какие три функции политических систем выделяются в современной политологии

Функции политической системы

Вы будете перенаправлены на Автор24

Способности политической системы

Политическая система является самостоятельным организмом, политическая система имеет собственные возможности, либо, говоря условно, способностями. Политологи американского происхождения Д. Истон, Г. Алмонд назвали следующие основные способности:

Способности осуществляются в функциях системы политики, или по-другому, в главных ее разновидностях деятельности. Последние определены ролью, которую объективно призывается играть система политики в общественной сфере. А именно: обеспечить сосуществование этого общества в форме единого самостоятельно управляемого организма социума.

Функции политической системы

Функциональный подход анализа системы политики вмещает в себя уровни: рассмотрение взаимного действия системы с обществом в целом, в ее внутренней жизнедеятельности, в ее охране и адаптации. Конечно же, они являются взаимосвязанными, они взаимно проникают, и в реальной жизни в основном представляют стороны (аспекты) разнообразных видов деятельности институтов политики.

Функции системы политики, которые обращаются в большей степени к иным подсистемам общества:

Политическая система, то есть управляющая система. Она урегулирует общественные отношения, занимается управлением разнообразными областями жизнедеятельности людей в интересах конкретных социальных групп либо большинства населения. Объем функций управления, формы, масштабы и методологии управленческой деятельности институтов политики находятся в зависимости от типов систем общества. Таким, сфера влияния институтов политики в современных развитых странах капиталистического типа на экономику является более узким, чем в государствах социалистической направленности.

Эта особенность обусловливается двумя обстоятельствами. В позитивном плане: в идеале социализм предполагает, сознательное массовое творчество. Политика в форме организации массовой деятельности призывается здесь становиться важным фактором прогресса исторического типа. В действительности негативная роль политики и институтов в государствах, которые сделали социалистический выбор, стала деформированной, чрезмерной. Институты политики в большей мере поглощали общество, так как его организации социума не развиваются в значительной степени, и уступают собственные роли структурам государства.

Система политики исполняет функцию интеграцию в обществе: обеспечивает конкретное единство всех групп социума и уровней населения, потому как это является необходимым для сохранения статуса общества. Она соединяет данные группы социума и слои вокруг общих социальных, политических целей, а так же ценностей, что задает возможности реализации как интересы систематики в целом, так и интересы конкретных групп. Политическая система, по мнению П. Шаран, является системой взаимного действия, встречающейся во всех независящих обществах, выполняющая функцию их адаптации и интеграции при помощи применения либо угрозы применения какого-то легитимного принуждения.

Три последние функции являются сферой деятельности институтов власти государства. Функция «5» в значительной мере осуществляется негосударственными организациями, в том числе и партийными ячейками.

Источник

Функции политической системы в политологии

Функции политической системы — это определенные виды деятельности, которые удовлетворяют потребности этой системы в самосохранении и развитии.

Далее рассмотрим их на конкретных примерах.

какие три функции политических систем выделяются в современной политологии. Смотреть фото какие три функции политических систем выделяются в современной политологии. Смотреть картинку какие три функции политических систем выделяются в современной политологии. Картинка про какие три функции политических систем выделяются в современной политологии. Фото какие три функции политических систем выделяются в современной политологии

Функции отличаются от дисфункций — действий, которые разрушают политическую систему. В этой статье мы кратко разберем ключевые функции кратко и понятно на примерах.

В начале статьи хочу вас направить на важнейшие постулаты системной теории. В двух словах — все в мире, любой объект представляет собой систему — совокупность взаимосвязанных элементов. В политологии политическая система имеет свою структуру — свои элементы, которые ее составляют. К ним можно отнести государство — как центральный элемент, и негосударственные элементы — партии, политические организации, движения, группы давления и пр.

Важно понимать, что по Г. Алмонду существуют функции входа и функции выхода. Какие из них какие — подумайте сами и напишите в комментариях!

Политическая система выполняет в обществе следующие функции по Г. Алмонду:

Политическая социализация. В целом это означает, что люди — субъекты политики приобщаются к политической жизни. К примеру, когда вас убедили идти на выборы — вы уже подверглись политической социализации, вас приобщили к политической жизни. Естественно, что участие в политике может быть и более активное: вы можете стать членом той или иной политической партии, или даже баллотироваться на выборах. В этом случае вы уже становитесь политиком.

Рекрутирование — набор кадров в политическую систему. Кадры в политике нужны: от помощников депутатов, мэров, губернаторов, президента, до канцелярских служащих и секретарей.

Артикуляция интересов. Если вы прочитали статью про структуру политической системы, или про системный подход, то знаете, что у любой системы есть точки входа — воздействие среды на нее. Средой для политической системы выступает гражданское общество.

У него есть интересы: повышение МРОТ, улучшение здравоохранения и медицины, образования и пр. Так вот политическая система и должна эти интересы удовлетворять. Если она этого делать не будет, то со временем потеряет легитимность.

какие три функции политических систем выделяются в современной политологии. Смотреть фото какие три функции политических систем выделяются в современной политологии. Смотреть картинку какие три функции политических систем выделяются в современной политологии. Картинка про какие три функции политических систем выделяются в современной политологии. Фото какие три функции политических систем выделяются в современной политологии

Модель политической системы по Д. Истону. Точки входа и выхода — это требования гражданского общества и реакция на него со стороны политической системы соответственно

Регулятивная функция. Политическая система может принимать различные нормативно-правовые акты и требовать их соблюдения. Таким образом, она регулирует жизнь в обществе. Все общественные интересы могут быть удовлетворены только законодательно: повышение пенсий, стипендий, раздача квартир неимущим — это все происходит только на основе законов.

Функция реагирования — характеризуется реагированием системы на вызовы и другие события. Ну, к примеру, вот есть угроза санкций для РФ, Россия принимает в ответ в отношении этих стран свои санкции. Это и есть реагирование. Или в Голландии люди стали устраивать беспорядки из-за коронавирусных ограничений, государство стало жестко подавлять эти акции беспорядка, используя водометы, и усиленных работников полиции.

В целом для ЕГЭ вам этих функций с головой хватит.

Подсистемы

Поскольку общество представляет собой систему, то в любой такой есть подсистемы. И политика не исключение. Вот они.

Каждая из этих подсистем имеет свои функции, которые мы рассмотрели выше.

А на сегодня все! Ставьте лайки, пишите комментарии, делитесь этой статьей с друзьями в социальных сетях!

Источник

Политическая система, её функции и подсистемы

Содержание:

Политическая система – комплекс составных привил, норм, социальных институтов и организаций, которые взаимодействуют между собой и реализуют политическое управление; совокупность институтов политического и неполитического назначения, осуществляющих политическую власть и обеспечивающие функционирование системы власти; комплекс организации политической структуры и власти.

Основные признаки политической системы:

Подсистемы политической системы

Функции политической системы

Классификация функций системы согласно Г. Алмонду и Дж. Пауэллу:

Общепринятая классификация систем:

Классификация политических систем

В авторитарных системах политическая власть всецело принадлежит политической партии с её лидером; основой власти является закон, который отображает интересы политического класса и его лидера. Судебная система не предусмотрена в таком государстве, исполнительная власть господствует в политическом строе. Авторитарная система разделяется на деспотическую (присуща аграрной стадии развития), тоталитарную (фашистская, советская и т.д. на индустриальном этапе).

Функции авторитарной государственной власти: обеспечение общественного порядка; обеспечение безопасности населению страны; особый вид экономики.

ЛиберальнаяВ либеральных политических системах политическая власть закреплена за верховными классами и характерной иерархией власти (законодательная, судебная, исполнительная). Наличие системы, не дающей главенствующим классам забрать всю власть, судебная власть не позволяет кому-то выделятся, заставляет всех следовать закону. Основная часть либеральной системы заключается в формах парламентской и президентской республиках. Либеральная система выражена в соблюдении основных прав человека; экономической стабильности; развитие в конкурентных отношениях; безопасность; экспансия в политической сфере.ДемократическаяДемократическая политическая система характеризуется большим количеством политических партий и идеологическим плюрализмом; осуществление политической власти через демократический тип правления.Социал-демократическая

В социал-демократических политически системах власть принадлежит среднему классу, который образует основу демократическому и социальному государству. Система характеризуется разделением власти, которая базируется на правах и свободе человека. Демократическое право и население контролируют иерархию властей. Принятие любых политических решений происходит медленно, в отличии от других систем. Решение принимаются через дискуссию партий и населения, оценивая негативные и положительные последствия для государства и граждан.

ТрадиционнаяТрадиционная политическая система выражена в неактивном населении, не разделении политических ролей, харизматичным лидером, за котором следует народ.МодернизованнаяВ модернизованных политических системах присутствует многообразие политических статусов, граждане с активной позицией, обоснование политической власти.

Стабильность в государстве обеспечивается умением власти применять решения без физической силы. Удовлетворение населения – показатель эффективности политической власти.

Источник

Политическая система

3.2.2. Функции политической системы и типы ее подсистем

В современной политологии функции политической системы выделяются по разным основаниям.

Еще один вариант классификации функций политической системы был представлен Алмондом совместно с Пауэллом. Они выделили ряд функций, каждая из которых удовлетворяет определенную потребность системы, а в своей совокупности обеспечивает «сохранение системы через ее изменение». Согласно этим авторам поддержание наличной модели политической системы осуществляется с помощью функции политической социализации, т.е. процесса приобретения человеком политических знаний и ценностей, верований, ощущений, присущих обществу, в котором он живет. Следование людей принятым в данном обществе стандартам политического поведения, лояльное отношение к институтам власти поддерживают имеющуюся модель политической системы.

Жизнеспособность системы обусловлена ее возможностями адаптации к внешней и внутренней среде. Эта функция может осуществляться с помощью подготовки и отбора субъектов власти (лидеров, элит), способных находить наиболее эффективные пути и методы решения насущных проблем и предлагать их обществу.

Не менее важна функция реагирования. С ее помощью политическая система отвечает на импульсы, сигналы, идущие извне или изнутри системы, Высокоразвитые способности к быстрому и точному ответу на любые воздействия позволяют системе адаптироваться к меняющимся условиям.

Эффективное реагирование политической системы на возникающие требования опосредуется экстракционной функцией, с помощью которой черпаются ресурсы из внутренней или внешней (экономической, природной и т.п.) среды.

Полученные ресурсы надо использовать так, чтобы наладить согласование интересов различных групп внутри общества. Распределение благ, услуг и статусов составляет содержание дистрибутивной функции рассматриваемой системы.

Политическая система осуществляет влияние на общество посредством управления, координации поведения индивидов и групп. Управленческие действия такой системы составляют смысл ее регулирующей функции. Она реализуется через введение норм и правил, на основе которых взаимодействуют люди и их группы, а также путем применения наказания в отношении нарушителей правил.

В отечественной литературе наиболее приближены к указанным трактовкам функций политической системы взгляды Ф.М. Бурлацкого (см. «Политические системы современности», 1978). Среди таких функций он выделяет:1) постановка целей и задач общества, выработка программы его жизнедеятельности; 2) мобилизация ресурсов общества на достижение нужных целей; 3) интеграция всех элементов общества вокруг социально-политических целей и ценностей господствующей идеологии и культуры; 4) распределение ценностей в обществе в соответствии с интересами сохранения данной системой собственности и власти.

Если обобщить вышеуказанные подходы к обозначению функций политической системы, то можно выделить круг задач, которые они призваны решать:

Анализ функционирования политической системы как одного из компонентов более широкой социетальной системы действия предполагает характеристику ее внутренней структуры, причем не только с позиций системных представлений, а с учетом особенностей мира политики. Политическая система выступает как целостное образование, в единстве всех своих частей, но в ее составе обычно рассматривают несколько относительно самостоятельных подсистем, их элементы и отношения между ними. Преобладающей точкой зрения ученых на структуру политической системы является выделение в ее составе таких подсистем, как институциональная, нормативная, функциональная, коммуникативная, культурно-идеологическая. Их структурными элементами выступают те институты, нормы, функции, идеи и отношения, которые находятся в тесном взаимодействии с политическим управлением.

Реальные политические системы современного мира очень разнообразны. На их формирование и функционирование, иначе говоря, на политическую жизнь в каждой стране оказывает влияние множество факторов: исторические традиции, культура, экономическое развитие, зрелость гражданского общества, географическое положение и т.д. Особый теоретический и практический интерес представляет выявление универсальных характеристик, определяющих общие тенденции жизнедеятельности рассматриваемых систем.

Отличия в способах организации и условиях функционирования политических систем обусловили множественность подходов к их классификации.

Плюралистическая система по своей организации противоположна авторитаризму и предполагает наличие многих сдержек и противовесов любой ветви (или центру) власти; в ней невозможно господство устойчивого неизменного большинства. Плюралистический тип отличается тенденцией к рассредоточению власти, широкими правами и свободами индивидуальных акторов политических взаимодействий, открытой конкуренцией в борьбе за власть, подчиненной конституционно закрепленным правилам и процедурам.

Тоталитарный тип политической системы характеризуется жесткой регламентацией всей жизнедеятельности общества вплоть до поведения и образа мышления каждого человека. В этом случае отсутствует не только разделение властей в рамках институциональной подсистемы, но и аномально возрастает роль функциональной составляющей этой системы в виде сверхцентрализации исполнительной власти. Политическая система перестает существовать как единый комплекс функций, следовательно, рано или поздно она обречена на потерю своей внутренней и внешней устойчивости.

Еще одно интересное, хотя и небесспорное, направление в области классификации политических систем тоже связано с работами Алмонда. Он различает их по типу политической культуры и разделению политических ролей между участниками политического процесса, выделяя четыре таких типа.

Доиндустриальные и частично индустриальные системы имеют смешанную политическую культуру. Она состоит из местных политических субкультур, в основе которых лежат ценности клана, рода, общины, племени. Поэтому найти согласие и компромисс, не прибегая к насилию, здесь почти невозможно. Интеграция общества с помощью насилия обычно приводит к концентрации власти у узкого круга лиц.

Тоталитарные политические системы функционируют па основе приоритета классовых, национальных, религиозных ценностей. Власть в них захвачена монопольно правящей партией или группой людей и контролирует все стороны жизнедеятельности общества и отдельного человека.

Развитие и наследование возможны потому, что многообразные изменения вписаны в единую логику смены фаз открывания и закрывания политических систем, а также вытекающего из этой логики накопления открытых и закрытых организационных структур.

Есть и другие варианты классификации политических систем. Французский политолог Жан Блондель (род. 1929) различает их по содержанию и формам управления, выделяя пять основных разновидностей:1) либеральные демократии в принятии политических решений ориентируются на ценности индивидуализма, свободы, собственности; 2) для коммунистических, или авторитарно-радикальных, систем важнее всего ценности равенства, социальной справедливости; 3) традиционные системы опираются на олигархические формы правления и практикуют неравномерное распределение экономических ресурсов и социальных статусов; 4) популистские системы, преобладающие в развивающихся странах, используют авторитарные методы управления и стремятся к большему равенству в распределении благ; 5) авторитарно-консервативные системы преследуют цели сохранения социального и экономического неравенства, ограничения политического участия населения.

Источник

Политическая система

3.2.2. Функции политической системы и типы ее подсистем

В современной политологии функции политической системы выделяются по разным основаниям.

Еще один вариант классификации функций политической системы был представлен Алмондом совместно с Пауэллом. Они выделили ряд функций, каждая из которых удовлетворяет определенную потребность системы, а в своей совокупности обеспечивает «сохранение системы через ее изменение». Согласно этим авторам поддержание наличной модели политической системы осуществляется с помощью функции политической социализации, т.е. процесса приобретения человеком политических знаний и ценностей, верований, ощущений, присущих обществу, в котором он живет. Следование людей принятым в данном обществе стандартам политического поведения, лояльное отношение к институтам власти поддерживают имеющуюся модель политической системы.

Жизнеспособность системы обусловлена ее возможностями адаптации к внешней и внутренней среде. Эта функция может осуществляться с помощью подготовки и отбора субъектов власти (лидеров, элит), способных находить наиболее эффективные пути и методы решения насущных проблем и предлагать их обществу.

Не менее важна функция реагирования. С ее помощью политическая система отвечает на импульсы, сигналы, идущие извне или изнутри системы, Высокоразвитые способности к быстрому и точному ответу на любые воздействия позволяют системе адаптироваться к меняющимся условиям.

Эффективное реагирование политической системы на возникающие требования опосредуется экстракционной функцией, с помощью которой черпаются ресурсы из внутренней или внешней (экономической, природной и т.п.) среды.

Полученные ресурсы надо использовать так, чтобы наладить согласование интересов различных групп внутри общества. Распределение благ, услуг и статусов составляет содержание дистрибутивной функции рассматриваемой системы.

Политическая система осуществляет влияние на общество посредством управления, координации поведения индивидов и групп. Управленческие действия такой системы составляют смысл ее регулирующей функции. Она реализуется через введение норм и правил, на основе которых взаимодействуют люди и их группы, а также путем применения наказания в отношении нарушителей правил.

В отечественной литературе наиболее приближены к указанным трактовкам функций политической системы взгляды Ф.М. Бурлацкого (см. «Политические системы современности», 1978). Среди таких функций он выделяет:1) постановка целей и задач общества, выработка программы его жизнедеятельности; 2) мобилизация ресурсов общества на достижение нужных целей; 3) интеграция всех элементов общества вокруг социально-политических целей и ценностей господствующей идеологии и культуры; 4) распределение ценностей в обществе в соответствии с интересами сохранения данной системой собственности и власти.

Если обобщить вышеуказанные подходы к обозначению функций политической системы, то можно выделить круг задач, которые они призваны решать:

Анализ функционирования политической системы как одного из компонентов более широкой социетальной системы действия предполагает характеристику ее внутренней структуры, причем не только с позиций системных представлений, а с учетом особенностей мира политики. Политическая система выступает как целостное образование, в единстве всех своих частей, но в ее составе обычно рассматривают несколько относительно самостоятельных подсистем, их элементы и отношения между ними. Преобладающей точкой зрения ученых на структуру политической системы является выделение в ее составе таких подсистем, как институциональная, нормативная, функциональная, коммуникативная, культурно-идеологическая. Их структурными элементами выступают те институты, нормы, функции, идеи и отношения, которые находятся в тесном взаимодействии с политическим управлением.

Реальные политические системы современного мира очень разнообразны. На их формирование и функционирование, иначе говоря, на политическую жизнь в каждой стране оказывает влияние множество факторов: исторические традиции, культура, экономическое развитие, зрелость гражданского общества, географическое положение и т.д. Особый теоретический и практический интерес представляет выявление универсальных характеристик, определяющих общие тенденции жизнедеятельности рассматриваемых систем.

Отличия в способах организации и условиях функционирования политических систем обусловили множественность подходов к их классификации.

Плюралистическая система по своей организации противоположна авторитаризму и предполагает наличие многих сдержек и противовесов любой ветви (или центру) власти; в ней невозможно господство устойчивого неизменного большинства. Плюралистический тип отличается тенденцией к рассредоточению власти, широкими правами и свободами индивидуальных акторов политических взаимодействий, открытой конкуренцией в борьбе за власть, подчиненной конституционно закрепленным правилам и процедурам.

Тоталитарный тип политической системы характеризуется жесткой регламентацией всей жизнедеятельности общества вплоть до поведения и образа мышления каждого человека. В этом случае отсутствует не только разделение властей в рамках институциональной подсистемы, но и аномально возрастает роль функциональной составляющей этой системы в виде сверхцентрализации исполнительной власти. Политическая система перестает существовать как единый комплекс функций, следовательно, рано или поздно она обречена на потерю своей внутренней и внешней устойчивости.

Еще одно интересное, хотя и небесспорное, направление в области классификации политических систем тоже связано с работами Алмонда. Он различает их по типу политической культуры и разделению политических ролей между участниками политического процесса, выделяя четыре таких типа.

Доиндустриальные и частично индустриальные системы имеют смешанную политическую культуру. Она состоит из местных политических субкультур, в основе которых лежат ценности клана, рода, общины, племени. Поэтому найти согласие и компромисс, не прибегая к насилию, здесь почти невозможно. Интеграция общества с помощью насилия обычно приводит к концентрации власти у узкого круга лиц.

Тоталитарные политические системы функционируют па основе приоритета классовых, национальных, религиозных ценностей. Власть в них захвачена монопольно правящей партией или группой людей и контролирует все стороны жизнедеятельности общества и отдельного человека.

Развитие и наследование возможны потому, что многообразные изменения вписаны в единую логику смены фаз открывания и закрывания политических систем, а также вытекающего из этой логики накопления открытых и закрытых организационных структур.

Есть и другие варианты классификации политических систем. Французский политолог Жан Блондель (род. 1929) различает их по содержанию и формам управления, выделяя пять основных разновидностей:1) либеральные демократии в принятии политических решений ориентируются на ценности индивидуализма, свободы, собственности; 2) для коммунистических, или авторитарно-радикальных, систем важнее всего ценности равенства, социальной справедливости; 3) традиционные системы опираются на олигархические формы правления и практикуют неравномерное распределение экономических ресурсов и социальных статусов; 4) популистские системы, преобладающие в развивающихся странах, используют авторитарные методы управления и стремятся к большему равенству в распределении благ; 5) авторитарно-консервативные системы преследуют цели сохранения социального и экономического неравенства, ограничения политического участия населения.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *