какие субъективные факторы определяют условия управления выберите несколько правильных ответов
Субъективные и объективные факторы в менеджменте
Дата добавления: 2013-12-24 ; просмотров: 10724 ; Нарушение авторских прав
Закономерности и принципы управления
Управление является необходимой составляющей всякой целенаправленной деятельности. Без управления никакая деятельность не приведет к желаемому результату. Управление вносит порядок, согласует действия и направляет их на получение желаемого результата. В этом сущность управления и статус необходимого элемента всякой индивидуальной или коллективной деятельности.
Управление осуществляют люди, и поэтому оно несет в себе личностные, т.е. субъективные представления людей об объективных процессах. Это положение можно сформулировать так: любое управление представляет собой сочетание субъективных и объективных факторов воздействия.
Объективные факторы проявляются в самой потребности управления для осуществления любой деятельности, а также в условиях осуществления этой деятельности, основных функциях отражающих содержание воздействия, и в тех свойствах управления, которые характеризуют его как специфический вид деятельности человека.
Наиболее важными свойствами управления являются:
2. согласование действий
3. разделение и специализация управленческой деятельности
6. временная и пространственная протяженность деятельности
7. полномочия (полнота возможностей)
8. фактор воздействия
9. функционирование по контуру прямой и обратной связи
10. развитие организации.
Объективными факторами они являются потому, что их нельзя исключить из управленческой деятельности, но можно использовать в достижении успеха или в обеспечении эффективности управления. Эффективность этого использования определяется знаниями, опытом, искусством руководителя.
Помимо объективных, менеджмент опирается и на субъективные факторы отражающие особенности личности, которой принадлежит главная роль в управлении.
1. психологические черты
2. уровень и особенности опыта работника
3. уровень и качество знаний
4. личностные взаимоотношения в группе
5. мотивация в деловых ситуациях
6. ценностная ориентация личности
7. система индивидуальных интересов
8. эмоциональная структура личности (развитость души)
9. интеллектуальный потенциал
10. личная организованность.
Субъективные факторы отражают общее проявление натуры (природы) современного человека и влияние ее на управленческую деятельность.
Субъективные факторы при коллективном управлении отражают особенности субъекта управления в целом. И это не только психологические особенности отдельной личности, но и особенности системы психологического функционирования всего аппарата управления, всей управляющей системы.
В управлении всегда объединяются субъективные и объективные факторы.
Если в управлении преобладают субъективные факторы, то говорят о субъективизме или его разновидности – волюнтаризме. Субъективизм, часто оценивается как отрицательное явление, но в отдельных ситуациях субъективизм может играть положительную роль.
Преобладание объективных факторов над субъективными всегда рассматривалось как научный подход к управлению. Это преобладание проявляется в наличии и методологии учета объективных обстоятельств деятельности человека. Наука дает человеку знание об объективных процессах мира и общества.
Наивысший уровень понимания сущности явления отражают объективные законы и закономерности устанавливающие связи их свойств и характеристик.
Все явления подчиняются законам, отражающих их сущность, глубинные процессы существования и проявления. По действию законов оценивается специфика явлений. Законы менеджмента отражают объективные связи возникновения, функционирования и развития организации.
Субъективный фактор в управлении организациями
Характерной особенностью человека является его уникальная способность принимать решения в крайне трудных условиях (высокая неопределенность, наличие многих трудно сопоставимых критериев и неявных альтернатив, жесткий дефицит времени, высокая ответственность). Однако именно в процессах принятия решений (ППР) наиболее отчетливо проявляются и свойственные субъекту специфические особенности переработки информации – «отклонение от рациональности» в выборе ( Емельянов, Наппельбаум, 1981 ).
Для судьбоносных бизнес решений свобода воли приобретает материальное выражение, а сами решения являются причиной страха. Каждое из таких решений включает нормативы, стандарты, необходимость сравнений и выбора целей.
Основной ценностью прикладной науки об управлении является то, что она развенчивает миф, содержащийся в известном слогане: «хорошим руководителем рождаются, а не становятся». Именно нейтрализация «дисайдофобии» ( Рубцов, 2000 i ) является основной задачей экспертов по научному управлению, часто называемых системными аналитиками 🙂
Принятие решений может осуществляться как в рамках теоретического (формальное принятие решений), так и в рамках обыденного сознания (волюнтаристское принятие решений).
В первом случае лицо, принимающее решение (ЛПР) использует такие «инструменты», как формальная непротиворечивая логическая система, механизм логического вывода и формальная модель принятия решений ( Поспелов Г.С., Поспелов Г.А., 1985 ). В зависимости от развитости интеллекта ЛПР и сложности самой задачи принятия решений «физическими» носителями инструментов принятия решений могут являться как сознание ЛПР, так и специальные программные продукты. Основным свойством этих инструментов является их устойчивость (инвариантность) по отношению к различным задачам принятия решений.
Основными факторами неопределенности, определяющими скудность человеческих возможностей в реализации формальной и волюнтаристской процедур принятия решений, являются :
1. Объективные факторы
1.1. Незнание конкретных значений случайных величин, статистические свойства которых известны, вызывает ошибку оценки значений системных параметров.
1.2. Неадекватность моделей, используемых для описания известных процессов, происходящая как от незнания вида функций, описывающих эти процессы, так и от несовершенства математического аппарата, приводящего к необходимости использования аппроксимаций.
1.4. Техническая невозможность точно учесть все известные факторы, влияющие на процессы, снижает точность оценок.
1.5. Неустойчивость сложных систем, порождающая квазистохастизм (неопределенность, вызванная дезорганизующим, организующим и переформирующим воздействием на системы внутренней и внешней среды).
1.6. Неизвестное целенаправленное воздействие или поведение внешней среды, приводящее к повышению риска.
1.7. «Доктринные» ограничения (ограничения теорий, методологий, концепций и т.д. ) приводят к недоразумениям, взаимному непониманию, снижению коммуникабельности и, как следствие, к инверсии стратегий поведения.
1.8. Неадекватность понятийного аппарата, усиливаемые использованием профессионально-ориентированных языков и присутствующие при описаниях процессов, порождают неопределенности, обусловленные несводимостью используемых понятий к единой функциональной структуре.
1.9. Невозможность отождествления фактов, вызванная неадекватностью понятийного аппарата, используемого для описания множества посылок (причин), порождающих факты, оправдывает введение неопределенностей в формальные описания (инструкции, положения, уставы и т.д.).
1.10. Использование вероятностно-детерминированных моделей усложняет математический формализм, интерпретацию опытных результатов и анализ решений из-за абстрагизации и применения эвристических методов. Любое суждение в своей сущности содержит альтернативу. Чем категоричнее суждение, тем глубже альтернатива. А это важнейший источник неопределенности.
2. Субъективные факторы
Управленческие решения и их эффективность тесно зависят от баланса качеств и их доминирования у ЛПР. Он, в свою очередь, зависит от интеллектуального и эмоционального тонуса, профессиональной зрелости, информационной компетентности и осведомленности, одаренности и силы характера, морального статуса и культуры.
2.1. Надсистемное восприятие
Группа людей самоорганизованная в надсистему, мыслит как целое, и неосознаваема для каждого в отдельности, в том числе и для ЛПР ( Кузнецов, 1975 ). Восприятие группой иное, чем каждым в отдельности. Чем крупнее группа, тем сложнее индивиду постигнуть общественную тенденцию. Это в полной мере относится к результатам коллективного принятия решений.
В деятельности руководящих органов (советы распорядительных и исполнительных директоров) и самих руководителей в той или иной степени присутствуют проявления бюрократизма. Предполагается, что у ЛПР он проявляется в принятии не оптимальных решений, а решений, обеспечивающих сохранение статуса ЛПР. Данная процедура может быть формализована и представлена упорядоченной последовательностью действий, представленных в Таблице I.1 ( там же ):
Бюрократический стиль принятия решений
Наименование процедуры
подготовки решений
Истинная цель процедуры
подготовки решений
1.
Изучение предложения
Проверка полезности
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
2.3. Противоречие «размытой» человеческой логики и свойств вычислительных процессов
Человеку в значительно большей степени свойственно мыслить и принимать решения не в «количествах», а в «качествах» ( Тихомиров, 1969 ). Отсюда несоответствие высокой точности количественных методов современного математического аппарата и большой сложности автоматизированных систем управления исходным данным, являющимся продуктом суждений и восприятия человека. Например (Вагин, 1988 ):
a) Не все цели выбора управляющих решений и условия, влияющие на этот выбор, могут быть выражены человеком в виде количественных соотношений.
b) Значительная часть информации, необходимая для математического описания объекта, существует в форме представлений и пожеланий экспертов, имеющих опыт работы с этим объектом.
К сожалению, в настоящее время нельзя считать полностью решенной задачу естественного отражения объектов реального мира в языковых конструкциях, согласующихся с восприятием человека.
2.4. Полисемия и семантическая неопределенность человеческого языка
Уточните значение слов, и вы избавите
человечество от половины его заблуждений.
2.5. Логические барьеры
Логические барьеры возникают тогда, когда логика рассуждения, предлагаемая коммуникатором, либо слишком сложна для восприятия реципиентом, либо кажется ему неверной, противоречит присущей ему манере доказательств ( Морозов, 2000 ). Например, для одних логично то, что не противоречит разуму, для других то, что соответствует долгу или морали.
Возникновению логических барьеров способствует склонность человека путать факты, убеждения и мнения. Убеждение – это чье-то понимание или потребность. Не существует способов убедить человека в том, что его убеждение ложно. Убеждение – это нежелание узнать, что такое факт. Мнения не так экстремальны, как убеждения, но и они догматичны. Мнение означает, что человек имеет определенные взгляды и считает их правильными. Факты – это то, на чем должны базироваться решения. Факты – это то, что истинно, что может быть основано на доказательствах и логических аргументах.
2.6. Образование и опыт
Это один из важнейших факторов. Образование позволяет человеку увидеть больше альтернативных возможностей действия. Чем ниже уровень образования, тем менее уравновешенным оказывается соотношение между процессом выдвижения гипотез решения и критичностью их оценок ( Найсер, 1981 ). Для каждой из категорий ЛПР можно сформулировать требования к их образовательному уровню, являющемуся той пограничной чертой, перейдя которую ЛПР приобретает способность формального принятия решений в сфере хозяйственной деятельности предприятия. Люди с различным прошлым или уровнем знаний, как правило, по-разному интерпретируют одну и ту же информацию.
2.7. Внешняя оценка и Я-концепция
Степень уверенности в своих оценках ЛПР склонен корректировать с учетом внешних оценок ( Thibodeau, Aronson 1992 ). Принятие рискованных решений несет потенциальную угрозу самоуважению индивида, поскольку выбранная альтернатива может привести к менее желательному результату, чем отброшенная. Индивид может начать сомневаться в своих способностях и суждениях, особенно когда последствия принятого решения могут оказаться весьма серьезными. Исходя из этого, внешняя оценка может представлять собой угрозу Я-концепции. Например, когда:
2.8. Влияние фантомных моделей
2.10. Психоаналитические свойства
Психическое состояние ЛПР влияет на способность или склонность ЛПР
Специалисты по управлению знаниями справедливо критикуют психоаналитические свойства ЛПР:
2.11. Стили разрешения проблем индивидом
Индивиды различаются подходами к сбору и оценке информации, необходимой для разрешения проблем и принятия решений. Это в первую очередь относится к таким психологическим функциям, как: восприятие, интуиция, осмысление и ощущение ( Schermerhorn, Hunt, Osborn, 1982; Hellriegel, Slocum, Woodman, 1992; Jung, 1923 ). Такие различия увеличивают вариативность поведения людей в сходных ситуациях. Эту вариативность увеличивает свойство перцепциальности восприятия, выражающееся в способности индивида в распознании отличий, что является ключевым элементом диагностирования ситуации ( Schnake, 1991 ).
2.12. Стили восприятия информации индивидом
Например, все люди делятся на «читателей» и «слушателей». Исключение составляет небольшая группа людей, которые получают информацию в процессе общения и наблюдения за реакцией собеседников при помощи своеобразного психического радара. Разговор с «читателем» чаще всего может быть пустой тратой времени. Он может слушать только после того, как прочтет. Аналогично бесполезным может быть представление объемного доклада на суд «слушателя». Он способен уловить смысл происходящего только через произнесенное слово.
Некоторым людям необходимо тезисное изложение материала, представленное на одной странице. Другим необходимо следовать ходу мысли человека, дающего рекомендации, и поэтому они нуждаются в полновесном изложении для осознания существа вопроса. Некоторые руководители требуют представления не менее шестидесяти страниц текста с цифровыми данными на каждой странице. Некоторые хотят постичь смысл информации с самой начальной стадии, чтобы подготовиться к принятию решения. Другие ничего не хотят знать о том или ином вопросе до тех пор, пока он не «созрел», и т. д.
2.13. Стили приобретения знаний индивидом
Схожая с предыдущей проблема. Обретение знаний – это изменение поведения и деловых качеств, которые происходят в результате накопления опыта с использованием (1) имеющегося опыта, (2) мысленного наблюдения, (3) абстрактная концептуализация, (4) активное экспериментирование. Различные склонности индивидов использовать при обучении описанные доминантные способности вносят дополнительные трудности в решение задачи управления трудовым ресурсом. Выделяют четыре стиля приобретения знаний, стоящихся на доминантных способностях: (А) устроитель = (3) + (4); (В) отражатель = (1) + (2); (С) поглотитель = (3) + (2); (D) собиратель = (1) + (4) ( Kobl, Rubin, McIntyre, 1984 ).
2.14. Мотивационный эффект диссонанса сознания
Всегда существует когнитивный диссонанс, так как верования, устремления и поведение никогда не могут быть согласованы. Диссонанс часто приводит к изменению этих факторов и снижению эффективности оценки ситуации индивидом ( Festinger, 1957, 64 ).
2.15. Восприятие перемен
Бесконфликтное внедрение изменений в условиях сотрудничества всего коллектива является скорее исключением, чем правилом. Слишком по-разному оцениваются изменения со стороны высшего руководства предприятия (для него это новые шансы) и со стороны его сотрудников (для них перемены чреваты опасностью). Сопротивление переменам может иметь разную силу и интенсивность. Оно проявляется как в форме пассивного, более или менее скрытого неприятия перемен, выражающегося в виде абсентеизма, снижения производительности или желания перейти на другую работу, так и в форме активного, открытого выступления против перестройки (например, в виде забастовки, явного уклонения от внедрения новшеств). Причина сопротивления может крыться в личных и структурных барьерах.
К личным барьерам относятся, например:
2.16. Половое различие
Установлено, что исход процесса принятия решения руководителем в определенной степени обусловлен его полом. Отличия проявляются по отношению к количеству перебираемых вариантов решения, интуиции, логике, условиям, колебаниям, внешним и собственным мнениям и чувствам, последовательности и настойчивости достижения целей, склонности к самоанализу и независимости, осторожности, конформности, адекватности восприятия объективных связей, абстракции от своих мыслей и чувств и т.д. ( Gilligan, 1982; Brown :-(., Gilligan, 1992; Tannen, 1990; Грошев, 1998 ).
2.17. Фактор компетентности лидера
Руководители склонны опираться лишь на личный опыт, обогащаемый частотой, своевременностью и экстремальностью значимых для них событий, которые обычно редки и не анализируются большинством. Такая ограниченная компетентность редко помогает в динамичном конкурентном окружении.
2.18. «Оппортунизм» наемных работников
Акционеры и высшие руководители по-разному смотрят на одни и те же решения. Собственники чаще всего тяготеют к финансовым и иным решениям, ведущим к росту текущей прибыльности компании и повышению рыночной цены акций, тогда как «идеальные» руководители стремятся принимать решения, направленные на реализацию стратегических целей. Разрешение этого противоречия в большей мере зависит от профессионализма руководителя, его умения работать с акционерами. В результате, как правило, принимаются стратегические решения, которые не могут быть признаны рациональными. Они в лучшем случае являются ограниченно-рациональными, в худшем – политическими ( Акулов В., Рудаков М., 1999а ).
Целью настоящего раздела являлось не просто перечисление всего множества человеческих «аберраций», а заострение внимания на важности преодоления коммуникационных барьеров. Догадка системных аналитиков о том, что ППР может быть изучен, исследован и использован для обучения, представляет ППР как научный поход, основанный на логических принципах. Он не допускает высказывания «рожден, чтобы быть руководителем» и приветствует фразу «он сделал себя руководителем». Поэтому овладение инструментарием ИО является необходимым условием передачи руководителем своих знаний, идей или распоряжений кому-либо, поскольку, смысл может быть передан только с помощью специального языка. Если использованный руководителем подход не отличается четкостью мысли, то рациональность принятого им решения всегда будет сомнительной. Когда словарь ограничивает мысли руководителя или наоборот, очень рекомендуется выучить ключевые слова и фразы, используемые ИО-профессионалами. С другой стороны, в зависимости от аудитории отчеты руководителя могут включать, а могут и не включать ИО-модель. Задачей ИО-команды является подготовка отчетов, понятных всем его потенциальным читателям. Таким образом, без трансляции описания модели и результатов моделирования обратно на текущую ситуацию понятным образом ИО-профессионал неспособен достичь своей цели.
[1] Раздел является развитием статьи ( Рубцов, 2000а )
Какие субъективные факторы определяют условия управления выберите несколько правильных ответов
Общественная мотивация должным образом подготовленного работника возвышается по мере совершенствования хозяйственного механизма, усложнения и усиления роли субъективного фактора управления. Так, происходящая ныне радикальная перестройка хозяйственных отношений, расширение самостоятельности, поощрение творчества в работе — все это позволяет такому руководителю более рельефно проявить свои способности, достигать желаемого общественного результата. [c.70]
В должной мере учесть субъективные факторы управления, отграничить их от объективных факторов и установить наиболее рациональное соотношение науки и искусства управления. Преувеличение роли личных качеств руководителя при решении проблем совершенствования управления столь же вредно, как и их недооценка. [c.54]
Управление осуществляется людьми и поэтому зависит не только от объективных, но и субъективных факторов, в том числе и социально-психологических, которые необходимо учитывать при управлении. [c.269]
При первом способе управления продолжительность процесса зависит в основном от свойств талевой системы и лебедки. Этот способ практически не требует какого-либо взаимодействия органов управления, и поэтому влияние субъективного фактора на результаты процесса минимально. Второй способ, наоборот, характеризуется необходимостью довольно сложного взаимодействия органов управления лебедкой. Отсюда многообразие режимов управления и, следовательно, результатов процесса. [c.163]
Аналогичные расчеты делаются по каждому виду продукции. Выявленные отклонения по статьям затрат являются объектом факторного анализа. В результате постатейного анализа себестоимости продукции должны быть определены внутренние и внешние, объективные и субъективные факторы изменения ее уровня. Это необходимо для квалифицированного управления процессом формирования затрат и поиска резервов их сокращения. [c.188]
Аналогичный порядок действует и в отношении специалистов или руководителей ПЭО. Если в установленный срок руководитель ЦФО не был уведомлен надлежащим образом о необходимости внесения изменений в представленный им бюджет ЦФО, то на консолидацию и утверждение как бы автоматически поступает версия, предложенная руководителем ЦФО. Подобного рода детали и организационные мелочи позволяют в действительности не только быстро находить пути разрешения конфликта интересов и согласования представленных бюджетов на различных уровнях управления, но и помогают более точно распределить функции, сферы полномочий и ответственности между различными участниками бюджетного процесса, делают весь процесс управления бюджетом более эффективным, ослабляют действие чисто субъективных факторов. [c.270]
Субъективные факторы организационно-технический уровень управления предпринимательской деятельностью, конкурентоспособность выпускаемой продукции, уровень производительности груда, затраты на производство и реализацию продукции, уровень цен на готовую продукцию. [c.103]
На третьем этапе развития концепции создаются многофункциональные интегрированные комплексные информационные системы (КИС), предназначенные для информатизации системы управления предприятием как единым целым. Такая ИС реализуется в виде единого информационного пространства и с единой для различных задач логикой обработки данных, куда каждый показатель, изменяющий состояние любого бизнес-процесса, поступает при обработке первичного документа, например, в процессе выписки счета или товарно-транспортной накладной. Изменение показателя с неизбежностью приводит к изменению данных во всех учетных регистрах системы, где он выступает параметром (выполняется транзакция). Таким образом, все отчеты, графики и выходные документы используют актуальную на каждый момент информацию, основываясь на одних и тех же данных. В данной системе каждый пользователь имеет одну и ту же не искаженную субъективным фактором информацию. В результате используются одинаковые данные, например, в финансовом отделе и бухгалтерии. [c.464]
Анализ, проведенный экономистами России и многих развитых стран мира, показывает, что большое негативное влияние на динамику кризиса, его глубину и катастрофические последствия для страны и ее населения оказывали не только объективные, но и субъективные факторы несовершенство структуры и методов управления экономикой как страны в целом, так и отраслей, корпораций и отдельных предприятий. Так, при переходе к рыночной экономике было в основном ослаблено (а в ряде отраслей и ликвидировано) отраслевое управление, а необходимое в этом случае корпоративное управление не было сформировано в необходимом объеме и до сих пор находится в стадии формирования. При этом большая часть предприятий России не охвачена ни отраслевым, ни корпоративным управлением. Вследствие этого многие вопросы экономического управле- [c.3]
При авторитарном стиле руководитель замыкает все связи на себя, а своим подчиненным дает лишь минимум информации. Он строго контролирует действия подчиненных, часто вмешивается в их работу, требуя пунктуального следования его указаниям, оставляя нижестоящим работникам лишь небольшую возможность для проявления самостоятельности и инициативы. Такие методы управления опираются на формальную структуру коллектива, на фиксированную систему прав и обязанностей работников. Достоинством авторитарного типа руководства является централизация воздействия на коллектив. Поэтому при этом стиле легко достигается оперативность воздействия, но в то же время не стимулируется инициатива подчиненных, а отсюда возникает главный недостаток этого стиля — неудовлетворенность сотрудников взаимоотношениями с руководителем, не опирающимся на их творческие силы и способности. Использование руководителями авторитарных приемов руководства оправданно в некоторых объективно сложившихся ситуациях, когда, например, слаба дисциплина в коллективе, запущена работа по совершенствованию управления. Такой стиль иногда приходится применять и вновь назначенному руководителю, которому поручили отстающий участок, ставший узким местом в управлении и производстве в целом, а также во время чрезвычайных ситуаций. Однако существуют и субъективные факторы, связанные с личными качествами руководителя, не умеющего работать с людьми и поэтому применяющего директивный стиль там, где это не требуется. В этом случае управление становится негибким, ухудшается психологический климат в коллективе и, как результат, снижаются показатели эффективности управления организацией. [c.421]
Управление (регулирование) деятельностью хозяйственных систем может рассматриваться, с точки зрения кибернетики, двояко. (При этом учитывается, что речь идет не о технических системах, а о системах социально-экономических, в которых огромную роль играют субъективные факторы, интересы людей.) Во-первых, то или иное желательное поведение управляемой системы и ее элементов (хозяйственных звеньев) достигается прямым управляющим воздействием (указанием, приказом, плановым заданием, запретом какого-либо действия) собственные интересы [c.370]
Формирование и управление информационными потоками зависит от множества объективных (конъюнктура рынка, государственная экономическая политика и т. д.) и субъективных факторов (состояние коммуникационной инфраструктуры, степень важности и др.). [c.76]
Какие объективные и субъективные факторы влияют на формирование и управление информационными потоками [c.78]
УР и затрат на УР путем анализа вариантов УР для одного и того же типа объекта, разработанных и реализованных примерно в одинаковых условиях. УР до конкретной реализации проходит еще много уровней управления и производства, поэтому необходимо отделить влияние субъективного фактора, тормозящего или ускоряющего данный процесс. [c.240]
Поскольку возможности для творчества существенно различаются в зависимости от конкретного вида труда, можно говорить и о разнообразных типах и уровнях самого творческого потенциала работников. Кроме того, степень реализации творческого потенциала в трудовой деятельности зависит от ее наличных условий, ряда объективных и субъективных факторов, среди которых корпоративная кадровая политика, практика управления персоналом занимает важное, хотя и не решающее место. [c.210]
Но в целом достижения мировой практики в управлении отраслью целесообразно использовать и в Украине, где с развитием нефтепереработки увеличивается значение субъективных факторов, которые, не требуя значительных инвестиционных ресурсов, могут существенно влиять на результаты хозяйственной деятельности НПЗ. Из анализа данных табл. 2 следует, что особого внимания заслуживают такие проблемные вопросы, как повышение уровня использования производственных мощностей установок переработки нефти, снижение уровня безвозвратных потерь, наращивание глубины переработки углеводородного сырья, сокращение простоев и другие. Кроме перечисленных факторов, на повышение эффективности производства на НПЗ большое внимание уделяется вопросам энергосбережения. [c.220]
Социально-экономическое состояние российских регионов определяется как объективными факторами (макроэкономическими условиями, положением региона в общественном разделении труда, отраслевой структурой, географическим положением, природными ресурсами), так и субъективными факторами, в первую очередь кадрами местных администраций и методами регионального управления. В сложных условиях выхода из кризиса преимущество имеют прежде всего те регионы, в которых используются адекватные методы и инструменты управления их развитием. [c.4]
В табл. 4 представлены данные, характеризующие полноту реализации функций регионального и муниципального менеджмента в Германии в соответствии с принципом выделенной компетенции федерации, земель и коммун. Эти данные наглядно иллюстрируют, как на базе этого принципа соотносятся функции и сферы компетенции РМ и ММ. Естественно, суммы финансирования, выделяемые на реализацию функций региональных и муниципальных органов управления, не могут быть величинами постоянными. Они меняются ежегодно под воздействием различных объективных (например, увеличение или сокращение ученических мест в общеобразовательных школах) и субъективных факторов (например, передача по договору какой-либо функции управления с земельного на муниципальный уровень). Однако важно главное высокая эффективность обеспечивается строгим соблюдением принципов, методов и сфер их функционирования. [c.297]
Однако в этом случае велика роль субъективного фактора в подборе персонала, поскольку представление человека о качествах нужного сотрудника не может быть объективным. Здесь решающую роль должна играть служба управления персоналом, разрабатывающая объективные требования к качествам нужного сотрудника. [c.235]
Сущность банка тесно соприкасается с его структурой. Согласно общеметодологическим требованиям раскрытие его сущности также требует ответа на вопрос о том, что является его структурой. Так сложилось, что под структурой банка часто понимается аппарат его управления. В этом случае все сводится к описанию тех функциональных подразделений, которые составляют аппарат управления банком, начиная от его Совета, директората вплоть до управлений, отделов и секторов. Такого рода структура характеризует банк, однако она оказывается привязанной к его размеру, уровню специализации или универсализации, направлениям деятельности, имеющемуся аппарату управления, зачастую просто к субъективным факторам. [c.312]
Концепция объектного проектирования заключается в том, что все объекты управления разбиваются на классы в зависимости от их особенностей, таких, как отношение к материальному производству, структура управления, тип и характер производства и др. Затем для каждого из выделенных классов создается типовая СМОД, которую можно без значительных изменений внедрять на всех объектах соответствующего класса. Однако практика показала, что, кроме характеристик, учтенных при классификации, каждый объект имеет свои специфические особенности, обусловленные рядом объективных и субъективных факторов. Разнообразие объектов управления привело к тому, что затраты на переделку типового проекта в соответствии с конкретными условиями его применения и проведение мероприятий по изменению системы [c.152]
Управленческий аспект социально-организационной адаптации связан со становлением работника как субъекта управления. Активность участия в управлении связана прежде всего с субъективным фактором, частью которого выступают личностные особенности работников, которые должны стать объектом влияния и направленного формирования в период социально-организационной адаптации. [c.114]
Обратная связь между субъективным фактором и хозяйственным механизмом проявляется в целенаправленном изменении человека и его экономической деятельности, ее приспособлении к тем нормам, которые диктуются новым уровнем управления. Если процесс подготовки людей, перестройки их сознания и форм деятельности по тем или иным причинам затягивается, если сохраняются и воспроизводятся ее отжившие приемы и методы, то это, безусловно, тормозит работу по совершенствованию хозяйственного механизма. На ноябрьском (1982 г.) Пленуме ЦК КПСС указывалось на все еще действующую силу инерции, сохраняющуюся привычку к старому, неспособность отдельных хозяйственных руководителей по-новому взяться за дело, решать усложняющиеся производственно-экономические задачи. [c.269]
На современном этапе развития качественно изменяется роль субъективного фактора в управлении. Сформирование единого народнохозяйственного комплекса, резко изменившиеся масштабы производства, усложнившиеся производственно-экономические связи, научно-техническая революция усилили необходимость скоординированной, хорошо согласованной деятельности миллионов участников производства как единого целого. Возрастание роли субъективного фактора обусловлено также достигнутым на этапе развитого социализма уровнем зрелости экономических отношений, когда открылся новый простор для действия объективных законов социализма. От субъективного фактора, сознательной человеческой деятельности, в решающей степени зависит реализация возможностей и преимуществ социалистической плановой системы, перевод народного хозяйства на рельсы интенсивного развития. Путь интенсивного развития требует принципиально нового подхода к решению социально-экономических задач. Сегодня главным являются не столько количественные показатели роста, сколько качественные факторы развития экономики. Это исключает возможность трафаретного решения задач, стереотипного подхода к управлению. В каждом конкретном случае требуются творчество, инициатива, нестандартные решения. [c.270]
Выбор варианта управленческих решений, его обоснование полностью зависит от субъективного фактора. Усиливается и его ответственность за правильный выбор хозяйственной стратегии и тактики. Одновременно, конечно, значительно возрастает цена, которую общество вынуждено платить за просчеты в управлении вследствие консервативности хозяйственного мышления и поведения, субъективизма в принятии решений, принижения ответственности, ослабления дисциплины. Обеспечение полного соответствия уровня развития субъективного (человеческого) фактора объективным условиям и возможностям общественного производства представляет собой ту основу, которая позволяет предупреждать просчеты в принятии управленческих решений. [c.270]
Мы весьма кратко осветили лишь основные формы участия трудящихся в управлении производством. В практике их значительно больше. Все они отражают общую закономерность развития социалистического общества на современном этапе — повышение активности субъективного фактора в решении социально-экономических вопросов, в борьбе за эффективность производства. [c.279]
В. э. может иногда вызывать кратковременный, сиюминутный успех, но он неизбежно ведет к снижению эффективности общественного производства, ослабляет инициативу масс, не позволяет использовать богатейшие возможности и преимущества социализма. Социальные корни В. э. заключены в недостаточной зрелости общественных отношений и в связанном с этим распространении мелкобуржуазных иллюзий и представлений. Его гносеологические корни состоят в незнании или недооценке экономических законов, в смешении объективности и стихийности, в преувеличении роли субъективного фактора в социалистической экономике. В. э. в тех или иных формах встречается на различных уровнях управления экономикой. Особенно опасны по своим последствиям проявления В. э. при неоправданно высокой централизации управления народным хозяйством. Одной из его форм является забегание вперед, попытка перепрыгнуть через закономерные этапы в развитии общества, ввести коммунистические принципы без учета достигнутого уровня развития производительных сил и реальной степени зрелости социально-экономических отношений. Решительная борьба с В. э. предполагает строгий и всесторонний учет объективных экономических законов, повышение научного уровня планирования и управления. Важную роль в предупреждении В. э. играют развитие демократических начал в управлении про- [c.39]
Организующим началом современной системы управления является руководитель — организатор производства и носитель власти. Он не только представитель государства, но и лидер определенного коллектива. В условиях перестройки роль руководителя возрастает. И это происходит не только потому, что возрастает роль са мого управления. В современных условиях значительно возрастает роль субъективного фактора, что обусловлено объективными условиями ростом масштабов народного хозяйства, необходимостью реализации научно-технических достижений в производстве и увеличением числа вариантов решений, усилением ответственности за принятые решения в связи с увеличением их цены», расширением самостоятельности и ответственности всех звеньев управления и т. д. [c.5]
Системные аналитики рассматривают принятие решения как самостоятельный процесс, для руководителей же принятие решения является лишь частью всего процесса управления, где необходимо учитывать и объективные, и субъективные факторы, влияющие на решение проблемы. Расхождения во взглядах между системными аналитиками и руководителями проявляются и в оценке риска при принятии решения. (Ведь руководитель, как правило, несет личную ответственность за принятое решение.) [c.16]
Еще в начале XX в. коммерческие организации функционировали в относительно простых условиях в смысле вариабельности принятия управленческих решений. Понятно, что термин «простые условия» нужно понимать с определенной долей условности, поскольку каждый временной интервал в развитии экономики характеризуется своей интерпретацией понятий «простоты» или «сложности», однако с позиции сегодняшнего дня и при нынешнем развитии форм организации бизнеса, технического оснащения процесса управления, уровня профессиональной и общеобразовательной подготовки управленческих кадров использование такого выражения вполне правомочно. В силу ряда объективных и субъективных факторов менеджеры того времени могли принимать достаточно эффективные управленческие решения на основе интуиции и простейших количественных методов, повторявшихся из года в год, отличавшихся рутинностью и похожестью независимо от сферы бизнеса и конкретности той или иной ситуации. Можно сказать, что управленческий процесс в большей мере был искусством, чем наукой, а применение каких-то систематизированных формализованных алгоритмов на практике было чрезвычайно редким. [c.7]
Социально-психологические методы управления. Управление целенаправленной деятельностью работников осуществляется людьми и, очевидно, зависит не только от объективных, но и в значительной степени от субъективных факторов, включая со- [c.19]
Для реверсивных станов машинное время прокатки обычно меньше времени пауз на транспортировку металла рольгангами, кантовку и т. п. Характерная особенность работы этих станов — неравномерная загрузка операторов в пределах цикла прокатки из-за большого количества операций по управлению вспомогательными механизмами в период пауз. При ручном управлении продолжительность пауз в значительной степени определяется опытностью операторов и другими субъективными факторами. Управление нажимным устройством — одна из наиболее трудоемких операций, требующая непрерывного наблюдения за перемещением верхнего валка и его точной установкой. Наибольшей производительности соответствует работа по оптимальному графику прокатки, когда величина пауз сведена до минимума. Работа по этому графику является самой напряженной по темпам прокатки. Например, для 80% программ прокатки частота включений составляет 820—850 в час, для остальных программ наименьшая частота составляет 720 включений. Введение автоматизации освобождает оператора от операций по переключению командокон-троллеров, облегчая его работу. [c.236]
Необходимость все большего распространения формализованных моделей принятия решений прямо обусловливается также неравномерностью развития субъективного фактора управления — разные субъекты различаются как по уровню квалификации (профессиональной подготовке), так и по индивидуальным способностям творческой реализации своей квалификации. Модели принятия решений, разработанные на основе передового опыта управления экономикой, являются в этом отношении важной формой распространения опыта и повышения квалификации руководителей. Модели учат учитывать все формализованные условия управляемого процесса. Творчеством каждого конкретного руководителя является учет всех остальных (специфи- [c.61]
В настоящее время в основе планирования работы нефтеснаб-сбытовых организаций лежит базисный метод. При планировании основных финансово-экономических показателей годовых планов практикуется распределение территориальных нефтеснабс-бытовы с управлений и нефтебаз по уровню выполнения ими плановых Заданий. Такая практика значительно увеличивает влияние на плановую работу субъективных факторов и снижает точность планирования, что приводит в одних управлениях к значительному перевыполнению планов, а в других — к невыпол- [c.149]
Налогообложение выражает отношения собственности, состояние производительных сил и производственных отношений. Техническая отсталость многих отраслей экономики и антидемократичность системы управления страной приводят к деформациям системы налогообложения. Она становится обременительной для плательщика, тормозит инвестиционные процессы, приводит в конечном итоге еще к большим перекосам между экономическим базисом и надстройкой. Следует помнить, что наличие потенциала в любом явлении или процессе и возможности его реализации — дистанционно удаленные величины, сближение которых зависит от вышеназванных объективных и субъективных факторов. [c.38]
Для решения таких задач системный менеджер должен быть знаком с возможностями современных систем визуализации баз данных на примере совместного использования традиционных инструментальных средств геоинформационных систем (ГИС) и баз данных типа Оракл или Информикс. В системном менеджменте зачастую складываются распределенные структуры управления, действуют субъективные факторы в выборе информации для руководства, по-разному оцениваются приоритеты в информировании служб менеджера, поэтому, прежде чем приступать к внедрению программ визуализации на каком-либо объекте, необходимо разработать концепцию построения и развития визуальной информационной системы в службах информационного менеджмента в масштабе предприятия. Только после этого можно решать [c.196]
ВОЛЮНТАРИЗМ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ — хозяйственные решения и действия, игнорирующие объективные условия и экономические законы социализма, выводы и рекомендации науки. Одной из его раз- новидностей является субъективизм в экономической политике. В. э. может иногда вызывать кратковременный, сиюминутный успех, но он неизбежно ведет к снижению эффективности общественного производства, ослабляет инициативу масс, не позволяет использовать богатейшие возможности и преимущества социализма. Социальные корни В. э. заключены в недостаточной зрелости общественных отношений и в связанном с этим распространении мелкобуржуазных иллюзий и представлений. Его гносеологические корни состоят в незнании или недооценке экономических законов, в смешении объективности и стихийности, в преувеличении роли субъективного фактора в социалистической экономике. В. э. в тех или иных формах встречается на различных уровнях управления экономикой. Особенно широкие [c.45]
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ЗЕМЛИ при социализме — оценка полезного эффекта, получаемого в процессе использования земли как главного средства производства в сельском хозяйстве. Э. о. з. нужна для совершенствования управления сельским хозяйством и обоснован, ного решения вопросов рационального использования земли, отвода земель для промышленного и транспортного строительства, правильного учета размеров ущерба в связи с затоплением площадей при строительстве ГЭС и др. Э. о. з., отводимой под промышленное и гражданское строительство, побуждает строителей использовать менее удобные участки и разрабатывать более эконо-мичные варианты застройки. Э. о. з. необходима для оценки эффективности сельскохозяйственного производства, сравнения уровня хозяйствования в разных районах и хозяйствах, обоснованного распределения плана закупок различных продуктов по районам и хозяйствам, установления зональных закупочных цен, регулирования других каналов распределения прибавочного продукта и рентных доходов позволяет разграничить объективные и субъективные факторы роста производства, определить, в какой мере полученные результаты зависят от качества закрепленной за хозяйством земли и в какой — от ее использования, уровня ведения хозяйства. Значение Э. о. з. возрастает в связи с переходом к планированию закупок и платежей в бюджет по [c.378]