какие свойства определяют социально культурную значимость
Ценность как показатель культурной значимости объекта культурного наследия
Говоря о нравственном отношении к культурному наследию, нельзя обойти вниманием определение культурной значимости того или иного объекта. «Культурная значимость» — концептуальное понятие, которое включает эстетическую, историческую, научную (исследовательскую), социальную, экономическую ценность и концепцию преимуществ нематериального характера. «Культурная значимость» всегда определяется первоначально при определении ценности объекта культурного наследия.
Оценка значимости рассматривается как основа для определения любых действий по защите памятника культуры и обоснования инвестиций для осуществления мер по его сохранению.
Показатели оценки значимости культурного наследия:
На основе определенной ценности того или иного объекта культурного наследия принимается решение об управлении его использования.
Обычно, для любого памятника культуры существует несколько вариантов управления использованием, но обязательным предварительным условием для принятия решения о выборе варианта использования является представление о значимости памятника культуры. И в основе принятия решения лежат нравственные и моральные принципы принимающего эго решение. И, часто эго решение трудно назвать гуманным в отношении конкретного памятника.
Также исследователи выделяют следующие ценности
архитектурного памятника: историко-мемориальную; научную;
эстетическую или художественную; воспитательную; утилитарную; экономическую и «уникальную».
Особое значение для темы нашего исследования имеет воспитательная ценность, т.е. способность памятника оказывать на посетителя эстетическое, патриотическое и нравственное воздействие. Воспитательная ценность выделяется в потребительной ценности, которая важна для общественной оценки памятников. Эту проблему изучают архитекторы, социологи и психологи.
Далее рассмотрим отношение к культурному наследию в нашей стране в ретроспективе.
Какие свойства определяют социально культурную значимость
Педагогический аспект социально-культурной деятельности состоит в регулировании процессов культуры социальных отношений. Сам процесс осуществляется в различных формах, включая и досуговую деятельность, направленную на решение культурно-образовательных задач. Сегодня социально-культурная деятельность как процесс формирования культуры социальных отношений может рассматриваться как самостоятельная подсистема общей системы социализации и воспитания личности. От того, на каких ценностях акцентирует свое внимание педагог, зависит, в каком направлении будет осуществляться воспитательный процесс.
Значительный вклад в разработку проблем аксиологии внесли В.П. Тугаринов, С.Ф. Анисимов, О.Г. Дробницкий, А.Г. Здравомыслов, М.С. Каган, Л.Н. Коган, Ю.М. Смоленцев, В.А. Ядов и др. Ценности как регуляторы сознания, поведения и деятельности личности, их структура, классификация явились предметом исследования Б.Г. Ананьева, А.Г. Здравомыслова, Н.И. Лапина, А.Н. Леонтьева, В.С. Мухиной и др.
Проблеме ценностных ориентаций посвящены исследования социологов, психологов, педагогов, культурологов Ж.С. Мамедовой, Л.В. Радиной, С.В. Мерзляковой, Л.Х. Нагоевой, Л.В. Брик, И.Г. Биченко, А.Н. Мушкировой, М.Я. Курганской, О.В. Горшковой, В.А. Виноградовой, М.А. Конькова, С.С. Цороева и др.; вопросы освоения культурных ценностей в сфере социально-культурной деятельности представлены в работах М.А. Ариарского, Е.И. Григорьевой, Ю.А. Стрельцова, Е.Ю. Стрельцовой, И.Н. Ерошенкова, Ю.Д. Красильникова, А.Д. Жаркова, Л.С. Жарковой, А.А. Сукало, Н.В. Шарковской и др.
Категория ценности – категория междисциплинарная: социологи считают ее категорией социологической; философы – философской категорией. Идеи аксиологии как учения о ценности разрабатывались в исследованиях представителей различных философских школ: неокантианцев (В. Виндельбанд, Г. Риккерт и др.), приверженцев феноменологии (Н. Гартман, М. Шеллер и др.), отечественных философов конца XIX – начала XX в. (Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, В.В. Розанов, В.С. Соловьев и др.).
В исследованиях современных философов (Е.А. Ануфриева, Л.П. Буева, А.М. Коршунова и др.) выявляется соотношение категорий «ценность» и «общество», «ценность» и «общественные отношения». Теория ценностей рассматривается в тесной связи с теорией личности. Существует более 400 определений понятия «ценность», но они не противоречат друг другу.
Конкретные функции ценностей в жизни общества и человека выделил В.А. Нечаев [8], который справедливо считает, что ценность – это фундамент человеческой культуры, реальная преобразующая сила, критерий совершенства.
Основу содержания социально-культурной деятельности составляют общечеловеческие ценности. Н.Д. Никандров высказывает мнение о нецелесообразности обособления трех раздельных «подходов» или «уровней»: религиозного, житейского и пути обращения к ценностям фундаментальным [10].
Исследуя проблему гражданского воспитания, мы выделяем гражданские ценности, к которым относим: патриотизм, гражданственность, активность, ответственность, независимость убеждений, демократизм, толерантность и др.
Категория «ценность» имеет все основания быть интерпретированной в педагогическом смысле. С.Н. Кулаков отмечает, что педагогику интересует не устоявшийся факт, не результат житейского опыта, а моделирование, проектирование результатов определенного воспитания [8, с. 22]. Педагогика и гражданское воспитание, по мнению И.М. Дуранова, связаны, прежде всего, с духовными ценностями, при этом первостепенное значение имеют нравственные и познавательные ценности [7]. Н.А. Бердяев сосредоточил внимание на нравственных ценностях в работе «Философия свободы» [2]. Для него человек представляет собой абсолютную ценность, а всякое его творчество представляет собой значимость, то есть ценность. При этом нравственные ценности связываются с ее правами и обязанностями.
Ценность, по мнению М.М. Бахтина, выступает как эмоционально-волевой тон отношений к предмету; его функция состоит в установлении единства личности с предметом ценности [1, с. 90]. Очевидна взаимосвязь ценностей и культуры, ценностей и духовной деятельности. Ценность как междисциплинарная категория выражает положительную значимость объектов окружающего мира для человека. Ценности изменяются с возрастом и обстоятельствами жизни. Под ценностями мы понимаем ценности культуры нравственных отношений.
Культура – содержательная основа образования личности – представляет безусловную ценность, прежде всего культуру социальных отношений, включая нравственные, правовые, политические, эстетические, экологические нормы отношений.
Природа ценности неоднозначна, ее сущность и содержание учеными трактуются по-разному, что и привело к необходимости систематизации основных ценностных категорий. Мы согласны с утверждением ученых (А. Маслоу, А.Б. Орлова, К. Роджерс и др.), что универсальные ценности лежат в самом человеке, его субъектном опыте.
Т.Г. Киселева и Ю.Д. Красильников считают наиболее распространенными социально-культурные ценности (искусственные и естественные; материальные и духовные; социальные и индивидуальные). Новый научный взгляд на мир должен привести к активной позиции: к установке лучше понять эту систему ценностей. Не будет преувеличением сказать, что наша современная планетарная система находится в очередной точке выбора дальнейшего пути развития.
Ценности являются компонентами человеческой культуры, наряду с идеалами и нормами являются относительными ценностями. Норма – правило поведения в определенной ситуации. Изменение норм является одним из механизмов изменения характера и направленности человеческой активности. Эти понятия взаимосвязаны, и если что-то будет меняться, то будет меняться и картина образа жизни в целом. Образ жизни зависит от норм, ценностей и морали данной группы людей.
Анализ педагогических исследований Г.Я. Гревцевой 3, М.Е. Дуранова [6], М.В. Циулиной [13; 14] и др. показывает, что к личностным ценностям, имеющим социальную, прежде всего гражданскую направленность, следует отнести: любовь к родному краю, семье, народу; гражданский долг, профессиональную компетентность и т.д. Ценности могут быть целью и средством воспитания. М.В. Циулина рассматривает «патриотизм как результат освоения традиционных ценностей своего народа, своей культуры» [13, с. 47].
Социальные ценности – «важнейший элемент культуры, системы социальной регуляции, обеспечивающий общую стратегическую линию такой регуляции» [12, с. 534].
Гражданственность представляет собой социальную ценность для развития общества и личности. Уровень гражданственности становится важным критерием определения цивилизованности общества и играет ведущую роль в становлении государственности [5].
А.И. Стронин [11] трактует гражданственность как единство предания, обычая и нравственных качеств человека. Он изучал также вопросы соотношения цивилизации и культуры, менталитета: понимание чести, храбрости, подвижничества и др. Особого внимания заслуживают его размышления о свободе, равенстве.
Нравственные ценности (добро, милосердие, честность и др.) в единстве с другими ценностями создают сложный мир духовных образований. Нравственность побуждает человека к этическому поведению.
Придерживаясь классификации В.А. Ядова [16], в которой выделяются ценности-нормативы, ценности-идеалы, ценности-цели, ценности-средства, гражданские ценности мы относим к социальным ценностям. Гражданские ценности – это социальные ценности: идеал законопослушного гражданина-патриота, компетентного налогоплательщика, активного избирателя, грамотного потребителя, добросовестного и ответственного работника, семьянина [6].
В новой системе ценностей приоритетными должны стать семья, здоровье, труд, любовь, сохранение окружающей среды, достоинство личности, профессионализм и образованность, честность и обязательность, взаимное доверие, толерантность, законопослушность и т.д.
Ценностные ориентации – одно из личностных образований, определяют отношения и особенности взаимодействия с окружающим миром, регулируют поведение, позволяют найти смысл и цель жизнедеятельности. Кроме того, ценностные ориентации являются важнейшей психической характеристикой зрелой личности.
Социологическое направление в изучении ценностных ориентаций представлено в трудах А.Г. Здравомыслова, В.А. Ядова и др. Психологический аспект ценностных ориентаций раскрывается в работах Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Рубинштейна и других. Система образования помогает человеку определить свое место в мире, ценности, на которые он должен ориентироваться, и от образования в первую очередь зависит перспективный взгляд на ход мирового развития. Поэтому формирование нравственности является одной из основных задач высшей школы и образования в целом.
С культурологических и педагогических позиций процесс воспитания и обучения можно определить как вхождение личности в современную социально-культурную среду, в мир культуры и культурных ценностей. Будущий специалист должен обладать не только специальными знаниями и навыками, общими профессиональными умениями, но и ценностными ориентациями, мотивами его профессиональной деятельности, уметь сознательно контролировать результаты своей деятельности.
На необходимость формирования ценностно-смысловой сферы студенческой молодежи обращается внимание в нормативных документах, отражающих ключевые принципы и направления государственной образовательной политики России.
Профессионально-этическая культура является составной частью профессиональной культуры, требующей целенаправленного формирования. Л.М. Шарова [15] к ее функциям относит: интегративную (единство процесса создания ценностей и их освоения); регулятивную (систему профессионально-этических ценностей, являющуюся регулятором социально-педагогических отношений), нормативную (нормы культуры социальных отношений как ценности регулируемых межсоциальных и межличных отношений); образовательно-воспитательную (через формирование качеств личности, взаимодействие участников). Приобщение студенческой молодежи к этическим нормам как социально-культурным ценностям осуществляется в процессе изучения многих учебных дисциплин и педагогики.
Важной особенностью процесса социокультурного образования личности является ее личностно-деятельностный и ценностный подходы. Источником социокультурного образования и нравственного становления личности является опыт ее деятельности. Поэтому задача педагога – включить воспитанников в разнообразную творческую деятельность, создать среду, которая: 1) предусматривает в центре образования личность, ее индивидуальное развитие; задача взрослого при этом – оказывать педагогическую поддержку; 2) способствует формированию в процессе образования демократических принципов в отношениях между людьми: взаимного уважения прав и свобод друг друга, умения вести диалог, конструктивного разрешения конфликтов, нетерпимого отношения к нарушению прав ребенка; 3) строит воспитательный процесс с учетом индивидуальных особенностей личности; 4) создает ситуации выбора, учит осуществлять выбор в ситуации неопределенности и нести ответственность за принятое решение.
Социокультурное образование в процессе социально-педагогической деятельности выступает важным фактором приобщения студентов к ценностям искусства. Искусство имеет мощный этико-эстетический потенциал образования личности, ее приобщения к социально-культурным ценностям. Осуществляя образование личности, мы приобщаем наших воспитанников к ценностям культуры. Ценности личности проявляются в идеалах, установках, убеждениях, деятельности, связанной с духовными, нравственными ценностями. Обратимся к понятию «ценностные ориентации». Подходы ученых к сущности данного понятия разнообразны. Но все единодушны в том, что содержание ценностных ориентаций человека обуславливают ее направленность, определяют его позицию человека к явлениям окружающей действительности.
Взаимосвязь ценностей проявляется в искусстве. Воспитательное значение произведений искусства заключается в том, что они «создают возможность войти внутрь «жизни», пережить «кусочек жизни» (Б.М. Теплов). Самый благодарный путь приобщения к культурным ценностям – возрождение традиций, обычаев, погружение в истоки национальной культуры. Поэтому не растерять, сохранить то богатство, каким испокон веков владел каждый народ, приобщить молодежь к народной культуре – одна из задач обучения и воспитания.
Сказки, легенды, предания, обряды, детские прибаутки, пословицы, поговорки – все эти виды устного народного творчества вошли в сокровищницу художественных творений русского народа. Особенно важно использовать народное искусство (музыкальное, художественно-речевое, декоративно-прикладное) с запечатленными в нем наглядными образами окружающих предметов и явлений в доступной для познания человека форме. Осуществление художественно-речевой, изобразительной, музыкальной, игровой деятельности удовлетворяет интеллектуальную, познавательную потребность.
Говоря о ценности народного искусства в образовании личности, можно отметить его терапевтический эффект. Народное искусство доступно пониманию учащихся, содействует появлению чувства радости, удовлетворения. Гуманность, жизнеутверждающая основа, яркость образов и красок народного искусства вызывает у учащихся хорошее настроение. Большие потенциальные возможности в приобщении детей к национальным традициям кроются в народной музыке.
Музыкальное искусство, несомненно, является одним из средств трансляции культурных ценностей [9]. Музыка воспитывает эстетическую отзывчивость. Формирует направленность на познание мира, человека, действительности. Но воспитание средствами музыкального искусства предполагает учет индивидуальных особенностей личности.
Музыка – источник, способ развития человека, источник духовного общения, средство самовыражения, развития памяти, воображения, мышления и т.д. Народные музыкальные произведения (народные и колыбельные песни, частушки и др.) знакомят человека с традициями, обычаями и бытом русского и других народов, формируют гуманное отношение к миру.
Характеристики социокультурных ценностей и 19 примеров
ценности социокультурная это набор правил, принципов и убеждений, которые регулируют поведение человека в обществе.
Их пассивно изучают с раннего возраста, поскольку они внедряются в ядро семьи, что является первым контактом каждого человека с обществом. Позже они продолжают учиться на протяжении всей своей жизни в той степени, в которой человек взаимодействует в обществе..
Таким образом, социокультурные ценности позволяют человеку адекватно общаться с людьми одной и той же социокультурной группы, то есть иметь одни и те же убеждения, идеалы и принципы..
Социокультурные ценности влияют на достижение целей и удовлетворение потребностей, так как они придают смысл социальному взаимодействию, потому что они позволяют определить, что мы предпочитаем или не относимся к людям в соответствии с ценностями, ассимилированными в детстве..
Например, в подростковом возрасте у вас есть возможность взаимодействовать с разными группами, с разными убеждениями, и есть возможность выбрать, к какой группе вы хотите принадлежать..
10 примеров социокультурных ценностей
1- уважение к традициям
Эта ценность относится к уважению, привитому традициями общества, в котором человек живет. Примерами традиций являются танцы, гастрономия и праздники.
2- Патриотизм
Это ценность, которая относится к уважению и оценке как национальных символов (таких как флаг, герб и государственный гимн), так и героев каждой нации. Это значение разделяют люди из одной страны.
3- Любовь к семье
Эта ценность представляет оценку и привязанность, которая существует между членами семьи. Это самоотверженная любовь.
4- Религия
В процессе социализации семья прививает ребенку религию, в которой он должен расти. Это могут быть христиане (католики, евангелисты, Свидетели Иеговы), иудеи, мусульмане, исламисты и другие..
Кроме того, его учат уважать законы, которые имеет выбранная религия. На протяжении многих лет человек решает, продолжать ли следовать указаниям этой религии или принять другое.
5- Мир
Эта ценность представляет собой состояние гармонии, желаемое всеми социокультурными группами, так как оно стремится создать хорошие отношения между людьми, достигая состояния спокойствия без конфликта.
Мир достигается путем уважения, терпимости и принятия идей, мыслей и действий других.
6- Равенство
Это относится к тому факту, что ко всем людям следует относиться одинаково. То есть не должно быть никаких исключений по отношению к любому человеку по признаку пола, сексуальной ориентации, физического состояния, экономического, социального характера и т.д..
7- правда
Во всех обществах необходимо жить в полной гармонии. Он состоит из создания взаимодействий, основанных на искренности.
Это означает, что наши слова должны соответствовать нашим действиям и нашему поведению. Истина заключается в том, чтобы быть последовательным с тем, что заявлено и что происходит.
8- свобода
Это относится к способности каждого человека действовать в соответствии со своей волей, если это соответствует установленным законам, чтобы не наносить вред никому или чему-либо своими действиями.
9- Филиарная любовь
Эта ценность связана с привязанностью родителей к своим детям. Это отражается в заботе и уважении, которое они исповедуют по отношению к своим потомкам на протяжении всей своей жизни..
10- Красота
Эта ценность зависит от канонов каждой культуры; следовательно, концепция варьируется от одной страны к другой.
11- Уважение к иностранному
Это фундаментальная ценность для развития социальных отношений, так как нужно знать, что неправильно присваивать собственность или идеи другого человека.
12- Ответственность
Это значение относится к обязательству, которое вы имеете перед кем-то или кем-то. То есть способность людей принимать решения и принимать на себя последствия, которые они порождают.
13- Допуск
Это способность принимать действия или идеалы людей, даже если они не согласны с этим.
14- Сочувствие
Эта ценность заключается в способности человека понимать, что переживает другой человек.
Это позволяет поддержку и помощь, необходимую для принятия или преодоления ситуации.
15- Уважение к пожилым
Эта ценность коренится в большинстве культур. Это означает придание ему ценности, которой заслуживают пожилые люди..
16- Правосудие
Это относится к контролю совокупности норм, заставляющему человека действовать, уважая правду и давая каждому то, что ему соответствует..
17- Благодарность
Это относится к качеству того, чтобы быть благодарным за пользу, полученную другими людьми.
18- Щедрость
Это качество, которое люди должны давать, не ожидая ничего взамен.
19- Пунктуальность
Это относится к усилиям, которые каждый человек прилагает, чтобы вовремя прийти на встречу или выполнить работу в установленное время.
Каковы культурные ценности? (с 20 примерами)
культурные ценностиЭто элементы или убеждения, общие для группы людей. Они определяют способ существования и направляют поведение и решения людей в пределах одной группы. Они являются символами, которые при объединении представляют всю культуру.
Культурные ценности группы не всегда очевидны невооруженным глазом. Они тесно связаны с идентичностью указанной группы.
Их можно определить по наблюдениям традиций, которые люди в группе передавали из поколения в поколение своим потомкам (заметки, 2016 г.)..
Культура в группе адаптируется и развивается с потребностями, желаниями и возможностями, которые представлены в ней.
Это изменение является результатом перемещения группы в новое географическое положение или просто элемента, полученного с течением времени..
Технологическое развитие и его достижения во многом связаны с модификацией культурных ценностей. Технологии обычно оказывают сильное влияние на повседневные практики, меняя способ их выполнения с каждой новой разработкой..
Технологии постоянно меняются в истории работы людей (Маркетинг, 2017).
Со стороны, культурные ценности группы часто бывает трудно понять. Однако внутри группы культурные ценности являются центральными принципами и идеалами, на которых основано все сообщество..
Примеры культурных ценностей
В Индии 80% населения исповедуют индуистскую религию. Для верующих этой религии фигура коровы является объектом почитания и не должна приноситься в жертву.
Это является частью их культурных ценностей, поэтому многие люди могут страдать от голода и недоедания, и даже тогда они не будут трогать коров, которые бродят по улице, чтобы питаться ими (Yelnick, 2017).
Для западной культуры это странная культурная ценность, так как коровы являются источником пищи, а не поклонения.
В этом смысле корова редко умирает от естественных причин в Америке и редко почитается.
Исторически технологический прогресс приводил к трансформации культурных ценностей..
В случае промышленной революции была широко распространена мобилизация людей из сельской местности в город, где они перестали показывать свое положение сидячих фермеров и вынуждены были перейти на более быстрый темп жизни и на фабрике..
Незнание значения, которое язык может иметь в разных культурах, может привести к тому, что публицисты в рыночной индустрии совершат серьезные ошибки.
С другой стороны, группа может говорить на нескольких языках, поэтому, как часть ее культурных ценностей, вся информация, распространяемая в этих группах, должна быть представлена на всех распространенных языках..
В России, Аргентине и других странах мира культурные ценности диктуют, что мужчин среди них следует приветствовать и распускать поцелуем в щеку.
Этот обычай принят в этих культурах, однако в таких странах, как Соединенные Штаты, он совершенно неприемлем для большинства людей..
В европейских странах, таких как Франция, принято подавать вино в качестве дополнения ко всем блюдам. Этот обычай является частью его исторических традиций и тесно связан с культурными ценностями региона..
Однако в американских странах сопутствующая еда с вином необычна. В этом регионе еда должна сопровождаться безалкогольными напитками, такими как безалкогольные напитки и соки.
В разных культурах статус приобретается по-разному в зависимости от их ценностей. В случае большинства американских культур большое значение придается материальным благам.
По этой причине человек с высокой покупательной способностью будет иметь больший статус в обществе. С другой стороны, в рамках культурных ценностей народа Индии статус не зависит от материальных ценностей.
С другой стороны, в других культурных группах, таких как евреи, Рождество не празднуется и не является частью их культурных ценностей..
Во многих обществах индивидуализм высоко ценится. Таким образом, автономия и работа поощряются конкретными целями..
Благодаря этому большое внимание уделяется индивидуальным потребностям как детерминантам поведения.
Члены обществ с индивидуалистическими культурными ценностями, как правило, имеют более высокие показатели разводов, а деятельность по социальному взаимодействию, как правило, короче и менее интимна.
Этот тип культурных ценностей обычно имеет место в крупных городах (Консалтинг, 2015).
В обществах с коллективными культурными ценностями люди, как правило, используют множественный язык, чтобы говорить о потребностях своей группы. Члены общества работают взаимозависимо и слаженно.
Важно подчеркнуть, что межличностные отношения важны и определяют поведение людей..
Такие культурные ценности являются общими для семей, небольших обществ, населяющих деревни, групп поддержки..
В целом, в группах такого типа взаимодействия носят более интимный и продолжительный характер..
Пунктуальность более или менее актуальна в зависимости от культурных ценностей каждой группы. В случае некоторых латиноамериканских обществ пунктуальность является вторичной проблемой.
Однако в некоторых европейских обществах пунктуальность является синонимом уважения к тем, кто присутствует (Pyo, Hewitson, & Gordon, 2014).
Другие примеры
Другие примеры культурных ценностей могут включать следующее: