какие узлы локомотива являются пожароопасными
Какие узлы локомотива являются пожароопасными
ИНСТРУКЦИЯ
ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА ЛОКОМОТИВАХ И МОТОРВАГОННОМ ПОДВИЖНОМ СОСТАВЕ
Заместитель министра путей сообщения А.Н.Кондратенко 27 апреля 1993 г. N ЦТ-ЦУО-175
(В ред. Указания МПС России от 04.10.2001 N Е-1672у)
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Настоящая инструкция устанавливает основные положения и требования пожарной безопасности находящихся в эксплуатации локомотивов и моторвагонного подвижного состава железнодорожного транспорта Российской Федерации.
Инструкция является обязательной для всех работников железнодорожного транспорта, связанных с эксплуатацией и ремонтом локомотивов и моторвагонного подвижного состава.
Вся вновь издаваемая эксплуатационная и ремонтная документация в части пожарной профилактики и использования существующих видов пожарной техники на локомотивах и моторвагонном подвижном составе должна строго соответствовать настоящей Инструкции. При разработке и внедрении новых видов пожарной техники ее применение осуществляется по технической документации разработчиков до внесения в настоящую Инструкцию.
1.2. Ответственность за пожарную безопасность эксплуатируемых локомотивов и моторвагонного подвижного состава несут:
1.3. На основе настоящей инструкции, с учетом конструктивных особенностей эксплуатируемых в депо локомотивов, моторвагонного подвижного состава и применяемых на них средств пожаротушения, разрабатываются конкретные инструкции для каждого типа (серии) локомотива, моторвагонного подвижного состава, которые согласовываются со службой ведомственной охраны дороги, утверждаются начальником службы локомотивного хозяйства и вывешиваются в депо в установленных для этого видных местах. Ответственность за их выполнение несут начальники депо и их заместители. (В ред. Указания МПС России от 04.10.2001 N Е-1672у).
1.4. Требования настоящей инструкции должны учитываться при разработке правил технического обслуживания, текущего и капитальных ремонтов для каждого конкретного типа (серии) локомотива и моторвагонного подвижного состава.
1.5. Начальники депо и директора ремонтных заводов на основе анализа предыдущей работы и имевших место пожаров ежегодно разрабатывают и осуществляют мероприятия по снижению пожарной опасности локомотивов и моторвагонного подвижного состава, а также назначают приказами ответственных за проведение пожарно-профилактических мероприятий, предусмотренных настоящей инструкцией, при технических обслуживаниях и ремонтах локомотивов и моторвагонного подвижного состава.
1.6. Начальники депо разрабатывают и согласовывают со службой ведомственной охраны дороги программы обучения машинистов и помощников машинистов, которые должны охватывать:
основные пожароопасные узлы и причины возникновения пожаров на локомотивах и моторвагонном подвижном составе;
правила пожарной безопасности на локомотивах и моторвагонном подвижном составе;
обязанности локомотивной бригады при приемке, эксплуатации и сдаче локомотивов или моторвагонного подвижного состава в части пожарной безопасности;
меры и технические средства по предотвращению и своевременному обнаружению пожара;
действия при возникновении пожара, методы и приемы его тушения;
устройство средств пожаротушения и пожарной сигнализации.
1.7. Начальники депо и директора ремонтных заводов разрабатывают и согласовывают со службой ведомственной охраны дороги программы обучения рабочих и служащих, связанных с техническим обслуживанием и ремонтом локомотивов и моторвагонного подвижного состава, которые должны содержать:
основные пожароопасные узлы и причины возникновения пожаров на локомотивах и моторвагонном подвижном составе;
требования правил пожарной безопасности на локомотивах и моторвагонном подвижном составе при производстве технического обслуживания и ремонта;
устройство средств пожаротушения и пожарной сигнализации, методы их ремонта и меры безопасности при их обслуживании и ремонте;
действия при возникновении пожара, методы и приемы его тушения.
1.8. Программы обучения должны быть разработаны на основе конкретных материалов, относящихся к фактически эксплуатируемым или ремонтируемым локомотивам и моторвагонному подвижному составу в данном депо или заводе.
Для раскрытия тем, предусмотренных программой обучения, следует использовать натурные образцы, учебные модели и макеты, схемы, плакаты, планшеты с рисунками, фотографии, а также технические средства обучения (эпидиаскопы, диапроекторы и др.).
1.9. Начальники депо и директора ремонтных заводов по согласованию со службой ведомственной охраны дороги своими приказами должны установить:
а) порядок и сроки занятий по программе пожарно-технического минимума;
б) порядок направления вновь принимаемых на работу для прохождения учебы по утвержденной программе;
в) перечень работников, связанных с техническим обслуживанием и ремонтом локомотивов и моторвагонного подвижного состава, которые должны проходить обучение. Машинисты и помощники машинистов проходят обучение все без исключения. Машинисты и помощники машинистов моторвагонного подвижного состава, ранее в отопительный сезон не работавшие, должны пройти обучение до его начала;
г) место обучения по программе пожарно-технического минимума;
д) перечень должностных лиц, на которых возлагается проведение занятий. (В ред. Указания МПС России от 04.10.2001 N Е-1672у).
1.10. По окончании изучения пожарной безопасности локомотивов и моторвагонного подвижного состава у машинистов и помощников машинистов, а также у работников, связанных с ремонтом локомотивов и моторвагонного подвижного состава, должны быть приняты зачеты.
Результаты зачетов оформляют протоколом (актом). Не сдавшие зачетов, к работе не допускаются.
В ред. Указания МПС России от 04.10.2001 N Е-1672у
2. СОДЕРЖАНИЕ ЛОКОМОТИВОВ И МОТОРВАГОННОГО ПОДВИЖНОГО СОСТАВА
2.1. Правила пожарной безопасности
2.1.1. В кабинах машинистов, дизельных помещениях, высоковольтных камерах, аппаратных камерах и других служебных помещениях локомотивов и моторвагонного подвижного состава запрещается хранить и провозить посторонние предметы. Служебные помещения и все узлы локомотивов и моторвагонного подвижного состава должны постоянно содержаться в чистоте.
В кабинах машинистов должны быть установлены и закреплены пепельницы в местах, удобных для обслуживающей бригады. Выбрасывать в окна незатушенные окурки и спички запрещается.
2.1.3. Все защитные устройства электрооборудования должны находиться в полной исправности.
Сечения токонесущих кабелей, проводов к ним, а также устройств заземления должны соответствовать требованиям чертежей.
Входы кабелей, силовых и низковольтных проводов и электрических аппаратов, клеммовые рейки, переходные коробки и выходы из них должны выполняться с применением переходных уплотнителей и втулок в соответствии с требованиями чертежей и правилами ремонта.
Места электрических соединений должны иметь надежные контакты. Расстояние между токонесущими и заземленными частями должно быть в пределах, установленных чертежами соответствующего оборудования.
2.1.4. При обесточивании по каким-либо причинам отдельных участков электрической цепи электрические провода должны быть отсоединены от клемм с обеих сторон. Отсоединенные концы следует тщательно изолировать и подвязать для исключения соприкосновений с электрическими контактами и подвижными деталями.
2.1.5. Электрические провода и отдельные детали и узлы электрического оборудования, расположенные в местах возможного воздействия на них масла или топлива, должны быть покрыты маслостойкими красками или надежно защищены кондуитами, кожухами и т.п.
2.1.6. Не допускается применять нетиповую аппаратуру защиты или несоответствующую данной цепи по току срабатывания.
2.1.7. Эксплуатировать электрооборудование без дугогасительных камер, с нарушенной изоляцией электропроводки, не закрепленными контактами, соединять электрические провода между собой холодной скруткой, включать или отключать контакты реле принудительным способом запрещается.
2.1.8. Установленные электропечи должны быть только закрытого исполнения, с исправными кожухами, надежно укреплены и изолированы от примыкающих конструкций, изготовленных из горючих материалов.
В дизель- и электропоездах внутренние части тамбурных шкафов с электрооборудованием, камеры электрокалориферов и каналы калориферного отопления на длине 1,5 м от камер должны быть надежно изолированы от примыкающих конструкций, изготовленных из горючих материалов.
2.1.9. Следует обращать особое внимание на то, чтобы кожухи электропечей и места подвода к ним электрических проводов были очищены от посторонних предметов и мусора.
2.1.10. Электропечи, электрокалориферы, вентиляционные каналы, надпотолочные пространства тамбуров, шкафы с электроаппаратами и тому подобное оборудование должны систематически очищаться от пыли, горючих материалов и мусора. Конкретные сроки очистки устанавливаются в каждом депо в зависимости от типа локомотива (моторвагонного подвижного состава) и условий эксплуатации.
2.1.11. Для изготовления гибких соединений вентиляционных каналов тяговых электродвигателей и других систем, а также защитных рукавов силовых кабелей следует применять негорючий или трудногорючий материал, сохраняющий свои свойства в процессе эксплуатации.
2.1.12. Запрещается загромождать проходы и выходы в вагонах моторвагонного подвижного состава. Провозить в вагонах опасные грузы (легковоспламеняющиеся жидкости, газы, взрывчатые и ядовитые вещества и т.п.) запрещается. В салонах вагонов разрешается провозить бытовые газовые баллоны вместимостью не более 5 л.
2.1.13. Подтекание масла или топлива в трубопроводах, на дизелях, компрессорах, редукторах и других узлах не допускается.
2.1.14. Очистка от нефтепродуктов крыш, пространства под половицами дизельного помещения, поддонов и других емкостей специально предназначенных для сбора нефтепродуктов, очистка глушителей и искрогасителей от нагара, проверка и очистка дренажных труб тепловозов, дизель-поездов и автомотрис должны производиться согласно требованиям соответствующих правил ремонта и технического обслуживания.
После набора топлива пробки баков должны быть плотно закрыты. Курить при заправке топливных баков запрещается.
2.1.16. На тепловозах, в машинных отделениях дизель-поездов и автомотрис, кроме того, запрещается:
а) пользоваться для освещения и других целей открытым огнем (факелами, свечами, паяльными лампами и т.п.);
б) курить в дизельном помещении и вблизи аккумуляторных батарей;
в) сушить спецодежду и другие горючие материалы на дизелях, электродвигателях, генераторах, выхлопных трубах и других пожароопасных местах;
г) оставлять открытыми индикаторные краны дизелей;
д) промывать бензином и керосином кузов и агрегаты.
2.1.17. У тепловозов, дизель-поездов и автомотрис, где конструкцией выпускной системы дизеля предусмотрена установка искрогасительных устройств, последние должны быть исправны, а сетки не иметь прогаров. В установленные сроки должна производиться их очистка от несгоревших частиц и нагара, а также регулирование обеспечивающих эжекцию и зазоров, которые должны соответствовать чертежам.
2.1.18. Паровозы, работающие на твердом топливе, должны быть оборудованы искрогасительными устройствами и резиновым шлангом для смачивания угля. Наличие в искрогасительных устройствах зазоров в местах соединений отбойных и других листов между собой, в местах крепления сетки, возле конуса, парорабочих труб и т.д. более 2 мм, а также сеток с размерами ячеек, не соответствующими чертежам, не допускается.
Чистка топок с выбрасыванием шлака при движении поезда и в неустановленных местах запрещается.
2.1.19. Паровозы, работающие на жидком топливе, оборудуются запорными приспособлениями возле нефтяного бака и форсунки. Подтекание топлива из форсунки при закрытых кранах не допускается.
2.1.20. На паровозах запрещается;
а) захламлять будку машиниста и тендер обтирочными и другими горючими материалами;
б) применять открытый огонь при заправке и осмотре топливного бака;
в) оставлять открытыми люки топливного бака и не очищенные от сажи и изгари дымовые коробки;
г) работать с неисправными баками и запорными приспособлениями;
д) завышать установленную лабораторией депо предельную температуру подогрева топлива;
Пожарная безопасность на МВПС
4.1. Общие требования
Основными пожароопасными узлами на МВПС являются: электропечи; электрокалориферы; распределительный щит (РЩ).
Основными причинами возникновения пожаров на МВПС являются: неисправность электрического оборудования; перегрузка электрических цепей; применение некалиброванных предохранителей; нарушение правил пожарной безопасности.
4.2. Содержание моторвагонного подвижного состава
Машинист (помощник машиниста) обязан соблюдать следующие правила пожарной безопасности:
— в кабинах управления, высоковольтных камерах, аппаратных камерах запрещается хранить и провозить посторонние предметы. Служебные помещения должны постоянно содержаться в чистоте;
— в кабинах управления должны быть установлены и закреплены пепельницы в местах, удобных для обслуживающей бригады. Выбрасывать из окон не затушенные спички и окурки запрещается;
— смазочные материалы должны находиться только в металлических емкостях (бидонах) с узкими горловинами и плотно закрывающимися крышками. Хранение смазочных и обтирочных материалов допускается только строго в определенных местах служебных отделений;
Все защитные устройства электрооборудования должны находиться в полной исправности:
− сечение токонесущих кабелей, проводов к ним, а также устройств заземления должны соответствовать требованиям чертежей.
− входы кабеля, силовых и низковольтных проводов электрических аппаратов, клемовые рейки, переходные коробки и выходы из них должны выполняться с применением переходных уплотнителей и втулок в соответствии с требованиями чертежей и правилами ремонта.
− места электрических соединений должны иметь надежные контакты.
− расстояние между токонесущими заземленными частями должно быть в пределах, установленных чертежами соответствующего оборудования.
При обесточивании, по каким либо причинам, отдельных участков электрической цепи, электрические провода должны быть отсоединены от клемм с обеих сторон. Отсоединенные концы следует тщательно изолировать и подвязать, для исключения соприкосновений с электрическими контактами и подвижными деталями.
Электрические провода и отдельные детали, и узлы электрического оборудования, расположенные в местах возможного воздействия на них масла, должны быть покрыты маслостойкими красками или надежно защищены кондуитами, кожухами и т.п.
Не допускается применять нетиповую аппаратуру защиты или несоответствующую данной цепи по току срабатывания.
Эксплуатировать электрооборудование без дугогасительных камер, с нарушенной изоляцией электропроводки, не закрепленными контактами, соединять электрические провода между собой холодной скруткой, включать или отключать контакты реле принудительным способом запрещается.
Установленные электропечи должны быть только закрытого исполнения, с исправными кожухами, надежно укреплены и изолированы от примыкающих конструкций, изготовленных из горючих материалов.
Следует обращать особое внимание на то, чтобы кожухи электропечей, места подвода, к ним электрических проводов были очищены от посторонних предметов и мусора.
Электропечи, электрокалориферы, вентиляционные каналы, надпотолочные пространства тамбуров, шкафы с электроаппаратами и т.п. оборудование должны систематически очищаться от пыли, горючих материалов и мусора.
Запрещается загромождать проходы и выходы в вагонах. Провозить в вагонах опасные грузы (легковоспламеняющиеся жидкости, газы, взрывчатые и ядовитые вещества и т.п.) запрещается. В салонах вагонов разрешается провозить бытовые газовые баллоны вместимостью не более 5 литров.
Подтекание масла в компрессорах, редукторах и в других узлах не допускается.
Запрещается эксплуатировать МВПС с неполным комплектом или неисправными средствами пожаротушения и пожарной сигнализации:
Оснащение средствами пожаротушения и пожарной сигнализацией.
МВПС обеспечиваются огнетушителями, пожарным инвентарем, оборудованием и ручным инструментом в соответствии с перечнем:
Вагоны МВПС, салоны которых переоборудуются для просмотра видеопрограмм, оснащаются дополнительными средствами пожаротушения: системой сигнализации о загораниях и неисправностях с использованием сигнализаторов речи. Кроме того система предназначена для выдачи машинисту речевой информации о номере вагона, в котором имеется неисправность по цепям вагонной сигнализации, а так же для выдачи машинисту речевой информации об открытии шкафа управления системы автоматического пожаротушения. Дополнительные средства пожаротушения, их размещение, устройство, принцип действия в эксплуатации даны в «Руководстве по эксплуатации».
Укомплектование должно производиться только полностью заряженными и опломбированными огнетушителями, снабженными бирками с указанием даты (месяц и год) зарядки и даты очередной перезарядки, контроля и технического освидетельствования, зависящие от типа огнетушителя.
На электропоездах огнетушители и пожарный инвентарь размещаются в одинаковом количестве в служебных помещениях головных вагонов.
В кабинах управления МВПС на видном месте должны быть установлены памятки с необходимыми сведениями о действиях при пожаре и правилами применения установок пожаротушения.
Какие узлы локомотива являются пожароопасными
Скачать умную клавиатуру Очень рекомендуем скачать умную клавиатуру с автоисправлением от Яндекса на свой телефон
С этой клавиатурой вы сможете в 3 раза быстрее вводить текст в поле поиска
Поделится с коллегами:
Ответ на вопрос находится ниже.
Ваша справедливая оценка ответа на этот вопрос | ||||
---|---|---|---|---|
Какие узлы локомотива являются пожароопасным? СДО |
---|
1. Аккумуляторная батарея |
2. Высоковольтные камеры |
3. Провода, подводящие ток к электрооборудованию агрегатов, механизмов и т.п. |
4. Колёсно-моторный блок |
Наш онлайн-проект «ПроКонспект» является Вашим индивидуальным интернет-помощником.
По оформлению сайта, рекламе и багам обращайтесь к администратору в группе ВКонтакте
Администрация сайта ПроКонспект.рф
Метрика.Яндекс
Все права защищены.
Пожары на локомотивах — правила безопасности
Опубликовано 04.10.2019 · Обновлено 04.02.2021
Локомотивы — это очень пожароопасные машины, независимо, электровоз это или тепловоз. На протяжении всей истории локомотивостроения во всем мире этому аспекту уделяется важнейшее внимание. А по — другому нельзя, любой локомотив горит довольно быстро и очень многое зависит от оперативных действий самой локомотивной бригады, ведь если потерять время, при возгорании локомотива, особенно на перегоне, то, как правило, прибывающему по экстренному вызову пожарному поезду, тушить уже практически нечего. Как же организуется работа по предотвращению пожаров на локомотивах?
В принципе на всех железных дорогах мира, как и на дорогах России она ведется практически одинаково, принципы организации мало чем отличаются. На наших дорогах этому уделяется самое серьезное внимание. На всех тепловозах и электровозах во все времена обязательно устанавливалась система пожаротушения, соответствующая своему времени. На тепловозах устанавливается система пенного пожаротушения, которая включает в себя резервуары с соответствующим раствором, шланг с пеногенератором на конце. Система работает от сжатого воздуха, который подается из главных резервуаров тепловоза через питательную магистраль, машинисту остается только открыть один кран и можно тушить пожар пеной.
Обязательно на тепловозе находится определенное количество огнетушителей (количество может быть разным, в зависимости от местных инструкций) – пенных и углекислотных (ОУ), пенные огнетушители используются как вспомогательное средство и обычно применяются при тушении небольших возгораний, углекислотными тушатся возгорания в электрических цепях тепловоза. Все огнетушители и установка пожаротушения обязательно проверяются, на них навешиваются бирки с указанием сроков проверки и если сроки перезарядки и проверки просрочены, то локомотивная бригада такой тепловоз не примет, никому не хочется загореться в пути следования и при этом остаться без средств пожаротушения, ведь при разборе спросят – а как вы, товарищи, принимали противопожарное оборудование, и локомотивная бригада будет за это отвечать. Поэтому с этим никто не шутит!
А предпосылок к возгоранию на тепловозе и электровозе предостаточно! Впоследствии на тепловозах, например, 2М62У и 3М62У стали применять порошковую систему пожаротушения. У моего коллеги в пути следования на перегоне эта система самопроизвольно сработала – жалко обтирщиков, которые потом в депо неделю оттирали порошок в дизельном одной из секций! Но для тушения пожара порошок – отличное средство. На электровозах, практически также, только пенной установки пожаротушения на них конечно нет, на электровозах старых конструкций (ВЛ80С,Т; ВЛ60) находились огнетушители углекислотные (ОУ), как в кабине, так и в машинном отделении, и небольшие ящики с сухим песком в каждой секции.
Локомотивная бригада всю дорогу контролирует работу систем и оборудования локомотива путем прохода помощника машиниста по всему локомотиву в пути следования, ну и возгорание можно почувствовать по запаху, по срабатыванию защиты и т.д. Если огнетушитель использовался в поездке, то машинист при сдаче локомотива обязательно делал об этом запись в журнале технического состояния локомотива, формы ТУ152, ну и отработанный огнетушитель бригада относила на зарядку сама. Иногда на электровозах эти ОУ нас выручали, бывали случаи потери воздуха, а «малыш», вспомогательный компрессор для поднятия токоприемника, слабо качал и никак не мог накачать заветные 4,5 атмосферы для поднятия ТП, то в этом случае мы иногда использовали углекислотные огнетушители, помогало. У меня таких случаев было несколько. Хотя конечно, правилами это запрещено, но куда деваться – надо выезжать!
Блок управления системой пожаротушения
Я коснулся недавнего времени, и локомотивов постарше современных, но которые активно работают и в наши дни, а с современными локомотивами другое дело. Когда к нам стали поступать электровозы ЭП1 и ЭП1М, 2 и 3ЭС5К «Ермак», то на них уже стояло самое современное противопожарное оборудование – автоматическая пожарная сигнализация, аэрозольные средства пожаротушения (МАГ), которые находятся в проходе машинного отделения и в БСА1 и БСА2 (блоки силовых аппаратов), пульты сигнализации выведены в кабины и в случае возникновения пожара система сама автоматически придет в действие и подаст звуковой сигнал локомотивной бригаде. Загорится в кабине табло – «Не входить – газ» и локомотивной бригаде остается находиться в кабине в ожидании ликвидации возгорания, а если возникнет необходимость покидания локомотива — сбоку у кресла машиниста и помощника есть веревки спасения, по которым можно спуститься с локомотива через боковое окно, надо только открыть крышки (электровоз ЭП1М, например).
Но углекислотные огнетушители и ящички с песком никто не отменял, ведь возгорания могут быть локальными, небольшими, например, в кабине, и работа всей системы не потребуется. Похожие системы устанавливаются и на современных тепловозах, но огнетушители также остаются на своих местах.
Все локомотивные бригады в обязательном порядке периодически проходят обучение по пожарной безопасности, инструктажи, сдают зачеты, без этого на локомотив никто не поднимется! И конечно на все случаи разработаны соответсвующие инструкции, как центральные, так и местные, которые подлежат неукоснительному выполнению! Ну и естественно, все системы пожаротушения тщательно контролируются ремонтным персоналом, ведь с неисправными средствами пожаротушения локомотив на линию не выйдет!
- какие узлы компрессора смазываются принудительно
- какие узлы могут быть использованы в аварийной ситуации для эвакуации с рабочего места