какие теории антропосоциогенеза вам известны коротко
Теории происхождения человека и стадии антропогенеза
Антропогенез и основные гипотезы происхождения человека
Антропогенез – это отрезок биологической эволюции, приведший к появлению человека разумного (Homo sapiens) и его обособлению от обезьян и млекопитающих.
Современная антропология выделяет ряд гипотез происхождения человека:
Основные концепции в современной антропологии
Теистическая теория антропогенеза и теория внешнего вмешательства
Креационизм
Согласно данной концепции, берущей начало в Средние Века, человек и мир созданы Богом. По представлению последователей религиозной теории наша планета появилась 10 тыс. лет назад, а обнаруженные археологами окаменелости – это итог Великого потопа.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
Креационисты считают Бога творцом всего, а человеческую задачу видят в поклонении Всевышнему. По их убеждению, существует жизнь после смерти, которая зависит от поступков человека в мирской жизни: праведные люди окажутся в раю, а для грешников уготовано место в аду.
Исходя из теории креационизма, понятие естественного отбора и эволюции полностью отрицается.
Космологизм
Сущность теории палеовизита заключается в происхождении человека с помощью внеземных цивилизаций. Приверженцы космологизма утверждают, что человек на Земле появился благодаря инопланетянам, которые сегодня наблюдают за развитием человечества, не вмешиваясь в процесс эволюции. Таким образом, наша планета является для иноземных существ неким полигоном для исследований.
Так же, как и креационизм, основанный на вере в Бога, космологизм не нуждается в доказательствах, а основывается на вере человека в Космос.
Эволюционная теория антропогенеза
Данная естественнонаучная концепция строится на многочисленных исследованиях в области археологии, зоологии, биологии и др. Основоположником теории эволюции считается английский естествоиспытатель Чарльз Дарвин. В результате длительных путешествий по Галапагосским островам, Южной Америке и другим местам, ученый пришел к выводам, позволившим обосновать гипотезу о происхождении человека в ходе эволюции.
Ч. Дарвин не озвучивал гипотезу о происхождении человека от приматов. Ученый говорил лишь о ряде сходств между этими биологическими видами и предполагал о наличии общего предка у людей и человекоподобных обезьян.
Подтверждением происхождения человека от обезьяноподобных предков в процессе естественного отбора является их сходство в строении тела и его функции. Также у людей имеются рудиментарные органы, то есть унаследованные от низших животных.
В своей концепции Чарльз Дарвин отметил методы человеческого развития, обратив внимание на воздействие окружающей среды, тренировку отдельных органов, замедление развития, взаимосвязь изменчивости различных частей организма. К примеру, прямохождение, появление рук, развитие мозга стало явным преимуществом людей перед животными. Все перечисленные свойства стали результатом естественного отбора.
Недостатком концепции эволюции считают игнорирование Дарвином трудовой деятельности человека, которая способствовала его становлению. Ученый не выделял качественных отличий человека от обезьяны.
Трудовая теория антропогенеза
Зависимость человеческого развития от его трудовой деятельности отметил немецкий мыслитель Фридрих Энгельс. Содержание своей теории он изложил в книге «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека». В основе данной концепции лежит идея о труде как о первичном условии жизни человека, проще говоря: труд создал человека.
В своей работе Ф. Энгельс определил порядок ключевых этапов антропогенеза. Немецкий философ полагал, что трудовая деятельность не противоречит биологическим законам, но трансформирует принцип естественного отбора.
По мнению Энгельса, именно труд способствует развитию человеческих навыков адаптации окружающей среды к своим потребностям. К тому же трудовая деятельность влияет на развитие самого человека. В соответствии с концепцией философской антропологии, речевое развитие, возникновение мышления, развитие мозга, формирование рук и социальные контакты людей – это следствие труда.
Энгельс отмечает, что человеческий опыт и навыки, а также мыслительные процессы формировались в ходе изготовления орудий труда. Следовательно, инструменты, изготовленные человеком для упрощения труда, являются социальной формой наследования, не рассмотренной в теории эволюции Дарвина.
Доказательство общности происхождения человека и животных
Свидетельством родства животных и человека являются следующие характеристики:
Явным подтверждением животного происхождения человека служат останки предков человека.
Определим место человека в системе животных и перечислим признаки, свойственные данному положению.
Тип хордовые:
Подтип позвоночные:
Класс млекопитающие:
Подкласс плацентарные:
Отряд приматы:
Подотряд человекообразные:
Основные теории антропогенеза
Вы будете перенаправлены на Автор24
Теистическая теория антропогенеза и теория внешнего вмешательства
Существует несколько теорий антропогенеза. Каждая из них стремится дать объяснение этому феномену, который включает в себя такие процессы, как:
Одним из взглядов на проблему антропогенеза является теистическая концепция. Согласно этой теории, человек был создан Богом по своему образу и подобию. Единственная причина сотворения мира, и человека в том числе, – так захотел Бог. Однако эта теория не является научной, так как в ней отсутствует объяснение естественных причин и закономерностей появления и дальнейшего развития человека и мира в целом. Несмотря на это, теистическая теория является популярной и в настоящее время.
Еще одной теорией антропогенеза является теория внешнего вмешательства, которая предполагает несколько вариантов развития событий.
Согласно первой версии теории внешнего вмешательства, на планету Земля когда-то высадились гуманоиды, которые по какой-то причине потеряли всякую связь со своим миром. Они постепенно одичали, и на земле их цивилизация началась с нуля.
Вторая версия предполагает, что популяция разумных существ была выращена в пробирке либо выведена путем селекции высокоразвитой цивилизацией инопланетян. То есть, люди являются продуктом творчества этих существ.
Еще одно предположение гласит, что гуманоиды, скрещиваясь с земными приматами, дали начало человеческому роду.
Теория внешнего вмешательства имеет ряд доказательств своей состоятельности. К таким доказательствам относятся изображения космонавтов в скафандре, найденные в пещерах, знания первобытных племен о звездах, невидимых невооруженным взглядом, а также кости человека разумного, металлические изделия возрастом равным сотням тысяч и даже миллионов лет, найденные в слоях земной коры. Таким образом, принимая во внимание эти находки, можно считать, что австралопитеки и питекантропы являются не предками человека разумного, а его ровесниками. То есть, теория внешнего вмешательства выглядит вполне состоятельной.
Готовые работы на аналогичную тему
Эволюционная теория антропогенеза
Французский ученый Ж. Б. Ламарк предположил, что когда-то наиболее развитое существо перестало лазить по деревьям и стало ходить на двух ногах. Эта привычка укрепилась у его потомков, и через несколько поколений существа стали двурукими. Это привело к изменению строения челюсти и ее функции, челюсть использовалась лишь для пережевывания пищи. Вследствие этого изменилось строение лица. Далее, эта измененная, усовершенствованная «порода» расселилась по всей планете, а рост потребностей приводил к дальнейшему развитию способностей. В итоге, общество этих существ стало многочисленным, что привело к развитию средств общения, в частности, речи.
Позднее Ч. Дарвин изучил накопленные знания, проанализировал их, обобщил свои наблюдения и сформулировал теорию эволюции, согласно которой человек произошел от обезьяноподобных предков в ходе постепенных изменений в результате естественного отбора.
Согласно теории Дарвина, о происхождении человека от более низких форм жизни свидетельствует сходство в строении и функциях тела человека и животных, а также сходство признаков зародыша и процесса его развития. Еще одним доказательством этой теории является наличие рудиментарных органов.
Рудиментарные органы – это органы, унаследованные человеком от низших животных.
В своей теории Дарвин уделил внимание и способу развития человека, учитывая при этом такие факторы, как влияние окружающей среды, тренировка отдельных органов, торможение развития, связь между изменчивостью разных частей организма. Дарвин отмечал, что благодаря прямохождению, формированию руки, развитию мозга и возникновению жизни, люди получили огромное преимущество перед животными. И все эти свойства были приобретены в результате естественного отбора.
Многие ученые считают, что переоценка роли естественного отбора в истории эволюции является недостатком теории Дарвина. Дарвин не выделял основное свойство развившегося человека и утверждал, что качественных различий между человеком и обезьяной нет. Поэтому представление о роли трудовой деятельности в процессе эволюции было неправильным. Влияние общественного производства на естественный отбор не было отмечено Дарвином.
Трудовая теория антропогенеза
Вопрос о влиянии трудовой деятельности на антропогенез был решен Ф. Энгельсом, который предложил трудовую теорию антропогенеза. Эта теория была изложена в его книге «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека».
Основой трудовой теории Энгельса является понятие о труде как первом условии человеческой жизни. Согласно этой теории, «труд создал человека».
В своей работе Ф. Энгельс устанавливает последовательность основных этапов антропогенеза.
По мнению Энгельса, труд не отменяет действия законов биологии, но меняет характер механизма естественного отбора. Именно труд развивает в человеке навыки преобразования природы по своим потребностям. Кроме этого, труд способствует процессу формирования самого человека. Согласно трудовой теории антропогенеза, развитие речи, мышления, мозга, руки, а также социальное взаимодействие людей является следствием трудовой деятельности.
Отмечается, что труд связан с изготовлением орудий труда, в процессе которого закрепляется опыт человека, его навыки и умения, способ мышления. Таким образом, орудия труда являются новой формы наследования – социальной, которая в эволюционной теории Дарвина не рассматривалась.
Новые теории антропогенеза
В современной науке существует ряд предположений о факторах, повлиявших на первоначальные морфологические изменения и поведение человека. К таким факторам относятся кратковременное повышение радиационного фона, гетерозис, изменения в экологической обстановке и т.д.
Среди новых теорий антропогенеза выделяется космический катастрофизм, который объясняет возникновение современного человека вследствие вспышки сверхновой звезды, которая происходит раз в 100 миллионов лет и как раз соответствует возрасту древнейших останков человека разумного.
Еще одной современной теорией является гипотеза о том, что современный человек возник вследствие инверсии земного магнитного поля. То есть, другими словами, человек является мутантом. В пользу этой теории говорит тот факт, что появление человека отмечено в тех местах, в которых сила радиоактивного излучения была наиболее благоприятной для процесса эволюции человекоподобных обезьян.
Кроме вышеперечисленных основных теорий антропогенеза, существует еще множество других. На данный момент, не все вопросы проблемы антропогенеза раскрыты, но доказанным можно считать факт, что человек является продуктом естественного развития природы.
Происхождение человека. Основные концепции антропосоциогенеза. Антропогенез и культурогенез
Креационистское учение о присхождение человека. Эволюционная и трудовая концепции антропогенеза
Важное значение для понимания сущности человека, путей развития общества имеет выяснение вопроса о происхождении человека и его сознания. Антропосоциогенез (от греч. – человек; общество; происхождение) – учение, объединяющее в себе различные представления о происхождении и становлении человека и общества в процессе их социокультурного взаимодействия. Существует несколько подходов к решению проблемы происхождения человека. Наиболее ранние подходы связанны с различными мифологическими концепциями о рождении человека из земли, воды, воздуха или космоса. На смену мифологическому мировоззрению пришло религиозное, в рамках которого была обоснована креационистская (от лат. сreatio – творение, создание) модель происхождения мира и человека. Для различных религий мира характерны: во-первых, вера в божественное происхождение жизни и человека; во-вторых, признание души как источника жизни, того, что выделяет человека из «царства животных». Человек, согласно религиозной теории, отличается от всех животных тем, что получил свою бессмертную душу от бога.
Религиозное учение о сотворении мира богом из ничего получило название креационизма. На это учение опираются такие теистические религии, как иудаизм, христианство, ислам. Творение человека описывается в Библии как особый акт, в результате которого Бог непосредственно сообщает человеку «дыхание жизни», т.е. динамику существования, в котором биологическое соединено с духовным – со свободной и сознательной самореализацией тварной личности, изначально призванной к превосхождению своей тварной ограниченности через ответный, бескорыстный акт любви к Богу.
Специфической формой креационизма, является так называемый «научный» креационизм. Эта форма креационизма получила развитие в рамках протестантского фундаментализма в США в 60-80 г.г. ХХ в. в связи с усилением борьбы против эволюционного учения. Для «научного» креационизма характерен отказ от любых попыток использовать достижения наук о природе для переосмысления содержания библейского учения о творении мира; многоплановое обоснование библейской версии творения с помощью интерпретации новейших данных естествознания; оценка эволюционного учения как конкурирующей концепции, уступающей «научному» креационизму в научной обоснованности.
Креационизм следует рассматривать не только как историко-культурный феномен, значение которого связано с отдаленным прошлым. Его сторонники имеются и в современной философии и науке, дают религиозную интерпретацию, например, феномена Большого Взрыва, указывают на то, что шесть дней Творения, описанные в Библии, в целом соответствуют научным представлениям об эволюции Земли и жизни. Скачкообразный характер смены основных геологических эр, с их точки зрения, подтверждает в большей степени библейскую историю об отдельных днях творения, чем научную версию последовательной эволюции жизни. В вопросах об антропогенезе, современные креационисты отмечают, что собственно человек возникает лишь раз, на последней ступени лестницы живых существ. Известные палеонтологические находки его гоминидных предков могут с известной долей допущения характеризовать биологическую эволюцию человеческого тела. Своеобразие же человека связано не столько с телом, сколько с душой, человек как носитель разума, воли и нравственности не может быть обусловлен природными факторами. Высшие, божественные, духовные свойства возникают вопреки природе и могут быть объяснены лишь предположением об их внеприродном источнике, Боге.
В качестве современных модификаций креационизма могут быть рассмотрены и популярные сегодня уфологические концепции антропогенеза (от англ., UFO – НЛО), связанные с попыткой объяснить возникновение человека участием внеземного разума. Различные памятники архаической культуры и мифологические сюжеты получают неожиданную космическую интерпретацию. Реальные успехи в освоении космоса, наряду с упорным стремлением увидеть в числе своих предков что-то более достойное, чем банальную обезьяну, сделали уфологическую тему весьма популярной в массовом сознании и СМИ.
Сильной стороной креационизма является очевидный моральный пафос этого учения, связанный с рассмотрением человека и человечества как наиболее значимых величин в структуре Универсума. Акцент на человеке как «образе и подобии» не приемлет проекций природной агрессии и «борьбы за существование» в социальные и межличностные отношения. Человек здесь определяется в характеристиках милосердия, любви и ответственности по отношению к природе и собственному бытию. Вместе с тем, несмотря на достаточное количество сторонников, креационизм во многом проигрывает свои позиции эволюционизму в современной философии и науке.
Естественнонаучные представления о происхождении человека возникают по мере развития биологии, антропологии, а позже – генетики. Наибольшую известность во второй половине ХIХ века получила эволюционная теория Ч. Дарвина. В своих работах «Происхождение видов путем естественного отбора» (1859 г.), «Происхождение человека и половой отбор» (1871 г.) и др. Ч. Дарвин обосновал идею появления различных видов животных в ходе эволюционного развития. В основе эволюции лежит естественный отбор. Эволюционная теория в определенном смысле «растворяла» человека в животном царстве. Дарвин не дал четкого ответа на вопрос, что именно послужило причиной выделения человека из животного мира.
Ответить на этот вопрос попытался Ф. Энгельс в своей теории происхождения человека. Указав на целый ряд природных и социальных факторов становления человека, Ф. Энгельс впервые указал на особый статус труда в антропогенезе. Он выделил труд в качестве главной причины превращения обезьяны в человека. Труд – это целесообразная деятельность по преобразованию вещества природы с использованием орудий труда. Трудовая деятельность, считал Энгельс, присуща только людям и выступает основой существования человеческого общества. Труд создал человека, привел к развитию мозга, появлению сознания и речи. По мнению представителя «философской антропологии» А. Гелена, человек изначально был обречен на труд в силу своей природной слабости и неспециализированности. Если остальные животные приспособлены к определенной среде обитания, еде, хищникам и т.п., подтверждением чему служит наличие у них специальных органов или окраски, то человек от природы слишком плохо «оснащен». Он не слишком силен, быстр, незаметен и т.п. Именно эта неспециализированность и обусловила, с точки зрения А. Гелена, необходимость труда как специфически человеческого средства выживания.
Под влиянием труда сформировались специфические качества человека: сознание, язык, творческие способности. Эти выводы были сформулированы Ф. Энгельсом в работе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека»(1876, опубл. В 1896).
На протяжении ХХ века исследования археологов, палеонтологов, этнографов в определенной мере подтвердили основные положения Ч. Дарвина и Ф. Энгельса. Были найдены останки существ, которые занимают промежуточное положение между древней человекообразной обезьяной и современным человеком. Однако на многие вопросы, связанные со становлением человека, не существует однозначных ответов. Так, не объяснен в достаточной степени процесс развития мозга человека и человеческого разума. Высказывается множество других гипотез, в том числе идеи о внеземном возникновении жизни и человека.
Проблема происхождения человека и сегодня находится в стадии научного изучения. Современная наука свидетельствует, что именно эволюция представляет собой основополагающий фактор многообразной жизни Универсума. Бурное развитие такой молодой науки, как синергетика (науки о самоорганизующихся системах, рожденной в 80-е годы ХХ в.), раскрыло наличие в неживой, живой и социально-исторической реальности механизмов самоорганизации, перехода от хаоса к порядку, в свете которых «жизнь, заведомо укладывающаяся в рамки естественного порядка, предстает перед нами как высшее проявление происходящих в природе процессов самоорганизации» (Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. М., 1986, с. 56). Достижения естествознания свидетельствуют о длительном возрасте Земли, о процессе эволюции и его длительной истории. Научные методы дали науке геологические «часы», с помощью которых стало возможным изучение гигантских эпох, отстоящих от нас на сотни миллионов и даже миллиарды лет.
Человек по своей сути есть существо биосоциальное, синтезирующее в себе природное, социальное и духовное начала. Он является частью природы и вместе с тем неразрывно связан с обществом. Биологическое, социальное и духовное в человеке слиты воедино, и только в таком единстве существует человек. Биологическая природа человека – это его естественная предпосылка, условие существования; социальность же и его духовность – сущность человека. Загадка человека несомненно связана с проблемой становления его сознания.
Альтернативные концепции и модели антропогенеза. Антропо- и культурогенез
Несмотря на признание и приоритет эволюционной и трудовой концепций антропогенеза, существуют и альтернативные подходы, связывающие происхождение человека с возникновением человеческой культуры (культурогенез), поскольку именно культура формирует человеческий разум и человеческое тело, а возникновение отдельных форм культуротворчества – морали, искусства, философии и др. никак не вписывается в модель практической целесообразности. Такими версиями происхождения и развития культуры является: во-первых, игровая модель («Человек играющий», 1938, Й. Хейзинга), в рамках которой игра рассматривается как основа происхождения религии, искусства, права, философии и т.п., как форма свободной творческой активности, где человек может реализовать свою свободу, отвлечься от бесконечных «надо», гнета повседневности, практической целесообразности и выгоды. Хейзинга выявляет роль культуры во всех сферах человеческой жизни и во всей истории в целом, для него вся культура—игровая, игра больше, чем культура, всякая форма культуры есть игра именно потому, что она развертывается как свободный выбор и есть «действие, протекающее в определенных рамках места, времени и смысла, в обозримом порядке, по добровольно принятым правилам и вне сферы материальной пользы и необходимости». Анализ известных архаичных форм культурного творчества позволяет Й. Хейзинге сделать вывод, что они организуются и функционируют по правилам игры. Игрой-представлением являются религиозные культы с их условной символикой ритуальных масок и танцев. Из игры-состязания вырастает война с ее непременными парадами и единоборствами. Право, искусство, философия или наука, – все они в равной мере обязаны своим происхождением не труду, но игре, порождая в своей совокупности органично-условный континуум духовной культуры. Homo ludens, человек играющий, с этой позиции оказывается более предпочтителен, чем homo faber, человек умелый. Подобно тому, как в индивидуальном развитии ребенок приобщается к миру взрослых через игру, а не труд, так и, играя, человечество вступило в свою историю. При этом взрослые (люди и культуры), занимаясь бизнесом, политикой, образованием и т. п., фактически продолжают те же детские игры, подчас забывая о том, что это игра, придавая ей статус важной работы и переворачивая первоначальную оппозицию «серьезности» игры и «несерьезности» дела.
Следующая оригинальная версия антропо- и культурогенеза – это психоаналитическая модель (З. Фрейд). Фрейд обосновал новаторскую модель психики человека, состоящей из трех систем: бессознательного-предсознательного-сознания и разработал основы психоанализа, распространив его модель на сферы культуры и ранние формы религиозных верований. Человек, с его точки зрения, уникальное существо, проходящее длительный период детства и впоследствии зависящее от него на протяжении еще более долгого срока.
Следующая оригинальная версия антропогенеза – это семиотическая концепция антропо- и культурогенеза рассматривает культуру как специфическую знаково-символическую реальность, основой и универсальным посредником между человеком и миром в которой является язык. Человек становится субъектом той или иной культуры, лишь овладев ее языком, причем в качестве языка могут выступать различные феномены, начиная от систем родства и кончая властными структурами, т.е. язык становится подлинным создателем культуры. Язык способен быть средством выражения, средством общения, частью социальной организации и культуры, а также соответствующим «образом мира».
Язык, традиционно рассматриваемый как средство общения и коммуникации, в рамках семиотической и структуралистской моделей превращается в подлинного демиурга (создателя) культуры и человека. Согласно К.Леви-Строссу, автору классической для этого подхода работы «Структурная антропология», «не человек говорит посредством языка, но язык говорит посредством человека», диктуя нужные слова, грамматику, интерпретации. Человек становится субъектом той или иной культуры, лишь овладев ее языком. При этом в качестве языка могут быть рассмотрены самые разнообразные культурные феномены и сферы, функционирующие посредством циркуляции знаков по определенным правилам, например, системы родства, формы обмена, структуры власти и т.п. многообразие философских и научных версий антропогенеза обуславливается как реальной неоднозначностью феномена человека в современной ситуации, так и сложностью реконструкции отдаленного прошлого человеческой истории.
Рассмотренные выше концепции (игровая, психоаналитическая и семиотическая) актуализируют значение не столько приспособительных, сколько творческих механизмов человеческой истории. Возникновение человека здесь связывается с появлением особой внеприродной реальности – культуры, в основание которой могут быть положены игра, культ либо язык, определяющие также сущность собственно человеческого своеобразия в универсуме.