какие суры нужно читать на кладбище
Какие аяты и дуа желательно читать на кладбище?
Вопрос:
Посоветуйте, какие дуа и аяты Корана желательно читать для умершего на кладбище? В какой стороне у могилы лучше встать?
Ответ:
Когда вы посещаете кладбище, лучше всего начинать с чтения следующего дуа:
السَّلَامُ عَلَيْكُمْ أَهْلَ الدِّيَارِ مِنَ الْمُؤْمِنِينَ وَالْمُسْلِمِينَ، وَإِنَّا، إِنْ شَاءَ اللهُ لَلَاحِقُونَ، أَسْأَلُ اللهَ لَنَا وَلَكُمُ الْعَافِيَةَ
Перевод: Мир вам, верующие мужчины и женщины из обитателей этого места. Поистине, по воле Аллаха, мы присоединимся к вам. Мы просим Аллаха облегчить для вас и для нас (Муслим) (1).
Далее можно почитать что-нибудь из следующих сур и аятов:
• Первые пять аятов суры Бакара;
• Последние пять аятов суры Бакара;
• Сура Ихляс (3, 7 или 12 раз).
Затем сделать дуа о том, чтобы Аллах передал вознаграждение за чтение этих сур и аятов умершему (или умершим).
Если возможно, лучше встать у ног умершего, обратившись к его голове. В противном случае, можно встать у головы умершего.
А Аллах знает лучше.
Ахмад Джафари, студент Даруль Ифта
Атланта, Джорджия, США
Проверено и одобрено муфтием Ибрагимом Десаи.
الدر المختار وحاشية ابن عابدين (رد المحتار)- دار الفكر (2/ 242)1
وإن كان للاعتبار والترحم من غير بكاء والتبرك بزيارة قبور الصالحين فلا بأس إذا كن عجائز. ويكره إذا كن شواب كحضور الجماعة في المساجد اهـ وهو توفيق حسن (قوله ويقول إلخ) قال في الفتح: والسنة زيارتها قائما، والدعاء عندها قائما، كما «كان يفعله — صلى الله عليه وسلم — في الخروج إلى البقيع ويقول: السلام عليكم» إلخ.
وفي شرح اللباب للمنلا على القارئ: ثم من آداب الزيارة ما قالوا، من أنه يأتي الزائر من قبل رجلي المتوفى لا من قبل رأسه لأنه أتعب لبصر الميت، بخلاف الأول لأنه يكون مقابل بصره، لكن هذا إذا أمكنه وإلا فقد ثبت «أنه — عليه الصلاة والسلام — قرأ أول سورة البقرة عند رأس ميت وآخرها عند رجليه» ومن آدابها أن يسلم بلفظ: السلام عليكم على الصحيح، لا عليكم السلام فإنه ورد: «السلام عليكم دار قوم مؤمنين، وإنا — إن شاء الله — بكم لاحقون، ونسأل الله لنا ولكم العافية» ثم يدعو قائما طويلا، وإن جلس يجلس بعيدا أو قريبا بحسب مرتبته في حال حياته……..(من دخل المقابر فقرأ سورة يس خفف الله عنهم يومئذ، وكان له بعدد من فيها حسنات) بحر. وفي شرح اللباب ويقرأ من القرآن ما تيسر له من الفاتحة وأول البقرة إلى المفلحون وآية الكرسي — وآمن الرسول — وسورة يس وتبارك الملك وسورة التكاثر والإخلاص اثني عشر مرة أو إحدى عشر أو سبعا أو ثلاثا، ثم يقول: اللهم أوصل ثواب ما قرأناه إلى فلان أو إليهم
(4/196) احسن الفتاوی-ایچ ایم سعید کمپنی
شامی کی عبارت جو اوپر مذکور ہے نقل کی ہے قران پڑھنے کے بارے میں
(4/222) احسن الفتاوی-ایچ ایم سعید کمپنی
قبرستان میں داخل ہو کر یوں سلام کہے «السلام عليكم دار قوم مؤمنين وانا انشاء الله بكم لاحقون، ونسأل الله لنا ولكم العافية»، پھر میت کے پاؤں کی طرف سے چہرے کے سامنے آکر کھڑا ہو۔۔۔۔۔
(9/192)فتاوی محمودیہ-ادارہ الفاروق کراچی
قبرستان عورتوں کیلۓجانا جائز ہے لیکن نہ جانا ہی بہتر ہے
(3-92)الفتاوي التاتارخانيه-مكتبه زكريا ديوبند
سئل القاضي عن جواز خروج النساء الي المقابر فقال لا يسئل عن الجواز والفساد في مثل هذا وإنما يسئل عن مقدار ما يلحقها من اللعن فيه. واعلم بانها كلما قصدت الخروج كانت في لعنة الله وملائكته
Какие дуа принято читать при посещении усопших на кладбище
Дуа – молитвенное обращение к Всевышнему. Как посещение мечети, оно является неотделимой частью духовной жизни последователей ислама. Мусульмане совершают молитвы для различных случаев, в том числе и для облегчения участи души в потустороннем мире. Приходя на кладбище, родственники усопших читают Дуа при посещении могил.
Поможет ли усопшему чтение дуа
В мусульманской вере важна забота о душе, ее участь после телесной смерти. Родственники покойного совершают обязательные дуа за умершего во время посещения могил, просят Аллаха упокоить дух, поселить его в раю, смягчить участь, простить грехи.
Вечная жизнь начинается с могилы. Душа покидает тело, но продолжает видеть, чувствовать, испытывать грусть, радоваться, переживать. Родственники могут высказать свои мысли умершему во время посещения его могилы.
Души усопших нуждаются в молитвах. После смерти все дела человеческие прекращаются, за исключением трех, награда за которые зачитывается и после смерти: постоянная милостыня, познания, от которых живущие имеют пользу и истинно верующие потомки, которые возносят молитвы за предков.
Мольба за ушедших близких напоминает спасательный круг, который не позволяет загробные мучения. Дуа потомков при посещении могил помогут возвысить праведников в глазах Аллаха.
Человек, обижавший живых родителей, приносивший им муки, но усердно совершающий дуа за них после смерти, посещающий их могилы может быть прощен Всевышним.
Мольбы живых за ушедших:
Виды дуа для чтения после смерти близкого
Дуа важна для верных мусульман. Она не настолько бескомпромиссна как намаз. Молитву при посещении могил можно совершать на любом языке. Во время мольбы человек смирен, признает, что бессилен перед Всевышним, принимает посланное им – болезни, здравие, печали, радости. Верующий смиренно просит помощи, защиты. Мольбы читают в любое время.
Время скорби, прощания с ушедшим, часы посещения могилы покойных сопровождают обращением к Аллаху.
В момент кончины, когда усопшему закрывают глаза, совершают мольбу к Всевышнему:
Алаххумягъфир дярраджяттаху виль-маддийння уаххлювху фи аккъыбиххи филь-габбириня уггфирляня уа ляхху йа рабялль алляямин. Уаффси ляхху фи кабрихи уа няуир ляхху ффиих.
Аллах, прости усопшего, подними его степень, прости и нас, и усопшего, о Всевышний. Сделай могилу его широкой, освети ее для него.
Во время погребения, при посещении могил соблюдают подобающую атмосферу. Мольбы читают тихим голосом с благоговением, не допуская мирских тем в разговорах, не допуская нарушения покоя мертвых. Для женщин наложен запрет присутствия на погребении, так как они могут не сдержать эмоций при прощании.
При входе на кладбище
Посещение усопших – сунна. Ранее зияраты к могилам были запрещены по причине сильных языческих традиций. В дальнейшем посланник указал на желательность посещений кладбища. В зияратах скрыта мудрость. Человек думает о смерти и душе, возносит мольбы для усопших. Рядом с могилами крепнет сила веры истинного мусульманина.
Совершать посещение могил дозволено в любое время. На кладбище и возле него стоит приветствовать умерших так, как приветствовали при жизни. Затем надо вознести дуа к Всевышнему за усопших.
Айша передавала, что посланник Аллаха выходил на кладбище Аль-Баки и говорил:
Мир вам, находящиеся в мире верующих. Вы обрели то, что всем обещано. А завтра наступит наше время. И коли так решит Аллах, мы будем с вами. О, Всевышний, прости усопших.
На вопрос Айши о том, что говорить при входе на кладбище, пророк велел приветствовать лежащих в могилах, возносить дуа к Аллаху за них.
На похоронах
После захоронения присутствующие совершают мольбу о прощении Всевышним грехов усопшего.
Запрещено произносить суры из Корана во время похорон. Посланник Аллаха не возносил суры на месте погребения, и последователи на похоронах и при посещении могил читают дуа.
Текст дуа на похоронах произвольный, воздается благодарность Аллаху, просьба позаботиться о душе усопшего.
В мусульманской религии не разрешено проводить поминки. После похорон совершают мольбы за умершего, посещение святых мест, раздают милостыню, совершают хадж, читают дуа. Поминальные обеды – нововведение, которое не приветствуют истинные мусульмане.
Смысл дуа на похоронах возле могилы:
О, Всевышний, прости грехи его и освободи от мук могильных. Сделай милость ему, сотвори могилу просторной, освободи от прегрешений.
Аллаха молят одарить ушедшего домом и семьей на небе, просят простить его грехи, избавить душу от страданий.
При посещении могил
Человеку, совершающему зиярат на могилу, следует вести себя, будто бы он пришел навестить живого. Во время посещения живой возносит дуа, просит милости за лежащих в земле. Необходимо много читать Коран, проявлять адам к похороненным.
Мусульманскую молитву за усопших при посещении могил читают своими словами. Условия:
При посещении дома умершего
Соболезнование родственникам покойного – сунна. Посланник Аллаха выражал соболезнования. Пророк выразил сочувствие сподвижнику, потерявшему дитя.
Мусульманин обязан напомнить родственникам усопшего о терпении, о смирении с горем. Не стоит досадовать на судьбу, роптать на волю Аллаха.
Текст дуа при посещении дома умершего содержит мольбу об облегчении страдании родственников:
Воздаст Всевышний Вам большее вознаграждение, облегчит горе и дарует прощение умершему.
Посланник во время посещения дома выразил сочувствие дочери, потерявшей ребенка, словами:
Аллаху принадлежит то, что взял к себе он, что даровал он тебе. Для всего определил Всевышний срок. Прояви смирение и возблагодари Аллаха в надежде на награду.
Человек, принимающий соболезнования, должен попросить Аллаха вознаградить посетившего его дом.
Тексты дуа на кладбище
Аллах слышит все обращения и просьбы. Он знает о намерениях тех, кто читает дуа, независимо от языка молитвы. Всевышнему известны слова и мысли просящего. Главное – искренность, поклонение Аллаху, покорность, вера. Этикет посещения усопших:
На кумыкском языке
Дуа при посещении кладбищ и могилы умершего на кумыкском языке произносят по тем же принципам, что и на других языках. В них слышно призыв к смирению Этме кюй екъ:
Ассаламу ‘аля аххли-д-диярри минна-ль-муъмининна валь-муслимина, ва йархаму- Ллахху-ль-мустакдиминна минна валь-мустаъхирина, ва ин-на ин шаа-Лаху бикум ляхыкунн.
Мир лежащим здесь уверовавшим и мусульманам, да помилует Аллах тех из вас и нас, кто ушёл раньше, и тех, кто задержался, мы же, если захочет Всевышний Аллах, присоединимся к вам.
На аварском языке
Основные дуа при посещении кладбища на аварском языке:
Болъон дуниял болъон дуниял нужее, пребывающие нижер обители уверовавших ниж, захочет всевышний, Аллах, присоединимся нужее нижехъе.
Мусульманская традиция предполагает частое чтение молитв. Дуа являются обращениями к Всевышнему и такие воззвания могут иметь произвольную форму, в отличие от намаза. Общение с Господом сопровождает все сферы жизни верующего, в том числе и посещение могил умерших.
Мусульмане чтят своих предков, согласно Корану, уважают праведников даже после их смерти. Перед посещением могилы родных и близких, мусульманин читает дуа, которые напоминают, что все люди смертны и все предстанут перед Аллахом, каждый в свой час.
Чтение Корана за умерших
На могилах, кладбищах всегда читали Коран за умерших вообще и за покойного родственника в частности. В последнее время появились разговоры, что это якобы категорически запрещено в Исламе. Как быть? Какая практика в данном вопросе более достоверна с точки зрения Священного Писания и Сунны?
Одним из хадисов, которым обосновывают допустимость и полезность чтения Корана для покойного, является следующий: «Однажды пророк Мухаммад проходил мимо одной из оград Медины[1] и услышал возгласы двух людей, испытывающих [страшные] мучения в своих могилах[2]. Посланник Господа сказал: «Они испытывают мучения за малые прегрешения». Но сразу поправился: «Нет [за большие]. Один из них был неаккуратен, когда мочился[3], а другой клеветал (сплетничал)[4]»[5]. Затем пророк Мухаммад попросил, чтобы ему принесли голую пальмовую ветвь. Сломав ее пополам, он воткнул в каждую могилу по половинке. Сподвижники спросили: «О посланник Всевышнего, зачем ты это сделал?» Он ответил: «Возможно, это облегчит [их участь], и это [предполагаемое облегчение] продолжится до тех пор, пока они (ветки) не высохнут[6]»[7].
Известный ученый, имам аль-Хаттаби[8], опираясь на упомянутый хадис, сказал: «Данный хадис указывает на желательность (мустахаб) чтения величественного Корана на могилах. Когда от тасбиха[9] дерева ожидается облегчение для умершего, то ожидание и прошение у Всевышнего облегчения для покойного через чтение Корана[10] (над могилой) более благодатно (баракятно) и вероятно»[11].
Передается, что сын ‘Умара ибн аль-Хаттаба, ‘Абдулла ибн ‘Умар, завещал, чтобы на его могиле была прочитана вторая сура Священного Корана, «аль-Бакара»[12].
Можно ли читать Священный Коран от имени умершего, как это широко практикуется в мечетях или на религиозных мероприятиях (маджлисах, мавлидах)?
Относительно пользы от чтения Священного Корана для покойного исламские богословы имеют разные мнения. Имамы Абу Ханифа, Ахмад ибн Ханбаль, Мухаммад ибн Ахмад аль-Куртуби, а также некоторые ученые шафиитского мазхаба и многие богословы первых поколений (саляф)[13] считали, что воздаяние (саваб) за чтение Корана доходит до покойного. Обосновывают они это хадисами: «Кто идет меж могил и читает «куль хува ллаху ахад»[14] одиннадцать раз, а затем дарует воздаяние (саваб) умершим, тому будет воздано по количеству покоящихся [на кладбище]»[15]; «Если кто-то зайдет на кладбище и прочитает суру «Ясин», то Аллах (Бог, Господь) облегчит участь их [покоящихся на кладбище]»[16]. Передается, что Абу Бакр ас-Сыддык процитировал слова пророка Мухаммада: «Кто посетит могилу родителей своих или одного из них и прочитает там «Ясин», тому будут прощены прегрешения»[17].
Относительно мнения шафиитского мазхаба по данному вопросу имам ан-Навави говорил: «Наиболее известным мнением имама аш-Шафи‘и является невозможность дохождения вознаграждения (саваба) за чтение Корана до умершего, но некоторые шафиитские богословы говорили, что это возможно. Если человек читает, то в заключение пусть скажет: «О Всевышний! Доведи воздаяние (саваб) за то, что было прочитано мною, до такого-то (называется имя)»[18].
اَللَّهُمَّ أَوْصِلْ ثَوَابَ مَا قَرَأْتـُهُ إِلىَ فلان
Известный богослов аш-Шавкяни утвердительно считал, что «наиболее верным является дохождение до покойного воздаяния (саваба) за чтение Корана от его имени, и это при условии, что прочитавший просит у Всевышнего доведения саваба до покойного, и причем делается это с полной уверенностью в такой возможности, так как это — мольба-ду‘а[19]. Окончательное же решение, безусловно, остается за самим Творцом, Господом миров»[20].
Один из современных богословов Рамадан аль-Буты говорит по этому поводу следующее: «Мнение некоторых о том, что чтение Корана для умерших запретно (харам), не имеет никаких канонических обоснований[21]. Все исламские ученые прошлого и настоящего единодушны в канонической допустимости (машру‘) чтения Священного Корана от имени покойного. Разногласие их состоит лишь в том, доходит ли вознаграждение (саваб) до покойного или нет? Наиболее вероятно, что оно доходит и полезно покойному.
Важно намерение и фактическое завершение чтения Корана мольбой-ду‘а о том, чтобы Всевышний довел вознаграждение (саваб) до умершего. Результат же мольбы зависит от степени проявления милости и щедрости Творца»[22].
Можно ли в качестве благодарности платить деньги (садака) прочитавшему молитву (из Священного Корана или иную), например, за умерших. Не повлияет ли это на принимаемость молитвы?
Можно. По этому поводу есть достоверные хадисы и высказывания ученых. Что касается аятов[23], обычно цитируемых в пользу отрицания допустимости этого, то такая трактовка их и интерпретация крайне маловероятны, так как данное положение четко прописано в достоверной Сунне пророка Мухаммада.
Пророк (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил: «Самым заслуженным, за что можно взять вознаграждение, является Книга Всевышнего [Священный Коран]»[24]. «То есть, — комментировали ученые, — этот хадис указывает на допустимость (джаваз) получения вознаграждения за чтение Корана или обучение ему[25], а также написание талисманов-заклинаний или лечение ими»[26]. Например, известный богослов аш-Ша‘би говорил: «Человек не должен ставить условием, что за обучение или чтение ему должны заплатить столько-то. Если ему дают (в качестве вознаграждения или благодарности, то есть в форме подарка или милостыни), то он принимает»[27]. Аль-Хакям говорил: «Я не слышал[28], чтобы кто-то заявлял о нежелательности вознаграждения обучающего (то есть о какой-либо нежелательности получения вознаграждения за обучение)»[29]. Имам аш-Шафи‘и, опираясь на достоверный хадис, допускал изначальную договоренность об оплате труда учителя[30].
Необходимо отметить, что плата не является обязательной, кроме как в случае какой-то определенной договоренности, когда необходимо выполнение оговоренных обязательств[31].
Что касается принимаемости-непринимаемости мольбы-ду‘а, о чем уточняется в заданном вопросе, то здесь важным фактором является искренность, чистота от явных грехов и набожность.
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] См.: аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. В 20 т., 1972. Т. 2. С. 431.
[2] В своде хадисов Ибн Маджа есть дополнение, что могилы были еще свежими. См., например: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 2. С. 419.
[3] Комментаторы объясняют, что «брызги мочи постоянно попадали на его тело и одежду», а также «он не ждал, пока выйдут остатки мочи, которые потом попадали на его одежду». См.: аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. В 20 т., 1972. Т. 2. С. 431.
В достоверном хадисе сказано: «Наибольшее наказание в могиле [в период ожидания после смерти и до Воскрешения в Судный День] — от мочи [из-за отсутствия осторожности и внимания к попаданию ее на одежду]». Хадис от Абу Хурайры; св. х. Ахмада, Ибн Маджа и аль-Хакима. См.: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 86, хадис № 1382, «сахих».
[4] Имам ан-Навави дал определение: «Клевета — это цитирование чужих слов с желанием навредить. И относится это к наихудшим поступкам». См.: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 2. С. 421.
[5] Аль-Кярмани дал важное пояснение по данному хадису: «При однократном или очень редком совершении данных поступков они не могут классифицироваться как большие грехи (кябира, мн. ч. кяба’ир), так как за них не предусмотрено строгое наказание (хадд) в судебном порядке в этой жизни. Однако при многократном и постоянном повторении эти действия по пагубности и наказуемости достигают уровня больших грехов. Ведь сказано: «Перестают быть малые прегрешения малыми при многократном повторении и упорстве в совершении их». Наиболее вероятно, что именно это подразумевается в хадисе. Также возможно, что поправка, данная Пророку на уровне Откровения, подразумевает: люди считают эти грехи незначительными, однако пред Богом они крайне пагубны. В Священном Коране сказано: «Считаете вы это легким [тем, что не имеет последствий], однако пред Аллахом (Богом, Господом) оно велико [строго наказуемо]» (Св. Коран, 24:15). См.: аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. В 20 т., 1972. Т. 2. С. 431.
[6] То есть пока ветки живые. У каждого из творений Господа своя форма жизни и смерти. Пока эти ветки, которые могут пустить корни и вырасти или какое-то время просуществовать за счет внутренних запасов, остаются живыми, они восхваляют Творца и тем самым благоприятствуют облегчению состояния покойного. Относительно «восхваления» в Священном Коране сказано: «Восхваляют (возвеличивают) Его семь небес и земля вместе со всем тем, что населяет их [существует в этих необъятных галактических просторах]. Каждая мелочь [все бессчетное количество единиц сотворенного в макро- и микромирах] с благодарностью возносит Господа [над всем тем, что не соответствует Ему]. Однако вы [люди и джинны, имеете право выбора и ограничены в отдельных характеристиках и возможностях (к примеру, не знаете языков животных и растений), а потому] не понимаете [и не сможете понять] их прославления [как именно они восхваляют Творца]. [В границах земного и межгалактических пространств ни наука, ни что бы то ни было другое не поможет вам в этом, иначе вы получите существенную подсказку в столь ответственном экзамене, как жизнь]» (см. Св. Коран, 17:44); «Разве ты не видишь, что Бога восхваляют все те, кто на небесах и на земле, и [к примеру] птицы, раскрывая крылья в полете. Все они знают свои молитвы [у каждого из них свое выражение благодарности] и [формы, формулы] восхваления [Творца]. Аллах (Бог, Господь) хорошо знает о том, что они [Его творения] делают» (Св. Коран, 24:41).
[7] Хадис от Ибн ‘Аббаса; св. х. аль-Бухари и Муслима. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 1. С. 91, хадис № 216; аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. В 20 т., 1972. Т. 2. С. 430; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 2. С. 419–423, хадис № 216.
[8] Умер в 388 году хиджры.
[9] Тасбих — восхваление и возвеличивание Господа.
[10] В достоверном хадисе оговаривается, что за каждую прочитанную букву Священного Корана человек получает пред Всевышним десять единиц вознаграждения: «Кто прочитает букву (харф) из Книги Всевышнего [то есть из Корана], то ему за это — единица вознаграждения (хасана), а воздаяние за нее десятикратно. Я не говорю о том, что «алифляммим» (слово) — это буква (харф). Однако же «алиф» (буква арабского языка) — это харф, «лям» (буква арабского языка) — это харф, «мим» (также буква арабского языка) — это харф». Хадис от Ибн Мас‘уда; св. х. ат-Тирмизи, ад-Дарами и др. См., например: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. 2002. С. 812, хадис № 2915, «хасан сахих».
[11] См.: аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-Бухари. Т. 2. С. 434. Так же считали и многие другие исламские ученые-богословы. См., например: аль-Куртуби М. Ат-тазкира фи ахваль аль-мавта ва умур аль-ахира. С. 84, 85, 91, 93.
[12] См.: аль-Куртуби М. Ат-тазкира фи ахваль аль-мавта ва умур аль-ахира. С. 90.
[13] См.: аль-Бенна А. (известный как ас-Са‘ати). Аль-фатх ар-раббани ли тартиб муснад аль-имам ахмад ибн ханбаль аш-шайбани. Т 4. Ч. 8. С. 102.
[14] То есть 112-ю суру Священного Корана.
[15] Хадис от ‘Али ибн Абу Талиба; св. х. Абу Бакра ан-Наджара.
Аль-‘Айни Б. говорит: «Хадис передан Абу Бакром ан-Наджаром в книге «Ас-сунан». См.: аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-Бухари. Т. 2. С. 434. Этот хадис также цитируется Мухаммадом ибн Ахмадом аль-Куртуби в книге «Ат-тазкира фи ахваль аль-мавта ва умур аль-ахира» (С. 85).
[16] Хадис от Анаса; св. х. Абу Бакра ан-Наджара. См.: аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-Бухари. Т. 2. С. 434; аль-Куртуби М. Ат-тазкира фи ахваль аль-мавта ва умур аль-ахира. С. 90.
[17] См.: аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. В 20 т., 1972. Т. 2. С. 434.
Упомянутые хадисы приводит также известный ученый Ибн Кудама в своей книге «Аль-мугни». См.: Ибн Кудама М. Аль-мугни. Т. 3. С. 519. О достоверности или недостоверности Ибн Кудама ничего не упоминает. Просмотрев разные своды хадисов, я не нашел однозначного повествования об их недостоверности, но и в наиболее известных сводах хадисов они не встречаются. Можно сказать, что присутствие данных хадисов в авторитетных богословских книгах говорит о возможности их применения, но достоверность их не однозначна.
[18] См.: ан-Навави Я. Аль-азкяр ан-нававия [Сборник ду‘а, собранный имамом ан-Навави]. Бейрут: ар-Рисаля, 1992. С. 278.
[19] Из высказываний пророка Мухаммада мы знаем, что обращающийся к Богу должен быть уверен, что мольба его будет услышана, так как для Всевышнего нет ничего невозможного. Безусловно, если обращающийся с мольбой упорствует в грехе, не чувствует за собой вины и даже не думает каяться, образ жизни его противоречит элементарным моральным принципам, то вероятность принимаемости его мольбы-ду‘а крайне низка либо нулевая.
Относительно уверенности пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) сказал: «Если вы молите Бога [просите Его о том или ином земном либо вечном], то будьте решительны [уверены в том, что просите важное для вас, нужное, а также уверены в том, что реализовать это для Бога не составит труда]. [И при этом] ни в коем случае не говорите: «О Господи, если пожелаешь, дай мне [это]». Поистине, Аллаха (Бога, Господа) никто не может принудить [Он в любом случае ответит на молитву в соответствии с Его волею, всезнанием, мудростью и желанием]». См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 4. С. 1994, хадис № 6338.
[20] См.: аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 2. Ч. 4. С. 100, 101.
[21] Мнение о том, что читать Коран или делать любое другое благое дело от имени покойного бесполезно и недопустимо, бытует лишь среди дилетантов.
[22] См.: аль-Буты Р. Ма‘а ан-нас. Машурат ва фатава. С. 177–179.
[23] Аяты, где говорится о «продаже знамений Всевышнего за малую стоимость», в основном касаются тех людей Писания, которые переписывали священные страницы и вносили туда искажения, а также тех, которые продавали веру свою за мирской достаток. См.: Св. Коран, 2:41, 79, 174; 3:187, 199; 5:44; 9:9, 16:95.
[24] Хадис от Ибн ‘Аббаса; св. х. аль-Бухари и др. См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 2. С. 671; там же. Т. 4. С. 1833, хадис № 5737; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 13. С. 244, хадис № 5737; аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. В 25 т., 2001. Т. 21. С. 392, хадис № 5737.
[25] Подавляющее большинство богословов (имам Малик, имам Шафи‘и, имам Ахмад ибн Ханбаль и многие другие) говорили о допустимости получения платы за чтение Корана или обучение ему, обоснуя свое мнение упомянутым хадисом от Ибн ‘Аббаса. Только некоторые, и среди них богословы ханафитского мазхаба (Абу Ханифа и др.), говорили о нежелательности, а порой и запретности этого. Но необходимо уточнить, что «нежелательность или запретность» касается того случая, когда плата является условием для обучения или изучения Корана. Когда же это происходит в форме неоговоренного, неожидаемого подарка или вознаграждения, то принятие его допускалось богословами-ханафитами. Одним из аргументов в пользу нежелательности является то, что данные действия относятся к формам поклонения Всевышнему, и воздаяния (аджр) необходимо ожидать от Господа. Подробнее см., например: аль-Бенна А. (известный как ас-Са‘ати). Аль-фатх ар-раббани ли тартиб муснад аль-имам ахмад ибн ханбаль аш-шайбани. Т. 9. Ч. 17. С. 184; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 5. С. 571, 572; аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. В 25 т., 2001. Т. 12. С. 135–138.
Имам аль-Хаттаби также говорил о разрешенности и допустимости. См.: аль-Хаттаби Х. Ма‘алим ас-сунан. Шарх сунан аби дауд. Т. 2. Ч. 4. С. 211.
[26] См., например: аль-Бенна А. (известный как ас-Са‘ати). Аль-фатх ар-раббани ли тартиб муснад аль-имам ахмад ибн ханбаль аш-шайбани. Т. 9. Ч. 17. С. 184; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 5. С. 570–577; аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. В 25 т., 2001. Т. 12. С. 135.
[27] См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 2. С. 671.
[28] То, что аль-Хакям об этом не слышал, не говорит нам о полном отсутствии нежелательности. О нежелательности, а порой и запретности говорили некоторые ученые, тем более что наряду с хадисами разрешающими есть и порицающие. См.: аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. В 25 т., 2001. Т. 12. С. 138.
Отмечу, что у хадисов порицающих принятие платы очень низкая степень достоверности. См.: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 5. С. 572; аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. Т. 12. С. 136.
[29] См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 2. С. 671.
[30] Хадис и мнение имама аш-Шафи‘и см.: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. 2002. С. 600, 601, хадис № 2068, «хасан сахих», а также № 2069, «сахих».
[31] В Коране сказано: «О верующие, будьте обязательны в выполнении договорных отношений [исполняйте обеты, обязательства, установленные между вами и Всевышним, а также между вами и другими людьми]» (см. Св. Коран, 5:1); «Будьте обязательны в договоренностях. Воистину, за обещания и взятые на себя обязательства вам отвечать [пред Всевышним в Судный День]» (см. Св. Коран, 17:34).