лучшие российские альбомы 2020
Топ-50 отечественных альбомов 2020. Часть четвёртая
Мы точно надолго запомним 2020 год. В том числе и за хорошую музыку. Заканчиваем подведение итогов топом 50 главных альбомов нашей сцены, которые сделали последние 12 месяцев чуть веселее и приятнее.
Партнер итогов года на The Flow — МегаФон. Подключив МегаФон Музыку, любой читатель может воспользоваться скидками и специальными условиями на любимые музыкальные сервисы: Boom, Яндекс.Музыка, Сберзвук, Deezer и Mubert. Достаточно быть абонентом МегаФона и перейти по ссылке.
50-41 | 40-31 | 30-21 | 20-11 | 10-1
20. IC3PEAK «До свидания»
Новый альбом Ic3peak стал и шагом в сторону от привычной электронной музыки. Николай Костылев добавляет в звучание группы больше живых инструментов, самые эмоциональные песни сопровождают рояль и труба, гитара и аккордеон. Тяжелый прыгающий бас по-прежнему выбивает весь дух, но хотя бы перед этим дает набрать воздуха в грудь.
В «До свидания» Настя Креслина шепчет, поет и кричит о том, как на ней отразились произошедшие перемены. В песне «TRRST» задается вопросом, когда и почему музыку приравняли к терактам; идет «Маршем» против домашнего насилия, а в «Весело и грустно» вместе с Хаски готовится к расстрелу за искусство и убеждения. Система для нее лишь один из врагов — в песнях Креслина не меньше страдает от любовного предательства и безразличия общества. В «Все равно» ее личность растворяется и умирает, и из «мкАДа» восстает лютующий жестокий демон с дробовиком. Вернув контроль над своей жизнью, девушка готовит обреченную на провал революцию. Но даже проиграв, уходит с высоко поднятой головой и без сожалений.
19. Витя АК «Старая школа»
“Никто не знает, куда приведет игра / однажды утром я проснулся мемом Азино три топора”. Окончательно реактуализировавшийся в 2020 Витя АК (все-таки соавтор одного из хитов этого года) выпустил такой альбом, какой и должен был выпустить народный герой и отец стиля.
“Старая школа” в основном записана с проверенными людьми (Ямыч, Сява, Вибе, Макси АК), фит с Моргештерном тут скорее ради сцепки поколений. На ней Витя реально звучит как батя: в некоторых местах неловкий, но по-особенному задушевный, и если ловкость можно в себе натренировать, то душевность — никогда. Социальная сатира на дворовых алкашей и содержанок, песня о киберслежке, неудачном расставании и заевшем быте — обо всем этом Витя читает с таким дзенским житейским пробросом: пережили всякое, переживем и это. Особенная рекомендация песне “Кайфовать”: это то, что нам всем прописал доктор после сложного 2020-го.
18. Куок «Красность»
“Красность” оказалась самым коротким и одновременно разнообразным альбомом Куока. Всего 10 песен разбиты на две части — мелодичную и речитативную — и дают артисту реализовать себя как в джангле и драм-н-бейсе, так и вписаться в рэп-тренды.
17. Кисло-Сладкий & Bonah «AIBYVAIBY»
Десять треков этого альбома проносятся быстрее экшн-сцен “Рейда”. Современному рэпу из Казахстана можно придумать десяток эпитетов, но до недавней поры определения “жизнелюбивый” среди них не было. Дуэт Кисло-Сладкого и Bonah это исправляет. За обложкой-оммажем “Ералашу” скрываются не менее яркие песни-гимны празднику, исполненные на двух языках, а иногда и эффектно ломающие их (“Я тут весь нагучченный”, поджигаю свой скрученный”). И вполне вероятно, что пока в России на вопрос “Как дела?” отвечали строчкой из “Cadillac”, в Казахстане так же часто цитировали “Кадилакта”.
16. Metox «Записки из мёртвого дома»
“Мне наручники когда надели, думал, это пранк”, — читает Metox в открывающем треке. Тот случай, когда на обложке могла бы красоваться надпись “основано на реальных событиях”, — нижегородский рэпер действительно отсидел несколько лет, вышел и записал свои рингтоны про зону, вложив в них литературность, уходящую корнями к тюремной прозе Довлатова, и лишив хотя бы намека на романтику. Его герой не прокопает в финале туннель на свободу — его герой произнесет: “Я освободился, но только от срока”.
