какие структурные подразделения организации в строительной организации
Организационная структура строительной компании
Для того чтобы создать эффективную организацию любого типа, которая будет работать стабильно и приносить прибыль, необходимо создать мощную организационную структуру.
Органы
Структура управления строительной компании состоит прежде всего из органов управления. Под органами обычно понимают работников этой фирмы, которые занимают определенные должности, а также отвечают за вверенное оборудование, используемое на подконтрольной им территории. Кроме этого, каждый сотрудник из органов управления несет определенную ответственность, а также выполняет свои обязанности.
Кроме этих органов, существует также некая техника управления, в которую входят орудия труда, использующиеся на данном участке строительных работ и подконтрольные одному из органов управления. Из-за быстрого прогресса техники управления она все в большей мере начинает влиять на органы, и, как следствие, меняется структура строительной компании.
Структура организации строительной компании
В структуре управления строительной компанией можно выделить четыре принципиально разных типа руководства. Все эти типы структур обладают своими недостатками и преимуществами.
Комбинированные схемы управления
В настоящее время практически любая структура строительной компании основывается на комбинированных методах управления. Среди таких комбинированных систем выделяют такую, как линейно-функциональная или же линейно-штабная. Принцип работы подобных органов управления включает в себя все, что есть и у линейной, и у функциональной.
Таким образом, у каждой системы есть свой начальник, но решения принимает он не самостоятельно. При каждом директоре есть штаб специалистов в определенных вопросах, которые и занимаются решением проблем. Однако утвердить и разрешить использовать их решение может лишь директор. После того как начальник высшей ступени разрешит использование этих путей решения проблемы, они передаются нижестоящим сотрудникам. У каждого из низших чинов также есть свой штаб, который занимается реализацией пришедших документов, а также выпускает свои, распространяемые еще ниже и т. д. Это и есть сущность работы комбинированной системы управления, которая получила название линейно-штабной.
Преимущества разных систем управления
К преимуществам линейной структуры можно отнести несколько факторов. Прежде всего плюсом будет являться то, что существует единый руководитель. Из-за этого процесс обмена информацией идет строго по вертикали и не имеет задержек в других системах. Чаще всего этот вид построения используется в компаниях, где нет необходимости решать множество задач единовременно. Наибольшая эффективность раскрывается тогда, когда есть малое количество задач и все их нужно решить быстро, и в ближайшей высшей системе управления.
Естественно, что преимуществом функциональной системы будет то, что одну проблему будет решать целый штаб специалистов. Это приводит к тому, что реакция на любые проблемы ускоряется в несколько раз. Из-за этого повышается оперативность работы всех нижестоящих структур.
Недостатки различных форм управления
Как и любая другая вещь, структура строительной компании не может существовать без изъянов. К недостаткам линейных систем управления можно отнести то, что все проблемы на участке приходится решать лишь одному человеку. Это значит, что он должен быть специалистом во всем. Однако, как всем известно, быть таковым невозможно, а значит, велик риск того, что будет принято решение менее квалифицированное, чем могло бы быть. А это чревато убытками для фирмы или же проблемами на участке.
Недостатком в функциональной системе будет то, что каждое решение принимается множеством людей, а значит, будет иметь место частная позиция каждого специалиста. К тому же при таком построении органа управления возникают проблемы с решением того, какое распоряжение выполнять первым. При такой форме управления возникают проблемы с подчинением и распределением ответственности за принятое решение.
Форма управления строительной организацией
Стоит сказать о том, что чаще всего фирма создается, как ООО. Структура строительной компании с таким высшим органом управления может иметь несколько форм. Стоит начать с того, что в хорошей фирме вопрос организации управления никогда не останавливается. Процесс развития структуры должен быть на постоянной основе. Далее стоит понимать, что любая структура управления будет оцениваться советом директоров по трем критериям.
Эти три критерия являются одновременно и формами управления, и критериями, по которым структура оценивается.
Консорциум
Организационная структура строительной компании
Как показывает практика, не все понимают, как выстраивается организационная структура строительной компании. В статье рассказываем о её особенностях и подсказываем, как эта модель может выглядеть для строительного бизнеса.
Понятие организационной структуры предприятия
По сути, организационная структура представляет собой схему, на которой показаны отношения между руководителями и сотрудниками, уровни подчинения, разделение труда и пр. Надо сказать, что такая схема прослеживается в каждой компании, даже если она не строилась там специально (просто тогда она формируется стихийно). Другое дело, что в этом случае и функционал каждой должности формируется так же, из-за чего некоторые функции могут не выполняться. А это неправильно, поскольку компания — это последовательность функций, а её успех и общая производительность напрямую зависят от самого слабого игрока.
Есть и другие недостатки отсутствия спланированной оргструктуры:
Обратите внимание, что выстроить эффективную организационную структуру для своей компании можно только с учётом своей бизнес-стратегии. Если та будет меняться, надо выполнять реорганизацию, чтобы грамотно распределить задачи между подразделениями и минимизировать риск возникновения проблем.
Почему организационная структура нужна строительной компании
У компании, которая занимается возведением различных объектов, целый ряд функций, от качества выполнения, своевременности и согласованности действий которых зависит её общий результат.
Поэтому хорошо, если у неё будет:
Обратите внимание, что на готовой организационной схеме компании должны быть имена членов команды, выполняющих те или иные функции. Если сама структура выстроена правильно, а эти сотрудники знают свои должностные инструкции и в полной мере выполняют обязанности, все отделения работают как единый механизм, что положительно отражается на ключевых показателях бизнеса.
Какие организационные структуры используются сегодня предприятиями, работающими в этой сфере
Эти оргсхемы успешно классифицируются:
Интересно, что, если речь идёт о трест-площадках, там создаётся структурная модель с управляющим во главе, который будет контролировать всю работу. У управляющего могут быть заместители, которые возьмут на себя те или иные функции (снабжение, бухгалтерию и т. д.).
Важные моменты формирования оргструктуры
Создавая схему организационной структуры строительной компании, учитывайте, что необходимо:
Виды организационных структур по типу управления
Выделяют централизованные, или иерархические и децентрализованные.
Централизованные
Встречаются на многих предприятиях и отличаются принципом иерархичности в управлении (то есть вышестоящий уровень отдаёт распоряжение нижестоящему и т. д.). При этом есть разделение труда по функциям и правила найма персонала, согласно которым сотрудников подбирают строго в соответствии с требованиями должности.
Выделяются и типы централизованных структур:
Децентрализованные
Проектная структура. Предусматривает создание команды специалистов для реализации определённого проекта. То есть, если строится крупный комплекс, привлекаются проектировщики, инженеры, строители и т. д. По окончании одного проекта специалисты переходят на другие.
Матричная. Напоминает сетевую, основанную на принципе двойного подчинения. При её использовании создаются проектные группы с временными руководителями, однако при этом члены проектных групп продолжают выполнять обязанности, выданные им руководителями их функциональных отделов. Преимущество такой структуры в возможности более эффективно использовать ресурсы (компетентность, знания сотрудников) или оперативно решать вопросы по проекту. Есть и недостатки: сложность в управлении, риски конфликтов из-за одновременных распоряжений, поступивших одному сотруднику от разных руководителей, и пр.
Сетевая. Предусматривает создание отдельных единиц (например, компаний), которые по контракту выполняют разные функции. При этом в таких компаниях есть одна головная организация, которая контролирует деятельность всех этих единиц.
Выводы
Организационная, или организационно-штатная структура компании — это модель построения в ней подразделений и распределения функций. Она очень важна для строительного бизнеса, поскольку успех задействованных в сфере предприятий напрямую зависит от качествами выполняемых ими функций, своевременности и согласованности их действий.
Есть разные виды таких структур, которые могут подойти строительным предприятиям. Главное, выбирать эти структуры в соответствии со стратегией и прописывать на них имена сотрудников, на которых возложены те или иные функции.
7.4 Принципы формирования структуры строительных предприятий (организаций)
Формирование структуры строительного предприятия (строительной организации) предполагает:
— формирование или уточнение структуры организации;
— установление параметров организации, режимов работы ее подразделений и отношений между ними;
— обеспечение организации необходимыми ресурсами;
— создание внутренней культуры.
Структуру организации можно изобразить в виде схемы, которая отображает подразделения, их группировку и координацию и показывает состав отделов, секторов и дpyгиx Линейных и функциональных единиц организации.
Структура должна соответствовать целям предприятия, и если такого соответствия нет, то ее необходимо реорганизовать либо заменить на новую.
При формировании структуры учитывают размеры предприятия, имеющиеся в его распоряжении технологии (поскольку от этого зависит то, каким образом служащие связываются друг с другом, обмениваются информацией и сотрудничают в процессе своей деятельности) и персонал (очевидно, что крупные компании будут иметь иную структуру, нежели небольшие). Необходимо стремиться к тому, чтобы организационная структура позволяла обеспечить эффективное взаимодействие как между сотрудниками и подразделениями внутри организации, так и взаимодействие с внешней средой. В конечном счете структура организации должна способствовать выпуску продукции (предоставлению услуг), которая удовлетворяла бы требованиям потребителей.
Во-вторых, можно выстраивать блоки организации вокруг видов выпускаемой продукции (продуктовая департаментализация). Как правило, необходимость в этом возникает, когда ассортимент производимой продукции значительно увеличивается.
В-третьих, с ростом организации неизбежно образование департаментов в других городах, областях, странах. Здесь уместно формировать структуру организащш по территориальному признаку (географическая департаментализация).
Большое влияние на структуру организации оказывает избранный способ управления. Именно он определяет ее топологию.
Способы управления подразделяются на единовластный и соучастный.
Единовластие означает, что управление производится без учета мнения коллектива. Отсюда возникает жесткая вертикаль власти.
Соучастие (партисипативное управление) призвано вовлечь работников в управление предприятием. При таком способе управления каждый член коллектива имеет право знать цели организации, ее финансовое состояние, высказывать свое мнение и свои предложения. Решающая роль в принятии стратегических решений также принадлежит коллективу. Соучастное управление является сильным мотивирующим фактором.
В созданной структуре организации следует задать режимы работы подразделений, а также регламентировать взаимоотношения между ними.
Особо следует выделить необходимость формирования внутренней культуры предприятия, которая представляет собой систему ценностей, убеждений и норм поведения, сложившихся в организации, и проявляется в отношениях между работающими, с организацией и с внешней средой. Такая культура должна отличаться высокой чувствительностью к изменениям внешней среды, научно-техническому прогрессу и единым для организации ценностям (честность, участие, диалог, открытость, делегирование и доверие).
Выполнение функции строительного предприятия включает в себя решение различных задач, которые целесообразно разделить на следующие этапы:
— формирование или корректировка организационной структуры;
— установление взаимосвязей между подразделениями в организационной структуре;
— обеспечение взаимодействия между подразделениями и персоналом внутри подразделений и организации путем контроля и регулирования (распорядительства) их деятельности.
Под структурой аппарата управления строительных предприятий (организаций) следует также понимать состав ступеней и звеньев управления, их взаимосвязь и подчиненность.
Современные организационные структуры предприятий имеют множество модификаций.
Главный инженер отвечает за проведение технической политики и правильную организацию строительного производства, за внедрение достижений научно-технического прогресса.
На первом этапе в организации следует выделить подразделения и определить их состав. Деление происходит в соответствии с общими целями и стратегией организации. Каждое подразделение должно иметь четко определенные задачи и функции (табл. 7.1). Таким образом, под организационной структурой управления понимается упорядоченная совокупность звеньев управления и связей между ними. В ней выделяют такие понятия как элементы (звенья), связи и уровни. Элементами организационной структуры являются службы, группы и работники, выполняющие те или иные функции. В свою очередь, между подразделениями существуют определённые связи, среди которых выделяют горизонтальные, вертикальные, линейные и функциональные связи.
Краткое изложение основных задач и функций отделов аппарата управлением строительного предприятия (фирмы)
Организация комплексного экономического анализа деятельности управления и участие в разработке мероприятий по эффективному использованию производственных мощностей, материальных и трудовых ресурсов. Формирование ценовой политики организации. Разработка и подготовка к утверждению проектов перспективных и текущих планов экономической деятельности и развития. Формирование и определение экономической стратегии развития организации с целью адаптации его хозяйственной деятельности и системы управления к изменяющимся в условиях рынка внешним и внутренним экономическим условиям. Расчет и планирование финансово-экономических показателей.
Консультирование руководителей С1руюуркых подразделений и работников по вопросам законодательства РФ. Проверка соответствия закону представляемых на подпись генеральному директору документов правового характера. Определение форм договорных отношений с учетом производственных и финансовых планов, взаимоотношений с
контрагентами и др. Разработка примерных форм договоров. Урегулирование разногласий с контрагентами и др.
Составление сводных спецификаций и лимитов потребности строительных материалов и оборудования, графиков поставки в соответствии с графиком производства работ. Осуществление отчетности и контроля за правильным использованием выделенных материалов по целевому назначению, за своевременным выполнением поставщиками обязательств по договорам и заказам. Изучение маркетинговой информации, установление связей с перспективными поставщиками.
Функциональные связи имеют место по линии движения информации и управленческих решении по функциям управления. Функциональные связи имеют совещательную природу, реализуют информационное обеспечение координации. Они направлены снизу вверх и выступают в форме совета, рекомендации, альтернативного решения.
Таким образом, делегирование полномочий представляется неотъемлемой и органичной частью организации всего управления в целом.
Делегирование полномочий означает передачу ответственности за выполнение части работы, за которую в целом, тем не менее, продолжает нести ответственность руководитель.
Таким образом, делегирование полномочий включает в себя такие понятия как полномочия и ответственность, без которых оно немыслимо.
Делегирование позволяет руководителю передать часть своих задач подчиненным. Это помогает ему освободить себя для решения задач, требующих большей значимости, таких, например, как стратегическое планирование и управление.
Вместе с тем делегирование создает возможность для профессионального роста подчиненных и имеет принципы, на которых оно базируется.
Единоначалие предполагает, что сотрудник должен иметь только одного непосредственного начальника, перед которым он должен нести ответственность за выполнение порученных ему заданий.
Соответствие предполагает, что состав и характер полномочий должен быть адекватным составу и характеру задач, поручаемых работнику.
Достаточность означает, что масштабы ответственности не должны превышать индивидуальные возможности сотрудника, т. е. нельзя требовать от него больше, чем он может сделать. Отчасти этот принцип связан с принципом соответствия, так как состав и характер полномочий, находящихся в распоряжении сотрудника, в значительной мере определяет весь спектр его возможностей.
Мотивированность является неотъемлемой частью делегирования полномочий, так как расширение сферы ответственности сотрудника ведет к увеm1-чению его занятости и должно поощряться. Поощрение может носить не только материальный характер.
Координация предполагает, что руководитель должен создать механизм контроля, и если такой механизм неэффективен, у руководства появляются основательные причины для беспокойства относительно делегирования дополнительных полномочий подчиненным.
Если поручение носит директивный характер, то на этом процесс делегирования завершается, в противном случае необходимо убедиться, что сотрудник правильно понял порученное ему задание и может его выполнить.
Если руководитель не будет разрешать подчиненным выполнять новые задания с дополнительными полномочиями, то они не будут повышать свою квалификацию.
Некоторые руководители так погружаются в повседневную работу, что не в состоянии охватить долгосрочную перспективу и не могут полностью осознать значение распределения работы между подчиненными.
Разделение и кооперация труда между линейными работниками (по основным функциям)
Материал таблицы свидетельствует о том, что функции линейных работников могут быть оптимизированы в зависимости от масштаба объектов или их комплектов, от рассредоточенности объектов и от других организационных факторов.
Основные типы организационных структур строительной организации
Под организационной структурой понимается упорядоченная совокупность (состав) подразделений аппарата управления и схема взаимосвязей между ними, обеспечивающие функционирование и развитие строительно-монтажной организации как единого целого. Элементами этой структуры являются отдельные работники, службы и другие звенья аппарата управления, между которыми устанавливаются соответствующие производственно-управленческие отношения, называемые связями. Их состав численность могут быть различны в зависимости от размеров строительно-монтажных организаций, характера выполняемых работ и характера осуществляемого строительства, а также от внешних условий функционирования.
Теория и практика выделяет следующие применяемые в строительстве иерархические структуры управления производством: линейная; функциональная; линейно-штабная; линейно-функциональная.
Линейная структура управления (рис.2) характеризуется строгой иерархией ее построения. Каждое звено структуры имеет одного руководителя и несколько подчиненных звеньев. При этой структуре руководителю более высокого уровня управления непосредственно подчинен ряд руководителей нижестоящего уровня управления. Все распорядительные функции при этом сосредоточены в руках единого руководителя, а каждый последующий подчиненный руководитель получает указания только от вышестоящего над ним руководителя, перед которым он и отчитывается по результатам выполнения заданий и распоряжений.
Линейная структурауправления проста, обеспечивает единоначалие и повышение ответственности руководителей всех уровней, исключает возможность рассогласования управляющих команд и действий.
Рис. 2. Линейная структура управления в строительстве
Недостатком указанной структуры является ограниченная возможность квалифицированно решать все вопросы управления, так как одно лицо-руководитель не может быть высококомпетентным по всем направлениям управления производственно-хозяйственной и финансовой деятельностью. Поэтому на практике применение указанной структуры ограничено относительно небольшими строительными или монтажными организациями, а также внутри средних и крупных организаций на уровнях управления, где выполнение функций управления может быть обеспечено одним человеком, в частности на уровне управления строительными участками и возведением отдельных объектов.
При функциональнойструктуре управления (рис.3) предусматривается специализация руководящих звеньев при выполнении определенных функций управления. Все службы аппарата управления получают указания и распоряжения от этих звеньев по соответствующим вопросам.
Достоинство функциональной структуры управления состоит в более квалифицированном решении конкретных задач управления специалистами соответствующего направления. Вместе с тем при применении указанной структуры сама система управления становится сложнее с большим числом связей. А это может приводить к возникновению неувязок и противоречий при принятии решений функциональными подразделениями по разным направлениям деятельности. Усложняется также поток прохождения информации, увеличивается время на согласование распорядительных и других документов. Функциональная структура в наибольшей степени применима в малых и средних по размеру строительно-монтажных организациях при руководителе, имеющем необходимый опыт руководящей работы и обладающем многосторонними знаниями в области техники, технологии, организации и управления строительством.
Рис.3. Функциональная структура управления строительным производством
Наличие отмеченных недостатков функциональной структуры предопределили применение так называемой линейно-штабной структуры управления (рис.4). Основу этой структуры составляет организация при руководителе-единоначальнике специализированных отделов, групп (штабов) для выполнения работ по обеспечению соответствующих функций управления.
Рис.4. Линейно-штабная структура управления строительным производством
Прилинейно-штабнойструктуре управления руководитель совместно с функциональными службами аппарата управления подготавливает, а затем принимает управленческие решения по различным направлениям производственной и хозяйственной деятельности и передает их на исполнение нижестоящим руководителям управляющей системы, как и при линейной структуре управления. Достоинство линейно-штабной структуры управления заключается в сочетании квалифицированного решения вопросов управления и соблюдении принципа единоначалия, единого распорядительства. Недостатком структуры является преимущественность ее применения в малых и средних строительно-монтажных организациях, поскольку, как указывалось выше, одно лицо не в состоянии при большом объеме управленческой работы быть достаточно компетентным специалистом и не в состоянии принять обоснованные решения по разным вопросам управления. В крупных организациях такая структура может быть применена только локально, например, для решения задач их перспективного развития.
Наиболее применяемой на практике структурой управления крупными строительно-монтажными организациями является линейно-функциональная(комбинированная), соединяющая преимущества линейной и функциональной структур (рис.5). Данная структура предусматривает, что руководитель высшего уровня, получая обоснования и предложения от подчиненных ему функциональных подразделений аппарата управления, принимает решения и передает их вниз по ступеням для исполнения. Одновременно функциональные службы верхнего уровня управления передают свои обоснования и предложения аналогичным функциональным службам производственных и других подразделений строительно-монтажной организации. Кроме того, руководители служб последующих уровней управления могут получать для использования советы, рекомендации и инструкции от соответствующих служб верхнего уровня управления.
Рис.5. Линейно-функциональная структура управления строительным производством
Новые условия хозяйствования, необходимость решать задачу строительства или реконструкции объектов под определенные цели в заданные сроки обусловливают новые подходы к построению организационных структур управления строительным производством. Получает распространение создание структур управления под реализацию конкретных строительных проектов.
В связи с расширением применения проектного управления в строительстве и увеличением объемов реконструкции существующих объектов хозяйственным способом особо следует остановиться на матричнойструктуре управления, которая представляет собой решетчатую организацию, построенную на принципе двойного подчинения исполнителей непосредственно руководителю функциональной службы аппарата управления и одновременно руководителю команды управления проектом или программой. При такой структуре руководитель проекта или программы командует членами своей группы по управлению ими и другими работниками функциональных отделов, подчиненных ему временно для решения конкретных вопросов и проблем.
Применение матричных структур при управлении строительством обычно охватывает деятельность строительно-монтажных организаций, касающуюся осуществления конкретных проектов и программ.
Рис.6. Принципиальная схема матричной структуры управления строительным производством
Успех применения матричных структур в значительной степени зависит от того, в какой мере руководители проектов и программ обладают качествами менеджеров и владеют технологией и методами проектного управления.
К преимуществам матричной модели относятся ее гибкость и возможность передавать информацию без потерь (чего лишены структуры линейно-функционального типа).
Однако есть и существенный минус: вероятность возникновения конфликта интересов на предприятии. Когда один работник принимает задачи сразу от нескольких начальников, не всегда понятно, чье поручение более приоритетно.
Проектные структуры(рис. 7)формируются при разработке организацией проектов, охватывающих любые процессы целенаправленных изменений в системе. Управление проектом включает определение целей, формирование структуры, планирование, организацию выполнения работ и координацию действий исполнителей.
Преимущества структуры управления по проектам:
— сокращение численности управленческого персонала по сравнению с иерархическими структурами.
Рис. 7. Проектная организационная структура
Недостатки структуры управления по проектам:
— очень высокие требования квалификации, личным и деловым качествам руководителя проекта, который должен не только управлять всеми стадиями жизненного цикла проекта, но и учитывать место проекта в сети проектов компании;
— дробление ресурсов между проектами;
— сложность взаимодействия большого числа проектов в компании;
— усложнение процесса развития организации как единого целого.