лучшие французские кинорежиссеры 20 века

Главные фильмы французской «новой волны»

Танцующая камера, написанный на коленке сценарий, Бельмондо с синим лицом: как Годар, Трюффо и другие режиссеры экспериментировали с камерой, актерами и цветом

Кинематографом французской «новой волны» называют режиссеров, дебюти­ро­вав­ших во Франции в конце — начале годов. из них был кинокритиком из журнала Les Cahiers du cinéma, другие — документали­стами, третьи вообще никогда не занимались профессионально кино. Франсуа Трюф­фо позже писал, что считать «новую волну» вроде кружка или органи­за­ции неверно: «Это не движение, не школа, не группа, а всего лишь количе­ственная категория, изобретенная прессой для того, чтобы объединить 50 но­вых имен». Кинокритики, превратившиеся в режиссеров, решительно отверга­ли старое, классическое французское кино, считая, что погоня за кассо­востью, за помпезностью декораций и торжественностью сюжета не приносит ничего, кроме вреда. Новые режиссеры не призывали при этом сбросить своих предше­ственников с корабля современности: в первую очередь они были сине­фи­лами, и в их фильмах постоянно появляются цитаты то из Бергмана, то из Хич­кока, то из Абеля Ганса. Главным был метод: больше правды, больше документаль­ности, больше легкости. А это с равным успехом можно было применить и в триллере, и в документальной короткометражке, и в мюзикле. Режиссеры французской «новой волны» декларативно отказывались от жанрового кино, но при этом сами эксперимен­ти­ровали во всех возможных жанрах, смешивая их и отказываясь от устано­влен­ных правил: Arzamas выбрал фильмы, которые отражают это жанровое мно­гообразие.

Подробнее о направле­нии — в лек­ции киноведа Михаила Трофименкова «Француз­ская „новая волна“: революция в кино».

Источник

Лучшие французские режиссеры

Сейчас Голливуд давлеет над всем и вся, но кино-то начиналось во Франции. Именно там прошел первый киносеанс – его провели в подвале дома на бульваре Капуцинок французские режиссеры Люмьеры. Да, это было то самое «Прибытие поезда на вокзал Ла-Сьота», длившееся 48 секунд, и еще несколько жанровых мини-сценок. Немудрено, что лучшие французские режиссеры всегда были законодателями моды в этом виде искусства.

Самые лучшие французские режиссеры

Находчивые галлы

Начнем мы с очень знакомых имен – без этих людей само понятие «французская комедия» невозможно! Конечно, все мы смотрели феерическое приключение «Астерикс и Обеликс против Цезаря» (в образах этих легендарных героев предстают Жерар Депардье и великолепный Кристиан Клавье, а Фальбаллу играет фигуристая модель Летиция Каста). Так вот этот фильм снял замечательный французский режиссер Клод Зиди, за плечами которого культовые ленты: «Не упускай из виду» и «Он начинает сердиться» с Ришаром, «Крылышко или ножка» с де Фюнесом, «Чудовище» с Бельмондо и эксцентрические комедии с Колюшем («Банзай!» и «Инспектор-разиня»). Острая сатира на продажных полицейских принесла Зиди режиссерский «Сезар», кроме того эта картина («Откройте полиция») стала лучшим фильмом года во Франции.

лучшие французские кинорежиссеры 20 века. Смотреть фото лучшие французские кинорежиссеры 20 века. Смотреть картинку лучшие французские кинорежиссеры 20 века. Картинка про лучшие французские кинорежиссеры 20 века. Фото лучшие французские кинорежиссеры 20 века

Великолепный тандем

Немного раньше, чем Зиди, начал снимать свои уморительные комедии гениальный Жерар Ури. В список лучших французских режиссеров мы могли бы его занести только лишь за право насладиться дуэтом де Фюнес-Бурвиль («Разиня» и «Большая прогулка»). Этот искрометный тандем – «простоватый» Бурвиль и герой-ловкач Луи де Фюнеса – прекратил свое существование из-за внезапной кончины первого. Ури обладал потрясающим чувством юмора (кстати, ришаровский «Укол зонтиком» – тоже его фильм), видимо, оно и продлило ему жизнь – Жерар умер в 87 лет.

