какие услуги самозанятые могут оказывать организациям
Самозанятые — разбираем все нюансы (кто такие, как платить налог, что и как можно продавать, какие плюсы и минусы и т.д.)
Самозанятость — новое слово и модный российский тренд последних лет трех. Это яркий пример того, о чем принято говорить: не было бы счастья, да несчастье помогло. Пандемия вынудила многих перейти на особый режим работы. Уместен вопрос: самозанятый гражданин, кто это? Каков его статус, в чем преимущества, есть ли недостатки? Поговорим об этом сегодня.
Сам по себе, но платит налог
Дополнительный заработок практиковали граждане и в СССР, и в новой России. Только раньше тех, кто торговал сувенирами собственного производства, продавал излишки урожая с дачи или вязаные носки, занимался частным извозом, ремонтом, пошивом, называли не иначе, как барышниками и спекулянтами. Сейчас они имеют возможность честно платить налоги и приобрели, наконец, официальный статус.
Имеет самозанятый гражданин плюсы и минусы от своей деятельности. Посмотрим, какие из них окажутся важнее.
Обратите внимание:
Самое главное преимущество — это легальность и гарантия от штрафов за незаконное ведение предпринимательской деятельности.
Есть сомнения в том, насколько долго сохранятся «сладкие плюшки» для самозанятых. Льготные налоговые ставки и прочие преимущества приняты законом до 2028 года включительно. Что будет дальше, пока неизвестно.
Самозанятый гражданин, кто это? И другие вопросы, которые часто задают про самозанятость.
О том как просто открыть самозанятость, мы уже рассказывали. Теперь осветим непростые нюансы. У это формы налогообложения тоже есть подводные камни.
Можно ли работать официально и быть самозанятым?
Можно быть трудоустроенным на постоянной работе, а в свободное время производить товары или оказывать услуги. Тогда правильно будет оформить самозанятость и платить налог на профессиональный доход с выручки.
Важно:
При этом нельзя оказывать услуги самозанятого своему прямому работодателю. Более того, нельзя уволиться с работы и тут же начать сотрудничать с предприятием на условиях самозанятости. С момента увольнения должно пройти не менее двух лет.
Это правило ввели для того, чтобы работодатели ради экономии не вынуждали увольняться сотрудников и не принимали их на условиях самозанятости. Ведь самозанятому никто не оплачивает сверхурочные, отпуск и больничный.
Как компаниям работать с самозанятыми
С 1 января 2019 года в четырех субъектах РФ — в Москве, Московской области, Калужской области и Республике Татарстан — проходит налоговый эксперимент. Те, кто предпочитает работать на себя, может легализоваться в качестве самозанятого и платить налог на профессиональный доход. Юрлица уже поняли, что с самозанятыми сотрудничать выгодно. Осталось только разобраться, как это делать.
В конце ноября 2018 года президентом был подписан пакет законов о проведении эксперимента по введению налога на профессиональный доход (НПД). Чиновники прописали условия для легализации, прежде всего — ставку налога. Так, если самозанятые оказывают услуги или продают товары физлицам, то ее размер составляет 4 %. В случае оказания услуг или продажи товаров юрлицам или ИП, ставка чуть выше — 6 %.
В чем выгода сотрудничества с самозанятыми?
Когда компания работает с физлицом, например, в рамках договора ГПХ или по трудовому договору, то она платит за него НДФЛ в размере 13 % плюс начисляет на его вознаграждение страховые взносы. При сотрудничестве с официально зарегистрированным самозанятым платить за него налог компании не нужно — эта обязанность ложится на самого самозанятого. Налог будет составлять 6 % от каждой сделки с юрлицом.
Некоторые компании, почувствовав эту выгоду, стали задумываться о «переводе» своих работников в статус самозанятых. Но Минфин в одном из своих писем (Письмо Минфина РФ от 01.02.2019 N 03-11-11/5884) пояснил, что такое переоформление невозможно. Федеральный закон от 27.11.2018 № 422-ФЗ не запрещает применение спецрежима для самозанятых для физлиц, которые заключили трудовой договор с юрлицом. Однако есть одно условие: это юрлицо не должно быть заказчиком услуг или работ по договору ГПХ для указанных физлиц и не должно являться их работодателем менее двух лет назад. То есть юрлицо может работать с самозанятым, который является его бывшим сотрудником, но при условии, что с момента увольнения последнего прошло не менее двух лет.
Таким образом, уволить работников и заключить с ними в дальнейшем договоры ГПХ как с самозанятыми, чтобы сэкономить на уплате взносов и НДФЛ, не получится.
Договор между юрлицом и самозанятым. Какие условия прописать?
Федеральный закон от 27.11.2018 № 422-ФЗ не регулирует гражданско-правовые отношения сторон сделки и порядок их оформления. Поэтому налоговики в данном вопросе советуют руководствоваться нормами гражданского законодательства.
Составляя договор с самозанятым, можно ориентироваться на любой договор ГПХ, который вы используете в работе с другими контрагентами. Он должен включать следующие положения:
Помимо стандартных пунктов, перечисленных выше, стоит учесть несколько важных деталей.
Во-первых, не забудьте указать в договоре, что исполнителем является гражданин, зарегистрированный в качестве самозанятого. Венера Камалова, главный эксперт Совета по предпринимательству при Президенте Республики Татарстан, также рекомендует внести в договор сведения о его регистрации. Кроме того, она обращает внимание на то, что в тексте договора следует:
Когда договор между самозанятым и юрлицом может быть устным?
В Письме ФНС РФ от 20.02.2019 N СД-4-3/2899@ уточняется, что письменный договор не нужен, если услуга оказывается по сделке, исполняемой немедленно при заключении договора. В этом случае заключение договора будет подтверждаться уплатой заказчику денег за оказанные услуги.
При расчетах, связанных с получением доходов от реализации услуг, являющихся объектом налогообложения НПД, самозанятый должен сформировать и передать компании-заказчику чек (ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 27.11.2018 № 422-ФЗ). В нем содержатся такие сведения, как наименование оказанных услуг и ИНН юрлица или ИП, который является заказчиком услуг.
Таким образом компания, как заказчик, может подтвердить свои затраты на оплату услуг с помощью полученного чека.
Прежде чем заключить договор с самозанятым, убедитесь в том, что он действительно имеет этот статус. Сделать это можно двумя способами:
ФНС напоминает компаниям о том, что налог на профессиональный доход не имеет какие-либо особенности в оформлении платежных документов. Поэтому их оформление при перечислении денег за товары или услуги, которые предоставил самозанятый, происходит в общепринятом порядке.
Вычитаем расходы на услуги самозанятого из налоговой базы
Компания может уменьшить налог к уплате на сумму расходов на услуги самозанятого только в одном случае — если у нее будет чек от самозанятого. При взаимодействии юрлица / ИП и самозанятого чек, по сути, играет роль акта выполненных работ. Поэтому компания может принять его к учету.
Для самого самозанятого формирование чека не составляет большого труда — все происходит автоматически в приложении «Мой налог».
Тем не менее на тему чека возникает немало частных вопросов. На большинство из них налоговики уже успели ответить.
Можно ли компании принять к учету затраты не на основании чеков от самозанятых, а по актам в конце месяца?
Ссылаясь на ч. 8 — 10 ст. 15 Федерального закона от 27.11.2018 № 422-ФЗ, ФНС однозначно отвечает, что наличие чеков обязательно — без них нельзя учесть суммы, уплаченные налогоплательщику, при определении налоговой базы. При этом не исключается оформление акта, в котором обозначены период или дата оказания услуги, что тоже влияет на отражение расходов в налоговом учете. Тем не менее акт сам по себе является лишь дополнением к чеку.
Требуется ли распечатка чеков?
Распечатывать не обязательно, так же как и хранить чек можно в любой удобной форме — бумажной или электронной.
Электронный чек обладает той же силой, что и бумажный. Он содержит аналогичную информацию, в частности, уникальный идентификационный номер, который присваивает ФНС. По этому номеру чек можно проверить (ч. 4 — 6 ст. 14 Федерального закона от 27.11.2018 № 422-ФЗ).
Каков срок передачи чека от самозанятого и чем грозит его непередача?
Согласно ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 27.11.2018 № 422-ФЗ, передача чека происходит в момент расчета, если этот расчет производится наличными или с использованием электронных средств платежа.
Но есть и иные формы расчета. В таких случаях с передачей чека нужно успеть до 9-го числа месяца, следующего за тем, в котором была произведена оплата.
Подписывайте документы с физлицами и самозанятыми удаленно. Для старта нужен только браузер и удаленная идентификация личности.
Если в процессе взаимодействия между самозанятым и юрлицом участвует посредник, то тогда формированием чека занимается именно он. При этом у посредника должна быть обязанность применять контрольно-кассовую технику.
Поскольку в ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 27.11.2018 № 422-ФЗ прописана обязанность самозанятого передавать заказчику чек, то игнорирование этой обязанности может привести к тому, что заказчик уведомит о нарушении ФНС. Нужно помнить, что только наличие чека позволяет компании вычесть расходы на услуги самозанятого из налоговой базы. Поэтому она очень заинтересована в том, чтобы передача чеков осуществлялась бесперебойно.
Что делать, если самозанятому пришлось вернуть деньги и аннулировать чек?
ФНС обращает внимание, что в таком случае компании тоже придется аннулировать чек. Ей также нужно будет внести изменения в суммы расходов, учитываемых при расчете налоговой базы. Порядок корректировки зависит от режима налогообложения, который применяет компания.
ИП, с которым работает компания, переходит на НПД. Нужно ли перезаключать договор?
Разъяснения по этому вопросу ФНС дала в Письме ФНС от 20.02.2019 № СД-4-3/2899@. Специалисты считают, что перезаключение договора не нужно, если это не влияет на соблюдение существенных условий договора. Если же условия меняются, то договор стоит перезаключить.
Есть еще ряд ситуаций, когда налоговики рекомендуют оформить дополнительное соглашение. Речь идет о случаях, когда исполнитель договора являлся плательщиком НДС и цена его услуг включала этот налог.
Так, например, согласно ч. 9 ст. 2 Федерального закона № 422-ФЗ ИП, применяющие НПД, не платят НДС, кроме НДС, подлежащего уплате при ввозе товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией. Поэтому, если по договору стоимость реализации товаров включала в себя НДС, то заключение допсоглашения позволит урегулировать цены. В этом документе важно прописать, что ИП начал применять НПД с определенной даты.
Самозанятый превысил лимит дохода и потерял статус. Что делать юрлицу?
Среди всех прочих особенностей у НПД есть важное ограничение по предельному размеру дохода. Самозанятый может пользоваться всеми привилегиями и послаблениями до тех пор, пока его годовой доход не превысит суммы в 2,4 млн руб. или 200 000 руб. в месяц. Поэтому эксперты рекомендуют применять НПД тем, кто уверен в том, что его доход не «вылезет» за рамки этой суммы. Подробнее все плюсы и минусы НПД мы рассматривали ранее, в статье «ИП или самозанятость: что выгоднее и проще?».
Если самозанятый превышает установленный лимит по доходу, он автоматически утрачивает право на применение НПД с даты превышения. При этом порядок налогообложения остается тем же в отношении доходов, учтенных для целей применения НПД до даты утраты права (Письмо ФНС РФ от 20.02.2019 N СД-4-3/2899@).
В этом случае юрлицо должно исчислить и уплатить НДФЛ и страховые взносы в отношении физлица (если оно не является ИП) с даты утраты права на применение НПД (в том числе с даты превышения суммы в 2,4 млн руб.).
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.
Как работать с самозанятым. Инструкция для ИП и юрлиц
При обращении нового клиента каждый раз я рассказываю одну и ту же телегу — поэтому решил написать ее и просто давать ссылку всем интересующимся.
Что такое самозанятость
Самозанятость или НПД (Налог на Профессиональный Доход) — экспериментальный налоговый режим, который может применяться как к физ.лицу так и к ИП. Я предполагаю, что он появился как более простой и доступный УСН.
Основная его цель — “вывести из тени” всех фрилансеров, которые принимают оплату “черным налом” — и заставить их платить деньги в бюджет.
Обращаю особое внимание на то, что самозанятый — это не профессия, а льготный налоговый режим (так сказал Мишустин). То есть самозанятый — это специалист, работающий на себя, а не “швец и жнец и на-дуде-игрец” в одном флаконе.
И вот — сначала режим вводился в 4 регионах России, а теперь же он действителен по всей РФ. Получается, что самозанятость — это такой же налоговый режим, как УСН, ПСН, ОСНО и ЕСХН (только с некоторыми ограничениями по разным организационным моментам).
Ну и конечно же с официальным самозанятым сотрудничать выгоднее.
Преимущества сотрудничества с самозанятым
Если сравнивать самозанятого и обычного фрилансера, то сотрудничать с самозанятым выгоднее по 2 причинам.
Не нужно платить дополнительные налоги за обналичку. И за перевод тоже не нужно. Самозанятый платит свой налог сам (4% или 6%).
Все официально. Договор, чек. При необходимости можно организовать счет и АВР (Акт Выполненных Работ) — но требовать их заказчик не имеет права.
Однако не все гладко.
Минусы работы с самозанятыми
Доходы самозанятого не должны превышать более 2,4 млн. рублей за год (не более 200 000 рублей/месяц). Если доходы превысят 2,4 млн. рублей, то самозанятый должен будет уплатить НДФЛ со всех сумм сверху, а организация страховые взносы (об этом читайте далее).
Организация не может расторгнуть отношения с работником, а потом сотрудничать с ним, как с самозанятым — в течение 2 лет после его увольнения и регистрации..
А то была такая мошенническая схема — предприниматель “типа увольняет” сотрудника, но начинает сотрудничать с ним, как с самозанятым Это такая схема для уменьшения налоговой нагрузки.
Но ФНС бдит — и быстренько обнаружила эту схему и уточнила наказание за нее в соответствующей статье (пункт 2, подпункт 8).
Налоговая может расценить отношения с самозанятым как трудовые. В этом случае грозит штраф — Штраф — от ₽10 000 до ₽100 000. (В соответствии с КоАП ст 5.27). А также придется платить доп.налоги и страховые.
Чтобы этого не случилось, обязательно нужно требовать у самозанятого чек (образец ниже). Это основной документ плательщика НПД.
Также можно заморочиться и найти информацию о нем в Интернете, но это того не стоит. Чек “решает”.
В чем разница между ИП и самозанятым
По большому счету разницы между ИП и самозанятым нет (по-крайней мере, после 19 октября 2020 года, когда режим распространился на всю Россию). Раньше разница была, но с 1 июля 2020 года статус самозанятого фактически приравнен к статусу ИП.
Разница между НПД и ИП — в том, что самозанятые не имеют право нанимать персонал, ограничены по выручке и видам деятельности.
Получается, что НПД — это налоговый режим для фрилансеров-одиночек, которые не хотят быть ИП — им дали возможность работать официально, с минимальной налоговой нагрузкой и абсолютно без отчетности.
Какие документы предоставляет самозанятый
Чек (который имеет юридическую силу и является полноценным платежным документом).
Такой чек формируется в мобильном приложении “Мой налог”. Можно переслать его по e-mail или в каком-нибудь из мессенджеров. Вы можете распечатать его или сохранить в JPG — и приложить к вашим отчетным документам.
АВР (но это не обязательно). Скачать его образец из Интернета, заполнить и отправить вам.
Предоставлять счет тоже можно, но для самозанятых это не обязательно (даже где-то читал, что требовать это незаконно). Но если прям сильно горит, могу заключить договор с Яндексом или с АлиЭкспресс — и тогда будет счет. Но не хотелось бы делать это.
Как платить тогда самозанятому? Читайте далее.
Как юридическому лицу и ИП оплачивать услуги самозанятого
Есть возможность работать через расчетный счет без оплаты дополнительного налога. Как? По банковским реквизитам.
Например, вот мои реквизиты.
Здесь реквизиты банковской карты и ИНН физического лица. Заказчик вносит их в 1С — и переводит денежку непосредственно с р/с.
Без дополнительных налогов, НДФЛ и прочего. По крайней мере мне так платили за разработку некоторых прототипов и текстов.
Вот так — просто и без лишних заморочек.
Какие налоги юрлицо должно платить за сотрудничество самозанятым
Никаких. Если самозанятый не бывший работник, заказчик не платит в налоговую ни рубля.
Налог на профессиональный доход самозанятый платит сам. Штрафы получает тоже он.
Главное доказательство, что за самозанятого не надо платить, — это чек на оплату из приложения «Мой налог». До перевода денег с самозанятого можно взять электронную справку о статусе на текущую дату (формируется в приложении автоматически).
Если у заказчика есть давний договор с фрилансером, то с даты его регистрации в качестве самозанятого НДФЛ отменяется. Так пояснил Минфин в письме от 20.11.2020 № 03-11-11/101180.
Оплата взносов по добровольному страхованию за самозанятого не перекладывается на заказчика — соцстрах разъяснил это в письме от 28.02.2020 № 02-09-11/06-04-4346. Кстати, это же касается взносов в Пенсионный Фонд (говорится там же).
Но иногда все же происходят сложные случаи.
Что-то непонятное
В статье про сотрудничество с самозанятыми автор рассказывал интересный случай.
Когда юрлицо пытается перевести деньги самозанятому, то с точки зрения банка, это платеж в пользу физлица и с этого платежа удерживается процент за обналичку. Плюс, это в лимиты на вывод средств считается. В результате юрлица с удивлением обнаруживают, что и очередного платежа само занятому банк удержал 20%, например.
Так вот: я поразбирался в данной ситуации — и пришел к некоторым выводам.
Банк не является налоговым агентом, он — просто посредник. Начислять налоги он не имеет права. Другой разговор, что банк удержал комиссию как “за обналичку” — это уже более вероятно (уточняйте банковские тарифы).
Самозанятый платит налог сам — 4% за работу с физическим лицом, 6% — с юридическим.
А еще возможно, что произошло мошенничество. Нужно выбирать честный банк.
Других оснований для решения данного вопроса не известно.
Резюмируем
Сотрудничать с самозанятым — это выгодно и просто: просто переводите ему денежку и просите чек. В большинстве случаев, проблем не должно возникнуть (к слову: у меня не было ни одной проблемы за 3 года статуса).
Иногда в этом плане случаются проблемы. Но от большинства уже разработано решение.
Не переборщите с самозанятыми
При работе с самозанятыми бизнес получает ряд преимуществ, отказываться от которых, конечно, неразумно. В первую очередь, работа с самозанятыми исполнителями дает заказчикам уникальную преференцию в виде экономической выгоды: возможность уплачивать налоги с зарплаты как минимум на 7% меньше, а при умелом раскладе снижая их на 37%.
Кроме того, сотрудничая с самозанятыми, бизнес получает беспрецедентную возможность:
Гибкие умы оптимизаторов в поисках налоговой выгоды закрутились вокруг этой заманчивой темы. Соблазн велик, но гонка за опасным трендом и призрачной выгодой может обернуться не только неприятностями, но и существенными потерями. Не надо поголовно всех работников — при условии выполнения ими тех же функций — менять на самозанятых. Сдерживайте себя, не лишкуйте, считайте и просчитывайте риски.
Вопрос сотрудничества с самозанятыми не настолько прост, как кажется на первый взгляд. Можно легко нарушить требования закона — запутаться в нюансах и ограничениях, которых в Законе № 422-ФЗ предостаточно.
Про ограничения
1. Ограничения по видам деятельности
Закон о самозанятых № 422-ФЗ содержит строгое ограничение в получении статуса самозанятого для лиц, получающих доходы от вышеприведенных видов деятельности. Ни по каким видам доходов эти лица не вправе применять спецрежим НПД. Спецрежим для самозанятых — не для них.
Памятка № 1 : Кто не сможет стать самозанятым.
2. Не все доходы самозанятых облагаются НПД
Закон № 422-ФЗ о самозанятых содержит ряд исключений. Отдельные виды доходов, полученные гражданином даже в статусе самозанятого, подлежат налогообложению по иным правилам и другим налоговым ставкам.
Итак, спецрежим НДП не работает, для:
— доходов, полученных по трудовым договорам;
— продажи объектов недвижимости и транспортных средств,
— передачи имущественных прав (аренды) на недвижимое имущество (за исключением аренды жилья — доход от аренды коммерческой недвижимости в профессиональный доход не включается);
— доходов от продажи личного б/ у имущества;
— доходов от уступки прав требований;
— продажи долей в уставном капитале компаний, паев в паевых инвестиционных фондах, ценных бумаг, акций на фондовом рынке;
— доходов по договорам простого товарищества и доверительного управления имуществом.
Самозанятый не может получать оплату за свои услуги в натуральной форме — оплата допускается только деньгами: наличными или безналичными. Доход физлица в натуральной форме не подпадает под спецрежим НПД.
Памятка № 2 : Какие доходы самозанятых не облагаются НПД
3. Мораторий на привлечение бывших сотрудников
Самозанятый не может оказывать услуги действующим или бывшим работодателям — компаниям или ИП, если с даты его увольнения прошло менее 2-х лет. Это прямой запрет Закона о самозанятых № 422-ФЗ.
При этом можно заключать договоры с физлицами, с которыми ранее, в том числе в предыдущие 2 года, заказчик (компания или ИП) заключал гражданско-правовые договоры (договоры подряда). Эти исполнители могут стать самозанятыми и продолжать законное сотрудничество уже в новом статусе.
Нет ограничений и для вновь принимаемых сотрудников — если рабочий процесс позволяет можно заключать договоры с новоявленными самозанятыми исполнителями.
Основные риски
Риск 1. Манипуляции с «липовыми» самозанятыми
Возможность привлечения самозанятых как отличную идею для экономии налогов подхватили энергичные умельцы —оптимизаторы.
В обход двухлетнего моратория на привлечение самозанятых из бывших сотрудников, они советуют устроить их в штат к родственникам, друзьям, поменяться работниками и предлагают иные подобные конструкции, которые трещат по швам и развалятся при первом же допросе неосведомленного «псевдосамозанятого» персонажа.
Может кто-то и сможет организовать убедительные миграции, администрировать сложносочиненную структуру управления разбросанным по другим компаниям персоналом. Но быть наивным, слепо следуя таким рекомендациям, опасно. У проверяющих достаточный арсенал средств и методов налогового контроля — оперативные проверки персонала в офисах, встречные проверки, допросы работников. Призрачная выгода может обернуться реальным доначислением страховых взносов, НДФЛ плюс пени и штрафы.
К налоговым проверкам по вопросам, связанным с движением персонала, активно подключаются и трудовые инспекции.
Риск 2. Переквалификация договора с самозанятым в трудовой договор
Крайне важно, чтобы договор с самозанятым исключал признаки и малейшие подозрения на трудовые отношения.
Важны как форма, так и содержание. У заказчика (компании или ИП) и самозанятого — взаимоотношения только гражданские.
В договоре с самозанятым не допустимы расплывчатые формулировки трудовых функций и задача должна быть указана очень четко. Конкретизируются: 1) само задание, 2) его результат, 3) сам процесс работы (минирегламент).
Самозанятый не может:
Договор, удовлетворяющий одному из признаков выше, может быть переквалифицирован в трудовой договор с обязанностью для клиента удержать с вознаграждения самозанятого НДФЛ, начислить и уплатить страховые взносы.
Риск 3. Не все работники могут стать самозанятыми
Для успешной и безопасной работы с самозанятыми заключить договор гражданского — правового характера недостаточно.
Не каждый сотрудник, выполняющий трудовую функцию — исходя из логики и характера своей работы — сможет быть самозанятым. Условия у всех разные. Это и особенности вида деятельности компании, должностные обязанности сотрудника, режим его работы, непрерывность процесса, который может зависеть от объема работы, а может не зависеть от него.
Для безопасного привлечения в рабочий процесс самозанятых потребуется смысловая перезагрузка бизнеса — изменение подхода к выполняемым функциям, технологиям, режиму работы и системам оплаты — перенастройка существующих процессов или введение совершенно новых.
Нужен основательный и взвешенный подход — по каждой должности и каждой штатной единице.
К примеру, товаровед в крупной торговой сети, принимающий товар, находится в непрерывном процессе, в режиме нон-стоп. Характер его деятельности исключительно трудовой — даже если заключить с ним «мнимый» договор подряда. А товаровед небольшой компании, принимающий товар один раз в неделю, вполне может стать самозанятым: приходить для работы в магазин — вне установленного в компании трудового режима — в момент поступления товара, выполнять определенную задачу и каждый свой приход отчитываться за конкретный достижимый результат.
Риск 4. Недовольство и противодействие персонала
Стоит всегда учитывать, что в статусе самозанятого работник теряет ряд гарантированных для наемных сотрудников социальных привилегий, в том числе соцпакет и право на формирование пенсионного стажа.
Недовольство сотрудников принудительной «псевдосамозанятостью» может привести не только к налоговым неприятностям, доначислениям страховых взносов, НДФЛ, пени и штрафов, но и к судебным разбирательствам.
Уверены, что сотрудник не настрочит жалобу в трудовую или налоговую инспекцию об ущемлении трудовых прав? Или не сам сотрудник, а беспокойные члены семьи?
Что теряют наемные сотрудники при переводе в «самозанятые»
Учитывайте, что наступление на гарантии, закрепленные за наемными работниками трудовым законодательством, и принудительное вытеснение из штата в «самозанятые» могут возбудить активных трудящихся побороться за свои права.
Риск 5. «Верность» одному заказчику
Чтобы снизить риск признания отношений трудовыми, конечно, в идеале у самозанятого должен быть не один клиент. Но если все иные вышеперечисленные риски исключены, и самозанятый — реальный исполнитель, а не продукт налоговой оптимизации, этот риск совсем невелик.
Государство, призывая граждан легализовать свою деятельность и выйти из тени, пока бережет, холит и лелеет вышедших «из тени» работающих на себя лиц. И даже вводит мораторий на проверки. Но запрет касается проверок именно самозанятых. На схемотехников режим моратория не действует. ФНС объявила, что будет бороться со всеми злоупотреблениями, которые приходят на ум оптимизаторам в связи с открывшимися для самозанятых преференциями.
Кому выгоден режим для самозанятых
Ограничения, вызванные коронавирусом, привели к стагнации целых отраслей экономики: туризм, общепит, авиаперевозки и других. Коронакризис вывел на первые позиции те профессии, которые в «докоронавирусные» времена считали обычными привычными и малозначимыми — это медицинские и социальные работники, IT-специалисты и другие встроившиеся в новую реальность специалисты.
Необыкновенно востребованными оказались специалисты из сферы организации удаленных продаж и услуг.
Существенно изменились отношения «работодатель — работник». Многие работодатели были вынуждены в экстренном порядке автоматизировать многие рабочие процессы. Если раньше работодатели предпочитали оффлайн-сотрудников, которые полный рабочий день находятся в офисе компании, то теперь поверили в преимущества и ощутили выгоду от дистанционной работы. Подозрительность и недоверие работодателей к фрилансерам и самозанятым сняты очевидностью практической пользы.
Несмотря на громкие предупреждения контролирующих органов о неправомерных попытках привлечения самозанятых, очень сомнительно, что компании и ИП будут активно использовать их именно для оптимизации налогообложения и незаконного вывода денежных средств. Крупному бизнесу — это совсем не надо, так как основная часть наемных работников переведена на белые зарплаты. Годовой лимит дохода по самозанятым — всего 2,4 млн рублей, то есть 200 тысяч в месяц. Для сотрудника — это неплохая зарплата, но как источник для незаконного получения наличных — не тот размах.
Основные выгодоприобретатели режима для самозанятых — мелкий и средний бизнес, который пытается сэкономить на зарплатных налогах. Для них перспективы заманчивы: заключить договор с самозанятым, договориться и вместо 13% НДФЛ и взносов в страховые фонды оплачивать за него всего 4% (по доходам от физлиц) или 6% (по доходам от юрлиц).
В выигрыше — ИП. Для репетиторов, таксистов, фрилансеров и других представителей микробизнеса, которые не могли себе позволить установить ККМ, сдавать отчетность и оплачивать фиксированные страховые платежи — это очень удачный налоговый режим с удобным мобильным интерфейсом.
Заключение
Любая непродуманная «искусственность», любое необоснованное и лишенное логики «притягивание за уши» несуществующих обстоятельств и ситуаций, как и добровольно-принудительное вовлечение сотрудников в оптимизационные налоговые механизмы влекут риски доначислений налогов, штрафы, пени и приводит к печальным последствиям.
Сотрудничество бизнеса с самозанятыми — при грамотном подходе и соблюдении перечисленных мер предосторожности — будет несложным и взаимовыгодным!
А еще масса подробностей и тонкостей, ответов на сложные и спорные вопросы есть в моей книге «Самозанятый: миссия выполнима», которая опубликована совсем недавно. Вот ссылки:
Если интересно и не жалко денег — покупайте. Кто отлично разобрался в теме сам и про самозанятых знает всё — большой молодец!
Отдельная благодарность тем, кто оставит отзыв о книге у себя в социальных сетях и поделится со своими знакомыми предпринимателями и друзьями.