какие условия вступления в евросоюз

Министерство иностранных дел Российской Федерации

Навигация

В результате заметного улучшения макроэкономической ситуации в большинстве стран ЦВЕ и Балтии, претендующих на членство в ЕС, некоторые из них рассматривают возможность одностороннего введения евро до формального вступления в Евросоюз либо одновременного присоединения к ЕС и зоне евро. Наиболее активные дискуссии по этому вопросу ведутся в Эстонии, где по решению премьер-министра создана специальная рабочая группа экспертов для детального изучения этого вопроса. Сторонники такого шага полагают, что ускоренное введение евро будет способствовать более быстрому вхождению в ЕС, облегчению интеграции в единый рынок.

В Комиссии ЕС и Европейском центральном банке (ЕЦБ) скептически воспринимают возможность одностороннего введения евро. Здесь подчеркивают, что процесс вхождения в зону единой европейской валюты носит прежде всего коллективный характер, т.е решение об этом принимается единогласно странами-ее участниками. Введение евро представляет собой заключительный этап более широкого процесса участия в Экономическом и валютном союзе (ЭВС), основой которого является координация экономической политики стран-членов. Основанием для принятия решения о вхождении в зону евро является выполнение критериев Маастрихтского договора о создании ЭВС и обеспечение сближения экономического развития государства, вступающего в зону евро, с экономическим развитием стран, уже участвующих в ней.

В КЕС признают, что по определенным макроэкономическим показателям ряд стран ЦВЕ приближаются к выполнению условий Маастрихта, которые предусматривают:

1. средний уровень годовой инфляции не должен превышать 1,5% от усредненного уровня инфляции трех стран зоны евро с наиболее низкими ее темпами;

2. среднегодовой уровень долгосрочных процентных ставок не может превышать их уровень в трех странах с наиболее низкими темпами инфляции более, чем на 2 процентных пункта;

3. дефицит госбюджета не должен превышать 3% от ВВП в рыночных ценах;

4. государственный долг должен составлять не более 60% от ВВП или же демонстрировать четкую тенденцию его снижения (около 2% в год).

Однако выполнение этих критериев должно носить систематический характер, не может быть связано с единовременными мерами правительства либо благоприятной экономической конъюнктурой, что предполагает лишь временное соблюдение вышеуказанных требований.

В настоящее время в странах-кандидатах ЦВЕ действуют следующие режимы регулирования валютного курса:

Участие в европейском механизме регулирования обменных курсов является обязательным условием. В КЕС считают, что жесткая фиксация курсов национальных валют к евро не является необходимым в ходе подготовки к вступлению в зону евро. Напротив, предпочтительнее ограниченное колебание (максимально 15%) вокруг центрального курса к евро после вхождения в ERM-II. Предполагается, что в результате дальнейшего экономического развития стран ЦВЕ. сближения их экономик с экономикой стран зоны евро, что приведет к увеличению иностранных инвестиций и росту производительности труда, курс валют новых стран-членов будет расти по отношению к евро. Это потребует соответствующих изменений центрального курса к евро.

В целом процесс введения единой европейской валюты странами-кандидатами будет состоять из трех этапов:

1. Приведение в соответствие национального законодательства с единым законодательством ЕС (acquis communautaire), создающим юридическую базу для присоединения к ЭВС, что должно быть сделано в основном до момента вхождения в ЕС. Это касается прежде всего:

*законодательства о деятельности центральных банков: полная независимость ЦБ (институциональная, персональная и финансовая) в соответствии с Договором о создании и Уставом Европейской системы центральных банков, в том числе запрет какого-либо участия в финансировании государственного сектора; обеспечение стабильности внутренних цен должно стать основной целью ЦБ и др. После вступления в ЕС ЦБ новых стран-членов должны будут внести соответствующие изменения в свои уставы для обеспечения выполнения в будущем функций членов Евросистемы (центральные банки стран зоны евро и ЕЦБ), объединенных задачами проведения единой денежно-кредитной политики;

*законодательства, обеспечивающего либерализацию движения капитала (до вступления в ЕС);

*создания условий для функционирования устойчивой банковской системы и финансовой стабильности: выполнение директив ЕС в банковской и финансовой сферах (до вступления в ЕС).

2. Одновременно с вхождением в ЕС новые члены вступают и в ЭВС (но не в зону евро) со статусом неполного членства с обязательством последующего введения единой валюты. Это коренным образом отличает их статус от ситуации Великобритании и Дании, к примеру, которые пользуются правом оставаться вне зоны евро и войти в нее лишь после соответствующего волеизъявления их населения (референдум). ЦБ новых стран-членов присоединяются к Европейской системе центральных банков и становятся членами Общего совета ЕЦБ, объединяющего председателей ЦБ всех стран ЕС, в том числе не входящих в зону евро. На данном этапе новые члены ЕС должны будут присоединиться к системе регулирования валютных курсов ERM-II и участвовать в механизме координации и коллективного контроля за проведением национальной экономической политики в соответствии с Основными ориентирами в этой области, принимаемыми на есовском уровне. Новые члены ЕС представят программы экономического сближения, выполнение которых будет подвергаться ежегодному рассмотрению на заседаниях Совета министров экономики и финансов (ЭКОФИН).

3. Полное членство в ЭВС и введение евро. Выполнение на устойчивой основе критериев Маастрихта при условии реализации других требований, прежде всего правового и институционального порядка (по обеспечению проведения единой денежно-кредитной политики), достижения экономического сближения со странами зоны евро, проведения сбалансированной бюджетной политики в соответствии с Пактом стабильности и роста будет служить основанием для коллективного принятия решения о вхождении в зону евро.

Достижение реального экономического сближения в результате обеспечения конкурентоспособности национальной экономики имеет огромное значение, поскольку отказ от суверенитета в вопросах денежно-кредитной и курсовой политики лишает страну такого важного рычага в регулировании и стимулировании экономического развития, как валютная девальвация и самостоятельное изменение процентных ставок. Преждевременное, тем более одностороннее введение евро может иметь серьезные последствия для экономики стран-кандидатов и тем самым отодвинуть момент вступления в ЕС. Поэтому как КЕС, так и Европейский центральный банк не поддерживают такие инициативы. Более того, поспешные действия в этом направлении могут оказать негативное влияние и на международный имидж молодой европейской валюты.

Источник

Евросоюз: состав, порядок вступления

Состав Европейского Союза – это объединение, которое создавалось очень продолжительное время. За много лет, пролетевших с даты образования Европейских объединений, список стран, вошедших в него, приумножился в 4,5 раза, и можно с уверенностью сказать, что это далеко не предел.

Первоисходными членами являлись 6 стран Западной Европы:

В данном составе три Европейских объединения существовали в 1950-е и 1960-е годы XX столетия.

Великобритания, Дания и Ирландия присоединились к данному союзу в 1973 году, что и стало первым расширением Европейского сообщества.

Далее количество стран, вступивших в него, только росло:

Таким образом, состав государств – членов Сообществ увеличился с девяти до двенадцати.

1 ноября 1993 г вступило в действия Соглашение о Евросоюзе, подписанное этими 12-ю странами в 1992 году.

Начиная с данного момента остальные государства входили уже непосредственно в Евросоюз по условиям, прописанным в ДЕС.

Первый раз данная процедура была применена в 1995 году, в то время членами Союза и Сообществ являлись:

Таким образом, в начале XXI века состав государств Евросоюза достигло 15 участников.

Глобальное увеличения численности восточных стран входящих в ЕС произошло в 2004 году.

01.05.2004 года присоединились к Евросоюзу одновременно 10 государств:

Болгария и Румыния добавились в состав ЕС в 2005 году, когда было подписано соглашение о присоединении этих двух восточноевропейских стран, вступившее в силу 01.01.2007 г. С этого года число государств – членов ЕС достигло 27 штук.

Однако, это не последнее расширение состава ЕС. В данное время еще некоторые государства формально являются кандидатами и планируют провести переговоры о своем присоединению к Союзу.

В 2011 г. странами – кандидатами объявлены:

Потенциальные кандидаты

В существующей законодательной базе часто употребляется понятие «потенциальные» кандидаты, обозначающее государства, в направлении которых ЕС на политическом уровне объявил о решении принять их в неизвестный промежуток времени в свой состав.

Для получения категории стран-кандидатов им будет необходимо реализовать важные экономические и политические реформы, после которых им можно будет приступить к основным переговорам по поводу вступление в ЕС. К такой группе ближе к концу 2011 г. относились страны Балканского полуострова:

В разное время многие государства проявляли желание стать членами ЕС, такие, как Украина, Молдова, Грузия.

Нельзя сказать, что Россия имеет цель стать членом европейского союза, скорее она желает создать с ЕС «общие пространства» в различных сферах социальной жизни, что подразумевает провести слияние права ЕС с законодательством России.

В основных документах ЕС прописаны два аспекта первоочередных условий для присоединения стран к Евросоюзу (ст. 49 ДЕС):

Критерии соответствия

К странам-кандидатам, помимо основных условий, предъявляются и другие требования, так называемые «критерии соответствия» (ст.49 ДЕС), прописанные высшим институтом политической координации ЕС – Европейским советом, состоящим из председателей всех членов Евросоюза.

Поскольку эти критерии были приняты на совещании ЕС в Копенгагене 22.06.93г., то и название они получили соответствующее «Копенгагенские критерии».

Жизнеспособность рыночной экономики, умеющей продуктивно реализовываться в рамках единого политического пространства, выступает в качестве экономического условия данного критерия.

Также необходимо, чтобы в стране-кандидате присутствовало продуктивное руководство и неизменное материальное положение. Конкретных численных рамок для данных обязательств не прописано.

Однако, страна, даже отвечающая требованиям в ст.49 ДЕС, не сможет вступить в ЕС, в случае слабого экономического положения.

Существует определенный фонд, подпитываемый бюджетом Евросоюза, называемый «Инструмент помощи в подготовке к присоединению». Он создан для улучшения финансового положения потенциально возможных новых членов ЕС.

Постоянность государственных и социальных институтов, гарантирующих демократию, верховенство права, права человека, почитание и охрану меньшинств относятся к политическим и правовым условиям «Копенгагенских критериев».

Важную роль играет условие подстроить законодательную базу страны-кандидата к праву ЕС, сделав это еще до даты вступления. Это требование фактически означает обязательность проведение реформы многочисленных структур внутреннего права и законодательной базы стран-кандидатов, на что требуется очень длительный срок.

Таким образом, становится понятно, что вступление в Евросоюз – это очень долгий и многоэтапный процесс, к которому необходима сложная подготовка со стороны страны-кандидата.

Сам Евросоюз выставляет к самому себе требование о способности к продуктивному интегрированию в свой состав различных стран.

Это требование было озвучено 14.12.2006г. И 15.12.2006г. на совещании Европейского совета, по итогам которого были выявлены следующие пробелы в ЕС:

Порядок вступления новых государств в ЕС

Процедура вступления новых стран в Евросоюз прописана в статье 49 ЛЕС.

Подача потенциальной страной заявления в Совет Европейского Союза (или просто Совет) с просьбой принять его в члены ЕС является первым этапом.

Совет – это институт Евросоюза, который состоит из глав стран-членов на высшем министерском уровне.

До вынесения решения Совет обязан проконсультироваться с Европейской комиссией – основным исполнительным институтом ЕС, и заречься поддержкой Европейского парламента.

Но самым продолжительным этапом перед окончательным решением о вступлении в ЕС считается переговоры страны-кандидата с Комиссией. На них заранее обсуждаются конкретные требования и временное ограничение по вступлению страны в Евросоюз, а также контролируется соблюдение страны-кандидата условий необходимых для вступления в данную организацию.

Соглашение о присоединении новой страны – это своего рода источник права, служащий базой для реализации вступление в ЕС.

Оно подписывается двумя сторонами, с одной – это участники ЕС, выступающие как единое целое, а с другой – государство-кандидат.

Например, последний договор о вступлении в Евросоюз подписывался в 2005 году, участниками которого стали:

Такое соглашение включает в себя разнообразные промежуточные пункты, необходимые для медленного привыканию новых стран, вступивших в Евросоюз, к экономическим и остальным реалиям ЕС.

Важным моментом является то, что вновь присоединившиеся к ЕС страны оставляют в пользовании свою денежную единицу. Переход на евро возможен только через 2 года с момента присоединения, для чего необходимо обязательное соблюдение множеств требований экономического характера, именуемыми «критериями сближения».

Для того, чтобы договор приобрел силу, он должен пройти обязательный процесс ратификации действующими членами ЕС, т.е. получить одобрение каждой из входящих в Евросоюз стран. Но самым основным требованием было и остается согласие Европейского парламента.

Лиссабонский договор в 2007 г. закрепил право за государствами не только о вступлении в ЕС, но и возможности беспрепятственного отделения от Евросоюза (сецессии).

Выход государств из Евросоюза

Процесс отделения от ЕС состоит из 3 этапов и прописан в ст. 50 ДЕС:

Соглашение о выходе – это официальная бумага, необходимая для оформления отделения страны-участника от Евросоюза. Оно подписывается Советом Европейского Союза после положительного заключения Европейского парламента.

В данном договоре обязательным пунктом является договоренность насчет дальнейших отношений с ЕС, а также прописывается четкая дата начала существования государства не в рамках ЕС.

В том случае, если договор подписать не получилось, то отделение совершится только спустя 2 года после оповещения страной о своем намерении покинуть ЕС. Однако, данная страна имеет право вновь вступить в Евросоюз, если пройдет все этапы заново.

На протяжении всего действия ЕС был зафиксирован единичный случай сецессии.

Но покинуло ЕС даже не государство, а отдельная часть одного из членов-остров Гренландия, в связи с получением свободы в составе Королевства Дании. Он отделился от состава ЕС 01.02.1985г. после единогласного решения всех остальных стран-участников Евросоюза о переводе его в статус «заморских стран и территорий».

Стоит отметить, что ни одно из 27 государств, входящих в состав Евросоюза, не планирует выйти из него в ближайшее время. А вот вступление в его ряды ряда республик бывшего СССР и Турции, наоборот, приобретает всё большую актуальность.

Даже при всем своем продолжительном и многоэтапном вступлении в ЕС, по предварительным расчетам, в скором времени число стран, входящих в ЕС, возрастет до 30 государств. В качестве первых кандидатов на присоединение является страны Балканского полуострова, за счет которых соответственно увеличится площадь, находящаяся под действием норм в рамках правовой системы Евросоюза.

Источник

Состав Европейского Союза. Условия приёма и статус членов ЕС.

Для вступления в Евросоюз, страна кандидат должна соответствовать Копенгагенским критериям. Копенга́генские крите́рии — критерии вступления стран в Европейский союз, которые были приняты в июне 1993 года на заседании Европейского Совета в Копенгагене и подтверждены в декабре 1995 года на заседании Европейского Совета в Мадриде. Критерии требуют, чтобы в государстве соблюдались демократические принципы, принципы свободы и уважения прав человека, а также принцип правового государства. Также в стране должна присутствовать конкурентоспособная рыночная экономика, и должны признаваться общие правила и стандарты ЕС, включая приверженность целям политического, экономического и валютного союза.

участ­никами могут быть лишь европейские государства. Речь идет о территориальном понятии, а не о политическом. Верховенство закона предполагает, что государственный орган может действовать только в рамках законов, которые были приняты в установленном порядке. Принцип предназначен для защиты от произвола власти.Права человека, являются правами, которыми обладает каждый человек, потому, что он / они является человеческим существом, права человека являются «неотъемлемыми» и принадлежат всем людям.

Процедура вступления в ЕС предусматривает, что каждое государство, намере­вающееся вступить в состав Союза, направляет соответствую­щую просьбу в Совет ЕС. О наличии такой просьбы информи­руются Европейский парламент и национальные парламенты государств-членов. Совет, вынося решения на основе принципа единогласия, и после консультации с Комиссией и одобрения Парламентом принимает соответствующее решение. Перегово­ры по вопросу о вступлении проводит, как правило, ЕК. Соглашение о присоединении, одобренное Советом, пере­дается на ратификацию, которая имеет место на основе кон­ституционных процедур, действующих в соответствующих госу­дарствах. Решение считается принятым, если оно было одобре­но как в рамках ЕС так и государствами. В Лиссабонском договоревпервые в Договоре в рамках ЕС оговаривается возможность и процедура выхода из состава Союза.

15. Юридическая природа Европейского сообщества

Все Европейские сообщества официально наделены стату­сом юридического лица.

Вопрос о международной правосубъектности ЕС решен в Лиссабонском договоре.

Если это прямо предусмотрено в учредительных документах

Если это необходимо для реализации одной из целей Союза в рамках какого-либо направления его политики

Отличие от международных организаций:

§ Сообщества и Союз обладают собственной системой ин­ститутов

§ Европейские интеграционные образования обладают соб­ственной автономной правовой системой

§ ЕС обладает собственным автономным бюджетом

§ ЕС обладает собственной валютной системой

§ ЕС обладает собственным гражданством.

§ ЕС обладает собственной территорией.

16.Общие принципы права ЕС их содержание и значение.

Общие принципы права представляют собой концентриро­ванное выражение самых важных сущностных черт и ценностей, свойственных данной системе права. Первоначальные догово­ры о создании сообществ довольно туманно говорили об общих принципах права. Последующие учредительные акты — Мааст­рихтский, затем Амстердамский договоры — внесли большую ясность в понимание общих принципов права применительно к праву ЕС. Согласно Договору о Евросоюзе он основан на прин­ципах свободы, демократии, уважения прав человека, соблюде­ния основных свобод, а равно на принципах правового государства, которые являются общими для всех государств — членов ЕС.

¨ Принцип законности

Ø Человек может делать все, что ему не запрещено законом, власть может делать только то, что ей прямо разрешено законом.

Ø Обязанность органов ЕС мотивировать свои решения. Требование в обязательном порядке указывать статью Договора о ЕС, наделяющую правомочиями издавать конкретный акт.

¨ Принцип субсидиарности Принцип субсидиарности требует, чтобы все вопросы, которые могут решаться непосредственно на местах, должны быть в ведении органов низшего уровня власти.

¨ Принцип пропорциональности

Источник

Географо-правовые аспекты расширения Евросоюза

Доктор географических наук, профессор МГУ
А.И. Алексеев

Предисловие к работе: “Географо-правовые аспекты процесса расширения Европейского Союза”

Данная работа дополняет известное школьное пособие Холиной и Наумова по политической географии мира: “Политическая карта мира” и предназначена главным образом для элективных курсов по политической географии с элементами политологии и международного, в частности европейского права. Также информацию из работы по Евросоюзу можно использовать в процессе преподавания курса: “Экономическая и социальная география мира. 10 класс” (по учебникам В. П. Максаковского или Ю. Н. Гладкого и С. Б. Лаврова) при прохождении тем: “Современная политическая карта мира” и “Зарубежная Европа”.
Цель работы: познакомить школьников с теми процессами, которые происходят на пространстве нового политического образования в мире, являющегося одним из главнейших партнеров России-Европейского Союза и тем самым восполнить пробел в структуре курса по зарубежной географии, где о ЕС практически отсутствуют какие-либо сведения.

Источники информации:
Учебная литература:
1. Право Европейского Союза: учебник для вузов / под ред. С. Ю. Кашкина – М.,2003г.
2. Европейское право: учебник для вузов / под общей ред. проф. Л. М. Энтина – М., 2004г.
3. Топорнин Б. Н. Европейское право: учебник – М., 2001г.
4. Европейский Союз-географо-статистический справочник М 2004г.
Периодические издания:
1. Государство и право (Москва)
2. Евро (Москва)
3. Европейский союз. Факты и комментарии (Москва)
4. Московский журнал международного права (Москва)

Источник

Какие условия вступления в евросоюз

какие условия вступления в евросоюз. Смотреть фото какие условия вступления в евросоюз. Смотреть картинку какие условия вступления в евросоюз. Картинка про какие условия вступления в евросоюз. Фото какие условия вступления в евросоюзTom Gallagher. Romania and the European Union: How the Weak Vanquished the Strong Paperback. Manchester: Manchester University Press, 2016

Самые абсурдные события международной политики становятся логичными и рациональными, если смотреть на них не с высоты школьных учебников, а опуститься на уровень конкретных людей с их конкретными решениями. В глубинах даже самой дурацкой и убыточной ерунды всегда найдется Х, заработавший на ней миллионы, Y, получивший повышение, и Z, которому просто не хотелось влезать и подставляться.

Именно такими поисками занимается Том Галлахер в своей книге «Румыния и ЕС: как слабый разгромил сильного». Он пытается разложить махину восточного расширения ЕС на маленькие шаги отдельных людей, чтобы понять, как могло получиться так, что старый Евросоюз, тогда еще однородный, богатый и благополучный, согласился принять к себе Румынию — бедную и глубоко коррумпированную страну на 20 миллионов человек, едва очнувшуюся от безумств социалистической диктатуры Чаушеску.

Книга была закончена в начале 2008 года — до украинского Евромайдана, «Восточного партнерства» и даже войны в Грузии. Но внимательным наблюдателям уже тогда было заметно, что, несмотря на царивший повсюду еврооптимизм, идея расширения ЕС превращается в опасную и плохоуправляемую штуку. Манипулировать ей рады самые разные персонажи и внутри, и снаружи Союза, но по-настоящему контролировать ее уже ни у кого не получается.

Дети и баронесса

Еще в середине 1990-х годов у Евросоюза не было даже отдаленных планов расширяться на Румынию. Там после расстрела Чаушеску новые демократические политики боролись друг с другом, свозя в Бухарест банды шахтеров для погромов. Но в 1999 году случился Косовский кризис, и Румыния оказала НАТО неоценимую помощь во время бомбардировок Югославии. После такого страну надо было, во-первых, как-то поощрить, а во-вторых, стабилизировать хотя бы для того, чтобы югославские события не повторились, скажем, с румынскими венграми.

В итоге решили, что лучший способ добиться и того и другого — это начать с Румынией переговоры о вступлении в ЕС. Расчет был на то, что за десяток лет плотного брюссельского давления Румынию удастся благополучно реформировать. А если даже не удастся — не страшно: копенгагенские критерии, которым должна соответствовать вступающая в ЕС страна, сформулированы насколько общо, что при желании окончание переговоров можно откладывать хоть десятилетиями.

Однако расчет оказался неверным. Руководство Евросоюза не учло, что за годы переговоров вступление Румынии в ЕС обрастет таким количеством частных выгод, что на финише будет уже некому задуматься об общем убытке и сказать «нет» или хотя бы «давайте отложим».

Значительная часть книги Галлахера посвящена подробному описанию этих самых частных выгод отдельных представителей европейской и румынской элиты, которые далеко не всегда сводятся к примитивной коррупции. Большой международный процесс, однажды запущенный, создает гораздо более сложные и разнообразные мотивации.

Взять, например, баронессу Эмму Николсон, тогдашнего депутата Европарламента от Британии. С 1999-го по 2004 год (то есть 5 из 8 лет переговоров) она была спецдокладчиком ЕС по Румынии: каждые полгода выпускала доклад о том, как в этой стране продвигается внедрение европейских процедур и стандартов.

До назначения баронесса никогда в жизни не занималась ни Восточной Европой вообще, ни тем более Румынией. Всю свою общественно-политическую карьеру, еще с 70-х годов она строила на теме защиты прав детей — у себя в Британии, в Пакистане, в Иракском Курдистане. Поэтому на переговорах о вступлении Румынии в ЕС ее интересовал, прежде всего, один вопрос — что там у румын с усыновлением, особенно международным.

Румынская элита, большая часть которой начинала свой трудовой путь в непростые времена социализма Чаушеску, прекрасно понимала, как важно правильно оценить личные приоритеты нагрянувшего ревизора. Поэтому правительство Румынии быстро признало, что их система международного усыновления сильно коррумпирована и местами слабо отличается от торговли детьми. Власти ввели мораторий на международное усыновление, внедрили европейские рекомендации и под присмотром баронессы навели в системе относительный порядок.

Эмма Николсон сейчас заседает в британской Палате лордов, а работа с Румынией значится одним из главных достижений в ее послужном списке по защите прав детей. Но проблема в том, что в 1999–2004 годах она была спецдокладчиком ЕС не по румынской системе усыновления, а по Румынии вообще. По румынским судам, СМИ, избирательной системе, металлургии и сельскому хозяйству. Но баронесса предпочла сконцентрироваться на том, в чем она понимает и что пригодится для ее карьеры. Румынские власти помогли ей преуспеть там, где ей нужно, а дальше за это пришлось заплатить позитивными оценками успехов Румынии в евроинтеграции в целом.

Радости приватизации

Понятно, что на одних позитивных докладах брюссельских чиновников далеко не уедешь, но румынская элита умела найти подход и к национальным правительствам. Скажем, одна из самых богатых стран ЕС Швеция довольно скептически относилась к перспективе оказаться в едином пространстве с 20-миллионной Румынией, где подушевой ВВП тогда был примерно в пять раз ниже, чем средний по ЕС, не говоря уже про шведский.

Похожим образом канцлер Германии Герхард Шредер заметил выдающиеся успехи Румынии в деле евроинтеграции, когда в 2004 году подписал в Бухаресте контрактов на 650 млн евро — консорциум немецких компаний должен был модернизировать румынские электростанции.

Поддержка Британии последовала вскоре после того, как в 2001 году британский премьер Тони Блэр согласовал с румынским правительством приватизацию металлургического комплекса в Галаце. Крупнейший комбинат в Юго-Восточной Европе с почти 30 тысячами работников достался важному спонсору Лейбористской партии Лакшми Митталу.

Упор на экономические, а не политико-правовые реформы устраивал обе стороны. Ведь об экономике гораздо проще отчитываться. Что такое независимый суд или независимые СМИ? На бумаге они давным-давно независимые, а там поди разберись в хитросплетениях неформальных связей внутри румынской элиты. Другое дело — приватизация. Тут составил список оставшихся со времен социализма госактивов и распродал их на Запад, чтобы быть официально признанной «страной с рыночной экономикой».

Румынские крепкие хозяйственники охотно переезжали из руководства госпредприятий в советы директоров и представительства западных компаний. А западные компании получали не только новые активы, но и помощь от Евросоюза, который по мере сил пытался подтянуть румынскую экономику к европейским стандартам.

Тот же металлургический комбинат в Галаце до сих пор принадлежит Лакшми Митталу, только работают там теперь не 30, а 5 тысяч человек. Сокращение штата удалось провести почти безболезненно: программы ЕС для стран-кандидатов охотно выделяли деньги на переквалификацию и реструктуризацию социально-значимых предприятий, а уволенные могли воспользоваться новыми европейскими свободами и уехать работать в Италию или Испанию, получая там в несколько раз больше. Если смотреть на цифры по европейским субсидиям, то в 1990–2005 годах Румыния получила их на 6,5 млрд евро. Если по трудовой миграции — то к моменту вступления страны в ЕС 1 января 2007 года более 10 % экономически активного населения Румынии уже работали в Западной Европе.

Усвоение правил

Начиная переговоры с Румынией, Евросоюз очень слабо представлял себе, что такое посттоталитарная румынская элита, насколько она ловкая и циничная, как быстро она освоит западные правила, научится обходить их и выворачивать в свою пользу. Румынские власти прекрасно понимали, что западноевропейских парламентариев, которые будут ратифицировать разнообразные соглашения с их страной, ни разу не волнует, как там на самом деле обстоят дела в Румынии. Им важно продемонстрировать своим избирателям только то, что они не дали Румынии принести в Евросоюз всякие проблемы и конфликты.

Поэтому румынские власти, готовясь вступить в ЕС, целились прежде всего в стереотипы западной публики. Балканы, этнические конфликты, война — жители Дании и Голландии переживают, что все это может попасть внутрь Евросоюза. Поэтому одним из первых шагов правительства Румынии после начала переговоров было решение взять партию венгерского меньшинства в состав правящей коалиции. На деле чиновно-олигархическую верхушку трансильванских венгров кооптировали в общенациональную румынскую элиту, но в отчетах это выглядело как залог межэтнического мира и справедливое представительство меньшинств во власти.

Или надежность границ — вот что больше всего волнует рядового западного европейца. Поэтому румынское правительство не пожалело бюджетных денег на то, чтобы закупить самое новое и совершенное пограничное оборудование, какое даже в Западной Европе было далеко не везде. Пусть избиратели на Западе знают, что новые внешние границы ЕС после вступления Румынии будут защищены даже лучше, чем старые.

А вот состояние судебной системы Румынии интересует западную общественность намного меньше — судиться в румынских судах они не собираются. Поэтому в Евросоюзе не стали особо переживать, когда в 2004 году анонимный опрос 3,5 тысяч румынских судей выявил, что 81 % из них не считают румынский суд независимым, а 77 % признались, что работают под политическим давлением.

Избивают журналистов? Скупают тиражи газет в провинции? Телеканалы говорят только то, что нужно их владельцам-олигархам? На выборах карусели и админресурс? Доходы автомобильного бизнеса нового премьера выросли в 30 раз за его первые два года у власти? Да гори оно все огнем, где она вообще эта Румыния? Тут подряды, тут карьеры, тут геополитическая целесообразность и почетное место в истории для брюссельских начальников, которые успешно завершили очередное расширение ЕС, принеся стабильность и процветание на Восточные Балканы. Как в свое время заметил Черчилль в разговоре с британским агентом в Югославии, когда тот засомневался в искренности демократических лозунгов Тито: вы что, после войны собираетесь переехать жить в Югославию?

В последние годы переговоров инерция нового расширения ЕС стала настолько мощной, что румынская элита могла позволить себя самое беспардонное поведение. В начале 2006 года, последнего перед вступлением, правительство Румынии создало несколько тысяч новых чиновничьих вакансий повышенной комфортности — для тех, кто будет отвечать за взаимодействие с европейскими структурными фондами, то есть распределять субсидии из бюджета ЕС. А за полтора месяца до вступления, в ноябре 2006 года, румынский парламент одобрил норму, по которой бывшие депутаты имеют приоритетное право занимать эти вакансии — у них накоплен особо ценный опыт.

Румынский парламент поднимает порог для хищений в особо крупных размерах с 60 000 евро до 9 млн; вводит тюремный срок для тех, кто сообщает недостоверные сведения о случаях коррупции; появляются наказания за публикацию записей, сделанных без разрешения, за обнародование непроверенной информации, дискредитирующей Румынию на международной арене. Но Евросоюз не реагирует: уже поздно метаться, все решено, никто не рискнет подставляться и в последний момент пересматривать решение, над которым работало столько чиновников и лоббистов.

Консервируя привилегии

Самый печальный вывод в книге Галлахера в том, что интеграция в Евросоюз не только не смогла вытащить Румынию из состояния постсоциалистического «захваченного государства» — она это состояние, наоборот, законсервировала. Конечно, не целенаправленно, а просто потому, что в Евросоюзе никому не было дела до того, чтобы учитывать специфику постсоциалистических стран и вырабатывать для них какие-то специальные процедуры.

Одним из главных направлений для европейских субсидий в Румынии перед вступлением было сельское хозяйство. Это выглядело логично — к началу переговоров в нем было занято более 40 % экономически активного населения страны. Латифундии бывших председателей колхозов соседствовали с кучей крохотных полунатуральных хозяйств румынских крестьян. Не трудно догадаться, кому досталась большая часть европейских аграрных субсидий, для получения которых надо было заполнять заявки, составлять бизнес-планы и даже участвовать в софинансировании.

Нежелание ЕС подстраивать свои процедуры и принципы под суровую румынскую реальность лишало затею с евроинтеграцией малейших шансов на успех. Галлахер отмечает, что Брюссель вполне мог бы найти в Румынии несколько десятков честных и компетентных профессионалов и продавить их назначение на ключевые посты в центральном госаппарате. А дальше при должной централизации они бы навели в системе хоть какой-то порядок.

Но Евросоюз не интересует центральный аппарат. Базовый принцип ЕС — децентрализация. Большая часть субсидий должна распределяться на региональном уровне, где в теории власти более подотчетны избирателям. Но Румыния не Голландия, там эта теория не работает. Наоборот, там болото коррумпированных региональных элит настолько бескрайнее, что не хватит никаких кадров, чтобы его осушить.

В результате миллиарды евро субсидий растеклись по родным и знакомым постсоциалистического правящего класса, по их собственным и дружественным бизнесам, консервируя их привилегии и положение во власти. Бывшие красные директора, спецслужбисты и секретари обкомов раздобрели на европейских деньгах, превратившись в класс региональных баронов с феодальным собранием под видом парламента. А те румыны, кого не устраивало такое положение вещей, получили от Евросоюза возможность уехать на стройки Испании и Италии, чтобы не мозолить глаза и не нагнетать социального недовольства.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *