лучшие рок музыканты ссср
Список групп русского рока
Рок как направление в русской музыке стал зарождаться еще в 60-70 годы XX века. Но, как известно, в период жесткой цензуры все ранние немногочисленные тяжелые группы были подпольными. К 80-ым годам в СССР из первых русских рок-коллективов в главных городах союза стали формироваться целые полноценные, но негласные рок-движения. Самые известные из них: Ленинградский рок-клуб, Московская рок-лаборатория на базе Дома Культуры им. Горбунова и движение в г. Свердловск (сейчас Екатеринбург). Список групп русского рока этих движений представлен ниже.
80-е годы
Ленинград
Борис Гребенщиков — группа «Аквариум»
Аквариум
Пикник
Зоопарк
Секрет
Объект насмешек
Бригадный подряд
Кино
Алиса
АукцЫон
ДДТ
Телевизор
Странные игры
Колибри
Москва
Классический рок
Машина времени
Воскресение
Звуки Му
Вежливый отказ
Виктор Цой — группа «Кино»
Бригада С
Ва-БанкЪ
Крематорий
Браво
Бахыт-Компот
Чиж & Со
Метал
Ария
Мастер
Черный кофе
Круиз
Черный обелиск
Коррозия металла
Диалог
Свердловск
Урфин
Джюс
Отражение
Ассоциация
Наутилус Помпилиус
Чайф
Настя
Агата Кристи
Апрельский марш
Группы из других городов
Гражданская оборона
Калинов мост
Янка Дягилева
Разные люди
Закрытая зона
После распада СССР русский рок выходит из подполья. С начала 90-х годов в России формируется большое количество групп, исполняющих тяжелую музыку самых различных направлений, пришедших с Запада. С конца 90-х, благодаря появлению СМИ, специализирующихся на русском и зарубежном роке («Наше радио», «Радио Максимум», телеканал «О2ТВ», журнал «Fuzz» и др), о специфическом музыкальном направлении узнает все больше и больше людей, а список коллективов заметно пополняется.
90-е — 2000-е — наше время
Панк и гранж
группа «Король и Шут»
Король и Шут
Lumen
Zdob si Zdub
Пилот
Наив
Тараканы
7раса
Небо
Здесь
Элизиум
Кукрыниксы
Ляпис Трубецкой
Блондинка КсЮ
Louna
Поп-рок
Мумий Тролль
Би-2
Ундервуд
Земфира
Ногу Свело
Чичерина
7Б
Торба-на-круче
Маша и Медведи
Tequilajazzz
Танцы Минус
Ю-Питер
Собаки Качалова
Юта
Animal ДжаZ
Ночные снайперы
Сплин
Сегодня ночью
Океан Ельзи
Сурганова и Оркестр
Найк Борзов
Мара
Звери
Братья Гримм
После 11
Мультfильмы
Магнитная аномалия
Вопли Видоплясова
Сансара
Метал
Эпидемия
Catharsis
Арда Харизма
Максим Самосват — группа «Эпидемия»
Mechanical Poet
Колизей
Психея
Оргия праведников
Оригами
Сергей Маврин
Легион
Ольви
Кипелов
Химера
Эпитафия
Абордаж
Арктида
МаниЯ ВеличиЯ
Театр теней
Харизма
Вольная стая
Альтернативный рок
Дельфин
Кирпичи
Сектор Газа
Amatory
Jane Air
Психея
Stigmata
Слот
Ленинград
Рубль
Мельница
The Dartz
Theodor
Bastard
Тролль гнёт ель
White Owl Tintal
Канцлер Ги
Русская тяжелая музыка — отдельный феномен в нашей современной культуре. Многие ее не любят, другие же, напротив, на смыслят жизни без нее. В любом случае, надеюсь, что для ценителей мой список русских групп, исполняющих не попсу, придется по вкусу и пригодится. Если я кого-нибудь забыла, смело отписывайте в комментарии — я обязательно добавлю этих исполнителей в список.
Список рок-групп 70-х русские
70-е года – это период, когда в СССР начиналось развитие рок направления. В это время появляются новые сольные исполнительные группы. Несмотря на запреты со стороны власти они активно завоевывают внимание отечественных слушателей.
Русский рок в СССР в 1970-1980 годах
1970 год в истории развития русского рока запомнилось, как время, в котором впервые на территории СССР прошел первый рок фестиваль. Это одни из немногих выступлений, которые проводились не подпольно.
Однако после его окончания музыкальные группы и сольные исполнители продолжили показывать свою музыку только для узкого круга слушателей. Русский рок, как полу запретный феномен продолжал свое существование.
Чтобы создавать и распространять свои произведения коллективам и сольным исполнителям приходилось репетировать в подвальных помещениях или актовых залах столичных вузов. Однако это не влияло на качество музыкальных проектов. Появлялось все больше представителей этого музыкального направления.
Во второй половине 1970 годов запрет на русский рок на территории СССР постепенно снижается. Появляются не только открытые группы и исполнители, но и официальные концерты. Начинаются выпуски полноценных альбомов. Впервые за эту деятельность взялась известная в стране студия звукозаписи «Мелодия».
Распространение рока начинается и на телевидении. Транслируются фестивали поп-музыки, проходящие не только на отечественной сцене, но и за границей.
В 1980 году был организован фестиваль «Советский вудсток». На него съехались популярные и известные рок-группы из Ленинграда и Москвы.
Постепенный выход из подполья открыл для музыкантов множество дверей. Они не только стали культовыми фигурами в советском шоу-бизнесе, но и распространили свою деятельность на другие области. Российская рок-музыка стала появляться в виде саундтреков к известным советским фильмам.
Важно! В конце 1980-х годов советские рок-группы стали не просто творцами музыки, но и коммерческими проектами. Большие гастроли и турне по городам начали приносить большую прибыль.
Список советских рок-групп 70х
Из-за сформировавшегося в 1970-80 годах полноценного рок движения, на эстраде появилось множество популярных групп исполнителей. В список популярных русских рок-групп 70-е вошли:
Агата Кристи;
Слушайте Как на войне — Агата Кристи на Яндекс.Музыке
Акварели; Слушайте Наше лето — Акварели на Яндекс.Музыке
Алиса Альтаир; Слушайте Небо славян — Алиса на Яндекс.Музыке
Аргонавты; Слушайте Аргонавты — КооперативништяК на Яндекс.Музыке
Ария Арника; Слушайте Штиль — Ария на Яндекс.Музыке
Вайрас;
Волшебник изумрудного города; Слушайте Имя Каинъ — Волшебники Изумрудного Города на Яндекс.Музыке
Гражданская Оборона; Слушайте Отряд не заметил потери бойца — Гражданская оборона на Яндекс.Музыке
ДДТ; Слушайте Что такое осень — ДДТ на Яндекс.Музыке
Звуки My; Слушайте Досуги-буги — Звуки Му на Яндекс.Музыке
Кино; Слушайте Перемен — КИНО на Яндекс.Музыке
Комбинация;
От сердца к сердцу;
Рок-ателье; Слушайте Я пел, когда летал — Павел Смеян на Яндекс.Музыке
Синяя птица; Слушайте Клён — ВИА «Синяя птица» на Яндекс.Музыке
Сокол. Слушайте Только рок-н-ролл — группа Сокол на Яндекс.Музыке
Внимание! Эти группы поражали не только своей музыкой, но и уникальными текстами. Особенной популярностью пользовались треки в которых звучит акустическая гитара.
Особой популярностью пользовалась старая группа «Агата Кристи». Ее произведения относились к психоделическому пост-панку с элементами готик рока. Помимо этого, появлялись и другие проекты, включая «Смысловые галлюцинации», «Ноль» и «Ногу свело». На сцену выходили коллективы, которые предпочитали русскоязычный христианский рок. В это список вошли «Новый завет» и «Трубный зов».
1970-1980 года – это период, в котором образовалось огромное число популярных исполнителей. Из-за приоткрытого железного занавеса со стороны правительства музыкальная культура потерпела серьезные изменения. Исполнители перестали бояться публичных выступлений.
К концу 80-х годов разрешали проводить официальные фестивали и гастроли. Советские группы начали завоевать внимание и любовь слушателей не только на отечественной эстраде, но и на западной сцене.
Важно! При этом начали формироваться региональные направления советской рок-музыки. Они обладали собственной спецификой. Базировалось подобное направление на нескольких крупных территориях, включая Ленинград, Сибирь, Урал и Москву.
Наиболее мощное направление было создано именно в Ленинграде. Этот город считался центром русского рока. В нем зародились такие группы, как «Алиса», «Кино» и «Аквариум».
Московское течение было более самостоятельным и коммерциализированным. В него входили группа «Машина времени», «Центр», «Браво» и «Воскресенье».
Рок, формировавшийся в Сибири, отличался более экстремальной подачей. Такую особенность поддерживали «Сибирский панк», «Гражданская оборона» и «Калинов мост».
Рок-течение, сформировавшееся на Урале, имело большое западное влияние. В него входили такие популярные группы, как «Апрельский марш» и «Наутилус Помпилиус».
Лучшие рок музыканты ссср
Обзор лучших альбомов
1. Давид Тухманов — “По Волне Моей Памяти” (1975)
Нравится вам это или нет, дорогие меломаны, но альбом “По Волнам Моей Памяти” считается первым прогрессив-альбомом в СССР. До него интересные опыты по соединению фолка и рока предпринимались белорусской группой Песняры. Кроме того, в 1973 году на «Мелодии» вышел замечательный альбом польской группы «Скальды», целиком спетый на русском языке. Если бы не их польское гражданство, то пальму первенства я отдал бы Скальдам. Детище Тухманова — это глубоко советский продукт, который узнается по многочисленным приметам: выдвинутые вперед вокал и бас-гитара, приглушенные ударные и т.д. Эстрадность или шлягерность бьет ключом в большинстве композиций, однако есть нечто в этой программе, что заставляет возвращаться к ней снова и снова. Во-первых, это ее концептуальность на основе поэтического цикла, во-вторых, полистилистика и широкий диапазон тем и настроений. Таким образом, эстрадность слегка размывается с симфоническим арт-роком в этом балаганоподобном спектакле с участием струнной группы Большого симфонического оркестра радио и телевидения. Кстати, типичный советский женский вокал на альбоме с напускной взволнованностью и мелодраматизмом в голосе мне не нравится. Давид Тухманов порой прибегает к услугам брасс-оркестра п. у. Георгия Гараняна, и в этом случае удивительно удачен эксперимент с фанком и арт-роком в песне «Сердце Моё, Сердце». В принципе, только благодаря работе Тухманова с синтезатором, органом и электропианино этот альбом и имеет отношение к арт-року, так как электрогитара отсутствует вообще. Мне остается только назвать лучшие с точки зрения «прогрессивности» композиции: «Я Мысленно Вхожу В Ваш Кабинет», «Из Сафо», «Приглашение К Путешествию» и «Сентиментальная Прогулка». Во всех прочих случаях это традиционный ВИА-подобный поп-рок, близкий к киношлягерам Максима Дунаевского и др., но не Эдуарда Артемьева и Свена Грюнберга! Альбом многократно переиздавался в России и за рубежом. Последнее явление состоялось под крылом восставшей из пепла «Мелодии» в 2005 году и приурочено к 30-летию пластинки.
2. Вокально-инструментальный ансамбль Песняры — “Гусляр” (1979)
Наряду с работами ансамбля Горизонт, In Spe, “Гусляр” — подлинно оригинальное и уникальное явление. Группа Песняры была широко известна в СССР своими поп- и фолк-роковыми хитами, но мало кто знает об их проектах «серьезной» музыки. Подобные метаморфозы случались и в других странах соцлагеря, и мне как раз вспомнилась польская группа Скальды, которые к 1972 году выросли из штанишек бита и записали глубокие эпические работы Krywan, Krywan и Stworzenia Swiata Cz?sc Druga. В результате появились две работы в жанре симфонической арт-рок-оперы, но при этом связь с народной белорусской музыкой отнюдь не разорвалась, а лишь укрепилась в более сложных конструкциях. Первой появилась на свет программа Песня Пра Долю, которая с успехом шла по стране в середине 70-х на многочисленных площадках, но к сожалению, так и не была зафиксирована на пластинку. Поклонники разыскали любительскую запись, и этот потерянный шедевр можно найти в интернете и скачать. К счастью, до нас дошла вторая «серьезная» работа коллектива — “Гусляр”. В свое время, эта работа не получила должного признания, но сегодня заняла достойное место среди уникальных локальных явлений мирового арт-рока. “Гусляр” — это полноценная рок-опера с четко прослеживаемым сюжетом и оперным вокалом. Причем, вокальная труппа отличается богатством созвучий, красотой, драматическими диалогами. В музыке участвует расширенный состав Песняров с богатой скрипичной и духовой секциями. Струнные и духовые плотно задействованы не только в красочных народных мелодиях, но и в композициях прогрессивного свойства. Основной жанр альбома — симфонический арт-рок, но встречаются и авангардные эпизоды, как например, частый диссонанс духовых. Также поражают сочетания скрипок с другими инструментами, а также соло на флейте в середине альбома, да такое, что сам Ян Андерсон позавидовал бы! Аранжировка, филигранная сыгранность, глубина, изобретательность — выше всяких похвал. Хочу заметить, что это именно рок-опера, так как развитие композиций — в лучших традициях развернутого прогрессива, а инструментальный ряд включает еще и синтезатор, гитару, бас и ударные. Драматический ход сюжета, ну и конечно, талант Владимира Мулявина, способствует появлению разных по характеру композиций, неординарных решений, которые после н-ного числа прослушиваний, собираются в мозаику большого Шедевра. Вполне возможно, что эта неординарная работа способствовала появлению молодых белорусских исполнителей, ориентированных на сложные формы музыки, вроде «Rational Diet». “Гусляр” переиздан в 2000 году фирмой «Boheme Music», за что им мое большое, запоздалое спасибо!
3. Ансамбль Арсенал — “Своими Руками” (1983)
Выдающийся альбом. В течение 1980-х годов ансамбль Арсенал выпустил ряд великолепных пластинок, но все они так или иначе принадлежат территории джаз-рока. “Своими Руками” — это, пожалуй, единственный альбом в их дискографии, напрямую соприкасающийся с прогрессив-роком. Длинные, медитативно-созерцательные композициии имеют мало общего с беззаботной игривостью джаза и фанка. Этот альбом создавался под влиянием индийской культуры и музыки, которая нитью проходит через всю пластинку, что выражается в особом акценте на акустической гитаре и ситаре. Особенно ярко это выражено в композиции «Свет на Пути» — ответе Алексея Козлова на своеобразное творчество Джона Маклафлина и его проект с группой Shakti. Уже первая композиция «Тайна» удивляет своей психоделической сущностью, глубиной погружения в настроение, тогда как вторая «Посвящение Махавишну» гораздо более оживлена в партиях клавишных и гитар, хотя «эзотерический» синтезаторный фон ни на минуту не изчезает. Вообще, концовка второй композиции — один из сильнейших эпизодов в альбоме. Музыканты разыгрались до лучших образцов мирового фьюжна, импровизируя на восточную тему. Заключительная «Сюита в Фа Миноре» несет порядок и умиротворение после философских блужданий в предыдущих композициях и вознаграждает великолепной игрой медной секции типично арсеналовского джаз-рока. На компакт-диске альбом отдельно не переиздавался, но все композиции можно найти на 2-м диске 4-дискового комплекта Опалённые Временем фирмы «РДМ», который вышел в 1998 году.
Хотя великолепная эстонская группа In Spe выпустила всего два почти полностью инструментальных альбома, они вписаны золотыми буквами в историю советского арт-рока. В 1982 году молодые музыканты записали уникальный альбом, в музыке которого выразили свой собственный, эстонский взгляд на симфо-рок. Этот особый взгляд особенно ярко выражен в трехсоставной «Симфонии для Семи Исполнителей» и определяется прохладно-созерцательным темпераментом исполнения, необычным акцентом на флейтах и плотной разработке электронно-клавишных симфонических полотен в оригинальном ключе. Казалось бы, именно такая музыка и должна рождаться на берегу Балтийского мора, обдуваемом прохладным ветерочком. Представленные на стороне «Б» темы нисколько не теряют в оригинальности, но гораздо ближе к рок-музыке, благодаря полноценной перкуссии и великолепным гитарным соло Сибула, которые определенно накаляют страсти в драматическом диалоге с клавишными. Название заключительной пьесы «Борьба Сфер» хорошо отражает ее сущность, так как построена на диссонансе ударных и партиях флейты. Словом, элемент авангарда здесь тоже присутствует. Разумеется, какие-то ассоциации появляются и с другими классическими симфо-группами, вроде Genesis конца 70-х, но это лишь подчеркивает происхождение подобной музыки от общей праматери, то есть классики. Говорить же о каких-то заимствованиях просто не приходится: чрезвычайно оригинальное мышление композитора Эрика-Свена Тююра выводит программу в число лучших альбомов советского арт-рока. Ну, а тот факт, что советский прогрессив «квартировал», в основном, в Эстонии, сегодня ни для кого не секрет. Альбом был переиздан в 1999 году эстонской фирмой «Eesti Radio» [ERCD-028]. У группы есть еще один прекрасный альбом, вышедший в 1985 году, известный под названием «Концерт для Пишущей Машинки в Ре Мажор», который был переиздан французской фирмой «Musea» в 1994 году.
5. Ансамбль Касеке – “Касеке” (1983)
6. Ансамбль Ялла — «Лицо Возлюбленной Моей» (1983)
Для большинства слушателей группа Ялла ассоциируется с двумя-тремя запоминающимися песнями, из которых наиболее популярна была «Три Колодца» из одноименного альбома 1982 года. Однако альбом 1983 года оказался концептуальным; он полностью укладывается в рамки прогрессив-рока. Классические джаз- и арт-роковые эпизоды буквально утопают в массиве народной музыки, прекрасных узбекских мелодиях. Для альбома “Лицо Возлюбленной Моей”, как впрочем, и для прочих дисков группы, характерна превосходная лирика, почерпнутая от лучших поэтов Востока, среди которых особо выделяются Омар Хайам и Рабиндранат Тагор. Манера пения и особенности микширования полностью советские. Перейдем же к инструментальной части. После характерного астрального вступления в прогрессивной композиции «Касыда на Приход Весны» чередуются фольклорная музыка и превосходный джаз-рок с ведущими ролями клавишного чародея Аббоса Алиева и гитариста Бориса Гершковича с очень «жаркой» концовкой. За ней следует прекрасная баллада «Рубаи». Главное ее достоинство — чудесные нежные ноты на Мини-муге под акустический аккомпанемент Жавлона Тохтаева и романтическую лирику. Впрочем, все предыдущие заигрывания с узбекской мелодикой меркнут перед 1-минутным вступлением «Газели» — кусочком чистой народной музыки — в основном благодаря использованию инструмента гиджака. Впрочем, современность и здесь «начеку»: клавишник изредка играет цепочку нот на синтезаторе в духе космического арт-рока а-ля Эдуард Артемьев. Завершает тему струнный мини-оркестр, вызывая в памяти отрывки музыки к балету «Спартак» Арама Хачатуряна. Сторону “Б” открывает настоящий шедевр «Последняя Поэма» композитора Алексея Рыбникова, состоящая из двух частей. В первой на своеобразный этнический (горный) фон наложены примечательные партии флейты в исп. Фаруха Закирова, а затем она переходит в одну из самых известных мелодий группы, которую легче вспомнить строчкой «Я уплываю, и время несет меня с края на край». Две последующие песни гораздо проще; прежде всего, они метят в запоминаемость. Если бравурно-напористая «Нет Красивей» удачно стилизуется под хард-рок, то «Несравненная» больше напоминает пародийное попурри на популярные музыкальные темы под монотонный ритм. Но в конце альбома Ялла снова удивила резкой сменой настроения на задумчивое и даже мрачноватое в великолепном арт-роке «Кто Рассеет Мрак?», у которого много общего с настроением «Shine On You Crazy Diamond» группы Пинк Флойд. И вновь очень проникновенное соло на гитаре играет Борис Гершкович. В архивах «Мелодии» значатся еще два альбома: “Музыкальная Чайхана” 1988 г. и совсем забытый ныне диск «Ансамбль Ялла» 1990 г. Впрочем, как утверждают специалисты, лишь альбом «Лицо Возлюбленной Моей» является классикой отечественного прог-рока.
7. Ансамбль Радар — «Трофей» (1985)
Замечательной эстонской группе Радар я могу лишь петь бесконечные дифирамбы. Высочайшее исполнительское мастерство, большой талант основного композитора Педерсена, да и остальных членов, в создании мелодий и тем, поразительная сыгранность и очень умелое использование электроники, что в контексте 80-х имеет прямое отношение к прогрессив-року. В истории ансамбля был необычный старт в виде небольшой пластинки 1981 г. с четырьмя. поп-песенками. Последующую стилистическую метаморфозу я склонен объяснять избавлением от влияния поп-певца Яяка Йоалы, который на первых порах опекал группу. Конечно, музыка группы «Радар» относится по большей части к джаз-року, но ее нелепо втискивать в рамки традиционного свингующего джаза, а напротив, каждую вещь альбома Трофей отличает как раз продуманность и максимальное заполнение 5-минутных пьес разнохарактерными инструментальными отрезками. Достаточно послушать такие первоклассные темы, как «Трофей», «Конфликт» или «Игра», чтобы понять: насколько здорово сочетаются задорный электронный джаз-рок с очень яркими, взрывными гитарными пассажами на гитаре в квинтэссенциях композиций. По своей стилистике «радаровцы» являются прямыми продолжателями дела английской группы Brand X, порой, не уступая им ни в чем. Так, например, композиция «Хабанера» соревнуется с пьесой «The Poke» англичан в импульсивности. Кстати говоря, на альбоме трудно выделить отдельных музыкантов, так как высокий уровень игры захватывает всех: обоих гитаристов и клавишников. Ввиду того, что Трофей — чрезвычайно редкая пластинка сегодня, ищущему да обретшему она, скорее всего, достанется в изрядно подпиленном состоянии, но, как говорится, талант не скроешь за «песочком» винила! В дискографии ансамбля есть еще один, столь же великолепный альбом «Балтийский Берег» 1987 г., но в нем, мне кажется, центр тяжести смещен слегка в сторону джаза. Таким образом, оба альбома группы Радар являются шедеврами не только советской инструментальной музыки, но и всего мира. Непереиздание этих работ, которые уместились бы на одном компакт-диске, — одно из главных упущений почившей в бозе фирмы «Boheme Music».
8. Эдуард Артемьев и ансамбль Бумеранг — «Тепло Земли» (1985)
Ко времени выхода этого альбома Эдуард Артемьев был признанным мастером электронного прогрессива и известен, в основном благодаря глубокой музыке к фильмам Тарковского «Солярис» и «Сталкер», а также «Сибириаде» Андрея Кончаловского. Однако он успел выпустить и два отличных альбома: «Метаморфозы» 1980 г. и «Картины-Настроения» 1984 г. в сотрудничестве с клавишником Юрием Богдановым, который более известен как высококлассный звукорежиссер на «Мелодии» в 1980—1991 гг. «Тепло Земли», в отличие от предыдущих работ, записан в полноценном рок-составе группы «Бумеранг» с привлечением перкуссии и электрогитары. Не сказать, что продукт Артемьева—Богданова слишком сложен или оригинален, но его мелодическое богатство, классические аранжировки космического арт-рока стали откровением среди все еще аскетического репертуара «Мелодии» в 1985 году. Вообще, если судить по количеству изданных прогрессивных альбомов в том году, то можно заявить уверенно: государство признало арт-рок. С технической точки зрения, альбом не стыдно представлять на международном рынке, кроме того, удалось избавиться от некоторых советизмов в музыке: вокал не заслоняет инструменты, а электрогитара настроена самым жестким образом с искажениями. Юрий Богданов очень плотно задействовал в разработке композиций знаменитый английский синтезатор «Синти-100». На обложке изображены некие магические символы, которые хорошо сочетаются с поэтическим наполнением альбома от чукотского автора Юрия Рытхэу (1930—2008) о культуре его народа. Как уже упоминалось, главные козыри этого диска — мелодичность и запоминаемость, футуристичная астральная романтика. Центральное место занимают электронно-клавишные аранжировки с небесным звучанием, а вместе с гитарой и ритм-секцией альбом превращается в настоящий спейс-рок. На диске есть такие развернутые эмоциональные композиции, как «Кто Я?» и «Гимн Человеку» с легким дуновением стиля фьюжн, а также балладные интерлюдии на акустике и космические фрески, вроде «Тепло Земли», «Прощание» и «Надежда». Отдельных похвал заслуживает великолепная исполнительница всех вокальных партий — Жанна Рождественская. Честно говоря, трудно уйти не будучи очарованным как вокалисткой, так и прекрасной мечтательной музыкой, уносящей в космические дали, куда-то к Солярису. Резко выделяется «Рэккэны» — перевоплощение Рождественской в образ маленьких человекоподобных существ «рэккенов», которые по чукотско-эскимосским легендам развозили болезни по стойбищам на крохотных нартах. Альбом переиздавался дважды за рубежом солидными прогрессивными фирмами: в 1999 году — на французской «Musea» и в 2009 году — на японской «Belle Antique».
9. Камерный ансамбль Горизонт — «Летний Город» (1985)
Ансамбль Горизонт — это уникальное явление на отечественной прог-сцене. Похоже, это была единственная. не скажу рок-группа, а камерный инструментальный ансамбль, исполняющий настоящий авангард или, иначе, рок-в-оппозиции! По своей стилистике Горизонт наиболее близок бельгийскому камерному ансамблю Univers Zero, только последние сильно увлечены струнными, а россияне — электроклавишными. Я не буду расписывать подробно историю коллектива, поскольку вы без труда найдете публикации в сети. Напомню только, что в середине 80-х этот ансамбль числился при Чебоксарском тракторном заводе, где музыканты, между прочим, имели доступ к качественным инструментам и аппаратуре. Для Сергея Корнилова, выпускника нижегородской (тогда горьковской) консерватории, это был шанс создать собственные произведения с оглядкой на лучшие западные образцы арт-рока: Yes и Genesis. Он и создал. Дебютный альбом «Летний Город» — без сомнения, шедевр отечественного прог-рока. На стороне «А» представлены произведения «Снежки» и «Чакона» в жанре симфонического арт-рока, где авангард лишь частично проглядывает сквозь классические аранжировки. Композиции строятся на фундаменте электронных клавишных, поверх которых накладывается довольно витиеватая гитарная работа а-ля ранние Yes, а также немногочисленные вокализы. Впрочем, центральным новаторским произведением в альбоме является трехчастная сюита «Летний Город», занявшая всю вторую сторону виниловой пластинки. Вступительный «Марш» полон гротеска, пародийного юмора, шутливых вокализов; мягкой поступью он продвигается к нео-классической композиции «Менуэт» — более смурной и трудной для восприятия части сюиты, которая внезапно прерывается стремительными аккордами на клавишах «Токкаты» в нижнем регистре. Обратимся к музыкальному словарю: токката — виртуозная музыкальная пьеса для клавишного инструмента (фортепьяно, орган) в быстром темпе, чётком ритме, обычно с преобладанием ударной аккордовой техники. То же самое и в нашем случае, только наряду с клавишными очень активно и интересно используется бас и электрогитара. Сергей Корнилов же плетет какие-то невообразимые кружева из области электронного авангарда. Сегодня трудно представить, как подобная «контрреволюционная» музыка могла быть издана в СССР. Возможно, причина тому — Перестройка. «Летний Город», а также второй, не менее интересный и важный альбом группы «Портрет Мальчика» 1989 г., переизданы в 2000 году незабвенной фирмой «Boheme Music».
10. Рок-группа Автограф – “Автограф” (1985)