какие ученые внесли большой вклад в изучение динамики семейных отношений
Развитие науки о семье и исторические изменения семьи и брака
Семье и браку посвящено множество исследований с древности до наших дней. Еще античные мыслители Платон и Аристотель обосновывали свои взгляды на супружество и семью, критиковали тип семьи своего времени и выдвигали проекты ее преобразования.
Наука располагает обширной и достоверной информацией о характере семейных отношений в истории развития общества. Изменение семьи эволюционировало от промискуитета (беспорядочных половых связей), группового супружества, матриархата и патриархата до моногамии. Семья переходила от низшей формы к высшей по мере того, как общество поднималось по ступеням развития.
Опираясь на этнографические исследования, в истории человечества можно выделить три эпохи: дикость, варварство и цивилизацию. Каждая из них имела свои общественные институты, доминирующие формы отношений между мужчиной и женщиной, свою семью.
Для ранних ступеней общественного развития была характерна беспорядочность половых отношений. С появлением родов возник групповой брак, который регулировал эти отношения. Группы мужчин и женщин жили рядом и состояли в «коммунальном браке» – каждый мужчина считал себя мужем всех женщин. Постепенно формировалась групповая семья, в которой женщина занимала особое положение. Через гетеризм (гинекократию) – отношения, основанные на высоком положении женщин в обществе, – прошли все народы в направлении к индивидуальному браку и семье. Дети находились в женской группе и только повзрослев переходили в группу к мужчинам. Первоначально доминировала эндогамия – свободные связи внутри рода, затем, в результате возникновения социальных «табу», экзогамия (от греч. «екзо» – вне и «гамос» – брак) – запрет браков внутри «своих» родов и необходимость вступать в него с членами других общностей. Род состоял из половин, возникающих в ходе соединения двух линейных экзогамных племен, или фратрий (дуально-родовая организация), в каждой из которых мужчины и женщины не могли вступать в брак друг с другом, а находили себе пару среди мужчин и женщин другой половины рода. Табу инцеста (запрета на кровосмешение) исследовал Э. Вестермарк. Он доказал, что эта мощная социальная норма укрепляла семью. Появилась кровнородственная семья: брачные группы были разделены по поколениям, половая связь между родителями и детьми была исключена.
Позднее сложилась пуналуальная семья – групповой брак, охватывавший братьев с их женами или группу сестер с их мужьями. В такой семье исключалась половая связь между сестрами и братьями. Родство определялось по материнской линии, отцовство было неизвестно. Такие семьи наблюдал Л. Морган в индейских племенах Северной Америки.
Затем сформировался полигамный брак: многоженство, многомужество. Дикари убивали новорожденных девочек, из-за чего в каждом племени был избыток мужчин, а женщины имели несколько мужей. В этой ситуации, когда родство по отцовской линии определить было невозможно, сложилось материнское право (право на детей оставалось за матерью).
Многоженство возникло из-за значительных потерь мужчин во время войн. Мужчин было мало, и они имели нескольких жен.
Ведущая роль в семье перешла от женщины (матриархат) к мужчине (патриархат). По своей сути патриархат был связан с наследственным правом, т.е. с властью отца, а не мужа. Задача женщины сводилась к рождению детей, наследников отца. От нее требовалось соблюдение супружеской верности, поскольку материнство всегда очевидно, а отцовство – нет.
В кодексе вавилонского царя Хаммурапи за несколько тысячелетий до нашей эры была провозглашена моногамия, но вместе с тем закреплено неравенство мужчин и женщин. Господином в моногамной семье стал мужчина-отец, заинтересованный в том, чтобы удержать собственность в руках кровных наследников. Состав семьи значительно ограничивался, от женщины требовалась строжайшая супружеская верность, а прелюбодеяние жестоко каралось. Мужчинам, однако, разрешалось брать наложниц. Подобные законы издавались в древние и средние века во всех странах.
Многие ученые-этнографы отмечали, что всегда как антитеза моногамии существовала проституция. В некоторых обществах была распространена так называемая религиозная проституция: вождь племени, священник или иной представитель власти имел право провести с невестой первую брачную ночь. Господствовало убеждение, что священник, пользуясь правом первой ночи, освящал супружество. Великой честью для молодоженов считалось, если правом первой ночи пользовался сам король.
В исследованиях, посвященных проблемам семьи, прослеживаются основные этапы ее эволюции: почти у всех народов счет родства по матери предшествовал счету родства по отцу; на первичной ступени половых отношений наряду с временными (краткими и случайными) моногамическими связями господствовала широкая свобода брачных сношений; постепенно свобода половой жизни ограничивалась, уменьшалось число лиц, имеющих брачное право на ту или иную женщину (или мужчину); динамика брачных отношений в истории развития общества заключалась в переходе от группового брака к индивидуальному.
Взаимоотношения родителей и детей также трансформировались на протяжении истории. Различают шесть стилей отношений к детям.
В XIX в. появляются эмпирические исследования эмоциональной сферы семьи, влечений и потребностей ее членов (прежде всего работы Фредерика Ле Пле). Семья изучается как малая группа с присущими ей жизненным циклом, историей возникновения, функционирования и распада. Предметом исследования становятся чувства, страсти, умственная и нравственная жизнь. В исторической динамике развития семейных отношений Ле Пле констатировал направление от патриархального типа семьи к нестабильному, с разрозненным существованием родителей и детей, с ослаблением отцовского авторитета, влекущим дезорганизацию общества.
Далее исследования взаимоотношений в семье концентрируются на изучении взаимодействия, коммуникации, межличностного согласия, близости членов семьи в различных социальных и семейных ситуациях, на организации семейной жизни и факторах устойчивости семьи как группы (работы Ж.Пиаже, З.Фрейда и их последователей).
Развитие общества детерминировало изменение системы ценностей и социальных норм брака и семьи, поддерживающих расширенную семью, социокультурные нормы высокой рождаемости были вытеснены социальными нормами низкой рождаемости.
Тесты по теме исследование проблем семьи и семейное консультирование. тесты ПЕРЕНЕСЛА В ОБЩ. 01. Какие виды брачносемейных отношений были в первобытном периоде
01. Какие виды брачно-семейных отношений были в первобытном периоде?
Выберите один или несколько ответов:
a. Неделимая семья
b. Сегментарная семья
c. Индивидуальная семья
02. Какие ученые внесли большой вклад в изучение динамики семейных отношений?
Выберите один или несколько ответов:
a. И.Я. Баховен
b. А.Г. Харчев
d. Р. Шермана
03. Сколько типов смешанных семей выделяет В.Сатир?
Выберите один ответ:
a. 1
b. 2
c. 3
d. 4
e. 5
Выберите один ответ:
a. есть только один родитель
b. женщина с детьми выходит замуж за мужчину без детей
c. мужчина с детьми женится на женщине без детей
05. Связь женатого мужчины с незамужней женщиной, имеющей от него детей, называют:
Выберите один ответ:
a. моновариант
b. конкубинат
06. Что такое свингерство?
Выберите один ответ:
a. однополая любовь
b. Коллективная семья
c. обмен партнерами
Выберите один ответ:
a. 1945
b. 1988
c. 1960
d. 1970
01. Верно ли что, «Структура семьи — это состав ее членов, а также совокупность их взаимоотношений».
Выберите один ответ:
a. Верно
b. Неверно
02. Семья, которая справляется с поставленными перед ней внешними и внутренними задачами это- :
Выберите один ответ:
a. Функциональная семья
b. Дисфункциональная семья
03. Сколько существует теории выбора брачного партнера?
Выберите один ответ:
a. 1
b. 2
c. 3
d. 5
04. Верно ли что, «В. Сатир убеждена, что хорошо налаженные семейные отношения – это вопрос выживания, вопрос первостепенной важности».
Выберите один ответ:
a. Верно
b. Неверно
05. Какие типы семьи выделяла В. Сатир?
Выберите один или несколько ответов:
a. зрелая семья
b. идеальная семья
c. проблемная семья
06. По классификации С.В. Ковалева, мотивация включает:
Выберите один или несколько ответов:
a. Любовь
b. Духовная близость
c. Материальный расчет
d. Психологическое соответствие
e. Моральное соображение
Выберите один ответ:
a. Верно
b. Неверно
01. Резкое расхождение между осознаваемыми и неосознаваемыми ожиданиями индивида по отношению к семье и действительной ее жизнью это- :
Выберите один ответ:
a. Чувство вины
b. Общая семейная неудовлетворенность
c. Семейная тревога
d. Нервно-психическое напряжение
02. Возникает из-за психотравмирующих переживаний, обусловленных продолжительными ссорами, демонстрацией безразличия, пренебрежением других членов семьи это- :
Выберите один ответ:
a. Чувство вины
b. Общая семейная неудовлетворенность
c. Семейная тревога
d. Нервно-психическое напряжение
03. Чувство, которое мы испытываем, когда у нас возникает страх перед изменениями. Индивид не ощущает себя значимым действующим лицом в семье вне зависимости о той роли, которую он исполнял это- :
Выберите один ответ:
a. Чувство вины
b. Общая семейная неудовлетворенность
c. Семейная тревога
d. Нервно-психическое напряжение
Выберите один ответ:
a. Тревога
b. Стыд
05. Индивид склонен воспринимать отношения других членов семьи как обвиняющее, укоряющее, несмотря на то, что в действительности оно таковым не является :
Выберите один ответ:
a. Чувство вины
b. Общая семейная неудовлетворенность
c. Семейная тревога
d. Невропсихическое напряжение
06. Сколько выделяют Факторов, провоцирующие возникновения тревоги в браке :
Выберите один ответ:
a. 2
b. 4
c. 6
d. 8
e. 12
07. Верно ли что, к основным внутренним причинам можно отнести неспособность разделять в себе эгоизм и ощущение беспомощности?
Выберите один ответ:
a. Верно
b. Неверно
01. Верно ли данное суждение? Структура семьи — сеть требований и функций (соответствующих видам внутрисемейной деятельности), формирующая способы взаимодействия в семье, а также основанные на них постоянные, поддающиеся предсказанию типы (способы) поведения.
Выберите один ответ:
a. верно
b. неверно
02. Система поддержания структуры семьи, состоит из двух частей:
Выберите один или несколько ответов:
a. Генетическая система поддержания структуры семьи
b. Система комплементарных (дополняющих друг друга) ролей
c. Поддержание структура семьи по наследственности
d. Система комплементарных функций
03.Верно ли данное сужднеие? Субсистемы семьи – это некие подгруппы внутри семьи, объединенные вокруг какой–либо внутрисемейной или внесемейной задачи и соответствующей ей деятельности.
Выберите один ответ:
a. Верно
b. Неверно
04. Выберите известные вам подсистемы.
Выберите один или несколько ответов:
a. субсистема супружеской пары
b. субсистема общения
c. субсистема родителей
d. субситема внешнего воздействия
e. субсистема детей (сиблингов – братьев и сестер)
05. Субсистема супружеской парыначинает особенно активно формироваться с
Выберите один ответ:
a. с рождением ребенка
b. совместного проживания
c. заключением брака
06. Субсистема родителейначинает складываться в семье с момента
Выберите один ответ:
a. с рождением ребенка
b. совместного проживания
c. заключением брака
07. Верно ли данное суждение: Назначение Субсистемы детей (сиблингов) – предоставить ребенку возможность самостоятельно изучать отношения сверстников, на опыте непосредственного участия воспитывать способность к согласованию и приспособлению, учиться самостоятельно делать выборы в различных ситуациях, ставить перед собой цели и развиваться самостоятельно.
Выберите один ответ:
a. Верно
b. Неверно
08. Кто выделил типичные нарушения жизнедеятельности семьи
Выберите один ответ:
a. Герни Бернард с коллегами
b. МонтальвоБролио с коллегами
c. РозманБернис с коллегами
d. Сальвадор Минухин с коллегами
01. Выберите черты хорошо дифференцированной личности
Выберите один или несколько ответов:
a. Личность ориентирована на цели
b. Разделение между мышлением, чувствами и потребностями
c. Личность ориентирована на отношения, а не на цели
d. Отсутствует разделение между мышлением, чувствами и потребностями
02. Выберите черты недифференцированной личности
Выберите один или несколько ответов:
a. Личность ориентирована на цели
b. Разделение между мышлением, чувствами и потребностями
c. Личность ориентирована на отношения, а не на цели
d. Отсутствует разделение между мышлением, чувствами и потребностями
03. Верно ли данное суждение. По мнению М. Боуэна, процесс дифференциации как бы не совпадает с процессом становления, созревания личности.
Выберите один ответ:
a. Верно
b. Неверно
04. Цель психологического консультирования семьи в рамках психодинамической модели заключается в:
Выберите один или несколько ответов:
a. в том, чтобы члены семьи стали более дифференцированными
b. у них должна повыситься способность к рефлексивному анализу своего видения ситуации и поведения
c. они должны стать гораздо менее ориентированы на отношения и более ориентированы на цели
05. В чем заключается методика Семейная скульптура.
Выберите один ответ:
a. Одному из членов семьи предлагается расставить членов своей семьи или персон, их символизирующих, таким образом, чтобы это отражало типичные формы взаимоотношений в семье
b. расставить по значимости
c. по иерархии от младших с старшим
06. Кто первым предложил методику Генограмма.
Выберите один ответ:
a. Герни Бернард
b. МонтальвоБролио
c. РозманБернис
d. МюррэемБоуэн
07. Что позволяет отобразить Методика Семейная социограмма.
Выберите один ответ:
a. в графической форме и сделать предметом анализа особенности внутрисемейных отношений, основанные на предпочтениях
b. в письменной форме и сделать анализ уровня отношений в семье, основанные на реальных ситуациях
В рамках коммуникационной модели консультирования семьи можно выделить следующие три направления работы:
Выберите один или несколько ответов:
a. Работа с искажениями чужих сообщений
b. Работа с вычеркиваниями и обобщениями
c. Работа с неконгруэнтными посланиями
d. Работа с членами семьи, основанная на доверительном общении
02. Кто был известным представителем в России моделиОснованной на опыте работы с семьей
Выберите один ответ:
a. Карл Витакер
b. МонтальвоБролио
c. РозманБернис
d. МюррэемБоуэн
03. Верно ли данное суждение. Работа психолога с клиентом должна помочь клиенту пережить «здесь и сейчас» новый опыт, помогающий членам семьи стать более гармоничными, интегрированными, творческими личностями, что должно изменить их отношения в семье.
Выберите один ответ:
a. Верно
b. неверно
Выберите один ответ:
a. Любит собирать вместе расширенные семьи
b. Внутренне солидаризируется то с одним членом семьи, то с другим
c. Большое значение придает восстановлению в семье ведущей роли супруга, отца
d. Демонстрирует конструктивное поведение
e. Симптомы несогласия, затруднений расцениваются как предпосылки к совершенствованию
f. Пытается моделировать фантастические альтернативы для достижения реального ощущения стресса и вовлекает в это творчество всю семью
g. Парадоксально увеличивает значение симптомов, усиливает чаяния консультируемых, и в то же время предлагает им самим найти творческое, оригинальное решение, отважиться и рискнуть
h. все ответы верны
05. Назовите основных представителей Стратегической модели работы с семьей
Выберите один или несколько ответов:
a. Хейли Джей (Haley Jay)
b. Маданес Клу (Madanes Cloe) – супруга Джея Хейли
c. Сельвини Палаззоли Мара (Selvini Palazzoli Mara)
d. Пэпп Пегги (РаррPeggy)
e. Бейтсон Грегори (BatesonGregory)
f. Вацлавик Пол (WatzlawickPaul)
g. Сатир Вирджиния (Satir V.)
06. Инвариантное предписание означает
Выберите один ответ:
a. очень четкая и не допускающая никаких изменений инструкцияотносительно того, что и как он должен сделать
b. инструкция в свободной форме, допускающая изменения
07. Деноминализация это –
Выберите один ответ:
a. проверка своего понимания чужих посланий, сигналов, расшифровке их другому
b. проверка своего понимания чужих посланий
c. расшифровка своих мыслей другому
d. передача информации
01. Что такое конфликт?
Выберите один ответ:
a. Столкновение одинаковых точек зрения на один и тот же объект
b. Столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия, серьезное разногласие, острый спор, что предполагает зачастую борьбу между сторонами
c. Оба ответа верны
02. В чем заключается конструктивная функция конфликта в семейных отношениях?
Выберите один ответ:
a. В том, что он может стать мощным источником развития личности и группы
b. В том, что на уровне личности по мере нарастания ощущения неразрешимости конфликта последний может приводить к все более нарастающему ощущению психологического дискомфорта
c. Оба ответа верны
03. Верно ли суждение: Конструктивная функция конфликта не осуществляется тогда, когда супруги или любые другие спорящие стороны обладают навыками конструктивного поведения в конфликтной ситуации.
Выберите один ответ:
a. Неверно
b. верно
04. На уровне внутрисемейного функционирования деструктивная функция конфликта может проявляться:
Выберите один ответ:
a. В нарушении обмена информацией, системы взаимосвязей, ослаблять единство семьи, снижать ее сплоченность, способность противостоять трудностям
b. Приобретение информации, проявление заботы и внимания, учёт потребностей другого человека
c. Оба ответа верны
05. В чем суть методики «Конструктивная ссора» («Конструктивный спор») С. Кратохвила:
Выберите один ответ:
a. Супруги встречаются в условленное время в условленном месте в период между визитами к психологу. Необходимо проводить, как минимум, одну подобную встречу в неделю. Встреча должна происходить в условиях, когда нет никаких влияний извне
b. Сущность ее состоит в том, что супругам предлагается на листах бумаги изложить свои требования друг по отношению к другу. Далее психолог–консультант помогает супругам сделать их требования друг по отношению к другу максимально конкретными. После этого по пунктам требований между супругами заключают договор: каждый будет стараться делать то, что требуется другому, в ответ на подобную его встречную активность
c. Сущность методики состоит в том, что супругам предлагают разыграть реальную или гипотетическую (согласно предложенному психологом исходному сценарию) конфликтную ситуацию, а затем с помощью специального опросного листа (оценочного формуляра) оценить эффективность своего поведения в только что разыгранной конфликтной ситуации
06. В современной практической психологии разработан ряд техник, позволяющих формировать у супругов навыки конструктивного поведения в конфликтной ситуации. Выберите правильные:
Выберите один ответ:
a. Методика «Конструктивная ссора» («Конструктивный спор») С. Кратохвила; Методика «Супружеский договор» («Техника списка»)
b. Методика «Супружеская конференция»; Методика «Семейный совет»
c. Оба ответа верны
07. Методика «Реакция супругов на конфликт» содержит 89 утверждений и дает информацию по 8 шкалам. Выберете правильные шкалы к этой методике.
Выберите один ответ:
b. Шкала ипохондрии, Шкала истерии, Шкала паранойи и др
c. Оба ответа верны
01. Выберите правильные причины проблем связанные с воспитанием детей в семье:
Выберите один ответ:
a. Те или иные особенности личности родителей, сложившиеся в детстве или в более позднем возрасте, мешающие им быть эффективными родителями. Деструктивные способы общения в супружеской диаде, особенности структуры семьи, препятствующие эффективному родительству. Особенности личности ребенка, затрудняющие эффективное родительство
b. Несоответствие стиля воспитания и характера ребенка. Особенности социальной среды, в которой существует семья, затрудняющие эффективное родительство. Воспитательная неграмотность родителей
c. Оба ответа верны
02. Что предполагают техники, основанные на приоритете силы?
Выберите один ответ:
a. При этом родитель выражает свой гнев действиями ребенка или неодобрение их в ясной форме, но исключающей физические пути воздействия. Например, он может игнорировать ребенка или отказаться говорить с ним, осмеять ребенка, выразить свою антипатию по отношению к нему, изолировать или покинуть ребенка
b. Они включают физические наказания, лишение привилегий и материальных ресурсов, словесное давление, командование ребенком в опоре на свою физическую силу и/или возможность распоряжаться материальными ресурсами. Предполагается при этом, что механизм, обеспечивающий согласие с родительскими приказами и увещеваниями, кроется в страхе наказания
03. Кто разработал опросник АСВ?
Выберите один ответ:
a. Леоньтьев А.В., Рубинштейн В.В
b. Айзенк Г.Ю
c. Эйдемиллер Э.Г
04. Сколько шкал в опроснике АСВ?
Выберите один ответ:
a. 20
b. 24
c. 8
05. Сколько утверждений содержатся в опроснике АСВ?
Выберите один ответ:
a. 150
b. 556
c. 130
06. Базой создания методики РОД является:
Выберите один ответ:
a. Опросник Айзенка на определение темперамента
b. Опросник Юнга на архетипы
c. Методика АСВ И.А. Фурманова и А.А. Аладьина
07. Методика РОД стандартизирована:
Выберите один ответ:
a. Для младших школьников
b. Для юношеского возраста
c. Для подросткового возраста
01. Когда дети начинают демонстрировать все большее неприятие родителей, взрослых.
Выберите один ответ:
a. В младшем школьном возрасте
b. Начиная с подросткового возраста и особенно приближаясь к юношескому возрасту
c. Оба ответа верны
02. О чем может сказать сильная привязанность ребенка к родителям в юношеском возрасте?
Выберите один ответ:
a. О том, что ребенок очень ценит родителей и хочет научится у них новому, чтобы потом жить отдельно от них
b. Он не может, не способен жить самостоятельно, страхом самостоятельности, независимости
c. Оба ответа верны
03. В исследованиях кого говорится о том, что основной задачей, которую должен решить молодой человек в этом возрасте (15–17 лет), является формирование научного и морального мировоззрения, т. е. совокупности представлений о мире и о своем месте в нем?
Выберите один ответ:
a. Божович Л.И
b. Кононко Е.Л
c. Немов Н.Б
04. В каких книгах можно встретить рекомендации по формированию самостоятельности у ребенка подростка?
Выберите один ответ:
a. З. Фрейда
b. Г.Н.Сартан, Е.Л. Кононко
c. В книгах по физиологии
05. Какие задачи приходится решать детям в юношеском возрасте?
Выберите один ответ:
a. формирование научного и морального мировоззрения, т.е. совокупности представлений о мире и о своем месте в нем. Человек решает для себя, кто он в этом мире и что он будет в этом мире делать, т.е. определяет себя самого, ищет смысл собственного существования и смысл различных реалий окружающего мира, связанных с его собственным существованием
b. Забота о родителях, развитие автономии, самосознания
c. Оба ответа верны
06. Какие методики можно использовать для диагностики детско-родительских отношений?
Выберите один ответ:
a. Методика предельных смыслов — предельных ценностей Д.А. Леонтьева [Леонтьев, Бузин, 1992] и М.А. Розова [1987], Методика с использованием открыток, Методика с использованием рисунка
b. Методика «Диагностика уровня эмпатии» И. М. Юсупова, Методика «Успешность», методика выявления потребности в одобрении
c. Оба ответа верны
07. Сколько этапов предполагает методика работы с деструктивными родительско–юношескими конфликтами путем развития социально–воспитательного потенциала семьи.
Выберите один ответ:
a. 7
b. 5