какие уроки усвоил николенька
Урок по теме «Какие уроки получил Николенька Иртеньев в «Отрочестве «Л.Н.Толстого?»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Тема урока : «Какие уроки получил Николенька Иртеньев в «Отрочестве «Л.Н.Толстого?»
Цели урока: 1. Определение уровня знаний учащихся по содержанию повести, показать ребятам сложный процесс становления характера человека в подростковом периоде, пути преодоления ошибок.
2. Развивать и углублять навыки сопоставительного анализа, делать выборку из текста, развитие речи; формирование навыков работы в группах
3. Привить ребятам необходимость правильного воспитания, указать на недостатки, трудности подросткового периода, пути преодоления ошибок.
Вступительное слово учителя.
отрок – подросток, мальчик или девочка, находящийся в подростковом возрасте;
гармония – согласованность, стройность, мир и взаимопонимание.
гормон – вещество, вырабатываемое в организме человека.
— Чтобы вырастить человека, достаточно ли того, чтобы он был сыт и одет?
(Нужно, чтобы человек был воспитанным).
— В словаре Ожегова слово воспитать означает вырастить ребенка, воздействуя на духовное и физическое развитие, дав образование, обучив правилам поведения.
— То есть, воспитать – значит дать:
образование; физическое развитие; духовное развитие; обучение этикету.
Поэтому в дворянских семьях очень важную роль отводили воспитанию детей. Обязательным было обучение арифметике, грамматике, истории, пению, игре на музыкальных инструментах, верховой езде. Кроме того, детям прививали хороший этикет: правила поведения за столом, в обществе семьи, незнакомых людей, этикету одежды.
— Итак, ребята! Как вы уже догадались, сегодня на уроке мы будем говорить о воспитании. О воспитании детей в отроческом, т.е. в подростковом возрасте.
— Ребята, а вы относитесь к подросткам?
— Вспомните, с какими прилагательными чаще всего сочетается это слово?
— Трудный период, сложный возраст, переломный момент.
— Потому что в подростковом возрасте человек готовится стать взрослым. Дети в этом возрасте находятся на промежуточном положении, они готовятся стать взрослыми; с одной стороны, это не дети, а с другой стороны, не взрослые.
Беседа по содержанию 1 части: «Детство».
— Сколько детей было в семье у Иртеньевых? Назовите их.
— От чьего имени ведется повествование?
— Какая была мама Николеньки? Отец?
— Кто занимался воспитанием детей в детстве?
— Как заканчивается повесть «Детство»?
Печально. У детей умирает мама. Дети должны уехать в город, чтобы продолжить образование. Со смертью матери для героя заканчивается счастливая пора детства и начинается новый этап жизни – период отрочества.
— В целом, по словам Николеньки, детство – это какая пора? Почему? (Счастливая и невозвратимая пора).
Когда мы начинаем читать 2 часть трилогии, то на душе становится тревожно. Герой встречается со множеством непонятных вещей, преград и трудностей. У мальчика меняется взгляд на всё: на предметы, лица, отношения и понятия. Многое ему не удается. Почему?
— Потому что он стремится сразу стать хорошим, совершенным, классным в полном смысле этого слова. А воспитание – постепенный, сложный и трудоемкий процесс. Оно не приемлет спешки, гордыни, необдуманности.
5. Физкультминутка. Упражнения для глаз.
6. Работа в группах . Беседа по содержанию прочитанных глав. Задание: выбрать материал для ответа на вопрос: С какими трудностями встретился Николенька?
Главы «Поездка на долгих», «Новый взгляд».
1. Мальчик впервые обратил внимание на социальное неравенство людей, на которое ему указала Катенька, сидя в бричке:
— Вы богаты – мы бедны: эти слова и понятия врезались в его память показались необыкновенно странными. Раньше бедными он считал только нищих и мужиков. А теперь это понятие «бедные» он никак не мог соединить в своем воображении с грациозной и хорошенькой Катей. Ему казалось, что Катенька и Мими, если всегда жили, то всегда и будут жить с ними и делить все поровну. Иначе быть не могло.
2. Вдруг Николенька заметил, что вещи совершенно меняются, как будто все предметы повернулись к нему другой, неизвестной до этого стороной. Такого рода моральная перемена произошла с ним в первый раз.
3. До этого ему казалось, что в мире, кроме его семьи, нет других семей, нет другой жизни. Теперь же он понял, что в мире живут и другие семьи. И ему стало интересно: как и чем они живут, как воспитывают детей, учат ли? пускают ли играть? как наказывают?
Глава «Старший брат»
1.Самая главная неприятность – соперничество со старшим братом, несмотря на то, что между ними разница в возрасте составляла всего 1 год и несколько месяцев. В детстве все делали вместе: росли, играли, учились, одевались одинаково, между ними не делали различия. Теперь он понял, что Володя ему не товарищ по годам, наклонностям и способностям. Во всем брат стоял выше его: в забавах, в учении, в ссорах, в умении держать себя.
— Почему он соперничает с братом? (Хочет, чтобы и на него обратили внимание, что и он хороший)
2.Работа с таблицей в тетрадях: заполнить.
Учитель: перед нами два совершенно разных, не похожих характера (прием контраста)
-К чему это привело?
— К разладу и непониманию между братьями. И все это отдалило их друг от друга, а Николеньке все это доставляло и моральные страдания. Он хотел сблизиться с братом, но не знал, как это сделать.
7. Физкультминутка. Упражнения для глаз.
Главы «Единица», «Затмение».
1.Как учился Николай?
2.Какие отношения у него сложились с новым учителем? (Плохие)
-К чему привела гордость Николая?
1. Учился Николенька плохо. На уроках откровенно лгал, говорил все, что приходило в голову. При этом он сам чувствует, что ничего не знает, выражается совсем не так, как следует, и ему страшно больно видеть, что учитель его не останавливает и не поправляет. За это ему поставили оценку единица.
Вскоре у Николая появляется злоба на нового учителя, потому что он был очень строг и требователен.
Не сложившиеся отношения с учителем, неумение общаться и выдержки приводят к преступлению. Он ударил учителя по лицу.
— Что происходит внутри Николеньки? Как комментирует свое поведение Николай?
2. Он читал где-то, что дети в подростковом периоде, бывают особенно склонны к поджигательству и даже убийству.
Когда ударил господина Святого Джерома, он был в том ужасном состоянии, без цели, без желания вредить – так – из любопытства, из бессознательной потребности, чисто из-за того, что хотелось сделать какую-то молодецкую штуку, которая всех бы удивила. Он считает, что был во временном отсутствии мысли.
Учитель: Но прислушаемся к его словам. Что мы слышим? Действительно ли, Николенька злодей?
Ответ: Никто меня не понимает, не любит, как я несчастлив! Все вы гадки, отвратительны.
Учитель: В действительности, Николай очень одинок, беспомощен. И здесь проявляется жалость к главному герою.
Любопытство. Главы «Девичья», «Ключик», «Я», «Перемелется, мука будет»
1. В день именин Любочки отец Николеньки был в очень хорошем настроении от того, что был в выигрыше. Он послал Николеньку за подарком в свою комнату. Но при этом наказал, чтобы он ничего там не трогал. Когда Николенька добрался до комнаты, то любопытство овладело верх над разумом и он моментально забыл о наказе отца.
-Чувство любопытства советовало ему узнать, какие это бумаги, что он не прислушивается к голосу совести и принялся рассматривать то, что находилось в портфеле.
Учитель: Что чувствует Николенька внутри себя?
Его мучили угрызения совести, что вмешался в жизнь отца и вдруг в спешке поворачивает ключик не в ту сторону. Таким образом, он совершает очередную глупость.
— Что я наделал? – говорит он себе.
Внутри себя думает:
2. Появляется интерес к противоположному полу. Николенька и Володя с большим интересом подсматривают за свиданием молоденькой горничной Маши и её жениха Васи. В горничной Маше вдруг они стали видеть не слугу, а женщину.
Комментарий учителя: В подростковом периоде начинается бурное половое развитие у детей. Если в детстве мальчики и девочки мало отличаются друг от друга, то в подростковом периоде в организме начинают свою работу особые вещества, называемые гормонами.
Именно эти вещества помогают развить в мальчиках черты будущих мужчин: волосатость, низкий голос, нарастание мышц, интерес к грубым видам спорта, а у девочек – черты женственности: мягкость и изящность движений, стройность фигуры. Это нормальное явление.
— Какими красками вы бы нарисовали детство Николеньки? (Теплые: желтый, оранжевый, красный, золотой). А настроение как бы вы определили? (Веселое, радостное).
— А какими стали краски в отрочестве? (Темные, холодные: серый, черный, темно-синий).
— О чем думает Николенька, находясь в темном чулане?
1. Что он приемный сын. Несчастный сирота, подкидыш.
2. Отважный гусар, спасающий Отечество.
3. Что он умер. Он наблюдает за реакцией окружающих.
— Но чего он не понимает? (Он не понимает самого главного — что причина всех неудач в нем самом).
— Поэтому наутро он не просит прощения у учителя, не слушается отца. Но как только вспомнил о покойной матери – светлая ниточка, которая у него осталась в сознании – эта ниточка спасла его. Он извиняется перед учителем и просит прощения у отца.
8. Заключительное слово учителя.
Становление личности человека – очень сложный процесс. В подростковом возрасте ребенок ищет себя, свое будущее. От ошибок никто не застрахован. Поэтому многие люди ошибаются. Чем можно объяснитғ причины ошибок Николеньки? (Неопытностью, неумением общаться, гордыней, эгоизмом). Если все люди ошибаются, стоит ли отворачиваться от Николеньки? Что нужно, чтобы люди приняли его? Как избежать этих ошибок?
— Как можно изобразить подростковый период?
Мы рассмотрели типично дворянское воспитание. А как же воспитывали детей в наших семьях?
9. Сообщение ученика на тему «Особенности воспитания детей в белорусских семьях».
Наши предки воспитывали детей на добрых традициях: мальчики и девочки не могли перечить родителям; с малых лет детей приучали к труду, и уже в раннем возрасте мальчики и девочки умели делать все, что делали взрослые. Знали, что такое хорошо и плохо. Вырастить детей добрыми людьми – высший закон. Учили не красть, не лгать, не выпивать.
Если молодую поросль лиственницы согнуть к земле, то и огромное дерево будет кривым. Если неправильно воспитаешь детей, то последствий потом не исправишь.
— Согласны ли вы? Человек воспитывается всю жизнь: век живи – век учись. Если ты совершил ошибки, то постарайся исправить их.
Рефлексия. Продолжи фразу: «Я понял(а), что…»
Написать сочинение по следующим высказываниям:
1. Может ли человек осознать свои ошибки без другого человека?
2. Только тогда станешь человеком, когда видишь человека в другом?
3. Мои ошибки подросткового периода.
V . Подведение итогов урока.
Какие уроки получил главный герой повести «Детство» Л.Н.Толстой? Надо сочинение около 100 слов.
На страницах этого произведения ласковый, впечатлительный, совестливый, добрый Николенька Иртеньев радуется и плачет, надеется и разочаровывается, здесь описаны его победы и первые горькие потери.
Сердце этого десятилетнего мальчика полно любви к окружающим людям, и он щедро делится ею с близкими. Как трогательна его забота об учителе Карле Ивановиче: «Дай Бог ему счастия, дай мне возможность помочь ему, облегчить его горе; я всем готов для него пожертвовать ».
Любит Николенька и природу: часами готов он наблюдать за суетливой жизнью муравейника, любоваться полетом бабочек, вдыхать аромат цветов.
Главный герой повести Л.Н.Толстого «Детство» — Николенька Иртеньев, мальчик из дворянской семьи, который растет, любит и ненавидит, получает первые уроки жизни.
Его детские годы проходят в обстановке любви и заботы со стороны его близких – маменьки, гувернера, няни. Они воспитывают в нем доброту, чувство сострадания к людям и животным, порядочность и ответственность. Маменьку Николенька боготворит. И страшным испытанием для него становится потеря самого близкого человека. Это очень повлияло на становление его характера. Жизнь сталкивает его со многими людьми, и не только из его круга: кроме родителей, братьев и сестер, он общается с учителями, дворовыми, и отношения с ними влияют на его душевное состояние, мысли и чувства. Самое важное, что мальчик, даже если совершает ошибки (а ошибки допускают все дети!), делает правильные выводы, пытается их исправить. Например, когда он, на поводу у своих приятелей, издевается над Иленькой Грапом, мальчиком из небогатой семьи, он чувствует, что это не смешно и не весело, что это неправильно, и казнит себя за это.
Мальчик растет добрым, чутким, впечатлительным, совестливым и честным перед собой. Он внимательно наблюдает как за внешним миром, так и за своим внутренним миром. Благодаря такой внимательности к себе и к окружающим он справляется со многими проблемами, делает верные выводы. Я уверена, что из такого мальчика вырастет хороший человек.
Какие уроки получил главный герой повести «Детство» Л.Н.Толстой? Надо сочинение около 100 слов.
Главный герой повести Л.Н.Толстого «Детство» — Николенька Иртеньев, мальчик из дворянской семьи, который растет, любит и ненавидит, получает первые уроки жизни.
Его детские годы проходят в обстановке любви и заботы со стороны его близких – маменьки, гувернера, няни. Они воспитывают в нем доброту, чувство сострадания к людям и животным, порядочность и ответственность. Маменьку Николенька боготворит. И страшным испытанием для него становится потеря самого близкого человека. Это очень повлияло на становление его характера. Жизнь сталкивает его со многими людьми, и не только из его круга: кроме родителей, братьев и сестер, он общается с учителями, дворовыми, и отношения с ними влияют на его душевное состояние, мысли и чувства. Самое важное, что мальчик, даже если совершает ошибки (а ошибки допускают все дети!), делает правильные выводы, пытается их исправить. Например, когда он, на поводу у своих приятелей, издевается над Иленькой Грапом, мальчиком из небогатой семьи, он чувствует, что это не смешно и не весело, что это неправильно, и казнит себя за это.
Мальчик растет добрым, чутким, впечатлительным, совестливым и честным перед собой. Он внимательно наблюдает как за внешним миром, так и за своим внутренним миром. Благодаря такой внимательности к себе и к окружающим он справляется со многими проблемами, делает верные выводы. Я уверена, что из такого мальчика вырастет хороший человек.
На страницах этого произведения ласковый, впечатлительный, совестливый, добрый Николенька Иртеньев радуется и плачет, надеется и разочаровывается, здесь описаны его победы и первые горькие потери.
Сердце этого десятилетнего мальчика полно любви к окружающим людям, и он щедро делится ею с близкими. Как трогательна его забота об учителе Карле Ивановиче: «Дай Бог ему счастия, дай мне возможность помочь ему, облегчить его горе; я всем готов для него пожертвовать ».
Любит Николенька и природу: часами готов он наблюдать за суетливой жизнью муравейника, любоваться полетом бабочек, вдыхать аромат цветов.
Ответ:
Фокс Микки, первая собака, умеющая писать ведёт личный дневник.Заполняя каждую страницу,Микки описывает все события,которые с ним происходили.
Хозяйка Зина,милая девочка,учится красиво писать,но пёс считает,что у него получается лучше.Вкусная еда-это главное в жизни,но самое вкусное для собак-это мясо,а ещё лучше сырые котлетки на зелёной лужайке.Корова-глупое животное,зачем она даёт столько молока?Зачем куры несут яйца,которые Зина и Микки не любят?Зачем столько лишней еды и кому нужна музыка,которую Зина изучает?Сколько вопросов без ответа.
Живут ли фоксы на Луне,зачем красят волосы,почему глаза закатываются и на садовника не надевают намордник,когда он напивается?Чудные сны-фокс директор собачьей школы,но в соннике об этом ничего нет.Много вопросов,а ответов нет.
Осень,дожди,туманы.Грязь,а в доме кавардак.Все ничего не делают,а фокс заболел бронхитом.Что за жизнь в Париже-сколько людей,ненужных собак,собачья жизнь.Все уезжают,кончились карандаши.Один дома,зима,холодно и сплошные огорчения.Нашлись карандаши,можно вести дневник.Записаны все огорчения,полегчало.
Переезд в Париж,соседка твратительная болонка.Сходил в синема с Зиной,ничего не слышно.Почему нет кино про собак.Стихи,опять пишу стихи.Поход на пляж-как это удивительно,как это удивительно,море прекрасно,а у болонок нет глазомера,море не фонтан.Мода в Париже удивительна,но фоксу нравится.А вот еда-так себе,дома лучше.
Сходили в зоопарк,сколько животных,но это не сад,а тюрьма для зверей,печально.Пляж,снова пляж и трагедия,Микки потерялся.Лили нашла фокса и теперь новая семья,а ночью сны о Зине.Пляж,ура,Зина нашлась и Микки дома.
Цирк,представление,новые впечатления,весёлая собачья жизнь.Поездка на пароходе,самое худшее в жизни собаки.Поезд,уезжаем в Канны,прощай Париж.Если бы нашли записи Микки,то все бы узнали имя автора и читали,а так-хватит писать,а то блохи замучили.
Микки-фокстерьер,автор дневника и рассказчик.
Зина-хозяйка фокса,милая девочка.
Кухарка-повод для размышлений Микки.
Семья Зины-брат,мама и папа.
(сделай как лучший пж,очень нужно:я старалась!)
Характеристика Николеньки из повести «Детство» Л. Н. Толстого
Николай Петрович является ключевым персонажем повествования Льва Николаевича Толстого. Ему недавно исполнилось десять лет, и он живет в дворянской семье.
Он обладает веселым и оптимистичным нравом, а его воспитанием занимаются родители и участливая нянечка Наталья Савишна, а порой к нему на занятия приходит Карл Иванович. Паренек позитивно смотрит на вещи и старается найти положительные моменты во всем, что с ним происходит.
Мальчик очень любит занятия, проводимые Карлом Ивановичем, поэтому всегда к ним готовиться и с нетерпением ждет очередного раза.
Кроме того, Коля очень сильно любит родителей и испытывает искреннюю гордость за них. Он считает их самыми добрыми и заботливыми людьми, способными о нем позаботиться.
Мама для него источник всех прекрасных благ, когда он только думает о ней, то на ее лице появляется широкая улыбка, а в голове он слышит ее звонкий и прекрасный голос. Автор сравнивает его большую любовь, с любовью ко Всевышнему. Она для него настоящий небожитель, способный решить все его проблемы, помочь в любой трудной ситуации и изменить свое отношение к происходящим вокруг вещам.
В жизни Коленьки особую роль играют отношения с окружающими его людьми. Доброжелательный склад характера заставляет его обращать особое внимание на соседских детей, с которыми он проводит достаточно много времени. Он любит общаться с людьми и находит в этом особое удовольствие, чем и занимается в свободное время.
Так он с особым сочувствием относится к Иленьку Грапу, который является достаточно болезненным ребенком и требует особого внимания и защиты. Так же он быстро знакомится с Екатериной в деревне, а после с Сонечкой в городе, каждую из которых он считает девочками привлекательными и тех, кого он будет любить. Но он также быстро переключается.
Он отлично и легко знакомится с новыми детьми, но несмотря на широкое сердце и доверчивость, он быстро научился различать обман и ложь, которую он не переносит на дух. По неизвестным причинам, он быстро научился распознавать обман.
Его характер можно считать достаточно противоречивым, он внимательно наблюдает за происходящим вокруг него, за поведением окружающих его детей, кроме того, он способен делать выводы из происходящего вокруг.
Его радужное детство проходит в деревне, а потом они вместе с родителями переезжают в Москву, где начинается новый промежуток его жизни.
Образ детства
Характеристика Николеньки из повести “Детство” начинается с самых первых строк произведения. Перед нами предстает спящий мальчик, сон которого оберегается его добрым любящим наставником.
Из кратких замечаний и размышлений ребенка видно, что он – сын помещика, выросший в тепличных условиях, немного избалованный и взбалмошный, но очень добрый и нежный.
Повествование не даром ведется от первого лица. Это дает нам возможность лучше узнать мысли и чувства мальчика, его детскую непосредственность и ребяческую серьезность.
Характеристика Николеньки Иртеньева является характеристикой самого Толстого, так как многие события и происшествия, описанные в повести, взяты непосредственно из воспоминаний автора.
Что же хранил в своей памяти Л. Н. Толстой? “Детство” открывает перед нами его первые годы жизни, оно не только ярко и эффектно характеризует подрастающее поколение зажиточных помещиков, но и критикует, разоблачает безнравственность и ханжество дворянского образа жизни того времени.
Николенька Иртеньев — мальчик из дворянской семьи, он живет и воспитывается по установленным правилам, дружит с детьми из таких же семей. Он любит своих родителей и гордится ими. Но детские годы Николеньки были беспокойными. Он испытал немало разочарований в окружающих его людях, в том числе и в самых близких для него. В детстве Николенька особенно стремился к добру, истине, любви и красоте. И источником всего самого прекрасного в эти годы для него была мать. С какой любовью он вспоминает звуки ее голоса, которые были «так сладки и приветливы», нежные прикосновения ее рук, «грустную, очаровательную улыбку». Любовь Николеньки к матери и любовь к Богу «как-то странно сливались в одно чувство», и от этого на душе у него становилось «легко, светло и отрадно», и он начинал мечтать о том, «чтобы дал Бог счастья всем, чтобы все были довольны…». Большую роль в духовном развитии мальчика сыграла простая русская женщина — Наталья Савишна. «Вся жизнь ее была чистая, бескорыстная любовь и самоотвержение», она привила Николеньке представление о том, что доброта — одно из главных качеств в жизни человека. Николенька остро чувствует фальшь и обман, казнит себя за то, что и в себе замечает эти качества. Однажды он написал стихи ко дню рождения бабушки, в которых была строка, говорящая, что он любит бабушку, как родную мать. Мать его к тому времени уже умерла, и Николенька рассуждает так: если эта строка искренняя — значит, он перестал любить свою мать; а если он любит свою мать по-прежнему — значит, он допустил фальшь по отношению к бабушке. Мальчик очень терзается этим. Большое место в повести занимает описание чувства любви к людям, и эта способность ребенка любить других восхищает Толстого. Но автор в то же время показывает, как мир больших, мир взрослых людей разрушает это чувство. Николенька был привязан к мальчику Сереже Ивину, но не решался сказать ему о своей привязанности, не смел взять его за руку, сказать, как рад его видеть, «не смел даже называть его Сережа, а непременно Сергей», потому что «каждое выражение чувствительности доказывало ребячество и то, что тот, кто позволял себе его, был еще мальчишка». Повзрослев, герой не раз сожалел о том, что в детстве, «не пройдя еще через те горькие испытания, которые доводят взрослых до осторожности и холодности в отношениях», он лишал себя «чистых наслаждений нежной детской привязанности по одному только странному желанию подражать большим». Отношение Николеньки к Иленьке Грапу раскрывает еще одну черту в его характере, тоже отражающую дурное влияние на него мира «больших». Иленька Грап был из небогатой семьи, он стал предметом насмешек и издевательств со стороны мальчиков круга Николеньки Иртеньева, и Николенька тоже участвовал в этом. Но тут же, как всегда, испытывал чувство стыда и раскаяния. Николенька Иртеньев часто глубоко раскаивается в своих плохих поступках и остро переживает свои неудачи. Это характеризует его как думающего, способного анализировать свое поведение и начинающего взрослеть человека.
Это маленький десятилетний мальчик с добрым, чутким сердцем, живой и впечатлительной душой. Становление характера Николеньки проходит среди различных, близких ему людей: родителей, братьев и сестер, учителей, дворовых. Отношения с каждым из них оставляют в сердце мальчика неповторимый след, оказывающий влияние на душевное состояние, мысли и чувства Николеньки. Отзывчивый и впечатлительный ребенок внимательно наблюдает не только за событиями, происходящими в мире внешнем, но и за изменениями в своем внутреннем мире. Эта внимательность ко всем движениям собственной души помогает Николеньке справляться со многими проблемами, делать верные выводы. Мне кажется, что в будущем из Николеньки вырастет добрый, наблюдательный, отзывчивый и честный человек.
Николенька Иртеньев производит впечатление веселого, доброго, воспитанного мальчика. Таких много вокруг. О доброте мальчика можно судить уже по отношению его к своей матери. Разве может черствый человек, злой, эгоист так страстно признаваться матери в любви? А Николенька мог. Мог «обвить руками ее шею, прижать голову к ее груди и, задыхаясь, сказать: «Ах, милая, милая мамаша, как я тебя люблю!» А как горько плачет мальчик, на миг представив, что мать может покинуть его. Он тогда долго, долго читает молитвы и просит Бога: «Спаси, Господи, папеньку и маменьку».
Добрый характер мальчика проявляется и во время игр с другими детьми. Правда, там свое сочувствие к слабому и болезненному Иленьке Грапу он все время старается подавить, чтобы быть похожим на своего кумира — Сережу Ивина. Но мы все равно замечаем это сочувствие.
Николеньку Иртеньева нельзя назвать мальчиком незаурядным. Его поведение ничем не отличается от такового его сверстников. Наоборот, он похож на многих мальчиков его возраста. Он способен в порыве гнева обидеть дорогого человека, может пролить за столом квас, очень любит мечтать, и притом вслух… Но обида у него не оборачивается злобой, грубость тут же сменяется лаской. И он наивно мечтает о том, что ему кажется хорошим: «когда я буду генералом, я женюсь на чудесной красавице, куплю себе рыжую лошадь, построю стеклянный дом и выпишу родных Карла Иваныча из Саксонии».
Сочинение на тему: НИКОЛЕНЬКА ИРТЕНЬЕВ В ПОВЕСТИ Л. Н. ТОЛСТОГО «ДЕТСТВО»
На этой странице искали:
Детство. Отрочество. Юность. Экранизация трилогии Л. Н. Толстого (1973)
Героем повести «Детство» является Николенька Иртеньев – мальчик с натурой своеобразной, даровитой, недюжинной. Какие-то неясные еще для него самого силы зреют в нем, какое-то призвание ждет его, готовя ему особую судьбу. Детство такого исключительного ребенка не может проходить так, как оно проходит у детей остальных, особые свойства еще не определившейся натуры большей частью создают столкновения между ним и окружающей средой, и редко бывают счастливыми детские годы таких людей. То же мы видим и в детстве Николеньки.
Болезненно-впечатлительный, всегда погруженный в свои думы, размышления и наблюдения над окружающей жизнью, мальчик растет одиноким, самоуглубленным и тихим. Он совершенно не знает той беззаботной радости существования, тех беззаветных игр и мимолетных легких впечатлений, которыми обыкновенно полно существование жизнерадостных детей. Работа мысли началась для него с первых лет сознательной жизни, печать духовного призвания отметила его. Мальчик занят не внешним, окружающим миром, как дети, а своим внутренним мирком.
Впечатления окружающего он схватывает очень глубоко и уносит их в свой внутренний мирок и там вновь переживает, смутно вдумываясь в их смысл. Он подмечает невысказанное и невыраженное, что скрывается за словами и внешними проявлениями в отношениях отца и матери, слуг и пр. Кроме того, он отличается особенной склонностью к анализу собственных поступков, чувств и мыслей (сцена у гроба матери и др.) Все это уменьшает в нем непосредственность, детскую жизнерадостность, а также простоту и свободу в обращении с другими людьми. Николенька Иртеньев застенчив, самолюбив, скрытен, он ревниво следит за каждым своим шагом и словом, боясь сказать или сделать что-то такое, что уронит его в глазах других, приходит в отчаяние от сделанного промаха и мучительно завидует простоте, свободе и красивой ловкости других жизнерадостных и любимых всеми детей.
Склонность к анализу своих поступков усугубляется в нем еще остро развитым эстетическим чувством; у мальчика есть тонкое чувство красоты, и он тем сильней пугается тем, что кажется ему в себе некрасивым, отдаваясь в то же время беззаветному восторгу перед другими, в которых он видит черты красоты. Николенька с детства говорил, что он некрасив, а неловкость и конфузливость еще подчеркивали смешные стороны этого маленького философа, с торчащими волосами и ушами и умным взглядом глаз. Но наряду со всем этим в нем живет страстная жажда любви, потребность нежности, ласки, стремление отдаться чему-либо всей душой. В семье же царит атмосфера довольно холодная: болезненная, тихая мать мало уделяет внимания детям, отец погружен частью в дела сельского хозяйства, частью в светскую жизнь, дети предоставлены заботам учителей и слуг. Свою потребность любить Николенька переносить на приятеля, Сережу Ивина, который своей красотой, ловкостью и независимостью ласкал его эстетическое чувство и казался ему идеалом человека.
Эта история детских переживаний Николеньки показывает в нем также еще одну характерную его черту: большую силу воображения. Живущий в своем внутреннем мирке, мальчик создает себе картины воображаемой жизни, в которых все обиды и вся неудовлетворенность реальной жизни возмещались подвигами и геройством, созданными фантазией. Под влиянием перенесенных нравственных потрясений и разочарований эта способность вспыхивала в ребенке с особенной силой, и он весь отдавался картинам своего воображения, под влиянием которых радовался или плакал (например, сидя в карцере).
ДЕТСТВО. ОТРОЧЕСТВО. ЮНОСТЬ
(Трилогия, 1851 — 1855)
Иртеньев Николенька (Николай Петрович)
— главный герой, от лица которого ведется повествование. Дворянин, граф. Из знатной аристократической фамилии. Образ автобиографичен. В трилогии показывается процесс внутреннего роста и становления личности Н., его взаимоотношения с окружающими людьми и миром, процесс постижения действительности и самого себя, поиск душевного равновесия и смысла жизни. Н. предстает перед читателем через свое восприятие разных людей, с которыми так или иначе сталкивает его жизнь.
«Детство». В повести Н. десять лет. Среди его доминирующих черт — застенчивость, доставляющая герою множество страданий, желание быть любимым и самоанализ. Герой знает, что внешностью он не блещет и на него даже находят минуты отчаяния: ему кажется, «что нет счастия на земле для человека с таким широким носом, толстыми губами и маленькими серыми глазами». Знакомство с героем происходит в момент его пробуждения, когда его будит гувернер Карл Иваныч. Уже здесь, в первой сцене повести, проявляется одна из главных черт толстовского письма — психологический анализ, знаменитая «диалектика души», о которой написал в статье, посвященной трилогии и военным рассказам Толстого, Н. Г. Чернышевский и которая получит развитие в будущих его сочинениях. В повести происходит несколько больших (смерть матери, переезд в Москву и в деревню) и малых (день рождения бабушки, гости, игры, первые любовные и дружеские увлечения и пр.) событий, благодаря которым писателю удается глубже заглянуть в душу героя.
Прекрасно передавая детскую психологию, Толстой изображает маленького Н. остро воспринимающим не только окружающую природу, но и по-детски живо и непосредственно откликающимся на беды близких ему людей. Так, он сочувствует гувернеру Карлу Иванычу, которого решил уволить его отец. Толстой подробнейшим образом описывает душевные состояния героя. «После молитвы завернешься, бывало, в одеяльце; на душе легко, светло и отрадно; одни мечты гонят другие, — но о чем они? они неуловимы, но исполнены чистой любовью и надеждой на светлое счастие». Детство Н. — время максимальной жизненной полноты и гармонии, беззаботности и силы веры, невинной веселости и беспредельной потребности любви — рисуется писателем с чувством нескрываемого умиления.
«Отрочество». Отрочество, по словам рассказчика, начинается для него со смерти матери. О нем он говорит как о «пустыне», где редко находятся «минуты истинного теплого чувства, так ярко и постоянно освещавшего начало моей жизни». Взрослеющего Н. начинают посещать вопросы, дотоле его совершенно не волновавшие, — о жизни других людей. До сих пор мир вращался вокруг него одного, а теперь взгляд его постепенно начинает меняться. Импульсом к этому становится разговор с воспитывающейся вместе с Иртеньевыми дочерью подруги матери Мими Катенькой, которая говорит о разнице между ними: Иртеньевы богаты, они же с матерью бедны. Героя теперь занимает, как же живут другие, «ежели они нисколько не заботятся о нас. как и чем они живут, как воспитывают своих детей, учат ли их, пускают ли играть, как наказывают? и т. д.». Для писателя чрезвычайно важен — и с психологической, и с нравственной точки зрения этот процесс постепенного размыкания индивидуалистической замкнутости на себе одном, хотя в повести он не оценивается им как грех, поскольку детский эгоизм, по его мнению, — явление, так сказать, природное, как, впрочем, и социальное — следствие воспитания в аристократических семьях. Усложняются отношения Н. и с другими людьми, прежде всего с родным братом Володей, который старше его всего лишь на год и несколько месяцев, но и этот разрыв кажется гораздо большим: брат неудержимо удаляется от Н., вызывая в нем горькое чувство утраты, ревность и постоянное желание заглянуть в его мир (сцена разгрома Н. коллекции украшений брата, которые он опрокидывает вместе со столом). Резче и противоречивее становятся его приязни и неприязни (эпизод с гувернером St.-Jerom(oM), его самоощущение, подробно анализируемое автором. «Я был стыдлив от природы, но стыдливость моя еще увеличивалась убеждением в моей уродливости. А я убежден, что ничто не имеет такого разительного влияния на направление человека, как наружность его, и не столько самая наружность, сколько убеждение в привлекательности или непривлекательности ее». Герой так описывает свой облик: «Я гораздо ниже ростом Володи, широкоплеч и мясист, по-прежнему дурен и по-прежнему мучусь этим, Я стараюсь казаться оригиналом. Одно утешает меня: это то, что про меня папа сказал как-то, что у меня умная рожа, и я вполне верю в это».
Именно в этот период «любимейшими и постояннейшими предметами» размышлений героя становятся «отвлеченные вопросы о назначении человека, о будущей жизни, о бессмертии души…». Толстой подчеркивает, что в решении их Н. постигает бессилие ума, попадает в безвыходный круг анализа своих мыслей, теряя вместе с тем силу воли, свежесть чувства и ясность рассудка (что впоследствии отразится на общей концепции личности писателя). В это же время завязывается и первая настоящая дружба Н. с Дмитрием Нехлюдовым, под влиянием которого Н. приходит к «восторженному обожанию идеала добродетели и убеждению в назначении человека постоянно совершенствоваться».
«Ю н о с т ь». Н. — почти семнадцать. Он неохотно готовится к университету. Главное его увлечение — стремление к нравственному усовершенствованию, которое дает теперь пищу не только уму, пробуждая новые мысли, но и чувству, побуждая к деятельному его осуществлению. Герой, однако, трезво осознает резкое противоречие между замечательными планами нравственной деятельной жизни и теперешним ее «мелочным, запутанным и праздным порядком». Мечтания пока заменяют реальность. В основе их, как сообщает герой, четыре чувства: любовь к воображаемой женщине; любовь любви, то есть желание быть любимым; надежда на необыкновенное, тщеславное счастье и ожидание вследствие этого чего-то волшебно-счастливого; отвращение к себе и раскаяние, состоявшие в ненависти к прошедшему и страстном желании совершенства. Герой составляет жизненные правила и старается следовать им. Вся жизнь его в этот период проходит в череде падений и возрождений.
Герой поступает на математический факультет университета, отец дарит ему дрожки с лошадью, и он проходит первые искушения сознания собственной взрослости и самостоятельности, которые, однако, приводят к разочарованию. Читая романы (особенно летом) и сравнивая себя с их героями, Н. начинает стараться быть «как можно более comme il faut» (это понятие он называет «одним из самых пагубных, ложных понятий, привитых мне воспитанием и обществом»), то есть соответствовать ряду условий: отличное знание французского языка, особенно выговор, длинные и чистые ногти; «уменье кланяться, танцевать и разговаривать»; «равнодушие ко всему и постоянное выражение некоторой изящной презрительной скуки» и т. д. Именно это понятие, как подчеркивает Толстой, — причина ложной предубежденности героя к другим людям, прежде всего к обучающимся вместе с ним студентам, которые не только не менее умны, чем он, но и знают гораздо больше, хотя далеко не соответствуют выбранным им критериям. Финал повести — провал Н. на экзамене по математике и отчисление из университета. Герой снова решает писать правила жизни и никогда не делать ничего дурного.
Внешность главного персонажа
Портрет Николеньки из повести “Детство” представляет нам довольно некрасивого мальчика десяти лет с крупным носом, большими губами и мелкими глазами, с постоянно торчащими вихрами на макушке.
Мальчик очень переживает о своих внешних недостатках. Из-за этого его иногда охватывает печаль и отчаяние. Он даже просит бога о наружной красоте и готов отдать все самое ценное, лишь бы иметь идеальный облик.
И хотя иногда может казаться, что главный герой намеренно описывает себя эдаким маленьким уродцем, все же о его некрасивой внешности неоднократно говорят старшие. Это отмечает даже та, которая любит Николеньку больше всех на свете, – его мать. С другой стороны, она не раз подчеркивала душевную привлекательность младшего сына.
Цитаты
«Я продолжал плакать, и мысль, что слезы мои доказывают мою чувствительность, доставляла мне удовольствие и отраду…»
«…я воображал, что нет счастия на земле для человека с таким широким носом, толстыми губами и маленькими серыми глазами, как я…»
«…Вспомнишь, бывало, о Карле Иваныче и его горькой участи — единственном человеке, которого я знал несчастливым, — и так жалко станет, так полюбишь его, что слезы потекут из глаз, и думаешь: «Дай бог ему счастия, дай мне возможность помочь ему, облегчить его горе; я всем готов для него пожертвовать».
Противоречивые чувства
Какой Николенька в повести “Детство”?
Это обычный мальчик, немного завистливый, немного вздорный, но очень добрый, нежный и совестливый.
Скорее всего, совестливость Иртеньева – это его внутренний стержень, который и привлекает нас в главном герое.
Он может совершать безобразные поступки, может иметь плохие суждения, может думать и чувствовать то, что достойно порицания, но он всегда, всегда (!) почувствует после этого стыд и сожаление, раскаяние и некие угрызения совести. После этого хочется верить и надеяться, что Николенька изменится, исправится и станет лучше.
История создания
Писатель Лев Толстой
Толстой, как и многие писатели, вел дневник. В него граф записывал размышления, мечты, нравственные уроки, которые ему преподносила жизнь. Писатель не всегда был таким, каким помнят читатели. Образ почтенного старца, проповедующего жизнь в мире и любовь к Богу, он обрел после долгих лет размышлений и творчества. Повесть «Детство» опубликованная в 1852 году, стала первым сочинением Толстого.
Николенька, точнее, Николай Петрович Иртеньев, становится главным действующим лицом повести и трилогии, которой она дала начало. Произведения «Детство», «Отрочество», «Юность» описывают жизнь героя. Персонаж автобиографичен, и с его помощью Толстой отвечает на вопросы, которые не раз задавал себе.
Иллюстрация к повести Толстого «Детство»
Николенька – представитель аристократического рода. Ребенку 10 лет. Он граф, и его воспитание соответствует высочайшим стандартам светского общества. Мальчик ищет душевное равновесие и смысл жизни, развивается как личность. Его внутренний мир богат. Он изменился после страшного события, которое постигло семью мальчика.
Повествование ведется от первого лица. Таким образом автор дает возможность понять, что обсуждаемые события были важными для него и взяты из реальной жизни.
Отношения с наставником
В чем же проявляются противоречивые чувства Николеньки?
Например, в его отношениях с детским учителем, немцем по происхождению, – Карлом Ивановичем. На далекой родине не сложилась жизнь у этого бедного человека, и он приехал в Россию в поисках счастья. Богатства и благополучия немец не нашел, но, по натуре добрый и сердечный, он очень привязался к своим воспитанникам и в простоте душевной отдал им всего себя.
Николенька очень любит своего бедного наставника и жалеет его. Например, он мечтает вырасти и помочь своему учителю, облегчить его горе и даже пожертвовать многим ради него.
Его искренняя любовь к Карлу Ивановичу проявляется и на деле: часто Николенька подходит к наставнику, нежно берет его руку и ласково называет “дорогим” учителем.
Однако в душе мальчика происходят многократные резкие перемены. Он может браниться и злиться на обездоленного учителя, отвечать ему грубо и дерзко, желать всего плохого. И все это лишь из-за строгого внушения, короткого замечания или плохой оценки!
Конечно же, позднее, проанализировав свое неправильное поведение, маленький Иртеньев начинает испытывать раскаяние и стараться загладить свою вину.
Образ Николеньки Иртеньева
Коля Иртеньев десятилетний мальчик из дворянской семьи, натура достаточно своеобразная и впечатлительная, стал главным героем произведения Толстого «Детство». Описывая жизнь мальчика Толстой опирался на факты собственной жизни. Герой полон радости и оптимистичного настроя. Его образованием занимаются отзывчивая няня Наталья Савишна и учитель Карл Иванович. Ребенок растёт с тягой к познанию и внутреннему размышлению в любой ситуации старается найти положительный смысл.
Николай очень любит уроки, которые проводит Карл Иванович, мальчик старательно подходит к своей подготовке и каждый раз находится в ожидании следующего занятия.
Ребенок также испытывает тягу к своим родителям. Его часто одолевает за них чувство гордости. Для него образ родителей проявляется в заботе и доброте.
Образ мамы для Николая ассоциируется с источником всего самого лучшего и когда в его голове появляются мысли о маме, то сразу же возникает широкая улыбка и представляется её заливистый смех и красивый голос. Писатель не боится сравнивать эту большую любовь сына к матери, с любовью к Богу. Мама для Коли — это богиня, которая всегда готова прийти на помощь и решить все возникшие проблемы.
В жизни Коли Иртеньева особое место занимают его взаимоотношения с окружением. Дружелюбный настрой помогает ему общаться с соседскими детьми. Ребенок растёт коммуникабельным, очень легко идёт на контакт и всегда находит удовольствие в общении с людьми. В каждом новом месте он быстро находит новых друзей так в деревне знакомится с Катей, в городе с Соней и каждую из них он считает по-особому привлекательной. Чувство душевного сострадания проявляется по отношению к болезненному ребенку Иленьки Грапу.
Воспоминания о беззаботном детстве проведённом в деревне навивают чувство радости и тоски одновременно. Ведь период детства закончился, когда мамы не стало. Потеряв самого дорогого человека, ребенок перестаёт быть маленьким.
В произведении Толстого «Детство» читателю дается возможность наблюдать как проходит взросление мальчика и вместе с ним анализировать поступки. Учится преодолевать ложь, и принимать жизнь в её истинном облике.
Отношения с Иленькой
Характеристика Николеньки из повести “Детство” ярко вырисовывается в его отношениях с Иленькой Грапом, который приходился главному герою ровесником. Иленька был болезненным тихим ребенком, затравленным и затюканным богатыми товарищами. Его отец не имел ни состоятельности, ни титула, но старался поддерживать знакомство с Иртеньевыми в надежде на дальнейшее покровительство. Как же тяжело давалось Иленьке общение с надутыми барчуками, которые обижали его, унижали, оскорбляли и даже били!
Дети, уже способные проявлять жестокость, доводили несчастного мальчика до слез, даже не задумываясь о том, что он испытывает душевные муки и терзания.
Воспоминания о травле Иленьки темным пятном лежат на сердце Иртеньева долгие годы. Он, такой нежный и сочувствующий, с тонкой понимающей душой, корит себя в том, что шел на поводу у взрослых ребят и не вступался за беззащитного обездоленного мальчика.
Проблематика
В данной повести Толстой затрагивает многие проблемы, актуальные и по сей день. Мы перечислим лишь основные.
Барственность героя
Однако в отношении Николеньки к нижестоящим его людям всегда проскальзывала нотка высокомерия и чванливости. Он считал себя намного выше Карла Ивановича и Натальи Савишны, — слуг, привязанных к нему всей душой. Он относился к нищим ровесникам презрительно и спесиво, считая себя лучше и умнее.
Откуда пошло такое чувство надменности и превосходства в этом славном милом ребенке? Характеристика Николеньки из повести “Детство” в полной мере раскрывает перед нами причины и следствия его поступков и суждений.
Маленький мальчик воспитывался в доме богатого заносчивого помещика. С младенчества ему внушали, что он – барский сын, достойный почитания и благоговения. С молоком матери Николенька впитал чувство превосходства и желания жить в роскоши и довольстве, среди прислуживающих, раболепствующих людей.
Так воспитывались многие дворянские дети. И это было распространенным явлением того времени.
Тяжелые испытания
Но это не означает, что маленький Иртеньев жил в воздушном замке, оберегаемый судьбой от проблем и забот. Нет, его тоже коснулись беды и переживания, оставив неизгладимый горестный след в нежной душе.
Образ Николеньки Иртеньева в повести “Детство” – это образ богатого мальчика, познавшего личное горе и тонко чувствующего чужие страдания.
Несмотря на безбедное и пассивное существование, главный герой переживает тяжелые эмоциональные травмы: непонимание старшего брата, заносчивость друга, самолюбие и аморальность отца, изменяющего матери и разоряющего все семейство.
Отношение к maman
Образ матери является самым светлым, самым прекрасным образом в повести, при этом в произведении нет конкретного описания внешности или детальной характеристики женщины.
Мать для Николеньки – самое любимое существо на земле. Он не стесняется проявлять к ней нежность и ласку, любит часто проводить с ней время и общаться. Скорее всего, именно благодаря раннему влиянию матери мальчик растет таким добрым и отзывчивым ребенком, умеющим сострадать и испытывать чувство вины. Поэтому характеристика Николеньки из повести “Детство” была бы неполной и однобокой, если бы не описание его отношений с матерью.
Смерть самого любимого человека оставила неизгладимую рану в сердце мальчика. Он много плакал и страдал, по-своему переживая горькую утрату. Он не понимал, как цветущая и жизнерадостная мама могла превратиться в желтое иссохшее существо с закрытыми глазами и неузнаваемым лицом.
И в то же время мальчик описывает все свои ощущения и чувства с безграничной искренностью и прямотой. Он называет минуту самозабвения, проведенную около гроба любимой родительницы, самым истинным проявлением горя. В других же случаях, когда Николенька плакал и рыдал по матери, он делал это из чувства самолюбия, претенциозности и эгоистичности, честно признаваясь в этом перед самим собой и испытывая глубокий стыд и презрение к самому себе.
Смерть матери
Иногда беда является на порог в самый неожиданный момент. Переломным моментом в жизни Коли стала преждевременная кончина мамы. С этого момента его жизнь кардинально изменяется:
Мама Николеньки отличалась добротой и отзывчивостью, стремилась эти качества передать сыну. Произошедшее горе стало причиной глубочайшей душевной травмы, но Николай не подавал внешне никаких признаков своих страданий, стремился казаться эгоистичным и самовлюбленным.
Гений пера Лев Николаевич Толстой постарался показать внутренний мир тонкой и ранимой натуры Николеньки. Он удивительным образом смог передать события, которые кардинально изменили взгляды на жизнь и сформировали характер героя. Проводя параллель между Иртеньевым и собой, писатель попытался показать сложный путь личности, в которую он превратился по мере взросления.