какие уровни мышления существуют у клиента

Типы мышления: к какому относитесь вы и как научиться понимать всех с полуслова

Рассматриваем различные типы мышления, чтобы научиться выстраивать диалог с любым человеком и в итоге добиться успеха.

© Предоставлено: Marie Claire

Все мы очень разные. Получая информацию из окружающего мира, каждый обрабатывает ее по-своему, формируя собственное мнение о предметах и явлениях. И все же в механизмах нашего мышления можно обнаружить нечто общее. Существуют ли способы для того, чтобы найти общий язык с любым типом людей? Эксперт по коммуникациям и продвижению, руководитель пиар-агентства «Люди», преподаватель PR и коммуникаций в Институте бизнеса и дизайна (B&D) Дарья Осипова рассказывает о типах мышления и способах продуктивного общения с разными людьми.

Почему люди мыслят по-разному?

Для принятия решений человек прибегает к определенному набору интеллектуальных навыков и приемов. Они закладываются еще в детстве и продолжают развиваться всю жизнь под влиянием характера, опыта, среды и других факторов. Различные поведенческие характеристики и стратегии мышления используются для достижения разных целей.

© Предоставлено: Marie Claire

В реальности не получается пользоваться только одним стилем мышления. На фоне доминирующего остальные также проявляются в разной степени. В некоторых ситуациях типы мышления могут конфликтовать или сотрудничать: многое зависит от вектора их применения.

Чем большим количеством стилей мышления владеет человек, тем более успешным он оказывается в жизни. Любой из нас может расти и совершенствоваться, развивая ум и осваивая новые стратегии. Понимая, какие вообще существуют типы мышления и научившись их миксовать в зависимости от ситуации, можно улучшить результаты в карьере, личной жизни, саморазвитии и отношении с людьми.

Синтезаторы (синтетический стиль мышления)

Под термином «синтезирование» скрывается процесс создания чего-то нового, оригинальной идеи, предмета, технологического решения. Чаще новое возникает в результате комбинирования уже имеющихся элементов с несовместимыми или противоположными качествами.

Люди с синтетическим типом мышления креативны. Девиз синтезаторов — «А что, если…», они всегда готовы к интеллектуальным экспериментам, в чем-то похожи на детей (читайте также: Как развить творческие способности у ребенка: 4 проверенные методики).

© Предоставлено: Marie Claire

Как общаться: синтезаторы — люди настроения. Для общения с ними нужно вдохновение и соответствующая атмосфера. Люди с синтетическим типом мышления часто выбирают свободный график работы и фриланс: им не подходит офисный режим.

Яркий представитель в профессиях: дизайнер. Специалисты этой области любят творить и создавать оригинальные концепции и модели. Они постоянно учатся, осваивают новые методы, предлагая необычное решение проблемы на основании уже имеющихся элементов. В последнее время появился такой термин, как дизайн-мышление. Так называют креативный подход, в котором задействованы возможности, упускаемые при традиционном взгляде на ситуацию.

Идеалисты (идеалистический тип мышления)

Такие люди склонны к ассоциациям и обладают широким взглядом на происходящее. Они прислушиваются к интуиции, не стремятся анализировать факты или прибегать к логическим умозаключениям. Идеалистам интересны мотивы и ценности других людей, они прекрасно формулируют собственные и чужие цели, открыты для новых предложений и идей и всегда стараются помочь.

Но соответствовать их стандартам и запросам крайне трудно: идеалисты предъявляют повышенные требования к окружающим. Из-за установленной высокой планки они часто разочаровываются. Но нередко достигают профессионализма там, где базовыми факторами являются чувства, эмоции, ценности.

© Предоставлено: Marie Claire

Как общаться: не стоит пытаться соответствовать стандартам этих людей: эта планка все равно останется недостижимой. В рабочей обстановке необходимо чаще спрашивать, что их беспокоит, поддерживать, хвалить за любые, даже мелкие успехи, откликаться на эмоции, и они станут для вас надежной опорой.

Яркий представитель в профессиях: журналист. Представители этой профессии общительны и коммуникабельны. Они тонко чувствуют других людей, без чего невозможно проникнуться ситуацией и выгодно преподнести ее читателям. Но журналистам нередко свойственен перфекционизм. Они готовы на многое ради редкого материала, а в работе часто предъявляют к себе и своим коллегам высокие требования.

Аналитики (аналитический стиль мышления)

В общении эти люди осторожны, компетентны, всегда обладают нужными данными, глубоко вникают в проблемы и ищут оптимальные пути их решения. Они не жалеют времени для поиска нужной информации, большое внимание уделяют логическим умозаключениям с акцентом на детали.

Люди с аналитическим стилем мышления разговаривают на языке цифр и медиапланов, просчитывая каждый шаг. В бизнесе они ставят прибыль во главу угла, не питая иллюзий. Если дело не окупает инвестиции, то и браться за него, с точки зрения аналитиков, нет смысла (читайте также: Энергетика денег: 5 секретов, которые знают только обеспеченные люди).

© Предоставлено: Marie Claire

Как общаться: лучший способ — представлять доказательства своей правоты в цифрах. Никакие эмоции на таких людей не действуют. В общении нужно оперировать только фактами.

Яркий представитель в профессиях: маркетолог. Специалисты в этой области умеют рассчитать доходность и убыточность бизнеса или отдельной бизнес-стратегии. Профессиональные действия они основывают исключительно на фактах, статистике и их анализе.

Прагматики (прагматический стиль мышления)

Прагматики — гибкие адаптивные люди с эмпатией и отличными навыками общения. Они способны сопереживать, но и сами нуждаются в поддержке и понимании. Их стиль мышления больше похож на научный, но в тоже время они умеют манипулировать ситуацией и чувствами людей в свою пользу. Наряду с креативной и эмоциональной составляющей для них важна систематизация.

Как общаться: ваши слова должны подтверждаться делом. Решать проблемы лучше опытным путем или оперируя фактами.

Яркий представитель в профессиях: пиарщик. Он обладает изрядной долей любопытства и умеет мыслить стратегически. Наряду с коммуникабельностью и креативностью, пиарщик умеет быстро ориентироваться в ситуации, спокоен, способен без паники проанализировать бедственное положение клиента и предложить адекватное решение.

© Предоставлено: Marie Claire

Реалисты (реалистичный стиль мышления)

Для реалистов значимы только факты. Настоящее для них — то, что видимо и осязаемо. Они пытаются изменить ситуацию, чтобы достичь цели. Реалисты стараются жить в балансе и не впадать в крайности.

Как общаться: лучший способ общения — через «Я-сообщения», например, «я чувствую, что ты несправедливо ко мне относишься». Неплохо будет подключить язык чувств: «я ощущаю, что…».

Яркий представитель в профессиях: психолог. Он умеет слушать и задавать вопросы, относясь к окружающим беспристрастно и с уважением.

Психологи уверены в себе, но при этом не принижают других. Они способны рассуждать о чужих проблемах, используя научные формулировки и помогая своим пациентам справиться со сложившейся ситуацией в реальности.

Источник

Четыре способа понять, что вы мыслите слишком узко

какие уровни мышления существуют у клиента. Смотреть фото какие уровни мышления существуют у клиента. Смотреть картинку какие уровни мышления существуют у клиента. Картинка про какие уровни мышления существуют у клиента. Фото какие уровни мышления существуют у клиента

какие уровни мышления существуют у клиента. Смотреть фото какие уровни мышления существуют у клиента. Смотреть картинку какие уровни мышления существуют у клиента. Картинка про какие уровни мышления существуют у клиента. Фото какие уровни мышления существуют у клиента

какие уровни мышления существуют у клиента. Смотреть фото какие уровни мышления существуют у клиента. Смотреть картинку какие уровни мышления существуют у клиента. Картинка про какие уровни мышления существуют у клиента. Фото какие уровни мышления существуют у клиента

какие уровни мышления существуют у клиента. Смотреть фото какие уровни мышления существуют у клиента. Смотреть картинку какие уровни мышления существуют у клиента. Картинка про какие уровни мышления существуют у клиента. Фото какие уровни мышления существуют у клиента

какие уровни мышления существуют у клиента. Смотреть фото какие уровни мышления существуют у клиента. Смотреть картинку какие уровни мышления существуют у клиента. Картинка про какие уровни мышления существуют у клиента. Фото какие уровни мышления существуют у клиента

какие уровни мышления существуют у клиента. Смотреть фото какие уровни мышления существуют у клиента. Смотреть картинку какие уровни мышления существуют у клиента. Картинка про какие уровни мышления существуют у клиента. Фото какие уровни мышления существуют у клиента

Предприниматели, инвесторы и менеджеры все чаще сталкиваются с необходимостью внедрять изменения и подстраиваться под трансформацию экономической, политической и бизнес-среды. Однако зачастую они не замечают всех элементов, которые влияют на работу системы и поэтому принимают решения, которые не приводят к результату. Системное мышление — один из подходов, который дает возможность посмотреть на ситуацию шире и понять, почему появляются проблемные и узкие места и как с ними справляться.

Что такое системное мышление?

Системное мышление — это способность человека видеть комплексные процессы, находить взаимосвязи между ними и анализировать то, как каждый из компонентов системы взаимодействует друг с другом.

Как и любой другой тип мышления, системное мышление присуще каждому человеку. Вопрос в том, насколько оно развито. Например, когда говорят об аналитическом, творческом или каком-либо еще складе ума, имеют в виду, что человек каким-то образом смог развить именно этот тип мышления благодаря своей работе, специфике деятельности или интересам.

В большей степени системное мышление необходимо руководителям, проектным и продуктовым менеджерам — всем, чья работа связана с большим количеством процессов. Однако системы существуют не только в бизнесе: семья, отношения, политика — тоже системы, зная о работе которых становится проще достигать поставленных задач. Джозеф О’Коннор, профессор по коучингу бизнес-школы ISCTE в Лиссабоне, выделяет несколько способов, которые помогут понять, что вы мыслите узко и вам стоит улучшить свои знания в области системного мышления.

Вы следуете ментальным моделям

Ментальные модели — представления, стереотипы, стратегии, которые укоренились в сознании. Когда человек убежден, что только определенный способ решения задачи или проблемы является исключительно верным, что следует идти по проторенной тропе.

Пример ментальной модели — когда на рынке появляется новая технология или услуга. Допустим, это оплата товаров по штрихкоду через мобильное приложение. Конечно, такая инновация призвана облегчить жизнь. Однако люди всегда тяжело принимают что-то новое, поскольку у них есть укоренившиеся привычки, представления о чем-либо. Поэтому большинство еще долго будет идти на кассу вместо того, чтобы отсканировать и оплатить товар мгновенно через приложение.

На уровне менеджмента типовая ментальная может может сильно тормозить бизнес-процессы. Например, модель руководителей в актуальной области цифровой трансформации — взаимодействие в формате «руководитель-подчиненный», когда первый учится, изучает новые инструменты, способы автоматизации бизнес-процессов и «спускает» эти инициативы на уровень ниже. Такая модель ведет к тому, что сотрудники отвечают критикой и не хотят принимать новое — их устраивает, как функционирует текущая система, и они думают, что от нововведений они только проиграют.

Руководитель с системным мышлением понимает, на какие рычаги нужно воздействовать, чтобы внедрить изменения: анализирует риски, отмечает всех, кто должен быть задействован в процессах — от рядовых сотрудников до руководителей отделов. А затем ищет ответ на вопрос: каким образом внедрить изменение так, чтобы оно заработало. Важно также понимать, что изменения требуют времени, и мгновенных результатов практически не бывает.

Проблемы повторяются или требуют сложных решений

Постоянно срываются сроки и не запускаются проекты без проблем? Скорее всего, вы «не видите за лесом деревьев». Иными словами, видите целое, но не части и наоборот.

Приведу пример: на одной фабрике в США был высокий уровень профессиональных травм рабочих. Соответственно, компании приходилось выплачивать сотрудникам большие компенсации, а ее репутация портилась день ото дня. Совет директоров думал, что проблемы в оборудовании, и его нужно менять. Однако когда в компанию пришли новые управленцы, они начали анализировать причины травм и наблюдать за самими рабочими. Выяснилось, что проблема была в незнании сотрудниками техники безопасности. В результате в компании ввели образовательные курсы по безопасности на производстве, и количество несчастных случаев значительно снизилось.

Системный подход помогает рассматривать, как множество элементов взаимодействуют друг с другом, и видеть, где на самом деле находятся узкие места. А в случае ошибок — возвращаться в начало и смотреть, где процессы работают неверно.

Одним из инструментов системного подхода является «точка приложения рычага» — компонент или связь, изменив которые можно с минимальными усилиями повлиять на всю систему. Как в физике: поднять большой камень легче, когда есть рычаг, палка или лом. Но сначала надо посмотреть, какие подручные средства есть, а не бежать самостоятельно поднимать камень двумя руками. Например, если у вас в который раз не получается масштабировать продукт, стоит задать вопрос: достаточно ли хорошо вы проанализировали все роли и процессы, которые связаны с этой задачей. Как только этот анализ будет проведен, станет намного проще найти точку приложения рычага.

Есть еще один инструмент, который помогает разбираться с проблемами в системах — диаграмма цикличной причинности (causal loop). Это модель сложной системы, которая показывает ее элементы, связи между ними и то, какую обратную связь они дают друг о друге: на уровне команды, отделов, процессов. Так получается увидеть, где происходит сбой, и что участники системы думают друг о друге на самом деле.

Ощущаете влияние стандартного мышления

В результате эволюции человек мыслит парадигмой причинно-следственных связей — когда мы думаем, что событие «Б» произошло благодаря событию «А». Представим ситуацию: из компании ушел главный разработчик, а через месяц продукт «посыпался» и потребовал дополнительных финансовых вложений. Мышление в стиле причинно-следственных связей приводит нас к выводу, что корень проблемы — уход ключевого сотрудника. Хотя на самом деле, могло быть и так, что продукт изначально был спроектирован некорректно.

Другой пример стандартного мышления — искажение происходящих событий и избирательность опыта. Мы довольно иллюзорно смотрим на явления и процессы, которые происходят с нами. Искажения гиперболизируют силу одних деталей и преуменьшают другие. Например, когда один продукт стал вдруг неожиданно продаваться лучше, мы можем преувеличить влияние маркетинга на это событие. На самом же деле за ним может стоять огромное количество других ходов, которые были предприняты ранее.

Еще один пример — обобщение. Когда один случай, который произошел в компании или проекте, человек экстраполирует на все последующие. Например, менеджер поменял на сайте расположение кнопки. Это принесло компании несколько миллионов рублей в первую неделю продаж. При переходе на другую работу, он в первую очередь подумает о смене расположения кнопки, когда ему поставят задачу увеличить выручку.

Избегаете обратной связи и рефлексии

Обратная связь — механизм обучения, который помогает внедрить изменения и понять, где конкретно происходит сбой. Существуют разные подходы и приемы сбора обратной связи. Однако очень часто люди не готовы ее получать — это довольно сложный процесс, для которого требуется много времени и людей, да еще можно получить не всегда приятный отклик. Кроме того, иногда у людей бывают такие сильные установки, что они не готовы серьезно отнестись к обратной связи.

Согласно системному подходу, и позитивный, и негативный опыт помогают нам учиться. А сам процесс учебы означает принятие последующих решений согласно результатам обратной связи. Люди, которые учатся пропускать через себя обратную связь, постепенно приходят к переосмыслению ментальных моделей и находят новые подходы к решению задач.

Как развить системное мышление

Конечно, сегодня есть возможность научиться мыслить системно с помощью книг и видео, однако без практики и разбора ошибок на голой теории научиться этому будет сложно. Я назову лишь несколько важных способов, которые позволят сделать первый шаг к развитию системного мышления:

Вот еще несколько примеров вопросов в стиле системного мышления, которые помогут заблаговременно увидеть предстоящие проблемы:

Необходимо фиксировать и положительный, и отрицательный опыт, поскольку он становится основой для дальнейших действий.

Закончить хочу цитатой Джона Донна, которую использовал в книге «По ком звонит колокол» Эрнест Хемингуэй: «Никогда не посылай узнать, по ком звонит колокол: он звонит и по тебе». Эта фраза емко иллюстрирует всю суть системного подхода, где работа каждого из нас — это часть системы, изменение которой влияет на всех ее участников в той или иной степени.

Источник

КЛАССИФИКАЦИЯ КЛИЕНТОВ ПО ТИПУ МЫШЛЕНИЯ

Тип мышленияДвижения глазХарактеристикаПрименяемые выраженияУпотребляемые слова
ВИЗУАЛЬНЫЙГлаза при разговоре прямо, в верхний левый или правый уголЛюди этого типа замечают цвета, формы, линии, гармонию и беспорядок. Ярко выражена способность манипулировать зрительными образами, лучше выражена зрительная память, чем слуховая. Как правило, быстрый темп речи«Мне видится», «Дайте посмотреть», «Туманное представление», «Выглядит знакомым…», «Это, конечно, проясняет дело», «Заметил прекрасную особенность», «Радует глаз», «Увидеть мельком»Вижу, картина, ярко, красиво, смотреть, высматривать, точка зрения, приглядываться, присматриваться, проявить, осматривать, сделать обзор, слепой, в фокусе, перспектива, будет смотреться, блестящий, ясный, тусклый, маленький, большой, сиять, заглянуть
АУДИАЛЬНЫЙГлаза при разговоре в левую или правую сторонуХороший слух, артистично владеют своим голосом, могут повторять вслух услышанное, имеют способности к иностранным языкам. Чтобы что-то запомнить, сначала информацию проговаривают. Для них имеет значение все, что акустично: звуки, слова, музыка, шумовые эффекты«Я помню, вы говорили», «Это звучало…», «Мне что-то говорит», «Я слышал», «Я не понимаю, что вы говорите», «Объясните еще раз», «Мне рассказывали, что…», «Высказать мнение», «Описать в деталях»Расскажите, объясните, обговорить, шумите, спросить, комментарий, звучит, огласите, согласовать, намекнуть, монотонный, приглушенный, ритм, громкий, тихий, звучный, напевный, услышанный
КИНЕСТЕТИЧЕСКИЙГлаза при разговоре опускает в левый нижний уголМышление опирается на ощущения. Для них важны прикосновения, интуиция, догадка, удобство, комфорт«Я чувствую, что…», «У меня такое ощущение», «Мне кажется, что…», «Не могу этого понять», «Атмосфера невыносима», «Ваши слова глубоко меня тронули», «Придерживаться мнения», «Витать в облаках», «Ухватить мысль», «Улетучилось из памяти»Ощутить, почувствовать, легко, уютно, удобно, добиваться, заострить, скованно, зажатый, свободно, остро, прочувствовать, онеметь, замирать, волноваться, беспокоиться, охватить, коснуться, привязанность, держать, тяжелый, холодный, теплый, дрожать, вибрировать, схватывать

КЛАССИФИКАЦИЯ КЛИЕНТОВ ПО МАНЕРЕ ПОВЕДЕНИЯ

Дата добавления: 2019-02-22 ; просмотров: 370 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник

Ранжировать клиентов по типу мышления

Я работаю в компании Humathèq, мы с коллегами занимаемся разработкой новых продуктов.

Недавно мы прорабатывали миссию нашей компании, проанализировали, что к нам обращаются очень разные компании, где ключевыми отличиями являются ни отрасль, ни количество людей, ни обороты и прибыль,

а ценности и образ мышления.

Разумеется, мы пришли к тому, что разным клиентам стоит предлагать разные подходы и даже сервисы, а работу с некоторыми из них стоит начинать не с обсуждения ТЗ на разработку, а с обучения.

В этой статье я хочу поделиться с вами схемой ранжирования клиентов, к которой мы пришли в ходе работы над нашей миссией:

Паттерны западного мышления – индивидуализм, личная территория, первичный позитив, фокус на возможностях, развитое воображение, открытость, честность, конкуренция…

Паттерны восточного мышления – коллективизм, отсутствие личных границ, первичный негатив, поиск причин и внешних обстоятельств, оперирование опытом, скованность, партикулярная честность, коррупция…

Паттерны отсталого мышления – объединения, найм, поиск УТП, отстройка от конкурентов, бережливое производство, сбыт, продажи, улучшение сервиса, загрузка производства, экономия, НИОКР, НИР, мышление в пределах локации, право на ошибку, система мотивации…

Паттерны продвинутого мышления – коллаборации, сотрудничество, дизайн-мышление, маркетплейсы, прорывные инновации, визионерство, мышление в пределах мира, новые продукты, CAC/LTV, коллаборации, постмодернизм, метамодернизм, эксперимент, владение английским…

В начале мы определяем, какое у клиента мышление: восточное или западное, потом: отсталое или продвинутое. Далее, на пересечении типов мышления мы понимаем когнитивный профиль нашего клиента. Исходя из этого смотрим на то, как наиболее эффективным образом стоит построить отношения с клиентом, чтобы принести ему максимум пользы.

Название клеточек мы пока ещё не придумали, поэтому, каждый из вас может придумать свои.

Моя же задача поделиться подходом и логикой.

Источник

Шкала уровней мышления

Хочу поделиться инструментом, который я для себя выработал. Опыт работы в консалтинге и директором по развитию привёл меня к убеждению, что важно понимать, какие изменения, преобразования возможны в данной организации, а какие неуместны, преждевременны или напротив, регрессивны. То есть в первую очередь нужно понять, чего делать точно не следует, чтобы избежать потери времени, денег, мотивации к изменениям и развитию.

С годами и опытом приходит понимание, что для качественного, результативного внедрения изменений необходима качественная предпроектная диагностика. Что я в первую очередь обычно хочу диагностировать? Так как управленческая деятельность – это не физический труд, а умственная работа, я хочу разобраться с образом мышления владельцев и менеджмента организации.

Мыслительная деятельность – это система мыслительных действий, операций для решения определенной задачи.

Это основная работа владельцев бизнеса и менеджеров всех уровней. Изучая вопрос, я увидел, что при всем обилии подходов к вопросу мышления общепринятой классификации видов и форм мышления, отвечающей современной теории мышления, не существует.

Факультативно, несколько лет, помимо основой работы консультантом и директором по развитию, я занимался разработкой для себя простого и практичного инструмента диагностики уровня мышления владельцев и менеджмента – от микро- до крупного бизнеса.

Не претендуя на научную строгость, хочу поделится простым (где-то даже намеренно упрощённым), но практичным инструментом, который выработал для себя и которым пользуюсь на этапе диагностики и при разработке решений в консалтинговых проектах по развитию и трансформации бизнеса.

Я исходил из постулатов, что всё есть шкала и всё эволюционирует, либо деградирует. В моём варианте эволюционная шкала мышления выглядит так:

Сразу оговорюсь, что восьмой уровень, на мой взгляд, скорее всего существует, но я лично с ним не сталкивался. Считаю, что если вы и соприкоснётесь с просветлением, то уже где-то далеко от бизнеса.  Поэтому в этой статье я его касаться не буду.

Пройдемся по уровням?

какие уровни мышления существуют у клиента. Смотреть фото какие уровни мышления существуют у клиента. Смотреть картинку какие уровни мышления существуют у клиента. Картинка про какие уровни мышления существуют у клиента. Фото какие уровни мышления существуют у клиента

Медиапособие Виктора Вальчука «Личная дилемма»

Личная дилемма — это ситуация выбора конкретного человека. Можно сказать, это конфликт между двумя «Я». Я1 — это собственно Я, и если бы не Я2, я бы поступал так, как мне хочется. Я2 — это моя вторая натура, которая больше склонна прислушиваться к мнению окружающих (друзей, знакомых, сотрудников, начальства). Они ждут от меня другого решения и действий. Поэтому мне приходится выбирать. Или есть возможность найти решение, которое устроит и меня, и их?

Медиапособие для тех, кто хочет развить свои управленческие навыки и вывести карьеру на новый уровень, но не хватает времени. Включает полный разбор инструмента ТОС «Грозовая туча» для верного решения личной дилеммы (в т.ч. 3 часа видеолекций курса «Директор по трансформации»).

1. Действенное мышление

Сначала ребенок познает мир благодаря собственным практическим (предметным) действиям. Затем мир представляется и осваивается в образах, относительно свободных от действий и только этот опыт создает базу для перевода действия и образа в языковые средства.

Совершая новые действия мы постепенно и всё больше осваиваем реальность, переводим её в нашу действительность (корень этого слова – «действие»). При этом мы учимся, мыслим даже на довербальном уровне, понимаем телом, через ощущения. Это уровень мышления с нами на всю жизнь. Делая что-либо, мы мыслим, и часто без слов.

При диагностике я выясняю, стремятся ли люди в компании пробовать делать что-то новое или образ их действий шаблонный и «застывший».

2. Вербальное мышление

Один из видов мышления с использованием понятий. Функционирует на базе языковых средств. Взрослея, мы осваиваем язык, понятия и смыслы. Слушаем, читаем, пишем, общаемся, обсуждаем, спорим, аргументируем, договариваемся об операциональных определениях, осваиваем профессиональный сленг и т.д, и т.п.

Насколько владеют люди языком? Насколько богат их понятийный аппарат вообще и в их профессиональной предметной области? Умеют ли ясно излагать свои мысли? Понимают ли они смысл таких употребляемых ими, вроде обычных слов как «цель», «ценность», «эффективность», «результативность», «рентабельность», «координация», «проект», «процесс», «технология», «развитие» и т.п. – могут ли дать ясное определение?

Часто бывает, что каналы коммуникации хоть и существуют, но по ним транслируется шум, а не смыслы. Значит, то же самое будет и со мной, как с человеком, который говорит о развитии, трансформации бизнеса, но по сути для людей со слабо развитым вербальным мышлением транслирует непонятный шум.

3. Логическое мышление

Начинается со способности составлять элементарные списки дел и расставлять в этих списках приоритеты. На заре инфобизнеса в РФ только ленивый инфоцыган не продавал жаждущим «пошаговые инструкции» к богатству и счастью. Потому что, да. Есть люди, и их немало, для которых составить список дел, задач и расставить в нём приоритеты – высшая математика.

Но для руководителя проекта в бизнесе, любого, даже самого маленького, это навык, способность первого уровня необходимости. Создавать диаграммы Гантта, водопады, критические пути и критические цепи без способности мыслить уже чуть выше на этом уровне – не получится.

Мудрёные схемы обналички и «оптимизации» налогообложения, нарисованные пусть и от руки на бумажке, реинжиниринг бизнес-процессов, их описание с помощью блок-схем, логистические схемы – всё это уровень мышления вполне развитой линейной логики.

Следующий этап на этом уровне, на мой взгляд – инструменты мыслительных процессов Теории ограничений с «тучами» и «деревьями», целый набор, взаимосвязанный комплекс нетривиальной логики. Причём эта причинно-следственная логика как минимум уже двухмерная.

Простроенные и работающие цепочки создания ценности, выходящие за рамки одной организации – уже высший пилотаж на этом уровне.

Что из уровня логического мышления есть в нашем бизнесе? Кто конкретно владеет этим уровнем в компании, с кем можно работать в этой парадигме? Я сталкивался с ситуациями, когда в компании с полусотней сотрудников нет ни одного, кто способен работать на уровне хотя бы начальной логики. Включая владельца-директора. Всё хаотично. Видел компанию численностью в 700 человек, в которой нет, или почти нет людей, с которыми можно было бы внятно описать бизнес-процессы. Не за них описать, а им показать, как делается, и чтобы они САМИ описали. Ведь по-другому – работать не будет.

4. Абстрактное мышление

Основоположник Общей семантики, Альфред Коржибский говорил: «Единственно возможное содержание знания – это структура». В своей книге «Наука и душевное здоровье» он описал методику абстрагирования.

Абстрактное (отвлеченное) мышление – вид мышления, основанный на выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от других, несущественных.

Работа над Качеством во всех смыслах уже требует абстрактного мышления. Например, разработка технологических карт – это уже работа на уровне абстрактного мышления. Что включать в описание технологии, а что несущественно? Что существенно для этого технологического процесса, технологической операции, а что оставить за рамками?

Да и разработка карты бизнес-процессов в системе менеджмента качества – это уже мыслительная работа на уровне абстрагирования. Картирование и совершенствование потока создания ценности в Бережливом производстве требует, как линейной логики, так и начального уровня абстрактного мышления.

Мыслительные процессы ТОС хоть и основаны на так называемых логических инструментах, но и навыки абстрагирования тоже требуются. Например, из всего вороха нежелательных явлений всё-таки следует выбрать разумное небольшое количество для анализа и последующего синтеза решения.

Профессия бизнес-архитектора основана на способности создавать абстрактные модели бизнеса и наполнять их конкретным содержанием.

Например, для представления результатов диагностики я могу как консультант построить и продемонстрировать владельцам и руководителям 3D-модель их бизнеса. По осям покажу их текущее и идеальное состояние. По вертикали – владельцы, менеджеры, специалисты-исполнители. По горизонтали их бизнес-функции, выстроенные в сквозной бизнес-процесс. А в глубину – количество и пропорциональность сотрудников в необходимых бизнес-функциях и процессах. Покажу связи и каналы коммуникации, проблемы, если такие есть. Эта абстрактная модель позволяет наглядно визуализировать и продемонстрировать – организация «инвалид без рук, без ног», «шизофреник» или более-менее в порядке.

Но можно пойти и дальше, если уровень мышления собеседников-руководителей позволяет. 8D-модель уже включает шкалы времени, ценностей и другие. 3D-модель – это больше про hard, 8D – и hard, и soft skills.

5. Контекстное мышление

Как ни странно, доступно даже обезьяне. Вольфганг Кёллер, немецко-американский психолог, в своей книге «Исследование интеллекта человекообразных обезьян» описал свой знаменитый эксперимент с обезьяной, бананом и ящиком. Всё вроде бы просто: с потолка свисает банан, обезьяна прыгает, чтобы его достать, но не может. Затем она некоторое время думает, смотрит по сторонам, находит ящик, встает на него и достает банан.

Что тут важно? Что произошло с обезьяной? Она не стала прыгать дальше – она поняла, что надо делать. У нее сложилась целостная картинка ситуации, она поняла контекст. Люди, не понимающие контекст, продолжают прыгать за своим «бананом», пока не сдуются.

И Кёллер сделал свое главное открытие: инсайт – это мгновенное усмотрение структуры. Со стороны кажется, что снизошло озарение, но все сложнее (или проще?): в какой-то момент приходит осознание, что пазл сложился. Другой психолог Макс Вернгеймер в своей книге «Продуктивное мышление» описал подобные эксперименты с людьми и подтвердил выводы Кёллера. Мышление человека — это мгновенное усмотрение структуры, а не метод проб и ошибок, как считалось ранее.

Контекстное (холистическое, целостное) мышление даёт нам понимание, что не свойства целого определяются свойствами частей, а свойства частей зависят от свойств целого. Проще говоря, надо понять, что есть целое, тогда мы поймем свойства его частей.

Поняв это, мы приходим к выводу, что сначала надо уловить структуру, целое, а потом уже смотреть, как поведут себя разные свойства этого целого в этой конкретной структуре. Ведь нам важно понять не отдельные части, а взаимоотношения между ними.

Простые вещи мы всегда видим целостными образами. Например, я смотрю на белую собаку и вижу именно белую собаку, а не просто что-то белое. Мы сразу видим образ предмета, а не его отдельные части. С бизнесом, даже небольшим, такой фокус не проходит. Как увидеть бизнес целостно, во всей полноте его контекста? Для мгновенного усмотрения структуры бизнеса сначала стоит пройти этап абстрагирования, потренировать своё мышление видеть структуры, системы, надсистемы и подсистемы. Видеть фрактальность этих систем. И hard, и soft. И многое другое.

Если всё это перенести на мышление человека, то мы увидим следующую картину: человек с развитым контекстным мышлением реагирует не на отдельные стимулы, а на целостную структуру. И эта реакция обычно уже мудрая, спокойная, проактивная.

По своему опыту могу сказать, что когда удаётся ухватить суть на уровне контекстного мышления, то понимание возникает сначала невербальное и ощущается оно где-то внутри тебя, не в голове, в области груди. Уже затем приходят слова, описывающие это понимание, но эти слова не всегда точны и не всегда их хватает. Но это и не так уж важно. Появляется ясное понимание, что следует делать, а чего делать не следует – бесполезно, а чаще просто вредно.

В целях диагностики я всегда обращаю внимание, как описывают бизнес и ситуацию владельцы и руководители. Просматривается ли в их сообщениях попытки дать системную, целостную оценку, или они зациклены на частностях. Описывают контекст, или их мышление фрагментарно? Что их больше волнует – hard или soft, или и то, и другое? Речь о глобальном, или о локальном?

Затем пробую аккуратные заходы – а себя они включают в систему, которая требует улучшения и развития? Когда я слышу, если грубо выразиться, – «ты ко мне не лезь, иди на производство и помоги там навести порядок» – становится ясно, контекст скорее всего «я – начальник, ты – дурак» и работать не стоит. И совсем другое дело, когда человек хочет искренне и по-настоящему глубоко понять то, чем он занимается. Когда его волнуют суть и смысл его бизнеса, его работы.

6. Образное мышление

Образное мышление – это мышление, в котором используются образы и сила воображения. Это способность создавать и транслировать яркие, отчетливые и детализированные образы будущего, желаемого, идеального состояния. Сильные, успешные, масштабные предприниматели обычно хорошо владеют образным мышлением – они видят цель.

Такие собственники и руководители предприятия хотят иметь будущее, которое они должны сначала придумать. Их привлекает придумывание будущего – разработка Vision, метод форсайт, методика делфи и тому подобные вещи.

Но чтобы это не было пустым фантазированием, маниловщиной, плюсом к этому у них должна быть развита сила намерения и воля. Также необходимы желание выделять, инвестировать имеющиеся ресурсы, и мощная способность привлекать недостающие ресурсы для реализации этого видения.

Они формируют образ в своем сознании и начинают движение в выбранном направлении. Причем, что замечательно, движение в сторону осознанного будущего подкрепляется бессознательными действиями и инстинктами. Как говорится, «наше тело умнее нашей головы». Если голова видит что-то впереди, тело уже само по себе без лишних подсказок и напоминаний несет голову туда, куда нужно или куда не нужно, но очень хочется. И, кроме инстинктов, в работу включается следующий уровень мышления – интуиция.

Когда организация разрабатывает свой Vision, мгновенно включается психологический механизм вытягивания из прошлого, ибо, как гласит восточная мудрость, «не мы движемся к будущему, отталкиваясь от прошлого, а будущее вытаскивает нас из прошлого и притягивает к себе».

Чем дальше мы движемся по шкале, тем реже встречаются в реальности эти уровни мышления. И если пересечься с таким владельцем или ТОПом, то нужно понимать, что им абсолютно не интересно вникать в рисование блок-схем или самостоятельно заниматься project management. Их мышление уже не линейно, а объёмно. Даже со стратегических трансформационных сессий с использованием инструментов мыслительных процессов они скорее всего будут сбегать (и сбегают) – скучно. Они моментально схватывают суть, контекстное мышление у них работает отлично. Но они его не нарабатывали годами, они с ним родились.

Если в результате диагностики организации и разработанного на её основе решения такой владелец или генеральный директор увидит нужный ему смысл-картинку, он вряд ли сам засучит рукава. Обычно они говорят: «Ясно – мне нужны люди, которые способны всё это делать и довести до нужного мне результата». И найдёт, замотивирует, вдохновит, обеспечит ресурсами и возглавит этот поход в светлое будущее.

Но важно отличать истинных визионеров-лидеров от прожектёров-пустобрёхов, с которыми не стоит связываться.

7. Интуитивное мышление

Еще более редко наблюдаемое явление в бизнесе. В забитой проблемами голове интуиция не живёт. Характерные черты – быстрота протекания, отсутствие четко выраженных этапов, малоосознанно.

Не стоит путать с рефлекторно-инстинктивным поведением, которое обычно свойственно действенному и вербальному уровням мышления. Это быстрое принятие решений по принципу «бей – замри – беги», проявление познавательного инстинкта, интереса и прочих продуктов рептильного ума и лимбической (эмоциональной) системы по МакЛину. Что тоже вещь весьма полезная. Но здесь не об этом.

Третья часть триединого мозга по МакЛину – неокортекс является шестым (психическим, интуитивным) органом чувств. Его развитие активизирует так называемое ментальное чувство, которое позволяет ощущать тончайшие вибрации мироздания, мысли других людей – воспринимать все бессознательные процессы, осознавать, а, следовательно, и управлять ими.

Именно в неокортексе заложены безграничные возможности процесса познания и реализации их в жизни. Эта область мозга управляет не только лингвистическими и интеллектуально-логическими, но и телепатическими, экстрасенсорными способностями. Только благодаря развитию неокортекса человек может творчески реализовывать себя и совершить амбициозные прорывы.

На этом уровне мышления люди не занимаются постоянно управленческой, а тем более операционной деятельностью. Они давно освободили себя от рутинного труда. Имеют возможность и обычно любят заниматься рефлексией и медитативными практиками. Понимают, что пустота является источником всего и спокойно могут останавливать свой внутренний диалог, пребывая в гармонии и получая интуитивные подсказки о лучшей траектории своей жизни. Чем более развита интуиция – тем меньше человек парится о будущем, он не строит планов. Он просто живет в моменте здесь и сейчас. И ему всегда предельно ясно, что делать в следующий момент.

Такой человек – мудрец. И учитель, если хочет быть таковым. И если он как-то ещё вовлечён в бизнес, то это совсем не главное в его жизни.

Вот так, если вкратце, я описал для себя шкалу уровней мышления.

Чем больше уровней мышления эволюционно освоено человеком, тем меньше таких людей встречается в общей массе населения. Примерный график распределения, на мой взгляд, выглядит так:

какие уровни мышления существуют у клиента. Смотреть фото какие уровни мышления существуют у клиента. Смотреть картинку какие уровни мышления существуют у клиента. Картинка про какие уровни мышления существуют у клиента. Фото какие уровни мышления существуют у клиента
Рис. 1

С чем чаще всего приходится иметь дело? Бывает нужен ликбез на вербальном уровне, семинары, консультации. На логическом уровне пахать и пахать – постановка регулярного менеджмента, управления проектами и переход на процессную модель деятельности и её совершенствование, разработка стратегий и тактик. Абстрактный уровень необходим для оргпроектирования и построения организаций, для координации работы сотрудников (задания им координат в пространстве и времени). Контекстный уровень удаётся задействовать не часто. Это обычно в длительном процессе сотрудничества, консалтингового сопровождения.

Онлайн-курс «Прорывное мышление в менеджменте» (135 часов). Выдается Удостоверение о повышении квалификации установленного образца Школы бизнеса «Управляй будущим».

На работе с воображением не специализируюсь. Просто понимаю, что визионерам нужна команда с развитым мышлением предыдущих уровней и помогаю разобраться, кто и зачем нужен, какими способностями и компетенциями должны обладать и что конкретно уметь и хотеть делать.

В начале статьи я упоминал, что создать этот инструмент меня заставила работа директором по развитию и бизнес-консультантом. Но работать сложно, потому, что часто не с кем внутри организации реализовывать решения и проекты по трансформации и развитию бизнеса.

Нужны люди с определённым уровнем мышления выше второго, особенно третьего-пятого. А их катастрофически не хватает. Не готовит сегодня целенаправленно таких людей система высшего и бизнес-образования. Если мы хотим совершить прорыв в экономике – необходимо образовывать, прокачивать мышление, создавать таких людей, собирать в сообщество. Над чем и работаем сейчас.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *