какие требования предъявляются к личности педагога
Профессиональные требования к современному педагогу
Деятельность учителя – довольно непростой труд, требующий от человека высочайшей идейности, прочных знаний, стабильных интересов, отчетливо выраженного профнаправления, познания в законах детства, теории и практики обучения и воспитания.
При объединении данных качеств работа осуществляется целостно и последовательно, что и характеризует личность учителя.
Требования к современному преподавателю устанавливаются современным обществом, без которых его специальность невозможна. Они основываются на уже ранее сформированных, но утверждаются в новейших условиях. Оговариваются виды развития, как системы воспитания, так и становления общества в целом.
Требования к современному учителю прописаны в профессиональной программе педагога, в Законе Российской Федерации «Об образовании», в программе модернизации педагогического образования и в концепции улучшения российского образования, в ГОСВПО.
Профессиональная программа является характеристикой профессии или моделью специалиста. Ее основными составляющими считаются требования к знаниям и умениям, которые дают гарантию на высокую производительность труда, определенную рамками соответственной специальности.
Описание профессии имеет характеристики:
Профессиональная программа учителя – это качественно-описательная модель, квалификационная характеристика, определяющая объем и соответствие профессионально-педагогических знаний, умений, навыков, возможностей, свойств личности, необходимых для преподавательской деятельности.
По В.А. Сластенину профессиональная программа учителя должна состоять из:
Ученый говорит о том, что учительский труд основывается на профнаправленности, прочных знаниях, твердых интересах, высочайшей идейности и глубоких познаниях в теории, практике обучения и воспитания.
Закон РФ «Об образовании» четко указывает на основную роль преподавателя в достижении целей воспитания, настроенных на разностороннее формирование растущих поколений с ответственностью педагогических и научных работников за высокое качество обучения детей. Чтобы уровень подготовки учащихся был соответственный, необходимо привлекать наиболее профессиональных специалистов. Это способствует повышению качества знаний.
Концепция модернизации российского воспитания подчеркивает важность современных образованных и нравственных людей, способных решать серьезные вопросы. Если имеется ситуация, где следует выбирать, то они должны уметь работать в команде, быть ответственными за судьбу страны, отличаться мобильностью и энергичностью. Задача школы и преподавателя – формирование личности и будущего специалиста, способного принимать решения в сложных ситуациях.
Программа модернизации педагогического воспитания предусматривает обновление системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации преподавателей для подтверждения и углубления имеющихся умений и знаний, предъявленных ранее к кадрам. Учителя призваны становиться носителями идей обновления на базе не только хранения, но и наличия мирового опыта.
Это указывает на профессионализм и социально обусловленные требования к современному педагогу в качестве личности и специалиста.
Государственным образовательным стандартом высшего образования считается конкретный нормативно-правовой акт, описывающий минимум образовательных программ, объем учебной нагрузки, требования к уровню подготовки учащихся.
Требования к знаниям и умениям педагога
Будущий специалист должен соответствовать определенным требованиям и обязан владеть:
Требования к психолого-педагогической подготовке педагога
К преподавателю предъявляются определенные требования, соответствующие его психолого-педагогической подготовке. Рассматривают имеющиеся умения и знания.
Умения классифицируют на:
Знания подразделяют на:
К современному учителю предъявляется много требований, в том числе и мораль, высокая цивилизованность, требовательность, принципиальность, вера в способности детей, полная самоотдача, великодушие. Преподаватель должен быть заинтересованным, проявлять свои возможности и талант в специализации, сочетая с педагогическим опытом, с добавлением творческого отношения. Задача учителя – соблюдение интеллигентности, то есть служить примером меры культуры, соединенной с моралью.
Требования к личности педагога
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Успешное решение задач воспитания непосредственно связано с совершенствованием подготовки педагогов, их профессионального мастерства, эрудиции и культуры. Ни одна другая профессия не ставит таких в требований к человеку, как профессия педагога. Педагог обязан быть яркой, неповторимой личностью, носителем общечеловеческих ценностей, глубоких и разнообразных знаний, высокой культуры; стремиться к воплощению в себе человеческого идеала.
Выделены основные группы способностей:
4 . Коммуникативные способности, которые проявляются в умении педагога устанавливать педагогически целесообразные отношения с учениками, их родителями, коллегами, руководителями учебного заведения
5 . Суггестивные способности, которые проявляются в умении педагога осуществлять эмоциональное воздействие на учащихся
6 . Исследовательские способности проявляются в умении познавать и объективно оценить педагогические ситуации и процессы
7 . Научно-познавательные способности предусматривают усвоение научных знаний в своей области
Научные исследования последних лет показали «ведущие» и «вспомогательные» способности. К ведущим относятся: педагогическая бдительность (наблюдательность), дидактические, организаторские, экспрессивные, остальные могут быть и отнесены к вспомогательным.
В настоящее время особую значимость приобретают человеческие качества педагога, которые становятся профессионально значимыми предпосылками создания благоприятных отношений в учебно-воспитательном процессе. К этим качествам относятся: человечность, доброта, терпение, порядочность, честность, ответственность, справедливость, обязательность, объективность, щедрость, уважение к людям, высокая нравственность, оптимизм, эмоциональная уравновешенность, потребность в общении, интерес к жизни воспитанников, доброжелательность, самокритичность, дружелюбие, сдержанность, достоинство, патриотизм, религиозность, принципиальность, отзывчивость, эмоциональная культур и ряд других.
Личностные качества в педагогической профессии неразделимы с профессиональными. К последним обычно относят приобретенные в процессе профессиональной подготовки и связанные с получением специальных знаний, умений, способе ей мышления, методов деятельности. Среди них: владение предметом преподавания, методикой преподавания предмета, психологическая подготовка, общая эрудиция, широкий культурный кругозор, педагогическое мастерство, организаторские умения и навыки, педагогический такт, педагогическая техника, владение технологиями общения риторских искусств и другие качества.
Особенность современного педагога в значительной степени определяется его эрудицией, высоким уровнем культуры. Тот, кто хочет свободно ориентироваться в современном мире, должен много знать. Эрудированный педагог должен быть и носителем высокой индивидуальной культуры. Педагог всегда является наглядным образцом для учащихся, своеобразным эталоном поступков и поведения.
Идеальный педагог должен обладать следующими качествами:
Психологические требования к личности педагога
Психологические науки
Похожие материалы
Интенсивное социальное, экономическое и культурное развитие современного общества существенно повышает требования, предъявляемые к школе, основной целью которой является всестороннее развитие личности ребенка. Главным фактором развития ребенка, является личность самого учителя, от эффективности деятельности которого во многом зависит будущее всего общества. Забота о физическом, психическом и духовном здоровье учителя, о развитии его индивидуальности напрямую связана с ростом его профессионального мастерства, с эффективностью его работы по выполнению социального заказа общества.
К личности педагога предъявляется ряд самых серьезных требований. Среди них есть главные и второстепенные. И среди главных, и среди дополнительных психологических свойств, необходимых для квалифицированного педагога, есть устойчивые, постоянно присущие учителю и воспитателю всех эпох, времен и народов, и изменчивые, обусловленные особенностями этапа социально-экономического развития общества, где живет и работает педагог.
Главным и постоянным требованием, предъявляемым к педагогу, является любовь к детям, к педагогической деятельности, наличие специальных знаний в той области, которой он обучает детей; широкая эрудиция, педагогическая интуиция, высокоразвитый интеллект, высокий уровень общей культуры и нравственности, профессиональное владение разнообразными методами обучения и воспитания детей. Все эти свойства не являются врожденными. Они приобретаются систематическим и упорным трудом, огромной работой педагога над собой.
Дополнительными, но относительно стабильными требованиями, предъявляемыми к педагогу, является общительность, артистичность, веселый нрав, хороший внешний вид и другие. Эти качества важны, но без каждого из них в отдельности учитель вполне может обойтись. Можно представить, например, не очень общительного математика, знания и преподавательские способности которого настолько хорошо развиты, что при отсутствии этого в общем полезного для людей качества, он тем не менее вполне может оставаться хорошим педагогом. И наоборот, можно вообразить себе общительного, с хорошим вкусом, артистичного человека, которому явно не хватает педагогических способностей. Такой человек вряд ли может стать хорошим учителем и воспитателем.
Главные и второстепенные педагогические качества в совокупности составляют индивидуальность педагога, в силу которой каждый хороший учитель представляет собой уникальную и своеобразную личность.
Ряд исследователей (А.К.Маркова, В.Г.Рындак, Л.М.Митина) выделяют 10 групп профессионально значимых качеств учителя. Среди них:
I. УРОВЕНЬ ЗНАНИЙ УЧИТЕЛЯ
II. РЕЗУЛЬТАТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ
III. ГНОСТИЧЕСКИЕ УМЕНИЯ
IV. ПРОЕКТИРОВОЧНЫЕ УМЕНИЯ
V. КОНСТРУКТИВНЫЕ УМЕНИЯ
VI. ОРГАНИЗАТОРСКИЕ УМЕНИЯ
VII. КОММУНИКАТИВНЫЕ УМЕНИЯ
VIII. НАПРАВЛЕННОСТЬ
IX. ХАРАКТЕР
X.СПОСОБНОСТИ
Список литературы
Завершение формирования электронного архива по направлению «Науки о Земле и энергетика»
Создание электронного архива по направлению «Науки о Земле и энергетика»
Электронное периодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.
Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.
Доклад «Требования к личности современного педагога»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно
Любить то, что ты преподаешь, и любить тех, кому преподаёшь.
ТРЕБОВАНИЯ К ЛИЧНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА.
В педагогике особое внимание уделяется совершенствованию методов обучения, воспитания и развития обучаемых, а также формированию их умений и навыков. Конечно, это нужно и важно делать, однако известно, что один и тот же метод в деятельности разных педагогов рождает разный результат, и не всегда адекватный.
Методы обучения взаимодействуют в тесной связи с личностными качествами педагога.
Ученые выделили три группы таких качеств.
К первой группе относятся индивидуальные личностные качества педагога:
чувство юмора (юмор может включать и негативный аспект, нездоровый юмор унижает, а то и убивает человека);
Вторая группа личностных качеств педагога основана на психологических механизмах межличностного понимания. К ним относят:
Идентификация — способность педагога мысленно поставить себя на место обучаемого и на основе осознания его проблем объяснять его поведение. Действительно, многие обучаемые не могут учиться лучше потому, что педагоги не умеют концентрировать (сжимать) учебную информацию для каждого из них. Иными словами, мешает перегрузка. Другие запустили материал. Третьи не верят в поддержку преподавателей: о них сложилось негативное мнение.
Эмпатия — способность постигать эмоциональное состояние каждого обучаемого. Ведь его физиологическое состояние проявляется непредсказуемо (вялость, отключение памяти, раздражительность, возбудимость). Влияет и социум (семья, среда, коллектив). Сказывается на поведении обучаемого и структура характера (система отношений в целом). Без учета всего этого заинтересованное общение «педагог — обучаемый» невозможно.
Децентрация — способность педагога отказаться от своих эгоцен трических оценок обучаемого и умение смотреть на обучающегося его же глазами.
Считается, что требовательный и ответственный педагог вполне может развивать в себе эти качества.
Основой третьей группы личностных качеств является рефлексивный уровень педагогических способностей, в котором, в свою очередь, можно выделить следующие личностные качества: чувство объекта; чувство такта; чувство меры; чувство причастности; чувство ориентира.
Остановимся только на некоторых из них.
Чувство объекта проявляется в умении педагога отбирать такую информацию, которая вызывает у обучаемых наибольшие эмоциональные отклики.
Опыт показывает, что очень важным качеством является чувство такта . Здесь важна «золотая середина». Чувство такта проявляется в следующих личностных качествах (умениях) педагога:
быть требовательным, но при этом не вызывать у обучаемых отчужденность;
уметь поощрять (хвалить) обучаемых, но при этом не быть приторным;
быть добрым, но без слабости (не добреньким); быть строгим, но без придирчивости;
чувствовать причастность, но не выполнять обязанности за обучаемого;
уметь прогнозировать эмоциональный отклик обучаемых, но не игнорировать при этом их нацеленность на преодоление трудностей;
быть внимательным к обучаемому, но при этом соблюдать чувство меры.
Чувство такта, как правило, проявляется в тесной связи с чувством деликатности.
Чувство меры помогает педагогу видеть изменения, которые происходят в личности под влиянием различных воздействий. Педагог способен прогнозировать и диагностировать интеллектуальное развитие обучаемого и формируемые ценностные (моральные) ориентации.
Чувство причастности проявляется в том, что педагог предвидит реакцию обучаемых на свои действия. Это чувство органически связано с чувством эмпатии.
Наконец, чувство ориентира позволяет педагогу постоянно опираться на возможности обучаемых, учитывать их и владеть способами перевода их на более высокий уровень развития.
Таким образом, охарактеризованы личностные качества педагога, входящие в психологическую структуру продуктивной педагогической деятельности. Внимание к данным качествам объясняется тем, что и молодые, и опытные педагоги главным образом испытывают затруднения не в выборе методов обучения, а при столкновении с проблемами психологического характера (выбор эффективных мер педагогического воздействия; осознание мотивов поступков и поведения обучаемых; установление с ними заинтересованного общения).
В настоящее время в рамках модернизации российского образования одной из важнейших задач профессионального обучения является повышение компетентности обучающихся через повышение компетентности преподавателей. Смена педагогической парадигмы создает условия для переориентации профессионального сознания преподавателя на признание приоритетным основанием деятельности способности уважать личность обучающегося, его право на ценностное самоопределение. Современное модернизуемое образование как никогда нацелено на личность обучаемых.
четко выраженная позиция/отношение;
функциональные компетенции; педагогические способности;
знание собственной организации;
знание законов и нормативных актов;
умение пользоваться техническими средствами обучения.
Но к важнейшим умениям «нового» педагога относятся следующие:
слушать и говорить;
наблюдать и контролировать учебный процесс;
вмешиваться в происходящее.
Интерес к личности педагога является средством активизации интереса к дисциплине. Образ педагога должен вдохновлять. Как бы ни был профессионально подготовлен учитель, он просто обязан совершенствовать свои личностные качества, создавая, таким образом, собственный имидж.
Повышение профессиональной компетентности преподавателя в условиях модернизации образования зависит не только от сформированности профессиональных компетенций, но и, безусловно, от развитости его личностных качеств.
Современный учитель — это профессионал. Профессионализм педагога определяется его профессиональной пригодностью; профессиональным самоопределением; саморазвитием, т. е. целенаправленным формированием в себе тех качеств, которые необходимы для выполнения профессиональной деятельности.
Быть учителем трудно, но возможно. Главное, учителям надо учиться быть счастливыми. Ведь несчастный учитель никогда не воспитает счастливого ученика. У счастливого педагога ученики в школе испытывают состояние счастья: они действуют, творят, ощущают, что их любят и желают им добра.
Профессия педагога стала для меня возможностью самореализации личности. Работа педагога приносит удовлетворение, новую энергию.
А еще у меня есть своя формула успеха, которая представляет собой сумму следующих составляющих:
Девизом многих моих дел, в том числе и в профессиональной сфере являются слова «Не ограничивайте себя. Многие люди ограничивают себя только тем, что, как они считают, они умеют делать. Вы можете достичь намного больше. Нужно только верить в то, что вы делаете».
Для современного учителя очень важно никогда не останавливаться на достигнутом, а обязательно идти вперед.
Какие требования предъявляются к личности педагога
Комплекс педагогических способностей (в трактовке Н. В. Кузьминой) | |
Гностические способности | Учитель должен уметь учиться сам, систематизировать изученное, быть способным к познанию индивидуальных особенностей детей (темперамента, характера, способностей, склонностей и др.), своих собственных индивидуальных особенностей. |
---|---|
Проектировочные способности | Учитель должен уметь проектировать личность ученика, возможности его развития, свою деятельность. |
Конструктивные способности | Проявляются в умении делать сложное доступным, учитывать возрастные и индивидуальные способности учащихся в учебно-воспитательном процессе. |
Коммуникативные способности | Связаны с умениями устанавливать и поддерживать контакты с детьми, другими учителями, родителями учащихся, строить правильные взаимоотношения с ними, выбирать в нужный момент целесообразные меры воздействия. |
Организаторские способности | Учитель должен уметь организовывать детей, вести их за собой, включать в разнообразные виды деятельности, побуждать к самовоспитанию. |
Учителю необходимы: терпение, выдержка, настойчивость, оптимизм, гуманистическая направленность (человечность, доброта, отзывчивость, уважение к людям).
Весьма желательны для педагога такие качества, как наличие чувства юмора ; дополнительные возможности воздействия на школьников получает учитель, имеющий способности и умения в какой-либо области : технике, спорте, музыке, живописи и т. д.
Отсутствие или слабое развитие какого-либо профессионально значимого качества может быть компенсировано сильным развитием другого, кроме того, недостаточные качества можно и должно развивать.
А. В. Мудрик в своей книге «Учитель: мастерство и вдохновение» (1986) советует выбирающим педагогическую профессию воздержаться от вступления на педагогическую стезю:
если у Вас плохое здоровье и врачи считают, что оно не улучшится;
если Вы, несмотря на долгую и упорную работу над собой, обладаете плохой дикцией;
если, несмотря на все усилия, у Вас не получается устанавливать контакты с людьми;
если люди, младшие и старшие, вызывают у Вас стойкую неприязнь или постоянно раздражают;
если Ваши товарищи утверждают, что Вам не хватает доброты, что Вы часто несправедливы, что у Вас трудный характер.
Противопоказания педагогической деятельности:
не может быть учителем аморальный человек, не имеющий твердых убеждений;
неумение сдерживать раздражение, излишняя резкость в обращении с детьми;
серьезные дефекты речи, хронические заболевания гортани, органов слуха и зрения, нарушение опорно-двигательного аппарата.
Основные характеристики взаимодействия: взаимопознание; взаимопонимание; взаимоотношение; взаимные действия; взаимовлияние. Все характеристики взаимосвязаны: чем лучше знают и понимают друг друга участники педагогического процесса (педагоги, учащиеся, родители), тем больше у них возможностей для формирования положительных личных и деловых отношений, для того, чтобы прийти к согласию, договориться о совместных действиях, и в результате усиливается их влияние друг на друга.
Типология взаимодействия в трактовке М. И. Рожкова и Л. В. Байбородовой применима к характеристике взаимодействия участников педагогического процесса на всех уровнях: учитель-ученик, педагог-педагог, педагог-родитель и т. д. ):
Все типы взаимодействия взаимосвязаны : большие воспитательные возможности имеют сотрудничество и диалог, однако в конкретной ситуации кто-то из школьников может нуждаться в опеке, проявлении внимания и заботе, с кем-то сложились деловые отношения на основе соглашения, а по отношению к кому-то оправданы в данный момент и жесткие требования, то есть необходимо учитывать конкретные условия при выборе оптимального типа взаимодействия.