лучшие французские кинорежиссеры 20 века. Смотреть фото лучшие французские кинорежиссеры 20 века. Смотреть картинку лучшие французские кинорежиссеры 20 века. Картинка про лучшие французские кинорежиссеры 20 века. Фото лучшие французские кинорежиссеры 20 века

Легендарные Фантомас и жандарм

Зиди привлек к кинотворчеству комический квартет «Шарло», позже этих забавников пригласил в свой проект Андре Юнебель. Это была юмористическая версия «Трех мушкетеров», вылившаяся в два приключенческих фильма («Четыре мушкетера» и «Четверо против кардинала»). Но больше всего известны три его ленты с Жаном Маре и неподражаемым Луи де Фюнесом из серии «Фантомас». Это были коммерческие хиты середины 1960-х, позже ловкий преступник, прячущийся под страшной маской, добрался и до СССР, в нашей стране «сагу о Фантомасе» посмотрели более 45 млн. зрителей!

лучшие французские кинорежиссеры 20 века. Смотреть фото лучшие французские кинорежиссеры 20 века. Смотреть картинку лучшие французские кинорежиссеры 20 века. Картинка про лучшие французские кинорежиссеры 20 века. Фото лучшие французские кинорежиссеры 20 века

Но, наверное, больше всех из французских режиссеров снимал де Фюнеса Жан Жиро. Его франшиза о жандарме из Сен-Тропе (шесть фильмов) имела бешеный успех. Кто будет спорить, что это – образцы эксцентрической комедии, больше таких, увы, не ставят. Жиро даже умер на съемках своего любимого «Жандарма» (это была заключительная часть серии, «Жандарм и жандарметки») – постановщика доканал туберкулез. По странной иронии, именно эта лента стала «лебединой песней» и звезды проекта, Луи де Фюнеса – сердце отказало великому комику в 68 лет.

лучшие французские кинорежиссеры 20 века. Смотреть фото лучшие французские кинорежиссеры 20 века. Смотреть картинку лучшие французские кинорежиссеры 20 века. Картинка про лучшие французские кинорежиссеры 20 века. Фото лучшие французские кинорежиссеры 20 века

Лирик Лелуш

Если вы не смотрели пронзительную мелодраму «Мужчина и женщина», то музыку из нее точно знаете – она на слуху и часто используется. Этот фильм принес Клоду Лелушу целую россыпь призов – два «Оскара» и главную награду Канн. Кстати, на заре карьеры постановщик побывал в Москве и случайно попал на съемки к Михаилу Калатозову (тот ставил «Летят журавли»), француз был впечатлен и даже поработал несколько дней ассистентом оператора. Название ленты («Мужчина и женщина») несколько символично – сам Лелуш был большим любителем прекрасного пола (он сменил четырех жен, а отпрысков у режиссера шестеро). Успешным был его фильм «Баловень судьбы» с Бельмондо (два «Сезара»), а экранизация «Отверженных» завоевала «Золотой глобус».

лучшие французские кинорежиссеры 20 века. Смотреть фото лучшие французские кинорежиссеры 20 века. Смотреть картинку лучшие французские кинорежиссеры 20 века. Картинка про лучшие французские кинорежиссеры 20 века. Фото лучшие французские кинорежиссеры 20 века

«Препаратор» душ

Лелуш был лирик и романтик, а вот его тезка Клод Шаброль, напротив, обожал выворачивать человеческие души наизнанку и находить там самые темные стороны. Его можно было бы назвать «французским Хичкоком», только лентам Шаброля не хватало хичкоковской ироничности, это скорее беспристрастные зарисовки «с натуры». Вслушайтесь в эти названия: «Невинные с грязными руками», «Кровавое распутство», «Мясник», «Чудовищная декада», «Пусть зверь умрет», «Неверная жена». Для любителей пощекотать нервы творчество Шаброля – то, что надо. В конце жизни постановщика его музой стала Изабель Юппер, с ней он снял несколько лент, в их числе экранизация «Мадам Бовари».

лучшие французские кинорежиссеры 20 века. Смотреть фото лучшие французские кинорежиссеры 20 века. Смотреть картинку лучшие французские кинорежиссеры 20 века. Картинка про лучшие французские кинорежиссеры 20 века. Фото лучшие французские кинорежиссеры 20 века

«Левый» бунтарь

Жан-Люк Годар был бунтарем, он снимал пропагандистские картины и являлся лидером «нового левого» движения. Именно он считается родоначальником «новой волны» в кино – ее отсчет идет с фильма 1960-го года «На последнем дыхании». Он неутомимо исследовал социальные проблемы и «вскрывал» политические язвы. Его «Маленький солдат» поначалу был запрещен, а в «Алфавиле», знаменитой антиутопии, Годар клеймил тоталитарный режим.

лучшие французские кинорежиссеры 20 века. Смотреть фото лучшие французские кинорежиссеры 20 века. Смотреть картинку лучшие французские кинорежиссеры 20 века. Картинка про лучшие французские кинорежиссеры 20 века. Фото лучшие французские кинорежиссеры 20 века

Оскароносный Трюффо

Франсуа Трюффо умер рано – в 52 года, от рака мозга. Но он успел многое сказать своим зрителям. За свои «Четыреста ударов» мэтр получил Гран-при Канн, а спустя 14 лет ему дали «Оскар» за мелодраму с Жаклин Биссет «Американская ночь» (всего же Трюффо номинировался шесть раз). Одна из его любимых актрис, Клод Жад, чуть не стала женой режиссера, но до свадьбы так и не дошло. А вот мелодрама «Соседка» подарила ему роман с Фанни Ардан. Правда, жить им вместе пришлось недолго – через три года режиссера е стало. Зато от этого союза есть дочь.

лучшие французские кинорежиссеры 20 века. Смотреть фото лучшие французские кинорежиссеры 20 века. Смотреть картинку лучшие французские кинорежиссеры 20 века. Картинка про лучшие французские кинорежиссеры 20 века. Фото лучшие французские кинорежиссеры 20 века

Начал в эпоху немого кино

Рене Клер – один из самых уважаемых и лучших французских режиссеров – начал снимать кино задолго до появления в нем звука. К шедеврам той поры можно отнести «Соломенную шляпку» или «Призрака Мулен-Руж». Первым звуковым фильмом мастера стала музыкальная драма «Под крышами Парижа». Из-за гонений (Клер поставил антифашистскую ленту «Последний миллиардер») француз некоторое время работал в Голливуде (именно там родились «Призрак едет на Запад» и адаптация романа «Десять негритят» под названием «И не осталось никого»). Вернувшись на родину после войны, Клер снял самый легендарный из своих фильмов, «Большие манёвры».

лучшие французские кинорежиссеры 20 века. Смотреть фото лучшие французские кинорежиссеры 20 века. Смотреть картинку лучшие французские кинорежиссеры 20 века. Картинка про лучшие французские кинорежиссеры 20 века. Фото лучшие французские кинорежиссеры 20 века

Великолепные приключения

Конечно, нельзя упустить такую важную составляющую французского кино как костюмные ленты! Кристиан-Жак прославился своим «Фанфаном-тюльпаном» (еще бы – ведущие «партии» достались кумирам публики, Жерару Филипу и Джине Лоллобриджиде). За этот шедевр в Каннах-1952 мэтру вручили приз. Коммерческим хитом стала вольная адаптация книги Дюма «Черный тюльпан» (а как же, ведь в ней сразу в двух ролях блистал Ален Делон!). А вот после выхода ленты «Бабетта идет на войну» женщины желали прическу «а-ля Бардо» (она так и стала называться – «бабетта»), а мужчины поголовно влюблялись в сексапильную (но такую отважную!) блондинку. Знатоки кино обожают комедийный шедевр от Кристиана-Жака с участием замечательных комиков Тото и Фернанделя «Закон есть закон».

лучшие французские кинорежиссеры 20 века. Смотреть фото лучшие французские кинорежиссеры 20 века. Смотреть картинку лучшие французские кинорежиссеры 20 века. Картинка про лучшие французские кинорежиссеры 20 века. Фото лучшие французские кинорежиссеры 20 века

Певец «плаща и шпаги»

Еще один любитель жанра «плаща и шпаги» – Бернар Бордери. Вам все станет ясно, лишь только мы скажем одно слово: «Анжелика». Да, именно этот французский режиссер запустил франшизу об аристократке-авантюристке неземной красоты и был бессменным постановщиком всех пяти частей приключений «маркизы ангелов». Но еще раньше он стал известен как режиссер дилогии «Три мушкетера», вышедшей в 1961-м году. Прекрасная и очень изысканная экранизация любимого многими произведения Дюма-отца!

лучшие французские кинорежиссеры 20 века. Смотреть фото лучшие французские кинорежиссеры 20 века. Смотреть картинку лучшие французские кинорежиссеры 20 века. Картинка про лучшие французские кинорежиссеры 20 века. Фото лучшие французские кинорежиссеры 20 века

Гений-«перекати-поле»

Романа Полански, наверное, не стоит считать «чисто французским» режиссером, хотя родился он в Париже. В юности он жил в Кракове, фильмы свои снимал и в Великобритании, и в Голливуде (самый известный «американский» шедевр Полански – «Китайский квартал» с Николсоном), откуда бежал после обвинения в сексуальном насилии над девочкой-подростком. Так он снова оказался на исторической родине. Здесь были сняты «Девятые врата» с Деппом и принесший «Оскары» и Полански, и Броуди (а еще – «Золотую пальмовую ветвь») «Пианист», яркое и шокирующее обвинение холокоста.

лучшие французские кинорежиссеры 20 века. Смотреть фото лучшие французские кинорежиссеры 20 века. Смотреть картинку лучшие французские кинорежиссеры 20 века. Картинка про лучшие французские кинорежиссеры 20 века. Фото лучшие французские кинорежиссеры 20 века

На все руки!

Если бы Жан-Пьер Жёне снял в своей жизни одну только «Амели», его уже можно было отнести к лучшим французским режиссерам. Сами знаете, как прелестен этот фильм, дарующий надежду, утверждающий, что чудо можно творить своими руками. Но кроме этой романтической фантасмагории Жёне снял нуарный «Город потерянных детей», черную комедию «Деликатесы», сентиментальную «Долгую помолвку» – очень разносторонний постановщик! За «Амели» он был номинирован на два «Оскара», но не присудили ни одного – так жаль.

лучшие французские кинорежиссеры 20 века. Смотреть фото лучшие французские кинорежиссеры 20 века. Смотреть картинку лучшие французские кинорежиссеры 20 века. Картинка про лучшие французские кинорежиссеры 20 века. Фото лучшие французские кинорежиссеры 20 века

Дерзкий и ироничный

Крупная награда дважды уплывала и из рук Франсуа Озона (правда, это была «Золотая пальмовая ветвь»). Если вспомнить о «новой волне», то именно этот французский режиссер – самый молодой ее представитель. Постановщик гомосексуален, может, это помогает ему «рисовать» женские характеры без предвзятости и преклонения перед прекрасным полом. Как ловко он обличил пороки всех без исключения героинь «8 женщин»! Как расставил акценты в «Бассейне»! А «Молода и прекрасна» может показаться парафразом бунюэлевской «Дневной красавицы», здесь тоже скучающая девица (Марина Вакт) испытывает свои чары на озабоченных немолодых клиентах. Неприкрытая сексуальность работ Озона (обычно он сам пишет сценарии к своим лентам), ироничность и легкость, с которой все это снято, делает шедевры Озона очень запоминающимися.

лучшие французские кинорежиссеры 20 века. Смотреть фото лучшие французские кинорежиссеры 20 века. Смотреть картинку лучшие французские кинорежиссеры 20 века. Картинка про лучшие французские кинорежиссеры 20 века. Фото лучшие французские кинорежиссеры 20 века

«Глыба» современного французского кино

Ну, вот мы и подошли к самому известному современному зрителю имени – Люк Бессон. Это нечто большее, чем просто «французский режиссер», это глыба! Он не только снимает кино (назовем лишь самые-самые знаковые его вещи: романтичная «Голубая бездна», жесткая «Никита», пронзительный «Леон» и футуристическо-ироничный «Пятый элемент»). Он пишет замечательные сценарии (особенно удаются мэтру экшн-шедевры вроде «Перевозчика», «Такси» или «Заложницы») и успешно продюсирует. На сегодня во Франции нет более крупной кинематографической фигуры, чем мэтр Бессон.

Источник

От Ноэ до Оноре: 15 лучших французских режиcсеров Кого (и что) смотреть, кроме Франсуа Озона

В прокат выходит «Двуличный любовник» — романтический триллер Франсуа Озона об отношениях молодой девушки с болями в животе и ее бывшего психиатра. The Village составляет ультимативный гид по современным французским режиссерам, ныне живущим и продолжающим снимать, и их главным фильмам, которые задают тон в мировом кино. Из огромного разнообразия имен и течений мы выбрали 15 важных авторов и их обязательные к просмотру фильмы.

Гаспар Ноэ

Смотреть: «Любовь», «Вход в пустоту», «Необратимость», «Один против всех»

Смотреть также: фильмы Люсиль Хаджихалилович «Невинность» и «Эволюция»

Клер Дени

Смотреть: «Шоколад», «Не могу уснуть», «Хорошая работа», «Белый материал», «Что ни день, то неприятности», «35 стопок рома», «Славные ублюдки», «Впусти солнце»

Родившаяся в Западной Африке в семье французского солдата и путешествовавшая из страны в страну до 14-летия, Клер Дени наблюдала за жизнью развивающихся стран до и во время обретения ими независимости. Спустя много лет, в 42 года, она дебютировала с политически заряженным автобиографичным фильмом «Шоколад» — о молодой девушке, которая начинает дружить с камерунским сыном слуг своих родителей. К центральной в своей фильмографии африканской теме Дени возвращалась еще несколько раз — в первую очередь в триумфальных для исполнителей главных ролей Дени Лавана и Изабель Юппер «Хорошей работе» и «Белом материале»: обе драмы — портрет человеческого одиночества на чужой земле, где тают последние привязанности и разрушается прежний порядок. Но что совершенно потрясает, Дени так же интенсивно снимает жанровое кино — от триллера до вампирской саги и пронзительной семейной драмы. Последний ее фильм — экзистенциальная романтическая комедия «Впусти солнце» о женщине среднего возраста и ее ни к чему не обязывающих связях — остроумное, цепкое и очень атмосферное кино о вневозрастной потребности любви и невозможности сделать окончательный выбор.

Смотреть также: фильмы Катрин Брейя «Настоящая девчонка», «Романс X», «Моей сестре!», «Интимные сцены», «Злоупотребление слабостью»

Оливье Ассайас

Смотреть: «Холодная вода», «Ирма Веп», «Конец августа, начало сентября», «Очищение», «Летнее время», «Что-то в воздухе», «Зильс-Мария», «Персональный покупатель»

Ассайас вырос на Ги Деборе и, по собственному признанию, сформировался как личность на последствиях майского восстания 1968 года — именно к этому он вернется в драме «Что-то в воздухе» о студенческом сообществе летом после парижских протестов. Как и многие режиссеры старшего поколения французов новой волны, он начинал карьеру с кинокритики в каноническом издании Cahiers du Cinéma. С начала 90-х и фильма «Холодная вода» его прежде скромная режиссерская карьера пошла в гору — вместе с актрисой-суперзвездой Мэгги Чун он снял «Ирму Веп» и «Очищение», главные европейские фильмы того десятилетия. Неуловимый подход Ассайаса чувствуется в том, как он легко берется за полярные темы: снимает ли он историю юной любви, хронику расходящейся семьи, ролевые игры или мистический триллер о дублере знаменитости. The Village писал подробный гид об Ассайасе и его почерке, но главное, что стоит знать о его позднем периоде, — огромное взаимное влияние его и его жены-режиссера (см. ниже) на фильмы друг друга.

Смотреть также: фильмы Миа Хансен-Лёве «Все прощено», «Отец моих детей», «Первая любовь» и «Будущее»

Жак Одиар

Смотреть: «Никому не известный герой», «Читай по губам», «Мое сердце биться перестало», «Пророк», «Ржавчина и кость», «Дипан»

Франсуа Озон

Смотреть: «Крысятник», «Под песком», «8 женщин», «Время прощания», «В доме», «Молода и прекрасна», «Новая подружка», «Франц»

Выпускник La Fémis, один из самых коммерчески успешных и плодовитых французских режиссеров берет зрителей самоиронией и умением работать с жанровым кино и сексуальностью так, что очевидные ходы растворяются в актерской игре и плавных диалогах, написанных как будто бы без усилий. Озон активно снимает последние 20 лет, часто приглашая одних и тех же актеров из фильма в фильм, выпуская по картине в год, что кажется фантастическими скоростями по сравнению со многими режиссерами в этом списке. Семейная динамика, принятие смерти, гендерная идентичность и природа желания — главные темы у Озона, а приемы заимствованы у десятка лучших жанровых режиссеров: от Альфреда Хичкока и Дугласа Сирка до Клода Шаброля и Эдриана Лайна. Результат — чувственное, остроумное кино с выдержанным саспенсом, которое притворяется мелодрамой, мюзиклом, литературным детективом или драмой о Первой мировой войне, но в первую очередь всегда остается озоновским фильмом с его фирменными поворотами, игрой со зрителями и стебом над всеми участниками происходящего, в том числе над собой.

Бертран Бонелло

Смотреть: «Порнограф», «Тирезия», «На войне», «Дом терпимости», «Сен-Лоран. Стиль — это я», «Ноктюрама»

Леос Каракс

Смотреть: «Парень встречает девушку», «Дурная кровь», «Любовники с Нового моста», «Пола X», «Корпорация „Святые моторы“»

Каракс снял всего пять полных метров за 30 лет, известен нелюбовью к тому, чтобы объяснять свои фильмы в интервью, и мучительным съемочным процессом. Его главное вдохновение и постоянный актер-хамелеон Дени Лаван встречается почти в каждом его фильме и подстраивается под нового Каракса с его свежими задачами. От минималистичной черно-белой разговорной любовной истории «Парень встречает девушку» к любовному детективу «Дурная кровь», во многом открывшему Жюльет Бинош. От маргинальной истории любви двоих бездомных в «Любовниках с Нового моста» к мистической «Поле X», окутанной реальными историями несчастий нескольких человек на съемочной площадке, — Каракс в конце концов пришел к своему главному фильму об абсурдности и мизерности человеческой судьбы. «Святые моторы» — девять упражнений Дени Лавана о тщете всего сущего и нашей потребности в признании, востребованности и любви в сюрреалистичной форме и безумной компании неожиданных звезд. К Кайли Миноуг и Еве Мендес зритель здесь готов не больше, чем к эпическому параду с аккордеонами. Ускользающие от линейного описания фильмы Лавана как раз и представляют собой все неуловимое, обаятельное, сделанное в точку и с огромным надрывом, за что любишь кино, которому удалось тебя изменить.

Арно Деплешен

Смотреть: «Как я обсуждал. (мою сексуальную жизнь)», «Короли и королева», «Рождественская сказка», «Три воспоминания моей юности», «Призраки Исмаэля»

Это уже общее место — утверждать, что режиссеры делятся на две категории: тех, кто всю карьеру снимает один и тот же фильм, и тех, кто старается пробовать разное. Деплешен, безусловно, в первой категории — с повторяющимся набором главных актеров (его любимая звезда — Матьё Амальрик) и мотивом творческого человека, который окончательно запутался между реальностью и вымыслом и проживает свою судьбу с фантазмами в той же степени, что и с настоящим окружением. Экзистенциальная тоска невротичного жителя большого города Поля Дедалю начинается с одного из лучших французских фильмов 90-х «Как я обсуждал… (мою сексуальную жизнь)» и будет отчасти объяснена в приквеле «Три воспоминания моей юности». Говорливого, растерянного и живущего между сном и явью, его главного героя мы встретим и в последнем фильме Деплешена «Призраки Исмаэля», только что прошедшем в прокате, — в нем писатель разменивает благополучие с реальной женщиной на отношения с появившейся после многолетнего исчезновения бывшей женой. Литературоцентричные, извилистые, суетливые и ироничные истории Деплешена выворачивают наизнанку и непритязательную мелодраму («Короли и королева»), и вечный сюжет о встрече враждующей семьи за праздничным столом («Рождественская история»): деконструкция банального именно в его исполнении выглядит невесомо и очень бодро.

Мишель Гондри

Смотреть: «Звериная натура», «Вечное сияние чистого разума», «Наука сна», «Перемотка», «Пена дней», «Микроб и Бензин»

Мишеля Гондри непривычно считать французом, учитывая его международную карьеру клипмейкера и несколько прославивших его фильмов, написанных на английском, а не на французском языке. Однако и долгожданная экранизация Виана «Пена дней», и история детской дружбы «Микроб и Бензин» существуют уже в европейском, а не американском контексте. Гондри, снявший до дебютного фильма десятки клипов, реклам и коротких метров, всегда был тактильным режиссером — способным сделать чудо из листка бумаги, а не CGI. Его олдскульный метод и драйв экспериментаторства обнажаются в «Перемотке» — в какой-то мере саморазоблачающей истории о режиссуре как дуракавалянии, обаятельном воровстве и выдумках на коленке. Облака из ваты, гигантские поролоновые руки, картонные машины потом оживут в одном из лучших интерактивных выставочных проектов — «Кинофабрике Мишеля Гондри», где самые обычные люди, объединившись в группы, могли снять и смонтировать фильм за пару часов в игрушечных декорациях. Новая искренность Гондри укоренена в традициях французской литературы сюрреализма и DIY-культуре, где уметь делать быстро и самому куда важнее умения делегировать. В сухом остатке: никто выразительнее Гондри не смог визуализировать встречу зонтика с пишущей машинкой на операционном столе.

Лоран Канте

Смотреть: «Человеческие ресурсы», «Тайм-аут», «На юг», «Класс», «Фоксфайр», «Возвращение в Итаку», «Мастерская»

По-настоящему мир открыл Лорана Канте после завоевания им главного приза в Каннах за фильм «Класс» — разговорную драму об учениках и учителе одной французской непривилегированной школы. Весь фильм построен как урок одного взрослого и двух десятков подростков, которые не готовы больше принимать власть преподавателя как данность и каждую секунду требуют подтверждения его статуса и компетенций. Ученики задают неудобные вопросы, подвергают сомнению каждое слово, объединяются в клики и оппонируют власти — школы и всех взрослых. В «Классе» быстро считывается метафора современной демократии и отношений человека и власти на любом уровне. Это идеальная точка входа в фильмографию Канте, где рассуждения о справедливости устроенного порядка сопровождаются жесткой социальной критикой: трудовых процессов, вознаграждения, иерархии и современных механизмов самореализации. «Человеческие ресурсы» и «Тайм-аут» главным образом об этом. «На юг» — драма, рифмующаяся с известным документальным фильмом Ульриха Зайдля «Рай: Любовь», — рассказывает о сексуальном туризме пожилых белых женщин в южные страны за ни к чему не обязывающими приключениями в отпуске. Неторопливое кино Канте совсем не работает для сильных эмоций, зато аккуратно окаймляет любое социологическое или антропологическое исследование о состоянии ума современного белого европейца.

Смотреть также: фильмографию братьев Дарденн, даром что они бельгийцы-франкофоны

Филипп Гранрийе

Смотреть: «Угрюмый», «Озеро», «Новая жизнь», «Убийца», «Несмотря на ночь»

Нечеткость, тусклость, невыразительность, неустойчивость — главные слова, которыми стоит описывать подход Гранрийе, в котором нет ни выпуклых главных героев, ни детально прописанных диалогов. Гранрийе показательно не работает с массовым зрителем, и это, пожалуй, то, что может в нем легко раздражать. Как и то, что это режиссер совсем не для поверхностного просмотра: учитывая то, как он работает с пленкой, звуком, светом и низкой контрастностью, главный способ впитать его фильмы — все же посмотреть их на большом экране, хотя бы на домашнем проекторе. Гранрийе работает с темами насилия и смертности с первого своего фильма и методично выбирает эксперимент вместо готовых решений нарративного кино — посмотрите, как решена криминальная линия в «Угрюмом» или романтическая в «Несмотря на ночь». Работая мимо языка, напрямую с возможностями звука и изображения, Гранрийе сейчас, пожалуй, самый известный из экспериментальных режиссеров и самый экспериментальный в первых рядах французской школы.

Абделатиф Кешиш

Смотреть: «Увертка», «Кускус и барабулька», «Черная Венера», «Жизнь Адель»

Сын североафриканских иммигрантов, Абделатиф Кешиш прославился подростковой мелодрамой «Увертка» о жителях спальных районов Парижа, которые ставят в школе пьесу Мариво, а параллельно выясняют свои нехитрые отношения. Но настоящим прорывом для Кешиша стала сага «Кускус и барабулька» о семье тунисских эмигрантов в портовом городе на юге Франции. Главный герой, уволенный по возрасту отец огромного семейства с тунисскими корнями, пытается найти новый способ дохода и открыть дело, объединяющее всех любимых им людей, что стоит ему жизни. После триумфа «Кускуса и барабульки» Кешиш снял трагичную историю африканской женщины, которую использовали как цирковой аттракцион («Черная Венера»), и экранизацию культового графического романа «Синий — самый теплый цвет», принесший ему золото в Каннах и очень много жалоб от коллег в харассменте и нарушении трудовых договоренностей. Если вынести эти факты за скобки, Кешиш — один из немногих авторов, в чьем исполнении три часа экранного времени смотрятся на одном дыхании, в том числе благодаря тому, как он работает в кадре с болезненным опытом и непроговариваемыми чувствами.

Брюно Дюмон

Смотреть: «Жизнь Иисуса», «Человечность», «29 пальм», «Фландрия», «Хадевейх», «Вне Сатаны», «Камилла Клодель, 1915», «Малыш Кенкен», «В тихом омуте», «Жаннетт: Детство Жанны д’Арк»

Перелом, случившийся несколько лет назад с Брюно Дюмоном, действительно разделяет его фильмографию на две неравных части. Первая — изматывающие, эмоциональные и совершенно неоднозначные трагедии о насилии, войне, отношениях с Богом и преодолении невыносимых препятствий. Вторая — черные комедии с бунюэлевским чувством юмора об идиотах, неизбежной смерти, вырождении и времени приключений. Если когда-то Дюмон снимал байопик Камиллы Клодель как античную трагедию, разыгрывающуюся у нас перед глазами, то только что он выпустил совсем несерьезный фильм о маленькой Жанне д’Арк почти в стилистике мюзикла «Красная Шапочка». Не все в восторге от перемен Дюмона, начавшихся с саркастичного сериала о серийных убийствах в провинции «Малыш Кенкен», но факт остается фактом: последние несколько лет надрыва и ужаса из «29 пальм» или «Вне Сатаны» в его фильмах не отыскать. Что, правда, не отменяет возможности возвращения Дюмона с еще одним беспощадным фильмом после трех комедий кряду. Сам режиссер говорит, что в его фильмах не изменились ни сюжеты, ни философия, ни главные герои, а только интонация — божественное, перверсивное и агрессивное интересует его, как и прежде, только пока в их комедийной крайности.

Ален Гироди

Смотреть: «Рассвет для мерзавцев», «Нет покоя для храбреца», «Время пришло», «Король побега», «Незнакомец у озера», «Стоять ровно»

По большому счету мало кто, кроме киноманов и франкофилов, знал об Алене Гироде до его триумфального летнего детектива «Незнакомец у озера». Квир-саспенс о серийном убийце на пляже собрал рекордную сумму для фильма на ЛГБТ-тематику и вывел на первый план снимающего к тому моменту почти 20 лет Алена Гироди и его прошлые фильмы — замечательные, но прошедшие совсем мимо радаров большинства. Так Гироди получил карт-бланш на съемку своего последнего фильма «Стоять ровно», в котором, к счастью, не отклонился от привычной траектории — язвительного, живого и очень смешного кино, где улавливаются мотивы Пазолини и Рауля Руиса. Гироди — режиссер науки сна, в которой черт ногу сломит. Он автор абсурда, чьи герои бродят по сказочному сюжету в поисках идентичности, а находят только все больше подтверждений своей неоднозначной природе. Ничего в его сюжетах не данность, а особенно сексуальность и вопрос удовольствия — герои открывают свои эрогенные зоны и области тьмы на ощупь, двигаясь через вымышленную полосу препятствий, через персонажей Беккета и Кэрролла, которых до обидного мало существует в современном кино.

Кристоф Оноре

Смотреть: «Парижская история», «Все песни только о любви», «Прекрасный человек», «Моя девочка не хочет», «Возлюбленные», «Метаморфозы»

Всеядный и очень неровный, Кристоф Оноре пытается снимать кино абсолютно для всех, но с переменным успехом. После полного метра «Моя мать» об инцестуальной связи героев Изабель Юппер и Луи Гарреля он снял историю двоих неопределившихся братьев в одной квартире («Парижская история») и был с воодушевлением назван прямым наследником режиссеров новой волны. С тех пор с Оноре случилось много приключений: романтический мюзикл в осеннем Париже «Все песни только о любви» и следующий за ним тоже мюзикл «Возлюбленные» о главных романах в жизни матери и дочери. Школьная история любви «Прекрасный человек» прославила Леа Сейду, а Кьяра Мастроянни получила одну из лучших ролей женщины среднего возраста на перепутье в «Моя девочка не хочет». В конце концов Оноре попытался экранизировать «Метаморфозы» Овидия с обычными французскими подростками и оживающими мифическими героями на окраинах большого города и в непричесанных пейзажах нестоличной Франции. Спустя десять лет после прорыва Оноре можно смело утверждать, что от новой волны ему досталось на самом деле немного, но режиссерское умение вывести классную сцену посреди пресного и предсказуемого фильма точно достойно зрительского внимания.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *