какие типы взаимодействия с родителями имеют большие воспитательные возможности
Различные виды взаимодействия с родителями
Вера Дёмина
Различные виды взаимодействия с родителями
«Различные формы работы с родителями»
Полноценное воспитание дошкольника происходит в условиях одновременного влияния семьи и дошкольного учреждения.
Детский сад входит в государственную систему обязательного всеобщего обучения основам жизни, здоровья и гигиенического воспитания. Поэтому, приоритетным направлением деятельности ДОУ является внедрение инновационных технологий, которые подготовят ребёнка к здоровому образу жизни на основе здоровьесберегающих технологий. У детей, посещающих ДОУ, происходит формирование здорового образа жизни.
Начинать закладывать основы здорового образа жизни надо с раннего возраста, формируя культуру здоровья, а также необходимо воспитывать осознанное отношение к ценности своего здоровья не только у детей, но и у родителей.
В Концепции дошкольного воспитания подчёркивается : «Семья и детский сад в хронологическом ряду связаны формой преемственности. Что облегчает непрерывность воспитания и обучения детей, а важнейшим условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьёй и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей и педагогов».
Ни одна, даже самая лучшаяфизкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не реализуется совместно с семьёй, если в ДОУ не создано детско –взрослое сообщество: дети – родители – педагог.
Современные условия деятельности дошкольного учреждения выдвигают взаимодействие с семьёй на одно из ведущих мест. По мнению специалистов, общение педагогов и родителей должно базироваться на принципах открытости, взаимопонимания и доверия.
Родители являются основными социальными заказчиками ДОУ, поэтому взаимодействие педагогов с ними с ними просто невозможно без учёта интересов и запросов семьи. Именно по этой причине многие дошкольные учреждения, и наше в том числе, сегодня ориентируются на поиск таких форм и методов работы, которые позволяют учесть актуальные потребности родителей. Способствуют формированию активной родительской позиции.
Работа с родителями строится по ряду принципов, которые позволяют более последовательно реализовывать содержание и методику совместной с семьёй работы:
-единство целей и задач воспитания здорового ребёнка в ДОУ и семье (оно достигается посредством координации усилий педагогов и родителей в данном направлении, ознакомления родителей с основным содержанием, методами и приёмами оздоровительной работы в ДОУ);
— индивидуальный подход к каждому ребёнку и к каждой семье на основе учёта их интересов и способностей;
-систематичность и последовательность работы в течении всего периода пребывания ребёнка в детском саду;
-взаимное доверие и взаимопомощь педагогов и родителей.
Такой подход позволяет нам приобщать родителей к активной работе по физическому воспитанию детей, пополнить их знания об особенностях использования профилактических и коррекционных физических упражнений, подвижных и спортивных игр, а также помогает в создании условий для развития двигательных навыков ребёнка дома.
Важным способом реализации сотрудничества педагога и родителей является организация их совместной деятельности, в которой родители – не пассивные наблюдатели педагогического процесса, а его активные участники, т. е. включение родителей в деятельность ДОУ. Лишь при условии реализации преемственности физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении и семье, целенаправленной деятельности родителей и педагога может быть обеспечена положительная динамика показателей. Характеризующая здоровье детей.
Диалог между ДОУ и семьёй строится, как правило, на основе демонстрации педагогом достижений ребёнка, его положительных качеств, способностей и т. д. В такой позитивной роли педагог воспринимается как равноправный партнёр в воспитании.
Работа с семьёй является сложной задачей как в организационном, так и в психологическом плане. Развитие такого взаимодействия предполагает несколько этапов.
1й этап – демонстрация родителям положительного образа ребёнка, благодаря чему между родителями и воспитателем складываются доброжелательные отношения с установкой на сотрудничество.
2й этап – родителям даются практические знания психолого-педагогических особенностей воспитания ребёнка, при этом используются различные методы и приёмы : это могут быть общие и групповые родительские собрания, тематические выставки детских работ, конкурсные программы, проекты и т. д.
3й этап предполагает ознакомление педагога с проблемами семьи в вопросах воспитания ребёнка; здесь проявляется активность родителей, которые могут не только поделиться семейным опытом воспитания, рассказать об индивидуальных проявлениях ребёнка, но и попросить совета воспитателя по интересующим проблемам.
Содержательную сторону традиций физического развития в семье определяют различные его формы. Для достижения положительных результатов работы в ДОУ широко используются как традиционные,так и не традиционные формы работы:
1. Анкетирование родителей.
2. Консультации (как устные, так и в письменном виде).
3. Участие родителей в подготовке и проведении праздников и досугов.
4. Общие и групповые родительские собрания.
5. Занятия с участием родителей.
6. Деловые игры и психологические тренинги с разбором проблемных ситуаций.
7. Оформление фотомонтажей, стенгазет.
8. Совместное создание предметно-развивающей среды.
9. Работа с родительским советом ДОУ.
10. Беседы с детьми и родителями.
11. Дни открытых дверей с просмотром и проведением разнообразных занятий в физкультурном зале и на спортивном участке.
При организации активного отдыха детей для повышения эмоционального фона красочно оформляется место проведения (физкультурный зал, спортивная площадка и т. д.) в соответствии с содержанием мероприятия, а также используется музыкальное сопровождение.
Новое нетрадиционное оборудование, созданное руками родителей, интересно детям, они с удовольствием принимают участие в физкультурно-оздоровительных мероприятиях; такое физкультурное оборудование способствует развитию основных движений и позволяет расширить круг упражнений, формирующих и совершенствующих двигательные навыки.
«Современные формы взаимодействия с родителями детей с ОВЗ» Для педагогов не является новостью, что для достижения положительной динамики развития ребенка с ОВЗ необходимы не только занятия со специалистами,.
Буклет как одна из форм взаимодействия с родителями В настоящее время все «педагогическое сообщество» находится в поиске новых форм взаимодействия с семьями воспитанников. Это направление.
Формы взаимодействия с родителями (из опыта работы) Достигнуть всестороннего развития ребенка невозможно без поддержки и активного участия родителей в воспитательном процессе. А потому свою.
Различные виды театров нашей группы В своей работе я уделяю большое внимание развитию речи детей и в этом направлении широко использую театральную деятельность. В данном фотоотчете.
Организация взаимодействия с родителями Организация работы с родителями на сегодняшний день вызывает затруднения. Сложность заключается в занятости родителей и нехватке времени.
План взаимодействия с родителями в первой младшей группе План взаимодействия с родителями в 1 младшей группе Сентябрь: 1. Индивидуальные беседы с родителями вновь поступающих детей. Цель: нацелить.
План взаимодействия с родителями в подготовительной группе Цель: создание необходимых условий для формирования ответственных взаимоотношений с семьями воспитанников и развития компетентности родителей.
Различные виды игры «Мемори» Хочу рассказать вам об игре, которая пользуется большой популярностью в нашей группе. Это игра «Мемори». Для игры нужен набор парных карточек.
Современные формы взаимодействия с родителями
Ниоле Савицкайте
Современные формы взаимодействия с родителями
1. Система работы по взаимодействию с родителями___5
Практико-значимая работа на тему
«Современные формы взаимодействия с родителями»
«От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».
Обновление системы дошкольного образования, процессы гуманизации и демократизации в нем обусловили необходимость активизации взаимодействия дошкольного учреждения с семьей.
Семья – уникальный первичный социум, дающий ребенку ощущение психологической защищенности, «эмоционального тыла», поддержку, безусловного, безоценочного принятия. В этом непреходящее значение семьи для человека вообще, а для дошкольника в особенности.
Идея взаимосвязи общественного и семейного воспитания нашла своё отражение в ряде нормативно-правовых документов, в том числе в «Концепции дошкольного воспитания», «Положение о дошкольном образовательном учреждении», Законе «Об образовании» и др. Так, в законе «Об образовании» записано, что «родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем возрасте».
Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации детей.
Взаимоотношения сотрудников детского сада и родителей на современном этапе одна из самых сложных проблем. Существуют различные взгляды родителей на сотрудничество ДОУ с семьёй. Многие считают, что воспитывать их детей должен детский сад. Есть категория родителей, которые пренебрегают советами педагогов. Отдельные родители считают, что их задача состоит лишь в том, чтобы ребёнок был сыт, одет, а единственное его занятие дома – просмотр мультфильмов и прогулка.
Взаимодействие воспитателей с семьями воспитанников является одним из важнейших условий формирования личности ребёнка, положительных результатов в воспитании, которого можно достичь при согласованности действий и при условии развития интереса родителей к вопросам воспитания и обучения.
Сотрудничество педагогов и родителей позволяет лучше узнать ребёнка, посмотреть на него с разных позиций, увидеть в разных ситуациях, а следовательно, помочь в его развитии.
Укрепление и развитие тесной связи, и взаимодействие детского сада и семьи обеспечивают благоприятные условия жизни и воспитания ребёнка, формирование основ полноценной, гармоничной личности.
В. А. Сухомлинский подчёркивал, что задачи воспитания и развития могут быть успешно решены только в том случае, если детский сад будет поддерживать связь с семьёй и вовлекать её в свою работу.
Поиск эффективных форм работы сотрудничества с семьёй.
1. Активизировать участие родителей в различных мероприятиях.
2. Помочь родителям повысить уровень педагогических знаний, умений и навыков.
3. Укрепление межличностных отношений в семье
4. Организовать методическую работу по вовлечению родителей в сферу педагогической деятельности, их заинтересованному участию в воспитательно-образовательном процессе.
Система работы по взаимодействию с родителями
Установление сотрудничества и партнёрских отношений детского сада с семьёй имеет огромное значение. Только объединив свои усилия, родители и воспитатели могут обеспечить ребёнку двойную защиту, эмоциональный комфорт, интересную, содержательную жизнь дома и в детском саду, помогут развитию его основных способностей, умению общаться со сверстниками и обеспечат подготовку к школе.
Я всё больше убеждаюсь, что только общими усилиями семьи и детского сада можно помочь ребёнку. Поэтому свои отношения с родителями строю на основе сотрудничества и взаимного уважения. Всегда помню о том, что ребёнок – уникальная личность. Его нельзя сравнивать с другими детьми.
Для эффективного взаимодействия с семьёй недостаточно одного желания сотрудничать.
Выявить запросы родителей, их проблемы и затруднения в вопросах воспитания и обучения детей помогают не только личная беседа, анкетирование, но и самостоятельный выбор ими тем для обсуждения из примерного перечня вопросов по каждому разделу программы, предложенных воспитателем. С учётом их пожеланий и предложений я осуществляю планирование работы с семьёй.
Важно вовлечь родителей в процесс воспитания и развития детей, чтобы они стали активными его участниками, а не пассивными слушателями. С этой целью использую разнообразные формы работы с ними.
На разных возрастных этапах развития детей нашей группы наиболее эффективными формами сотрудничества с родителями стали родительские собрания: «Вот и стали мы на год взрослее», где были раскрыты возрастные особенности развития детей, способы развития у них коммуникативных качеств.
В процессе дискуссии за круглым столом «Здоровье ребёнка в наших руках» вместе с родителями обсуждали вопросы приобщения детей к здоровому образу жизни, организации спортивного досуга, спортивного кружка в детском саду. Были даны рекомендации по оборудованию спортивного уголка дома. Вниманию родителей было представлено выступление детей (ритмическая гимнастика).
Анкетирование родителей «Знаете ли, вы своего ребёнка?», «Какие вы родители?», «Влияние семейной атмосферы на развитие ребёнка» позволило получить информацию о тех проблемах, с которыми родители сталкиваются в повседневной жизни, выявить их желания и надежды относительно будущего ребёнка.
В ходе проведения консультации «Как отвечать на детские вопросы?» использовала прослушивание грамзаписи вопросов детей, их суждений. Старалась раскрыть их значение, понимание необходимости правильного ответа со стороны родителей. Из консультации «Развиваем речь ребёнка вместе» родители убедились в необходимости развивать и совершенствовать речь детей; познакомились с речевыми играми – помощницами, артикуляционной гимнастикой.
Интересной формой налаживания доверительных отношений и взаимопонимания ДОУ с семьёй являются выставки совместного творчества детей, родителей и воспитателей на различные темы. Проведение таких выставок,как: «Осенние фантазии», «Зимушка – зима», «Здравствуй весна!», «Ах, лето, лето!» стало стимулом развития эстетических чувств наших воспитанников, стимулом к совместной деятельности детей и родителей. Участники выставок всегда награждаются.
Регулярная организация фотовыставок «Дружно мы живем в саду» знакомила родителей с жизнью ДОУ, деятельностью их детей.
Важным звеном в системе совместной работы детского сада и семьи является приобщение родителей к непосредственному участию в работе детского сада;организации праздников и развлечений: «День матери», «8 Марта», «Папа, мама, я – спортивная семья».
Необходимую информацию по вопросам воспитания и обучения детей родители получают через наглядно – информационный материал: ширмы, стенды, папки – передвижки.
Из папки – передвижки «Растём, играя» родители узнали: как правильно организовать детские игры, какие игрушки необходимы детям старшего возраста. А рубрика «Домашняя игротека» познакомила с простыми, но очень интересными, а главное полезными играми для детей, в которые родители смогут поиграть с ребёнком в любое удобное для них время.Так появились: «Игры на кухне», «В свободную минутку», «По дороге в детский сад».
Одной из форм обеспечения единства общественного и семейного воспитания на дошкольной ступени образования является создание информационных изданий для родителей. Особой популярностью пользуется стенгазета «Фантазёры». Родители имеют возможность получать необходимую методическую помощь по вопросам воспитания и обучения детей, их оздоровления, о событиях, происходящих в детском саду. В подготовке газеты родители принимают непосредственное участие, т. к. в одной из рубрик родители делятся семейным опытом по воспитанию и развитию детей.
К Новому году совместно с родителями идет работа по созданию музея «История новогодней игрушки». Родители приносят старые игрушки и открытки, помогают подобрать информационный материал.
Разработан проект по созданию групповой книги на тему «Наша безопасность». Главная роль отводится родителям. Необходимо каждой семье подготовить лист с информацией или рисунками.
Использование разнообразных форм работы с семьёй позволило пробудить чувство расположения и доверия родителей к детскому саду.
Взаимодействие воспитателей и родителей стало необходимым условием всестороннего развития ребёнка, позволило глубже узнать его индивидуальные способности и возможности.
Многие из родителей осознали важность сотрудничества с воспитателями. Если раньше степень включённости родителейв организацию образовательного процесса была такова: пассивные наблюдатели – 85%, активные участники – 15%, то на данный момент пассивными остаются, лишь 10% родителей.
Индивидуальные собеседования с родителями показывают. Что многие из них смогли повысить уровень педагогических знаний, умений и навыков.
Постоянный контакт с семьёй позволил пробудить чувство расположения и доверие родителей к детскому саду, создать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки и взаимопроникновения в проблемы друг друга.
Чтобы работа с родителями была интересной и познавательной для обеих сторон, необходимо повышать свой педагогический уровень.
Большое значение в повышении моих профессиональных качеств, теоретических знаний имело самообразование.Изучение законов Министерства образования РФ: «Закон об образовании», «Конвенция о правах ребёнка», материалов совещания стали основополагающими документами в работе с родителями.
Анализ методической литературы, периодической печати (журналы «Дошкольное воспитание», «Обруч», «Старший воспитатель», «Вестник образования») способствовали систематизации уже известных методов и отбору наиболее эффективных приёмов работы с родителями.Наиболее актуальными из них считаю: семинары – практикумы, встречи – дискуссии, устные журналы.
Взаимопосещения, собеседования со старшим воспитателем, опытными педагогами помогли приобрести необходимые навыки по созданию педагогических условий взаимодействия с родителями.
Стараюсь убедить родителей в том, что в детском саду осуществляется всесторонняя подготовка детей не только на специальных занятиях, но и в повседневной жизни. Для этого проводятся «дни открытых дверей».
Считаю, что система непрерывного самообразования дала возможность повысить свой уровень профессиональной подготовленности к взаимодействию с семьями воспитанников на современном этапе.
По-прежнему, некоторые родители относятся к детскому саду как к перевалочному пункту, куда утром отдал ребенка, вечером получил и все. Стараются не вникать в жизнь сада. Но основной процент семей все-таки принимает активное участие в жизни группы и, прежде всего, своих детей.
Преимущества новой философии взаимодействия педагогов с родителями неоспоримы и многочисленны.
Во-первых, это положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей. Родители уверены в том, что ДОУ всегда поможет им в решении педагогических проблем и в то же время не навредит, так как будут учитываться мнения семьи и предложения по взаимодействию с ребенком.
Во-вторых, это учет индивидуальности ребенка. Педагог, постоянно поддерживая контакт с семьей, знает особенности, привычки своего воспитанника и учитывает их при работе, что, в свою очередь, ведет к повышению эффективности педагогического процесса.
В-третьих, родители самостоятельно могут выбирать и формировать уже в школьном возрасте то направление в развитии и воспитании ребенка, которое они считают нужным. Таким образом, родители берут на себя ответственность за воспитание ребенка.
В-четвертых, это возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в ДОУ и семье.
Формы работы с родителями:
• Родительские собрания
• Участие в совместных мероприятиях (концерты,соревнования, конкурсы)
Эффективные формы взаимодействия с родителями дошкольников
Юлия Игоревна
Эффективные формы взаимодействия с родителями дошкольников
Эффективные формы
взаимодействия с родителями дошкольников.
воспитатель Сирохина Юлия Игоревна
Эффективные формы
взаимодействия с родителями
На современном этапе обновления дошкольной образовательной политики уделяется большое внимание проблемам семьи, семейного воспитания, сотрудничества семьи и образовательного учреждения. Поэтому важнейшим условием совершенствования системы дошкольного воспитания является деятельность педагогов, ориентированная на освоение новых инновационных форм взаимодействия с родителями.
В соответствии с Законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка».
Формы взаимодействия детского сада с родителями – это способы организации их совместной деятельности и общения.
Основная цель всех видов форм взаимодействия ДОУ с семьёй – установление доверительных отношений с детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.
Готовясь к сотрудничеству с семьей, требуется четко продумывать формы и методы работы и обеспечивать их соответствие поставленным задачам, особенностям предполагаемых партнеров по взаимодействию. Это необходимо для того, чтобы вовлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс, пробудить их интерес к жизни детей в дошкольном учреждении, активизировать участие в различных мероприятиях.
Все формы работы подразделяются на индивидуальные, коллективные и наглядно-информационные.
Индивидуальные формы работы с родителями
Одной из важнейших форм взаимодействия семьи и детского сада является индивидуальная работа с каждым родителем. Преимущество такой формы состоит в том, что через изучение специфики семьи, беседы с родителями (с каждым в отдельности, наблюдение за общением родителей с детьми как в группе, так и дома педагоги намечают конкретные пути совместного воздействия на ребенка.
В самом начале очень важно изучение семейной микросреды. Для этого проводится диагностико-аналитическая работа со взрослыми. Наиболее распространенный метод диагностики — это анкетирование. Оно позволяет выявить общий план семьи, возраст, образовательный уровень, сведения о ребенке, уровень педагогической культуры, характер взаимоотношений ребенка с родителями, уровень воспитательного потенциала родителей, их психолого-педагогическую компетентность, характер отношения к дошкольному учреждению и т. д.
Беседа воспитателя с родителями — наиболее доступная форма установления связи педагога с семьей, его систематического общения с отцом и матерью, другими членами семьи. Цель беседы — обмен мнениями по тому или иному вопросу воспитания и достижение единой точки зрения по этим вопросам, оказание родителям своевременной помощи.
Материал для бесед воспитателю дают наблюдения за ребенком: выполнение им правил поведения в коллективе; отношение к детям, взрослым и их требованиям; отношение к деятельности; разговоры с воспитанником, выявляющие его знания, представления, мотивы поведения. Беседы могут возникать по инициативе родителей и педагогов.Они должны отвечать определенным требованиям:
• быть конкретными и содержательными;
• давать родителям новые знания по вопросам обучения и воспитания;
• пробуждать интерес к педагогическим проблемам;
• повышать чувство ответственности за воспитание детей.
Одной из форм индивидуальной дифференцированной работы с родителями являются консультации.
Они помогают, с одной стороны, ближе узнать жизнь семьи и оказать помощь там, где она больше всего нужна, с другой — побуждают родителей серьезно присматриваться к своим детям, выявлять черты их характера, задумываться над тем, какими путями их лучше воспитывать.
Консультации по своему характеру близки к беседам. Разница в том, что беседа — это диалог воспитателя и родителя, а проводя консультацию, отвечая на вопросы родителей, педагог стремится дать им квалифицированный совет. Тематика консультаций разнообразна. Она определяется потребностями взрослых (какие вопросы они задают, какие трудности испытывают, наблюдениями за поведением детей в детском саду, за взаимоотношением родителей и детей, актуальностью некоторых вопросов на данном этапе.
Консультация тоже предполагает выполнение определенных требований:
• рекомендации, советы, даваемые родителям, должны быть конкретными, учитывающими условия жизни семьи и индивидуальные особенности ребенка;
• каждая консультация должна давать родителям что-то новое, полезное, расширять их педагогические знания;
• прежде чем что-то посоветовать родителям,воспитатель должен тщательно подготовиться: прочитать соответствующую литературу, подобрать интересные примеры из практики, если потребуется — наглядный материал (детские работы, поделки, книги).
Коллективные формы работы с родителями
Групповые родительские собрания — это действенная форма работы воспитателей с коллективом родителей, организованного для ознакомления их с задачами, содержанием и методами воспитания детей определенного возраста в условиях детского сада и семьи.
Практика показывает, что если педагоги творчески готовятся к собранию, активно привлекают к участию в нем родителей, приводят примеры организации жизни и деятельности детей в семьях, то оно проходит живо, интересно, результативно.При подготовке к собранию можно пользоваться следующим планом:
1. Анкетирование родителей по теме собрания. Анкеты заполняются дома, до собрания, их результаты используются в ходе его проведения.
2. Изготовление памяток с советами на тему собрания. Их содержание должно быть кратким, текст напечатан крупным шрифтом.
3. Подготовка конкурсов, выставок.
4. Подготовка плакатов по теме собрания.
5. Проведение заседания родительского комитета.
Повышает активность мам и пап на собраниях участие детей. Это может быть проведение какого-либо развлечения, драматизация сказки, показ художественной самодеятельности. Во время беседы воспитателя с родителямина собрании необходимо соблюдать некоторые требования:
• Не следует упрекать и поучать родителей.
• Чаще нужно использовать в качестве примеров момент из жизни группы.
• Рассказывая о нежелательных поступках детей, не следует называть их фамилии и имена.
• Беседу лучше вести при мягком освещении.
• Переходы от одной ситуации к другой можно разделять короткой музыкальной паузой.
• Разбираемые ситуации по возможности лучше инсценировать.
Если собрания проводятся в удобное для родителей время и организованы интересно, то его участники получают не только пользу, но и удовольствие от общения друг с другом.
Родительские тренинги (тренинговые игровые упражнения и задания) помогают выработать оценку разным способам воздействия на ребенка, выбрать более удачные формы обращения к нему и общения с ним. Родитель, вовлекаемый в игровой тренинг, начинает общение с ребенком, постигает новые истины. Например, невозможно испытывать чувства злости и гнева на ребенка и одновременно быть счастливым родителем; сея в душе ребенка негативные эмоции, нельзя получать взамен его улыбку и любовь.
Одной из форм работы с родителями на современном этапе является проведение различных конкурсов — вечеров вопросов и ответов. Такие формы работы позволяют родителям уточнить свои педагогические знания, применить их на практике, узнать о чем-либо новом, обменяться знаниями друг с другом, обсудить некоторые проблемы развития детей.
Пожалуй, ничто другое так не сближает педагогов и родителей, как совместный досуг детей и родителей, где последние выступают полноправными участниками. При их подготовке родителизадействованы практически во всех мероприятиях:
• обмене идеями, практическими советами по поводу предстоящего праздника;
• помощи в разработке сценария;
• разучивании стихов, песен, танцев, работе над ролью;
• помощи в оформлении помещения;
• пошиве праздничных костюмов;
• подготовке отдельных номеров;
• изготовлении сюрпризов и подарков;
• подготовке праздничного стола.
Такой подход побуждает к творческому сотрудничеству родителей, детей и воспитателей, устраняет отчужденность между ними, вселяет уверенность в успехе совместной работы, решает многие проблемы. Еще праздники позволяют взрослым поиграть, дают им возможность стать «равными» ребенку в игре.
Семьи с удовольствием участвуют в экскурсиях, походах выходного дня. Общение родителей между собой сплачивает и детей, помогает общению. Образуется общее поле интересов, действий детско-родительского сообщества в детском саду и дома. Наряду с этим устанавливается более тесная связь до школьных учреждений и семьи, что положительно влияет на воспитательную и оздоровительную работу с детьми. Участие родителей в соревнованиях способствует сближению членов семьи, формирует интерес к физической культуре, а через нее — к здоровому образу жизни.
Наглядно-информационные формы работы с родителями
Прежде всего, это уголки для родителей с различной информацией:
• Выставки детских работ по определенной тематике.
• Информационные— которые могут содержать следующий материал:
• объявления о собраниях, событиях, экскурсиях;
• информацию о событиях в детском саду;
• обсуждение текущих событий в группе;
• рекомендации по проведению домашних занятий;
• благодарность добровольным помощникам.
• Памятки для родителей.
• Выставки книг, статей из газет или журналов по проблемам семейного воспитания.
• Папки-передвижки, которые формируютсяпо тематическому принципу: «Чтобы ваши дети не болели», «Занятия с детьми дома», «Роль отца в воспитании детей» и др.
• Родительская газета, В такой газете отмечают интересные случаи из жизни семьи, делятся опытом воспитания по отдельным вопросам; описывают, как проводят выходные, чем любит заниматься их ребенок дома, какие у него любимые игрушки, какие семейные праздники они отмечают; делятся рецептами приготовления любимых блюд.
Газета может быть посвящена какой-то конкретной теме воспитания, а может быть оформлена в виде фотографий, рисунков родителей и детей.Например: «Выходной день семьи», «Моя мама», «Мой папа», «Я дома», «Я помогаю маме» и т. д.
Эффективность форм работы с родителями в воспитании и развитии личности ребенка
Об эффективности проводимой в дошкольном учреждении работы с родителями свидетельствуют:
• появление у родителей интереса к содержанию занятий;
• возникновение дискуссий по их инициативе;
• ответы на вопросы родителей ими самими; приведение примеров из собственного опыта;
• увеличение количества вопросов к педагогу, касающихся личности ребенка, его внутреннего мира;
• стремление взрослых к индивидуальным контактам с воспитателем;
• размышления родителей о правильности использования тех или иных методов воспитания;
• повышение их активности при анализе педагогических ситуаций, решении задач и обсуждении дискуссионных вопросов.
Соответственно родители участвуют в тех мероприятиях, которые считают наиболее значимыми и полезными для себя. Как показал опыт изучения эффективности индивидуальных форм работы с родителями, наибольшую значимость они придают индивидуальным беседам с воспитателем. Это объясняется тем, что беседы не требуют большого количества времени (можно подойти к воспитателю в любое свободное время и выяснить интересующие вопросы). Сегодня родителей в особенности волнуют проблемы неусидчивости, невнимательности, непослушания детей, а также повышенная нервозность.
Вместе с тем следует отметить, что многие формы работы не считаются родителями эффективными. Не все охотно делятся проблемами в воспитании детей; низкая активность наблюдается у родителей при обсуждении некоторых ситуаций. Причины этого чаще всего кроются в недостаточности педагогических знаний, отсутствии свободного времени для общения, нежелании заниматься своими детьми.
Ни одна, даже самая лучшая, педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней нет места семье! Ребенок не может существовать вне семейной системы. Если дошкольное учреждение и семья закрыты друг для друга, ребенок оказывается между двух необщающихся систем. Отсюда конфликты, непонимание, неуверенность. Во избежание этого необходимо, чтобы эти две системы стали открытыми друг для друга, для взаимодействия. Главными в них должна стать атмосфера добра, доверия и взаимопонимания.
Только в этом случае возможно создание условий, помогающих раскрытию талантов и способностей ребенка, только тогда он будет расти здоровым, счастливым и умным!
Формы взаимодействия педагога с семьями воспитанников «Активный родитель» Дошкольное образовательное учреждение – это первое образовательное учреждение, с которым вступают в контакт родители. Воспитатель, как.
Консультация «Наглядно-информационные формы взаимодействия с родителями» «Наглядно-информационные формы взаимодействия с родителями» «Аудио-видиогостиная как эффективная форма работы с семьей» Сивиринова.
Эффективные формы взаимодействия с семьями воспитанников по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников Семинар «Формы и методы взаимодействия с семьей по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников» Цель: повышение профессиональной.
Формы взаимодействия с родителями (из опыта работы) Достигнуть всестороннего развития ребенка невозможно без поддержки и активного участия родителей в воспитательном процессе. А потому свою.
«Нетрадиционные формы взаимодействия с семьей». Практикум для родителей (фотоотчёт) Тема: «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста в домашних условиях» 1 сентября 2014 года вступил в силу новый федеральный.
Инновационные формы взаимодействия с родителями в условиях ДОУ Слайд №2 «От того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого.
Консультация для педагогов «Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями в условиях ДОУ» Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями в условиях ДОУ «От того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что.
Фотоотчет «Партнерские формы взаимодействия с родителями в рамках реализации проекта «При солнышке тепло, при матери добро» Современные условия деятельности дошкольной образовательной организации ставят взаимодействия с семьей на одно из ведущих мест. Родители.
Проведение физкультурных досугов и развлечений — эффективные формы физического развития и активного отдыха дошкольников Одной из основных задач физического воспитания дошкольников является использование разнообразных форм работы с детьми, которые способствуют.
Эффективные способы работы педагога-психолога с родителями «Знакомство с любимым человеком» Эффективные способы работы педагога-психолога с родителями «Знакомство с любимым человеком» Один психолог сказала на своей встрече однажды.