какие три типа легитимной власти выделял м вебер

Типы легитимности по М. Веберу

какие три типа легитимной власти выделял м вебер. Смотреть фото какие три типа легитимной власти выделял м вебер. Смотреть картинку какие три типа легитимной власти выделял м вебер. Картинка про какие три типа легитимной власти выделял м вебер. Фото какие три типа легитимной власти выделял м вебер какие три типа легитимной власти выделял м вебер. Смотреть фото какие три типа легитимной власти выделял м вебер. Смотреть картинку какие три типа легитимной власти выделял м вебер. Картинка про какие три типа легитимной власти выделял м вебер. Фото какие три типа легитимной власти выделял м вебер какие три типа легитимной власти выделял м вебер. Смотреть фото какие три типа легитимной власти выделял м вебер. Смотреть картинку какие три типа легитимной власти выделял м вебер. Картинка про какие три типа легитимной власти выделял м вебер. Фото какие три типа легитимной власти выделял м вебер какие три типа легитимной власти выделял м вебер. Смотреть фото какие три типа легитимной власти выделял м вебер. Смотреть картинку какие три типа легитимной власти выделял м вебер. Картинка про какие три типа легитимной власти выделял м вебер. Фото какие три типа легитимной власти выделял м вебер

какие три типа легитимной власти выделял м вебер. Смотреть фото какие три типа легитимной власти выделял м вебер. Смотреть картинку какие три типа легитимной власти выделял м вебер. Картинка про какие три типа легитимной власти выделял м вебер. Фото какие три типа легитимной власти выделял м вебер

какие три типа легитимной власти выделял м вебер. Смотреть фото какие три типа легитимной власти выделял м вебер. Смотреть картинку какие три типа легитимной власти выделял м вебер. Картинка про какие три типа легитимной власти выделял м вебер. Фото какие три типа легитимной власти выделял м вебер

ФУНКЦИИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ВЛАСТИ

Господство-разделение общества на господствующие и подчиненные группы, выделение аппарата управления.=>

Руководство-выработка и законодательное закрепление стратегии развития, политической системы, выбор средств осуществления основных целей

Управление-принятие конкретных управленческих решений, деятельность административного аппарата и правительственных органов власти.=>Контроль-обеспечение соблюдения социальных норм, правил деятельности людей и социальных групп в обществе.

14. Политическая легитимность: понятие, показатели, типология.

Легитимность носит фактический характер и означает принятие населением власти и согласие ей подчиняться. Впервые термин был введен в научный оборот немецким социологом Максом Вебером (1864 – 1920 гг.) в нач. ХХ в.

Легитимность власти часто меняет свою интенсивность. Когда поддержка народом органов власти или правящего режима сводится к минимуму, можно говорить о кризисе легитимности.

В политической науке выделяют следующиесредстваповышениястепени признания власти населением.

1. Идеологические средства – оправдание власти с помощью идеологии, которая обосновывает соответствие власти интересам народа.

2. Экономические средства – проведение успешной экономической политики, выражающейся в повышении благосостояния граждан.

3. Правовые средства – обеспечение политический курс в законах, налоговой системе, пропаганде ценностей данной политики.

4. Политические средства – деление участников политического процесса на «друзей» и «врагов», апелляция к экономической и технической целесообразности.

М Вебер выделил три типа легитимности власти: традиционная, харизматическая и легальная

Традиционная легитимностьХаризматическая легитимностьРациональная легитимность
Источники власти.Обычаи, традиции, вера в священность издревле установленных порядков.Особые качества (харизма) политического лидера.Законы, правила, нормы, признаваемые большинством граждан.
Тип лидера.Монарх, религиозный советник.Пророк, военачальник, популист, демагог.Избранное должностное лицо.
Доминирующий тип социального поведения.Традиционное.Эмоциональное.Целерациональное.
Типичная форма правления или режим.Монархия.Плебисцитарная диктатура.Парламентская демократия.

Традиционная легитимность опирается на веру людей в традиции. Традиционные нормы рассматриваются как нерушимые, и неподчинение им ведет к применению установленных обществом санкций. Власть старейшин, вождя племени, власть монарха

Харизматическая легитимность основана на вере в исключительные, особые качества вождя, на личной преданности вождю.

Рационально-правовая легитимность основана на силе закона, который является основой подчинения.

15. Политическая система: понятие, структура, модель, функции, типология.

Политическая система – это совокупность идейно-политических и правовых установок, субъектов политики, политических институтов и отношений, с помощью которых осуществляется управлением обществом.

какие три типа легитимной власти выделял м вебер. Смотреть фото какие три типа легитимной власти выделял м вебер. Смотреть картинку какие три типа легитимной власти выделял м вебер. Картинка про какие три типа легитимной власти выделял м вебер. Фото какие три типа легитимной власти выделял м вебер

Выполнение функций политической системой сопряжено с решением задач, которые возникают перед данной системой в конкретных условиях ее развития.

1. Целеполагание – определение целей, задач общества, выработка программ его жизнедеятельности.

2. Мобилизация – привлечение ресурсов общества на достижение поставленных целей.

3. Интеграция – объединение всех элементов общества вокруг общих целей и ценностей.

4. Обеспечение безопасностии стабильности общества.

5. Формирование политического сознания членов общества.

Источник

Легитимность власти

Содержание:

↑ Эффективность и легитимность власти

Особенностью политической власти является ее элитарный характер: она осуществляется меньшинством. Для тех, кто реально управляет обществом, для политической элиты и государственных чиновников эффективность их власти определяется степенью достижения поставленных целей. Высшей целью, неотъемлемой функцией и предназначением власти является сохранение и развитие, адаптация всей системы, — в случае политической власти — общества. Для рядовых граждан власть тем эффективнее, чем лучше она обеспечивает поступательное развитие общества, которое выражается в повышении уровня и качества их повседневной жизни.

Таким образом, проблема эффективности напрямую связана с проблемой признания обществом правомерности, справедливости существующей политической власти. И хотя в распоряжении элиты, казалось бы, находятся все ресурсы власти, это не может гарантировать ей устойчивости собственного положения без обретения решающего ресурса — добровольного согласия на то основной части населения.

Легитимность – это признание данной политической власти — ее институтов, решений и действий — правомерными.

Легитимность обусловлена многими обстоятельствами, однако наиболее тесно она связана с экономическими интересами доминирующих социальных групп. Чтобы пользоваться устойчивым признанием общества, политическая власть должна иметь опору в тех классах и слоях, с интересами которых оно, прежде всего, связывает благополучие граждан.

Как правило, неэффективная власть не может в течение длительного времени оставаться легитимной, а следовательно, стабильной. Нелегитимная же власть не может долгое время быть эффективной: по мере утраты легитимности действия власти начинают встречать все более активное сопротивление общества.

↑ Типы легитимности власти

В научный обиход термин «легитимность» ввел М. Вебер. Он выделил три основных типа легитимного господства (власти):

какие три типа легитимной власти выделял м вебер. Смотреть фото какие три типа легитимной власти выделял м вебер. Смотреть картинку какие три типа легитимной власти выделял м вебер. Картинка про какие три типа легитимной власти выделял м вебер. Фото какие три типа легитимной власти выделял м вебер

↑ Традиционное господство.

↑ Харизматическое господство.

↑ Легальное господство.

↑ Источники легитимности власти

↑ Легитимизация власти

Легитимация — процедура общественного признания какого-либо действия, события или факта, действующего лица. Она призвана обеспечить повиновение, согласие, политическое участие без принуждения, а если оно не достигается — оправдание такого принуждения, использования силы.

В соответствии с ними выделяются три направления деятельности по легитимации:

Главное условие легитимации власти связано преимущественно с результатами ее функционирования. Поэтому лучшим и «простейшим» способом легитимации власти является проведение в жизнь такой политики, которая учитывала бы и сочетала интересы всех слоев общества и гарантирован достойные человека условия жизни. Для такого способа легитимации власти необходимы достаточно высокий уровень экономического развития общества и социально-политическая стабильность.

↑ Делегитимация власти

Делегитимация — утрата доверия, лишение политики и власти общественного кредита.

Источник

Какие три типа легитимной власти выделял м вебер

7. Легитимность власти. Типология легитимности по Веберу

Термин «легитимность» (от лат. legitimus – законный) принято использовать для характеристики власти, которая принимается массами как правомерная и опирается на их добровольное согласие подчиняться ее велениям.
Легитимация – это процесс утверждения законности или правомочности власти в обществе. Сущность этого процесса выражается в постоянном стремлении лиц, находящихся у власти, к подтверждению своей правомочности и политической состоятельности. Можно сказать, что политическая власть правомочна, если способы ее установления и результаты деятельности согласуются с политическим сознанием, правовыми и нравственными нормами, существующими в демократических обществах, со взглядами, убеждениями и принципами большинства граждан.

В политологии широко известна веберовская концепция правомочности политической власти или систем господства. М. Вебер выделил три типа легитимности власти: традиционный, харизматический и легальный.

Традиционный тип легитимности власти опирается на веру людей в незыблемый характер норм и традиций, сложившихся в процессе конкретно-исторического развития данного общества. Эти нормы и традиции указывают, кто имеет право на власть, а кто обязан подчиняться ей. Все члены общества должны соблюдать традиционные нормы, регулирующие властные отношения. Неповиновение им ведет к применению по отношению к отдельным индивидам определенных санкций, установленных обществом. Типичным выражением названного способа обретения законности государственной власти являются абсолютные монархические режимы, при которых ее переход от одного лица к другому осуществляется в соответствии с традицией.

Харизматический (от греч. harisma – божественный дар) тип легитимности базируется не на порядке, освященном традицией, а на особых качествах личности, харизме – мужестве, смелости, решительности, ораторских способностях и т.д. Таким образом политическая власть приобретает законность и признание со стороны народа. В качестве харизматического лидера может выступить пророк, герой, ловкий демагог. Харизма может привести к культу личности политического лидера, его обожествлению и идеализации.

Харизматическая власть может существовать в самых различных политических системах. В качестве примеров власти подобного типа можно привести Римскую империю при Юлии Цезаре, режим Наполеона во Франции, гитлеровский нацистский режим, фашизм Муссолини, сталинский тоталитарный коммунистический режим, политический режим Мао Цзэдуна в Китае и др.

Легальный тип политической власти основан на системе законов, установленных и применяемых в обществе, исходя из конкретно-исторических обстоятельств. Лица, осуществляющие политическую власть, избраны или назначены в соответствии с существующей правовой процедурой, а правила их деятельности четко обозначены в юридических документах общества.

Источник

какие три типа легитимной власти выделял м вебер. Смотреть фото какие три типа легитимной власти выделял м вебер. Смотреть картинку какие три типа легитимной власти выделял м вебер. Картинка про какие три типа легитимной власти выделял м вебер. Фото какие три типа легитимной власти выделял м вебер

Что такое легитимность

В демократическом обществе легитимность власти подтверждается на свободных выборах.

Положительная оценка власти населением.

Признание власти мировым сообществом.

Легитимность существует в общественном сознании и связана с моральной оценкой. Граждане одобряют или не одобряют власть, исходя из своих представлений о добре и зле, о справедливости и порядочности, высших ценностях.

Что такое легитимная власть

Нормативная структура политической легитимности по версии английского политолога Дэвида Битэма выглядит следующим образом:

Власть соответствует принятым в обществе правилам.

Эти правила оправданы верой, которую разделяют управляемые и управляющие.

Имеются доказательства согласия на существующие отношения общества и власти.

Легитимация, делигитимация и кризис легитимности

Легитимность и легальность: в чем разница

Первоначально слово легитимность означало «законность» и было синонимом легальности. Однако в современной политологии это разные термины:

Легитимность не юридический факт, а социально-психологическое явление. Любая власть, издающая законы и обеспечивающая их выполнение, легальна. Но легитимна только та власть, которую признает население.

Три типа легитимности по Максу Веберу: традиционная, легальная и харизматическая

По Веберу, у политической власти могут быть три источника правомерности: традиция, харизма и рационально-правовая основа.

Традиционная легитимность основана на верности принятым образцам. Стабильность власти опирается на историю и опыт прошлого. Традиционная легитимность часто связана с наследственным типом правления в монархических государствах.
Например, в Саудовской Аравии король имеет право руководить страной, потому что происходит из правящей династии, и жители этого не оспаривают.

Рационально-легальная легитимность опирается на закон и процедуры, которые население признает справедливыми. Подобная легитимность характерна для современных демократических стран, где легитимность подтверждается народным волеизъявлением.
Например, власть президента США основывается на том, что он победил на общенациональных выборах.

Источник

Вебер М. Типы господства

Макс Вебер. Типы господства

(из книги «Хозяйство и общество»)

1. ЗНАЧЕНИЕ ЛЕГИТИМНОСТИ

«Господством» называется возможность встречать повиновение определенных групп людей специфическим (или всем) приказам. Господство («авторитет») в этом смысле может основываться в конкретном случае на самых разных мотивах повиновения, начиная с неопределенного приучения до чисто целерациональных соображений. Каждое фактическое отношение господства характеризуется определенным минимумом желания подчиняться, а именно: внешними или внутренними интересами повиновения.

Каждое господство над большим количеством людей нуждается, как правило (но не всегда), в штабе людей, т.е. в надежной возможности обеспечивать определенные действия повинующихся людей для проведения в жизнь распоряжений и конкретных приказов. Штаб управления может повиноваться господину (или господам) в силу обычая, или чисто аффективно, или в силу материальной заинтересованности, или в силу идеальных мотивов (ценностнорационально). К ним, как правило, добавляется вера в легитимность господства.

. Каждое господство старается возбудить веру в свою «легитимность» и позаботиться о ней. В зависимости от вида легитимности различается и тип повиновения, тип обеспечивающего его штаба управления, характер осуществления господства, его эффективность. Следовательно, виды господства целесообразно различать по типичной для них претензии на легитимность.

Существует три чистых типа легитимного господства. Их легитимность может быть:

1) рационального характера, т.е. основывается на вере в легальность установленного порядка и законность осуществления господства на основе этой легальности (легальное господство); или

2) традиционного характера, т.е. основывается на обыденной вере в святость традиций и вере в легитимность авторитета, основанного на этих традициях; или, наконец,

3) харизматического характера, т.е. основывается на незаурядных проявлениях святости или геройской силы, или образцовости личности и созданном этими проявлениями порядке (харизматическое господство).

В случае легального господства люди подчиняются законно установленному объективному безличному порядку (и установленным этим порядком начальникам) в силу формальной законности его распоряжений и в их рамках. В случае традиционного господства личность подчиняется господину, правящему на основании традиции и связанному традицией в силу ее почитания по привычке. В случае харизматического господства подчиняются харизматическому вождю как таковому в силу личной веры в его откровение, доблесть или образцовость, т.е. в его харизму.

2. ЛЕГАЛЬНОЕ ГОСПОДСТВО С БЮРОКРАТИЧЕСКИМ ШТАБОМ УПРАВЛЕНИЯ

Легальное господство основывается на значимости следующих взаимосвязанных представлений о том, что:

1. любой закон может устанавливаться путем заключения договора, ориентированного рационально, целерационально или ценностнорационально, с правом на последующее уважение со стороны товарищей по союзу, а также (что является закономерным) со стороны личностей, которые находятся или действуют внутри сферы влияния союза..;

2. каждый закон по своей сущности есть абстрактные, специально установленные правила, за применением которых имеется судебный надзор;

5. в соответствии с п.3 товарищи по союзу, подчиняясь господину, подчиняются не его личности, а безличному порядку и поэтому обязаны повиноваться только в рамках деловой компетенции, рационально разграниченной этим порядком.

Таким образом, основными категориями рационального господства являются:

1) непрерывная, связанная правилами, работа служебного предприятия в рамках

2) компетенции, которая означает:

а) объективно разграниченную (в силу разделения труда) сферу должностных обязанностей,

б) расстановку необходимого для этого начальства и

в) распределение допустимых средств принуждения и возможностей их применения.

Предприятие, организованное таким образом, называется «органом власти». «Органы власти» в этом смысле есть на крупных частных предприятиях, в партиях, в армии, и подобно «государству», в «церкви». «Органом власти» в указанном смысле является избранный президент государства (и коллегия министров, и избранные «уполномоченные представители народна»).

3) принцип чиновничьей иерархии, т.е. устройство постоянных органов контроля и надзора за каждым органом власти с правом апелляции или жалобы подчиненных на вышестоящих в иерархической лестнице.

4) «Правила», согласно которым действуют, могут быть:

а) техническими правилами,

5) Важен принцип полного отчуждения штаба управления от средств управления и средств приобретения. Чиновники, служащие, рабочие штаба управления сами не владеют средствами управления и приобретения, но получают их в натуральной или денежной форме и обязаны вести их учет. Выдерживается принцип полного отделения служебного имущества (имущества предприятия или капитала) от личного имущества (домашнее хозяйство) и служебного рабочего места (бюро) от места жительства.

6) В случае полной рациональности отсутствует какое бы то ни было личное присвоение места службы.

7) Важен принцип аккуратности в документах управления, и даже там, где, как правило, принято устное обсуждение вопросов, по меньшей мере письменно должны быть зафиксированы предложения и заключительные решения, постановления и распоряжения. Деловые бумаги и непрерывная работа чиновников представляют собой бюро в качестве основы деятельности современного союза.

1) подчиняются только объективным служебным обязанностям;

2) определены на службу (а не выбраны) в неизменной чиновничьей иерархии;

3) имеют постоянные служебные компетенции;

4) работают по контракту, т.е. на основе свободного отбора по

6) оплачиваются постоянным денежным содержанием..;

7) считают свою службу единственной или главной профессией;

8) усматривают для себя карьеру: «продвижение» по сроку службы или по успехам в работе..;

9) работают в полном «отчуждении от средств управления» и без присвоения рабочего места;

Превосходит бюрократию по профессиональному знанию и знанию фактов в своей области интересов лишь частное лицо, заинтересованное в прибыли, а именно: капиталистический предприниматель. Он является единственной инстанцией, действительно невосприимчивой (хотя бы относительно) к необходимости бюрократического рационального господства на основе знаний.

В социальном отношении бюрократическое господство в общем означает:

1. Тенденцию к усреднению набора из числа наиболее профессионально квалифицированных в целях универсальности,

2. Тенденцию к плутократизации в целях профессионального обучения, длящегося довольно долго (часто до конца третьего десятилетия жизни),

3. Господство формализованной обезличенности. идеальный чиновник управляет своим делом «без уважения к личности», формально одинаково для «каждого».

3. ТРАДИЦИОННОЕ ГОСПОДСТВО

1. либо «традиционные товарищи»,

2. либо «подданные». Не объективный служебный долг, а личная преданность слуги определяет отношение штаба управления к господину. Подчиняются не уставу, а личности, призванной для этого по традиции. приказы которой легитимны по двум причинам:

а) отчасти в силу традиции, прямо определяющей содержание распоряжений (в смысле, продуманном этой традицией);

б) отчасти в силу свободного произвола господина, которому традиция предоставляет соответствующую возможность. Этот традиционный произвол покоится в основном на безграничном почитании.

Т. о., существует две области действия господина:

а) материально связанная с традицией,

б) материально свободная от традиции.

В рамках последней господин может оказывать «благосклонность» в форме милости или немилости, личной симпатии или антипатии и личного произвола, нуждающегося, в частности, в оплате подарками. Так как он поступает в известной мере согласно принципам, то они являются принципами материальной этической справедливости, правосудия или утилитаристской целесообразности, а не формальными принципами, как при легальном господстве. Фактическое осуществление господства означает то, что обычно может позволить себе господин и его штаб управления по отношению к традиционно повинующимся подданным, не вызывая у них отпора. Возможное сопротивление направляется против личности господина (или слуги), которые не уважают традиционные границы власти, а не против системы как таковой («традиционалистическая революция»).

Господин правит без или со штабом управления. Типичный штаб управления может быть набран из:

a) «патримониально набранных» людей, связанных с господином традиционно, узами почитания: из членов рода, из невольников, из зависимых домашних служащих (Hausbeamte), в особенности из «министериалов» («слуг господина»), из людей, зависимых от господина (клиентела), из колонов, из вольноотпущенных; и

б) «экстрапатримониально набранных»:

1) в силу личных отношений доверия (свободные «фавориты» всех видов), или

2) из законно подчиненного господину союза (вассалы), наконец,

3) из свободных чиновников, почитающих господина.

«Бюрократия» возникла впервые в патримониальных государствах как чиновничество, призванное экстрапатримониально. Но эти чиновники (как вскоре будет сказано) были прежде всего личными слугами господина.

В штабе управления традиционного господства в чистом виде отсутствуют:

a)объективно распределенная устойчивая «компетенция»;

б) устойчивая рациональная иерархия;

в) упорядоченное определение на службу по свободному контракту и упорядоченное продвижение по службе;

д) профессиональное обучение (как норма);

e) постоянное и выплачиваемое в деньгах содержание.

[ Комментарии ]

К a): Вместо прочной деловой компетенции существует конкуренция между действующими поручениями и полномочиями, данными господином сначала произвольно, а затем делающимися постоянными, наконец, часто традиционно стереотипными.

К б): Отсутствует определение того, как и кем должно быть исполнено решение дела или жалобы:

либо 1) урегулировано традиционными нормами.

либо 2) полностью оставлено на усмотрение господина.

Наряду с традиционалистской системой «высшего двора» существует принцип немецкого права, согласно которому в присутствии господина вся юриспруденция работает в холостую.

К c): Продвижение осуществляется. только по произволу и милости господина.

К д): У всех домашних чиновников и фаворитов господина в как правило отсутствует квалификация на основе рационального профессионального обучения. Начало профессионального обучения служащих. означает повсеместно новую эпоху в управлении, несмотря на то, что эмпирическая выучка некоторых чиновников возникла довольно рано.

К e): Домашние чиновники и фавориты кормятся в основном за столом господина и экипируются из его кладовой.

1. К основным типам традиционного господства при отсутствии личного штаба управления господина относятся:

b) ранний патриархализм.

Геронтократией называется такое положение, при котором господство в союзе и священную традицию исполняют старейшие (первоначально, в буквальном смысле, по возрасту) как лучшие ее знатоки. На традиции часто основаны непервичные экономические или семейные союзы.

«Товарищи» впервые становятся теперь «подданными», право господина, толковавшееся до сих пор как преимущественное право товарища, становится его личным правом, захваченным им точно также, как какой-либо объект собственности, который можно. использовать как угодно (продать, заложить, передать как долю в наследстве). Внешне патримониальная власть господина опирается на подданных-невольников (часто заклейменных), или подданных-колонов, или подданных, находящихся под гнетом, или. на личную охрану и армию (патримониальная армия), получающую денежное довольствие. Благодаря этой власти господин. увеличивает долю произвола, благосклонности и милости, свободную от традиции.

Патримониальным следует считать всякое султанистское господство, ориентированное в основном на традицию, но осуществляемое благодаря полному личному праву и правящее в основном с помощью свободного, не связанного традицией произвола. Это различение совершенно нечеткое. От раннего патриархализма патримониализм и султанизм отличает существование личного штаба управления.

3. Сословным господством следует называть такую форму патримониального господства, при которой господином апроприируется власть, определенная штабом управления и соответствующие экономические возможности. Присвоение может осуществляться (как и во всех подобных случаях):

a) со стороны союза или категории лиц, имеющих свои отличительные черты, или

б) лично (и в действительности только пожизненно), или по наследству, или в качестве свободной собственности.

a) правление господина с полным или преимущественно натуральным обеспечением (оброки и барщины). В этом случае экономические отношения строго связаны традициями, развитие рынка замедлено, денежное обращение в основном натуральное и ориентировано на потребление, возникновение капитализма невозможно. Наряду с этим имеется возможность:

либо 2. в случае налоговой аренды, аренды или покупки служебного места и капиталистической армии или управления, существует как финансовое хозяйство и отклонен в направлении политически ориентированного капитализма.

Финансовое хозяйство патримониализма, и в честности, султанизма, даже там, где оно является денежно-экономическим, действует иррационально. Для рационализации экономики не хватает не только расчета, но и личной свободы трудиться.

4. ХАРИЗМАТИЧЕСКОЕ ГОСПОДСТВО

«Харизмой» следует называть качество личности, признаваемое необычайным, благодаря которому она оценивается как одаренная сверхъестественными, сверхчеловеческими или, по меньшей мере, особыми силами и свойствами, не доступными другим людям. Оно рассматривается как посланное богом или как образец. (Первоначально это качество обусловлено магически и присуще как прорицателям, так и мудрецам-исцелителям, толкователям законов, предводителям охотников, военным героям.) Как бы «объективно» правильно ни было оценено соответствующее качество с этической, эстетической или иной точки зрения, по существу, совершенно неважно. Важно одно, как оно фактически оценивается подчиненными харизме, «приверженцами».

Ни один пророк не считает свое качество независимым от мнения масс о нем, ни один венценосный король или харизматический герцог не рассматривал противодействие или пассивность иначе, как противное долгу: неучастие в формально-волюнтаристски организованном вождем походе высмеяно во всем мире.

2. Если доказательства долго не приходят, то это свидетельствует о том, что одаренный харизматической милостью покинут своим богом или потерял свою магическую или героическую силу. Если продолжительное время ему изменяет успех, и, в первую очередь, если его руководство не приносит облегчения подчиненным, то его харизматический авторитет может исчезнуть. В этом состоит подлинный смысл харизматической «божественной благодати».

5. Харизма есть великая революционная сила в связанных традициями эпохах. В отличие от революционизирующей силы «ratio», которая действует или извне (путем изменения жизненных обстоятельств и жизненных проблем и посредством этого изменения отношения к ним), или путем интеллектуализации, харизма может быть преобразованием изнутри, которое, будучи рожденным из нужды или воодушевления, означает изменение главных направлений мышления и действия при полной переориентации всех установок ко всем отдельным формам и к «миру» вообще. В дорационалистических эпохах традиция и харизма разделяли между собой общность ориентации действия.

Харизматическое господство представляет собой сугубо личностное, связанное с личными качествами, относимыми к харизме, и их подтверждением, социальное отношение. Но если это отношение не остается чисто эфемерным, оно принимает характер стабильного отношения: «община» единоверцев, воинов или учеников; партийный союз, партийная или иерократическая общность. Тогда харизматическое господство, которое только in statu nascendi («в момент образования») существует в идеально-типической чистоте, должно значительно изменить свой характер: оно становится традиционным или рациональным (легальным), или и тем, и другим одновременно, но в различных аспектах. Движущие мотивы для этого следующие:

а) идейная и материальная заинтересованность сторонников в продолжении существования и постоянном оживлении общины;

b) еще более сильные идейные и материальные интересы управленческого штаба: последователей, учеников, партийной свиты из доверенных лиц, чтобы:

1) продолжить существование отмеченного отношения; 2) так его продолжить, чтобы при этом собственная позиция идейно и материально была бы поставлена на стабильную обыденную платформу: внешнее восстановление семей и нормальное их существование вместо отрешенности от мира и чуждых экономике «посланий».

Выделенный вопрос обычно решается следующими способами:

a) новые поиски носителя харизмы, определяемого в соответствии с признаками быть лидером. Затем легитимность нового носителя харизмы связывается признаками, т.е. «правилами», для которых возникает традиция; следовательно, чисто личностный характер уничтожается.

b) с помощью откровения: оракул, жребий, божественное решение или другая техника отбора. Тогда легитимность нового носителя харизмы является производной от легитимности техники (легализация).

c) путем выдвижения нового носителя харизмы предшествующим и через признание его общиной. Тогда легитимность становится легитимностью, приобретенной в силу назначения.

Тем не менее легитимность легко представляется легитимностью правового промысла, при всех мерах предосторожности соответствующего истинности, в основном с определенными формальностями (возведением на трон и т.д.).

e) через представление, что харизма есть свойство крови и распространяется на род, в особенности из ближайших родственников носителя харизмы: наследственная харизма. Тогда вера относится больше не к харизматическим качествам личности, а к легитимному промыслу в силу порядка наследования. (Традиционализация и легализация.) Понятие «божья милость» полностью изменяет свой смысл и теперь означает: хозяин собственного права, независимо от признания подчиненных. Личностная харизма может совершенно отсутствовать.

d) через представление, что харизма есть такое ( изначально магическое ) качество, которое с помощью ритуального средства, примененного носителем харизмы, можно перенести на или вызвать у других. Это овеществление харизмы, прежде всего должностная харизма. Вера в легитимность больше не относится к личности, а к приобретенным качествам и действенности ритуальных актов.

Важнейший пример: харизма священника через миропомазание, посвящение в сан, возложение рук; харизма короля, переносимая или укрепляемая через миропомазание и коронование.

Власть имущий предстает свободно избранным вождем. Так же развивается признание общиной харизматических правовых положений к представлению о том, что сама она по собственному желанию может принимать, признавать и отменять право как в общем, так и в частном случае. В то время как случаи спора о «справедливом» праве в условиях подлинной харизматической власти фактически регулированы решением общины, но под психологическим давлением: существует только одно обязательное и правильное решение. Тем самым обсуждение права приближается к представлению о легальности. Важнейший переходный тип: плебисцитарное господство. В современном государстве оно воплощено в типах «партийного вождизма». Но повсюду оно существует там, где власть имущий ощущает себя легитимным доверенным лицом масс и признан таковым.

Принцип «выбора», как переосмысление харизмы, однажды примененный к лидеру, может быть применен также к управленческому штабу. Выборные чиновники, власть которых легитимна в силу доверия подчиненных и которые поэтому могут быть отозваны в случае объявления недоверия подчиненными, типичны для «демократий» определенного образца, например, для Америки. Эти чиновники не являются «бюрократическими» фигурами. Они занимают свое место, потому что легитимированы самостоятельно, в слабом иерархическом подчинении и с шансами на продвижение и использование, независимыми от «начальника». Составленное из них управление как «прецезионный инструмент» в техническом отношении значительно уступает бюрократическому управлению, состоящему из назначенных чиновников.

Отношение к экономике:

2. Для формальной рациональности экономики в некоторой степени ослабляюще действуют плебисцитарные силы, поскольку легитимная зависимость от веры и преданности масс принуждает их к обратному: представить экономически материальные постулаты справедливости. То есть: разрушить формальный характер юстиции и управления посредством материальной («кади») юстиции (революционные трибуналы, системы ордеров, все виды контролируемых продуктов и предметов потребления). Вождь, таким образом, является социальным диктатором, что не связано с современными социалистическими формами.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Но, в конце концов, и на самом деле историческая реальность является также и непрерывной, чаще всего скрытой борьбой между господином и штабом управления за апроприацию или экспроприацию одного или другого. Почти для всего культурного развития решающими были:

1. исход этой борьбы как таковой;

2. характер этого сословия по принадлежащим к нему чиновникам, которые помогали господину выигрывать борьбу против феодальных или других апроприированных властей: ритуальные литераторы, клерки, чисто западные «клиенты», министериалы, юридически образованные литераторы, профессиональные финансовые чиновники (о понятиях позже).

В виде этой борьбы и развития раскрывается добрая часть не только истории управления, но и истории культуры, так как этим было определено направление воспитания и был детерминирован вид образования сословий.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *