какие управленческие и сословные реформы были проведены во второй половине 18 века
27. Сословные реформы в России XVIII в.
Крестьянство, которое в России составляло свыше 90 % населения, своим трудом практически обеспечивало само существование общества. Именно оно платило львиную долю подушной подати и иных налогов и сборов, которые обеспечивали содержание армии, флота, строительство Петербурга, новых городов, уральской промышленности и т.д. Именно крестьяне как рекруты составляли основную массу вооруженных сил. Они же осваивали новые земли.
Государственное крестьянство составляло в начале XVIII в. около 20% всех крестьян, но к концу века его доля увеличилась до 40% за счет присоединения огромных новых территорий Правобережья Украины, Белоруссии, Прибалтики, освоения Поволжья, Сибири, Юга России. Хотя следует отметить, что на протяжении XVIII в. из фонда государственных и дворцовых земель производились огромные раздачи земель с крестьян-
Крестьяне платили подушную подать, несли государственные повинности и феодальную поземельную ренту помещикам в форме отработки или оброка, натурального или денежного. Так как хозяйство было экстенсивным, то возможность роста доходов помещики видели только в увеличении барщины или оброка. Барщина к концу века стала доходить до 5-6 дней в неделю. Иногда помещики вообще устанавливали семидневную барщину с выдачей месячного продовольственного пайка (“месячины”). Но это уже вело к ликвидации крестьянского хозяйства и деградации феодализма к рабовладению: увеличение оброка не могло быть больше, чем могла дать доход переданная в надел крестьянину земля.
Реформы второй половины 18 века
Были приняты меры по укреплению дворянства в центре и на местах. Впервые в российском законодательстве появился документ, определивший деятельность местных органов государственного управления и суда. В 1775 г. было принято “Учреждение для управления губерний Всероссийской империи”. Страна делилась на губернии, в каждой из которых должно проживать 300-400 тыс. душ мужского пола. К концу екатерининского царствования в России насчитывалось 50 губерний. Во главе губерний стояли губернаторы, подчинявшиеся непосредственно императрице. Столицы и несколько других губерний подчинялись генерал-губернаторам. При губернаторе создавалось губернское правление, ему был подчинен губернский прокурор. Финансами в губернии занималась Казенная палата во главе с вице-губернатором. Губернский землемер занимался землеустройством. Школами, больницами, богадельнями ведал Приказ общественного призрения. Впервые были созданы государственные учреждения с социальными функциями. Губернии делились на уезды по 20-30 тыс. душ мужского пола в каждом. Так как городов – центров уездов – было явно недостаточно, были переименованы в города многие крупные сельские поселения, став административными центрами. Главным органом власти уезда стал Нижний земский суд во главе с капитаном-исправником, избираемым местным дворянством. В уезды по образцу губерний были назначены уездный казначей и уездный землемер. Используя теорию разделения властей, и совершенствуя систему управления, Екатерина II отделила судебные органы от исполнительных. Все сословия, кроме крепостных должны принимать участие в местном управлении. Каждое сословие получало свой суд. Помещика судил Верхний земский суд в губерниях и уездный суд в уездах. Государственных крестьян судила Верхняя расправа в губернии и Нижняя расправа в уезде, горожан – городовой магистрат в уезде и губернский магистрат в губернии. Все эти суды были выборными, кроме судов нижней расправы, которые назначал губернатор. Высшим судебным органом в стране становился Сенат, а в губерниях – палаты уголовного гражданского суда, члены которых назначались государством. Новым для России был Совестный суд, призванный прекращать распри и мирить ссорящихся. Он был бессословным. Разделение властей не было полным, так как губернатор мог вмешиваться в дела суда. В отдельную административную единицу был выделен город. Во главе его стоял городничий, наделенный всеми правами и полномочиями. Город разделялся на части, находившиеся под надзором частного пристава, а части в свою очередь – на кварталы, которые контролировал квартальный надзиратель. После губернской реформы перестали функционировать все коллегии, кроме Иностранной коллегии, Военной и Адмиралтейской. Функции коллегий перешли к губернским органам. Сложившаяся система управления территорией страны в новых условиях решала задачу укрепления власти дворянства на местах, ее целью было предотвращение новых народных выступлений.
Взгляды И.И. Бецкого имели прогрессивный для своего времени характер, предусматривая гуманное воспитание детей, развитие в них природных дарований, запрет телесных наказаний, организацию женского образования. Однако «тепличные» условия, изолированность от реальной жизни, от влияния семьи и общества, конечно, делали поныла И.И Бецкого сформировать «нового человека» утопическими.
Новые училища вместе с закрытыми шляхетскими корпусами, благородными пансионами и гимназией при Московском университете составляли структуру среднего образования в России. По подсчетам специалистов, в России к концу века было 550 учебных заведений с общи) числом 60-70 тыс. учеников, не считая домашнего образования. Образование, как и все другие сферы жизни страны, в основе своей имел сословный характер.
Социальная политика российского абсолютизма на протяжении всей его истории была ориентирована на дворянство. Россия XVIII в. по праву получила название дворянской империи. Екатерина II, продолжая политику Петра I, стремится обеспечить дворянству особые привилегии, опереться на него как на главную социальную силу, осуществляющую управление страной.
В 1785 г. Екатерина II даровала “Жалованную грамоту дворянству”. В ней было завершено оформление дворянского сословия, обеспечено его право на создание военной корпорации. Жалованная грамота состояла из вводного манифеста и четырех разделов (92 статьи). Дворянское звание признавалось как неотъемлемое, потомственное и наследственное, распространялось на всех членов семьи дворянина. Личные права дворян включали право на дворянское достоинство, освобождение от телесных наказаний, от обязательной государственной службы. Имущественные права дворянства устанавливали исключительные его преимущества на покупку деревень, земли, владение крепостными крестьянами. Дворянина мог судить только равный ему сословный суд.
Сословное самоуправление дворянства обеспечивалось созданием системы собраний губернских и уездных представителей дворянства. Это были выборные органы, наделенные определенными политическими правами, они избирали также заседателей в сословные суды и полицейских должностных лиц земской полиции. После реорганизации государственного аппарата в России второй половины XVIII в. число чиновников возросло с 12,5 до 16,5 тыс., причем в среднем звене управления дворян насчитывалось до 50%, в сферах высшего уровня управления — до 87%.
Обратной стороной привилегий дворянского сословия являлось усиление крепостничества. Екатерина II понимала необходимость если не отмены, то хотя бы смягчения крепостного права, но в силу логики исторического развития страны вынуждена была идти на дальнейшее его ужесточение. В 1765 г. Сенат разрешил помещикам отдавать провинившихся крестьян в каторжные работы. Причем помещик мог сам определить срок отбывания провинившегося на каторге. В 1767 г. Екатерина II подтвердила давнее положение, запрещавшее подавать челобитные непосредственно государю, означавшее фактически полный запрет жаловаться на помещиков. Крепостные крестьяне полностью подлежали суду помещиков, а по уголовным делам — государственному суду. Их имущественные права были ограничены необходимостью получать разрешение помещика на распоряжение и наследование движимого имущества. В 1785 г. была сделана безуспешная попытка разработать проект “Сельского положения”, касавшегося положения государственных и свободных крестьян.
Ответом крестьян на жесточайшие формы эксплуатации были многочисленные восстания. Лишь за первое десятилетие екатерининского царствования в центральных губерниях России их произошло 50. Крестьянская война 1773—1774 гг. под предводительством Еме-льяна Пугачева охватила районы Поволжья и Урала, повстанческие отряды насчитывали до 20 тыс. воинов.
Екатерина 2, будучи незаурядным политиком, понимала необходимость продолжать политику Петра I по формированию в России третьего сословия (купцов, промышленников, ремесленников) как важнейшего условия для экономического развития страны и как социальную опору абсолютизма в качестве противовеса неограниченным притязаниям дворянства. Но даже скромные попытки представителей городского населения в Уложенной комиссии сформулировать свои нужды в наказах вызывали бурю возмущения со стороны аристократии. В ответ на предложения Д. Дидро о путях развития свободного городского населения России Екатерина II заметила: “Если б я доверилась ему, мне пришлось бы все перевернуть в моей империи”. Этого она не хотела да и не могла сделать.
В 1785 г. была опубликована “Жалованная грамота городам”, состоявшая из манифеста, 16 разделов и 178 статей. Грамота закрепляла единый сословный статус всего населения городов, независимо от профессиональных занятий и рода деятельности — мещанства. Личные права мещан включали: право на охрану чести и достоинства, личности и жизни, право на перемещение и выезд за границу. К имущественным правам относились: право собственности на принадлежащее имущество, право владения промышленными предприятиями, промыслами, право на ведение торговли. Все население городов делилось на 6 категорий: настоящие городские обыватели, записанные в гильдии купцы, ремесленники, иностранные и иногородние купцы, именитые граждане, прочее городское население. “Жалованная грамота городам” определяла структуру местных органов власти. Это был прогрессивный, но очень робкий шаг в сторону третьего сословия, тем более что не все задуманное было претворено в жизнь.
Реформы второй половины XVIII в.
Внутреннюю политику екатерининского правительства можно, как и елизаветинский период, разделить на два этапа: до крестьянской войны под руководством Емельяна Пугачева 1773-1774 гг. и после нее. Для первого периода характерна политика, которую называют просвещенным абсолютизмом. Екатерина хотела претворить в жизнь идеал «философа на троне», весьма распространеный во второй половине XVIII в. Просвещенный абсолютизм был скорее внешней оболочкой первого периода царствования Екатерины. Внутренним содержанием был дальнейший рост дворянских привилегий. Тем не менее многие мероприятия екатерининского правительства несут на себе печать просвещенного абсолютизма. Это и осуществленная в 1764 г. секуляризация церковных земель, и законодательство о крестьянах Прибалтики, и известная Уложенная комиссия. Соборное Уложение 1649 г не отвечало уже новой исторической ситуации. Летом 1767 г. в Москве была собрана «Комиссия для составления нового уложения». Представительство в ней носило чисто сословный характер: дворяне от каждого уезда выбирали своего депутата, горожане от каждого города также выбирали одного депутата, независимо от количества населения. От крестьян каждой провинции выборы в комиссию производились только от однодворцев, служилых людей, черносошных и ясачных крестьян.
Работа комиссии красноречиво свидетельствовала о накале социальных противоречий в стране. «Благородное» дворянство выступило с целым рядом требований узко сословного характера. Но требования дворян шли вразрез с интересами набиравших сил купцов. Однако наибольшие противоречия вызвал конечно же крестьянский вопрос. Депутат от Козловского уезда Григорий Коробьин выступил с резкой критикой всех жестокостей вотчинной юстиции. По его мнению, поддержанному некоторыми другими депутатами, крестьяне должны были обладать правом недвижимой собственности. Выступления государственных крестьян показали тяжелое положение этого отряда крестьянства, изнемогавшего под бременем налогов. Екатерина испугалась такого поворота событий. Воспользовавшись в качестве предлога началом русско-турецкой войны, она распустила Комиссию на неопределенный срок.
После грандиозной крестьянской войны правительство проводит целый ряд мер с целью укрепить государственный аппарат и еще больше сделать дворянство самым привилегированным сословием в государстве. В 1775 г. было упразднено казачье управление на Дону и уничтожена Запорожская Сечь. Эти удары по последним оплотам демократии на окраинах России свидетельствовали о няступлении деспотической власти самодержавия. В том же году было издано «Учреждение для управления губерний Российской империи». Это была знаменитая екатерининская губернская реформа. Вся империя рыла разделена на 50 губерний. В основу деления был положен принцип определенной численности населения в губернии. Более мелкой единицей был уезд.
Одновремеино с жалованной грамотой дворянству была подписана Екатериной и жалованная грамота городам. По этой грамоте все население городов разделялось на 6 разрядов, которые составляли «общество градское». Раз в три года это общество имело право на своем собрании выбирать из своей среды городского голову и гласных «общей городской думы». Общая дума выбирала шесть представителей (по одному из каждого разряда городского общества) в «шестигласную думу» на три года. Это была исполнительная власть. В основу городского устройства при Екатерине были положены нормы так называемого магдебургского права, получившие еще в XVI-XVII вв. распространение на территории Украины и Белоруссии, устройство городов Прибалтики (учитывались, конечно же, и местные традиции).
Внешняя политика
«Польский вопрос»
В 1763 г. умер польский король Август III, посаженный на престол еще Анной Иоанновной. Между магнатскими группировками началась ожесточенная борьба за власть. Страна раздиралась внутренними противоречиями. Власть осуществлял сейм. Делегаты от местных сеймиков имели на нем право «либерум вето», т.е. каждый депутат мог опротестовать любое решение собрания. Очень острыми были в стране и национальные противоречия. Входившие в ее состав народы Украины и Белоруссии находились под жестоким социально-экономическим и национальным гнетом польской шляхты.
Как бы то ни было, дело шло к новой войне с Турцией. Б 1783 г. Россия присоединила к себе Крым, что, конечно же, вызвало недовольство правительства Турции. Демонстративно не выполняя условий Кучук-Кайнарджийского договора, Турция сама объявила войну. Положение России в скором времени осложнилось выступлением Швеции. Король Густав III начал осаду крепости Нейшлот и предъявил России явно невыполнимые требования. Но оборона Нейшлота и блестящая победа русского флота в июле 1788 г. у Готланда над флотом шведов заставила шведское правительство пойти на заключение мира.
В Польше после первого раздела влияние России значительно усилилось. В этой стране начинает нарастать движение за укрепление экономики и политического строя путем реформ. Ряд позитивных мер предпринял сейм 1788 г., получивший название четырехлетнего сейма. 3 мая 1791 г. этот сейм принял новую конституцию, отличавшуюся известной прогрессивностью. Но для улучшения жизни низших слоев населения, особенно украинского и белорусского происхождения, было сделано мало.
В Польше скрестили свои «дипломатические шпаги» представители внешнеполитических ведомств России, Пруссии, Австрии. Трудно сказать, кто кого превосходил в коварстве, но для самой Польши события разворачивались драматически. Летом 1791 г. русские войска, принимавшие участие в войне с Турцией, были переброшены в Польшу. Тут же в г. Тарговице возникла конфедерация, к которой присоединился и польский король. Царские войска вскоре взяли Варшаву. Конституция 3 мая была отменена, а в марте 1793 г. произошел второй раздел Польши. К России отошли Белоруссия с Минском и Правобережная Украина. Пруссия захватила Гданьск (Данциг), Торунь и Великую Польшу с Познанью. Оставшаяся часть Польши с населением в 4 млн человек была окружена со всех сторон сильными и враждебными ей государствами, которые навязывали ей свои условия. Это вызвало патриотический подъем. Вскоре одна из частей польского войска восстала. Центром восстания становится Краков, а его главой талантливый генерал Тадеуш Костюшко. Он занял Варшаву. Вскоре восстание перекинулось в Литву, Великую Польшу и Поморье. Однако значительная часть крестьянства была разочарована теми мерами, которые предпринял Костюшко, что значительно ослабило его силы. Русские войска под началом А.В.Суворова разгромили польские войска. Вначале 1795 г. был проведен третий раздел Польши, уничтоживший самостоятельное польское государство. Большая часть земель Польши с Варшавой была отдана Пруссии, Малая Польша с Люблином отошла к Австрии. Россия получила Литву, Западную Белоруссию и Западную Волынь. Курляндское герцогство, находившееся в зависимости от Речи Посполитой, также было присоединено к России. Присоединение старинных русских земель к России было логичным, так как сохраняло национальную целостность восточнославянских народов. Впрочем, отношения царского правительства к Украине и Белоруссии не надо идеализировать, помятуя о той иной раз насильственной русификации, которая нанесла большой вред развитию национального самосознания. Что же касается Польши, то это была трагедия польского народа, который на столетия был лишен своей государственности и стал добычей соседних государств.
Значительной проблемой внешней политики России конца XVIII в. были ее отношения с революционной Францией. Длительное время среди советских историков господствовало мнение, что правительство Екатерины II было инициатором и активным организатором контрреволюционной кампании против французской революции. Екатерина не решалась принять участие в прямой вооруженной интервенции против революционной Франции по причине незавершенности своих дел относительно Турции и Польши. Так что вклад екатерининского правительства в борьбу с революционной Францией был гораздо скромнее, чем это принято было думать. В основном он свелся к тому, что Екатерина дала приют в России бежавшим из Франции аристократам.
Реформы второй половины XVIII в.
Реформы второй половины XVIII в.
Внутреннюю политику екатерининского правительства можно, как и елизаветинский период, разделить на два этапа: до крестьянской войны под руководством Емельяна Пугачева 1773–1774 гг. и после нее. Для первого периода характерна политика, которую называют просвещенным абсолютизмом. Екатерина хотела претворить в жизнь идеал «философа на троне», весьма распространеный во второй половине XVIII в. Просвещенный абсолютизм был скорее внешней оболочкой первого периода царствования Екатерины. Внутренним содержанием был дальнейший рост дворянских привилегий. Тем не менее многие мероприятия екатерининского правительства несут на себе печать просвещенного абсолютизма. Это и осуществленная в 1764 г. секуляризация церковных земель, и законодательство о крестьянах Прибалтики, и известная Уложенная комиссия. Соборное Уложение 1649 г не отвечало уже новой исторической ситуации. Летом 1767 г. в Москве была собрана «Комиссия для составления нового уложения». Представительство в ней носило чисто сословный характер: дворяне от каждого уезда выбирали своего депутата, горожане от каждого города также выбирали одного депутата, независимо от количества населения. От крестьян каждой провинции выборы в комиссию производились только от однодворцев, служилых людей, черносошных и ясачных крестьян.
Екатерина для этой комиссии составила особую инструкцию — «Наказ». Это была компиляция из различных произведений философов-просветителей. Императрица не раз перерабатывала это свое сочинение, его либеральный дух постепенно слабел, тем не менее в нем порицаются наиболее жестокие формы крепостничества.
Работа комиссии красноречиво свидетельствовала о накале социальных противоречий в стране. «Благородное» дворянство выступило с целым рядом требований узко сословного характера. Но требования дворян шли вразрез с интересами набиравших сил купцов. Однако наибольшие противоречия вызвал конечно же крестьянский вопрос. Депутат от Козловского уезда Григорий Коробьин выступил с резкой критикой всех жестокостей вотчинной юстиции. По его мнению, поддержанному некоторыми другими депутатами, крестьяне должны были обладать правом недвижимой собственности. Выступления государственных крестьян показали тяжелое положение этого отряда крестьянства, изнемогавшего под бременем налогов. Екатерина испугалась такого поворота событий. Воспользовавшись в качестве предлога началом русско-турецкой войны, она распустила Комиссию на неопределенный срок.
После грандиозной крестьянской войны правительство проводит целый ряд мер с целью укрепить государственный аппарат и еще больше сделать дворянство самым привилегированным сословием в государстве. В 1775 г. было упразднено казачье управление на Дону и уничтожена Запорожская Сечь. Эти удары по последним оплотам демократии на окраинах России свидетельствовали о няступлении деспотической власти самодержавия. В том же году было издано «Учреждение для управления губерний Российской империи». Это была знаменитая екатерининская губернская реформа. Вся империя рыла разделена на 50 гуоерний. В основу деления был положен принцип определенной численности населения в губернии. Более мелкой единицей был уезд.
Во ГЛЯВР губернии стоял губернатор. Иногда две-три губернии объединялись под властью особо назначенного сановника (наместника или генерал-губернатора). Губернатор имел помощника — вице-губернатора и особый штат — губернское правление. В городах вместо воевод были поставлены городничие. Уездом управлял капитан-исправник. Было проведено разделение административных, финансовых и судебных дел. Для заведования всеми финансовыми делами губернии была обраэована казенная плата. Кроме того, в каждом губернском городе находился Приказ общественного призрения, ведавший школами, больницами, богадельнями и приютами. Дворяне фактически получили право местного самоуправления. На своих собраниях они выбирали уездного предводителя дворянства, на таких же собраниях в губернии выбирался губернский предводитель дворянства.
В апреле 1785 г. была опубликована жалованная грамота дворянству. «Грамота на право вольности и преимущества благородного российского дворянства» — важнейший документ в процессе развития дворянства как господствующего и привилегированного сословия в XVIII в. Все те привилегии, которых добились дворяне на протяжении всего столетия, подтверждались «Грамотой» и получали статус закона. Дворянин совершенно освобождался от податей и телесных наказаний. Он мог быть осужден только дворянским судом. Дворяне имели исключительное право собственности на землю. Дворянство окончательно сформировалось как сословие, приобретя корпоративное устройство.
Одновремеино с жалованной грамотой дворянству была подписана Екатериной и жалованная грамота городам. По этой грамоте все население городов разделялось на 6 разрядов, которые составляли «общество градское». Раз в три года это общество имело право на своем собрании выбирать из своей среды городского голову и гласных «общей городской думы». Общая дума выбирала шесть представителей (по одному из каждого разряда городского общества) в «шестигласную думу» на три года. Это была исполнительная власть. В основу городского устройства при Екатерине были положены нормы так называемого магдебургского права, получившие еще в XVI–XVII вв. распространение на территории Украины и Белоруссии, устройство городов Прибалтики (учитывались, конечно же, и местные традиции).
Читайте также
Глава VIII Флот в период между первой и второй русско–турецкими войнами второй половины XVIII века
Глава VIII Флот в период между первой и второй русско–турецкими войнами второй половины XVIII века Состояние и деятельность Азовского флота по заключении мираНо вновь приобретенные земли не составляли еще конечных, естественных пределов русской границы. Положение южных
§ 60. Культура и быт второй половины XVIII в
§ 60. Культура и быт второй половины XVIII в Все сферы духовной жизни России второй половины XVIII в. пронизывали идеи Просвещения. То, что способствовало усовершенствованию человеческой натуры – наука, театр, распространение образования, литература, искусство, –
§ 35 – 36. КУЛЬТУРА РОССИИ СЕРЕДИНЫ – ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XVIII в
§ 35 – 36. КУЛЬТУРА РОССИИ СЕРЕДИНЫ – ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XVIII в Просвещение и наука. К концу XVIII в. в России насчитывалось более 500 учебных заведений. Для огромной страны этого было слишком мало. В среднем учились лишь двое из тысячи человек.Главным советником Екатерины II по
§ 35-36. КУЛЬТУРА РОССИИ СЕРЕДИНЫ – ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XVIII В
§ 35-36. КУЛЬТУРА РОССИИ СЕРЕДИНЫ – ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XVIII В Просвещение и наука. К концу XVIII в. в России насчитывалось более 500 учебных заведений. Для огромной страны этого было слишком мало. В среднем учились лишь двое из тысячи человек.Главным советником Екатерины II по
ДВОРЯНСКИЕ НРАВЫ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XVIII в
ДВОРЯНСКИЕ НРАВЫ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XVIII в 1. Жизнь екатерининского вельможи«Вот один из вельмож Екатерины II (ее секретарь) – граф Безбородко. Несколько неловкий и тяжелый по фигуре, он является ко двору весь осыпанный бриллиантами, пуговицы на кафтане, погоны, эфес на шпаге,
Одежда и прически второй половины XVIII века
Одежда и прически второй половины XVIII века На русский костюм и прическу XVIII века большое влияние оказало польское и французское платье. Именно с изменения внешнего вида своих подданных Петр Великий и начал свои знаменитые реформы. Именно с 1698 года было предписано
Культура России середины — второй половины XVIII в.
Культура России середины — второй половины XVIII в. Оценивая развитие русской науки и культуры, следует сказать о М.В.Ломоносове и других деятелях науки и техники середины XVIII в. На базе созданной в 1725 г. по указу Петра Академии Наук был предпринят ряд больших
29. ВОЕННАЯ И СУДЕБНАЯ РЕФОРМЫ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX в.
29. ВОЕННАЯ И СУДЕБНАЯ РЕФОРМЫ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX в. Начало военной реформы было положено в 1857 г. отменой военных поселений. В 1874 г. был издан новый «Устав о воинской повинности» и введена всеобщая воинская обязанность. Устанавливался 6-летний срок действительной службы в
30. РЕФОРМЫ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX в.: ЗЕМСКАЯ, ГОРОДСКАЯ И СТОЛЫПИНСКАЯ АГРАРНАЯ РЕФОРМЫ
30. РЕФОРМЫ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX в.: ЗЕМСКАЯ, ГОРОДСКАЯ И СТОЛЫПИНСКАЯ АГРАРНАЯ РЕФОРМЫ Земская реформа. В 1864 г. в России были созданы земские органы самоуправления. Система земских органов была двухуровневой: на уровне уезда и губернии. Распорядительные земские органы
Реформы второй половины 1960-х гг
Реформы второй половины 1960-х гг Смещение Хрущева не привело к заметным изменениям внутри Политбюро ЦК КПСС. Новый курс предстояло определять ближайшим соратникам опального лидера. Устранение «перегибов» и осторожное развитие — таковы были главные приоритеты первых
1.3. Промышленность. Реформы второй половины 1960-х гг
1.3. Промышленность. Реформы второй половины 1960-х гг Начало промышленным реформам было положено тремя документами, принятыми осенью 1965 г. Это постановления ЦК КПСС и Совета министров СССР «Об улучшении управления промышленностью» (30 сентября 1965 г.) и «О совершенствовании
6. Социальные движения второй половины XVIII в.
6. Социальные движения второй половины XVIII в. Законодательное оформление привилегированного положения дворянства наряду с постоянным ростом его потребностей на фоне интенсивного вовлечения дворян в торгово-предпринимательскую деятельность вело к усилению
Глава 5 НАУКА В РОССИИ ВТОРОЙ половины XVIII в.
Глава 5 НАУКА В РОССИИ ВТОРОЙ половины XVIII в. Во второй половине — последней трети XVIII в. значительно расширилась деятельность Петербургской Академии наук. К этому времени в России уже сложились определенные традиции научных исследований, вырос авторитет науки в русском
Глава VIII Флот в период между первой и второй русско-турецкими войнами второй половины XVIII века
Глава VIII Флот в период между первой и второй русско-турецкими войнами второй половины XVIII века Состояние и деятельность Азовского флота по заключении мираНо вновь приобретенные земли не составляли еще конечных, естественных пределов русской границы. Положение южных
Специфика Оренбургского корпуса второй половины XVIII века
Специфика Оренбургского корпуса второй половины XVIII века Оренбургский пограничный корпус заслуживает внимания исследователей потому, что в отличие от других формирований русской армии сохранил в XVIII веке некоторые черты войска допетровского типа. Во-первых, это