплуатации сердечника;
износ внешних прядей более чем на 40%;
повреждения коушей с одновременной утратой 15% толщины троса;
деформация втулок и потеря более 10% толщины;
смещение троса по отношению к фиксирующим его элементам;
состояние, при котором из заплетки значительно выступают отдельные проволочные элементы;
повышенная волнистость, заломы, перекручивания каната;
повреждения, полученные вследствие воздействия экстремальных температур или электрических разрядов;
в случае отсутствия бирки либо читаемой информации на ней.
Существуют определенные нормы обрывов в зависимости от длины каната. Если при осмотре выявлено их превышение, браковка тросанеизбежна. Вот эти нормы:
для канатов длиной в 3 собственных диаметра – 4 обрыва;
для тросов длиной в 30 собственных диаметров – 16 обрывов.
При этом, если износ наружных проволок каната определен на уровне 30% от его диаметра, а также если износ привел к уменьшению самого диаметра на 5 и более процентов, нормы, о которых мы говорим, делятся на два.
По каким параметрам бракуются цепные стропы
Цепной такелаж представляет собой группу изделий с основным несущим элементом в виде цепи из легированной стали облегченного типа 8 класса прочности. Определяют параметры повреждения строп нормативные документы, в которых прописаны правила, касающиеся этого типа такелажного оборудования.
Подход к осмотру и браковке таких строп имеет свои особенности. Для начала технический работник уделяет внимание:
наличию бирки и ее соответствию изделию;
состоянию элементов, соединяющих концы цепи с крюком и с общим звеном;
форме, длине и диаметру каждого звена цепи.
Аргументами в пользу выбраковки могут стать следующие повреждения:
любая выраженная деформация металла;
механические, термические или иные повреждения – трещины, расслоения, вмятины, волосовины;
истончение звеньев вследствие коррозии или износа на 10% и более;
удлинение звена цепи на величину 3% или более от ее диаметра.
Также цепной строп подлежит списанию, если на нем отсутствует бирка, если бирка есть, а данных нет, либо если данные вызывают сомнения относительно того, действительно ли эта бирка принадлежит именно осматриваемому приспособлению.
Нормы браковки текстильных строп
Текстильные стропы – это разновидность съемного такелажного оборудования, конструктивно состоящая из широкой и прочной текстильной ленты, а также петель, крюков, скоб, захватов – в зависимости от разновидности изделия.
При осмотре с целью определения безопасности и целесообразности дальнейшей эксплуатации ленточных строп ответственный сотрудник обращает внимание на:
целостность самой ленты, в том числе, прострочки, петель, соединений с элементами для захвата грузов;
отсутствие критичных загрязнений, способных повлиять на качество и безопасность эксплуатации;
наличие маркировки и ее соответствие паспортным данным изделия.
Выбраковываются текстильные стропы, которые не оснащены биркой с маркировкой или имеют:
узлы либо поперечные разрывы;
продольные порезы и порывы длиной более 50 мм общей длиной более 10% длины ленты;
расслоения, превышающие установленные нормативы;
крупные отдельные повреждения, в том числе, сквозные проколы и прожоги, длина которых превышает 10% ширины текстильной ленты;
три и более сквозных повреждения, которые находятся друг от друга на расстоянии менее 10% ширины стропа;
загрязнения строительными смесями, лакокрасочными изделиями и продуктами переработки нефти – если общая площадь таких загрязнений превышает половину площади ленты.
Каждый тип строп можно гарантированно безопасно использовать только на протяжении определенного периода. Так оптимальный срок эксплуатации канатов и текстильных строп при правильной транспортировке, хранении и применении составляет от 3 до 6 месяцев при работе в одну смену. Съемный такелаж цепного типа можно использовать на протяжении 18 месяцев. Стоит учесть, что гарантийный срок, который дает на свою продукцию производитель, всегда меньше реального периода эксплуатации.
После осмотра грузоподъемных приспособлений при подтверждении их непригодности к дальнейшему использованию составляется акт списания строп. Его подписывают несколько человек – технический работник, который осуществлял осмотр, руководитель и материально-ответственное лицо. В документе должен быть констатирован тот факт, что стропы не подлежат ремонту, восстановлению и дальнейшей эксплуатации.