какие учебники выбрать для семейного обучения
Семейное образование на практике: самый подробный гид от практикующей семьи
Писать о семейном образовании приятно и интересно, но всегда получаются рассказы о чувствах, возможностях, мнениях, общие философские рассуждения. И у читателей возникает много практических вопросов — как строится обучение, сколько времени занимает, нужны ли репетиторы. Что ж, видимо пора ответить на все эти вопросы внятно и по пунктам.
Мой сын проучился дома два года: 5 и 6 класс. Аттестации прошёл и возвращаться в школу не намерен. Этот текст содержит описание личного опыта нашей семьи и предназначен для людей, которые тоже интересуются семейным образованием.
Терминология
Не стоит путать домашнее обучение и семейное образование. На домашнее обучение уходят только по состоянию здоровья. Тогда образованием ребёнка занимается школа. К нему домой приходят учителя, сами учат, сами проверяют, сами выдают аттестаты.
Семейное образование — это добровольный перенос ответственности за обучение ребёнка со школы на родителей. В этом случае школа только проводит аттестацию, но никак не участвует в учебном процессе. Для перехода на семейное образование не нужно никаких причин кроме желания родителей.
Принятие решения
Сначала я сообщила родственникам, что хочу перевести сына на семейное образование. Папа, бабушки и дедушки восприняли эту новость нормально и согласились по мере сил помогать. Дальше у нас состоялся самый важный серьёзный разговор с ребёнком. Я объяснила ему, что есть возможность не ходить в школу, что эта возможность потребует от нас много сил и решимости, что одна я с этим не справлюсь и основная нагрузка ляжет на него самого. «Ты уверен, что справишься? Даже, когда будет тяжело? Ты готов работать каждый будний день честно и не отлынивать?». И вот когда он ответил, что готов и справится, решение было принято.
Бюрократия и начало
Мой Сашка учился в начальной школе, где было всего четыре класса, после чего дети выпускались и поступали уже в другие учебные заведения. Так вот, мы решили после выпуска больше в школу не ходить. Я позвонила в среднюю школу, которая находилась недалеко от дома, и договорилась о встрече с директором. На этой встрече я рассказала, что хочу зачислить своего сына в школу и тут же перейти на семейное образование. Директор выдал мне необходимые бланки для заявлений (о зачислении и переводе на СО), я заполнила их. Договорились, что сдавать аттестацию ученик будет один раз в год (частоту экзаменов директор школы и родители выбирают произвольно), познакомилась с завучем, который решал для нас организационные вопросы, и всё. Вот мы официально на семейном образовании. После этого ещё пришлось отнести заявление в департамент образования, но оно носит чисто уведомительный характер. В департаменте мне рассказали о правах и возможностях моего сына и предложили обращаться за помощью, если возникнут какие-нибудь проблемы.
Денежная компенсация
На обучение каждого ребёнка государство тратит определённую сумму. Если ребёнок находится на семейном образовании, то школа этих денег не получает, а должны получать родители. Здесь, к сожалению, мой опыт полезным не будет. В современных законах о компенсациях написано что-то невнятное, нужно отдельно решать вопрос с департаментом. И я просто не стала этого делать. Мы простили государству деньги и сосредоточились на учёбе.
Выяснение программы
Внятных списков, какими знаниями, умениями и навыками должен обладать ученик к концу года, не существует. Программы у разных учителей в разных школах тоже разные. Поэтому определиться с учителями, которые будут проводить аттестацию, следует в начале года. Ребёнок, находящийся на семейном образовании, имеет право пользоваться школьной библиотекой. Мы взяли учебники и выяснили у учителей, достаточно ли нам будет знаний из книг или нужны дополнительные источники. Таким образом, у нас появился собственный уточнённый список тем, которые нужно изучить за год.
Подготовка
Я составила календарь на учебный год. Выходные мы назначили себе на воскресенья и понедельники. Осенние и зимние каникулы совпадали со школьными, а весенние пришлось перенести, так как экзамены нужно было сдавать уже в конце апреля. Общее количество всех тем по всем предметам разделили на количество рабочих дней и получилось, что в среднем за один день нам нужно было проходить 2 новых темы. На это и ориентировались в будущем. В какие-то дни проходили больше (иногда до 8 тем), в какие-то тратили всё время только на закрепление пройденного. Кроме этого я выдала ребёнку право на три прогула — он мог отказаться от учёбы в любой день, устроив себе выходной, но не больше трёх раз за год.
Расписание
Все предметы разделили на две группы. В первую группу вошли: математика, русский язык, английский язык и технология. Это те предметы, где ученику нужно получить не только знания, но и умения. Во вторую группу попали все остальные дисциплины. Расписание для каждой группы составлялось по-разному. Первые две недели изучали только математику и только в теории. Затем я готовила практические задания по пройденному материалу на каждый день. Так же поступили с русским языком. Потом уже ребёнок сам выбирал какой предмет изучать следующим. Таким образом, получалось, что каждый день Сашке нужно было проходить теорию по какому-то предмету из второй группы и решать практические задания по предмету из первой группы. Это два больших урока в день — один теоретический, другой практический.
Процесс обучения
Закрепление пройденного
Математика и русский язык закреплялись каждый день с помощью практических заданий. Для других предметов в конце недели я устраивала сыну небольшую контрольную. Иногда вместо контрольной просто пробегались по учебнику, останавливаясь на ключевых фактах и ещё раз проговаривали их вслух.
Репетиторы и помощники
Прибегнуть к помощи со стороны нам пришлось только в изучении английского языка. Предмет специфический, тут нужно произношение, восприятие на слух, разговор. В пятом классе это были занятия с репетитором, в шестом — посещение курсов. Кроме этого, часть обязанностей по обучению ребёнка я делегировала другим родственникам. Технологией и физкультурой с ним занимался папа, русским языком — бабушка.
Распорядок дня
Распорядок не нужен. Я работаю на фрилансе, сын на фрилансе учится, так что никаких начальников и чётких сроков у нас нет. Ребёнок просыпается без будильника, завтракает, бездельничает и сам решает, когда он готов приступить к учёбе. Конечно, все развлечения доступны ему только после того, как учебная программа дня будет выполнена. С чего начать — с теории по одним предметам или практики по другим — он тоже выбирает сам. В процессе обучения допускаются перерывы любой длительности по желанию ученика. Во время уроков можно пить чай, жевать печеньки, закидывать ноги выше головы — что угодно. Это очень здорово и, по моим наблюдениям, совсем не мешает учёбе, а только помогает.
Экзамены
За месяц до сдачи экзаменов мы просим в школе устроить нам консультации с учителями. Они занимают не больше 15 минут каждая. На консультации учитель рассказывает в какой форме будет проходить экзамен, на каких темах стоит акцентировать внимание. Оценка, которую получит ребёнок при аттестации, ни коим образом не станет отражением его реальных знаний. Это уж я теперь знаю наверняка. Поэтому мой сын отправляется на экзамены с одной целью — сдать. Эти экзамены значительно сложнее, чем простое получение оценок в течение года при очном обучении, списать или построить глазки не получится. Программу нужно действительно знать. Но этого тоже не стоит совсем уж бояться. Если экзамен провален, назначается пересдача, к которой можно будет спокойно подготовиться, уже имея достаточно времени и чёткое представление о требованиях учителя.
Время и деньги
На учёбу каждый день у нас уходило по 2-3 часа. На составление расписания и практических заданий я тратила около получаса в неделю. Деньги экономятся в невероятных количествах, не смотря на оплату работы репетитора. Тетрадей, альбомов, ручек и карандашей не покупала совсем — в течение двух лет нам хватало того, что осталось не использованным в начальной школе. Пенал, портфель, сменка, рубашки, брюки, пиджаки, жилетки — всё это нам теперь не нужно, а это стоит очень больших денег. Мы же обходимся удобными джинсами и футболками. Ну и, конечно, нам не приходилось ничего сдавать на шторы, охрану, подарки учителям и все остальные радости школьной жизни.
И напоследок хочу ответить на несколько часто задаваемых вопросов.
«Целыми днями сидеть дома это вредно и скучно. А как же социализация?»
Перейти на семейное образование — это не значит пристегнуть ребёнка к батарее и не выпускать. Наоборот, без школы появляется много свободного времени на кружки, секции, прогулки, друзей, хобби и всё остальное.
«Мама работает?»
Да. На фрилансе при гибком графике. Но это не обязательное условие. Если ребёнок достаточно взрослый, чтобы оставаться дома один, или есть родственники, которые могут приглядеть за ним в течение дня — регулярная работа родителей не станет препятствием для семейного образования. С ребёнком можно заниматься по вечерам, а на день оставлять ему задания для самостоятельной работы.
«А как вы будете выполнять лабораторные работы по физике, химии, биологии, где нужны достаточно серьезные оборудование и материалы?»
В школе, к которой приписан мой сын, нет кабинетов технологии — работу по дереву и шитьё дети изучают только в теории. Оборудования для лабораторных по физике и химии тоже практически нет. В общем, наш домашний микроскоп, глобус и лобзик — это уже больше, чем могут предложить многие школы. Я думаю, мы решим эти вопросы по мере их возникновения. Купить сейчас можно практически всё, что угодно.
«Что труднее всего далось?»
Труднее всего придерживаться выбранного графика и не расслабляться слишком сильно. Когда приходит осознание того, что семейное образование значительно проще, чем казалось, это слегка деморализует.
«Были ли у него такие типичные вещи, как лень. Тебе как маме приходилось ему давать „пинка“?»
Были. Приходилось. Но уговорить ребёнка заняться делом достаточно просто, когда он спокойный, счастливый, когда у него нет ненависти к процессу обучения, а у мамы есть достаточно времени и нет раздражения.
«Мне кажется, что при семейном образовании один из родителей должен отказаться от возможности самореализации, разве нет?»
Это совершенно не так. Родители школьников всегда тратят время на занятия с ребёнком, выполнение домашних заданий и прочего. При семейном образовании то же самое время просто тратится иначе. Приносить себя в жертву вовсе не обязательно. А если у родителя нет даже двух часов в день для общения с ребёнком — это уже катастрофа и форма обучения тут не играет роли.
«Такая система требует от кого-то из родителей уверенных знаний школьной программы и хоть какого-то педагогического таланта?»
Особых знаний не нужно. Изучать материал можно одновременно с ребёнком, это даже лучше, веселее и полезнее для ученика, чем подготовленная лекция. Я считаю, что родитель должен иметь способность к творчеству, здравый рассудок и умение структурировать информацию. Этого достаточно для того, чтобы успешно учить ребёнка без школы.
«Боюсь, что не справлюсь сама, что не справится он, боюсь, что ненависть к школе равна ненависти к обучению в целом, как быть тогда?»
Пробовать. Переход на семейное образование — это не дорога в один конец, вернуться в школу можно в любое время посреди учебного года. Небеса не свалятся на землю, если ребёнок не сдаст экзамен. У него будет несколько возможностей пересдать его. Если человеку плохо в школе, если он ненавидит учиться, значит самое страшное уже произошло и бояться больше нечего, остаётся только пробовать что-то изменить.
Где и какие учебники стоит брать на семейном обучении?
28 Авг. 2021 Полезные советы
Специализированных учебных пособий для детей на семейной форме образования не существуют. Если ребёнок учится дома, как правило, он использует те же учебные материалы, что и обычные школьники. Но преимущество семейного образования, в отличие от традиционной формы обучения, в том, что можно выбирать и комбинировать различные пособия.
При прикреплении к школе ребенок зачисляется в контингент школы и вместе с тем он получает статус экстерна и равные с остальными школьниками академические права. Например, использование школьной библиотеки. Но прикрепление происходит только на период контрольных и экзаменов, и получить бесплатные учебники в школьной библиотеке можно лишь в период аттестации.
Поэтому семьи, чьи дети получают образование в семейной форме, часто вынуждены самостоятельно подбирать материалы для занятий.
Как выбрать учебники
При прохождении аттестаций у нас вы получаете списки с рекомендованной учебной литературой, которые соответствуют ФГОС*.
* ФГОС — это федеральные государственные образовательные стандарты. Они представляют собой совокупность требований к программам образования. Основной задачей ФГОС является создание единого образовательного пространства по всей России. Используя учебник, рекомендованный ФГОС, ребёнок будет учиться по той же программе, что и большинство российских школьников. Даже если переедет в другой город или перейдёт на семейное обучение.
Другой путь — прислушаться к советам учителей или методистов. Педагоги хорошо разбираются в существующих пособиях по своему предмету и могут подсказать, где лучше всего подан материал или разобрана конкретная тема.
Где брать учебники для семейного обучения
Самый простой и очевидный путь — купить в книжном магазине. Но не всегда нужные бумажные пособия есть в магазинах города и доступны по стоимости. В этом случае можно приобрести электронные версии учебников. Сделать это легко и легально можно на таких электронных библиотеках как:
Какие учебники выбрать для семейного обучения
Некоторое время назад я уже писала о том, что забрала сына из школы, чтобы испытать на себе все радости семейного образования. С тех пор прошло уже полгода, и, пожалуй, мне есть, чем поделиться.
Без школы, но с любимыми занятиями
Начнем с главного. Мы до сих пор не вернулись в школу. И что уж скрывать — не собираемся. Вдохнув запах свободы, мы не горим желанием зависеть от уроков, звонков и дополнительных занятий. Возможно, вам захочется возразить мне: мол, это ваше желание, а не ребенка. Да, на такой вопрос я отвечала не далее, чем вчера: классный руководитель сына очень переживает за то, что я не пускаю его в школу.
Спешу успокоить: я не держу Лёву дома. Более того, я периодически у него спрашиваю, не надумал ли он возвращаться. В этот момент он смотрит на меня как на того, кто в июне предлагает покататься на лыжах, говорит: «Ты чего, мам? Нееет!» На этом разговор заканчивается. 🙂
Второй класс Лев закончил с двумя четверками. А на днях мы закрыли аттестацию за первую четверть третьего класса. И сделали это хорошо, на четверки и пятерки. Хотя если честно, то оценки играют далеко не главную роль по сравнению с другими бонусами, которые мы получили, выбрав свободу.
Лев по-прежнему занимается в секции шахмат (на сегодняшний день у него третий взрослый разряд) и в астрономическом кружке обсерватории. После долгих раздумий было принято решение уйти с секции дзюдо и попробовать свои силы в фехтовании. А еще он учится в музыкальной школе, занимается йогой и много-много гуляет и ходить в гости к друзьям. То есть занимается тем, что ему по-настоящему нравится и получает при этом знания с удовольствием. А детство таким и должно быть!
Образовательный процесс хоумскулера
Образовательный процесс в этом году мы решили планировать иначе. В качестве эксперимента мы учимся не по принципу «Один день = один предмет» (я рассказывала об этом в прошлый раз), а методом глубокого погружения. Программу по всем предметам я условно разделила на четыре части (по количеству аттестаций). Предметы мы осваивали по очереди: неделя информатики, две недели окружающего мира, две недели чтения и т.д.
К слову, мы учились и летом. Листать учебник по математике на приморском бульваре оказалось еще ни с чем не сравнимым удовольствием 😉
Математика на приморском бульваре нам понравилась ☺
Вообще я сторонник версии, что стандартная организация образовательного процесса является неэффективной: в сентябре дети занимаются повторением пройденного в предыдущем классе, в апреле-мае школа занята подготовкой к экзаменам, новых тем уже нет да еще и три месяца, в течение которых большинство детей про умственный труд почти не вспоминает. В сухом остатке мы получаем шесть напряженных месяцев учебы и битье баклуш в оставшееся время. На семейном же образовании у ребенка есть возможность получать знания в максимально приятном темпе, не напрягаясь.
Таким образом, к моменту аттестации мы прошли даже больше, чем одноклассники. Но в этот момент я пришла к выводу, что семейное образование — это всегда немного — а может и много! — творчество и импровизация. Учебник по русскому оказался жутко скучным и непонятным, поэтому задания я придумывала сама, а видеоуроки мы смотрели на сайте interneturok.ru. Там же Лёва увидел лекции по физике и химии, которые никак не согласился оставить «на потом». В итоге сейчас он смотрит видеоуроки по этим предметам за 7 класс. А еще он попросил пойти по математике впереди программы, поэтому вдобавок ко всем обязательным ежедневным занятиям прибавились дополнительные примеры и задачи.
И пару слов об аттестации. По закону она проводится так, как решит школа. В нашем случае это раз в четверть. Русский и французский языки и математику сын сдает вместе с классом в виде четвертных контрольных работ. Окружающий мир и чтение — индивидуально, в формате беседы с учителем. По музыке нам засчитывают обучение в музыкальной школе, по физкультуре обязательна сдача нормативов. По изобразительному искусству и технологии учитель дает задания, которые ребенок должен выполнить дома, оценка за них и считается аттестационной. А по информатике Лев выполняет задания в рабочей тетради на печатной основе, которые потом проверяет учитель и ставит общую оценку.
Такой вариант аттестации в нашей школе, но, повторюсь, закон предполагает лишь сдачу всех учебных дисциплин, но не говорит о формате, поэтому в зависимости от учебного заведения. Он может очень отличаться.
Книги в помощь
Я уже рассказывала о том, какие книги у нас в приоритете. За последние месяцы список любимых книг у моего сына стал намного больше. Из МИФовских он проглотил «Детектив Пьер распутывает дело» и «По горячим следам». Мне кажется, для мальчишек лет 8-10 это вообще огромная находка: что-то найти, разгадать, додумать — это же просто прелесть!
С нетерпением сын дождался книгу «Как все устроено сегодня». О, это не просто книга! Как устроена ракета, что такое квадрокоптер и что внутри у реактивного ранца. По-моему желание узнать самую суть механизмов, залезть внутрь любого устройства удовлетворено полностью.
Книга-мечта для каждого мальчишки
И еще одна книга, мимо которой пройти просто не представлялось возможным, — это «Профессор Астрокот и его приключения в мире физики». Первая книга про Астрокота стала нашим семейным мастридом, ее Лев перечитывал несколько раз. Вторую книгу мы тоже очень ждали. Как оказалось, не зря. Столько знаний о физике в простой и понятной форме, столько хорошего юмора! А иллюстрации и шероховатые страницы — просто ах!
Кстати, небольшой лайфхак. Дети любят соревноваться. Я решила «сыграть» на этом. Мы соревнуемся в количестве прочитанных книг. У нас даже есть списки. Это очень стимулирует к чтению! С начала года у Лёвы более 30 прочитанных книг. Это чуть меньше, чем одна книга в неделю. Неплохо, мне кажется.
Наши списки примерно так и выглядят
Продолжать или закончить?
И опять я задаюсь вопросом «А что дальше?». И опять честно отвечаю: не знаю. Возможно, рано или поздно Лев вернется в школу (хотя я надеюсь, что нет, но приму любое решение сына). Возможно, к пятому классу наш хоумсклинг трансформируется в очно-заочное образование, и сын будет ходить в школу на отдельные предметы. А может, ничего и не изменится, и школьная система останется чем-то чужим для нас. В любом случае я буду исходить из желаний ребенка и принципов гуманной педагогики. В этом плане мне очень нравится фраза великого педагога Шалвы Амонашвили: «Если вам доверили на воспитание ребенка, верните его крылатым».
Какие учебники выбрать для семейного обучения
Позанимались несколько дней математикой (арифметикой) по учебнику Поповой за 1 класс. При этом неоднократно возникали сомнения, которые хорошо сформулировала другая мама:
Получается, ребенку в 5 классе по математике просто нечего будет делать. Можно, конечно, годик отдохнуть от математики, но я уже по собственному опыту знаю, к чему это приведет: весь предыдущий материал забудется, и в 6 классе несколько месяцев придется заниматься повторением пройденного, чтобы вспомнить.
Я через год после школы поступала в институт, так мне 3 месяца потребовалось за учебниками сидеть, чтобы вспомнить (прорешать) математику и химию за 11 класс, и при этом было ощущение, что я эти примеры и задачки вижу впервые в жизни. Поняла тогда, почему солдаты после армии в большинстве уже не могут поступить в ВУЗ (тогда срок службы был 2 года).
Конечно, на СО можно сдавать экстерном, можно и другие предметы «сжать», проходить их тоже быстрее, но зачем? Куда торопиться? К тому же наша учебная программа и так будет больше, чем советская, поскольку я собираюсь добавить к ней предметы, о которых писала здесь: http://2kumushki.ru/sochinenie_na_temu_esli_by_ya_byl..
Не хочу напрасно нервировать ребенка и перегружать его, поэтому убираем Попову и берем. Снова Моро? Нет, хочу все-таки попробовать Пчелко 1958 г. (прикрепляю к сообщению).
По английскому мы не сильно напрягаемся, но занимаемся регулярно: по чуть-чуть, но каждый день. Я не требую от дочери тщательно зазубривать новые правила, поскольку многие моменты в незнакомом языке невозможно понять, пока не выучил целой кучи других правил и слов. Поэтому мы идем в легкую, можно сказать, поверхностно.
Кроме того, для письменных работ по английскому решила приобрести еще один учебник Голицынского: «Грамматика. Сборник упражнений» (ключи, т.е. ответы к упражнениям, если потребуются для проверки, можно и в интернете посмотреть, не обязательно покупать).
У дочери от успехов в английском проснулся интерес к учебе, и, если раньше мне приходилось принуждать ее к занятиям, то теперь наоборот, часто она за мной бегает с учебником, чтобы я с ней позанималась, когда я отлыниваю от роли учительницы (точнее, занята другими делами).
Правда, кое-что в этом учебнике я уже подправила. На странице 63 предлагаются два варианта фразы: «I have got» и «I have», при этом в качестве образца дан именно первый вариант. Я сама привыкла использовать второй.
Начали сказываться плоды обучения, и это очень радует. Дочь уже вполне прилично пишет: красиво, довольно быстро и без грубых ошибок. Помарки и исправления, конечно, еще есть, но это уменьшится со временем. Также она быстро и хорошо считает, много и с удовольствием читает (поскольку ей по утрам играть не с кем, ведь все дети в школе). Чтобы удовлетворить ее потребность в чтении, мы записали ее в библиотеку, правда она в городе, но мы все равно бываем там как минимум раз в неделю, чтобы затариться продуктами.
В английском языке дочь тоже делает большие успехи, но из всех уроков он у нее самый нелюбимый. Хотя поначалу она взялась за изучение языка с большим энтузиазмом.
Припоминаю, что точно также у нее было с чтением. Когда лет в 5-6 я начала ее учить буквам, она сначала загорелась, типа: «Ого, сейчас я научусь, буду сама читать, не придется больше просить маму!» Но как только выяснилось, что дело это не быстрое, требует упорных тренировок на протяжении длительного времени, задор сразу куда-то пропал, и в дальнейшем мне приходилось понуждать ее к занятиям.
И теперь с английским происходит то же самое. Да я и по себе это помню! Английский будет ей в радость, но очень нескоро. На первых порах изучение любого иностранного языка – довольно нудное и тяжелое занятие. По сути, освоение иностранного языка – это зубрежка и зубрежка, тренировка и тренировка! Именно по этой причине ни один ребенок изучить иностранный язык самостоятельно не может (по крайней мере в младших классах). Ребенка нужно заставлять.
Вчера дочь сказала мне: «Я не хочу учить английский вообще! Зачем он мне нужен? Ты вот сама гораздо меньше учила! Ты ведь сама говорила, что в школе плохо учили. А мы с тобой очень много учим».
На самом деле учим мы не много. Английский у нас занимает не более 45 минут в день, т.е. не больше одного урока в школе. Но заниматься стараемся каждый день (кроме воскресенья), и это индивидуальные занятия, поэтому они, конечно, требуют от нее большой сосредоточенности (но поэтому они и очень эффективные).
Пришлось мне провести с ней воспитательную беседу. Кстати, такие беседы у нас всегда превращаются в разговоры за жизнь, поэтому мы с дочерью их очень любим! Я с удовольствием рассказала ей о том, что действительно, раньше английский язык не был нужен, и мы в школе не понимали для чего его учим, ведь никто из наших знакомых за границу не ездил, она была закрыта.
Но уже когда я училась в старших классах, границы открыли, и оказалось, что английский язык теперь нужен, и именно тогда я начала его усиленно учить. И мне пришлось очень тяжело, потому что нужно было заполнить пробелы, образовавшиеся от недобросовестной учебы в прошлом.
А теперь, с развитием интернета, английский стал просто необходим каждому человеку! Теперь человек может жить в селе и хорошо зарабатывать, не выходя из дома. Ведь с помощью интернета можно общаться с человеком не только из другого города, но вообще из любой точки мира. Можно найти работу в другой стране и работать по интернету. Но для этого нужно знать английский, и знать очень хорошо, владеть им свободно! Не так, как я, а даже лучше. Гораздо лучше! (со своим средненьким английским я сейчас кажусь своей дочери гуру английского языка).
Английский теперь нужен всем не только для работы, но и для путешествий: например, если хочешь поехать за границу, и не по путевке (это скучно), а сам, «дикарем». Если ехать по путевке, то, во-первых, здорово переплатишь за нее, а во-вторых, ты будешь общаться только с русскими.
Например, путешествие в Европу. Ты будешь ехать на автобусе вместе с русскими, вас поселят в гостинице вместе с русскими, русский экскурсовод организованно повезет вашу группу русских по достопримечательностям. В такой поездке вы иностранцев-то и не увидите, вы будете общаться с такими же туристами, как вы сами!
А можно сделать так, как делает моя подруга: забронировать все билеты на сайте momondo.ru, поехать за границу и самостоятельно выбирать для себя объекты, которые хочешь посмотреть, и маршруты, по которым будешь следовать. Во многих музеях можно взять напрокат наушники, где диктор на русском языке все вам увлекательно расскажет. Если потерялся, всегда можно обратиться к иностранцам, и они с огромным удовольствием вам помогут. Кто решится на такую поездку? Только тот, кто свободно владеет английским!
И я обнадежила ее, что через некоторое время, когда мы закончим самоучитель Голицынского, и когда у нее начнутся беседы с носителями языка по скайпу, учить английский ей будет уже гораздо интереснее. Будет тоже трудно, но интересно. По-моему, дочь прониклась, поверила мне.
После этой беседы мне вспомнилось «активное слушание», которое пропагандирует Гиппенрейтер и другие. Вот сравните: такая беседа и механическое отзеркаливание (отфутболивание), которое сейчас навязывается родителям как последнее открытие ученых.
Этот алгоритм реагирования на детские проблемы предназначен только для того, чтобы уничтожить нормальное живое общение между родителями и детьми, сделать невозможной передачу опыта от старших к младшим!