лучшие художественные музеи россии
Лучшие Художественные Музеи России
Портал ТурСтат составил рейтинг лучших художественных музеев изобразительных искусств (ИЗО) в России для онлайн-туров, виртуальных экскурсий, выставок и просмотра трансляций музеев в социальных сетях и Youtube-каналах.
Самые Посещаемые Художественные Музеи России
Третьяковская галерея, Русский музей и Пушкинский музей — самые популярные художественные музеи России для посещения выставок и экспозиций изобразительных искусств.
Сколько Человек Посещают Третьяковскую Галерею
2,84 миллиона человек посетили Третьяковскую галерею в Москве в 2019 году.
Сколько Человек Посещают Русский Музей
2,39 миллиона человек посетили Русский музей в Санкт-Петербурге в 2019 году.
Сколько Человек Посещают Пушкинский Музей
1,48 миллиона человек посетили Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина в Москве в 2019 году.
Ниже представлены результаты рейтинга про лучшие художественные музеи регионов России.
10 Лучших Художественных Музеев России
Топ-10 художественных музеев регионов России составляют Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан в Казани, Екатеринбургский музей изобразительных искусств в Екатеринбурге, Нижегородский государственный художественный музей в Нижнем Новгороде, Башкирский государственный художественный музей имени М.В. Нестерова в Уфе, Приморская государственная картинная галерея во Владивостоке, Красноярский художественный музей имени В.И. Сурикова в Красноярске, Чувашский государственный художественный музей в Чебоксарах, Удмуртский республиканский музей изобразительных искусств в Ижевске, Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева в Саратове и Рязанский государственный областной художественный музей им. И.П. Пожалостина в Рязани.
Рейтинг представлен по результатам анализа популярности музеев и предложений виртуальных туров и экскурсий по экспозициям музеев.
Художественные музеи России: список, описание и интересные факты
Россия – страна огромная и многоликая. В культуре страны переплелись традиции, обряды и привычки многочисленных народов, проживающих на ее территории. Огромное влияние на развитие эстетических ценностей оказали предметы искусства и быта других государств. Сегодня эти исторически важные экспонаты являются частью коллекций многочисленных художественных музеев России.
Общая информация
Художественный музей – это одно из направлений искусствоведческой деятельности. Коллекции таких учреждений представляют, прежде всего, культурную ценность. Это предметы изобразительного и прикладного искусства. Художественный музей направлен на удовлетворение эстетической и познавательной потребности человека.
Интересной особенностью такого типа музея является то, что часто он создается для хранения и демонстрации предметов современного искусства, представляя только культурную ценность. Позже они начинают приобретать ценность историческую.
Художественные музеи могут быть разных форм и направлений. Они могут занимать небольшие площади или охватывать огромные территории, располагаться в зданиях или под открытым небом, хранить как подлинники, так и копии предметов искусства.
Формирование художественных музеев в России
Также в 17-м веке начинают формироваться самые известные художественные музеи России: Оружейная палата, Эрмитаж, Третьяковская галерея. Наибольший вклад в развитие музейного дела в России внес реформатор Петр Первый. Именно он повелел «явственно за стеклы» поместить регалии царской семьи. Долгое время художественные музеи России носили «дворцовый характер». Коллекции размещались в имениях знатных семей в качестве части дворцового интерьера. Для широкой публики эти собрания ценностей стали доступными во второй половине 19-го века. С этого времени список художественных музеев России стал расширяться. Кроме столичных музеев, стали открываться публичные собрания ценностей в провинциальных городах. Основную их часть составляют художественные музеи, организованные при учебных заведениях. Всего в начале 20-го века, на закате Российской империи, насчитывалось около 20 художественных коллекций, доступных к просмотру.
В эпоху Советского Союза развитию музейного дела уделялось достаточно много и времени, и сил. Причиной тому стала национализация частных собраний знатных родов. И уже к концу 20-го столетия в России насчитывалось более 350 художественных музеев.
Краткий список художественных музеев России
Россия – это огромная страна, богатая своей историей, культурой и ценностями. Естественно, ведущие художественные музеи России сосредоточены в Москве и Санкт-Петербурге. Однако не следует забывать и о других городах, в которых хранятся экспонаты, пользующиеся огромной популярностью у посетителей:
Это лишь малая толика художественных музеев России, которые играют важнейшую роль в сохранении и развитии культурного облика страны.
Эрмитаж
Государственный Эрмитаж в Санкт-Петербурге – один из старейших и известнейших художественных музеев в России и мире. Он обладает самой крупной коллекцией, сосредоточенной в одном здании. Это более 3 миллионов экземпляров. Чтобы пройти все залы Эрмитажа посетителю потребуется около 12 с половиной часов. Причем все это время следует идти, не делая остановок. А чтобы увидеть и изучить каждый экспонат, потребуется пройти 24 км. И займет такая «прогулка» 11 лет! Эрмитаж входит в тройку самых известных и ценных музеев мира.
Особый интерес представляют необычные сотрудники музея. Дело в том, что в Эрмитаже проживает около 70 котов. Впервые они были впущены во дворец по повелению императрицы Елизаветы с целью избавления от крыс, портящих стены здания.
Государственная Третьяковская галерея
В середине 19-го века посещение Эрмитажа вдохновило 20-летнего Павла Третьякова создать собственную коллекцию живописи. Так началась история Третьяковки. Коллекция, носившая первоначально частный характер, была подарена в конце 19-го столетия Москве и ее жителям.
Сегодня самая обширная картинная галерея России занимает 8 зданий, в коллекции ее более 100 тысяч полотен.
Среди экспонатов – две версии «Черного квадрата» Малевича, картина «Богатыри» Васнецова, которую автор рисовал целых 27 лет. Чтобы заполучить портрет А.П. Чехова, Третьяков направил художника Браза в Ниццу, где тогда находился писатель. Антону Павловичу этот портрет, кстати, не понравился. По его мнению, выражение лица у него на портрете «такое, точно я нанюхался хрену».
Государственный Русский музей
Идея создания музея русского национального искусства принадлежала Александру Третьему с целью поддержания в народе патриотических чувств. Музейный комплекс включает в себя 5 зданий на улицах Санкт-Петербурга. Каждое из них является памятником архитектуры.
Главное здание – Михайловский или Инженерный замок. На его месте когда-то располагался храм Михаила Архангела, замок принадлежал Павлу Первому, а в конце 19-го века там размещался корпус инженерного училища. Название замка уникально по многим причинам. Во-первых, в истории русской архитектуры редким случаем является то, что название светскому сооружению дано не по имени собственника и не по территориальной принадлежности, а в честь святого. Во-вторых, среди множества дворцов это сооружение было названо замком. Связано это с тем, что император Павел Первый принадлежал Мальтийскому ордену. На сегодняшний день в этом художественном музее России содержится более 411 тысяч экспонатов, посвященных русской культуре.
Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина
Первоначально этот музей создавался для студентов, интересующихся скульптурой. Особый интерес представляет стиль, в котором выполнено здание. Увидев античные колонны, можно предположить, что это классицизм. Однако это мнение меняется при входе в здание, в котором обнаруживается стеклянный потолок. Дело в том, что в музее не планировалось искусственное освещение, он должен был работать только в светлое время суток, так как экспозиции сначала составляли только скульптуры, которые лучше осматривались при дневном свете.
С 1949 года коллекция музея не демонстрировалась, так как под сводами здания размещалась выставка подарков И.В. Сталину от народов СССР и зарубежных государств. Эта экспозиция была закрыта только после смерти лидера.
Одним из самых ценных экспонатов музея считается клад Приама, найденный во время раскопок древней Трои. Этот клад долгое время считался утерянным. На самом деле во время Великой Отечественной войны он был вывезен в Советский Союз из Германии и до 1993 года хранился в запасниках пушкинского музея.
Оружейная палата
Бывшее казнохранилище сегодня является крупнейшей сокровищницей России. Большинство экспонатов – это творения кремлевских мастеров. Именно здесь хранятся знаменитая шапка Мономаха, трон Ивана Грозного и другие уникальные предметы, сыгравшие важную роль в истории государства. В 9 залах музея продемонстрированы серебряные и золотые изделия, государственные регалии, предметы вооружения, драгоценные ткани и светские костюмы разных эпох.
Художественные музеи России. 7 галерей, которые стоит посетить каждому
Если Вы любите живопись, то в музеи Вас наверняка тянет, как магнитом.
Причем Вас тянет не только в самые главные галереи страны, но и не в такие популярные, как Эрмитаж или Третьяковка.
А может, Вы даже готовы забежать в музей в провинциальном городе, где оказались по случаю командировки или посещения родственников.
У меня есть такой список любимых музеев России.
Среди них и те, которые must visit (англ. обязательны к посещению).
И те, которые успели о себе заявить, но уступают в популярности музеям-старожилам.
Есть в этом списке и музей «НЕ из двух столиц».
О каждом из них я написала отдельную статью общечеловеческим языком. Без сухих фактов. А чтобы ярко и сочно.
Выделила в каждом музее по 7 шедевров. Для одного посещения больше и не надо. Чтобы не до головной боли. Чтобы осталось приятное послевкусие от созерцания прекрасного.
Музеи Санкт-Петербурга
1. Эрмитаж
Эрмитаж входит каждый год в пятерку самых посещаемых музеев мира. Так что он однозначно из тех, что “must visit”.
Этот музей-гигант славится несколькими работами Леонардо да Винчи и Рафаэля. Изумительной коллекцией Рембрандта. А ещё в нем Вы найдете мировые шедевры Гогена и Матисса.
Как же такое не посмотреть хотя бы раз в жизни! Увидев Эрмитаж однажды, хочется посетить его еще и еще!
2. Русский музей
Если Вы поклонник Репина, Айвазовского и Брюллова, то Вам лучше мимо Русского музея не проходить.
Главные шедевры этих гениальных художников хранятся именно здесь.
Сколько можно довольствоваться репродукциями шедевров «Бурлаки на Волге», «Девятый вал» и «Последний день Помпеи»! Рано или поздно стоит преклониться перед оригиналами.
А чтобы преклонение произошло особенно вдохновенно, читайте статью «7 шедевров Русского музея, которые стоит увидеть».
Музеи Москвы
3. Третьяковская галерея
Третьяковку можно посещать многократно. Но не потому, что у неё гигантская коллекция, как у Эрмитажа.
Напротив, в ней не так много работ. Ещё в начале XX века ее директор Игорь Грабарь многие картины убрал в запасники. Чтобы было, чем дышать в галерее и свободно наслаждаться главными шедеврами.
Зато как первоклассный фокусник Третьяковка то и дело достаёт из рукава что-нибудь «вкусное» из этих самых запасников.
Я уже не говорю о многочисленных выставках-блокбастерах Третьяковки. Увы, попасть на них могут не все.
Только если Вы готовы приехать утром в будний день. Или у Вас есть силы простоять во внерабочее время несколько часов в очереди.
Долго уговаривать не буду: и без моих дифирамбов все стремятся в Третьяковку.
4. Пушкинский музей, Главный штаб
Рембрандт и Рубенс есть не только в Эрмитаже. Поэтому если Вы любите старых мастеров, а до Москвы Вам ближе, чем до Питера,— Вам сюда. В главное здание Пушкинского музея.
5. Галерея искусства Европы и Америки XIX—XX вв.
«Галерея искусства Европы и Америки» — это часть Пушкинского музея. Более того — находится в соседнем здании.
Но не поддавайтесь искушению посетить оба здания в один день. Иначе Вам гарантировано тяжелое духовное похмелье. После этого Вы и на пушечный выстрел к музею не подойдёте.
А ведь коллекция здесь хранится уникальная. Шедевры импрессионистов и постимпрессионистов. Эта коллекция может сравниться разве что с музеем Орсе в Париже.
Не буду скрывать — это моя любимая галерея. Так что у меня есть два путеводителя.
Один — для взрослых:
И путеводитель, адаптированный для детей (6+):
6. Музей русского импрессионизма
Русский импрессионизм — явление, о котором до сих пор спорят: а было ли оно вообще. Зачем Вам слушать эти споры? Приходите — и сами ответите на этот вопрос.
А вообще музей очень атмосферный. С оригинальными выставками.
Например, на выставке «Жены» (портреты супруг художников) у каждой картины стояли баночки. А в них —— запахи, которые дополняли сюжет. Если накрыт стол — запах травяного чая. Если полевые цветы — запах васильков.
7. Радищевский музей в г. Саратове
Рекомендую ещё один музей. В Саратове. Не только потому, что я сама родом из этого города. Этот музей по-своему уникальный.
Это один из первых открытых музеев в России. Он даже старше Третьяковки.
А ещё в нем хранятся работы выдающихся русских художников. Петрова-Водкина (родился и жил в Саратовской губернии), Борисова-Мусатова (он вырос в Саратове), Грабаря, Кустодиева…
А ещё работа Джорджо Вазари, современника Микеланджело и первого искусствоведа в истории. В России его работы Вы найдете разве что только в Эрмитаже.
В заключение
Иногда картины увозят на гастроли в другие города и страны. Например, в прошлом году я не обнаружила картины Анри Руссо «Нападение ягуара на лошадь» из моего путеводителя. Она уехала на выставку в Париж.
Так что не расстраивайтесь, если не обнаружите какого-то шедевра.
Поверьте, увидеть 6 картин из 7 — более чем достаточно.
Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.
Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.
Главная иллюстрация: Эрик Булатов. Картина и зрители. 2011-2013. Третьяковская галерея, Москва.
Похожее
6 комментариев к “Художественные музеи России. 7 галерей, которые стоит посетить каждому”
Художники НИЧЕГО не знал о иудеях! Он ленился прочитать Библию, книги Иосифа Флавия( в СССР они были запрещены цензурой…книги Флавия). У иудеев мужчины даже в бане не снимали туники. Купались парились ТОЛЬКО в тунике, чтобы своим греховным телом не оскорблять лучи Бога. иудеи не выходили из дома без платков на голове. Женщины закрывали не только голову, но и руки. И никогда не находились рядом с мужчинами. На Христе что-то синее…Он без платка. Это ужасный ГРЕХ….Синее…это ТАЛЛИФ, который был похож на ПАНЧО….но с каждой стороны были по 12 кистей. Но беда в том, что автор поленился узнать нравы иудеев
Живопись — это же не историческая сводка с места событий. Может он все это и знал. Но понимал, что Христос в платке — образ малознакомый и непонятный для европейца XIX века.
Виталий, я бы исходила из того, что подавляющее большинство художников — не документалисты. Очень часто они используют сюжет лишь как повод поэкспериментировать с цветом и формой. И именно через цвет и форму вызвать отклик у зрителя. А что касается Вас, как писателя, то глубоко сочувствую, что не удаётся заниматься полноценно делом своей жизни и получать за него достойно. Я всегда восхищалась историями писателей, которые выдерживали десятки отказов издательств (та же история Стивена Кинга). Поэтому желаю Вам найти выход из ситуации. Возможно, найти хотя бы компромисс: сайт по истории, например. И чтобы любители истории разделяли с Вами этот интерес. А имея свою аудиторию, я думаю, будет гораздо проще привлечь внимание издателей.
Искусство России: лучшие региональные музеи
12 июня, в День независимости России, журнал об искусстве Точка ART приглашает читателей в путешествие по музейным провинциям нашей необъятной родины. Музеи городов и сел российской глубинки хранят в своих стенах живописные коллекции, сопоставимые по значимости со столичными собраниями.
И пока границы остаются закрытыми, а ценители искусства задаются вопросом, куда поехать в России и какие музеи уже можно посетить, в независимом обзоре нашего журнала — 10 замечательных, но малоизвестных региональных музеев России.
Химкинская картинная галерея им. С.Н. Горшина
Основой галереи стало уникальное частное собрание живописи и графики XIX-XX веков, переданное в дар профессором Сергеем Николаевичем Горшиным, одним из крупнейших коллекционеров русской живописи, известным ученым в области защиты древесины и леса, доктором технических наук, заслуженным деятелем науки и техники.
Экспозиция Химкинской картинной галереи © inhimkicity.ru
Свою коллекцию Горшин собирал более пятидесяти лет. В 1982 году С.Н. Горшин подарил два портрета В.К. Бялыницкого (авторы Богданов-Бельский и Зайцев) родственникам художника, которые участвовали в создании музея им. В.К. Бялыницкого-Бируля в Могилеве. А они в свою очередь передали эти портреты в музей. В 1989 году в Третьяковской галерее состоялась выставка произведений живописи и графики художников второй половины XIX — первой половины XX веков из коллекции С.Н. Горшина. Более 280 картин и этюдов было представлено на выставке, 60 из них Горшин подарил Третьяковской галерее. В том же 89-м году Горшин заявил о намерении подарить часть своего собрания Химкам, а торжественное открытие состоялось в 1993 году: 203 картины 127 русских художников их коллекции Горшина и сегодня представлены сегодня в экспозиции городского музея.
Особую художественную и музейную ценность представляет коллекция произведений прославленных мастеров русской живописи ХIХ-ХХ вв: И.К. Айвазовского, Л.Ф. Лагорио, К.Е. Маковского, В.Д. Поленова, А.К. Саврасова, И.И. Шишкина, И.И. Левитана, И.С. Остроухова, К.А. Савицкого, С.В. Малютина, В.Н. Бакшеева, С.Ю. Жуковского, П.И. Петровичева, Л.В. Туржанского, А.С. Степанова, Н.П. Крымова, П.В. Кузнецова, М.С. Сарьяна, З.Е. Серебряковой, М.А. Волошина, Д.Д. Бурлюка, К.Ф. Юона, Р.Р. Фалька, С.А. Лучишкина, С.В. Герасимова и мн. других.
Также в экспозиции музея представлены приобретенные коллекционером в 40–80-е годы ХХ века работы малоизвестных и забытых в тот период художников, таких, как К.И. Горбатов, А.В. Исупов, И.А. Вельц, А.А. Маневич, К.А. Вещилов, Альб. Н. Бенуа, А.Е. Маковская. Среди поздних поступлений картины М.Ф. и М.М. Шемякиных, Г.С. Мызникова, В.И. и А.И. Бабиных и др.
Кроме того, собрание музея составляет богатая коллекция гуашей, акварелей, пастелей и рисунков А.Н. Бенуа, В.Д. Поленова, З.Е. Серебряковой; эстампов и книжной графики.
Адрес музея: Московская область, г. Химки, ул. Московская, д. 15, 3-й этаж.
Часы работы:
понедельник — среда с 11:00 до 18:00
четверг с 11:00 до 20:00
пятница с 11:00 до 17:00
Художественно-исторический музей им. А.В. Григорьева в Козьмодемьянске
Художественно-исторический музей им. А.В. Григорьева в Козьмодемьянске — одна из старейших картинных галерей на Волге, основанная в 1919 году, как её называют сами музейные работники — «Малая Третьяковка на Волге».
Интерьер художественно-исторического музея в Козмодемьянске © museum.ru
Таким образом получилось, что картины Волжско-Камской выставки остались в Козьмодемьянске и легли в основу музея, который стараниями Павла Григорьева был открыт 7 сентября 1919 года. В наши дни основу этого небольшого провинциального музея составляет коллекция работ известных русских художников второй половины XIX — начала XX века: И.К. Айвазовского, К.Е. Маковского, И.И. Творожникова, В.Д. Поленова, К.А. Коровина, А.С. Степанова, А.Е. Архипова, Ю.Ю. Клевера, П.П. Кончаловского, К.Ф. Юона. Особое место в коллекции занимают работы Н.И. Фешина. Дополняют художественное собрание музея скульптурные произведения на античные и библейские темы. Кроме замечательного собрания живописи, музей хранит коллекции европейского фарфора, китайской и японской керамики.
Особую ценность представляют хранящиеся в музее документы А.В. Григорьева, который мечтал видеть на своей родине «малую Третьяковку»: письма, автобиографии, поздравительные открытки и телеграммы, планы выставок, пригласительные билеты, отзывы о нем, фотографии художника. Кстати, документальные архивы музея необыкновенно интересны; они содержат карты и планы, как города Козьмодемьянска, так и всего Козьмодемьянского уезда Казанской губернии, чертежи на постройку каменных часовен и церквей в Козьмодемьянске и уезде, материалы по истории города, его улиц, собранные старейшим жителем В.П. Чурахиным, альбом лоцманских карт рек Суры, Ветлуги и Волги и многое другое.
Адрес музея: Марий Эл, г.Козьмодемьянск, ул.Лихачева, д. 10
Часы работы:
вторник — воскресенье с 8:30 до 17:00
понедельник — выходной день
Музей-дача П.П.Чистякова
Уникальный музей Павла Петровича Чистякова — художника-педагога, создателя собственной педагогической системы, учителя крупнейших мастеров изобразительного искусства конца XIX — начала ХХ вв., расположен в Царском Селе. Фридентальская колония — это адрес собственной дачи профессора Императорской Академии художеств Павла Петровича Чистякова. Построенная по проекту архитектора А. Х. Кольба в 1876-1877 годах, она является уникальным образцом деревянного зодчества, памятником дачной архитектуры последней трети XIX века.
Музей-дача П.П. Чистякова © Точка ART
Более 40 лет жизни и творчества Чистякова связано с домом. Собрание музея Павла Петровича Чистякова составили подлинные произведения живописи и графики, мемориальные и бытовые предметы, хранившиеся в семье внука Чистякова Я.В. Дурдина, в архиве и музее Академии художеств. Знакомство с музеем начинается в саду, затем в доме. На первом этаже дачи разместилась экспозиция, рассказывающая о строительстве дома; знакомство с историей жизни и быта дома Чистякова, и его обитателями. Второй этаж посвящен творчеству и педагогической деятельности художника. Старинный рояль и сегодня собирает любителей музыки на традиционные вечера, а также ежегодное празднование дня рождения великого учителя, первое воскресенье июля месяца. В угловой или малой гостиной регулярно проводятся выставки, где свои картины представляют современные художники.
Адрес музея: Санкт-Петербург, Московское ш., д. 23
Часы работы:
по средам, субботам и воскресеньям с 10:00 до 17:00
Ивангородский художественный музей
Ивангородский музей был основан 30 мая 1980 года и разместился в бывшем купеческом особняке Ф.Я. Пантелеева. В музее расположена Художественная галерея — Центр графических искусств им. И.Я. Билибина. В постоянно действующей экспозиции представлено уникальное собрание работ известных русских графиков И.Я. Билибина и А.В. Щекатихиной-Потоцкой. Открывает экспозицию выставка народных костюмов, которые Билибин привозил из этнографических экспедиций по Русскому северу в 1902-1904 годах.
С 1917 по 1919 год Билибин жил на юге, сначала в Крыму, а затем в Ростове-на-Дону. В феврале 1920 года ушел вместе с белой армией в Новороссийск, откуда эвакуировался на одном из кораблей в Египет. В 1925 году уже вместе с женой Щекатихиной-Потоцкой переехал из Каира в Париж, где принимал участие в постановке русских опер в качестве театрального художника-декоратора. В музее представлены эскизы декораций к опере Римского-Корсакова «Золотой Петушок» и «Борису Годунову» Мусоргского, поставленных в Париже, соответственно, в 1928-м и 1930 году, а также к балету Стравинского «Жар-птица», который Билибин оформлял в 1931 году к постановке в Буэнос-Айресе. На втором этаже музея представлены картины, эскизы, макеты и бытовые предметы, а также зал с фарфором Ленинградского фарфорового завода, где Щекатихина-Потоцкая работала с 1936 года, после возвращения в Россию.
В музее кроме этого экспонируются работы членов художественного объединения «Мир искусства». Проводятся международные конкурсы детского рисунка, выставляются работы местных и зарубежных художников.
Адрес музея: Ленинградская область, г. Ивангород. Кингисеппское шоссе, д.6\1
Часы работы:
среда — воскресенье с 10:00 до 18:00, касса до 17:30
понедельник, вторник — выходной
В настоящий момент и до особого распоряжения музей закрыт
Краснодарский краевой художественный музей имени Ф.А. Коваленко
Основателем Краснодарского областного художественного музея был житель Екатеринодара Федор Акимович Коваленко. Страстный коллекционер предметов искусства, он приобретал картины русских и западноевропейских художников, некоторые произведения были переданы музею в дар художниками из Академии художеств. С 1905 по 1916 два раза в год устраивались выставки, в которых участвовали выпускники Императорской Академии художеств, Московского училища живописи, ваяния и зодчества, позже — художники Киева, Харькова, Екатеринодара.
П.П. Кончаловский «Натюрморт. Гитара», 1917 © kovalenkomuseum.ru
К концу жизни коллекция Ф.А. Коваленко насчитывала 730 картин, 1400 произведений графики, декоративно-прикладного искусства.
Сейчас же в музее около 12 000 картин, однако самой интересной экспозицией сотрудники музея называют выставку русской живописи, от икон до произведений XX века. Они гордятся коллекцией картин авангардистов — среди самых известных художников Казимир Малевич, Василий Кандинский, Марк Шагал, Павел Филонов, Наталья Гончарова, Михаил Ларионов, Ольга Розанова.
Коллекция авангарда стала популярна с 1990-х годов, и с тех пор приобретала все большую известность. Некоторые произведения принимали участие в международных выставочных проектах (таких, как «Великая Утопия» — Германия, США, 1992-1993; «Победа над солнцем». Международная биеннале — Франция, 1993)
Также музей знаменит коллекцией японской цветной ксилографии XVIII — сер. XIX в. и искусства Нидерландов XVI в.
Музей имени Коваленко позиционирует себя как старейший на Северном Кавказе, однако идущий в ногу с современными тенденциями — залы музея дополнены виртуальным пространством с сенсорными панелями, также там находится интерактивная книга «Хроники музейной жизни. Страницы истории».
Адрес музея: Краснодар, ул. Красная, д.13 (пересечение с Советской)
Часы работы:
вторник — среда с 10:00 до 18:00, касса до 17:30
четверг с 13:00 до 21:00, касса до 20:30
пятница — воскресенье с 10:00 до 18:00, касса до 17:30
понедельник — выходной
Мемориальный дом-музей К.С. Петрова-Водкина в Хвалынске
Мемориальный дом-музей К.С. Петрова-Водкина открыт на родине художника, в Хвалынске, 4 ноября 1995 года. Дом, расположенный в южной части города, издревле называвшейся Бодровкой, где селились «кузнецы и мордва, занимающихся отхожим промыслом и прасольством», был построен хвалынским кузнецом в 1896 году. Петров-Водкин купил этот дом летом 1905 года для родителей, на деньги, полученные художником за майоликовое панно «Богоматерь с младенцем» для фасада института Вредена в Петербурге.
Дом-музей К.С. Петрова-Водкина в Хвалынске © oldsaratov.ru
Дом привлёк внимание Кузьмы Сергеевича не случайно: его освещают 15 окон, обращённых на все стороны света: в течение всего дня по дому «путешествует солнышко», поочередно заглядывая в окна, из которых в те времена открывался великолепный вид на Волгу, заволжские степи, хвалынские сады.
С 1905 по 1916 год Петров-Водкин почти каждое лето приезжал в Хвалынск, не упуская случая провести лето на родине. В этом доме он работал над произведениями, вошедшими в золотой фонд русского искусства: «Купание Красного коня» (1912), «Мать» (1913), «Девушки на Волге» (1915), «Окрестности Хвалынска» (1909), «Фектя» (1916), «Полдень, Лето» (1917). Зал, перегороженный аркой, окна которого выходили на восточную и южную стороны, летом служил ему мастерской, а зимой становился чудо-садом с экзотическими растениями южных широт. В зале воссоздана мастерская художника и зимний сад, некогда бывшие здесь. Здесь хранятся живописные работы Петрова-Водкина: «Автопортрет», «Портрет матери» (1903), волжские этюды, палитра и кисти художника.
В доме воссоздана атмосфера быта семьи конца XIX — начала XX веков. В экспозиции, кроме типологической мебели, можно увидеть и мебель, принадлежавшую его родителям. В большой столовой находятся подлинные буфет и стол, за которым мать художника писала письма сыну в течение жизни.
Экспозиция музея построена таким образом, что фото и документы художника «комментирует» он сам Петров-Водкин оставил много писем, автобиографических повестей, рассказов, позволивших сделать экспозицию автобиографической.
После революции и в годы Гражданской войны Петров-Водкин не приезжал в Хвалынск, последний раз был здесь в 1923 году. Мать художника дожила в этом доме до самой смерти 11 марта 1941 года, пережив сына на два года. Здесь же во время Великой Отечественной войны жили эвакуированные из блокадного Ленинграда, жена и дочь Кузьмы Сергеевича, которые и продали дом в 1943 году. Пережив многих хозяев, в 1990 году дом был приобретён городом для создания в нем мемориального музея К.С. Петрова-Водкина. После реставрации: восстановления прежней планировки дома, печей, освобождения стен от наслоений — музей в 1995 году открыл двери для посетителей.
Адрес музея: Саратовская область, Хвалынск, ул. Ленина, д.89 (картинная галерея); д.208 — дом-музей.
Часы работы:
вторник — воскресенье с 9:00 до 17:00, касса до 16:00
понедельник — выходной
Саратовский художественный музей имени А.Н.Радищева
Саратовский художественный музей © radmuseumart.ru
Один из наиболее значительных провинциальных художественных музеев России был открыт в 1885 году и стал первым общедоступным художественным музеем в Российской империи. В основу экспозиции легли дары художника А.П. Боголюбова, внука А.Н. Радищева. Создание музея для Алексея Петровича Боголюбова стало делом всей жизни, потребовавшим немало сил и средств.
Коллекция музея пополнилась рядом экспонатов, переданных из Петербургской академии художеств, Эрмитажа.
К числу ценнейших работ, переданных из Эрмитажа в 1885 году, можно отнести большое полотно «Триумф Вакха» Джорджо Вазари и картину «Иоанн Креститель» кисти фламандца Теодора Ромбоутса.
К 1917 году фонды музея хранили 6738 предметов искусства: собрание русской и западноевропейской живописи и скульптуры, коллекции мебели и прикладного искусства. Библиотека музея насчитывала около 4000 томов.
В настоящее время в Радищевском музее хранится уникальная коллекция русского авангарда, насчитывающая около 200 произведений живописи, оригинальной и печатной графики, скульптуры, книг. Она сложилась благодаря двум основным потокам поступлений: в 1920-е годы — от авторов и из Государственного музейного фонда, в 1960-1970-е годы — от наследников художников и частных коллекционеров.
В коллекции представлены произведения мастеров объединения «Бубнового валета» — Василия Кандинского, Петра Кончаловского, Ильи Машкова, Аристарха Лентулова, Роберта Фалька и Александра Куприна, чье творчество послужило толчком к пересмотру вековых традиций изобразительного искусства, благодаря которым началась «эпидемия экспериментаторства», охватившая русскую живопись 1910-х годов. Кроме этого в экспозиции музея можно увидеть картины художников-авангардистов Владимира Татлина, Казимира Малевича, Александра Шевченко, членов выставочно-издательского проекта Михаила Ларионова «Ослиный хвост», а также картины Натальи Гончаровой, Марка Шагала, Александра Экстера и других.
Адрес музея: Саратов, ул. Радищева, д. 39
Часы работы:
вторник — воскресенье с 10:00 до 18.00, касса до 17:00
четверг, пятница с 12:00 до 20:00, касса до 19:00
понедельник — выходной
Дом-музей Анны Голубкиной в Зарайске
Дом-музей А.С. Голубкиной, выдающегося русского скульптора конца XIX — начала ХХ века, был открыт в 1974 году. Музейная экспозиция расположена в доме, который принадлежал семье Голубкиных, где Анна Семеновна родилась, долгие годы жила и работала, а в 1927 году умерла.
Дом-музей Анны Голубкиной в Зарайске © visitzaraysk.ru
Экспозиция включает в себя личные вещи, копии фотографий и документов, повествующих о жизненном и творческом пути скульптора. Музейное собрание составляют подлинные фотографии, письма, работы Голубкиной, в том числе — ваза «Туман» и «Портрет императора Александра II». Представление о творческой деятельности Голубкиной дают копии работ скульптора, находящиеся в музее.
Адрес музея: Московская область, Зарайск, ул. Дзержинского, д. 38
Часы работы:
вторник — воскресенье с 11:00 до 17:00
понедельник — выходной
Самарский областной художественный музей
Самарский областной художественный музей входит в число крупнейших музеев российской провинции. Это старейшая и наиболее престижная выставочная площадка в Самарской области. Свою историю музей ведет с 1897 года, когда по инициативе самарских художников во главе с Константином Головкиным, передавших в дар свои работы после выставки, был организован художественный отдел при самарском Публичном музее. В него также вошли дары, присланные мастерами отечественного искусства (М. Нестеровым, В. Бакшеевым) в Самару в ответ на обращение Головкина через печать. После революции собрание художественного отдела стало расти за счет произведений, экспроприированных из частных коллекций, в него поступали работы из Государственного музейного фонда, из собраний Эрмитажа, Русского музея, Третьяковской галереи, Саратовского музея им. Радищева и ряда других музеев.
Зал Самарского областного художественного музея © artmus.ru
В настоящее время коллекция музея насчитывает более 35 тысяч экспонатов, с конца XVI по начало ХХI века. Гордость музея и региона — произведения мэтров российского искусства — И.К.Айвазовского, К.П.Брюллова, И.Е.Репина, В.И.Сурикова, И.И.Шишкина, А.И.Куинджи, И.И.Левитана, В.А.Серова, К.А.Коровина, К.С.Малевича, О.В.Розановой.
Один из филиалов музея расположен в селе Ширяево, тесто связанном с жизнью и творчеством Ильи Ефимовича Репина. Еще будучи студентом Петербургской Академии художеств, Репин, под впечатлением от увиденной на Неве ватаги бурлаков, тянущих баржу, задумал картину, посвященную тяжелому бурлацкому труду. По совету друга, живописца К.А. Савицкого, Илья Ефимович вместе с младшим братом Василием и художниками ФА. Васильевым и Е.К.Макаровым в поисках натуры отправились по Волге от Твери до Саратова. Оказавшись в районе Жигулей, они, восхищенные красотой здешних мести, они остановились в местечке, а затем переселились поближе к цели своего путешествия — селу Ширяев Буерак. Написанное молодым Репиным полотно «Бурлаки на Волге» (1870-1873) создавалась на основе материала, собранного именно во время пребывания в Ширяев Буераке.
Историко-музейный комплекс в Ширяево © artmus.ru
В настоящее время «Историко-музейный комплекс в селе Ширяево» включает в себя три музея — Дом-музей И.Е. Репина (1850-х гг.), Дом-музей поэта А.В.Ширяевца (1890-х гг.), усадьбу купца И.Вдовина (начало XXв.), и рекреационную часть.
Адрес музея: Самара, ул. Куйбышева, д. 92
Часы работы:
Художественный музей
понедельник, среда, пятница, воскресенье с 10:00 до 18:00, касса до 17:30
четверг, суббота с 13:00 до 21:00, касса до 20:30
вторник — выходной день
каждый второй понедельник месяца — санитарный день.
Историко-музейный комплекс в Ширяево
С 1 октября по 30 апреля:
понедельник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье с 8:30 до 17:00, касса до 16:30
вторник — выходной день
С 1 мая по 30 сентября:
понедельник, среда, пятница, воскресенье с 11:00 до 19:30, касса до 19:00
четверг, суббота с 11:30 до 20:00, касса до 19:30
вторник — выходной день