лучшие фрагменты фильма собачье сердце
Лучшие фрагменты фильма собачье сердце
Чтобы найти исполнителя роли пса съёмочная бригада узнала координаты хозяев потенциальных Шариков в клубе служебного собаководства. Среди них была хозяйка Карая Елена Никифорова – ей позвонили и предложили придти на кастинг. Карая выбрали из более чем 20 претендентов, и решающим аргументом стала его внешность: одно ухо у пса стояло, а другое – висело. На съемках часто делали дубли из-за игры актеров, но пес не входил в их число – все команды он выполнял с первого раза.
На съемочной площадке Карай сразу стал всеобщим любимцем. Он всегда «здоровался» с Евстигнеевым, а тот в ответ приветливо трепал его. Толоконников, съемки которого не совпадали со съемками пса, один раз специально приходил на площадку, чтобы познакомиться со своим «предшественником», как он его называл. Только Бортко опасался Карай на съемочной площадке – наверное, понимал, что он тут главный.
Служивший в милиции пес почти ничего не боялся во время съемок – ни грима, ни бинтов, ни софитов, ни даже страшной гудящей машины – ветродуя, которым нагоняли метель, потому что зима в год съёмок выдалась малоснежная. Единственное, чего он боялся – это уколов: он на самом деле вырывался, когда ему вводили снотворное, но в результате это сделало натуральнее его и так идеальную актерскую игру.
С помощью Елены специально для фильма Карай научился новым для себя вещам: сидеть «зайчиком», ходить на задних лапах, огрызаться на кошек (хотя в жизни Карай жил с кошкой в одной квартире и очень ее любил). И даже обидно, что эпизод с кошкой, над которым пришлось помучиться, так и не вошел в фильм.
Нелегко далась Караю и сцена с колбасой – колбаса была очень соленая, а за несколько дублей его просто закормили ею. Несмотря на это, пес каждый раз добросовестно ловил ее, а потом сплевывал и бежал к ведру с водой, чтобы запить.
Единственная серьезная проблема со съемками возникла у Карая в эпизоде, где он должен был укусить человека за ногу. Так как никто из актеров не хотел быть «укушенным”, сделали муляж, но умный пес сразу распознал подмену и долго отказывался ее кусать.
После дебюта в «Собачьем сердце» Карай снялся в короткометражке «Переэкзаменовка», в детской сказке Одесской киностудии «Рок-н-ролл для принцессы» и в эпизодических ролях в фильмах «Навеки 19-летний» и «Свадебный марш». В 1990 году пёс умер от отравления.
Роман Карцев сыграл председателя домкома так, что Швондер стал именем нарицательным и оказался лучшей ролью талантливого комика в кино.
Интересные подробности со съёмочной площадки.
— На съёмки в Ленинград Евстигнеев с Плотниковым ездили в «Красной стреле», и едва войдя в купе, народный артист СССР ставил на стол бутылку коньяка и заводил долгий разговор.
Актриса Малого драматического театра Санкт-Петербурга, исполнительница роли заведующей культотделом Вяземской Наталья Фоменко, одна из свидетельниц работы Евстигнеева на съёмках, вспоминала:
— Ни для кого не было секретом тяжелое душевное состояние Евстигнеева в то время. Иногда он брал свой дипломатик и удалялся в комнату, объявляя: «Пойду поучу текст!” А выходил оттуда уже навеселе. К концу дня реквизиторы этот дипломатик с коньячком уже припрятывали…
Из-за этого Бортко однажды поссорился с актером. Это был первый и последний их конфликт, и с тех пор на работе Евгений Александрович спиртного не употреблял.
— На съёмках Толоконников все время был недоволен своей игрой и постоянно просил переснять или переделать сцены, на что Бортко обычно отвечал: «А иди ты, всегда ты чем-то недоволен».
— Мы переснимали только один раз, —говорит актер. — Помните, эпизод с галстуком, когда я говорю: «Документ мне нужен, Филипп Филиппыч”. Первоначально эта сцена решалась, что я, вроде Сталина, должен был сидеть за столом. Но потом ее переделали. Тогда же коммунисты были еще сильны, шел переходный период. Или вот другая сцена, которой нет у Булгакова, — когда Шариков на трибуне выступает. Этот кадр хотели вырезать, но Бортко заявил: «Я, может быть, из-за этого кадра весь фильм делал». Я Шарикова обожаю! Это прекрасный человечек, испорченный Швондером и гипофизом Клима Чугункина, который ему вшили. Он же не виноват в этом. Если бы ему пересадили гипофиз Эйнштейна, он был бы Эйнштейном.
— В книге Булгакова Шариков не играл на балалайке и не пел частушек – в повести было просто написано «поют», но увидев однажды, как бойко Владимир Толоконников отплясывает в римской аудитории на репетиции, режиссер понял, что тут нужны частушки вроде тех, что были у Есенина: «Пароход плывет мимо пристани, будем рыбу мы кормить коммунистами!». Он позвонил своему знакомому барду Юлию Киму и сказал: нужны частушки, и уже через день он получил «Эх, яблочко, мое ты спелое».
— Во время съёмки сцены, где Шариков разбивает стёкла в буфете, пока его ловит Борменталь, Толоконников сильно порезал ногу на самом деле.
— Он пытается проникнуть в свою прошлую жизнь. Это был как бы оправдательный момент, и я старался сыграть эпизод так, чтобы Шарикова защитить. Я собак любил с детства, у меня всегда их было очень много. И видимо, это они мне дали отмашку — иди, мол, скажи за нас слово. Но это, конечно, шутка, – вспоминал позднее Толоконников.
— Хотя по сценарию действие фильма происходит в Москве, съёмки проходили в Ленинграде, и улицы Москвы «сыграли» питерские улицы:
Обухов переулок, где находится дом, в котором проживал Преображенский, снимали на Моховой,
Пречистенкой, где Шарик с профессором встретились, стала Боровая улица.
Также съемки проходили на улице Рылеева, на Преображенской площади, в Дегтярном переулке и в других местах северной столицы.
— Во время съёмок эпизода с устроенным Шариковым потопом Евстигнеева дубль за дублем носил на себе помощник режиссёра Юрий Вертлиб: никто не хотел, чтобы тот намочил ноги и заболел.
— Чтобы передать на экране колорит того времени и стилизовать фильм под кино 1930-х, Бортко применил в съемках фильма специальный фильтр – «сепию». Впоследствии режиссёр применял этот прием при съемках фильмов «Мастер и Маргарита» и «Идиот».
— Кадры в фильме с участием трамвая, на которых представлена якобы документальная хроника, были сняты специально для «Собачьего сердца».
— Второстепенный персонаж кухарки в доме профессора благодаря неоспоримому актерскому таланту Нины Руслановой стал фактически главным женским образом картины.
— «Филиппыч ну скажи ему» — был экспромт от Толоконникова. Смеялись всей площадкой:
Лучшие фрагменты фильма собачье сердце
Фото: пресс-служба «Ленфильма»
Фильм – экранизация одноименной повести Михаила Булгакова, действие которой разворачивается в России 1920-х годов во время разрухи. Профессор Преображенский делает уникальную операцию по пересадке гипофиза человека обыкновенной дворняжке… И совершается чудо – пес начинает обретать человеческий облик! Но постепенно становится ясно, что собаке лучше было бы оставаться собакой.
Фото: пресс-служба «Ленфильма»
Знаменитые актеры, режиссерский талант Владимира Бортко, высокий профессионализм оператора Юрия Шайгарданова, мастерство художника-постановщика Владимира Светозарова, костюмеров и гримеров, музыкальные номера, созданные композитором Владимиром Дашкевичем и поэтом Юлием Кимом, – все это позволило настолько ярко воплотить на экране образы персонажей повести, так проработать историю, что фильм до сих пор по праву считается одной из лучших экранизаций Булгакова.
«Напиши кто-нибудь из современных авторов как Достоевский, Булгаков, – Бортко непременно поставил бы эти произведения. Но современные авторы не дают такого вдохновения, не рождают желания их сценарии экранизировать. Нет достойного материала. А «Собачье сердце», надо отдать ему должное, – фильм, который видели все, и никто не сказал, что это «так себе кино», – говорил художник-постановщик фильма Владимир Светозаров.
Владимир Бортко считает, что к замыслу экранизации произведения его подтолкнул режиссер Сергей Микаэлян, возглавлявший тогда телевизионное отделение «Ленфильма». «Встретив меня в коридоре студии в тот раз, Микаэлян протянул журнал. Я пришел домой, начал читать, дошел до монолога профессора и понял, что буду снимать и даже знаю как. Это должно быть черно-белое кино…» – вспоминает Бортко.
Фото: пресс-служба «Ленфильма»
Актера на роль профессора Преображенского подбирали долго. Среди кандидатов были Леонид Броневой, Михаил Ульянов, Юрий Яковлев, Владислав Стржельчик. Но режиссер отдал предпочтение Евгению Евстигнееву. Эта роль стала одной из самых ярких работ народного артиста СССР. Из восьмерых кандидатов на роль Шарикова, среди которых был Николай Караченцов, Владимир Бортко остановил свой выбор на малоизвестном актере Алма-Атинского русского театра драмы Владимире Толоконникове.
На пробах Толоконников играл сцену за ужином, когда Шариков произносит свою ставшую впоследствии знаменитой фразу: «Желаю, чтобы все!» Артист произнес тост так ярко, что у режиссера исчезли всякие сомнения по поводу кандидатуры.
А вот пса, который сыграл Шарика, нашли через ленинградский Клуб служебного собаководства. «Из 20 претендентов его выбрали за то, что он выглядел как чистокровная дворняга. Звали его, если не изменяет память, Карай», – рассказал историк кино Александр Поздняков.
Фото: пресс-служба «Ленфильма»
НА УЛИЦАХ ЛЕНИНГРАДА
Съемки проходили в Ленинграде, и «роль» улиц Москвы, где разворачивается действие фильма, с успехом «сыграли» улицы Северной столицы. Пречистенкой, где произошла судьбоносная для Шарика встреча с профессором, стала Боровая ул. Обухов пер., где находится дом Преображенского, снимали на Моховой. Также съемки проходили на Преображенской пл., на ул. Рылеева, в Дегтярном пер. и в других местах города на Неве.
Как вспоминал художник-постановщик фильма Владимир Светозаров, дом профессора Преображенского выбрали по его рекомендации. Художник учился в Ленинградском институте театра, музыки и кинематографии, который располагался прямо напротив. И в парадных большого доходного дома на Моховой студенты после занятий часто устраивали дружеские посиделки. Поэтому он знал его как свои пять пальцев.
СПРАВКА:
Фильм «Собачье сердце» в 1989 г. получил приз «Золотой экран» на Международном кинофестивале в Варшаве и Гран-при на фестивалях телефильмов в Душанбе и Перудже.