какие типы мышления существуют
Виды мышления человека: самая полная классификация с описанием + примеры
Всем привет!👋 На связи Людмила Редькина. Вы не задумывались, почему, смотря на одну и ту же погоду, одни ноют, а другие радуются? Почему, когда люди кушают один и тот же торт, одни с удовольствием его поглощают, а другие еле давятся? Почему одно и то же поведение некоторым нравится, а других раздражает? Все дело в нашем мышлении. Человек воспринимает какую-то информацию из окружающего его мира, по-своему ее обрабатывает, осмысляет и уже формирует собственное мнение о предметах, явлениях, связях между ними. Наше мышление – штука очень серьезная. Недаром оно есть только у человека, именно благодаря его наличию мы – Homo Sapiens! В этой статье перечислю все основные виды мышления, которые известны науке на сегодняшний день, и приведу примеры, как они проявляются.
Что такое мышление и его функции
Начнем, как всегда, с определения.
Мышление – это такой процесс переработки информации, который отражает объективную реальность субъективно, через понятия, суждения, умозаключения. Это высший процесс, который свойственен только человеку, его познавательная деятельность.
Благодаря мышлению мы развиваемся, узнаем что-то новое, устанавливаем связи между предметами. Например, мы знаем, что вино немного пьянит, машина может ехать с горки сама, дождь барабанит по крышам и т. д.
Этот высший процесс помогает понимать сущность явления: гром гремит не потому, что ему хочется, а потому, что происходит столкновение разрядов. Или вода кипит не потому, чтобы выкипеть, а потому, что температура поднялась. Я тут в физику немного подалась😊. Но мышление многогранно – оно охватывает множество явлений: как не проспать на работу, как делать ставки на Форексе и т. д.
Познавательный процесс помогает нам еще обобщать свойства предметов, явлений и разграничивать их. Например, стол и стул с 4 ножками, но на одном сидят, а на другой ставят тарелки или пишут на нем.
Виды мышления
Их много. Потому что этот процесс сам по себе охватывает огромное количество информации и передает ее нашему мозгу множеством вариантов. В зависимости от способа, которым передается информация, в психологии выделяют следующие виды процессов мышления.
Таблица типов мышления:
По содержанию | По степени рефлексии | По осмысленности | По личностным особенностям |
Наглядно-образное | Аналитическое | Критическое | Мужское |
Наглядно-действенное | Интуитивное | Произвольное | Женское |
Словесно-логическое | Реалистическое | Непроизвольное | Позитивное |
Аутистическое | Бессознательное | Негативное | |
Эгоцентрическое | Стратегическое | ||
Идеалистическое | |||
Созидающее | |||
По новизне | По задачам | Иррациональное | |
Творческое | Теоретическое | Рациональное | |
Репродуктивное | Практическое | Профессиональное |
По содержанию
В зависимости от того, что у человека преобладает при обработке информации (картинка, действие или слово), выделяют несколько видов.
Наглядно-образное
Такая операция мышления помогает запомнить что-то, но с помощью образа, картинки, а не дотошно каждое слово. Хотя и это иногда нужно.
❗ПРИГЛАШАЮ ВАС В СВОЙ TELEGRAM-КАНАЛ ПО ДЕНЬГАМ❗
Это канал о заработке денег и саморазвитии. В нем я публикую посты, аудио- и видеосообщения. Объясняю все простым языком и никакого спама.
Этот вид формируется в дошкольном возрасте у детей, когда ребенок познает мир, знакомится с картинками и звуками окружающей действительности. Он тесно связан с воображением и преобладает у дизайнеров, художников, музыкантов, писателей.
Наглядно-действенное
Здесь используется не только знание, понятие о каком-то предмете. А формируется связь предмета с действием. Например, копирайтеру при слове “компьютер” сразу представляется, как он пишет текст. Повару при слове “кастрюля” видится, как он варит пюре. То есть характеристикой этого вида является уже действие на основе опыта.
Это заметно в детском возрасте, когда ребенок ломает игрушку, чтобы разобраться, что же у нее есть внутри.
Словесно-логическое
Здесь уже подтягивается большинство свойств этого познавательного процесса. Этот вид характеризуется манипулированием понятий, опытом и действиями. Человек может рассуждать о каком-то процессе, не выполняя при этом никаких действий. Иногда его просто называют логическим, здесь все исходит из логики и операций с ней. Смотрите подробнее статью, что такое логическое мышление и как его развивать.
Например, когда мы говорим, что чайник горячий и не нужно к нему прикасаться, мы не пойдем браться за него. Наше мышление уже на расстоянии может позволить представить, какие последствия такого действия будут.
Вам интересно, насколько у вас проявляется логическая мыслительная деятельность? Предлагаю пройти тесты на логическое мышление.
По задачам
Когда срочно нужно подумать, принять какое-то решение, то у нас включаются другие мыслительные процессы. Нам уже не нужно работать с образами и словами. Важно применять на практике или в теории новые операции, с которыми мы раньше не были незнакомы. Вот тут и приходит очередь следующих видов. Некоторые называют это видами научного мышления, но они применяются не только в науке.
Теоретическое
Это процесс изучения свода законов, правил, которые возникают на базе теоретических знаний, которые уже были у человека. Например, Эйнштейн вывел теорию относительности на основе уже имеющихся практических знаний, опыта. С помощью этого вида появляются новые теории в науке.
Очень интересный Тест Беннета на техническую понятливость покажет вам, как вы понимаете техническую науку.
Практическое
Это обратная сторона теоретического мыслительного процесса. Здесь сначала выводится теория, а потом уже практика. В реальность быстро входят новые планы работы, схемы, проекты. Вот яркий пример этому – вакцинация по поводу COVID-19. Вакцину сделали на основе теоретических данных, а проверить ее времени нет, исследований недостаточно для подтверждения ее пользы.
Главным недостатком этого вида является нехватка времени, поэтому некоторые теории с треском распадаются, не имея практического подтверждения.
По степени рефлексии
Здесь речь идет о том, как человек перерабатывает информацию. Иногда перечисленные виды называют видами психологического мышления, так как в них описаны психологические свойства мыслительных операций.
Аналитическое
Оно основано на логике, такой процесс не ограничен временем, происходит поэтапно. Каждый следующий шаг основан на предыдущем. Мы анализируем что-то практически каждый день: поведение людей, рабочие моменты и т. д. Анализ нужен для правильных шагов, для получения положительного опыта.
Интуитивное
Это полная противоположность аналитическому. Здесь процесс происходит быстро, часто даже неосознанно. Про него говорят “я это понял интуитивно”, “сработала интуиция”, и человек принимает решения на основе “чувств” – интуитивного мышления.
Тут нет речи о логических каких-то связях или шагах. Все происходит “по велению сердца”.
Реалистическое
Это подвид логического мышления, поэтому иногда сложно выделить какую-то одну классификацию этого познавательного процесса – здесь все виды перекликаются друг с другом.
Сущность реалистической мыслительной деятельности в том, что человек дает адекватную оценку действительности. Все его действия строго подчинены законам логики. Это точно не мечтатель, он решает все свои проблемы на основе реального положения дел. Такие люди критичны и выдвигают требования к себе и окружающим.
Аутистическое
Основывается на внутренних желаниях человека, которые иногда совсем не имеют ничего общего с реальностью. У таких людей нет критичности, но есть нелогичные понятия, которые можно даже назвать иллюзией. Людей с таким доминирующим мышлением довольно трудно иногда понять, так как их цель – соответствовать в своей реальности своим иллюзиям. Но это не болезнь, а особый вид мышления.
Эгоцентрическое
Большинство людей и не знает, что бывает такой тип мышления, а он есть! Это мышление некоторые встречают почти каждый день, общаясь с незрелыми личностями. К сожалению, есть такие взрослые люди, но, вообще, этот тип присущ детям.
У этого нашего населения в центре всей жизни собственное Я, поэтому все воспринимается только через таковую призму. При этом чувства и желания других людей не являются ценными, не учитываются.
По новизне
Мы – люди умные, но иногда за счет кого-то, а иногда благодаря своим идеям добиваемся в жизни успеха. Если кто-то сумел сплагиатить незаметно, его воспринимают как МОЗГ, который может выдумать, сотворить что-то эдакое. А есть люди, которые действительно являются генераторами идей. И этим тоже заведует определенный тип мышления.
Творческое
Творческая форма мышления способна из ничего сделать шедевр. При этом используется все, что когда-то было воспринято воображением и памятью. Творческий человек смотрит на обычную белую стену – и видит нарисованную картину; смотрит на корягу – и видит красивый неотесанный корабль и т. д. Творческие люди ищут новые способы, источники, оригинально реагируют и делают выводы.
Как таковых видов творческого мышления нет, творческий процесс разделяют на стадии: подготовка, инкубация (время, когда нужно “выносить” идею), озарение, проверка или реализация идеи. Творческий мыслительный процесс еще называют художественным, и виды, стадии у них одинаковые.
Репродуктивное
Человек с этим мышлением живет по шаблону, стереотипу, он не может выйти за рамки. В деятельности воспроизводит именно те действия, что исходят от полученных ранее знаний и результатов. Таким людям очень сложно придумать что-то креативное, новое, оригинальное.
Пройдите тест Насколько стереотипно ваше мышление, и узнаете, как у вас с оригинальностью и стереотипами.
По осмысленности
Здесь учитывается, насколько человек реагирует на внешние события, верит всему или проверяет сам, насколько осознает и критично оценивает все, что с ним происходит.
Критическое
Критическое мышление – важный навык современного человека. Почему навык? Потому что его можно развивать. Такой вид важен, так как помогает человеку жить не “по накатанной”, а методично ставить под сомнение, находить в каком-то утверждении или ситуации слабые места, работать с понятиями. И вся эта система операций помогает формулировать и обосновывать СВОИ мысли.
Как таковых видов критического мышления нет. Есть мыслительные операции, на которых оно базируется: логика, аргументация, анализ, умозаключение, вывод.
Произвольное
Контролируется волей и сознанием человека. Здесь человек – хозяин своим мыслям. Именно он регулирует, о чем думать, что решать, какие выводы делать.
Непроизвольное
Оно появляется само собой, без каких-то усилий воли человека. По характеру такое мышление проявляется автоматически. Также оно может появиться под влиянием каких-то внешних стимулов. Например, нам холодно и мы не задумываясь одеваем кофту. Наш мозг это решил, а мы иногда делаем на автомате.
Бессознательное
Это такой отвлеченный вид, когда человек осмысляет что-то на основе прошлого опыта, сомнений, страхов, убеждений, чувств, ощущений. Он-то и сам не понимает, почему принимает определенное решение. Но оно принято и действие сделано. Это сработала бессознательная часть разума. Она контролю не поддается.
По личностным особенностям
Этот подраздел учитывает все социальные роли, характер или склонности человека. В зависимости от того, какого мы пола, какое полушарие у нас ведущее, какую роль выполняем, где работаем, с кем общаемся, кто и как нас воспитывал, проявляются те или иные группы видов мыслительных процессов.
Мужское
Чаще всего основано на логике, действия строго по заданному плану. У мужчин более выражено стремление к цели, присуща рациональность и четкое разделение разума от эмоций (если сердобольная мама не воспитала из мужика тряпку). В мышлении мужчин, как правило, выстроен алгоритм перехода от слов к действиям, от действий – к результату.
Мужское и женское мышление
Женское
Как правило, женские мыслительные процессы основаны на интуиции. В них практически всегда проявляются эмоции. Женское мышление более подвержено влиянию чувств и настроению, меньше логики и рациональности в действиях. Но в определенных ситуациях женщины могут отлично просчитывать, анализировать и планировать.
И тут для вас сюрприз – тест Мужское или женское мышление?, который поможет понять, чем вы руководствуетесь: мужской логикой или женской интуицией.
Позитивное
Оно помогает людям даже в темной жизненной полосе видеть что-то хорошее. Этот тип мыслительной деятельности настроен на результат, преодоление преград и помех. Люди с таким типом – оптимисты.
Позитивный настрой всегда дает возможность конструктивно реагировать на перипетии, трезво оценивать ситуацию, настраиваться на успех и стремиться к результату действий.
Негативное
Люди с таким мышлением отражают тотальное недовольство жизнью, они явные пессимисты. Здесь все просто – непроработанная горечь и привычка жаловаться дают свои результаты. Люди с этим видом реакции на действительность во всем видят препятствия, поэтому у них редко получается добиваться в жизни поставленных целей. Они хотят постоянно вызывать к себе сочувствие, получать поддержку от других.
Стратегическое
Такое мышление позволяет называть человека “стратег”. Люди с этим типом четко планируют шаги далеко вперед, могут оценивать препятствия и прогнозировать будущее. Они не будут размениваться на пустые разговоры, трату времени, если у них есть цель. Такие люди будут к ней идти, невзирая ни на что, эффективно достигая ее. Чаще всего стратегическое поведение ведет к руководящим должностям.
Идеалистическое
Это тип мечтателя. Идеалисты не воспринимают мир со всеми его тяготами, проблемами. Они создают свой мир в своем воображении. И настырно пытаются свою идеально продуманную модель внедрить в реалии жизни. Но этого не происходит, поэтому они очень близко к сердцу все воспринимают. Часто ненаблюдательны и отвлекаются на мелочи.
Созидающее
Такие люди могут объединить необъединимое. Из разной информации они могут сделать единую новость или текст. Человека с этим типом не пугает монотонная, однообразная работа. У него нет потребности в переменах, разнообразии и яркости. Их устраивает собирать все воедино и на работе, и в беседе, и в межличностных отношениях.
Иррациональное
Это противовес логике. Иррациональный человек не может объяснить свои поступки, но свято верит в их правильность. Этим он может заразить даже самого изысканного скептика. Хотя последний будет недоумевать, как мог попасться на удочку нелогичности, неправильности. Вот такая сила у этого мышления!
Рациональное
Рационал полагается целиком и полностью на факты, знания, умения. Здесь нет внимания на эмоции и чувства. Рациональный человек всегда старается дать трезвую, логичную, конструктивную оценку происходящему. Огромным плюсом такого вида является быстрое принятие решений, без колебаний и сомнений.
Профессиональное
Отдельно хочу выделить профессиональное мышление, хоть в психологической литературе такого вида нет. Это преобладание принятых в отдельно взятой профессии приемов решения задач, способов анализа, принятия профессиональных решений.
Выделяют косвенные виды профессионального мышления – это та психическая деятельность, что может понадобиться в этой профессии. Здесь задействованы продуктивный, творческий, репродуктивный, теоретический, практический, наглядно-образный, словесно-логический, аналитический, интуитивный типы мышления. Они все характеризуют и дополняют профессиональный вид.
Кроме того, в зависимости, где именно человек работает, можно выделить управленческое, клиническое, оперативное, педагогическое и другие типы мыслительной деятельности.
Примеры из жизни некоторых видов мышления
Пример. Хирург говорит медсестре шить. Одно слово, но она уже знает, какой инструмент подать, как обрабатывать, даже подсказать может, если что-то увидела опасное. В таком тандеме вырабатывается профессиональное мышление – она без высшего образования, но есть опыт, знания, интуиция, логика.
Здесь включаются сразу несколько видов: помимо профессионального, словесно-логическое, практическое, аналитическое, логическое или интуитивное, произвольное.
Пример. Парень хочет познакомиться с девушкой, но прямо перед ее носом официант нечаянно пачкает его кофе. Парень опешил и ничего не смог другого сделать, как только промямлить: “Не надо было…”
Но знакомство не состоялось не по причине пятен кофе на рубашке. А по причине вступившего в бой иррационального мышления: “Она подумает, что я тюфяк”, “Она точно подумала, что со мной что-то не так…”, “Она не захочет общаться с таким, как я”. Человек с головой погрязает в логически необоснованных убеждениях, погружается в волнение и панику. В следующий раз ему сложнее будет подойти и первым заговорить.
Заключение
Вид мышления, который проявляется в той или иной ситуации, зависит от индивидуальных характеристик личности. Если человек рос в позитивной обстановке, где его принимали, понимали и мотивировали на успех, тогда его лучшими “тараканами в голове” будут позитивное и стратегическое мышление – это как минимум.
Но если ребенка постоянно критиковали, он не находил понимания и поддержки в неудачах, тогда ему прямой путь к негативу, иррациональности, репродуктивности – у него нет ресурсов что-то выдумывать новое.
Поэтому, дорогие читатели, настраиваемся на позитив, творчество, креатив, логику и критичность. Как развивать эти виды, ищите в статьях на блоге. А еще предлагаю воспользоваться подборкой курсов по развитию мышления и тестов по мышлению, чтобы узнать ваши сильные и слабые стороны познавательных процессов.
Есть отличный курс Развитие мышления от Викиум. Состоит из 11 уроков. Помогает научиться молниеносно принимать решения, четко убеждать в спорах и грамотно выражаться. Программа курса включает: тренажеры для развития логики, практические задания, упражнения, теоретические видеолекции.
Курс для развития мышления – программа от BrainApps, которая прокачает мышление. Помогает быстро принимать решения, эффективно использовать свое время, работать в режиме многозадачности. Состоит из 7 уроков в игровой форме, 10 тренажеров. Здесь вы пройдете тесты в начале обучения и в конце, чтобы был виден результат.
Ну что, дорогие читатели, на этом я статью буду заканчивать. Делитесь полезной информацией с друзьями в соцсетях. Напишите в комментариях, какое у вас преобладает мышление.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал – там вы будете в курсе всех новостей и получите кучу полезной информации по финансам и саморазвитию.
Классификация и основные виды мышления
Мышление – это способ отражения действительности в форме познавательной деятельности человека. Конечный результат мышления – это мысль, идея или понятие.
Человек воспринимает информацию из окружающего его мира, обрабатывает ее в мозгу и создает свое собственное мнение о вещах, явлениях, закономерностях и связях между ними. Если просто ощущение и восприятие свойственно всем живым существам, то мышление есть только у человека.
Особенности
Отражение через обобщение: в мыслительном процессе обязательно используются общие знания человека об объектах и явлениях окружающего его мира. Соответственно, он определяет причины и следствия различных явлений путем обобщения большого количества фактов, имевших место в его жизни до этого момента.
Познание опосредованно: в процессе мышления человек всегда опирается на свои собственные ощущения, а также на прошлый опыт, касающийся определенных объектов и явлений.
Решение ситуаций: процесс решения проблем протекает по следующему сценарию – вначале идет анализ ситуации и поиск подходящих сценариев для ее решения. Поиск может проходить методом проб и ошибок, рациональным или нелогичным путем.
Взаимосвязь с речью: мышление тесно связано с речевыми функциями человека. Любая мысль может быть сформулирована вербально, выражена при помощи слов.
Понятие отражает главные свойства объектов, явлений, их связи и отношения. Любое понятие используется на практике и чем более важные признаки послужили для него основой, тем более эффективна будет деятельность человека.
Суждение – отражение связи между предметами и явлениями в виде утверждений либо отрицаний. Основано не только на знаниях об объекте, но и на субъективных отношениях к знанию в разрезе доверяя к его истинности.
Умозаключение – есть несколько суждений, которые становятся основой для логического вывода. Процесс мышления идет на основании дедукции и индукции, взаимосвязанных между собой, а также с использованием аналогий.
Способы
Индукция. Логический вывод обо всем классе объектов на основе нескольких признаков и явлений, им присущих. Часто эти выводы могут быть сделаны поспешно, на основании маловажных признаков.
Дедукция. Форма логического вывода, когда мыслительный процесс идет от общего к частному, то есть идет анализ объекта на основании имеющихся общих знаний и наблюдений.
Мыслительные операции
Виды мышления
По содержанию
Наглядно-действенное: здесь человек использует не только понятия о предметах, но и совершает с ними определенные действия, основываясь на имеющихся у него теоретических знаниях и практическом опыте. Так ребенок ломает игрушку, пытаясь понять, что у нее внутри.
Наглядно-образное: это мышление конкретными образами. Основа – понятия, действия, а также эмоции и чувства. Так модельеры придумывают новые коллекции одежды, а стилисты создают новый образ, глядя на человека.
Про людей, для которых характерен такой тип мышления, обычно говорят: «Мыслит образами». Формируется этот вид в дошкольном возрасте. Предметы и явления окружающего мира наделяются различными свойствами, причём довольно часто новыми, «необычными». В этом наблюдается тесная связь с воображением.
Образное мышление преобладает у художников, писателей, дизайнеров, музыкантов – людей, чья профессиональная деятельность связана с искусством, культурой, красотой, стилем, модой.
Абстрактное (словесно-логическое): основа абстрактного мышления – это существующие теории, уже доказанные и логически оформленные. По сути, это манипулирование уже имеющимися понятиями – их классификация, упорядочивание и т.п. Такой вид мышления характерен для философов и ученых. Пример – изучение электрона без проведения практических опытов.
Данные виды выступают как последовательные ступени развития мышления у человека. Сначала ребёнок начинает манипулировать предметами, совершенствуя наглядно-действенное мышление (младенческий возраст). Затем, когда он уже рассматривает картинки, слушает песни и сказки, смотрит мультфильмы, развивается наглядно-образное мышление (дошкольный возраст). А уже позднее, при обучении чтению, счёту и письму, у детей формируется абстрактное мышление (школьный возраст).
По характеру задач
Теоретическое (эмпирическое). Это изучение законов и правил, проводимое на основе имеющихся теоретических знаний. Человек проводит анализ целостного объекта, вычленяя основу, на которой базируются все его проявления. Затем проводится сравнение проявлений объекта и их классификация, в результате чего формируются общие представления об объектах и их проявлениях. Законы физики, теоремы в математике, концепции в психологии и философские учения – это примеры результатов теоретического мышления.
Его разновидностью выступает эмпирическое мышление. Для него также характерны обобщения и выявление закономерностей и тенденций, но основанием тому служат результаты исследований, проверка гипотез и сравнение различных объектов, а не абстрактные понятия.
Практическое. Здесь результатом должно стать практическое применение теории. На основе теоретических понятий формируются практические способы преобразования реальности – планы работы, схемы, проекты. Особенность этого вида мышления – недостаточное количество времени для проверки гипотез и риск провала в случае неверного решения. Направлено на изменение окружающей действительности. Перед ним не стоит цели создания неких теорий и законов, его задачей является разработка плана действий для достижения конкретной цели. Важно в короткие сроки перейти от мысли к действию.
По степени рефлексии
Аналитическое мышление основано на логике – процесс растянут во времени и идет поэтапно. Каждый следующий этап вытекает из предыдущего. Весь процесс аналитического мышления находится в сознании того, кто мыслит таким образом.
С интуитивным мышлением все наоборот – процесс протекает быстро, иногда практически неосознанно. Как часто говорят – срабатывает интуиция. Естественно, никаких логически следующих друг за другом этапов здесь нет.
По предмету, на который направлено действие
Реалистическое. Адекватная оценка окружающей действительности, которая подчинена законам логики. Человек с таким типом мышления удовлетворяет свои потребности, исходя из реального положения дел. При этом он старается ограничить влияние своих ожиданий и желаний, ставя во главу угла истину. Человеку с таким типом мышления свойственна высокая критичность – всякое утверждение должно быть практически доказано.
Основа аутистического мышления – внутренние желания человека, которые могут не иметь ничего общего с реальным положением дел. Цель – это поиск и нахождение той иллюзии, которая кажется правильной в данный момент. Всяческая критичность здесь отсутствует – даже нелогичные понятия, не идущие вразрез с иллюзией, принимаются, а все, что не соответствует цели, отбрасывается.
Эгоцентрическое. Это мышление свойственно незрелым личностям – например, детям. У них в центре всего находится свое собственное Я. Все и вся воспринимается через призму этого Я, а чувства других людей в расчет не принимаются.
По степени новизны
Продуктивное (творческое). В этом виде мышления главную роль играет творческое воображение человека, которое может использовать все, что когда-либо было воспринято мозгом, и выдавать совершенно новые, оригинальные образы и понятия. Творческий человек способен увидеть ситуацию и объект под другим углом. Основным критерием здесь служит уникальность полученного объекта (как материального, так и духовного). Люди, мыслящие творчески, используют новые способы и источники поиска знаний, делают оригинальные выводы и умозаключения. Они генерируют свежие идеи и разрабатывают уникальные проекты.
Репродуктивное. Здесь на творчество даже намека нет – познание опирается на существующие шаблоны или образы, воспринятые из каких-либо источников. Но при этом задачу нужно соотнести с имеющимися правилами решения, что потребует определенной самостоятельности. Направлено на воспроизведение ранее полученных знаний и результатов.
По степени произвольности
Произвольное: направляется волей и сознанием человека. Он полностью контролирует мыслительный процесс.
Непроизвольное: осуществляется само собой, без волевых усилий. Оно характерно, например, для тех ситуаций, в которых действия совершаются на автоматизме. Или такое мышление может появиться под влиянием каких-либо внешних стимулов.
Бессознательное мышление
Бессознательное мышление – это то же осмысление человеком окружающего его мира, но только бессознательной частью его разума. Там находится практически все, что есть у личности – прошлый опыт, убеждения, сомнения, страхи, ощущения и вообще все чувства и эмоции. Бессознательное не ищет решения, оно его замечает. Если сознание можно хоть как-то контролировать, то бессознательное контролю не поддается.
Самые правильные решения принимаются не путем логического осмысления, то есть в результате упорной работы сознательного, а в результате работы бессознательной части нашей личности. Мы можем не замечать какие-то вещи и явления, но наше подсознание фиксирует их и анализирует. Все это хранится до поры до времени и проявляется только тогда, когда появляется задача, для которой будет нужна эта информация. И человек даже не поймет, что он принял то или иное решение не потому, что он много размышлял и искал логический выход из ситуации, а потому, что бессознательное повлияло на это.
Виды мышления в зависимости от личностных особенностей
Личностные особенности каждого человека могут влиять на его тип мышления.
Мужское мышление, как правило, основано на логике и направлено на разработку плана действий. Чаще всего оно имеет цель, ему присуща рациональность и отделение разума от эмоций. У мышления мужчины обычно чёткая задача – перейти от слов (от мыслей) к действиям и достичь желаемого результата. Большинство представителей сильного пола считают, что эмоции мешают думать.
Женское мышление довольно часто имеет интуитивный характер, в нём практически всегда присутствуют эмоции, оно основано на конкретике и деталях. Под влиянием чувств и настроения у женщины может измениться ход мыслей и выводы. Хотя эти закономерности проявляются лишь на уровне тенденции, и нельзя сказать, что представительницам женского пола не присуща логика и рациональность в мышлении. В зависимости от целей и ситуации женщины также не хуже мужчин могут планировать, просчитывать, обобщать, анализировать. И при этом они полагают, что эмоции помогают им мыслить.
Мужчины более склонны сначала всё продумывать, затем формулировать свои мысли. Женщины обычно мыслят в процессе общения.
Позитивное: люди с таким типом мышления при решении жизненных задач склонны видеть вокруг себя возможности и, несмотря на препятствия, сохраняют оптимистичный настрой. Позитивное мышление реалистично и конструктивно, оно предполагает трезвую оценку ситуации, настрой на успех и стремление к действию.
Негативное мышление: отражает недовольство жизнью и пессимистичный подход к ней. В его основе лежит привычка жаловаться и видеть во всём препятствия своим действиям. Такое мышление отражает желание человека постоянно вызывать к себе сочувствие и получать поддержку от других людей.
Стратегическое: таким мышлением обладают люди, которые склонны чётко планировать далеко вперёд и умеют прогнозировать будущее. Они строго придерживаются цели и могут оценить наиболее эффективные пути её достижения. Такие люди становятся успешными руководителями и бизнесменами.
Идеалистическое: идеалист не познает мир, он создает в своем разуме его идеальную модель и пытается все это как бы «примерить» на мир реальный. Обычно то и другое не совпадает, что очень сильно расстраивает человека с таким типом мышления. Они часто не замечают очевидного по причине ненаблюдательности и приверженности иллюзиям.
Иррациональное: Иррационал не всегда может объяснить, почему он поступает так или иначе. Но при этом он верит в то, что делает и заражает свой верой окружающих. Самое главное для него – результат, к которому иррационал стремится, невзирая на нелогичность поступков и неправильную оценку явлений.
Рациональное: Рационал оперирует исключительно фактами, знаниями и умениями – эмоции и чувства для него не важны. Он всегда трезво и логично мыслит, ко всему подходит конструктивно. Решение задач происходит у него быстро и четко.
Аналитическое: Аналитик верит только в логику – для него одно явление вытекает из другого и все имеет свои причины. Он будет долго и вдумчиво изучать проблему, докапываться до первопричины
Синтезирующее: Человек с синтезирующим типом мышления может из разрозненных фактов и обрывков информации создать целостную и ясную картину. Эти люди не боятся рутинных операций и совершенно не стремятся к переменам.
Тип мышления зависит от индивидуальных особенностей личности и складывается как из врождённых характеристик, так и из тех, что формируются в процессе жизни. Он влияет и на успешность выполнения различных задач, и на подход к восприятию мира в целом. Некоторые типы мышления вполне поддаются корректировке. И при большом желании, например, негативный стиль можно изменить на позитивный.