15. СБПЧ «Все равно»
Самый африканский альбом российских добряков-улыбак. В этот раз отряд во главе с лидером СБПЧ Кириллом Ивановым отправился в Кейптаун (ЮАР), где три недели работал над новым материалом с местными музыкантами. Среди них оказался и Sandy B, африканский продюсер и певец, записавший в 90-х альбом «Amajovi Jovi», яркий образец жанра kwaito (что-то вроде специфического местного хип-хауса), который через 30 лет откопали местные диггеры, переиздали и сделали имя его автора узнаваемым по всему миру. О своем путешествии музыканты сняли мокьюментари. Африканские инструменты и особые экзотические ходы здесь используются так, будто склад с ними раскопала ватага малышей и тут же стала со всем этим добром играть, познавать и радоваться открытиям.
Даже удивительно, сколько в этих песнях воздуха, наивности и свободомыслия — впрочем, уже этим-то СБПЧ славились всегда. Но чтобы сохранить в себе эти свойства и на десятом по счету альбоме — это нечто настолько же редкое, как встретить белого медведя в глуши африканской саванны.
14. Каста «Чернила осьминога»
Если верить каналу Discovery, осьминог выпускает чернила в моменты опасности. Что ж, причин не верить Discovery у нас нет, чего не скажешь о других каналах. Касте никаких причин, чтобы заполнять чернилами новые листы не нужно, — ведь вокруг несется жизнь со своими проблемами, новыми внутренними установками. Рэп Касты как никогда точен, а их тексты — способ узнать и понять людей категории «30+» (ну или увидеть в них себя — скажет слушатель постарше). “Чернила” от прошлого лонгплея “Об изъяне понятно” (третье место в нашем топе альбомов-2019), отделяет всего год. Никогда еще Каста не работала над материалом с такой скоростью. Сказался, видимо, локдаун, переживание которого можно разглядеть в первой песне “Пароль от почты”. С одной стороны, это снятая в слоумо сцена аварии, пересказанная непосредственно участниками ДТП. С другой — момент осознания собственной хрупкости, воспоминание о том, что так и не было сделано. Такие эмоции в 2020 году многим покажутся знакомыми.
Но не всегда над этими песнями нависает темная клякса грозовых ощущений. Обратите внимание на “Под солнцем затусим” — набор пляжных типажей и курортная вещь со смешным припевом, напоминающая, что жизнь продолжается.
Центральным же моментом “Чернил” хочется назвать дилогию “Кратчайшая история мысли” и “Закипает чайник”, в которой Влади и Шым за пару минут систематизируют и пересказывают историю философских и религиозных течений. В эти-то моменты и понимаешь, что альбом сильнее всего напоминает аудиокнигу, которая взахлеб слушается от начала до конца.
13. 104 «Кино без сигарет»
«Кино без сигарет» — дебютный сольный альбом артиста 104, и в это верится с трудом: настолько давно Юрий Дробитько активен на нашей рэп-сцене. Он появлялся еще на первом альбоме Скриптонита под псевдонимом Юрик Четверг, выпускал совместные релизы с ним и с Truwer и был частью объединения Musica36.
Дебют 104 — цельная работа с осознанными экспериментами со звучанием, где нашлось место и трибьюту Бигги («Who Shot Ya»), и музыкальному разнообразию, когда артисту одновременно комфортно на тяжелых хип-хоп-битах и экспериментах с трип-хопом. А еще «Кино без сигарет» — это про искренность, потому что 104 точно ничего не нужно придумывать.
12. Недры «Ситуация»
В прошлом году Иван «Недры» Ворошилов ворвался в наши плейлисты со своим психоделичным рэпом — шумным, весёлым и по-хорошему безумным. А 2020-м выпустил сразу три релиза — «Нейро», «Выход силой» и «Ситуация». Прорыв случился как раз на последнем. Иван и до этого любил пропеть то тут, то там, но здесь ситуация сложилась так, что вокал практически полностью вытеснил рэп. И это — попадание в десяточку от бывшего снайпера. Весь альбом он осваивает блюз с соулом и доказывает: от мелодичности он кайфует не меньше, чем от зубодробительного флоу. А вместе с ним — и слушатель.
11. Sqwoz Bab «Body Language»
Несерьезная музыка с очень серьезным подходом — такими словами Sqwoz Bab сопроводил выход нового альбома “Body Language”. Рэп последних лет в большинстве своем не был о словах — он вертелся вокруг эмоций, ощущений, вайба. Sqwoz Bab вернул в него текстоцентричность и уанлайн-панчи, которые кого-то заставят вспомнить Lil Wayne. “Я твой Таркан, это дифирамбы буферам // Выгляжу на миллион дирхам, будто я Шукенов Батырхан”. Местами это комедия на грани фола, но эти куплеты сложены с удивительным вниманием к языку, заметно выделяющим татарского богатыря на фоне других рэперов. И не только тех, кто с припиской “камеди”.
Топ-50 отечественных альбомов 2020. Часть вторая
Мы точно надолго запомним 2020 год. В том числе и за хорошую музыку. Заканчиваем подведение итогов топом 50 главных альбомов нашей сцены, которые сделали последние 12 месяцев чуть веселее и приятнее.
Партнер итогов года на The Flow — МегаФон. Подключив МегаФон Музыку, любой читатель может воспользоваться скидками и специальными условиями на любимые музыкальные сервисы: Boom, Яндекс.Музыка, Сберзвук, Deezer и Mubert. Достаточно быть абонентом МегаФона и перейти по ссылке.
50-41 | 40-31 | 30-21 | 20-11 | 10-1
40. Сабрина «Bibi»
Музыка Сабрины — это тревожное полотно, где интеллигентный электро-соул, написанный продюсерами Fargo и Витей Исаевым, встречает этнику её вокала. «Расскажи мне, реченька, кто же я теперь», — поёт девушка в песне «Курок», и из этого сочетания передового звука и почти архаизмов (а когда вы последний раз слышали слово «реченька»?) рождается натуральное волшебство.
Весь альбом Сабрина ищет себя и превращает его в сеанс самотерапии. И если большая часть релиза — это путешествие по довольно мрачным чертогам разума молодой певицы, то финал настраивает на добрый лад: там она приходит к выводу, что «слишком хороша для тебя».
39. Рыночные отношения «2020»
“Но жизнь научила не вестись на провокации, наше освобождение — лучшая промоакция”. Группа Рыночные Отношения существует уже 15 лет, но из андеграунда в чарты попала только год назад — повлияли тюремные сроки по статье 228, которые сделали участников героями жанра. Интерес прибавился еще за счет того, что их последние альбомы “2019” и “2020” были записаны в местах лишения (как это происходило — читайте в интервью с Бразильцем).
А, может, дело не только в этом? Рыночные Отношения — это же для кого-то психологическая поддержка во времена “два мульта на мне часы, три на шее, два под жопой, мне чуть больше 20”. Рэп в его трушном понимании, когда лирический герой — такой же человек с ворохом личных проблем и тем не менее надеждой (а уж эти люди точно знают, что такое темная полоса). В припеве лучшей песни альбома Федук поет: “Где же душа?”. Ну так вот она, без душка.
38. Тима ищет свет «Бойня»
Тимофей Якимов еще в школе записал четыре альбома с группой стопкран, но затем перерос этот проект и в 2018-м создал новый. тима ищет свет — это мрачная, болезненно отчаянная музыка на стыке хип-хопа, альт-рока и поп-панка.
В этом году группа записала уже третий альбом «бойня» — снова очень безрадостный релиз: герой чувствует одиночество, а вокруг него — темнота, страх и ложь, преобладают черный и красный цвета и «некому помочь».
Тройной клип на песни из альбома снят по мотивам рассказов Леонида Андреева «Красный смех» и «Бездна» (экранизация трека «темный» почти дословно повторяет последний). В череде черно-белых кадров — ужасы насилия, искажающего человеческую психику, и беспомощность перед подсознанием. Влияние Андреева ощущается во всем творчестве группы, пропитанном гротеском, хаосом и чертами декадентства. Тимофей говорит, что окружен межвременьем и общим страхом и пока не знает, удастся ли ему найти свет.
37. Игла «Самодур»
Если бы группа Многоточие появилась не в середине девяностых, а в конце десятых, она бы звучала именно так.
Сосед рэп-эксцентрика Угадайкто и рок-боя Джизуса по кировскому объединению Коннект (ныне самораспустилось), Игла записывает такой дворовой рэп next gen. Песни провинциалов, которые живут в панельках, тусуются во дворах, на улице снимают клады, дома смотрят новости про войну и не ждут ничего хорошего. Пропитая Россия, пересаженная на новый звук, но при этом обладающая заметной преемственностью в том, что касается корневой мелодики. На уровне интонаций альбом Иглы нередко напомнит вам группу Фактор-2 или какую-нибудь другую кринж-попсу 20-летней давности.
Выделить здесь местную “В жизни так бывает”, то есть самый мощный трек, — задача не из простых. Еще и по той причине, что классных, лезущих под кожу вещей на “Самодуре” полно. Первой на ум приходит напевная колыбель “Долой”. Или хаусовая “Сквозь” — если бы фильм “На игле” (pun intended) снимали в России, ее стоило бы сделать главным саундтреком. Или песня “Война”, где наступает момент, когда бит вовсе растворяется, а Игла читает под грохот разрывающихся снарядов и свист пуль. Мощь.
36. Etnaise «Neo»
В составе группы SidXRam Сидоджи Дубоshit создавал саундтреки для полотен Босха — это был трэш-рэп от людей в масках (не защитных, а хэллоуинских), которым проще вырвать сердце, чем открыть его. Тем удивительнее было наблюдать за его трансформацией после ухода — Сидоджи под псевдонимом Etnaise, с которого когда-то и начал писать музыку, стал делать R&B новой волны под фьючер-гэридж и тустеп. В прошлом году его песня “Kush” попала в наш топ-50 лучших, а в этом он выпустил дебютный сольный альбом “NEO”.
По незнанию можно подумать, что слушаешь новичка с лейбла OVO Sound — не просто так первая же песня тут называется “Toronto”. Это музыка человека, прячущего эмоции за маской (а Etnaise так и не снял ее, сославшись на “бериаловское” видение творчества) и замерзающего в чужом городе. Но иногда прошлое дает о себе знать — здесь есть мощный заход на территорию дрилла в треке “Twister”, который мог бы посоперничать с песней Obladaet “For Mula” уже в топе 2020 года.
35. zavet «Жилы»
Рэп как ритмический каркас, как заглитчившая ритм-секция, как волна грува, существующая исключительно ради грува — так звучит длиннющий часовой альбом Дмитрий Ицкова, клипмейкера, рэпера, поэта, тролля и нового Оксимирона (цитата Ильи Мамая, большого специалиста в том, что касается оксимиронов). Он делает свою музыку по-панковски сырой и некомфортной (помогает ему QT, саундпродюсер первого альбома Хаски): собирает ее из барабанов с дисторшном, параноидально скачущих хайхэтов, стены эдлибов, гитарных сэмплов и собственного бубнежа поверх: все слушается как рэп на тарабарском языке, и лезть в Genius, чтобы разобраться, на первых порах даже не тянет: качает и так! Такой подход роднит Ицкова с Многознаалом: только если тот своим грувом убаюкивает и заговаривает зуб, этот наоборот даёт встряску. Хотя он умеет не только так: в 2020 вышел и второй его альбом, “Velvet Heaven”, где Zavet показал себя как поп-сонграйтер и порядочный мелодист.
34. Devika Shawty «Плохая примета»
Музыку Devika Shawty много лет можно было слышать на релизах уфимского объединения Dopeclvb, но сама к микрофону она выходила редко и очень осторожно: можно вспомнить разве что появления на альбомах Лауд и Tveth. В прошлом году она выпустила дебютный сольный релиз «Like a Baby», где пела исключительно на английском.
А в этом выпустила «Плохую примету» — и на русском её творчество зазвучало абсолютно по-новому. Это мечтательный R&B, который уносит куда-то в облака (здесь не просто так есть трек с названием «Птичья песня»). А если вам не хватает движения — вот отличное камео i61, читающего о том, как он «медленно ныряет в пустоту».
Участники Dopeclvbworld уже давно живут в своём собственном мире, где, кажется, намного больше лёгкости и добра, а каждый их релиз — это бессрочная путёвка туда.
33. Алёна Швец «Королева отстоя»
«Если стала королевой, то будь добра, сохрани весь отстой, который когда-то тебя сформировал» — объясняет название пока самого успешного альбома Алена Швец. Этот релиз продолжает историю героини первых песен артистки из Златоуста, самоуверенной «королевы сэконд-хэнда», но придает образу глубину и внутреннюю драму.
«Королева отстоя» разбита на две части: пять романтичных треков о любви и силе и еще пять об уязвимости и одиночестве. Сперва влюбчивая и скромная Швец обнаруживает в себе бунтарку и превращается в манипулятивную и жестокую дрянь. Разрушая все и всех вокруг, ее героиня чувствует боль и жуткую злость на мир, стандартам которого не может соответствовать, и закономерно оказывается на его обочине.
32. Truwer «Каз.Правды»
Знаешь Скриптонита? Ты и его знаешь. Truwer — давний музыкальный напарник Адиля Жалелова, появлявшийся еще на “Доме с нормальными явлениями”, — выпустил альбом-фундамент, на котором теперь будет возводиться его дальнейший музыкальный массив. Многие удивляются: столько лет в игре, а дебютный альбом выходит только сейчас. Да, но это альбом человека, который выбирался из грязи, пробивался наверх, преодолевал. Это именно что биографическая работа — где в первой же песне Truwer вспоминает, как увлечение рэпаком Фифти Сента переросло в жажду и самому попробовать что-то зачитать, он рассказывает о спортивном прошлом (Truwer — неоднократный призер соревнований по каратэ-киокушинкай на уровне Казахстана и СНГ), о семье, о музыкальных движениях. И много-много — о родном Павлодаре.
Если бы эта пластинка была фильмом, это были бы “Неограненные алмазы” — вштыренный адреналиновый трип по злым улицам. Только вместо Уикенда и Oneohtrix Point Never — здесь Скриптонит и Niman, чей до мелочей выверенный саунддизайн придает песням Трувера силу и зрелищность, инструменталы звучат то как завтрашний день, то как рэп нулевых, на который могли бы залететь Ruff Ryders, а в “Не мало” выныривает трансовый сэмпл, словно из девяностых. Флоу Трувера лишен острых углов, окончания слов он будто бы округляет, речитатив лишен статики, для Трувера он как особый стиль боевого искусства. А ведь он “только начался”.
31. Источник «Pop Trip»
Группа Источник появилась на волне успеха Пасош, и Петар Мартич был гостем их прошлого альбома. Тогда они играли примерный инди-рок с долей эмо и панка.
А на «Pop Trip» дуэт дал волю эмоциям и записал пока свой лучший релиз. Это хроника внутренней борьбы и поражения перед одиночеством, которую Источник озвучивает вне определенного жанра. Тут друг друга сменяют хип-хоп, эмо и соул, но группа не задерживается в них дольше, чем на одну песню.
“Pop Trip” — это выход внутренней боли, демонстрирующий, что эмо-музыка давно живет вне жанровых тегов.
Топ-50 отечественных альбомов 2020. Финал
Мы точно надолго запомним 2020 год. В том числе и за хорошую музыку. Заканчиваем подведение итогов топом 50 главных альбомов нашей сцены, которые сделали последние 12 месяцев чуть веселее и приятнее.
Партнер итогов года на The Flow — МегаФон. Подключив МегаФон Музыку, любой читатель может воспользоваться скидками и специальными условиями на любимые музыкальные сервисы: Boom, Яндекс.Музыка, Сберзвук, Deezer и Mubert. Достаточно быть абонентом МегаФона и перейти по ссылке.
50-41 | 40-31 | 30-21 | 20-11 | 10-1
10. Boulevard Depo «Old Blood»
“Old Blood” начинается запитченными словами Ксении Собчак из интервью с Алсу, где она рассказывает, что вся модная рэп-музыка делается в Уфе, а Boulevard Depo — “это дико популярно”. Через полгода после релиза альбом больше месяца провисит на первой строчке Apple Music, а Юрий Дудь будет спрашивать у Моргенштерна, почему его автор так популярен (цитата: “Загадка прям для многих”). Boulevard Depo действительно не стремился быть известным — не написал хит, не выпустил прорывной альбом (хотя о каком мы сейчас пишем?), не гнался за медийностью. Вместо этого он как граффитчик оттачивал стиль и эта верность себе привлекла последователей.
“Old Blood” — это альбом-хроника от человека, который уже больше десятка лет пишет о себе главу в истории жанра. Инструменталы с клавишными в духе русского рэпа конца 10-х, одна из песен прямолинейно называется “Возраст” и на ней появляется олд уфимской сцены Artur Kreem, а Depo рефлексирует о своем статусе — “Не искушен и не стал искусителем, ни душегубом не стал, ни спасителем, я наблюдателем стал, улыбнись”. А ближе к финалу “Old Blood” прозвучит четкое определение его стиля — “старая школа, но в новом рейстайлинге”. Старая кровь разбавила текущий поток, но не растворилась в нем, а ушла в собственное русло.
9. Хаски «Хошхоног»
Хочет этого Хаски или нет, к нему липучкой для мух намертво приклеился тег “поэт”. Мало кто в русском рэпе пишет с такой литературностью, куплеты немногих хочется разбирать на детальки и компоненты. После уже классического альбома “Любимые песни (воображаемых) людей” ждали как минимум чего-то похожего, но Хаски с улыбкой-ухмылкой-оскалом и фигами в карманах выпустил “Хошхоног”.
Если значительную часть альбома-предшественника сделал продюсер QT, в кредитсах “Хошхонога” числятся вышедший из театральной сцены Петербурга артист Бхима, White Punk, zavet (тоже артист с чертовщиной во взгляде), SP4K и не только. И на этом фоне Хаски зазвучал как никогда разнообразно. Дело даже не в трэп-битах и автотюне — “Владыка слов” будто сэмплирует киношные аранжировки прошлого века, “Частушки” заряжают инфернальным весельем, на “Реванше” звучит пронзительный аккордеон. Несколько лет назад лучшую песню альбома “Никогда-нибудь” просто невозможно было представить у Хаски — хотя бы за счет инородного “бэйби”, которое шокирует сильнее других провокаций “Хошхонога”.
Один француз-философ писал, что автор умирает, когда рождается его произведение. “Хошхоног” — это будто Хаски притворился мертвым, приоткрытым глазом следил за пришедшими помянуть из гроба, еле сдерживая хихиканье, а потом поднялся под возгласы и звуки падающих в обморок тел. “Смерть никогда не получит меня”, — читает он в последней песне альбома. Черному колдуну виднее.
8. ЛСП «One More City»
В сентябре ЛСП провернули мощный трюк: выпустили «тот самый второй альбом» через неделю после первого. После царства абсурда на рэп-мюзикле «Свиное рыло» слушатели получили «One More City» — завершение трилогии, начатой альбомами “Magic City” и “Tragic City”. Но если на первом во главе угла стояли грехопадение и деструктив, а на втором — глубинный фатализм, закончившийся концом света и плевком в вечность, то “One More City” — дорога в afterlife, где находится место как самым трагичным, так и — неожиданно — светлым песням в дискографии ЛСП.
Олег ставит перед слушателем зеркало и дает взглянуть на мир его глазами. Мир, в котором демифологизируются истории про вечную любовь и про “жили долго и счастливо”. В одной из ключевых песен герой буквально убивает любимую, чтобы та навсегда стала слепком некогда большого чувства. Чтобы любовь стала вечной. “One More City” — история про романтику, которая оборачивается трагедией. А ее герой, который как будто оказывается у ворот рая, ближе к концу падает обратно в ад.
За последние пару лет концертный состав ЛСП оброс большой группой — и это случай, когда такой шаг нужен чтобы подчеркнуть не статус, а новые ориентиры: это самый нерэперский альбом в карьере Олега Савченко, от трэп-эстетики «Magic City» он улетает в миры неожиданных хуков и мелодий («Бинокль»), а заодно попадает в самое сердечко 2020 года, когда «Девочка-пришелец» находит своё своё место в 400 с лишним тысячах тиктоков. Отличным рэпером Олег при этом быть не перестал: вот «Парный дурак», вот «Ууу» — и пойди докажи, что ЛСП уже не тот.
«One More City» в очередной раз переворачивает творческую вселенную группы с ног на голову и двигает её в абсолютно новом направлении. Каком? Понятия не имеем, но если у Олега получилось придумать отличный альбом даже из фанатского фейк-треклиста, то уж он-то точно знает, что делать со своей карьерой.
7. VACIO «Индепендент»
Екатеринбуржец Николай Васильев обучался в джазовом училище и играл инди-рок, а в рэп его привела, как ни странно, группа Каспийский Груз. Он был гитаристом на ее прощальных концертах, а первый альбом Васильева, назвавшего себя Vacio. выходил при протекции Веса.
“Индепендент” выходит уже на лейбле MLBC, которым руководит Роман Варнин из группы Мальбэк, да и вообще ощущение, что за этот год Vacio органично влился в другую тусовку: он продюсирует песню Федуку, фитует с OG Будой, а обложку альбома ему дизайнит Саша Сахарная. Изменились и песни: теперь Vacio делает музыку в жанре “пост-всё”.
Она похожа на игру в ассоциации: Молодой Платон фитует с Пасош, Кирилла Бледного приняли в РНБ Клуб, Увула и Melon Music устраивают общий бэк-ту бэк. Гитарные риффаки и дурацкие эдлибы, закатанный в автотюн голос и небрежная рок-н-ролльная манера пения сквозь зубы — причем ни один из элементов не мешает другому, а адаптирует его для своей вселенной.
6. Mnogoznaal «Круг ветров»
Mnogoznaal уже много лет относится к категории артистов со своим фирменным звуком — тем, который невозможно переложить на свой лад и сделать «песню как у Знаала». У этого скилла есть и обратная сторона: тебя нет-нет да обвинят «в самоповторах» и «ничего нового». Так случилось и с «Кругом ветров», критику комментировал и сам Макс: «Хоть убейте, я считаю, что мои треки разные. Да, их всех объединяет единая стилистика, но так оно и будет, так как я очень люблю этот звук всем сердцем».
И прелесть его песен — как раз в этой искренней любви автора к своей музыке. Он продолжает плести в треках истории, где сталкивает мир своих героев и нашего социума, превращает свой флоу в отдельный музыкальный инструмент и ловко читает хоть про вымышленных персонажей своей музыкальной вселенной, хоть обращается к невидимым соперникам в песне «Колхозник».
«Круг ветров» продолжает линию «Ночного ловца солнца» и «Гостиницы «Космос»» — это по-прежнему максимально задротский рэп, но сделанный с оглядкой на то, что его автор давно освоил классные хуки и припевы, служащие таким мостиком, связывающим фанатов Знаала-технаря с любителями его более мелодичной стороны.
5. Монеточка «Декоративно-прикладное искусство»
Второй альбом Монеточки и Вити Исаева отразил их творческий голод: тандем не стремился написать сиквел «Раскрасок для взрослых», вместо этого «Декоративно-прикладное искусство» звучит как посвящение главным российским музыкантам от Аллы Пугачевой и Ленинграда до Короля и Шута. Среди них выделяется «Папина любовница», очевидно вдохновленная «Pump Up the Jam».
До этого мы знали Монеточку как ироничного автора, истории в песнях которой были зачастую преувеличены до абсурда (но от того работали ещё лучше). В новом же альбоме она больше внимания уделяет драме: одиночество звезды, измены в семье (в которой жалко всех, и даже любовницу), ностальгии по детству и онкологии. Шуток тоже хватает, но обращенные к Горшку и Сергею Шнурову «Коза» и «Шприц» написаны будто на грани дисса, упрекая безобразный русский рок в мужланстве и испорченном детстве.
Этот альбом доказывает, что Монеточка не стала жертвой «синдрома второго альбома» — она по-прежнему вызывает улыбку и эмпатию. Только сама Монеточка стала взрослее и серьёзнее. Отсюда и песни, посвященные не только миру, Монеточку окружающему, но и ее внутренним устоям.
4. ЛСП «Свиное рыло»
Релиз «Свиного рыла» прервал трёхлетнее ожидание поклонниками ЛСП нового альбома. Только быстро оказалось, что этот релиз — не «большой альбом», а рэп-сказка про трех поросят и волка из Свинского союза (сюра добавляет и факт того, что идея релиза родилась из шутки фаната). Слушатели долго обсуждали, шутка ли сам альбом, а в итоге спустя неделю получили «настоящий» новый альбом (см. выше).
3. Matrang «Три»
Матранг советует соблюдать порядок песен при первом прослушивании нового альбома — и его изучение точно нужно начать именно так. «Три» — меланхоличная, но очень красивая и понятная история взросления, вдохновляющий рассказ о постоянном поиске себя.
Альбом демонстрирует три этапа в творчестве музыканта. «Падал столько раз, что начал падать красиво», — читает Матранг в первой главе. Хип-хоп-треки о непростом детстве, непонимании близких и взращивании веры в себя отсылают к началу его пути. Вторая часть раскрывает любовь Матранга к танцевальной музыке и обнаруживает наследие 90-х. Мелодии тут продолжают линию «Медузы», но больше погружаются в личное — как минимум потому что музыку к ней, как и ко всему релизу, Алан написал сам. Последняя глава — грустный поп, воплощение нынешнего образа артиста и самая личная часть и без того исповедального альбома, доказывающего разносторонность музыки Матранга.
2. Витя Исаев «Привет! Как дела?»
Последние пару лет Витя Исаев известен в основном как “саундпродюсер Монеточки”, и это вполне заслуженная регалия. Они — такой же важный творческий юнит отечественной музыки десятых, как Олег ЛСП с Ромой Англичанином или Луна со своим саундпродюсером Александром Волощуком.
Только вот еще за пять лет до Монеточки Исаев уже вовсю записывал изобретательный неосоул под именем БЦХ, а вся имевшаяся музыкальная пресса писала про него: “русский Фрэнк Оушен”. Выпущенный под своим именем (то есть, считай, дебютный) альбом Вити — тонкая интеллигентная эстрада: песни терапевтического толка, о том, что мучает мужчину-интроверта 30+, по звучанию где-то между Мотауном 80-х и Пугачевой периода первых великих альбомов. Песни на “Привет! Как дела?” настолько выпуклые и осязаемые, что к их герою можно прикоснуться.
Вот он описывает мучительный брак по залету с нелюбимой женой и ненавистным тестем, который тянет героя в гараж. А вот строит целую песню на том, что Нетфликс лучше секса — и по ходу ее убедительно объясняет, почему. В этих эмоциональных горках главный прикол альбома: с первых нот песни “Розовые очки” ты ждешь безоблачного фонового соула, а тебе выдают музыку довольного сильного внутреннего напряжения.
1. Feduk «ЙАЙ»
Последние два года Федук не выпускал альбомы и отделывался только синглами. И это время он с пользой потратил на то, чтобы перезагрузиться. И творчески, и психологически: похмелье от «Розового вина» осталось где-то в прошлом.
А его настоящее — это свежая голова и альбом «ЙАЙ», записанный совместно с участниками группы Cream Soda, которые тут отвечают за звук. Получилась идеальная коллаба для всех участвующих сторон. Федук расслабился и записал альбом без оглядок на вообще любые ожидания, участники Cream Soda показали, что могут подыграть не только с хаус-хиточками, но пойти и в трэп, и в поп-баллады — и куда только не.
«Русский народный трэп, ты снимаешь тикток, я нет», — беззаботно открывается первый куплет этого альбома. И от «ЙАЙ» и дальше веет лёгкостью. «Было ощущение, что приехали в лагерь, где было домашнее задание на всю смену — сделать отчётный концерт и представить свой отряд», — так Федук описывает процесс записи, который проходил на даче Димы из Cream Soda в Ярославской области.
2020 — сложный и непростой год для всех нас. Здорово, что в это же время у талантливых людей получилось отключиться от бесконечного вала проблем и подарить всем музыкальный праздник. И довольно показательно, что он завершается строчками «тепла требуют наши сердца». Его и пожелаем всем в 2021-м.