какие структуры мозга участвуют в формировании эмоций
Какие структуры мозга участвуют в формировании эмоций
Поясная извилина является частью лимбической системы: изображение Mri cingulate cortex Sutudy Blue
Что такое лимбическая система? Ещё со времен Аристотеля ученые занимались исследованиями таинственного мира человеческих эмоций. Исторически сложилось так, что эта область науки всегда вызывала много споров и интенсивных дискуссий; пока научной мир не пришёл к тому, чтобы признать, что эмоции являются неотъемлемой частью человеческой природы. В самом деле, в настоящее время наука подтверждает, что существует некая структура мозга, а именно лимбическая система, которая регулирует наши эмоции.
Термин “лимбическая система” был предложен американским ученым Полом Д. Маклином в 1952 году в качестве нервного субстрата для эмоций (Маклин, 1952). Он также предложил концепцию триединого мозга, согласно которой человеческий мозг состоит из трёх частей, насаженных одна на другую, как в матрёшке: древний мозг (или мозг рептилии), средний мозг (или лимбическая система) и неокортекс (кора больших полушарий).
Проверьте основные функции вашего мозга с помощью Общего когнитивного теста от CogniFit
Компоненты лимбической системы
“Гипоталамус, ядро передней части поясной извилины, поясная извилина, гиппокамп и его соединения представляют собой слаженный механизм, который отвечает за центральные эмоциональные функции, а также принимает участие в выражении эмоций”. Джеймс Пейпец, 1937
Лимбическая система – изображение: ранняя стимуляция UTA
Функции лимбической системы
Лимбическая система и эмоции
Лимбическая система в мозге человека выполняет следующую функцию. Когда мы говорим об эмоциях, автоматически у нас возникает чувство некоторого отторжения. Речь идет о той ассоциации, которая до сих пор имеет место с того времени, когда концепт эмоций выглядел как что-то тёмное, замутняющее разум и интеллект. Некоторые группы исследователей утверждали, что эмоции опускают нас до уровня животных. Но на самом деле, это совершенно верно, потому что, как мы увидим далее, эмоции (не столько сами по себе, сколько та система, которую они активируют) помогают нам выжить.
Эмоции были определены как взаимосвязанные ответные реакции, вызываемые ситуациями награды и наказания. Награды, например, способствуют реакциям (удовлетворение, комфорт, благополучие и т.д.), которые привлекают животных к адаптивн ым стимулам.
Функции лимбической системы, не связанные с эмоциями
Как и следовало ожидать, память – это ещё одна важная функция, необходимая нам для выживания. Хотя существуют и другие типы памяти, эмоциональная память относится к стимулам или ситуациям, которые являются жизненно важными. Миндалина, префронтальная кора головного мозга и гиппокамп участвуют в процессах приобретения, поддержания и исчезновения фобий из нашей памяти. Например, боязнь пауков, которая присутствует у людей, чтобы в конечном итоге облегчить им выживание.
Лимбическая система также контролирует пищевое поведение, аппетит и работу обонятельной системы.
Клинические проявления. Нарушения в работе лимбической системы
1- Деменция
2- Тревожность
Расстройства тревожности являются результатом нарушений в регуляции активности миндалины. В научной литературе подробно описана цепь страха, в которой задействованы миндалина, префронтальная кора и передняя часть поясной извилины головного мозга. (Cannistraro, 2003).
3- Эпилепсия
Эпилепсия может проявляться как следствие изменений в лимбической системе. Височная эпилепсия является наиболее распространённой у взрослых, и происходит в результате склероза в гиппокампе. Есть мнение, что этот тип эпилепсии связан с дисфункцией на уровне лимбической системы.
4- Аффективные расстройства
Нейропсихологический тест CogniFit на риск присутствия депрессии
5- Аутизм
Аутизм и синдром Аспергера ведут за собой изменения в социальных аспектах. Некоторые структуры лимбической системы, такие, как поясная извилина и миндалина, претерпевают негативные изменения при этих заболеваниях.
Перевод Александры Дюжевой
Примечания:
Rajmohan, V., y Mohandas, E. (2007). The limbic system. Indian Journal of Psychiatry 49 (2):132-139
Maclean PD. The triune brain in evolution: Role in paleocerebral functions. New York: Plenum Press; 1990
Лимбическая система мозга
Именно с приведения в порядок лимбической системы мозга и началась моя реабилитация после тяжёлой ЗЧМТ. Для начала мы должны разобраться, как же устроен наш мозг и за какие аспекты жизни отвечает глубокая лимбическая система.
Нужно отметить, что некоторым современным исследователям не нравится концепция «лимбической системы». Они считают, что теория устарела и вводит в заблуждение, поскольку каждый компонент глубокой лимбической системы работает индивидуально и выполняет свою уникальную функцию. Поэтому в научном поиске лучше всего сосредоточиться на изучении каждого компонента мозга отдельно.
Самая трудная вещь на свете — это думать своей собственной головой. Вот, наверное, почему так мало людей этим занимаются.
Нейрофизиология эмоций
Все зарождается в мозгу и заканчивается там же. Как бы этого ни желали многие теологи прошлого и современности, именно физическая работа нашего мозга практически на 100% определяет само течение и качество нашей жизни (способность ощущать чувство удовлетворения и счастья; общаться с окружающими; быть успешным в своих делах и пр.) От работы мозга зависит и то, как человек будет учиться в школе, каким супругом он станет, сможет ли он быть последовательными в достижении своих целей, как он будет воспитывать своих детей и так далее.
Мозг — это орган разума. Современные анатомисты описывают мозг в терминах эволюционного пути, по которому мы движемся. У нас есть части так называемого древнего мозга, среднего и новорождённого, каждый из которых имеет разные свойства. Разработал и развил эту модель изобретатель самого термина «лимбическая система» американский врач и нейробиолог доктор Пол Д. Маклин (Paul D. MacLean). Он выделил три системы мозга:
Дети не рождаются с новыми программами мозга. Старые программы уже встроены в нас, и их не нужно изучать. Если говорить о примерах, то к числу самых выраженных «старых программ» относятся такие негативные качества, как алчность (желание завладеть понравившейся вещью грабительским способом), территориальная агрессия, гнев и ревность. Конечно же, есть и положительные врождённые качества, как, например, желание формировать новые социальные ячейки и альтруистически помогать её членам ради общего блага.
Проще говоря, лимбическая система — это связующее звено, которое заставляет эффективно взаимодействовать все «модули» мозга, обеспечивая выживание и взаимодействие с социумом.
Это, кстати, во многом оправдывает женщин, вошедших в период ПМС. Теперь видно, что их способность (с точки зрения многих мужчин) становиться просто невыносимыми, зависит не только от их врождённой вредности и черт характера, но и от химических изменений мозга, связанных с гормональными изменениями организма. Тем более, что в глубокой лимбической системе мозга находится наибольшая концентрация эстрогеновых рецепторов из-за чего они являются более чувствительными к изменениям, связанным с менструальным циклом, рождением ребёнка или менопаузой. Их мозг бывает чисто физически не может справится с таким сильным выбросом гормонов.
Глубокая лимбическая система и эмоции
Многим знакомо состояние, когда всё вокруг рассматривается исключительно в негативном ключе. Такое состояние преследовало меня первые два года жизни. Отрицательные эмоции превращаются в сплошную пелену негатива и полностью окутывают человека. Не испытывали ничего подобного лишь те счастливчики, чья лимбическая система хорошо развита и прекрасно справляется со своей работой. Всем остальным приходится похуже, поскольку лимбическая система включает в себя три структуры мозга, которые могут вызывать симптомы депрессии и тревоги. Это гипоталамус, миндалевидное тело и гиппокамп.
Глубокая лимбическая система управляет нашими эмоциями.
Что касается общих функций лимбической системы, то если говорить вкратце, она отвечает за следующее:
Влияние лимбической системы на эмоциональную окрашенность
В данном случае глубокая лимбическая система принимает роль призмы, сквозь которую люди воспринимают всё происходящее. Благодаря её работе любое событие обретает эмоциональную окраску (сами эмоции зависят от эмоционального состояния человека). Когда активность лимбической системы повышается, и система некоторое время находится в перевозбуждённом состоянии, это приводит к истощению и угнетению работы всех её структур. И тогда даже самые простые и безобидные вещи будут восприниматься сквозь негатив.
Простой пример: беседа условно нормального человека и человека с гиперактивной лимбической системой (уже настроенного негативно). В этом случае собеседник практически всё сказанное будет истолковывать в негативном ключе. Характерными страхами человека будет боязнь того, что ему что-то недоговаривают или говорят неправду. Также возможен эффект «чтения между строк» (когда в безобидных речевых оборотах слышатся ирония или оскорбление). Если такая ситуация продолжается достаточно долго, это вызывает реакцию отторжения от общества и желание уединиться от всего, что причиняет боль.
Мотивация и устремление
Устремления и мотивация — это также области работы глубокой лимбической системы. Её работу в этом направлении каждый может почувствовать сам «включаясь» по утрам и находя стимулы каждый день поднимать себя из уютной постели и выполнять нужную и полезную работу на протяжении дня. Ключевую роль здесь играет гипоталамус. Как структура, ответственная за сон и аппетит, именно он на 80% отвечает за нарушения мотивации и многие другие эмоциональные проблемы. Теперь вы понимаете почему не сможете стать тем кем хотите пока не приведёте в порядок глубокую лимбическую систему мозга. С низкой мотивацией далеко не уедешь. Но и на одной лишь мотивации тоже. Сама по себе мотивация без цели вещь не долгая.
Лимбическая система управляет мотивацией человека.
Общение и формирование привязанностей
Способности человека общаться и формировать привязанности — прямой результат работы глубокой лимбической системы. Этот факт был неоднократно доказан опытами над животными. К примеру, подопытные крысы, которым удалили эту часть мозга, демонстрировали полное безразличие к своим сородичам. Матери больше не кормили своих детёнышей, воспринимая их как неодушевлённые предметы. В других опытах обычных и оперированных крыс помещали в центр лабиринта, в центре которого было спрятано много еды. Здоровые крысы, наевшись, принимались активно звать сородичей, чтобы те приняли участи в трапезе. Крысы с удалёнными структурами мозга, не делали ничего подобного. Они лишь ели, испражнялись и спали.
Существует утверждение, которое гласит, что люди — это лишь один из видов социальных животных. И его трудно отрицать. Ведь вне зависимости от особенностей личного мировосприятия, без поддержания связей, человек не может чувствовать себя по-настоящему позитивно.
Обоняние
Лимбическая система и чувство обоняния связаны самым прямым образом. Из пяти чувств только обонятельная система связана напрямую с мозговым «вычислительным центром». Прочие органы чувств (слух, зрение, вкус, осязание) используют промежуточный «костыль», который перераспределяет полученные данные по нужным областям мозга. Именно с такой интересной особенностью связано такое сильное влияние запахов на эмоциональное состояние человека. И сегодня этим активно пользуются маркетологи, занимающиеся продажами дезодорантов и различной парфюмерии. Ведь красивый и свежий аромат вызывают позитив и притягивает, а неприятный запах, наоборот.
Сексуальность
С одной стороны это делает их сильнее (более высокая степень эмпатии и простое налаживание личных связей), но за преимущества нужно платить повышенной восприимчивостью к гормональным изменениям и склонностью к депрессии.
Лимбическая система играет важную роль в налаживании социальных связей, но, когда она начинает сбоить, случаются проблемы, о которых мы поговорим в следующий раз.
СТРУКТУРЫ МОЗГА, РЕАЛИЗУЮЩИЕ ФУНКЦИИ ЭМОЦИЙ
Результаты нейрофизиологических экспериментов показывают, что потребности, мотивации и эмоции имеют различный морфологический субстрат. Так, при стимуляции зон самораздражения латерального гипоталамуса градуально нарастающим электрическим током поведенческие реакции крысы всегда имеют одну и ту же последовательность. Слабое раздражение вызывает генерализованное поисковое поведение без обращения к находящимся в камере целевым объектам – пище, воде, педали для самораздражения. При усилении интенсивности тока животное начинает есть, пить, грызть и т.п. По мере дальнейшего усиления тока возникает реакция самораздражения с сопутствующими мотивационными эффектами, а затем – только самораздражение. Введением определенных фармакологических веществ в зоны самораздражения можно избирательно повлиять на мотивационные и эмоциональные компоненты поведения, например ослабить стремление животного к пище, не изменив объем ее поглощения в случае контакта [Ikemoto, Panksepp, 1996].
В зонах самораздражения латеральной преоптической области и латерального гипоталамуса зарегистрирована активность нейронов, специфически изменяющих свою активность при мотивационных и эмоционально позитивных состояниях, вызываемых электрическими и натуральными стимулами, изменением уровня пищевой и водной мотивации. Нейроны первого типа (мотивационные) обнаружили максимум активации при силе тока, вызывающей мотивационное поведение, и тормозили свою активность при снижении уровня естественной мотивации. Нейроны второго типа (подкрепляющие) достигали максимума активации при стимуляции силой тока, вызывающей самораздражение, и активировались при насыщении. Мотивационные и эмоционально позитивные состояния находятся между собой в конкурентных отношениях и вызывают противофазные перестройки нейронов первого и второго типов [Зайченко и др., 1995].
Как показали эксперименты Н.Г. Михайловой и М.И. Зайченко в лаборатории П.В. Симонова, нейроны этих двух типов по-разному участвуют в реализации классических и инструментальных оборонительных условных рефлексов у крыс, когда условный сигнал (свет) сочетается с эмоционально негативным внутримозговым раздражением дорзолатеральной покрышки. На рис. 7.1 представлены изменения импульсной активности мотивационных (наверху) и позитивно подкрепляющих (внизу) нейронов латерального гипоталамуса при осуществлении условных оборонительных рефлексов: классического, избавления и избегания. Столбики последовательно показывают частоту разрядов за 5 с до условного стимула, при действии света, при действии света совместно с током и после выключения стимулов. Как следует из рисунка, осуществление классического условного рефлекса и реакции избавления сопровождается усилением активности мотивационных нейронов и подавлением импульсации подкрепляющих. Только хорошо выработанная реакция избегания, при которой крыса перестает получать наказание электрическим током, ведет к усилению активности позитивно подкрепляющих нейронов. Эти данные позволяют ответить на давно обсуждаемый в литературе вопрос: что именно служит подкреплением инструментальных оборонительных рефлексов? В случае классических рефлексов и реакций избавления подкреплением служит эмоционально негативное состояние страха. При успешном осуществлении реакции избегания в процесс вовлекается механизм положительных эмоций.
Рис. 7.5. Схема взаимодействия мозговых структур в процессе организации поведенческого акта: ФК– фронтальная кора; ГИП– гиппокомп; М– миндалина; ГТ– гипоталамус; сплошные линии – информационная афферентация, пунктирные – мотивационные влияния, точечные – эмоционально окрашенная афферентация
Исследование последствий хирургического, иммунологического или фармакологического выключения подробно описанных ранее мозговых образований привело к представлению о том, что индивидуальные особенности соотношения «информационной» системы (фронтальная кора и гиппокамп) с «мотивационной» системой (миндалина и гипоталамус) лежат в основе параметра экстра-интроверсии. Соотношение систем «фронтальная кора – гипоталамус» и «гиппокамп – миндалина» определяет другой параметр индивидуальных особенностей поведения, близкий по своим характеристикам параметру невротицизма – эмоциональной стабильности (рис. 7.6). Гипотеза о том, что отношения между так называемой информационной системой (неокортекс и гиппокамп) и мотивационной системой (миндалина и гипоталамус) представляют биологический субстрат интроверсии – экстраверсии и что отношения между новой корой и гипоталамусом, с одной стороны, и гиппокампом и миндалиной, с другой, формируют основу невротицизма, получила признание. Причем считается, что хотя эти идеи извлечены главным образом из опытов на крысах, они определенно обеспечивают достоверность концепции [Orebeke, 1988].
Рис. 7.6. Гипотетическая схема зависимости параметров интро-экстраверсии и эмоциональной стабильности – невротицизма от индивидуальных особенностей взаимодействия мозговых структур
Добавить комментарий Отменить ответ
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.
Нейро-физиологические механизмы эмоций
Структуры мозга, участвующие в эмоциях. Физиологическая часть теории Кеннона-Барда. Нервные центры эмоций. Роль ретикулярной формации в формировании эмоций. Физиологические основы эмоций. Участие структур мозга в образовании эмоциональной реакции.
Рубрика | Психология |
Вид | курсовая работа |
Язык | русский |
Дата добавления | 15.09.2009 |
Размер файла | 28,2 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Министерство Общего и Профессионального образования
Южно-Уральский Государственный Университет
Кафедра общей и возрастной психологии
Нейро-физиологические механизмы эмоций
Выполнил: Денисенко В.С.
Проверил: Недоспасов В. О.
1. Структуры мозга, участвующие в эмоциях
2. Нервные центры эмоций
3. Физиологические основы эмоций
Эмоции в жизни человека играют очень важную роль. Практический психолог, зная механизмы возникновения эмоций, может помочь людям справиться с ними, предупредить развитие отрицательных эмоций, перебороть свой страх, клаустрофобию.
Эмоции- одно из проявлений субъективного отношения человека к окружающей действительности и к самому себе. Радость, горе, страх, гнев, сострадание, блаженство, жалость, ревность, безразличие, любовь- нет конца словам, которые определяют различные виды и оттенки эмоций. С физиологической точки зрения, они представляют собой реакции организма на воздействие внешних и внутренних раздражителей, имеющие ярко выраженную субъективную окраску и охватывающие все виды чувствительности. Однако они проявляются не только в субъективных переживаниях, о характере которых мы можем узнать только у человека, и, исходя из них, строить аналогии для высших животных, но и в объективно наблюдаемых внешних проявлениях, характерных действиях, мимике, вегетативных реакциях. Эти внешние проявления достаточно выразительны.
Состояние эмоционального напряжения сопровождается существенными изменениями функций ряда органов и систем, подобно пожару, охватывающему организм. Эти изменения функций бывают столь интенсивными, что представляются подлинной «вегетативной бурей». Однако в этой «буре» есть определённый порядок. Эмоции вовлекают в усиленную деятельность лишь те органы и системы, которые обеспечивают лучше взаимодействие организма с окружающей средой. Возникает резкое возбуждение симпатической части вегетативной нервной системы.
1. Структуры мозга, участвующие в эмоциях
Решающая роль в формировании эмоций принадлежит лимбической системе, ретикулярной формации, лобным и височным долям.
1) Лимбическая система (Л.с.).
Л.с. включает несколько связанных друг с другом образований. К ней относятся поясная извилина, свод, перегородка, некоторые ядра передней области таламуса, а также расположенный ниже небольшой, но важный участок мозга- гипоталамус (Hpt), миндалина, гиппокамп. Три последних участка мозга являются самыми важными, на них-то мы и обратим внимание.
Hpt. Hpt- это высший центр регуляции внутренней среды организма. В нём есть нейроны, которые активируются или, напротив, снижают активность при изменениях уровня глюкозы в крови и ликворе, изменениях осмотического давления, уровня гормонов и т.д. Другой способ оповещения Hpt-ом об изменениях внутренней среды представлен нервными афферентными путями, собирающими импульсацию от рецепторов внутренних органов. Изменения параметров внутренней среды отражают ту или иную потребность, а Hpt, в соответствии с этим, формирует мотивационную доминанту. Нейроны латерального Hpt взаимодействуют с некоторыми структурами лимбической системы, а через передние ядра таламуса влияют на ассоциативную теменную область коры и двигательную кору, инициируя тем самым замысел движений.
При хирургическом повреждении определённых участков Hpt животные теряют чувства насыщения и голода, которые, как известно, тесно связаны с эмоциональным состоянием удовольствия и неудовольствия. В результате утраты этих чувств сытое животное безудержно поглощает пищу и может погибнуть от обжорства, а голодное животное отказывается от еды и тоже погибает.
При раздражении верхних и передних отделов Hpt вызывает у крыс агрессивную реакцию и, однажды испытав её, они впоследствии всячески избегали её вызывать. Видимо, в этом случае активируются структуры, имеющие отношение к формированию отрицательных эмоций. «Зоны удовольствия» совпадали с путями передачи возбуждения от дофаминэргических нейронов чёрной субстанции и адренэргических нейронов голубого пятна. Это значит, что синтез и секреция дофамина и норадреналина играет существенную роль в возникновении чувства удовольствия. В ядрах Hpt находится много различных рецепторов. Hpt обладает свойством воспринимать изменения внутренней среды, а также смещения константы крови, т.е. они обладают центральной рецепторной функцией.
Вся совокупность имеющихся в настоящее время данных свидетельствуют о том, что Hpt является ключевой структурой для реализации наиболее древней подкрепляющей функции эмоций.
Миндалина (миндалевидное ядро). Это клеточное скопление величиной с орех. Эксперименты над животными показывают, что миндалина ответственна за агрессивное поведение или реакцию страха. Поражение миндалин у обезьян влияет на эмоциональное и социальное поведение и может привести к эмоциональным нарушениям, сходным с расстройствами, сопровождающими такое заболевание как шизофрения. Удаление миндалин с височной корой было названо «синдромом Клювера- Бьюси». Последствия удаления: пропадает чувство страха, гиперфагия (ест всё подряд), гиперсексуальность, потеря животным способности адекватно оценивать результат совершённого действия и внутреннего эмоционального переживания.
Миндалина, как и Hpt, относятся к мотивационным структурам, но, в отличие от Hpt, миндалины руководствуются не столько внутренними событиями, сколько внешними стимулами. Миндалины больше связаны с эмоциями, чем с первичными потребностями и схему поведения они определяют, «взвешивая» конкурирующие эмоции. «Помогают» выбрать правильное решение. При двустороннем удалении миндалин у обезьян наблюдается утрата способности к нормальному общению внутри стада, обнаруживается замкнутость, склонность к уединению. Перенёсший такую операцию вожак совершенно утрачивает свой ранг, потому что перестаёт отличать «хорошее» обезьянье поведение от «плохого».
Миндалина играет решающую роль в осуществлении переключающей поведение функции эмоций, в выборе мотивации, которая соответствует не только той или иной потребности, но и внешним условиям её удовлетворения в данной ситуации и в данный момент.
Гиппокамп. Гиппокамп находится по соседству с миндалиной. Роль его в создании эмоций всё ещё не очень ясна, но тесная связь с миндалиной позволяет предположить, что гиппокамп тоже участвует в этом процессе. Повреждение гиппокампа приводит к нарушению памяти- к неспособности запоминать новую информацию.
Гиппокамп относится к информационным структурам, его роль заключается в извлечении следов памяти о прежнем опыте и оценивание конкуренции мотивов. Мотивационное возбуждение гиппокампа осуществляет Hpt, часть сигналов поступает к нему от перегородки, а следы памяти извлекаются благодаря взаимодействию гиппокампа с ассоциативной корой.
Способность гиппокампа реагировать на сигналы маловероятных событий позволяет рассматривать его как ключевую структуру для реализации компенсаторной, замещающей недостаток информации функции эмоций. Разрушение гиппокампа не влияет на эмоциональное поведение.
Анализ участия гиппокампа в формировании положительных и отрицательных эмоциональных состояний предложен экспериментами Л.А.Преображенской. Опыты наглядно показывают, что роль гиппокампа в генезе эмоционального напряжения сводится к оценке формальной новизны действующих на животное стимулов.
Перегородка, свод и поясная извилина.
Поясная извилина окружает гиппокамп и другие структуры лимбической системы. Она выполняет функцию высшего координатора различных систем, т.е. следит за тем, чтобы эти системы взаимодействовали, работали вместе. Около поясной извилины расположен свод- система волокон, идущих в обоих направлениях; он повторяет изгиб поясной извилины и соединяет гиппокамп с различными структурами мозга, в том числе и с Hpt.
Ещё одна структура- перегородка- получает входные сигналы через свод от гиппокампа и посылает выходные сигналы в Hpt. «… стимуляция перегородки может дать информацию об удовлетворении всех (а не отдельных) внутренних нужд организма, что, по- видимому, необходимо для возникновения реакции удовольствия» (Т.Л.Леонтович).
Совместная деятельность височной коры, поясной извилины, гиппокампа и Hpt имеет прямое отношение к эмоциональной сфере высших животных и человека. Двустороннее удаление височной области у обезьян приводит к симптомам эмоциональной апатии.
Удаление у обезьян височных долей, совместно с гиппокампом и миндалиной, приводило к исчезновению чувства страха, агрессивности, затруднению в различении качества пищи и её пригодности для еды. Таким образом, целостность височных структур мозга необходима для сохранения нормального эмоционального статуса, связанного с агрессивно- оборонительным поведением.
2) Ретикулярная формация (Р.ф.).
Некоторые участки Р.ф. обладают специфическими функциями. К таким структурам относятся голубое пятно и чёрная субстанция. Голубое пятно- плотное скопление нейронов, продуцирующих в области синаптических контактов (к таламусу, Hpt, коре больших полушарий, мозжечку, сп.мозгу) медиатор норадреналин (вырабатываемый также мозговым веществом надпочечников). Норадреналин запускает эмоциональную реакцию. Возможно, норадреналин играет также роль в возникновении реакций, субъективно воспринимаемых как удовольствие. Другой участок Р.ф.- чёрная субстанция- представляет собой скопление нейронов, выделяющих медиатор- дофамин. Дофамин способствует возникновению некоторых приятных ощущений. Он участвует в создании эйфории. Р.Ф. играет важную роль в регуляции уровня работоспособности коры больших полушарий, в смене сна и бодрствования, в явлениях гипноза и невротических состояний.
3) Кора больших полушарий.
Эмоции являются одной из сторон отражательной, т.е. психической, деятельности. Следовательно, они связаны с корой- высшим отделом головного мозга, но в значительной мере- и с подкорковыми образованиями мозга, ведающими регуляцией сердца, дыхания, обмена веществ, сна и бодрствования.
Лобные доли имеют непосредственное отношение к оценке вероятностных характеристик окружающей среды. При возникновении эмоций фронтальной коре принадлежит роль выявления высокозначимых сигналов и отсеивания второстепенных. Это позволяет направить поведение на достижение реальных целей, где удовлетворение потребности можно прогнозировать с высокой степенью вероятности. На основе сравнения всей информации фронтальная кора обеспечивает выбор определённой схемы поведения.
Высоковероятные события Маловероятные события
Доминирующая потребность Субдоминантная потребность
Участие структур мозга в образовании эмоций (по П.В. Симонову)
Благодаря передним отделам неокортекса поведение ориентируется на сигналы высоковероятных событий, в то время как реакции на сигналы с малой вероятностью их подкрепления подвергаются торможению. Двустороннее повреждение лобной (фронтальной) коры у обезьян ведёт к нарушению прогнозирования, которое не восстанавливается на протяжении 2-3 лет. Аналогичный дефект наблюдается у больных с патологией лобных долей, для которых характерно стереотипное повторение одних и тех же действий, утративших своё значение. Ориентация на сигналы высоковероятных событий делает поведение адекватным и результативным. Однако в особых условиях, в ситуациях со значительной степенью неопределённости при явном дефиците прагматической информации необходимо учитывать и возможность маловероятных событий. Для реакций на сигналы с нужной вероятностью их подкрепления важна сохранность гиппокампа- второй «информационной» структуры мозга. Лобные отделы новой коры имеют непосредственное отношение к оценке вероятностных характеристик окружающей среды.
Постепенно накапливаются данные, свидетельствующие о роли межполушарной ассиметрии в формировании эмоций. К настоящему времени информационная теория П.В. Симонова- это единственная цельная система представлений о формировании эмоций, только она позволяет соединить поведенческие функции эмоций с необходимыми для этих функций структурами мозга.
Поражение лобных долей приводит к глубоким нарушениям в эмоциональной сфере человека. Преимущественно развиваются 2 синдрома: эмоциональная тупость и растормаживание низших эмоций и влечений. При ранениях в области лобных долей мозга наблюдаются изменения в настроении- от эйфории до депрессии, утрата способности к планированию, апатия. Это обуславливается тем, что лимбическая система, как основной «резервуар» эмоций, тесно связана с разными зонами коры больших полушарий, особенно с височными (память), теменными (ориентировка в пространстве) и лобными долями мозга (прогнозирование, ассоциативное мышление, интеллект).
Настало время рассмотреть их взаимодействие в образовании эмоций, их роль и значимость.
2. Нервные центры эмоций
Жизнь большинства людей направлена на то, чтобы уменьшить страдания и извлечь как можно больше наслаждения. Наслаждение или страдание зависит от активности определённых структур мозга.
Помимо мотивационных и эмоциогенных существуют информационные структуры. К ним принадлежит гиппокамп, при раздражении которого отмечается спутанность сознания, временная потеря контакта с врачом. По типу медиатора такие структуры чаще всего оказываются холинэргическими.
Эмоции «запускаются» мозгом, но реализуются с участием ВНС. Показателями эмоциональных реакций являются изменения кровяного давления, частоты сердечных сокращений и дыхания, температуры, ширины зрачков, секреции слюны и т.д. При этом симпатический отдел мобилизует энергию и ресурсы тела.
Как известно, эмоции возникают не сами по себе, а всё начинается с потребности организма. Потребности организма прежде всего воспринимаются хеморецепторами кровеносного русла и специальными центральными хеморецепторами, которые представлены в ЦНС. Также особенно богаты ими некоторые области ретикулярной формации ствола головного мозга и Hpt.
Раздражённые участки возбуждаются. Возбуждение адресуется в лимбические образования головного мозга. Последние объединяют такие морфологические образования, как перегородку, миндалину, гиппокамп, поясную извилину, свод головного мозга и мамиллярные тела. Выход гипоталамических возбуждений на эти структуры головного мозга осуществляется через медиальный пучок переднего мозга. Анализ функций передних отделов новой коры, гиппокампа, миндалины и Hpt свидетельствует о том, что взаимодействие этих структур мозга необходимо для организации поведения.
При усилении гипоталамического возбуждения последнее через передние ядра таламуса начинает распространяться и на передние отделы коры больших полушарий.
3. Физиологические основы эмоций
Возбуждение передней группы ядер подбугровой области непосредственно за перекрёстом зрительных нервов вызывает характерные для эмоций парасимпатические реакции, а задней и боковой групп ядер- симпатические. Следует учесть, что в одних системах организма при эмоциях преобладают симпатические влияния подбугровой области, например в сердечно- сосудистой, а в других- парасимпатические, например в пищеварительной. Возбуждение подбугровой области вызывает не только вегетативные, но и двигательные реакции. Вследствие преобладания в ней тонуса симпатических ядер она повышает возбудимость больших полушарий и тем самым влияет на мышление.
При возбуждении симпатической нервной системы двигательная активность увеличивается, а при возбуждении парасимпатической- уменьшается. В результате возбуждения симпатической системы и усиления пластического тонуса может наступить оцепенение мускулатуры, реакция обмирания, застывание тела в определённой позе- каталепсия.
Папес в 1937 году выдвинул гипотезу о существовании единой системы, объединяющей ряд структур мозга и образующей мозговой субстрат для эмоций- лимбическая система. Эта система представляет замкнутую цепь и включает: Hpt- передневентральное ядро таламуса- поясную извилину- гиппокамп- мамиллярные ядра Hpt. Она получила название круга Папеса.
Благодаря работам анатома Дж.У.Папеса сегодня мы знаем, что эмоции- это не функция специфических «центров» мозга, а результат активности сложной сети- «круга Папеса». Папес называл свою схему «потоком эмоций». Папес утверждал, что при объединении этих потоков «сенсорные возбуждения… получают свою эмоциональную окраску».
По Дж.Папесу, поясная извилина является субстратом осознанных эмоциональных переживаний и имеет специальные входы для эмоциональных сигналов, подобно тому как зрительная кора имеет входы для зрительных сигналов. Далее сигнал из поясной извилины через гиппокамп вновь достигает Hpt в области его маммилярных тел. Так нервная цепь замыкается. Из всех структур круга Папеса наиболее тесную связь с эмоциональным поведение обнаруживают Hpt и поясная извилина.
1. Полное отделение внутренних органов от ЦНС не изменяет эмоционального поведения. 2. Рецепторы внутренних органов относительно малочувствительны. 3. Висцеральные изменения протекают слишком медленно, чтобы служить источником эмоциональных ощущений. 4. Искусственное возбуждение висцеральных изменений, типичное для сильных эмоций, не вызывает последних.
Весьма убедительным опровержением теории Джеймса- Ланге могут служить опыты с самораздражением крыс, поставленные Дж.Олдсом и П.Милнером. При раздражении электрическим током отдельных точек Hpt у крыс возникает чувство удовольствия и неудовольствия. Как это было доказано? Опытами на крысах с самораздражением. Когда крыса, нажимая на педаль, могла включать короткую посылку тока через электроды, вживлённые в мозг. При раздражении области больших полушарий у животных возникало стремление вновь и вновь повторять это раздражение. Так, когда электроды были вживлены в задние отделы Hpt, крыса не отходила от педали и, не отвлекаясь ничем, спешила «самораздражаться», делая в течение часа до 8000 нажатий. Обширность областей мозга, раздражение которых вызывает такие эффекты, даёт основания полагать, что речь идёт не о каких-то «центрах удовольствия», а об активации структур, имеющих прямое или косвенное отношение к формированию положительных эмоций.
Внешний стимул Стимул, воспринятый мозгом Эмоция
Двигательные нервы Сенсорные нервы
Реакции организма и ощущения от них
Исследования Кеннона показали, что одни и те же физиологические сдвиги могут сопровождать несколько разных эмоций. Таким образом, эмоция- это нечто большее, чем ощущение, связанное с вегетативной реакцией. Теория Кеннона, которая впоследствии была модифицирована Ф.Бардом, в сущности утверждала, что при восприятии событий, вызывающих эмоции, нервные импульсы сначала проходят через таламус. Затем возбуждение как бы расщепляется: половина идёт в кору больших полушарий, где порождает субъективное переживание страха, гнева или радости; другая половина идёт в Hpt, который управляет физиологическими изменениями в организме. Согласно теории Кеннона-Барда, психологическое переживание и физиологические реакции возникают одновременно.
Физиологическая часть теории Кеннона-Барда не была верна в деталях. Но она вернула процесс возникновения эмоций из периферических органов, куда его относила теория Джеймса-Ланге, обратно в мозг.
Внешний стимул Стимул, воспринятый мозгом Эмоция
Двигательные и сенсорные нервы
Реакции организма и ощущения от них
В этой работе мы рассмотрели взаимодействие отдельных структур мозга и их влияние на возникновение эмоций, и сделали вывод, что отдельно взятая структура мозга не сможет вызвать эмоцию, т.е. в одиночку никакая ничего не сможет сделать. Это как пальцы на руке. Один мало, что сможет сделать, а вместе они- сила.
Самые ценные сведения о механизмах возникновения эмоций содержат теории. В них заключены самые основы формирования эмоциональных состояний. В чём-то теории похожи, в чём-то нет, одна продолжает развивать мысль другой, другая опровергает. Например, по мнению Джеймса и Ланге, внешний раздражитель вызывает реакцию- комплекс эффекторных сдвигов в мышцах и внутренних органах, а нервные импульсы от этих органов вторично порождают эмоциональное состояние. Кеннон опровергает эту теорию и выдвигает свою о том, что возникновение эмоционального состояния связано с вовлечением нервных центров зрительного бугра. Специфическое качество эмоции добавляется, по мнению Кеннона, к простому ощущению, когда возбуждаются таламические процессы.
Исследуя структуры мозга, мы выяснили, что:
1. Hpt- роль важнейшей мотивационной структуры в особенности, если связана с биологическими потребностями (доминирующая потребность). Он играет большую роль в формировании подкрепляющей функции.
2. Миндалевидный мозг играет важную роль, но не первичную- субдоминант.
3. Миндалина обеспечивает переключающую функцию.
4. Фронтальная и височная области коры обеспечивают отражательно- оценочную функцию, но отдельно взятая фронтальная кора формирует эмоциональное поведение.
5. Фронтальный неокортекс особенно важен для выделения высоковероятных прогнозов, действий, событий.
6. Гиппокамп- информационная структура (если речь идёт о маловероятных событиях). Играет роль в формировании компенсаторной (замещающей) функции.
Эмоция есть отражение мозгом силы потребности и вероятности её удовлетворения в данный момент. Эмоции идеальны потому, что на базе ранее накопленного опыта они отражают вероятности эффективности действий до того, как сами действия начнут реализоваться. Эмоции всегда несут на себе отпечаток субъективности. Под влиянием отрицательной эмоции система будет стремиться к скорейшему удовлетворению обусловившей данную эмоцию потребности, к ликвидации этой потребности. Особенности человеческих эмоций определяются прежде всего спецификой главных потребностей человека.
1. Павлов И.П. Журнал высшей нервной деятельности// М: Наука, том 47, выпуск 2, 1997г.
2. Физиология человека. Журнал// МАИК: Наука, том 24, номер 2, 1998г.
3. Мед. Вестник: Лекции по физиологии ЦНС// №6`96г. (37)
4. Данилова Н.Н., Крылова А.Л. Физиология ВНД// М: Учебная литература, 1997г.
5. Физиология человека и животных //под ред. А.Б.Когана, М: Высшая школа, том 2, 1984г.
6. Физиология человека// под ред. Г.И.Косицкого. М: Медицина,1985г.
8. Гальперин С.И. Физиология человека и животных// М, 1970г.
9. Симонов П.В. Теория отражения и психофизиология эмоций// М: Наука, 1970
10. Симонов П.В. ВНД человека. Мотивационно-эмоциональные аспекты// М: Наука,1975г.
11. Симонов П.В. Метод К.С. Станиславского и физиология эмоций//
М: Издательство академии наук СССР, 1962г.
12. Блум Ф, Лейзерсон А, Хофстедтер Л. Мозг, разум и поведение// М: Мир, 1988г.
13. Физиологические особенности положительных и отрицательных состояний. Академия наук СССР, Институт ВНД и нейропсихологии// М: Наука, 1972г.
Подобные документы
Понятие об эмоциях и чувствах. Физиологические механизмы эмоций и чувств. Выражение эмоций и чувств. Функции чувств и эмоций. Формы переживания эмоций и чувств. Основные классификации эмоций.
реферат [29,7 K], добавлен 12.09.2006
реферат [46,7 K], добавлен 04.10.2004
Определение эмоций. Физиологические и экспрессивные компоненты эмоционального реагирования. Нарушение эмоций при поражении лобных долей, височных отделов и гипофизарно-диэнцефального отдела мозга. Межполушарная организация мозга и эмоциональная сфера.
реферат [39,0 K], добавлен 22.09.2016
Исследование функционального значения эмоций в современной психологии, роль Э. Клапареда в данном процессе. Способность эмоций создавать и нарушать целенаправленную деятельность. Классификация и типы эмоций, оценка их динамики, физиологические механизмы.
реферат [26,2 K], добавлен 18.02.2011
Физиологические механизмы проявления эмоций. Лимбическая система и эмоции. Экспериментальная биологически обратная связь висцеральных функций; теории эмоций. Роль миндалевидного тела в проявлениях эмоций. Положительные эмоции. Висцеральные функции.
реферат [29,8 K], добавлен 24.10.2008
Особенности проявлений человеческих эмоций. Определение их взаимосвязи с личностью человека. Классификация эмоций, чувств и настроений. Теория Джеймса–Ланге и Кеннона-Барда. Связь эмоций с особенностями жизнедеятельности, роль во взаимоотношениях людей.
курсовая работа [35,9 K], добавлен 16.02.2010
реферат [35,1 K], добавлен 21.06.2010