какие тексты не могут использоваться для формирования читательской грамотности ответ
Итоговая работа «Работа с текстом как способ формирования читательской грамотности обучающихся»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области
основная общеобразовательная школа с.Семеновка
муниципального района Кинель-Черкасский Самарской области
Работа с текстом как способ формирования читательской грамотности обучающихся
Подготовила: Шалагина Марина Викторовна,
учитель русского языка и литературы.
Работа посвящена формированию читательской грамотности как требование ФГОС для создания успешности обучающихся в образовательном пространстве.
Актуальность выбранной темы обусловлена острой необходимостью решить проблему читательской грамотности среди учащихся, а так же понять, что же нужно предпринять учителю, каким образом работать, чтобы изменить отношение учеников к чтению и всему процессу обучения.
В данной работе раскрываются особенности формирования читательской грамотности при обучении учащихся на этапе получения основного общего образования. Даётся характеристика читательской грамотности как ключевой компетентности человека в современном мире. Определяется роль учебного текста и его типов при формировании читательской грамотности и с учётом специфики содержания учебного предмета; рассматриваются основные виды и стратегии чтения при работе с учебным текстом, предлагаются задания, нацеленные на формирование читательских (коммуникативных) умений учащихся при проведении смыслового анализа текста. Примеры заданий позволяют проиллюстрировать специфику работы по формированию читательской грамотности на уроках русского языка и литературы, повысить активность учащихся, сделать уроки насыщенными и интересными и обеспечить достижение планируемых результатов.
Автор считает, что справиться с данной проблемой можно, но только при условии, что решать её будут не только учителя русского языка и литературы, но и другие преподаватели, начиная с начальных классов, а так же родители, которые должны понять сущность данной проблемы.
1.Масштабность проблемы чтения.
2.Смысловое чтение текста.
3.Стратегии работы с текстом (способы и приемы).
IV. Список используемой литературы
Приоритетной целью образования в современной школе является развитие личности, готовой к взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию. Такое развитие личности обучающегося задает особые требования ко всем ступеням образования. В соответствии с требованиями к содержанию и планируемым результатам освоения учащимися образовательных программ в качестве результата рассматривается формирование у обучающихся универсальных учебных действий. Особое место среди метапредметных универсальных учебных действий занимает чтение и работа с информацией. Успешное обучение в начальной и основной школе невозможно без сформированности у обучающихся читательской грамотности.
Словосочетание «читательская грамотность» появилось в контексте международного тестирования в 1991 г. В исследовании PISA «читательская грамотность — способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни».
Для эффективного образования основы читательской грамотности должны быть заложены в начальной школе. В среднем и старшем звене читательская грамотность получает своё развитие и, совершенствуясь, переходит в читательскую компетентность.
На данный момент современными критериями проверки результатов обучения учащихся являются КИМы ОГЭ и ЕГЭ. Насколько успешно ученики сдадут эти экзамены, зависит от того, сумел ли коллектив педагогов создать условия для формирования универсальных учебных действий на уроках каждому. Ведь только формирование всех УУД в комплексе позволит ребенку реализовать свои способности в полной мере.
Актуальность проблемы чтения.
Взяться за данную тему меня заставило устное собеседование в 9 классе по русскому языку в прошлом году. Проблема, стоящая передо мной, была налицо. Дети не читают, речь развита плохо, строить монологическое высказывание не умеют, поэтому решила поучиться сама: поработала с научной литературой, изучила опыт работы других преподавателей, чтобы попробовать что-то изменить или внести что-то новое в свою работу на уроках.
Проблема формирования у обучающихся потребности в систематическом чтении и читательской грамотности сегодня становится как никогда актуальной, ведь именно «читательский багаж» обучающегося является базой для написания качественного текста итогового сочинения в 11 классе. Также читательский навык играет весомую роль в успешной сдаче устного собеседования и основного государственного экзамена в 9 классе. В условиях введения ФГОС основного общего образования актуальность проблемы низкой читательской грамотности обучающихся также нельзя недооценивать. От того, как понимают информацию и умеют с ней работать обучающиеся, зависит формирование основ их читательской компетенции. Часто можно услышать претензии в наш адрес, что учителя русского языка и литературы не на должном уровне готовят ребят к данным экзаменам. В действительности эта проблема выходит далеко за рамки названных предметов, и только общие усилия всех учителей-предметников являются необходимым условием для решения этой проблемы.
Развитие читательской грамотности связано в целом с развитием коммуникативной компетенции обучающихся, являющейся метапредметной. Поэтому не только на уроках русского языка и литературы возможно организовать подобную работу, так как содержание предлагаемого обучающимся материала направлено на формирование способов чтения с пониманием любого текста. Важно, чтобы организованная в данном направлении деятельность носила не случайный, а системный характер. Обучающимся должен быть понятен тот результат, к которому они стремятся на пути овладения читательской компетентностью. Работа с уровневыми заданиями в рамках преподавания любого предмета включает работу с заданиями трех уровней сложности.
Следуя из требований сегодняшнего развивающегося быстрыми темпами общества, выделяется главная составляющая – это чтение. Чтение осознанное, направленное на приобретение знаний и тех знаний, которые помогут человеку быть конкурентоспособной личностью.
1.Масштабность проблемы чтения.
На сегодняшний день мы наблюдаем падение интереса к чтению, а отсюда и дефицит знаний, информации. Падение интереса к чтению – это ступень к кризису читательской грамотности и культуры. Как это ни парадоксально, но в условиях стремительного развития мира (информационно-коммуникационных технологий) в обществе сокращается доля читающего населения.
Данная проблема масштабна – это не проблема одного человека, а проблема целого общества. Как такую глобальную проблему может решить обычный учитель? Да, он не может объять необъятное, но он может в каждом своём ученике раскрыть умения, и направить их на приобретение знаний, необходимых ему для развития и самосовершенствования, а также помочь ему научиться учиться.
В чем же причины падения интереса к чтению и постоянного его уменьшения по мере взросления. Ведь, если сегодня не читающий ребёнок, то завтра – не конкурентоспособная личность. В чем же причины низкого уровня чтения у подрастающего поколения?
На наш взгляд, их много :
Не заинтересованные в воспитании родители (на сегодняшний день число неблагополучных семей очень высоко, а отсюда нет примера и нет результата)
Утрата ценности книги и предпочтение СМИ (чтение заменяем многочасовым просмотром телевизора, игрой на компьютере)
Нечитающие родители (ребенок не видит своих родителей за чтением книг или читающих книг ему, поэтому делает вывод, что в этом нет необходимости).
Как тогда учителю изменить сложившуюся ситуацию по отношению к чтению? Для этого нужно понять, в чем же заключается сущность понятия «читательская грамотность» в контексте современного мира? Читательская грамотность – это не перелистывание книги, рассматривание картинок, это умение размышлять над прочитанным текстом, отбирать необходимую информацию в огромном потоке информации и найти ей применение в своей жизненной ситуации. Это первая ступень в функциональной грамотности – фундаментальная основа, способствующая активному участию человека в социальной, культурной, политико-экономической деятельности и, конечно же, это обучение на протяжении всей жизни.
2. Составной частью функциональной грамотности является владение умениями грамотного чтения. Это, прежде всего, умение анализировать письменные тексты, использовать их содержание для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, для активного участия в жизни общества.
Тесты с заданиями по формированию читательской грамотности в работе с текстом.
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Полевского городского округа
«Средняя общеобразовательная школа-лицей №4 «Интеллект»
Тесты с заданиями по формированию читательской грамотности в работе с текстом.
Автор: Макеева Татьяна Юрьевна
учитель начальных классов
МАОУ ПГО «СОШ-лицей №4 «Интеллект»
Тесты с заданиями по формированию читательской грамотности в работе с текстом.
В соответствии с требованиями к содержанию и планируемым результатам освоения учащимися основной образовательной программы начального общего образования в качестве результата рассматривается формирование у обучающихся универсальных учебных действий. Особое место среди метапредметных универсальных учебных действий занимает чтение и работа с информацией.
Читательская грамотность определяется по уровню сформированности трех групп умений.
Группы читательских умений:
— Ориентация в содержании текста и понимание его целостного смысла, нахождение информации;
— Рефлексия на содержание текста или на форму текста и его оценка.
Раньше основное ожидание по отношению к ученику сводилось к формуле: «Прочти и перескажи». Теперь надо учить поиску информации и её использованию. Следовательно, любые исследования, измеряющие читательскую грамотность учащихся, получивших обязательное школьное образование, должны быть сфокусированы на таких читательских умениях, как поиск, выбор, интерпретация и оценка информации из текстов, используемых во внешкольных ситуациях.
Эти читательские умения не только определённым образом оттачивают умы учащихся, не только служат базой для учебной успешности во всех школьных дисциплинах, но и являются необходимым условием успешного участия в большинстве сфер взрослой жизни.
Мной были составлены тесты для проверки сформированности умений читательской грамотности. При составлении я руководствовалась следующими критериями.
В работе использовала разные виды источников:
Сплошные тексты обычно состоят из предложений, которые соединены в абзацы. Абзацы в свою очередь могут быть соединены в параграфы, главы и т.д. Абзацы и более крупные единицы текста организованы иерархически и обозначены заголовками и подзаголовками.
ПРИМЕР: художественные и научные тексты, статьи журналов (только текст), газет и интернет-страниц.
Несплошные тексты организованы иначе, содержат особые связи информационных единиц текста и особые формальные указатели на эти связи (например, названия осей графика). В таких текстах практически отсутствуют словесные пояснения, развернутые предложения.
ПРИМЕР: таблицы, графики, диаграммы, объявления, расписания, каталоги, формы.
Смешанные тексты – это не текст с набором иллюстраций, они соединяют черты сплошных и несплошных текстов. Вербальные и невербальные (например, графические) элементы смешанных текстов дополняют друг друга. Невербальные элементы — это не просто иллюстрации, это особые связи (оформление абзацев), это форма представления текста, это несущие смысловую нагрузку графические элементы (символы, диаграммы, блоки схем, карты и прочее). В смешанных источника текста больше, чем в несплошных.
ПРИМЕР: веб-страницы, инфографика, объявления и другие.
Одновременно каждый источник должен соответствовать определенной ситуации:
Примеры: письма (электронные и обычные), смс, блоги, дневниковые записи.
Общественная. В таких ситуациях функционируют тексты, описывающие дела и заботы общественных организаций. Они предполагают более или менее анонимные человеческие связи.
Примеры: официальные документы, информация об общественных событиях, газетные новости, форумы в Интернете.
Деловая. Текст обслуживает выполнение какого-либо безотлагательного дела. Он направлен, прежде всего, на то, чтобы оценить готовность успешно функционировать за порогом школы, применяя свои знания и умения в реальной жизни.
Примеры: поиск работы в соответствующем разделе газеты или в Интернете, инструкция о том, как приступить к работе, деловые письма.
Таким образом, пакет заданий состоит из трех разных источников, в каждом из которых описана одна ситуация.
Объем сплошного текста:
1 класс – примерно 60 слов
2 класс – примерно 80 слов
3 класс – примерно 90 слов
4 класс – примерно 110 слов
К каждому источнику составлено по 6 заданий разного вида:
Два задания на проверку умения находить информацию (одно трудное и одно легкое)
Два задания на проверку умения интерпретировать текст (одно трудное и одно легкое)
Два задания на проверку умения осмыслять и оценивать информацию (одно трудное и одно легкое).
1) Нахождение информации (НИ):
Найти один или более отрывков информации, каждый из которых, отвечает одному или нескольким критериям.
Находить противоречивую информацию в тексте.
Найти и распознать связи между отрывками информации.
Установить возможную последовательность или комбинацию отрывков с неизвестным контекстом или формой.
Сделать вывод о том, какая информация в тексте необходима для выполнения задания.
2) Интерпретация текста (ИТ):
Определить главную мысль.
Истолковывать значения слов или фраз в пределах ограниченной части текста, когда информация малоизвестна и требуется сделать простые выводы.
Также проверяется умение применять информацию.
Объединять несколько частей текста для того, чтобы определить главную мысль, истолковывать разделы текста, беря в расчет понимание текста в целом.
Объяснять связи и истолковывать значения слов, смысл фраз и нюансов языка.
3) Рефлексия и оценка (РО):
Делать сравнения или устанавливать связи между текстом и внешними знаниями.
Объяснять особенности текста, основываясь на собственном жизненном опыте.
Давать объяснения или оценивать особенности текста.
Демонстрировать точное понимание текста в связи с известными, повседневными знаниями.
Объяснять и оценивать особенности формы представления текста.
Задания следующих типов:
Закрытый тип – выбор одного или нескольких ответов.
Открытый тип – в ответе необходимо вписать одно слово, последовательность букв или число.
Количество вариантов ответов в задании закрытого типа и на сопоставление:
Формирование читательской грамотности на уроках обучения грамоте
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Формирование читательской грамотности на уроках обучения грамоте. УМК «Перспектива»
— Добрый вечер, уважаемые коллеги.
— Мы живем в быстро меняющемся мире, в котором растет как количество, так и разнообразие письменных материалов, и где все больше и больше людей, как ожидается, будут использовать эти материалы новыми и все более сложными способами. В настоящее время общепризнано, что понимание грамотности чтения развивается вместе с изменениями в обществе и культуре. Навыки чтения, необходимые для индивидуального роста, успеха в образовательной деятельности, участия в общественной жизни 20 лет назад, отличались от современных; и вполне вероятно, что через 20 лет они еще больше изменятся.
Цель образования продолжает смещать свой акцент со сбора и запоминания информации на овладение способностью эту информацию использовать. Для того чтобы человек мог в полной мере участвовать в жизни общества, необходимо уметь находить, получать доступ, понимать и анализировать любую информацию.
Овладение грамотностью чтения − это не только фундамент для достижений в других предметных областях в рамках образовательной системы, но и необходимое условие для успешного участия в большинстве сфер взрослой жизни.
— Считаю необходимым начинать формирование читательской грамотности уже на первых шагах овладения чтением, т.е. с первого класса
Читательская грамотность − способность человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
Представляется, что в этом определении важен каждый из названных признаков понятия.
Слово «грамотность» подразумевает успешность в овладении учащимися чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования, подготовки к трудовой деятельности, участия в труде и жизни общества.
Слово «текст» подразумевает печатные или изображенные на дисплее тексты, в которых использован естественный язык. Такой текст может включать визуальные изображения в виде диаграмм, картинок, карт, таблиц, графиков. В связи с включением визуальных изображений тексты можно разделить на сплошные (без таких изображений) и несплошные (с такими изображениями). Вместе с тем визуальные изображения (визуальные тексты) могут быть предложены и отдельно, самостоятельно.
Важнейшими составляющими читательской деятельности, поддающимися измерению, являются читательские умения – те задачи и способы их решения, которые использует читатель для того, чтобы проложить собственный путь по тексту и между текстами. Тест PISA оценивает следующие читательские умения:
1. Найти доступ к информации и извлечь ее.
2. Сформировать общее понимание текста и перевести информацию текста на язык читателя.
3. Размышлять о содержании и форме текстового сообщения, оценивать его.
Выполняя первое действие, читатель концентрируется, прежде всего, на отдельных фрагментах информации текста. Выполняя второе действие, читатель соединяет эти фрагменты в общую картину. Выполняя третье действие, читатель соотносит сообщение текста с внетекстовой информацией.
— Набирая первый класс в этом учебном году, передо мной встал выбор: по какой программе работать? Я остановила свой выбор на УМК «Перспектива»
Программы разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов ПООП НОО.
Концептуальная основа УМК отражает современные достижения в области психологии и педагогики, с сохранением тесной связи с лучшими традициями классического школьного российского образования.
Особенности УМК «Перспектива»:
Методологической основой комплекса является системно-деятельностный подход. В этой связи в учебниках УМК «Перспектива» задания, направленные на включение детей в деятельность, выстроены в систему, позволяющую строить двусторонний процесс обучения:
— Готовясь, к выступлению по теме, я проанализировала комплект учебников, в частности, обучение грамоте «Азбука» и «Русский язык» Л.Ф.Климановой и С.Г.Макеевой. Я определила, что учебники имеют возможности для работы по формированию читательской грамотности уже на начальном этапе обучения. Я убеждена, что эту работу необходимо начинать уже с первых дней обучения.
— Вот только некоторые из заданий, которые, как я считаю, направлены на развитие и формирование у ребенка читательской грамотности.
— В добукварный период, особое внимание уделяется рисункам и предметам в общении. Работая с данной иллюстрацией, делается опора на жизненный опыт детей. Как ориентироваться в незнакомом городе, в незнакомой стране, когда не владеешь языком и не можешь спросить нужную информацию
— О чем сообщают вывески на здании?
— Подскажите Петрушке, где он может починить сапог?
— Чем удобны вывески с рисунками? Где вы их встречали?
— Что можно купить в магазине «Все для дома»?
— Какая из двух витрин сообщает об этом?
— Помогите Ане найти предметы для шитья, а Ване – столярные инструменты (идет выбор нужной информации, связь с жизнью, опора на опыт)
— Нравится ли вам, как дети ведут себя в парке?
— Прочитайте им знаки природы. Какие еще знаки вы бы добавили?
— Умеете ли вы читать дорожные знаки? Найди с помощью знаков безопасный путь в школу, в парк.
— При работе над предложением предлагается выполнить такое задание.
— Кто написал письмо Петрушке?
— Как они его отправили?
— В чем необычность письма?
— Как ребята показали начало и конец сообщения?
— Помогите Петрушке прочитать письмо.
— Здесь мы видим необходимость преобразование информации. Перевод из знакового изображения в текст.
— Найди в стихотворении изученные буквы. (Задание покажется примитивным, но соответствует возрасту детей, и они ведут поиск информации, выделяют информацию в тексте)
— Соотнесение звуков и буквы.
— Помоги клоуну-жонглеру составить слова. Если традиционно дети получали информацию в готовом виде, т.е для чтения предлагались готовые слоговые таблицы, то в данном случае дети должны извлечь и преобразовать)
— Подобные задания представлены и на следующем слайде.
— Несмотря на примитивность, интересно следующее задание. Попробуйте определить: Кто Егор? Здесь, как вы заметили информация не в явном виде. Сверху над первым словом в названии дана подсказка
— Логические задания подобного вида, дают возможность учить детей анализировать и сопоставлять информацию.
Послебукварный период. Работа с текстом. Подготовка к чтению по ролям.
— Назовите участников разговора. Информация предоставлена в недостаточно явном виде. Подсказкой может служить иллюстрация в конце текста.
— Кто из них прав? (Анализ, сопоставление фактов, вывод)
Далее дети обозначают реплики и озвучивают текст.
— Знакомство с учебником русского языка начинается также с условных обозначений. Здесь появляется колокольчик, обозначающий начало урока, задания повышенной сложности и страничка для любознательных
— Продолжается работа с пословицами. Нужно объяснить смысл пословицы, т.е выделить информацию, представленную в неявном виде. Подобные задания встречались и в период обучения грамоте.
— Не просто спиши предложение, а составь, используя данные слова (извлечение и преобразование)
— В упражнение информация в явном виде.
— Найдите в тексте загадки, слова, которые помогают отгадать её. (Радугу сравнивают с коромыслом)
— Выделение информации, представленной в явном виде.
— Особое внимание уделяется формированию умения работать со словарями, непосредственно дети учатся пользоваться различными словарями. На последних страницах учебника представлены фрагменты орфографического, орфоэпического, толкового словаря. А также на страницах учебника вы видите фрагменты словарных статей из словаря синонимов.
— Хочется отметить, что на первых порах, когда дети только начинают изучение русского языка, особые сложности при выполнении упражнений дети испытывают, когда надо определить задание. Т.е. то, что конкретно надо выполнить в том или ином упражнении. Справиться с этим помогает пошаговое прочтение и составление алгоритма действий.
Многие задания представлены в игровой форме, что повышает интерес детей к предмету, развивает познавательную активность.
— Мы находимся на начальном этапе формирования читательской грамотности. Я считаю, что УМК «Перспектива» предоставляет учителю возможность учить детей работать с информацией.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Задания по формированию читательской грамотности
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Методическая копилка: задания по формированию и выявления уровня сформированности читательской грамотности
обучающихся 5-7 классов
(в разработке использованы теоретические материалы, взятые из различных источников о ФГОС)
— с пособность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать;
— уровень образованности, который характеризуется способностью решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизнедеятельности на основе преимущественно прикладных знаний.
— использовать различные виды чтения;
— делить текст на структурно-смысловые части;
— ставить вопросы к тексту;
— выделять в тексте главное;
— составлять простой план текста;
— составлять таблицу, схему, находить ключевые слова;
— пересказывать текст с разной степенью сжатия;
— преобразовывать текст в другую форму (работа со «сплошными» и «несплошными» текстами);
— создавать собственные тексты разных типов и стилей;
— коммуникативная грамотность , предполагающая свободное владение всеми видами речевой деятельности; способность адекватно понимать чужую устную и письменную речь; самостоятельно выражать свои мысли в устной и письменной речи, также компьютерной;
— информационная грамотность — умение осуществлять поиск информации в учебниках и в справочной литературе, извлекать информацию из Интернета и компакт-дисков учебного содержания, а также из других различных источников, перерабатывать и систематизировать информацию и представлять ее разными способами;
Примеры заданий, способствующие формированию
1.Задания должны представлять собой текст я вопросы к нему. Комплексные (интегративные) задания всегда предполагают проверку нескольких групп умений.
Задание 1 (включает два комплексных задания).
Прочитайте текст и выполните задания :
Папа спросил Рому, как он понимает народную мудрость: «Что посеешь, то и пожнешь». Рома ответил: «Это, очевидно! Чем больше семян посеешь, тем богаче будет урожай». Папа предложил Роме доказать свою точку зрения. Для этого на даче они вместе вскопали три грядки одинакового размера. На первой Рома посеял 20 семян огурцов, на второй 100 и на третьей 1000. Рома в течение всего лета тщательно ухаживал за всеми тремя грядками: убирал сорняки, поливал, удобрял. В конце августа с первой грядки Рома с папой собрали 10 кг огурцов со второй 20 кг, а с третьей 8 кг.
1. Найди в тексте гипотезу эксперимента Ромы и способ ее проверки. Подтвердилась ли гипотеза Ромы в результате эксперимента? Запиши свои рассуждения, используя прилагательные в сравнительной степени сравнения.
2. Что на самом деле означает народная мудрость? Объясни смысл и приведи пример, иллюстрирующий его. Напиши ответ в форме рассуждения.
Задание проверяет следующие группы читательских умений :
— нахождение и извлечение информации;
— сопоставление и сравнение информации;
— генерация информации с целью создания собственного текста.
Задание 2 (включает три комплексных задания).
Представьте, что вы, находясь на экскурсии в Санкт-Петербурге, отправляете своему другу (подруге) по электронной почте письмо с фотографией одного из мостов этого города, удивившего вас.
Напишите текст этого письма, кратко опишите свои впечатления, обратив внимания читающего на особенно поразившие вас элементы моста.
Используйте имена существительные со значением «размер», «материал»; качественные и относительные имена прилагательные, местоимения, имена числительные.
Задание для «продвинутых»: Отличается ли электронные письма от традиционных? Чем? Сформулируйте позиции, по которым следует проверить вашу работу.
Задание проверяет следующие группы читательских умений :
— нахождение и извлечение информации;
— сопоставление и сравнение информации;
— интеграция и интерпретация информации;
— осмысление и оценивание информации;
— преобразование «несплошного» текста в «сплошной» (при создании электронного письма)
— создание таблицы (при создании критериев оценивания задания);
— генерация информации с целью создания собственного текста.
Позиции для оценивания выполненного задания
(один из примеров, разработанных школьниками):
1. Формат письма – традиционный (1б.-0б.)
2. Отсылка к фотографии (1-0)
3. Описание элементов, поразивших пишущего (оценочная лексика+ детали, размеры моста) (2-1-0)
4.Использование заданной лексики (4-3-2-1-0)
— существительные – размер, материал
— Качественные и относительные прилагательные
5. Грамотность (орф.-грам.-пункт.) (3-2-1-0)
6. Речевое оформление (речь-логика-стиль) (3-2-1-0)
Задание 3 (включает пять комплексных заданий).
Прочитайте текст и выполните задания :
Однажды некий уважаемый горожанин пришел к Соломону, наслаждавшемуся зрелищем рыб, плескавшихся в пруду, и поведал:
— Царь, я в замешательстве! Каждый день моей жизни похож на предыдущий, я не отличаю рассвет от заката и больше не ведаю счастья.
Соломон задумался и сказал:
— Многие мечтали бы оказаться на твоем месте, обладать твоим домом, твоими садами и твоими богатствами.
И спросил еще мудрый царь:
— А о чем мечтаешь ты?
— Сначала я мечтал освободиться из рабства. Потом я мечтал, чтобы моя торговля приносила доход. А теперь я не знаю, о чем мечтать.
Тогда Соломон изрек:
— Человек, не имеющий мечты, подобен рыбам, что плавают в этом пруду. Каждый день их жизни похож на предыдущий, они не отличают рассвет от заката и не ведают счастья.
— Только в отличие от рыб ты сам запер себя в своем пруду. Если в твоей жизни нет благой цели, ты будешь бесцельно слоняться по своему дому и, умирая, поймёшь, что прожил зря. Если цель есть, всякий раз, делая шаг, ты будешь знать, приблизил он тебя к твоей цели или отдалил, и это будет наполнять тебя азартом и страстью к жизни.
Проситель наморщил лоб и произнес:
— Значит ли это, что всякий раз, достигая одной цели, я должен искать следующую, всякий раз, когда исполняется одна моя мечта, я должен загадывать другую, и только в поиске я обрету счастье?
1. Сформулируйте основную мысль этого текста, записав ответ одним предложением.
2. Найдите в тексте особые глагольные формы; сгруппируйте, опираясь на их морфологические свойства (признаки). Выберите самостоятельно форму записи ответа.
3. Преобразуйте предложения с причастными и деепричастными оборотами в синонимичные синтаксические конструкции. Составьте алгоритм действий для выполнения данного задания.
4. Определите морфемное строение четвертого по счёту причастия из данного текста. Какие орфографические особенности надо учесть при записи этого слова? Свой ответ оформите в виде связного высказывания.
5. Сократите этот текст до 10 предложений, запишите, заменив диалог прямой речью.
Ко мплексная работа по русскому языку составлена с целью выявле ния уровня сформированности некоторых предметных и метапредметных умений учащихся на основе работы с текстом и позволяет определить уровень сформированности читательской грамотности: умение находить информацию, интерпретировать, преобразовывать, осмыслять, оценивать, генерировать в собственный текст,
2.Небольшие тренировочные задания по формированию читательской грамотности:
Задания включает действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания. Происходит формирование логических действий анализа, синтеза, сравнения, установления связей, способностей к выделению существенных и несущественных признаков.
Задание 1 (включает два задания для 5 класса).
1. Найдите и выпишите в каждой группе однокоренных слов лишнее:
1) Гора, гористый, горный, горец, горе.
2) Водитель, водяной, водоросли, вода.
3) Дело, разделить, деловой, делец, делопроизводитель.
2. Выпишите группу(-ы) однокоренных слов:
Мама сварила варенье и поставила баночку на стол. В банку влетела оса. Она сердито жужжала, потому что не могла выбраться из варенья. Котенок сидел на столе и удивленно смотрел на банку. «Почему варенье сердится?» – думал кот.
Задание 2 (включает три варианта задания).
Найдите соответствие между номерами слов и их определениями: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца:
( подведение под понятия, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений; доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование ).
а. шест из длинного тонкого ствола дерева
в. стержень для чистки и смазки ствола оружия