какие упражнения входят в акробатические упражнения
Акробатическая гимнастика
Акробатическая гимнастика
Акробатические упражнения делятся на три группы:
1. Акробатические прыжки — перекаты, кувырки, перевороты, сальто. В различных соединениях они выполняются на акробатической дорожке, на снарядах (батут, качели) и с трамплина.
2. Балансирования. К ним относятся упражнения в равновесии или уравновешивании: парные и групповые — стойки, стояния, седы, поддержки.
3. Бросковые упражнения, связанные с подбрасыванием и ловлей партнеров.
Далеко не все, кто присутствует на соревнованиях по гимнастике, представляют себе, как долог и сложен путь спортсмена от тренировочного зала до арены крупных соревнований, какой кропотливый и нелегкий труд стоит за краткими секундами выступлений на арене. Сотни, тысячи раз повторяются на тренировках одни и те же движения, одни и те же комбинации. Причем тренируются не только мышцы, но и воля, воспитывается у спортсменов умение свободно держаться и не робеть перед трудностями, публикой и судьями.
Парная акробатическая гимнастика:
Силовая пара – двое юношей
Смешанная пара – девушка и юноша
Женская пара – две девушки
Групповая акробатическая гимнастика:
Мужские группы – четверо мужчина
Женские группы – трое девушек
Акробатические упражнения бывают двух типов — динамические и статические. Динамические делаются в движении с переворотом через голову, статические связанные с удержанием тела в равновесии в различных позициях.
К динамическим акробатическим упражнениям относятся:
Статические акробатические упражнения:
Динамические акробатические упражнения:
Перекаты — касание пола без переворота через голову, их делают, группируясь и прогибаясь в разные стороны.
Кувырки — перевороты через голову прямо, после чего спортсмен касается пола частями тела без паузы. Кувырки могут быть одиночными, а также исполняются сериями, могут быть вперед, назад, группируясь и прогибаясь.
Перевороты — это переворачивание через голову, после чего делается опора на руки, голову, или одновременно на руки и голову. В акробатике возможна одна или две фазы полета, делаются назад, вперед, с места, разбега. Перевороты колесом с поочередной опорой на одну, другую руку, потом на одну и другую ногу, полета нет, делаются в стороны, вперед, назад. Перекидки — медленное вращение тела с опорой на обе или одну руку без полета, делаются вперед, назад с разных положений перед перекидкой, положение после упражнения также произвольное.
Полуперевороты отличаются от переворотов тем, что нет полного вращения, делаются вперед, а также назад, сопровождаются перепрыгиванием с одной части тела на другую.
Движение дугой или разгибом — переход из упора лежа из согнутого положения на лопатках в стойку на ноги, исполняют согнувшись, с прогибом, переворачиваясь и без поворотов.
Сальто — переворот через голову без опоры на руки.
Стойки — неподвижное статическое положение вниз головой, в акробатике популярны в построении пирамид. Стойки являются элементами для более сложных элементов, например рондата, колеса, поэтому стойка — базовый элемент, который нужно уметь делать без поддержки на протяжении длительного времени. Например, гимнасток с юных лет учат делать стойку с опорой только на руки на протяжении полуминуты, доводя время стойки на руках до одной минуты. Также стойка является основой для тренировочного упражнения ходьба на руках.
Мосты характеризуются прогибом в пояснице и груди с опорой на руки и ноги, реже — на голову и ноги. В спортивной акробатике мосты делают в парах с помощью поддержек.
Шпагаты — расположение ног на одной линии, продольной или поперечной, делаются на полу, в спортивной акробатике — в поддержках смешанных пар.
Поддержки в спортивной акробатике — неподвижное статическое положение верхнего партнера на голове, ногах, руках, плечах нижнего партнера. Упражнения с поддержкой — шпагат, стойка и другие.
Польза акробатики для здоровья:
Гимнастика
Гимнастические акробатические элементы
Упражнения в акробатике бывают статические, когда спортсмен делает сложные элементы без движения, например, стойки и динамические — когда упражнения делаются в движении, однако статические упражнения, например стойки могут быть основой для динамических — колеса, движения разгибом. Сложные трюки могут быть составлены из разных одиночных статических и динамических упражнений, например маховое сальто состоит из шпагата и сальто, рондат сальто — из стойки, переворота и сальто. Акробатические элементы в основном используются в спортивной, художественной гимнастике, спортивной акробатике, но также они являются частью спортивных акробатических танцев, цирковых выступлений, паркура и даже боевых искусств.
Простые упражнения
Акробатические упражнения бывают двух типов — динамические и статические. Динамические делаются в движении с переворотом через голову, статические связанные с удержанием тела в равновесии в различных позициях.
К динамическим акробатическим упражнениям относятся:
Статические акробатические упражнения:
Динамические акробатические упражнения:
Обучение сложным элементам
Сложные акробатические упражнения имею повышенную сложность выполнения и, как правило, состоят из нескольких элементов, таким образом, они «складываются» из разных упражнений и очень зрелищные. Но обучение подобным трюкам занимают месяцы, поскольку они по своей сути сопряжены с возможными травмами, и спешка неуместна.
Маховое сальто вперед
Маховое сальто похоже на темповое сальто (сальто без группировки), это сальто со шпагатом или полушпагатом, вперед или назад. В спортивной гимнастике маховое используется на бревне и вольных упражнениях как специальное требование обязательной программы первого взрослого разряда. Чтобы уметь делать маховое сальто, нужно делать мостик, шпагат, темповое сальто вперед и также динамически делать махи.
Перед маховым нужно разомнуться — бегаем, разминаем спину и растягиваемся, делая складочки на шпагате. Потом делаем махи стоя.
Начинаем обучение с темпового сальто в яму. Потом делаем подготовку к маховому — руки вверх, правая нога перед и делаем мах назад так, чтобы ступня оказалась на уровне головы. Объединяем темповое сальто с махом, стараемся объединить эти элементы с раскрытым шпагатом, когда спортсмен оказывается вниз головой.
Спортсмены паркура часто делают маховое немного через сторону. Это не гимнастическое маховое. Маховое в спортивной гимнастике обязательно прямое, идущее по одной линии, чтобы упражнение можно было сделать на бревне. Также обучение можно проводить на батуте. Но так как это упражнение травматическое — можно повредить спину, шею, упасть на голову, делайте маховое сальто на мягкой поверхности и обязательно со страхующим инструктором на начальном этапе обучения.
Если выучите маховое, можно приступать к обучению более сложного упражнения — махового з поворотом.
Как делать рондат фляк
Рондат фляк — один из главных элементов в акробатике, так как из него входят в винты и двойные сальта. Учимся делать это сложное упражнение.
Бегаем, разминаем спину, растягиваемся, делаем колесо, потом делаем курбеты (стойка на руках, когда ноги падают назад, нужно оттолкнуться руками).
Потом обучаемся рондат фляку (лучше в гимнастическую яму) — делаем колесо, однако когда руки на полу, объединяем ноги и делаем курбет. Через несколько дней отработки этой части упражнения делаем фляк — сначала на краю ямы приседаем, опуская руки и прыгаем назад в яму мостиком, отталкиваемся руками и курбетом становимся на ноги.
Потом два упражнения объединяем — делаем рондат и прыжок в яму, а потом на коврике делаем рондат фляк. Из сложностей — на рондат фляке можно потянуть спину, если быть неподготовленным или недостаточно разомнуться, так как упражнение делается резко.
Винт — это очень сложное упражнение, доступное только тренированным спортсменам, которые хорошо знакомы с такими специальными упражнениями, как бланш и рондат фляк сальто. Будучи упражнением группы Б, его используют для получения высоких баллов на соревнованиях, чемпионатах разного уровня. В зависимости от уровня спортсмена, можно делать два или даже три винта.
Винт нужно обязательно делать под присмотром тренера, или же хотя бы спортсмена, который может без труда сделать этот элемент. Сначала разминаемся — растягиваемся, прогибаемся, делаем простые прыжки с поворотом на 360 градусов. Потом на батуте делаем бланш, потом подходим к подводящим упражнениям (упражнения, которые помогают подготовится к исполнению основного упражнения).
После этого делаем бланш с небольшим переворотом, желательно не на батуте, а в яму. Переворот с каждым днем увеличиваем и в конце доводим до 360 градусов. Потом переходим опять на батут. После закрепления упражнения его можно делать на мягкой дорожке или пружинящем мате. Делаем рондат, фляк, бланш, а потом переворачиваемся винтом.
При исполнении винта можно недокрутить в воздухе и упасть, подвернув ногу. Или же можно слишком рано уйти в крутку и это тоже может привести к падению. Поэтому, не смотря на динамику, в воздухе нужен самоконтроль.
Акробатические упражнения используемые на занятиях-тренировках.
Светлана Масимова
Акробатические упражнения используемые на занятиях-тренировках.
Цель: Обеспечить степень развития гибкости, которая позволяла бы успешно овладевать основными двигательными действиями и с высокой результативностью проявлять остальные двигательные способности — координационные, скоростные, силовые, выносливость.
АКРОБАТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ
1. В процессе обучения каждый ребенок прогибается в меру своих физических возможностей, без посторонней помощи и при систематичности, наглядности и использовании поощрений повышает свои возможности.
2. Задача воспитателя — заинтересовывать и активизировать детей. (Музыкальное сопровождение должно быть подобрано по принципу доступности восприятия, соответствия темпа движения)
З. Переносить акробатические упражнения на спортивные снаряды только после полного освоения техники того или иного упражнения, приобретения ребенком умения сохранять равновесие на снаряде.
4. Первоначальное обучение акробатическим упражнениям лучше осуществлять при индивидуальной работе.
5. Обязательно учитывать пол ребенка, его физиологические особенности, состояние опорно-двигательного аппарата и физическую подготовленность.
Перечень акробатических упражнений используемых на занятиях и методические приемы, используемые в обучении.
1. Показ, который сопровождается словесным объяснением. Например, называется упражнение «Самолет». Показ его сопровождается таким объяснением: «Хвост самолета вытянуть» — выпрямить ноги; «Крылья поднять» — прямые руки
2. Показ осуществляет подготовленный ребенок или педагог.
Техника выполнения акробатических упражнений
1. Самолет. И. п. — лежа на животе, прямые ноги соединены вместе, носки вытянуты, прямые руки вытянуты вперед.
Одновременно приподнять от пола голову, грудь, прямые ноги и руки. В этом положении переводить руки в стороны, назад, вперед. Ноги разъединять, соединять и поочередно поднимать.
Страховка. Одной рукой поддержать ребенка под грудью, другой — под коленями или потянуть за носки, вытягивая и выпрямляя ноги.
2. Колечко. И. п. — лежа на животе, упор руками в пол около груди.
Выпрямляя руки в локтях, поднять вверх голову и грудь. Затем согнуть ноги в коленях и стараться носками дотянуться до головы, образуя кольцо.
Для облегчения выполнения ноги ребенка раздвигают в коленях на удобную для него ширину.
Постепенно дети соединяют ноги и выполняют упражнение с соединенными ногами.
Страховка. Одной рукой поддержать ребенка под грудь, другой — ноги около носков, не применяя физических усилий.
З. Корзинка. И. п. — лежа на животе, руки вытянуты вдоль туловища.
Согнуть ноги в коленях. Руками захватить носки с внешней стороны и тянуть ноги вверх с одновременным подтягиванием вверх головы и всего туловища.
Для облегчения выполнения упражнения, как и в»колечке», можно сначала предложить детям разъединить ноги, но далее постепенно учить их выполнять упражнение с соединенными ногами.
Страховка. Помочь детям руками захватить носки и потянуть ноги вверх.
Одновременно поднять одну прямую ногу с вытянутым носком и голову, а спину прогнуть вниз, сохраняя равновесие.
Усложнение. Поднятую ногу согнуть в колене и стараться носком дотянуться до головы.
Страховка. Помочь ребенку вытянуть ногу вверх и прогнуть спину вниз. При усложнении направить согнутую ногу к голове.
5. Мостик. И. п. — лежа на спине; ноги, согнутые в коленях с упором на ступни; упор руками за плечами, при этом ладони развернуты пальцами к плечам.
Сначала пытаться приподнимать таз от пола выше и выше. Затем, выпрямляя руки в локтях, приподнимать от пола голову. С упором на ступни и ладони прогнуть туловище вверх, при этом пытаться выпрямить руки, далее и ноги.
Усложнение.
5.1. Пытаться переносить вес тела на прямые руки, не сгибая колени.
5.2. Поднимать одну ногу, прямую или согнутую в колене.
5.3. Поочередно поднимать одну руку.
5.4. Передвигаться на мостике вперед-назад.
Примечание. Возвращаться в и. п. плавно, без резких движении.
6. Мостик. И. п. — о. с.
Стоя спиной к гимнастической стойке, отойти от нее на шаг. Ноги поставить на ширину плеч. Захватив двумя руками рейку над головой, медленно и поочередно переставлять руки вниз по рейкам (кто сколько сможет). Затем подниматься по рейкам вверх. Вернуться в и. п.
Усложнения:
1. Стоя спиной к сплошной стенке, спускаться с помощью рук по стенке.
Страховка: поддержать ребенка под спину. Предупредить, чтобы он не попадал головой между реек.
Каждый ребенок спускается вниз настолько, чтобы потом суметь подняться вверх. На пол стелить маты.
Когда ребенок самостоятельно встает на мостик, он может стоять босиком (чтобы не скользили ноги, при этом используется 3—4 мата, положенные друг на друга.
7. Березка. И. п. — лежа на спине, ноги вместе, руки вдоль туловища.
7.1. Поднять прямые ноги над головой, опираясь на руки.
7.2. Стараться приподнять таз от мата,опираясь на руки и на лопатки.
7.3. Сгибая руки в локтях, подставить кисти под поясницу чуть ниже пояса (пальцы рук направлены внутрь, навстречу друг другу, а ноги выпрямлять вверх с вытянутыми носками на одной линии с тазом. Опора на лопатки, голову и локти.
Усложнения.
1. Одну ногу согнуть в колене и носком согнутой ноги коснуться колена прямой ноги.
3. Из положения «березка перевернуться через голову, подставив руки к плечам для опоры, и перейти на полушпагат, или на два колена, или на ступни ног.
Страховка. Помогать детям поднимать прямые ноги, не сгибая в коленях, и удерживать вертикально. Помогать приподнимать таз от мата и удерживать вертикально на одной линии с ногами, при этом вытягивать носки вверх. Учить плавно выходить из стойки в и. п.
8. Лебедь или Выпад. И. п. основная стойка.
Одну ногу выставить вперед на 2—З шага и начать приседать, сгибая ногу в колене и перенося на нее вес тела. При этом другая нога прямая, стоит с опорой на всю ступню с развернутым носком в сторону или прямо. Положение рук разное: на выставленной ноге, в стороны, вверх, одна рука направлена вверх, другая — вниз, обе руки направлены назад за спину.
Усложнение.
Выпад с прогибанием туловища назад.
Страховка. Помочь детям ставить ноги на одной линии. Придерживать спину ребенка ладонью, чтобы он смог сохранить равновесие с прогибанием туловища чуть назад.
9. Улитка или Полушпагат. И. п. — стоя на двух коленях.
Одну ногу вытянуть назад и садиться на пятку другой ноги. Ноги должны быть на одной линии. Обязательно плотно сесть на пятку.
Положение рук разное: на поясе, в стороны, вверх, за головой, одна вверху, а другая внизу, обе назад и достают до выпрямленной ноги.
10. Улитка в домике. Из положения полушпагата ногу согнуть в колене и поднять вверх к голове. При этом положении руки опускаются на пол для опоры (носки вытянуты).
Страховка. Помочь детям сесть ягодицами на пятку. Помочь согнуть ногу в колене, удерживая равновесие.
11. Улитка на замке. Согнутую к голове ногу отвести назад и взяться одноименной рукой за носок, другая рука поднята вверх.
Страховка. Одной рукой поддерживать ребенка подмышку поднятой руки, а другой соединять одноименную руку с носком поднятой ноги.
12. Птичка. И. п. — лежа на животе, упор на ладони в пол около груди.
Выпрямляя руки, высоко поднять грудь, а голову тянуть к спине, ноги держать вместе, носки вытянуть.
Усложнение. Одну ногу поднять или согнуть к голове.
Страховка. Поддержка ребенка под грудью. Помочь соединить и выпрямить носки.
13. Стрела. Из положения «птичка одну ногу согнуть в колене, а другую выпрямить и положить на ступню согнутой ноги. При этом опора переходит на локти рук.
13.1. Ногу согнуть в колене и направить к голове.
13.2. Вообще убрать опору, т. е. руки вытянуть назад-вверх.
Страховка. Помочь ребенку положить на ступню согнутой ноги другую прямую.
14. Стульчик или Стойка на одном колене. И. п. — о. с. Техника выполнения. Одну ногу выставить вперед. Приседать на колено другой ноги, одновременно сгибая в колене выставленную ногу. Положение рук разное: на поясе, обе вверх, одна вверх, другая вниз.
Страховка. Помочь ребенку поставить ноги на одной линии. Помочь плотно сесть на пятку одной ноги и сильно наклониться к носку другой ноги.
15.Верблюд или Мостик с двух колен. И. п. — стойка на двух коленях.
Прямыми руками дотянуться до пяток и упереться на них двумя руками, прогибая туловище вперед-верх, а голову вниз, к пяткам.
Мостик с двух колен выполняется при хорошей гибкости позвоночника. Ребенок стоит на коленях, взрослый поддерживает его за пояс, а он, подняв руки вверх, начинает прогибаться назад, к пяткам.
Страховка. Поддерживать ребенка под спину при прогибании на мостик.
16. Ласточка (на одной ноге). И. п. — о. с., при этом прогнуть грудь и голову, как лебедь, т. е. грудь вперед, голова назад, к спине.
Одну ногу отвести назад. Обе руки отвести в стороны назад, как крылья. Зафиксировать положение.
После медленно поднимать вверх ногу, которая находится сзади, не меняя положения груди и головы. Сначала чуть приподнять ногу. Когда ребенок сможет удерживать равновесие с чуть приподнятой ногой, он должен поднимать другую ногу до уровня головы и выше.
Положение рук разное: в стороны, вперед-назад.
Страховка. С выгнутой вперед грудью и отведенной назад головой помочь удерживать прямую ногу с вытянутым носком на весу, сохраняя равновесие. Помочь удерживать равновесие,при этом одной рукой поддерживать ребенка под грудью а другой под колено поднятой ноги.
17. Кольцо (стоя). И. п. — о. с. Сначала с опорой у гимнастической стенки или просто около стены, постепенно переходя на самостоятельное выполнение.
Принять положение основной стойки:
одной рукой держаться за опору выше головы, одну руку вытянуть. другой рукой захватить сзади одноименную согнутую назад в колене ногу за стопу, носок вытянуть вверх. Захватив стопу, поднимать ее вытянутой рукой вверх-назад, при этом грудь выгибается, голова отклоняется назад. Удерживая равновесие, стараться освободить опорную руку, поднимая ее выше головы.
Страховка. Помочь захватить рукой ногу, которая находится сзади. Сохраняя равновесие, поднять ногу. Помочь сохранять равновесие в кольце в положении стоя без опоры, поддерживая ребенка одной рукой под грудью, а другой — под коленом.
18. 3амок (стоя у стены). И. п. предыдущего упражнения. Из данного положения поднятую ногу притянуть рукой к голове.
19. Замок (лежа). И. п. — лежа на спине.
Одну ногу отвести в сторону, сгибая ее в колене, захватить стопу согнутой ноги одноименной рукой и тянуть ее к голове, другую руку отвести за голову или поднять. другая нога прямая или согнутая в колене.
Страховка. Помочь ребенку подтянуть ногу к голове, поддерживая его одной рукой под грудью, другой за стопу или под коленом. В «аисте» помочь захватить ногу двумя руками и удерживая одной рукой под грудью, другой подтянуть ногу вверх под коленом.
Материал для «Круглого стола» Детей увлекают движения, недаром любого ребёнка называют «вечным двигателем». Но в настоящее время наблюдается снижение их двигательной.
Физкультура для всех:
для детей и взрослых
АКРОБАТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ
Акробатические упражнения — это преимущественно вращательные движения вокруг различных осей (кувырки, перекаты, перевороты, сальто и др.), а также упражнения в равновесии, которые выполняются в необычных условиях опоры (индивидуальные, парные или групповые). Применяются на занятиях с различными контингентами для развития силы, ловкости, гибкости, быстроты реакции, ориентировки в пространстве, для тренировки вестибулярного аппарата.
Изучение акробатических упражнений начинается с простейших упражнений, служащих одновременно подготовительными к более сложным. Учащиеся должны знать основы техники упражнений учебной программы и научиться правильно выполнять их, а также помогать товарищам при обучении, т. е. умело применять помощь и страховку.
Перекаты и кувырки. Предварительно учащиеся должны овладеть группировкой — подготовительным упражнением для выполнения перекатов, кувырков и сальто.
Перекат — вращательное движение с последовательным касанием опоры отдельными частями тела без переворачивания через голову. Учащиеся овладевают этим приемом в такой последовательности: перекаты в группировке из исходного положения на получетвереньках вправо, влево; из упора присев — перекат назад; из стойки на коленях — перекат вперед.
Кувырок — вращательное движение тела с переворачиванием через голову и последовательным касанием опоры. Кувырок вперед легче усваивается из стойки ноги врозь с опорой на руки: наклоняясь вперед, опереться затылком (удерживая тяжесть тела на руках) и перекатом прийти в сед, затем — в упор присев. Усвоив это, можно выполнять кувырок из упора присев (рис. 5).
Страховка: стоя сбоку на колене, одной рукой поддерживать под плечо, а другой, подталкивая под колени, способствовать выполнению вращения (первой фазы кувырка).
Кувырок назад значительно легче осваивать из седа на наклонной плоскости (например, трамплин, покрытый гимнастическим матом), сгибая тело и опираясь кистями (ладони вниз) за плечами. Освоив кувырок под уклон, учащиеся переходят к выполнению его на акробатической дорожке или матах (рис. 6).
Страховка: стоя на колене сбоку, подталкивая под плечо, содействовать успешному выполнению вращательного движения. При выполнении этого кувырка согнувшись, следует начинать его из седа с наклоном вперед, выполняя перекат назад с опорой кистями около плеч с последующим опусканием ног за голову на опору. Переворачиваясь через голову, энергично разгибая руки, через упор согнувшись (т. е. с прямыми ногами) встать в основную стойку.
Кувырок с прыжка (вперед) сначала нужно научиться выполнять с места. Из полуприседа с полунаклоном вперед, руки назад: одновременно с движением руками (махом) вперед-кверху энергично оттолкнуться ногами, а после фазы полета, опираясь на руки, выполнить кувырок вперед (рис. 7).
Страховка: стоя на колене сбоку у места опоры одной рукой поддержать под плечо, а другой снизу под бедра у колен содействовать завершению кувырка вперед.
Кувырок назад через плечо (прогнувшись). Учащиеся выполняют это упражнение из седа с наклоном вперед движением назад с перекатом в упор на лопатках; затем, разгибаясь в стойку на плече (с опорой руками по сторонам), перекатом через грудь завершают его упором лежа на бедрах. При выполнении в стойку на голове или на руках необходимо после переката назад полностью разогнуться в тазобедренных суставах и поставить руки для опоры, а при выполнении в стойку на руках важно одновременно с разгибанием тела разогнуть и руки (рис. 8).
Страховка: стоя сбоку, за ноги помочь выйти в конечное положение.
Перевороты — упражнения с полным вращательным движением через голову и с промежуточной опорой. Наиболее доступны для учащихся перевороты в сторону (влево или вправо) и с головы. Предварительно рекомендуется овладеть темповым подскоком, связующим элементом при переворотах. Выполняется на маховой ноге с продвижением вперед и незначительным наклоном туловища вперед; толчковая нога сгибается вперед, а руки поднимаются вперед-кверху (рис. 9).
Переворот влево (вправо) выполняется с места и с разбега. Влево выполняется из стойки на правой, левую вперед, руки вверх: с широким шагом левой быстро наклониться вперед, сгибая левую ногу, опереться левой рукой вперед на одной линии с левой ногой, пальцами влево и взмахом правой и толчком левой, последовательно опираясь руками выйти в стойку ноги врозь с поворотом налево. Продолжая движение (правым боком), поочередно отталкиваясь руками и опуская ноги, встать в стойку ноги врозь (рис. 10). При овладении этим переворотом учащиеся должны добиваться сочетания маха и толчка ногами, вытянутого положения (во всех звеньях) тела в стойке на руках ноги врозь и последовательного опускания ног из стойки на руках в стойку ноги врозь (не сводя их).
Страховка и помощь: стоять со стороны спины исполнителя и, захватив скрестно за поясницу, сопровождать движение до конечного положения. При выполнении переворота с разбега добиваться сочетания скорости разбега и темпового подскока с самим переворотом. Овладев переворотом влево, рекомендуется разучить переворот в другую сторону. После этого упражнение можно выполнять слитно: два переворота по одной линии (влево и вправо), соединяя их поворотом кругом.
Переворот с головы. Из полуприседа руки вперед-книзу выйти в стойку на голове согнувшись и резко разгибаясь в тазобедренных суставах и отталкиваясь руками (с фазой полета), приземлиться на носки, подавая вперед таз, завершить движение (рис. 11). Учащиеся легче овладевают этим переворотом, если готовятся к нему сначала из положения упора, согнувшись на лопатках (взяв за руки партнеров, стоящих по сторонам), резким разгибанием в направлении вперед-вверх встать на ноги; затем овладеть переворотом с головы с горки матов (4—6 шт.), постепенно уменьшая высоту и, наконец,— на акробатической дорожке (или матах).
Страховка и помощь: стоя сбоку, одной рукой поддержать под плечо, другой — под таз, направляя движение вперед-кверху и сопровождать исполнителя до приземления.
Стойки — статические положения (вертикальные) ногами вверх.
Выполнение стоек способствует формированию нормальной осанки учащихся и развитию силы.
Стойка на лопатках. После переката назад опереться ладонями в спину и разогнуть тело так, чтобы туловище и ноги были на одной линии. Более сложный вариант — руки на полу. Овладев основным вариантом стойки, можно выполнять ее с разведением ног врозь; то же вперед и назад, а также выполнять наклонную стойку на лопатках (под углом 45°).
Рис, 12. Стойка на голове из упора Рис. 13, Стойка на руках присев
Стойка на голове. Из упора присев опереться головой так, чтобы голова и кисти рук составили равносторонний треугольник, и толчком ног поднять таз (в группировке). Затем, разгибая ноги, выйти в стойку, сохраняя равновесие тела в вертикальном положении. Стойку можно выполнять из упора присев на одной ноге, другая сзади на носке, махом одной и толчком другой ногой. В этом случае при необходимости оказывается помощь: одной рукой под плечо, а другой снизу за маховую ногу (до выхода в стойку). Из упора присев или из седа на пятках силой более сложный вариант выполнения (рис. 12). Предварительно учащиеся должны овладеть стойкой на лопатках и висом прогнувшись на гимнастической стенке.
Стойка на руках. Выполняется из стойки руки вперед- вверх: шагом вперед с одновременной опорой руками о пол, махом другой ногой выйти в стойку на руках, соединяя ноги выпрямиться и сохранить равновесие (рис. 13).
Страховка и помощь: стоять со стороны маховой ноги и одной рукой поддержать под плечо, а другой снизу под маховую ногу чуть выше колена способствовать правильному выходу в стойку. Стойку можно выполнять из упора присев и из других положений силой. Овладев основным вариантом, стойку можно усложнять разведением, сгибанием ног, а также выполнять разновидности стойки: узкую, сомкнутую, широкую и др.
Упражнения на гимнастических снарядах, включенные в программу по физическому воспитанию учащихся ПТУ, разделяют на статические и динамические. Первые включают в себя статические упражнения и силовые перемещения.
Статические упражнения — это неподвижные позы, т. е. висы или упоры, выполняемые учащимися на том или ином снаряде.
Силовые перемещения — это медленные переходы из одного статического положения в другое, например: подтягивание, опускание в вис, из виса силой вис согнувшись, из виса сзади вис согнувшись, подъем силой в упор и др.
Динамические — маховые упражнения представляют собой перемещения тела учащегося по кругу (обороты) или по его частям (размахивания, подъемы, соскоки). Учебный материал программы по гимнастике для учащихся ПТУ состоит из трех основных подгрупп этих упражнений:
движений махом вперед (поворот кругом, вис согнувшись или прогнувшись, соскок и др.);
движений махом назад (поворот кругом, сгибание рук, подъем или соскок и др.);
движения разгибом (подъем разгибом, подъем одной в упор ноги врозь, подъем двумя в упор сзади и др.).