какие три промышленных объекта были построены в годы первых пятилеток
Первая пятилетка в СССР
Мы отстали от передовых стран на 50-100 лет. Мы должны пробежать это расстояние в десять лет. Либо мы сделаем это, либо нас сомнут. Вот что диктуют нам наши обязательства перед рабочими и крестьянами СССР
Первая пятилетка в СССР длилась с 1928 по 1932 годы как первый этап индустриализации страны. Основная задача на этом этапе была догнать и перегнать западные страны. Лозунг “догнать и перегнать” был официальным и использовался повсеместно. Поэтому нужно понимать, что основная задача 1-го пятилетнего плана было создание базы тяжелой промышленности, на основе которой можно было бы в дальнейшем улучшать качество. Фактически первая пятилетка это была погоня за количеством, а последующая за ней вторая пятилетка была погоней за качеством.
Сегодня будем говорить о том, что собой представлял пятилетний план развития СССР с 1928 по 1932 годы, чего удалось добиться, и какие были достигнуты результаты. Будет очень много цифр но я рекомендую всем с ними ознакомиться. Это будет полезно тем людям, которые сегодня говорят, что 5 лет это недостаточный срок для того чтобы оценивать деятельность руководителей стороны. Официально первый план пятилетнего развития был выполнен за 4 года и 3 месяца. То есть всё о чём мы будем говорить ниже было достигнуто за чуть более чем 4 года. Это было время окончательной победы Сталина над Троцким, поэтому страна ушла от развития исключительно военного комплекса к развитию промышленности и гражданскому строительству.
Что было построено
Первая Пятилетка (1928-1932), которая была завершена за 4 года и 3 месяца (4,25 года) позволила выстроить серьезную промышленную базу СССР. Всего по всей стране было построено примерно 1500 предприятий, а крупнейшие стройки этого периода следующие:
По итогам первой пятилетки введены в эксплуатацию были Беломоро-Балтийский канал и Туркестано-Сибирская железная дорога (Турксиб). И все это только крупные стройки, которые фактически были завершены за 4 года и 3 месяца.
Первая пятилетка фактически заново создала целые сегменты промышленности: автомобильная, авиационная, станкостроение, тракторная, металлургия, сельскохозяйственное машиностроение, химическая промышленность. В результате Советский Союз заложил фундамент, на основе которого происходило дальнейшее развитие страны.
Доклад Крижановского
Когда мы говорим про первый пятилетний план индустриализации СССР, то для большинства людей этот рывок ассоциируется исключительно с силой советского народа и гением товарища Сталина. Отчасти это так, но были люди, которые этот план непосредственно продвигали и были его идейными вдохновителями. Одним из таких людей был Крижановский Глеб Максимович, который с 1925 года занимал пост Председателя Государственной плановой комиссии при Совете Народных Комиссаров СССР. На 15 съезде пленума ВКП(б), который проходил 23 октября 1927 года, Крижановский с Рыковым выступили с докладом по составлению первого пятилетнего плана развития народного хозяйства СССР. Именно с этого времени первая пятилетка начала свое существование. В докладе было отмечено, что на СССР давят внешние факторы (угроза войны и возможность неурожайности), которые заставляют страну в ускоренных темпах проводить индустриализацию. Для этого были обозначены цели 1-ой пятилетки: расширить производство и потребление, обеспечение темпов роста промышленности быстрее чем в западных странах, активное привлечение иностранных специалистов.
Приоритеты Крижановский обозначил следующие:
Это были основные направления развития 5-тилетки. В дальнейшем план неоднократно корректировали, но суть не менялась.
Законодательная часть Пятилеток
Развитие любого важного направления происходит с сопровождением по законодательной линии: принимаются законы, указы, инструкции и так далее. С первым пятилетним планом развития было тоже самое. Его основные документы следующие:
План пятилетки
Объект промышленности | Планы строительства | Плановые задачи |
---|---|---|
Электростроителсьтво | Построить 42 электростанции (ДнепроГЭС, Сивирская, в Бобриках, на Донбассе и другие). | Увеличить объем получаемой энергии с 5 млрд кв/ч до 22 млрд квт/ч. |
Черная металлургия | Магнитогорский, Тельбесский, Днепропетровске, Криворожский и др заводы | Увеличить выплавку чугуна с 370 тыс тонн до 10 млн тонн. |
Каменный уголь | Заводы в Донбассе, на Урале, Кузбассе и в Подмосковье. | Увеличить добычу угля с 35 млн тонн до 75 млн. |
Машиностроение | Автомобильные заводы, тракторные заводы в Сталинграде и на Урале, Ростсельмаш, Свердловский завод тяжелого машиностроения, инструментальные заводы. | Увеличение валовой продукции машиностроения в 3 раза, а продукции сельскохозяйственного машиностроения в 4 раза. |
Химическая промышленность | Строительство комбинатов в Донбассе, на Московских Егорьевске фосфоритах, и Березниковского комбината. | увеличение производства химических удобрений с 175 тысяч тонн до 8 млн тонн |
Отдельно в плане оговаривалось строительство железных дорог. За 5 лет страна должна была увеличить протяженность железнодорожных линий с 76 тыс километров до 92 тыс км. Одновременно шло развитие программы по улучшению морских и речных путей.
Общие итоги
Итоги первой пятилетки можно подвести кратко тем, что этот план был выполнен за 4 года и 3 месяца. Это была официальная позиция советских властей, в которой говорилось, что план выполнен полностью. Реально оцените его сложно, поскольку в советский период все статистические показатели сильно завышались. Тем не менее главные характеристики это то что план был выполнен с опережением, а в цифрах это было выражено так.
Показатель | На начало пятилетки | План к концу пятилетки | Фактический показательна конец периода |
---|---|---|---|
Показатели промышленности | |||
Рост промышленной продукции в процентах к началу пятилетнего плана | — | 230 | 224 |
Удельный вес тяжелой промышленности | 44,4% | 47,5% | 54,1% |
Удельный вес социалистического сектора: | |||
в промышленности | 79,5% | 92,4% | 99,5% |
в сельском хозяйстве | 1,8% | 14,7% | 76,1% |
в розничной торговле | 75% | 91% | 100% |
в национальном доходе | 44% | 66,3% | 93% |
В сельском хозяйстве | |||
Процент крестьянских хозяйств, прошедших коллективизацию | 1,7% | 20% | 61,5% |
Доля производства зерна совхозами и колхозами | 7,5% | 42,6% | 84% |
Удельный вес отечественной продукции | |||
в поставке оборудования | 67,5 % | — | 92% |
в поставках станков | 33% | — | 46% |
Занятость населения | |||
Число безработных в городах в тыс человек | 1133 | 511 | 0 |
Аграрное перенаселение в млн человек | 8,5 | 2,6 | 0 |
*- данные представлены по материалам Госплана СССР.
Источники финансирования
Какие же были источники финансирования первых пятилеток? В основном это были внутренние резервы, которые очень дорого обходились стране, но без которых качественный рывок сделать было невозможно. Основные источники получения средств для индустриализации и первой пятилетки:
Рассматривая финансовую сторону пятилетки нужно отметить, что это было время, когда в США началась Великая депрессия. Из-за этого многие крупные специалисты оказались без работы и с удовольствием приехали в СССР. Практически все советские заводы, которые были построены в этот период, строились иностранцами и на иностранном оборудовании. У нас не было тогда специалистов. Они появились позже. Достаточно сказать, что Сталинградский тракторный завод был полностью построен в США, затем там был демонтирован и по частям доставлен в СССР. Активное участие в развитии промышленности СССР осуществлял завод Ford, подставляя свое оборудование, в частности, для Горьковского автозавода.
Американцы провели нашу индустриализацию?
Аналогичная ситуация и с квалифицированными рабочими, которые приезжали с Запада. Советское правительство понимало, что молодая Социалистическая страна не имеет трудовых квалифицированных резервов. Ученые и квалифицированные рабочие, которые были в Российской империи, за годы Революций и Гражданской войны либо погибли, либо уехали. В распоряжении СССР был пролетариат. Это отличные люди чтобы воевать, чтобы делать мелкую черновую работу, но построить наукоемкое предприятие они не могут. Этим должны были заняться иностранцы. Они этим и занялись. И им за это очень хорошо платили (платили настолько хорошо, что специалисты жили в бывших дворянских имениях и имели прислугу). Эти рабочие ехали в СССР не из-за своей любви к стране Советов, а из-за того что на западе элементарно не было работы. В СССР работа была и денег платили столько, что их хватало для того чтобы ехать сюда как на заработки. Например, Альберт Кан, который фактически занимался проектированием всей индустриализации СССР, был известен как разработчик заводов Ford, но в 1929 году, после начала Великой депрессии он остался без работы.
Источники и дополнительный материалпо теме:
Советские пятилетки
XV cъезд ВКП(б) в декабре 1927 года утвердил Директивы по составлению Первого пятилетнего плана. Из выступления И.В.Сталина в ноябре 1928 года: «Необходимо догнать и перегнать развитые капиталистические страны. Либо мы этого добьемся, либо нас сомнут!»
ПЕРВАЯ ПЯТИЛЕТКА (1929-1932 гг). Объем валовой продукции промышленности за 4 года вырос ВДВОЕ. В том числе: электроэнергии, серной кислоты – в 2,7 раза, угля и нефти — в 1,8 раза, стали – в 1,4 раза, цемента – в 2, металлорежущих станков – в 10, тракторов, автомобилей – в 30 раз. Из выступления И.В.Сталина: «…мы сделали больше, чем мы сами ожидали… заново созданы тракторная, автомобильная, авиационная промышленность, станкостроение, сельскохозяйственное машиностроение, заново создана новая угольно-металлургическая база на Востоке…». В Иванове построены, оснащены и пущены: крупнейший в Европе Меланжевый комбинат, прядильные фабрики «Красная Талка» и им.Дзержинского, завод торфяных машин, в Нижнем Новгороде – автомобильный, в Харькове и Сталинграде – тракторные заводы, Уралмаш… Поезда пошли по Турксибу в Среднюю Азию. К концу 1930 года в стране не стало безработицы. С началом коллективизации на село пришла техника. В стране практически не осталось безграмотных. Из выступления И.В.Сталина 4 февраля 1931 года: «Мы отстали от передовых стран на 50-100 лет. Мы должны пробежать это расстояние в 10 лет. Либо мы сделаем это, либо нас сомнут!».
ВТОРАЯ ПЯТИЛЕТКА (1933-1937 гг). За пятилетие национальный доход вырос в 2,1 раза, продукция промышленности – в 2,1 раза, сельского хозяйства – в 1,3 раза. Построен Урало-Кузбасс – вторая в стране угольно-металлургическая база. В 1935 году в Москве введены в эксплуатацию линии метро. В стране широко развернулось стахановское движение «За ударный труд». В 1937 году дал первый ток ДнепроГЭС, завершено строительство судоходного канала Москва-Волга, экспедиция Папанина высадилась на Северном полюсе и развернула первую полярную станцию СП-1, экипаж самолета АНТ-25 В.Чкалов, Г.Байдуков, А.Беляков совершил беспосадочный перелет из СССР в США через Северный полюс. К концу пятилетки 97 из каждых ста крестьянских дворов состояли в колхозах. 12 декабря 1937 года в стране впервые прошли прямые и тайные выборы в Союзный парламент – Верховный Совет СССР.
ПЯТАЯ ПЯТИЛЕТКА (1951-1955 гг). За пятилетку национальный доход вырос на 71, объем промышленной продукции – на 85, продукции сельского хозяйства – на 21 процент, объем капиталовложений (инвестиций) в отечественную экономику – почти вдвое. В 1952 году вошел в строй Волго-Донской судоходный канал. В Иванове вступили в строй первые очереди заводов автокранов, расточных станков, точных приборов.
ШЕСТАЯ ПЯТИЛЕТКА (1956-1960 гг). За пятилетие национальный доход возрос более чем в полтора раза, валовая продукция промышленности – на 64, сельского хозяйства – на 32 процента, капиталовложения более чем вдвое. Введены в строй Горьковская, Иркутская, Куйбышевская, Волгоградская ГЭС, крупнейший в Европе Камвольный комбинат в Иванове. Начато освоение целинных и залежных земель Казахстана, Зауралья и Западной Сибири. 4 октября в СССР произведен запуск первого в мире искусственного спутника Земли. Страна получила надежный ракетно-ядерный щит.
СЕДЬМАЯ ПЯТИЛЕТКА (1961-1965 гг). Пятилетка началась с апрельского полета Юрия Гагарина в космос и увенчалась ростом национального дохода на 60, основных производственных фондов – на 90, валовой продукции промышленности – на 84, сельского хозяйства – на 15 процентов.
ВОСЬМАЯ ПЯТИЛЕТКА (1966-1970 гг). За пятилетие национальный доход вырос на 42, объем валовой продукции промышленности – на 51, сельского хозяйства – на 21 процент. Введены в строй Братская, Красноярская, Саратовская ГЭС, Волжский автозавод…
ДЕВЯТАЯ ПЯТИЛЕТКА (1971-1975 гг). За пятилетие национальный доход вырос на 28, объем валовой продукции промышленности – на 43, сельского хозяйства – на 13 процентов. С освоением нефтяных, газовых месторождений Западной Сибири интенсивно строились предприятия нефтехимии и нефтепереработки, были проложены 22,6 тысячи километров магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, 33,7 тыс.км магистральных газопроводов и отводов от них.
ДЕСЯТАЯ ПЯТИЛЕТКА (1976-1980 гг). За пятилетие национальный доход вырос на 24, объем валовой продукции промышленности – на 23, сельского хозяйства – на 10 процентов. Введены Усть-Илимская ГЭС, Камский автозавод. Соответственно еще на 15 тыс. и 30 тыс. км возросла протяженность магистральных нефте- и газопроводов. В августе 1977 года советский атомный ледокол «Арктика» впервые в истории мореплавания достиг Северного полюса.
ОДИНАДЦАТАЯ ПЯТИЛЕТКА (1981-1985 гг) XXVII съезд КПСС определил важнейшей общепартийной, общегосударственной задачей на 11-ю пятилетку придать развитию страны еще больший динамизм за счет еще более эффективного использования производственных фондов, их дальнейшего развития и обновления, внедрения передовых технологий и достижений научно-технического прогресса, особенно в тяжелой промышленности. В легкой, пищевой промышленности, наряду с созданием новых мощностей, активно велось расширение, техническое перевооружение действующих предприятий. Общая протяженность магистральных нефте- и газопроводов и отводов от них достигла соответственно 54 тысяч и 112 тысяч километров. В целом за пятилетку национальный доход и общественный валовой продукт приросли еще на 19 процентов. Реальные доходы на душу населения, выплаты и льготы населению из общественных фондов потребления увеличились соответственно на 11 и 25 процентов.
ТАК РАЗВИВАЛСЯ СОВЕТСКИЙ СОЮЗ
А теперь вернемся на 70 лет назад, в Советский Союз 1928 — 1941 годов. За те неполные 13 лет предвоенных пятилеток в стране была проведена беспримерная по своим масштабам индустриализация, в результате которой вступили в строй около 9000 новых заводов, фабрик, шахт, электростанций, нефтепромыслов; были построены сотни новых городов, еще в 1930 году полностью ликвидирована безработица. Страна преодолела технико-экономическую отсталость, и по структуре промышленного производства СССР вышел на уровень самых развитых стран мира. Прирост производства, например, только за досрочно выполненную (4 года и 3 месяца). Вторую пятилетку составил 73%, а среднегодовой прирост – 17,2%! (Мыслимо ли, видано такое сегодня?) По объему промышленной продукции мы вышли на второе место в мире, уступая лишь США, а по темпам индустриального роста превзошли и их показатели. Производительность труда, например, в крупной промышленности возросла за пятилетку на 82%. И главное, страна стала экономически полностью независимой. Мы научились все уметь и все стали делать сами! Удельный вес импортной продукции к 1937 году уже не превышал 0,7%.
Сегодня все то, что тогда смогли сделать советские люди, воспринимается сказкой. Равно как и просто невозможно, немыслимо себе представить – что бы мы стали делать, коснись той страшной войне случиться сейчас. И где, и с чем бы после нее оказались. Но тогда благодаря подвигу народа и плановому ведению хозяйства пятилеток все выдержали, все вынесли и оставили потомкам вторую сверхдержаву мира.
«Вопреки мифам»: как пятилетки изменили экономику СССР
После революции 1917 года в Советской России, а затем в СССР начался поиск экономической модели для дальнейшего развития страны. С 1918 по 1921 год РСФСР пережила период военного коммунизма, который характеризовался масштабной национализацией промышленности, централизацией управления и продразвёрсткой. По мере выхода страны из Гражданской войны власти стали проводить новую экономическую политику (НЭП). Продразвёрстка сменилась продналогом, были восстановлены элементы рыночных отношений и частное предпринимательство.
Пятилетние планы
В середине 1920-х годов властям СССР стало ясно, что темпы индустриального развития при НЭПе не позволяют догнать западные страны. Более того, промышленный разрыв продолжал увеличиваться — в городах росла безработица.
Среди экономистов и партийных функционеров начались дискуссии о пути дальнейшего развития страны. В итоге Иосиф Сталин поддержал точку зрения тех специалистов, кто выступал за выпуск продукции, будущие структурные изменения и жёсткую дисциплину. За основу было решено взять планирование развития экономики на пять лет.
«Данный период был выбран неслучайно. Это тот горизонт, на котором всё ясно и, как правило, не может быть больших неожиданностей», — рассказал в беседе с RT научный руководитель Института проблем глобализации, доктор экономических наук Михаил Делягин.
В декабре 1927 года в Москве состоялся XV съезд Всесоюзной коммунистической партии (большевиков), на котором были приняты Директивы по составлению первого пятилетнего плана развития народного хозяйства СССР.
Через два года в столице прошла конференция ВКП(б). На ней была одобрена резолюция «О пятилетнем плане развития народного хозяйства». С апреля — мая 1929 года историки отсчитывают начало пятилетнего планирования.
Начало индустриализации
К периоду индустриализации большинство исследователей относят три пятилетки (первую (1928—1932 годы), вторую (1933—1937 годы) и третью, начавшуюся в 1938-м). Её стратегические задачи огласил Сталин на первой Всесоюзной конференции работников социалистической промышленности.
«Мы отстали от передовых стран на 50—100 лет. Мы должны пробежать это расстояние в десять лет. Либо мы сделаем это, либо нас сомнут», — заявил советский лидер.
Рабочей силы для воплощения в жизнь идей индустриализации было достаточно. Партия и комсомол успешно проводили пропагандистскую кампанию. Многие люди ради более высокого качества жизни уехали в города из сельской местности. Для создания новых предприятий активно привлекались иностранные специалисты.
Первая и вторая пятилетки подарили стране Турксиб, Днепрогэс, «Уралмаш», ГАЗ, металлургические и тракторные заводы, а также многие другие стратегически важные промышленные объекты.
Индустриализацию было невозможно провести без качественных изменений в науке и обучении граждан. В 1930 году в СССР было введено всеобщее начальное образование, в городах — семилетнее. Советские учёные и педагоги выстраивали систему высшего технического образования.
По итогам первых двух пятилеток производство чугуна и стали в СССР выросло в четыре раза, угля — в 3,5 раза, нефти — в 2,5 раза, электроэнергии — в семь раз.
С 1928 по 1940 год ВВП Советского Союза увеличивался, согласно разным оценкам, со скоростью от 3% до 6,3% в год. Среднегодовые темпы роста промышленного производства достигали 16%. По объёму выпуска продукции СССР вышел на второе место в мире после США.
Роль пятилеток в войне
Методист Музея Победы Ирина Архангельская отметила в разговоре с RT, что третья пятилетка проходила под знаком подготовки к Великой Отечественной войне.
«Мюнхенский сговор 1938 года красноречиво свидетельствовал о том, что масштабного конфликта избежать не удастся», — подчеркнула эксперт.
По словам Архангельской, третья пятилетка — это этап обширного строительства. В эти годы было введено в строй около 3 тыс. новых крупных заводов и фабрик. К 1941 году Урал, Сибирь, Средняя Азия, восточные регионы страны стали играть заметную роль в промышленном производстве.
«Именно там закладывались основы инфраструктуры, благодаря чему в первые месяцы войны удалось организовать эвакуацию предприятий с запада, наладить их работу на новом месте», — подчеркнула эксперт.
Архангельская отметила, что к концу третьей пятилетки Советский Союз из аграрной страны превратился в индустриальную державу.
«К 1940 году производственные фонды по сравнению с 1928-м выросли в семь раз. СССР производил уже около 10% мирового объема промышленной продукции. К 1941 году с момента начала политики индустриализации в Советском Союзе было построено 23 тыс. новых заводов. Эти научно-технические и экономические успехи во многом определили результаты войны», — добавила эксперт.
Экономика мирной жизни
После победы над нацистской Германией советское руководство поставило перед обществом задачу восстановить страну, сделать новый экономический рывок и нарастить промышленное производство в три раза по сравнению с довоенным уровнем.
К 1961 году планы властей были перевыполнены: СССР производил 50,9 млн т чугуна, 70,8 млн т стали, 506,4 млн т угля, 166 млн т нефти. Объём машиностроения в 1950 году в 2,3 раза превысил показатели 1940-го.
Вместо седьмого пятилетнего плана была введена семилетка 1959—1965 годов, направленная на развитие высокотехнологичных производств, рост уровня жизни и совершенствование ВПК на фоне холодной войны.
В этот период в два раза выросла нефтедобыча, началось массовое строительство микрорайонов, динамично росло производство легковых автомобилей. Национальный доход за семилетку вырос на 53%, промышленная продукция — на 84%, реальные доходы населения — на треть.
С конца 1960-х годов темпы роста основных экономических показателей начали постепенно снижаться, хотя в целом оставались достаточно высокими. В 1980-е годы доля СССР в мировой промышленности составляла около 20%, а экономика в целом уступала только американской.
В последнее десятилетие существования Советского Союза стало проявляться снижение экономической эффективности и технологическое отставание от западных государств. В годы перестройки негативные тенденции только усугубились. В конце 1980-х темпы роста ВВП снизились, в 1990 году стали отрицательными. 13-й пятилетний план не был реализован из-за распада СССР.
Несмотря на проблемы, возникшие в Советском Союзе в 1980-е годы, идею пятилетнего планирования Делягин называет удачной. По его мнению, опыт пятилеток можно использовать и сегодня.
«Пятилетнее планирование применяется в ряде высокоразвитых стран, например во Франции. Это идеальная форма функционирования индустрии. Доиндустриальные и постиндустриальные составляющие экономики требуют других подходов, но для планирования промышленности, по моему мнению, ничего лучше ещё не придумали», — подытожил эксперт.