какие тексты надо давать для выразительного чтения

Итоговое собеседование: приемы и техники выразительного чтения

Выразительное чтение как средство развития речи

Умение выразительно читать необходимо ребенку не только на устном собеседовании, но и в жизни в принципе. Работая с литературным произведением, школьник учится подмечать ощущения и размышления, которыми наполнен художественный труд, транслировать собственную оценку творчества автора. Также выразительное чтение — это коммуникация, работа со слушателями. В качестве творческого акта ребенок рисует окружающим определенные образы, представленные в тексте (можно сказать, работает больше с глазами, чем с ушами). Выполняя различные задания в процессе обучения выразительному чтению, школьник учится проговаривать свои эмоции, впечатления от ситуаций, произведений. Такая практика – хорошая основа для развития эмоционального интеллекта.

Обучение выразительному чтению — долгая основательная работа. Приступить к вырабатыванию мастерства чтения вслух лучше задолго до экзамена, на разных занятиях.

Составляющие выразительного чтения

Эмоции. Реакция человека на внешние и внутренние раздражители, временное переживание определенных чувств.

Чувства. Отношения человека к предметам и явлениям действительности, переживаемые в различных формах. Иногда чувства представляют собой не только эмоциональное, но и понятийное отражение.

Интонация. Ритм и комелодическая сторона речи, служащая средством выражения эмоционально насыщенной мысли. Компоненты интонации:

Логические ударения. Выделение голосом важнейших слов в предложении.

Мелодика. Повышение и понижение голоса при произнесении фразы, что придает речи различные оттенки (сочувствие, одобрение, восторг и т.п.) и позволяет избежать монотонности.

Паузы. Временные остановки в звучании голоса, членящие речевой поток на отдельные части.

Темп. Степень быстроты произношения текста, от которой во многом зависит выразительность. Лучше всего, чтобы темп выразительного чтения соответствовал темпу устной речи.

Подтекст, надтекст и интертекст. Внутренний смысл произведения, понимание текста (на которое рассчитывает автор) и сопоставление произведений с другими текстами (нередко включенными в его образную структуру).

Советы школьнику по работе со стихотворением из учебника «Литература», 5 класс

(авторы: Г.В. Москвин, Н.Н. Пуряева, Е.Л. Ерохина)

Помни: ты читаешь стихотворение вслух, чтобы донести до слушателей его настроение и главные мысли!

Пойми, каким настроением проникнуто стихотворение (сформулируй для себя, опиши словами), как оно меняется на протяжении стихотворения.

Постарайся определить основную мысль стихотворения, вырази ее своими словами.

Найди в тексте важные по смыслу слова и постарайся понять, как они связаны с содержанием стихотворения. При чтении эти слова должны быть выделены, на них падает логическое ударение.

Соблюдай мелодический ритм стихотворения. Обрати внимание на расстановку знаков препинания, их влияние на ритм чтения, интонацию.

Выделяй ключевые слова и делай необходимые пометки, формулировки карандашом в тексте стихотворения или на полях.

какие тексты надо давать для выразительного чтения. Смотреть фото какие тексты надо давать для выразительного чтения. Смотреть картинку какие тексты надо давать для выразительного чтения. Картинка про какие тексты надо давать для выразительного чтения. Фото какие тексты надо давать для выразительного чтения

Приемы обучения выразительному чтению

образцовое чтение учителем;

повторное прочтение учителем отдельных звеньев произведения в процессе обучения;

прослушивание аудиозаписи с образцовым исполнением артиста;

показательное, выразительное чтение учащихся.

Прием объяснительного чтения

Как сформулировал знаменитый педагог Константин Ушинсткий, сущность приема заключается в том, чтобы дети «при чтении не только поняли, но и почувствовали произведение». Объяснение происходит по принципу учитель — ученик или ученик — ученик и затрагивает как отдельные слова и выражения, так и весь текст.

Прием партитурных пометок

ученики читают, следуя составленной учителем партитуре;

ребята совместно с педагогом составляют партитуру;

класс самостоятельно выполняет партитурную разметку текста для выразительного чтения.

Этапы работы с тканью текста (из учебника «Русский язык» 10-11 классы, автор Т.М. Пахнова):

определить строение и пунктуационное членение;

отметить слова с логическим ударением;

обратить внимание на интонацию предложений (выделить восходящую и нисходящую интонацию);

определить место коротких и длинных пауз.

Прием анализа аудиоматериалов

анализ интонационного рисунка материалов интернет-ресурсов (выразительность, конгруэнтность, наличие неоправданных пауз при чтении, динамика чтения, техника чтения, собственное отношение к прочитанному);

создание собственных материалов (аудио и видео) с последующим анализом.

Источник

Выразительное чтение — гарантия красивой речи

Словосочетание «выразительное чтение» активно начало употребляться в середине XIX века и подразумевало искусность художественного слова и дисциплину обучения этому умению детей. Выразительное чтение представляет собой мастерство отображения в слове ощущений и размышлений, которыми наполнен высокохудожественный труд, выказывание индивидуальной оценки исполнителем творчеству автора.

Выразительное чтение подразумевает декламацию на память или прочтение по книге с выдерживанием принципов литературного произношения. При этом наиболее полно выражается образная и идейная суть произведения. Выразительное чтение употребляется как приём обучения языку.

Критерии прочтения

Чтение характеризуется четырьмя критериями:

Прочесть текст выразительно означает отыскать способ посредством устной речи правдиво и точно передать замыслы и ощущения, заложенные в сочинении. Такое средство передачи – интонация.

Интонация представляет взаимодействие составляющих устной речи (темп, звучание, ударение, ритм, паузы). Составляющие поддерживают друг друга. Взаимодействие между ними порождается содержанием и эмоциями текста, целью, которую автор ставит перед чтецом.

Характеристика принципов обучения выразительному чтению

какие тексты надо давать для выразительного чтения. Смотреть фото какие тексты надо давать для выразительного чтения. Смотреть картинку какие тексты надо давать для выразительного чтения. Картинка про какие тексты надо давать для выразительного чтения. Фото какие тексты надо давать для выразительного чтения

Принцип выразительного чтения – постижение художественной сути и замысла сочинения. Важно выявить, в какой степени текст ясен слушателям. Сделать чтение действенным поможет осознание задачи, цели, которая преследуется при чтении. Успех передачи произведения во многом зависит от красоты, грамотности, яркости речи чтеца. Содержание позволяет точно выявить, какие средства применять, передавая текст.

Выразительное чтение подразумевает упорную, трудоёмкую работу над средствами передачи замысла, чувств и содержания произведения. Важно правильное дыхание, отчётливость произношения звуков, навыки верной передачи эмоций посредством речи.

Выразительное чтение подразумевает употребление средств яркости, таких как:

Интонация

Значимость интонации и её элементов при чтении очень велика, поэтому при формировании речевой выразительности следует особое внимание уделить развитию интонационной яркости.

Декламация литературного труда преподавателем, школьником и актёром отличаются, так как условия выразительности для них различны. Актёр в совершенстве владеет голосом и другими средствами, а также имеет возможность основательной подготовки к прочтению. К школьнику предъявляются другие требования. Просматривая видео выступлений профессиональных чтецов можно научиться читать произведение с правильной интонационной окраской.

Принципы выразительного прочтения

Правила выразительного чтения представляют собой комплекс рекомендаций, помогающих быстро и эффективно развить навыки литературного чтения у школьников. Памятка по чтению направлена на вырабатывание культуры обращения с книгой, содержит рекомендации о подготовке и правильности прочтения.

Урок выразительного прочтения должен вызывать интерес к литературному творчеству, воспитывать любовь к образному слову.

какие тексты надо давать для выразительного чтения. Смотреть фото какие тексты надо давать для выразительного чтения. Смотреть картинку какие тексты надо давать для выразительного чтения. Картинка про какие тексты надо давать для выразительного чтения. Фото какие тексты надо давать для выразительного чтения

Советы родителям по формированию читательского интереса у ребёнка

Через много лет, уже во взрослой жизни книги у ребёнка будут ассоциироваться с близкими и дорогими людьми, с теплом родного дома.

Памятка родителям

Рекомендуемая детская литература

Знание произведений детской литературы и творчества детских писателей и поэтов облегчает родителям выбор книг для ребёнка. Подобное знание также является незаменимой составной частью профессионализма и компетенции учителя или воспитателя, специалиста, работающего с детьми.

Ознакомить родителей и педагогов с произведениями литературного творчества детских поэтов и писателей призвана дисциплина «Детская литература с практикумом по выразительному чтению». Целью предмета является усовершенствование навыков анализирования детских литературных произведений, рассматривается значимость литературного чтения в становлении личности ребёнка.

Структура дисциплины «Детская литература с практикумом по выразительному чтению» представляет собой исторический, хронологический способ преподнесения материала по литературе для детей. Также сюда входит логически обоснованный практикум по выразительному чтению.

Руководство по чтению для ученика

какие тексты надо давать для выразительного чтения. Смотреть фото какие тексты надо давать для выразительного чтения. Смотреть картинку какие тексты надо давать для выразительного чтения. Картинка про какие тексты надо давать для выразительного чтения. Фото какие тексты надо давать для выразительного чтения

Рекомендации по прочтению для школьников помогут быстро и эффективно научиться читать текст и стихотворения выразительно, обучат работать с книгой.

Памятка №1: Правила прочтения

Памятка №2: Выразительное чтение

Выразительное чтение невозможно без понимания смысла содержания произведения.

Памятка №3: Правильная работа с книгой

Умение правильно работать с книгой, обрабатывать информацию из печатных источников, имеет исключительное значение для учеников старших классов. Неумение действовать с книгой отразится на успеваемости в школе, так как домашние задания, работа в классе будут отнимать много времени. Такое положение дел приведёт к тому, что ученик будет уставать, при этом способность усваивать знания снижаться.

Выразительная декламация стихотворения

Поэзия наилучшим образом даёт понимание ребёнку сути выразительного чтения. Когда хороший чтец декламирует давно знакомые стихи или текст, слушатели начинают понимать их по-новому. Они проникаются настроением человека, произносящего слова.

Актёры, благодаря таланту, знаниям и профессиональным навыкам читают стихи, завораживая публику. Внимательно просматривая видео выступлений известных артистов можно позаимствовать интересные приёмы чтения стихов и прозы.

Урок литературы в школе призван вызывать интерес к художественному, образному слову, воспитывать любовь к книге. Выразительное чтение – важный навык, позволяющий донести до слушателей замысел произведения, его идейное содержание. Раскрыть тончайшие нюансы чувств, переживаний ощущений героев художественного текста или стихов. Найти способ проникнуть в самое сердце слушателей читая текст, помогут видео выступлений профессиональных чтецов.

Источник

Как красиво читать вслух? 7 советов и упражнений

Красиво читать вслух — это мечта родителей, педагогов и самих школьников, даже если они еще не до конца ее осознают. Возможность заявить о себе ярко и громко, побеждать на конкурсах чтецов, читать детям любимые произведения как настоящий диктор аудиокниги, а, главное, понимать задумку автора — чувствовать его ритм — желанный и актуальный навык. Как его развить и как подойти к Маяковскому и Пастернаку, Пушкину и Лермонтову, пространным описаниям Толстого?

Об этом рассказал на открытом мастер-классе «Как читать вслух красиво?» проекта «Родительский университет: PRO-Родители» профессиональный диктор, преподаватель по технике речи и ораторскому мастерству Максим Левченко.

Мероприятие прошло в очном и дистанционном форматах, что позволило зрителям попрактиковаться в чтении стихов и прозы при наставнической поддержке эксперта.
Мастер-класс доступен в записи по ссылке, а в этом материале мы собрали основные упражнения и практические советы спикера, с помощью которых вы сможете изменить свою речь и сделать ее выразительной и понятной слушателям.

Скорость мыслей и скорость речи

Речь — это, прежде всего, практика. Можно прослушать сотни лекций о том, как кататься на велосипеде, но это не позволит вам сесть и поехать.

Наши мысли работают на огромной скорости, и когда мы читаем про себя, то делаем это очень быстро. Порой пропускаем огромные абзацы, а не просто предложения, описания природы, рассуждения автора и лирические отступления.

Но изложение мыслей вслух требует определенного навыка, потому что вслух мы говорим и читаем для кого-то. Этот кто-то — взрослый или ребенок — должен четко понимать, какую мысль вы хотите донести.

какие тексты надо давать для выразительного чтения. Смотреть фото какие тексты надо давать для выразительного чтения. Смотреть картинку какие тексты надо давать для выразительного чтения. Картинка про какие тексты надо давать для выразительного чтения. Фото какие тексты надо давать для выразительного чтения

Картина Ильи Репина «Пушкин на лицейском экзамене», 1911 г.

Тело и наша речь

Наша речь неразрывно связана с нашим телом: как ведет себя наше тело, так мы и говорим.

Упражнение-эксперимент «Счет до пяти»

Теперь посчитайте громко и медленно, также медленно загибая пальцы.

Третья часть эксперимента: произносите слова громко и быстро, но пальцы загибайте медленно.

Как итог: ничего не получается! Причина в том, что наша речь синхронизирована с телом, и когда мы выводим систему из равновесия, то чувствуем дискомфорт, нам неудобно или говорить, или загибать пальцы.

Что происходит, когда мы читаем стихотворение? Мысли, прекрасные и яркие, с одной стороны торопят нас вперед, а зажатое тело со скрещенными позади руками — тянет назад. В этот момент речь может оказаться неинтересной. Стоите вы или сидите, старайтесь держать руки на весу, пусть они вам помогают.

В чем польза чтения вслух?

Логичность речи и правильное дыхание

Первое, о чем важно помнить, — это логичность речи, то, что отражает соотношение языка и мышления. Если вы хотите выразить яркую мысль — речь должна звучать ярко и громко, если печальную — тише, но все так же четко. В любом случае, этому поможет дыхание.

Без логического ударения невозможно выражать мысли, так как одно слово в предложении все-таки должно быть главным.

Классический пример — вопрос «Это твоя бабушка?». Попробуйте переставить ударение на разные слова, и смысл вопроса будет меняться от ударения.

Второй, еще более классический пример, — знаменитая басня Крылова.

Потел, потел; но, наконец, устал,
От Ларчика отстал
И, как открыть его, никак не догадался
А Ларчик просто открывался

И.А. Крылов

какие тексты надо давать для выразительного чтения. Смотреть фото какие тексты надо давать для выразительного чтения. Смотреть картинку какие тексты надо давать для выразительного чтения. Картинка про какие тексты надо давать для выразительного чтения. Фото какие тексты надо давать для выразительного чтения

Куда ставить ударение в последней строчке?

Длина строки и логические ударения

Разные поэты используют разную длину строки, у Владимира Маяковского это лесенка в одно слово, у Александра Пушкина — 6-7 слов.

Как правило, мы подсознательно стремимся к желанию прочесть как можно больше слов на одном дыхании. Но это неправильно. Каждый автор вкладывает в стихотворение не только настроение и мысль, он задает ритм.

Воспользуйтесь правилом: каждую строку читайте на одном выдохе и выделяйте последнее слово, перед следующей делайте паузу и вдох. Как только мы начинаем делать паузы между строчками, появляется ритм — и он создается не за счет интонаций или эмоций, а дыхания.

Читая стихи, дети часто не дают себе возможность выдохнуть, путаются в быстролетящих мыслях. С таким размеренным темпом, как в правиле, вы сможете прочитать все произведение до конца.

Попробуйте попрактиковаться на отрывках ниже. Все примеры необходимо воспринимать не как литературные произведения, а как тренажер. И вы увидите, как эмоции появятся именно благодаря дыханию.

Жил-был поп,
Толоконный лоб.
Пошел поп по базару
Посмотреть кой-какого товару.
Навстречу ему Балда
Идет, сам не зная куда.
«Что, батька, так рано поднялся?
Чего ты взыскался?»
Поп ему в ответ: «Нужен мне работник:
Повар, конюх и плотник.

какие тексты надо давать для выразительного чтения. Смотреть фото какие тексты надо давать для выразительного чтения. Смотреть картинку какие тексты надо давать для выразительного чтения. Картинка про какие тексты надо давать для выразительного чтения. Фото какие тексты надо давать для выразительного чтения

Иллюстрация «Сказка о Попе и работнике его Балде». Источник

— Скажи-ка, дядя, ведь не даром
Москва, спаленная пожаром,
Французу отдана?
Ведь были ж схватки боевые,
Да, говорят, еще какие!
Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина!
— Да, были люди в наше время,
Не то, что нынешнее племя:
Богатыри — не вы!
Плохая им досталась доля:
Немногие вернулись с поля.
Не будь на то господня воля,
Не отдали б Москвы!

Следуйте за ритмом, который заложен в стихотворении. В случае с «Бородино» он торжественный, в случае со сказкой Александра Сергеевича — размеренный, повествовательный. Детям важно предлагать учить и читать стихи именно в таком формате, по строчке, чтобы было время сделать паузу.

Скорость и громкость речи

Особенность, от которой следует избавиться, — желание говорить быстро. Пусть речь будет медленной и громкой. Только в этом случае есть возможность донести смысл.

Поэзия — искусство площадей. Выходите к доске и рассказывайте так, чтобы вас было слышно. Громкость появляется не за счет напряжения горла, а за счет выдоха.

Конечно, невозможно расценивать речь без психологического аспекта. Когда вы говорите тихо, на вас могут не обратить внимания. Это может быть даже комфортно — никто не смотрит, все тихо, спокойно и незаметно. Но разве это — ваша цель?

Когда вы станете заметными, то почувствуете, как к вам устремятся взоры. Нужно привыкнуть к тому, что вы хороший оратор — вас внимательно слушают. Выходите из зоны комфорта. Рассмотрим еще одно упражнение:

Быть знаменитым некрасиво.
Не это подымает ввысь.
Не надо заводить архива,
Над рукописями трястись.
Цель творчества — самоотдача,
А не шумиха, не успех.
Позорно, ничего не знача,
Быть притчей на устах у всех.

Пробуйте выделять на одном выдохе и первое, и последнее слово. Здесь есть свой ритм — тот, в котором Пастернак написал стихотворение. В момент, когда вы понимаете ритм, вы говорите словами автора, понимаете произведение.

На этом этапе не стоит вкладывать ощущения, выделяйте слова на одном выдохе. Мы все хотим выразить что-то, но обычно делаем это с помощью изменения тона голоса. Куда лучше попробовать достичь той же цели с помощью дыхания.

Крошка сын
к отцу пришёл,
и спросила кроха:
— Что такое
хорошо
и что такое
плохо? —
У меня
секретов нет, —
слушайте, детишки, —
папы этого
ответ
помещаю
в книжке.
В.В. Маяковский

какие тексты надо давать для выразительного чтения. Смотреть фото какие тексты надо давать для выразительного чтения. Смотреть картинку какие тексты надо давать для выразительного чтения. Картинка про какие тексты надо давать для выразительного чтения. Фото какие тексты надо давать для выразительного чтения

Попробуйте применить правило выдоха, ударения и паузы к стихотворению Владимира Маяковского. Вы поймете, что поэт специально выбирал ритм, похожий на общение с детьми: вы говорите медленно, выделяя каждое слово, чтобы ребенок смог понять.

Все произведения разные. Есть сложные и длинные с замысловатыми предложениями. Ударных слов может быть несколько, но пауза для вдоха после них сохраняется.

Роза прекрасна по форме и запах имеет приятный.
Болиголов некрасив и при этом ужасно воняет.
Байрон, и Шиллер, и Скотт совершенны и духом и телом
Но безобразен Буренин, и дух от него нехороший

Саша Черный хочет задеть и даже насмешить читателя, он затеял игру, так следуйте его логике речи. Забудьте, что дыхание нужно для произнесения максимально длинного количества слов подряд.

Не стесняйтесь говорить громко. Рефлексы рождаются в процессе, и тело запомнит, как вы читаете стихи, помогая себе руками и движениями.

Помните выражение «чтобы читать вслух, нужно понимать то, о чем вы читаете». Послушайте самых профессиональных чтецов и их ритм, дикторов на радио: все они читают очень медленно, нам только кажется, что они говорят быстро.

Как правильно читать скороговорки?

Даже когда мы читаем вслух текст, в котором нет рифмы, логическое ударение сохраняется. Все так же необходимо читать два-три слова на одном выдохе и делать это ярко.

Белый снег. Белый мел. Белый заяц тоже бел. А вот белка не бела. Белой даже не была.

Не пытайтесь сразу произнести скороговорку быстро, так как они созданы, вопреки расхожему подходу, не для проверки скорости. Выделяйте ударную гласную в слове и успевайте вдыхать после каждых двух-трех слов. Наша задача: понять логику, донести идею скороговорки, и вместе с этим отработать звуки четко и ясно. Все это не получится, если стараться уложиться в 5 секунд.

Чтение прозы

Читать книги, как любимые дикторы, — отдельная мечта педагогов, мам и пап. Хочется подарить детям сказку, передать эмоцию, но получается не всегда.

Дело в том, что обычно мы читаем сразу несколько строчек на одном дыхании, а потом начинаем сбиваться. Возвращайтесь к главному правилу: передавайте логику речи, делайте акценты и паузы, ведь дыхание и здесь рассчитано на два-три слова. Мозг сам считает ритм произведения и на пятой-шестой строчке текст пойдет как нужно.

Сколько усилий было вложено, когда мы или наши дети читали вслух текст Гоголя, Пушкина, описание дуба из романа «Война и мир» Л.Н. Толстого. Но стоит начать дышать и не бежать — ударные слова начнут появляться самостоятельно. Речь предназначена для того, чтобы передавать не только набор слов, а мысль.

Попробуйте подбросить каждое слово в отрывке вверх. Доверьтесь дыханию и оно выстроит ритм. Не бойтесь, что «подбрасывание» будет выглядеть как «кривляние». Со стороны все выглядит намного спокойнее, а, главное, понятнее:

Это был огромный, в два обхвата дуб, с обломанными, давно, видно, суками и с обломанной корой, заросшей старыми болячками. С огромными своими неуклюже, несимметрично растопыренными корявыми руками и пальцами, он старым, сердитым и презрительным уродом стоял между улыбающимися березами.

какие тексты надо давать для выразительного чтения. Смотреть фото какие тексты надо давать для выразительного чтения. Смотреть картинку какие тексты надо давать для выразительного чтения. Картинка про какие тексты надо давать для выразительного чтения. Фото какие тексты надо давать для выразительного чтения

Картина Жюля Дюпре «Старый дуб», 1870 г.

Но что делать, если авторский текст закончился, и начинаются диалоги? Как озвучивать голоса разных персонажей?

Менять голос и говорить неестественно не нужно. Главное правило — те же паузы. Вспоминайте, как вы говорите в обычной жизни. Если герой шепчет — шепчите. Если говорит озорной мальчишка — озорничайте! К тому же, автор всегда оставляет подсказки, добавляя описание к диалогам.

Напутствие

Не сомневайтесь в себе, умению выразительно читать можно научиться. Главное, что необходимо, — это практика. Потребуются усилия, чтобы привыкнуть к новому себе: дыханию, ритму, тону. Но такой человек всегда будет привлекать внимание как со стороны маленьких, так и взрослых слушателей.

Мастер-класс был организован проектом «Родительский университет: PRO-Родители» ГК «Просвещение» и проектом ГЕРОИ при поддержке Фонда Яны Поплавской.

Следующее очное и онлайн-занятие с Максимом Левченко будет посвящено теме «Знаки препинания в речи» и состоится в мае 2021 года. Зарегистрироваться на этот и другие мероприятия можно на официальном сайте.

Источник

ТЕКСТЫ ДЛЯ ПРОВЕРКИ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ ЧТЕНИЯ

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Тексты для проверки выразительности чтения

Отец Андерсена был простым сапожником. Великий сказочник гордился этим.

На одном празднике знатные господа посмеялись над сказочником:

– Великий Андерсен, вы тоже умеете шить сапоги?

Сказочник стал грустным. Сын сапожника уже давно не брал в руки сапожные инструменты.

Три месяца Андерсен сидел дома. А потом пригласил детей на новогоднюю елку.

У входа гостей ожидало чудо. Большой блестящий сапог поклонился и сказал: «Здравствуйте, дети!» Люди поняли, что писатель три месяца шил сапог. Много лет сапог хранится в музее и ждет своего Великана.

1. Почему сапог заговорил человеческим голосом? (Сам сказочник спрятался в сапоге.)

2. Зачем писатель Андерсен сшил этот сапог?

3. О чем напоминает людям этот сапог в музее?

В зимнюю стужу тетерева ищут для ночлега большую поляну. Вечером они щиплют на березах ветки. А потом с высокой ветки камнем падает птица в глубокий сугроб.

Пробьет тетерев лунку в сугробе и идет под снегом в сторону. Там в сыпучем снегу засыпает.

Я шел с охоты в лунную ночь. Вдруг на поляне взлетел снежный фонтан. Один за другим взлетали из снега тетерева. Алмазами сверкала снежная пыль при лунном свете.

Я ускорил шаг и увидел рыжего лиса. Разбойник вспугнул птиц и начал душить их.

Я ударил из ружья. Хищник как подкошенный лег между лунок. От выстрела взметнулись десятки фонтанов. Они были сказочно прекрасны лунной ночью. (94 слова.)

1. Почему писатель назвал снег фонтаном?

2. Почему снежные фонтаны были сказочно прекрасны?

3. Как зимой ночуют тетерева?

4. Кто спугнул тетеревов на ночлеге?

5. Объясните выражение «алмазами сверкала снежная пыль».

6. Как вы понимаете слово «спугнул»? Как можно сказать иначе?

Какого цвета подснежник?

Ребята на Кавказе удивятся: «Разве он голубой? Подснежник белого цвета».

Жители Дальнего Востока возразят: «Подснежник не белый, а фиолетовый».

«Самый красивый подснежник – розовый», – спорит тот, кто бывал на Селигере.

Так какого же цвета этот цветок?

В разных местах нашей страны есть свои первые цветы ранней весны.

Подснежники на севере зовут перелесками. Обычно перелески синие, голубые, а иногда и розовые. Белые подснежники на Кавказе зацветают в январе. А как хорош под Москвой лазоревый подснежник! Вы видели его крошечный колокольчик на тонкой ножке?

А какие подснежники растут у вас? (87 слов.)

1. О чем спорят жители разных мест нашей Родины?

2. Какого цвета подснежник на Кавказе? На Дальнем Востоке? На озере Селигер? Под Москвой?

3. Как зовут подснежники на Севере?

Сколько же рассветов я проспал…

Отец Василька работал агрономом. Он вставал на рассвете и уезжал в поле.

Василько сквозь сон почувствовал, как кто-то коснулся его плеча. Тихонько толкает, будит. Не хочется вставать! Но вспомнил Василько, что сегодня они с отцом едут в поле. Встал, посмотрел вокруг. На дворе ещё темно. На небе звезды сияют, а на востоке алеет.

Вышли они на околицу села. Перед ними желтело пшеничное поле. Солнечные лучи сверкали в каплях росы. В голубом небе пел жаворонок. Василько стоял как зачарованный.

– Ой, как красиво! – тихо проговорил он.– Неужели каждый день так красиво?

– Каждый день,– ответил отец.

– Сколько же рассветов я проспал,– с сожалением сказал Василько.

(По В. Сухомлинскому.)

1. Кем работал отец Василька?

2. Что увидел мальчик на рассвете?

3. О чем он пожалел?

4. Почему рассказ так называется?

Ты скажешь: воду пьют потому, что хочется.

Потому, что без воды жить нельзя. Ведь мы свою воду все время тратим. Дохни на холодное стекло. Оно запотело, покрылось капельками воды. Откуда взялась вода? Из твоего тела. Откуда пот на теле в жаркий день? Из тела.

В сутки человек теряет 12 стаканов воды. Значит, столько же ему надо выпить или съесть воды. А разве воду едят?

В мясе, в овощах, в хлебе много воды. Например, в мясе воды втрое больше, чем твердого материала.

Человек может долго прожить без еды. А вот без воды не может прожить и нескольких дней. (101 слово.)

1. Почему человек не может прожить без воды?

2. Как человек теряет воду?

3. Сколько воды надо выпить в сутки?

5. Какова главная мысль текста?

В солнечный день я плыл в лодке по Днепру и веслом задел гнездышко.

Птички укрепили его между побегами тростника. Стенки гнезда привязаны к тростникам волокнами крапивы. Два широких листа держали дно гнезда. Птички наносили в гнездо волосы лис и зайцев, лошадей и коров. Гнездо получилось мягкое и теплое.

На дне лежали яички. Я наклонил стебли с гнездом. Но яички не выпали, потому что гнездо очень глубокое. Над Днепром часто дуют сильные ветры. Если птичка сделает мелкое гнездо, то при первом же сильном ветре яички выпадут.

Вот какие умные птички! (91 слово.)

1. Почему автор назвал птичек умными?

2. Чем понравилось писателю гнездо камышевки?

3. Почему он решил описать его устройство?

4. Что вам понравилось в его устройстве?

Таня и Аленка посадили свои деревца, примяли вокруг них землю, полили их теплой водой…

Светит горячее весеннее солнышко, идут по небу весенние облака, поют скворцы… И два новых деревца стоят у ворот, расправляют корешки в теплой земле!

– Мою липку, знаешь, как звать? – сказала Таня. – Мою липку звать Медок!

– А потому, что когда она вырастет, то на ней будут меловые цветы. И на нее пчелы будут прилетать за медом. Вот почему и Медок!

– А как же мою. – спросила Аленка. – Мою тоже Медок?

– Нет, твою пусть как-нибудь еще!

– Знаешь как? Холодок!

– Кругом будет жара, дышать нечем, а под твоей липкой – холодок.

1. Какие два деревца посадили Таня и Аленка?

2. Как назвала свою липку Таня?

3. Как она это объяснила Аленке?

4. Как Таня предложила назвать другую липку?

5. Как об этом она сказала подружке?

6. Понравилось Аленке такое имя?

7. А как бы вы назвали деревья?

В кустах послышался негромкий треск. Показался мальчишка с круглым добродушным лицом. Ребята познакомились. Мальчика звали Вася. Он посмотрел на кепку и сказал:

– Это моя. Я ее нарочно на куст положил, а сам спрятался от дождя в дупле вербы.

– А кепку зачем оставил? – спросила Оля.

Вася раздвинул ветки куста, где Мишутка нашел кепку:

Мишутка и Оля увидели гнездо. В нём было трое большеротых птенцов.

– Туча, видели, какая была с градом? Вот я и прикрыл их сверху кепкой.

– А как же другие гнезда? – спросила Оля.

– Как же они теперь? – грустно сказала Оля.

– Кормлю. Скоро уже полетят. Я тут все гнёзда знаю, и мои птенцы не хуже других.

Птенцы уже знали Васю. Когда он нагнулся над гнездом, птенцы сразу же раскрыли широко рты и громко запищали, прося есть. (183 слова.)

1. Как началась гроза?

2. Чью кепку нашел в кустах Мишутка?

3. О чем вы узнали из разговора Васи с Олей и Мишей?

4. Что вы можете сказать о Васе? О выражении его лица?

5. Как он заботился о птенцах?

6. Что знал Вася о своих птенцах?

7. Как встречали птенцы Василия?

8. Что означает выражение «туча плыла»?

Целый месяц стояла жара. Трава выгорела, пожелтели посевы, и сухо звенели на ветру высохшие деревья. А по дороге нельзя было ни пройти, ни проехать – такая на ней лежала глубокая, сыпучая пыль.

Люди то и дело смотрели на небо, качали головами и тихо вздыхали: засуха.

Но вот однажды ночью ветер согнал в небе тучи. Утром сверкнула молния, загрохотал гром, и на землю упал проливной дождь. Ах, как долго все его ждали!

– Ха-ха-ха-ха-ха! – расхохоталось молодое дерево, подставляя дождю пыльную голову.

– Лей! Не жалей!– кричали колоски в поле и протягивали дождю худенькие руки.

А старый дуб крякал на бугре и поворачивался к нему то спиной, то боком.

– Шшш-шибче. Шшш-шибче. – шуршала трава.

А высокий подсолнух быстро-быстро раскачивался на одной ноге и кланялся во все стороны.

– Спасибо! Спасибо! – бубнил подсолнух. – Пожалуйста, если можно, еще.

Колокольчики свесили головы до земли и пили из маленьких лужиц.

– И-го-го-го-го. – ржал жеребёнок. И, закинув голову, летел по сверкающему клеверному лугу к реке. Никогда он ещё не был так красив: шёрстка намокла, грива разметалась, копытца почти не касаются земли.

И только маленький глупый цыпленок сидел под большим лопухом и дрожал:

– Как бы меня не замочило. Как бы не забрызгало перышки. Как бы не простудиться.

И никого не оказалось рядом, кто бы объяснил ему, что в такой ливень надо бегать босиком по лужам, махать мокрыми крылышками и кричать во всё горло:

– Лей! Лей! Не жалей. (223 слова.)

1. Как отразилась жара на окружающей природе?

2. Как оживало все под проливным дождем?

3. Почему один цыпленок не был рад ливню?

4. Как вы понимаете смысл выражения «сухо звенели на ветру высохшие деревья»? Почему сухо?

5. Объясните выражение «согнал тучи». Как можно сказать иначе? (Собрал.)

6. Какими словами в рассказе передана радость всего живого во время ливня?

7. Что означает выражение «дуб крякал», «подсолнух бубнил»?

8. Объясните название рассказа. (Ливень – проливной дождь.)

Очень я, Черемуха, на людей обижаюсь. По весне белого кружева напряду, с головы до ног наряжусь, стою – как невеста.

Глядите, стар и мал, любуйтесь. Пусть у вас на душе станет радостно!

А люди – ломать меня.

По стволу карабкаются, сучья гнут, веточки отдирают. И не поймут, что ведь себе хуже! Веточки в комнате долго не простоят – вот уже и завяли.

А цвела бы я нетронутая, так сколько бы дней глаз веселила!

Поспеют летом черные ягоды, снова люди ко мне. Потихоньку собирали бы ягодки, бережно, я бы смолчала. Но ведь снова гнут меня, снова ломают.

Ну, я на хитрость пустилась.

Хоть ягоды мои и сладки, да вязкие они, рот вяжут.

Поел ягоды мои сладкие, захотел крикнуть, а рот-то и связало.

Ну и поделом тебе. (124 слова.)

1. За что черемуха на людей обижена?

2. Опишите, какой бывает черемуха весной.

Мари не отходила от стола с подарками.

– Ах! – воскликнула наконец Мари. – Для кого этот хорошенький человек, что стоит под самой елкой?

– Он, – ответил отец, – будет усердно трудиться для всех нас: его дело – аккуратно разгрызать твердые орехи.

С этими словами отец бережно взял его со стола, приподнял деревянный плащ, и тогда человек широко-широко разинул рот и оскалил два ряда очень белых острых зубов. Мари всунула ему в рот орех, и – щёлк – человек разгрыз его, скорлупа упала, и у Мари на ладони очутилось вкусное ядрышко. Теперь уже все – и Мари тоже – поняли, что нарядный человек вел свой род от Щелкунчиков и продолжал профессию предков. Мари громко воскликнула от радости, а отец сказал:

– Раз тебе, милая Мари, Щелкунчик пришелся по вкусу, так ты уж сама и заботься о нем и береги его. (128 слов.)

1. Как ты понимаешь выражение «человек вел свой род от Щелкунчиков»?

2. Подбери заголовок, перескажи текст.

Дядя Федор, пес и кот

Дядя Федор сел в автобус и поехал. Ехать было хорошо. Автобусы в это время за город совсем пустые едут, и никто им не мешал разговаривать. Дядя Фёдор спрашивал, а кот из сумки отвечал.

Дядя Федор спрашивает:

– И не знаю как. И Барсиком меня звали, и Пушком, и Оболтусом. И даже Кис Кисычем я был. Только мне все это не нравится. Я хочу фамилию иметь.

– Какую-нибудь серьезную. Морскую фамилию. Я же из морских котов. И у меня бабушка и дедушка на кораблях плавали с матросами, и меня тоже в море тянет. Очень я по океанам тоскую. Только я воды боюсь.

– А давай мы дадим тебе фамилию Матроскин, – говорит д ядя Федор. – И с котами связано, и что-то морское есть в этой фамилии. (131 слово.)

1. Какую кличку давали коту?

2. О чем он сам мечтал?

Садко построил сорок кораблей. Погрузил на корабли все товары, и поплыли на кораблях торговать в страны заморские.

А на обратном пути на синем море приключилась невзгода великая. Все сорок кораблей будто к месту приросли. Ветер мачты гнет, бьет морские волны, а все сорок кораблей будто на якорях стоят, с места тронуться не могут.

– Видно, требует царь Морской с нас дань – выкуп. А требует он мою буйную голову.

Спустили широкую доску на море. С верными дружинниками Садко простился, прихватил свои гусли звонкие.

Все корабли тотчас с места тронулись, паруса шелковые ветром наполнились, и поплыли они своим путем-дорогою, будто остановки никакой и не было. Понесло Садко на дубовой доске по морю-океану. А доску-плот морская волна покачивает, Садко на доске убаюкивает, и не заметил он, как впал в дремоту и уснул глубоким сном. (131 слово.)

1. Расскажите, о чем прочитали?

2. Назовите несколько слов, которые показывают, что действие происходило в старину.

На дворе возвышалась горка красной глины. Мальчики рыли в ней замысловатые ходы и строили крепость. И вдруг они заметили в сторонке другого мальчика, который тоже копался в глине, макал в жестянку с водой красные руки и старательно обмазывал стены глиняного дома.

– Эй ты, что ты там делаешь? – окликнули его мальчики.

– Какой же это дом? У него кривые окна и плоская крыша. Эй ты, строитель!

– Да его только двинь – и он развалится! – крикнул один мальчик и ударил домик ногой.

Одна стена обвалилась.

– Эх ты! Кто же так строит? – кричали мальчики, разрушая свежевымазанные стены.

Строитель сидел молча и, сжав кулаки, смотрел на разрушение своего дома. Он ушел только тогда, когда рухнула последняя стена.

А на другой день мальчики увидели его на том же месте. Он снова строил свой глиняный дом и, макая в жестянку красные руки, старательно воздвигал второй этаж. (143 слова.)

1. Как вел себя мальчик, когда разрушили его дом?

2. Автор в начале и в конце рассказа употребляет слово «старательно» («старательно обмазывал», «старательно воздвигал»). Как ты думаешь, почему?

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *