лучшие экранизации братьев вайнеров
Лучшие экранизации братьев вайнеров
ЭКРАНИЗАЦИИ ПРОИЗВЕДЕНИЙ БРАТЬЕВ ВАЙНЕРОВ
«Место встречи изменить нельзя», режиссёр Станислав Говорухин, 1979 год.
Этот минисериал, пожалуй, самая легендарная экранизация книги Аркадия и Георгия Вайнеров. Оригинальный роман называется «Эра милосердия». Кстати, исполнитель главной роли в фильме Владимир Высоцкий прочитал произведение во время сьёмок. По воспоминаниям Говорухина, он очень талантливо убедил писателей, что знаком с их работой, ещё до старта производственного процесса.
«Свидетельство о бедности», режиссёр Самвел Гаспаров, 1978 год.
«Часы для Мистера Келли» — именно так называется произведение братьев Вайнеров, по которому был снят этот фильм. В центре сюжета противостояние молодого следователя и матёрого бандита, возглавляющего шайку похитителей деталей отечественных часов, содержащих драгоценные металлы.
«Гонки по вертикали», режиссёр Александр Муратов, 1982 год.
Роль бандита по кличке Батон в этом трёхсерийном фильме блистательно исполнил Валентин Гафт, хотя изначально ее предлагали Владимиру Высоцкому. Артист отказался, мотивируя своё решение тем, что буквально три года назад сыграл Жеглова в «Месте встречи». Сюжет фильма строится вокруг охоты следователя на опасного вора-рецидивиста.
«Потерпевшие претензий не имеют», режиссёр Болат Шманов, 1986 год.
Фильм снят по повести Вайнеров «Объезжайте на дорогах сбитых кошек и собак». Следователь, главный герой картины, начинает повторное разбирательство в деле гибели человека в драке, хотя виновные, вроде как, во всём сознались…
«Визит к минотавру», режиссёр Эльдор Уразбаев, 1987 год. Ещё один культовый многосерийный фильм по произведению знаменитых писателей. Кстати в основу книги легла реальная история: в 1968 году воры проникли в квартиру знаменитого скрипача Давида Ойстраха. Музыкант хранил у себя дома коллекцию уникальных старинных инструментов. Скрипки страдивари, впрочем, у него тогда ещё не было.
«Вход в лабиринт», режиссёр Валерий Кремнев, 1989 год. Расследование должностного нарушения участкового наводит главного героя картины, снятой по повести Вайнеров «Лекарство против страха», на след серьёзных преступников, которые орудуют в экономической сфере. В фильме две сюжетных линии — вторая посвящена истории алхимика, которая разворачивается в Средневековье.
«Кодекс молчания», режиссёр Зиновий Ройзман, 1989 год.
Действие картины происходит в Узбекистане: расследование убийства заместителя начальника уголовного розыска выводит на след местной наркомафии.
«Я, следователь…», режиссёр Георгий Калатозишвили, 1971 год.
Главную роль в этой картине о расследовании ограбления штурмана парохода, который приехал в Грузию в отпуск, исполнил Вахтанг Кикабидзе. Музыку к фильму написал знаменитый композитор Гия Канчелия.
Лучшие фильмы по детективным романам братьев Вайнеров.
Эти фильмы и романы братьев Вайнеров, по которым они были сняты, стали отечественной классикой. Мы любим читать книги и смотреть фильмы.
1. «Место встречи изменить нельзя» (Эра милосердия). 1979 год
Евгений Евстигнеев, Владимир Конкин и Андрей Градов режиссёр Станислав Говорухин
Закончилась война, и фронтовики возвращаются домой. Наконец-то мирная жизнь. Но нет покоя.
Владимир Высоцкий, Владимир Конкин и Станислав Садальский в фильме «Место встречи изменить нельзя»
В городе появилась жестокая банда «Чёрная кошка». Опытный капитан Глеб Жеглов и фронтовик Владимир Шарапов вступают в схватку с бандитами.
фильм «Место встречи изменить нельзя»
Фильм снял замечательный режиссёр Станислав Говорухин. Глеба Жеглова сыграл Владимир Высоцкий, а Владимира Шарапова-Владимир Конкин. И в фильме играет много талантливых актёров.
Владимир Конкин и Наталья Данилова в фильме «Место встречи изменить нельзя».
2. «Гонки по вертикали». 1987 год
Это роман о противостоянии двух умных людей, которые стоят по разные стороны баррикад. Происходят ряд загадочных преступлений, которые следователь Станислав Тихонов должен разгадать. Ему противостоит вор-рецидивист Алексей Дедушкин.
«Гонки по вертикали» — Валентин Гафт и Андрей Мягков по роману братьев Вайнеров.
Дуэль ума и интуиции, которая современна и интересна всегда. Роль следователя Тихонова прекрасно сыграл Андрей Мягков. А в роли вора замечательный актёр Валентин Гафт.
Валентин Гафт и Галина Польских в фильме «Гонки по вертикали»
3. «Визит к Минотавру».1982 год
Анна Каменкова и Сергей Шакуров. Режиссёр Эльдор Уразбаев
В основу романа положена реальная история. Эта история о следователе Станиславе Тихонове. Это одно из самых его известных дел. Ограблена квартира знаменитого музыканта.
Анна Каменкова и Сергей Шакуров в фильме «Визит к минотавру»
И самая дорогая вещь, которая была украдена из его квартиры-это скрипка Страдивари. Фильм ещё интересен тем, что в нём показан великий мастер, который создавал свои великие скрипки.
Ростислав Плятт в фильме «Визит к минотавру»
Братья Вайнеры: творчество, книги, лучшие произведения
Братья Вайнеры – соавторы произведений детективного жанра, а также сценариев к фильмам, большинство которых вошли в золотую коллекцию отечественного кино. Как складывался творческий путь писателей? Какие книги братьев Вайнеров были экранизированы?
Братья Вайнеры – это псевдоним авторов детективного жанра. Прежде чем перечислить произведения писателей, созданные ими совместно, следует рассказать о жизненном пути каждого из них.
Аркадий Вайнер
Старший из авторов, создававших прозу и киносценарии под знаменитым псевдонимом «братья Вайнеры», родился в 1931 году в Москве. В 1953-м окончил юридический факультет МГУ. Аркадий Вайнер был членом КПСС, входил в Союз писателей и Российскую академию кинематографических искусств. Также являлся кавалером Ордена Дружбы.
Георгий Вайнер
Младший брат писателя, биография которого вкратце изложена выше, появился на свет также в Москве. Год рождения Георгия Вайнера – 1938-й. Подобно старшему брату, окончил юридический факультет. Также был членом КПСС и других союзов, принадлежность к которым открывала возможности для творчества, самореализации и счастливой, безбедной жизни. Но, в отличие от Аркадия, Георгий в 1990 году эмигрировал. Последние годы прожил в США.
Произведения
Братьев Вайнеров всегда привлекал в литературе криминально-приключенческий жанр. Впрочем, присутствуют в их библиографии и книги, претендующие на интеллектуально-философскую прозу. Но и в них не обходится без преступления и логично следуемого за ним наказания.
Первой книгой, изданной совместно писателями под псевдонимом «братья Вайнеры», стал роман «Часы для мистера Келли». Затем в свет вышло произведение «Я, следователь…». Братья Вайнеры, книги которых издавались в Советском Союзе, вряд ли знали о том, что такое творческий кризис. Большая часть их сочинений была благополучно перенесена на экран.
Очень популярными и востребованными в кино сценаристами являлись братья Вайнеры. Книги же их в общей сложности достигли миллионного тиража. Прежде чем подробнее рассказать о самых знаменитых творениях, следует привести их список:
«Я, следователь…»
Это произведение написали в 1968 году братья Вайнеры. Фильмы, созданные по нему:
Премьера второй экранизации состоялась в апреле 2016 года. По книге братьев Вайнеров был снят сериал. Главную роль в нем исполнил Михаил Ефремов.
«Визит к Минотавру»
Этот роман – одно из самых известных их произведений. Написали его в 1971 году братья Вайнеры. Фильмы, которые были сняты по мотивам романа, – «Ночной визит» и «Визит к Минотавру».
В 1974 году на экраны вышел одноименный сериал по книге Аркадия и Георгия Вайнеров. Главным героем, как и в предыдущем произведении, является следователь Тихонов. В книге две сюжетные линии. В одной речь идет о событиях восемнадцатого столетия, о тех временах, когда жил гениальный скрипач Страдивари. В другой же местом действия служит СССР, изображены семидесятые годы: советский следователь пытается найти похитителя антикварной скрипки.
Другие книги, в которых фигурирует опытный сотрудник МУРа, – «Гонки по вертикали», «Завещание Колумба», «Город принял!». Но какое произведение является самым известным и любимым читателями и зрителями из тех, которые написали братья Вайнеры? Фильмы по их книгам экранизированы были десятки раз. Но самой известной кинолентой, созданной по их сценарию, является «Место встречи изменить нельзя». Возможно, первоисточник уступает фильму-экранизации. Ведь именно телесериал о работе сотрудников МУРа в послевоенные годы вспоминается каждому российскому зрителю, когда он слышит литературный псевдоним «братья Вайнеры».
«Эра милосердия»
Именно так называется роман, по которому был снят знаменитый фильм о захвате банды «Черная кошка». Действие происходит в год окончания войны. Фронтовик Шарапов возвращается домой и приступает к службе в милиции. О том, что произошло дальше с героем романа Вайнеров, известно каждому, даже тому, кто не читал книгу. Сериал, снятый в 1980 году, произвел такой фурор, что, согласно милицейской статистике, в часы показа каждой серии количество совершенных преступлений сокращалось в несколько раз.
Романы братьев Вайнеров всегда пользовались у читателей популярностью. Но о книге «Эра милосердия» и о том, как впоследствии создавался фильм, рассказано так много, как ни об одном произведении писателей. Безусловно, популярность сериала «Место встречи изменить нельзя» объяснятся не столько сюжетом, сколько режиссурой и участием Владимира Высоцкого.
«Лекарство для Несмеяны»
По этой книге в 1989 году был создан фильм «Вход в лабиринт». События произведения происходят в восьмидесятые годы. Главный герой – следователь по фамилии Муромцев. Расследуя преступления, связанные с изобретением чудо-препарата, якобы избавляющего от чувства страха, он раскрывает дело о мошенниках, орудующих с помощью милицейского удостоверения. В этой книге, как и в «Визите к Минотавру», присутствует две сюжетных линии. Одна повествует о современных событиях. В другой речь идет о враче и философе Парацельсе.
«Завещание Колумба»
В этом произведении, изданном в 1988 году, опять же рассказывается о приключениях доблестного следователя Тихонова. Одна из частей сериала, премьера которого не так давно состоялась, снята по мотивам «Завещания Колумба».
«Двое среди людей»
В более поздних произведениях братьев Вайнеров присутствует психологичность. Авторы отдают предпочтение раскрытию внутреннего мира преступника. Главные герои романа «Двое среди людей» – подростки. В их воспитании была, видимо, совершена ошибка, и не одна. Повествование ведется от первого лица одного из юных преступников.
Герои книги совершают убийство не в состоянии аффекта, а потому, что им нужны деньги. Заработать их они не могут и не хотят. А потому отобрать их у другого человека кажется будущим уголовникам вполне естественным поступком. Подростки совершают убийство. Преступление быстро раскрывают. Казалось бы, в чем проблематика произведения? Преступники найдены и понесут наказание. Но быть может, виновны не только они, а еще и окружающее их с детства равнодушие?
«Петля и камень в зеленой траве»
Книга вышла в печать в 1991 году. Главный герой – русский писатель, склонный, как и полагается людям творческим, к самокопанию и хандре. Однажды он знакомится с интеллигентной женщиной, влюбляется в нее, а затем узнает страшную тайну о причине смерти ее отца. В сюжете играет немаловажную роль история загадочной гибели Соломона Михоэлса. Отец Суламифь – возлюбленной главного героя – умер при невыясненных обстоятельствах вместе со знаменитым актером и общественным деятелем в 1948 году.
Но быть вместе дочери погибшего еврея и русскому писателю не суждено. Ее отправляют за границу. Он постепенно спивается, наблюдая гнетущую картину советской действительности.
Эта книга братьев Вайнеров существенно отличается от предыдущих. В ней не много криминала, но широко раскрыта социально-политическая тема.
«Евангелие от палача»
Роман является продолжением книги «Петля и камень на зеленой траве». В нем не встречаются герои предыдущего произведения. Однако основной сюжетной линией являются также исторические события конца сороковых и начала пятидесятых годов. Согласно мнению читателей, в этой книге, как и в предыдущей, чересчур сгущены краски в обсуждении национального еврейского вопроса. А также преувеличены масштабы сталинских репрессий.
В статье рассмотрены почти все книги, которые написали братья Вайнеры. Собрание сочинений этих авторов было издано впервые еще в советские времена. Пожалуй, не было в те годы писателя со столь счастливой творческой судьбой. А потому удивительно, сколь мрачно они изображают в своих произведениях советскую действительность.
Братья Вайнеры. Конец знаменитого тандема? Литер р
«Литературная Россия» 10.06.2011 «Конец знаменитого тандема?»
» УГОЛОВНЫЙ РОЗЫСК ВОЗРАЖАЕТ
«Документальный кинофильм «И не было лучше брата…», посвящённый творчеству братьев Вайнеров, я скачал в Интернете. Посмотреть его во время премьеры на Первом канале Общественного российского телевидения мне не удалось. Смотрел с большим вниманием. Как и многие сотрудники МУРа, я всегда внимательно следил за детективной литературой и её авторами, особенно бывшими работниками милиции, как Арк. Вайнер, Николай Леонов, Леонид Словин и др. и с нетерпением ждал их новых произведений. Замечательные романы братьев Вайнеров сделали их лидерами жанра. Особо следует отметить «Эру милосердия», по которой был снят фильм «Место встречи изменить нельзя» с Владимиром Высоцким в главной роли, привлёкший к ним миллионы поклонников…
Фильм «И не было лучше брата…» был весьма интересный, однако удивил меня очевидными неточностями и явной заданностью. Из этого фильма, например, я узнал, что сценарии к фильмам «По следу чёрной рыбы» и «На тёмной стороне Луны» Георгий Вайнер будто бы писал в Нью-Йорке»!
Биографии братьев Вайнеров всем известны. Георгий уехал в США в 1990 году. С чего бы вдруг Георгий работал в Америке над киносценарием «На тёмной стороне Луны», если этот телефильм и его двухсерийная киноверсия «Кодекс молчания» были уже сняты и показаны на центральном телевидении в 1989 году?!
Или, например, почему в фильме не упомянут сам роман «На тёмной стороне Луны», по которому снят сериал?! Он вышел в свет ещё раньше.
Неужели создатели киноленты – автор сценария Марина Петухова, режиссёр Ирина Смирнова, продюсер Галина Григорьева – попросту поленились заглянуть в титры указанных телесериалов и кинофильмов?!
Вряд ли. Тогда почему же?!
Но вначале об упомянутом в фильме киносценарии «По следу чёрной рыбы…»
У него своя история.
Это, по сути, экранизация романа Леонида Словина «Зелёное море, красная рыба, чёрная икра», который, кстати, в фильме «И не было лучше брата…» даже не упомянут.
Просто изменены фамилии главных персонажей. Место следователя прокуратуры занял главный герой романа «На тёмной стороне Луны» Тура Халматов – узбекский комиссар Каттани, борец с мафией, – выпущенный из тюрьмы и полностью реабилитированный, переведён в водную милицию и продолжает борьбу с коррупцией на Каспии… В титрах киносценария, кроме Георгия Вайнера тот же Леонид Словин и режиссёр Зиновий Ройзман.
Тем не менее в фильме « И не было лучше брата…» ведущий сообщает об этом так – «. в Нью-Йорке Георгий продолжил писать сценарии к фильмам…»
Но дописал ли? Об этом и о том, что телесериалы и кинофильмы по этим сценариям были в конце концов благополучно сняты ещё почти двадцать лет назад, создатели «документальной» киноленты» по какой-то причине предпочли зрителю не сообщать.
Может они и сейчас этого не знают?!
Безусловно, знают. Тут другое.
Существует нечто, что создатели фильма «И не было лучше брата…», как кажется, дали себе слово скрыть от зрителя.
Дело в том, что, вопреки общему мнению, Аркадий и Георгий, начиная с 1988 года, до смерти Аркадия в 2005 году – почти семнадцать лет (!), – совместно ничего больше не создали. Причина этого не только в том, что с 1990 года Георгий жил в США. Как известно, за это время Вайнер-младший не раз приезжал в Россию, жил в Москве. В конце концов, для общей работы существует Интернет, электронная почта…
Причина в чём-то другом. В своих интервью братья ни разу не коснулись этой щепетильной темы и, напротив, упоминали о совместных планах, создавая иллюзию существования их творческого союза.
На этот счёт у них наверняка были свои соображения.
Но фильм, претендующий на то, чтобы считаться документальным?!
Но читатели, жаждущие больше узнать о любимых авторах?!
Перестав сотрудничать с братом, Аркадий почти ничего не писал, а созданный им самостоятельно киносценарий «Нелюдь», опубликованный в ведомственном журнале «Советская милиция», ничем не напоминает блестящие произведения, подписанные «Братьями Вайнерами».
Георгий, напротив, все последующие годы продолжал работать.
В фильме об этом вскользь. Одной строкой. А всё больше о прошлом, прожитом.
«Георгий и Аркадий Вайнеры прошли вместе через всю жизнь… Стали друзьями соавторами, единым целым и вошли в историю как один писатель по имени «Братья Вайнеры» – читаем мы в аннотации к «И не было лучше брата».
В этом концепция фильма.
Искусственно втиснуть в прокрустово ложе заданной схемы биографии обоих братьев – людей разного возраста (Георгий был моложе брата на семь лет!), мироощущения – такова задача, которую по соображениям отнюдь не творческим поставили перед собой создатели фильма.
И, надо отметить, они с ней успешно справились. К сожалению.
Потому-то в фильме не нашлось места ни для опубликованного Георгием в издательстве «Интербук» в Москве романа «Бес в ребро» (1989), ни для того же «На тёмной стороне Луны» ( Георгий Вайнер и Леонид Словин, 1988), изданного полуторамиллионным тиражом и включённого в престижную «Чёрную серию» («Serie noire») – знаменитую коллекцию крупнейшего во Франции независимого издательского дома «Галлимар» (1995).
Что касается созданных Георгием так же самостоятельно без брата в США двух замечательных романов, то о них упомянуто вскользь, через запятую, всё в той же злополучной строчке «. в Нью-Йорке Георгий продолжил писать: сценарий к фильмам… и романы «Умножающий печаль» и «Райский сад дьявола». И ни слова об экранизации одного из них.
Ограниченное рамками сотрудничества с братом, творчество Георгия Вайнера оказалось в фильме явно обедненным, не соответствующим действительному масштабу его личности. Насколько это порядочно со стороны создателей фильма, судить почитателям таланта писателя.
И всё из-за табу, наложенного кем-то из заинтересованных в этом мемуаристов на простой очевидный факт, которому было придано гипертрофированное, прямо-таки на уровне тектонических последствий, значение – признанию того, что творческий тандем братьев Вайнер, к которому за много лет читатели успели привыкнуть, прекратил своё существование отнюдь не по причине отъезда Георгия в Соединённые Штаты в 1990 году, а ранее.
И хотя, как кажется создателям фильма, «тайна сия велика есть», это вовсе не так.
Ещё в 1989-м году в популярном альманахе «Подвиг», № 3, приложении к журналу «Сельская молодёжь», в послесловии к роману «На тёмной стороне Луны» литературный критик Вс. Михайлов в рецензии под красноречивым названием «В лодке – новый экипаж» писал: «Есть необходимость развернуть эту спортивную аналогию. Представим невероятное: на дистанции находятся одновременно суда различных классов – двойка и одиночка. Пройдена уже значительная часть пути, у каждой из лодок хороший ход, зрители на трибунах с одобрением смотрят на их движение, привыкнув к тому, что в двойке сидят именно эти гребцы, а в одиночке именно этот; да к тому же и соревнования никакого между лодками нет – едут себе и едут… И вдруг происходит нечто такое, чего меньше всего ожидали зрители. То бишь читатели: Аркадий Вайнер покидает двойку, а Леонид Словин пересаживается из одиночки на его место, рядом с Георгием Вайнером. Вот и говори после этого, что коней на переправе не меняют…»
Творческие тандемы возникают и распадаются, и ничего особенного при этом не происходит. Братья Вайнеры завоевали любовь и признание миллионов читателей. Тут не прибавить, не убавить. Поэтому вряд ли стоило перекраивать биографию Георгия только для того, чтобы не разрушить привычную иллюзию «единого целого»?! Выскажу крамольную мысль: оба замечательных писателя, никогда не замеченные ни во лжи, ни в желании присвоить себе хотя бы частицу чужого труда, вряд ли бы поблагодарили создателей «документального» фильма о себе за их хитрости и увёртки. Но фильм снят и уже появился в Интернете. Жаловаться на авторов концепции «одного писателя» бесполезно. Как вспоминали в интервью коллеги писателя, Георгий замечал по подобным поводам: «пожалеть – не пожалеют, а уважать перестанут!»
Остаётся надеяться, что это не последний фильм о творчестве замечательных писателей – Аркадия и Георгия Вайнеров.
Андрей СПИРИДОНОВ,
бывший сотрудник Управления Московского Уголовного Розыска»
В свое время я опубликовал на прозе.ру письмо главе Первого канала ОРТ г-ну К.Эрнсту по поводу фильма » И не было лучше брата». но ответа так и не получил, и мое намерение опубликовать повесть в эпистолярном жанре на эту тему улетучилось. Выкладывая сегодня появившееся в газете «Литературная Россия» от 10 июня 2011 года письмо г-на Андрея Спиридонова, думаю, что оно явится хорошим дополнением к миниатюре «ГЕОРГИЙ ВАЙНЕР. ПОСЛЕДНИЙ БРАТ.
Спасибо.