лучшие российские военные вертолеты

Все за сегодня

Политика

Экономика

Наука

Война и ВПК

Общество

ИноБлоги

Подкасты

Мультимедиа

Военное дело

Hamshahri (Иран): 5 лучших российских вертолетов на все времена

От легендарных «Крокодилов» до «Ночных Охотников»

Фотожурнал «Вооружение» никогда не публиковал столь большое количество фотографий с изображением вооружения и военной техники, если оно не представляло боевую технику именно СССР. Среди этих снимков также очень много фото, запечатлевших вертолеты. В первую очередь, наверное, стоит рассказать о тех представителях вертолетной авиации советского производства, которые проектировались как многоцелевые.

Некоторые из этих вертолетов были прямо-таки вооружены до зубов, очевидно, чтобы использоваться непосредственно в боевых действиях самого серьезного характера, причем как наступательное вооружение. Некоторые же не предназначались, в первую очередь, для боевых действий, но все равно имели легкое вооружение, рассчитанное на самооборону. Таковыми были транспортные вертолеты, также предназначенные для транспортировки раненых или для разного рода гуманитарных акций, а также вертолеты-разведчики. Ниже мы познакомимся с пятеркой вертолетов советского и российского производства, считающихся самыми лучшими в мире и за всю историю авиатехники.

Вертолет МИ-24 «Крокодил»

Контекст

лучшие российские военные вертолеты. Смотреть фото лучшие российские военные вертолеты. Смотреть картинку лучшие российские военные вертолеты. Картинка про лучшие российские военные вертолеты. Фото лучшие российские военные вертолеты

TNI: Россия вкладывается в тяжелые ударные вертолеты

Читатели Yahoo: рекомендуем Японии закупить эти российские вертолеты

Вертолет Ми-28 или «Ночной охотник»

Самая первая модель этого вертолета была представлена на выставке в 1978 году. Потом он претерпел некоторое обновление и тоже поступил на рынок вооружения. Это вертолет, также предназначенный именно для боевых действий против наземной бронетехники, и, как показывает его «псевдоним», он может выполнять свои боевые задачи в любое время суток, и в дневное, и в ночное время, и в то же время, при любых атмосферных и погодных условиях. Но в отличие от Ми-24, Ми-28 не предназначен для транспортировки пехоты — он просто не обладает необходимым пространством. В нем могут присутствовать только два человека — сам пилот и один оператор-артиллерист. Зато на его борту могут находиться снаряды и ракеты для использования в боевых действиях, кроме того, он оснащен автоматической пушкой, способной производить от 200 до 800 выстрелов в минуту.

Вертолет Камов, Ка-52, или снова «крокодил»

В 70-е годы прошлого столетия советские инженеры конструкторского бюро «Камов» разработали еще один новый однопилотный вертолет, который также стал известен под названием «Черная акула». Этот вертолет, с точки зрения маневренности, стал по-настоящему революционной разработкой. Но в то же время оказалось, что только одному пилоту работать с ним было чрезвычайно сложно.

Для решения этой проблемы уже российские конструкторы разработали его улучшенную модификацию, получившую наименование Ка-52, в котором могло находиться уже два пилота. Массовое производство его началось только в 2008 году. Он стал известен под псевдонимом «Аллигатор» и способен осуществлять полеты в дневное и ночное время и при неблагоприятных условиях. Эта модель также оснащена одной автоматической пушкой, сходной с той, которая использовалась «Ночным охотником».

Вертолет Ми-8

Данный вертолет имеет две турбины большего объема, чем предыдущие, о которых шла речь выше. В целом это транспортный вертолет, однако тоже способен выполнять боевые задачи. Он может использоваться как передвижной воздушно-десантный командный пункт, просто как вертолет, способный вести огонь, а также может осуществлять воздушную разведку.

Массовое производство вертолетов Ми-8 началось давно, еще в 1967 году, но он остается в производстве до сих пор, — это случай в истории авиастроения, когда летательный аппарат продолжает производиться в течение столь длительного периода.

Из-за того, что Ми-8 широко использовался как в России, так и в других странах мира, он претерпел за всю свою историю множество видоизменений, и также может применяться для самых разных целей, как военного, так и гражданского характера: может вести разведку, может применяться в чрезвычайных ситуациях, для минирования, транспортировки грузов и военнослужащих, и для прочих целей.

Вертолет Ми-26

Это самая крупная «версия» вертолетов, остающаяся в массовом производстве до сих пор. Впервые он был представлен еще в 1980 году, это образец также многоцелевого характера, как для целей военного, так и гражданского характера и продолжает выпускаться и в настоящее время.

Безусловно, благодаря своей большой площади, он все же предназначен в основном для транспортировки, прежде всего, объемных и тяжелых грузов. Ми-26 — это новая версия модели Ми-6, которая тогда представляла собой самый крупный вертолет в мире. В сравнении с прежней моделью, новый вертолет Ми-26 имеет площадь кабины в два раза большую и может перевозить грузы весом до 20 тонн.

Самый известный и массовый случай применения этого вертолета пришелся на год катастрофы на Чернобыльской АЭС, когда он показал свои колоссальные возможности по транспортировке и использовался для предотвращения радиоактивных осадков путем выброса на земную поверхность особой клейкой жидкости, связывающей радиоактивную пыль, и для обработки поврежденного реактора атомной электростанции песком и свинцом.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Источник

Российские вертолеты нового поколения: обзор перспективных разработок

Вертолеты появились над полями боев относительно скоро после завершения Второй мировой войны. Первое массовое применение винтокрылых машин состоялось во время корейского конфликта, и первопроходцами в этом стали американцы. Первоначально вертолеты выполняли функцию разведчиков, корректировщиков огня, эвакуировали раненых (благодаря использованию вертолетов для эвакуации выживаемость раненых бойцов в армии США выросла в несколько раз). На заре своей военной карьеры вертолеты не выполняли ударных функций.

лучшие российские военные вертолеты. Смотреть фото лучшие российские военные вертолеты. Смотреть картинку лучшие российские военные вертолеты. Картинка про лучшие российские военные вертолеты. Фото лучшие российские военные вертолеты

Через некоторое время мир вошел в эпоху окончательного обрушения колониальной системы, и в разных уголках планеты вспыхнули вооруженные конфликты, для которых были характерны активные партизанские действия. Оказалось, что вертолеты, в отличие от боевых самолетов, прекрасно подходят для борьбы с партизанами.

Переломным моментом в истории боевых вертолетов стал октябрь 1973 года, когда во время арабо-израильского конфликта 18 израильских вертолетов «Кобра» в одном вылете уничтожили 90 египетских танков. С этого дня одной из основных задач боевых вертолетов стала борьба с бронетехникой.

лучшие российские военные вертолеты. Смотреть фото лучшие российские военные вертолеты. Смотреть картинку лучшие российские военные вертолеты. Картинка про лучшие российские военные вертолеты. Фото лучшие российские военные вертолеты

В Советском Союзе не сразу разглядели потенциал вертолетов, но затем принялись быстро наверстывать упущенное. В 1971 году появился первый опытный образец ударного советского вертолета Ми-24. Эта легендарная машина до сих пор стоит на вооружении России и многих других стран. За время своей долгой службы «крокодил» успел поучаствовать в десятках конфликтах, прошел суровые испытания афганской войны и претерпел многочисленные усовершенствования. Если американский вертолет Bell UH «Хьюи» – это символ вьетнамской войны, то Ми-24 «крокодил» – это символ войны в Афганистане.

лучшие российские военные вертолеты. Смотреть фото лучшие российские военные вертолеты. Смотреть картинку лучшие российские военные вертолеты. Картинка про лучшие российские военные вертолеты. Фото лучшие российские военные вертолеты

лучшие российские военные вертолеты. Смотреть фото лучшие российские военные вертолеты. Смотреть картинку лучшие российские военные вертолеты. Картинка про лучшие российские военные вертолеты. Фото лучшие российские военные вертолеты

Ми-28 «Ночной охотник»

Ми-28 «Ночной охотник» – по сути глубоко переработанный и модернизированный Ми-24. В новой машине полностью избавились от грузовой кабины и значительно изменили носовую часть. Первый вертолет Ми-28А появился в 1987 году. А в 1996 году поднялся в воздух его вариант улучшенный Ми-28Н, получивший название «Ночной охотник».

лучшие российские военные вертолеты. Смотреть фото лучшие российские военные вертолеты. Смотреть картинку лучшие российские военные вертолеты. Картинка про лучшие российские военные вертолеты. Фото лучшие российские военные вертолеты

Главное отличие «Ночного охотника» от Ми-28А – это комплекс бортового радиоэлектронного оборудования. Над втулкой винта находится РЛС «Арбалет», которая и превращает вертолет во всепогодную машину, способную выполнять задачи в любое время суток. Все электронное оборудование Ми-28 объединили в единый вычислительный комплекс, на который приходит вся информация от тепловизорных и оптических датчиков и надвтулочной РЛС. Это дает возможность создать для пилотов целостную картину окружающей обстановки. В памяти машины есть большой банк картографической информации, что облегчает пилотирование вертолета на малых высотах с огибанием рельефа. Перед пилотами формируется трехмерное изображение участка, где находится вертолет, с указанием возможных препятствий и целей.

лучшие российские военные вертолеты. Смотреть фото лучшие российские военные вертолеты. Смотреть картинку лучшие российские военные вертолеты. Картинка про лучшие российские военные вертолеты. Фото лучшие российские военные вертолеты

Надвтулочная РЛС позволяет Ми-28 «прятаться» за складками местности – достаточно «выставить» антенну и получить полную информацию об окружающей обстановке. На вооружении Ми-28Н стоит 30-мм пушка, также есть четыре точки подвески, на которые можно установить четыре пакета неуправляемых ракет или ПТРК «Штурм» или «Атака».

Явным образцом для создателей Ми-28Н стал американский Hughes AH-64 Apache. Советским конструкторам удалось создать вертолет с аналогичными характеристиками за гораздо меньшие деньги. Ми-28Н «Ночной охотник» является аналогом AH-64 Apache Longbow и по своим характеристикам не уступает ему.

лучшие российские военные вертолеты. Смотреть фото лучшие российские военные вертолеты. Смотреть картинку лучшие российские военные вертолеты. Картинка про лучшие российские военные вертолеты. Фото лучшие российские военные вертолеты

Идея строить новый вертолет на базе Ми-24 оказалась не так уж плоха. Наиболее удачные решения, использованные в конструкции Ми-24, применены и на Ми-28. Часть узлов вертолета уже хорошо знакома техническому персоналу, изготавливать такой вертолет гораздо дешевле.

Технические характеристики вертолета Ми-28Н

Взлетная масса, кг

Скорость, км/ч

Потолок, м

Статический3450Динамический5750Дальность полета, км460Перегоночная дальность, км1105Размеры габаритные, м16,85*4,81Диаметр несущего винта, м17,2

Вооружение

Пушка, 30-мм1Неуправляемые и управляемые ракеты

Видео о Ми-28Н

«Черная акула» и «Аллигатор»

Вторым участником вышеупомянутого исторического конкурса было КБ Камова, и “камовцы” предложили вертолет действительно революционной конструкции. Если Ми-28 был выполнен по классической схеме с одним несущим и одним рулевым винтом, то камовский Ка-50 «Черная акула» сделали по соосной схеме, с двумя несущими винтами. Это дало лучшую удельную мощность (в классической схеме примерно 10-15% мощности двигателя уходит на рулевой винт), но такая схема технически значительно сложнее. Она делает Ка-50 одним из самых маневренных вертолетов в мире.

Такие вертолеты более компактны в поперечной проекции, но имеют большую высоту. Ка-50 должен был уничтожать противника ракетами с дистанции 10 километров, находясь вне досягаемости его ПВО. При этом он изначально проектировался как одноместный. Целеуказание он должен был получать от вертолета-разведчика.

лучшие российские военные вертолеты. Смотреть фото лучшие российские военные вертолеты. Смотреть картинку лучшие российские военные вертолеты. Картинка про лучшие российские военные вертолеты. Фото лучшие российские военные вертолеты

Машина имеет прекрасное бронирование, при изготовлении вертолета активно использовались композитные материалы. Вертолет вооружен 30-мм пушкой, имеет четыре точки подвески. На них могут быть установлены неуправляемое и управляемое ракетное вооружение. Основное противотанковое вооружение вертолета – ПТУР «Вихрь».

Ка-50 приняли на вооружение в 1995 году, но уже в 2009 году его производство было прекращено после выпуска всего 15 машин. В настоящее время вместо Ка-50 выпускается еще одна разработка КБ Камова – двухместная версия этой машины – Ка-52 «Аллигатор».

лучшие российские военные вертолеты. Смотреть фото лучшие российские военные вертолеты. Смотреть картинку лучшие российские военные вертолеты. Картинка про лучшие российские военные вертолеты. Фото лучшие российские военные вертолеты

Технические характеристики вертолета Ка-50 “Черная акула”

Взлетная масса, кг

Скорость, км/ч

Потолок, м

Статический4000Динамический5500Дальность полета, км460Перегоночная дальность, км1160Размеры габаритные, м16*4,93Диаметр несущего винта, м14,5

Вооружение

Пушка, 30-мм1Неуправляемые и управляемые ракеты

Одной из основных причин прекращение производства Ка-50 стала как раз «одноместность» этого вертолета». Пилотировать вертолет на малых высотах – очень непросто, еще сложнее вести при этом огонь по противнику. Вертолет соосной схемы довольно сложен в пилотировании и требует от пилота серьезного мастерства. Поэтому на смену Ка-50 «Черная акула» пришел Ка-52 «Аллигатор».

лучшие российские военные вертолеты. Смотреть фото лучшие российские военные вертолеты. Смотреть картинку лучшие российские военные вертолеты. Картинка про лучшие российские военные вертолеты. Фото лучшие российские военные вертолеты

Ка-52 – двухместная модификация Ка-50. Вертолет отличается от своего предшественника измененной носовой частью и комплексом нового радиоэлектронного оборудования. Ка-52 изначально задумывался как командирская машина, координирующая действия группы вертолетов Ка-50.

На Ка-52 установлен многофункциональный навигационный комплекс «Аргумент-2000», который делает вертолет всепогодным и способным летать в любое время суток. Он состоит из поисково-прицельной системы ГОЭС-451 и обзорно-пилотажной системы.
Вооружение аналогично вооружению Ка-50.

лучшие российские военные вертолеты. Смотреть фото лучшие российские военные вертолеты. Смотреть картинку лучшие российские военные вертолеты. Картинка про лучшие российские военные вертолеты. Фото лучшие российские военные вертолеты

“Ансат”

Еще одной интересной машиной, которая в различных комплектациях уже поставляется в Вооруженные силы и гражданским заказчикам, является вертолет «Ансат», разработанный и изготовленный на Казанском вертолетном заводе. «Ансат» построен по классической одновинтовой схеме, имеет два газотурбинных двигателя. Он может поднимать до 1300 килограмм груза или 9 пассажиров.

лучшие российские военные вертолеты. Смотреть фото лучшие российские военные вертолеты. Смотреть картинку лучшие российские военные вертолеты. Картинка про лучшие российские военные вертолеты. Фото лучшие российские военные вертолеты

Первый свой полет «Ансат» совершил в 1999 году. Машина универсальна: может перевозить грузы, пассажиров, использоваться в качестве медицинского и поисково-спасательного вертолета. Казанские конструкторы создали модификацию «Ансат-У» – учебный вертолет для обучения курсантов военных училищ.

Стремительный Ми

В прессе появилась информация о разработке нового высокоскоростного вертолета в КБ имени Миля. В 2020 году проект новой машины должен быть закончен. В 2014-2015 годах на этот проект из государственного бюджета планировалось выделить 4 миллиарда рублей.

Изначально в этой программе участвовало и КБ имени Камова, но проект КБ Миля был признан более удачным. Новый вертолет должен иметь дальность полета до 1,5 тысячи километров и развивать скорость до 450 км/ч. Вертолет создается для потребностей гражданской авиации.

Можно добавить, что созданием скоростного вертолета занимаются и в других странах. В частности, сейчас подобную машину разрабатывают в Sikorsky Aircraft.

Старый конь борозды не портит

На сегодняшний день в России осталось большое количество старых, проверенных временем Ми-24. Еще в 1999 году была разработана программа модернизации этих вертолетов. Обновленная машина получила обозначение Ми-35. Она производится для нужд Министерства обороны России и экспортируется за рубеж.

В новом вертолете установлена новая тепловизорная система и приборы ночного видения. Кроме того, Ми-35 оборудован системой спутниковой навигации, позволяющей точно определить координаты машины.

К началу 2014 года для министерства обороны России было изготовлено 24 Ми-35, еще почти 50 единиц планировалось передать российским военным к 2020 году.

Ми-171А2 и Ми-38

Еще одной интересной машиной, находящейся на стадии государственных испытаний, является вертолет Ми-171А2. Это не что иное как глубокая модернизация знаменитого Ми-8. По сути, эта машина – продолжение славных традиций вертолетов Ми-8/17, выполненная на современном технологическом уровне, с использованием самых современных технологий и материалов. На новом вертолете будут установлены современная система управления, силовая установка, будет переделан салон. В 2014 году вертолет был сертифицирован, в 2016-м началось его серийное производство.

лучшие российские военные вертолеты. Смотреть фото лучшие российские военные вертолеты. Смотреть картинку лучшие российские военные вертолеты. Картинка про лучшие российские военные вертолеты. Фото лучшие российские военные вертолеты

Еще одной репликой Ми-8/17 является грузопассажирский вертолет Ми-38. В эту машину было внесено множество модификаций. Современная авионика, полностью стеклянная кабина, широкое использование композитных материалов. Несущие винты вертолета выполнены полностью из композитных материалов и не требуют замены в течение всего срока службы машины.

лучшие российские военные вертолеты. Смотреть фото лучшие российские военные вертолеты. Смотреть картинку лучшие российские военные вертолеты. Картинка про лучшие российские военные вертолеты. Фото лучшие российские военные вертолеты

Создано несколько модификаций Ми-38, способные выполнять разные функции: возить пассажиров и грузы, выполнять поисково-спасательные работы. В 2014 году проводились испытательные полеты, а в начале 2015-м состоялась сертификация Ми-38.

Видео о новейших российских вертолетах


Источник

Названы лучшие вертолеты российской армии

лучшие российские военные вертолеты. Смотреть фото лучшие российские военные вертолеты. Смотреть картинку лучшие российские военные вертолеты. Картинка про лучшие российские военные вертолеты. Фото лучшие российские военные вертолеты

Москва, 28 октября. Армейской авиации Воздушно-космических сил России исполнилось 72 года.

Современная армейская авиация является одним из главных средств достижения целей в вооруженных конфликтах. При этом она способна выполнять не только боевые задачи, но оказывать поддержку в ликвидации последствий стихийных бедствий природного и техногенного характера.

Армейская авиация берет свое начало с 1948 года, когда была сформирована первая вертолетная эскадрилья в городе Серпухов. В настоящее время на этой базе есть абсолютно все типы вертолетов, которые используют в армейской авиации. Однако костяк армейской авиации составляет «ударная пятерка» вертолетов, которые являются одними их лучших.

Одним из самых известных ударных вертолетов является Ка-52 «Аллигатор». Вертолет выполнен по соосной схеме несущих винтов, а также обладает хорошей броней и мощным вооружением, передает «НьюИнформ».

лучшие российские военные вертолеты. Смотреть фото лучшие российские военные вертолеты. Смотреть картинку лучшие российские военные вертолеты. Картинка про лучшие российские военные вертолеты. Фото лучшие российские военные вертолеты

Также в распоряжении российских военных есть Ми-28Н «Ночной охотник». Данная машина способна выполнять фигуры высшего пилотажа, что позволяет ей вести эффективную борьбу с любыми целями даже в ночное время суток.

лучшие российские военные вертолеты. Смотреть фото лучшие российские военные вертолеты. Смотреть картинку лучшие российские военные вертолеты. Картинка про лучшие российские военные вертолеты. Фото лучшие российские военные вертолеты

Кроме того, в составе армейской авиации есть вертолеты Ми-24 «Крокодил». Этот вертолет прошел ряд вооруженных конфликтов, благодаря чему признан настоящей легендой. При этом «Крокодил» находится на втором месте по распространенности в мире, уступая лишь американскому AH-64 Apache.

лучшие российские военные вертолеты. Смотреть фото лучшие российские военные вертолеты. Смотреть картинку лучшие российские военные вертолеты. Картинка про лучшие российские военные вертолеты. Фото лучшие российские военные вертолеты

На службе ВКС РФ также находится транспортно-боевой вертолет Ми-8, появившийся в СССР в 60-х годах. Данный вертолет является самой массовой двухдвигательной машиной в мире. Его эксплуатируют более 50 государств.

лучшие российские военные вертолеты. Смотреть фото лучшие российские военные вертолеты. Смотреть картинку лучшие российские военные вертолеты. Картинка про лучшие российские военные вертолеты. Фото лучшие российские военные вертолеты

Тяжелый многоцелевой транспортный вертолет Ми-26 не обладает вооружением, однако несет службу в составе армейской авиации. Машина обладает грузоподъемностью до 20 тонн и способна осуществлять переброску техники и десанта. Ми-26 является крупнейшим серийным вертолетом в мире.

лучшие российские военные вертолеты. Смотреть фото лучшие российские военные вертолеты. Смотреть картинку лучшие российские военные вертолеты. Картинка про лучшие российские военные вертолеты. Фото лучшие российские военные вертолеты

Источник

Современные российские ударные вертолеты

Одним из важнейших пунктов текущей Госпрограммы вооружений (ГПВ) является поставка свыше 1100 вертолетов. К 2020 году отечественная оборонная промышленность должна передать вооруженным силам именно такое количество винтокрылой техники. Уже начались поставки и в войска идут вертолеты семи типов и модификаций. К окончанию Госпрограммы количество типов может увеличиться в полтора-два раза. Особое внимание в ходе закупок новых вертолетов уделяется ударным машинам. До недавнего времени задачу поддержки войск и атак противника возлагали только на «старичка» Ми-24 и его модификации. Теперь же военно-воздушные силы получают сразу три типа боевых вертолетов, отличающихся друг от друга характеристиками, оборудованием и ударными возможностями. Это Ми-35М (глубокая модернизация Ми-24, также известная как Ми-24ВМ), Ми-28Н и Ка-52. Всего несколько лет назад можно было надеяться на продолжение строительства вертолета Ка-50, однако в результате он был снят с производства в пользу более нового и совершенного Ка-52. Попробуем внимательно рассмотреть имеющиеся ударные вертолеты, сравнить и оценить их возможности. К сожалению, часть технической информации по новейшим вертолетам пока не стала достоянием общественности, поэтому придется довольствоваться лишь имеющимися официальными данными, пусть даже и неполными.

Рассматриваемые машины значительно различаются в конструктивном аспекте. Машины фирмы «Миль» выполнены по классической схеме с несущим и хвостовым винтами. Также они оснащены оригинальными Х-образными рулевыми винтами, имеющими повышенную эффективность по сравнению с винтами обычной схемы. Ка-52, в свою очередь, выполнен по традиционной для «Камова» схеме и имеет два соосных несущих винта. Плюсы и минусы используемых схем уже не первый год являются предметом ожесточенных споров, однако конструкторы и военные сделали свой выбор: они понимают минусы классической и сосной схем, но ради имеющихся преимуществ готовы их терпеть. Кроме того, некоторый интерес представляет тот факт, что основными вертолетами российских ВВС к 2020 году должны стать «классический» Ми-28Н и соосный Ка-52. Таким образом, наблюдается, если можно так выразиться, баланс между схемами.

лучшие российские военные вертолеты. Смотреть фото лучшие российские военные вертолеты. Смотреть картинку лучшие российские военные вертолеты. Картинка про лучшие российские военные вертолеты. Фото лучшие российские военные вертолеты

лучшие российские военные вертолеты. Смотреть фото лучшие российские военные вертолеты. Смотреть картинку лучшие российские военные вертолеты. Картинка про лучшие российские военные вертолеты. Фото лучшие российские военные вертолеты

Все три вертолета ощутимо различаются уже на уровне массогабаритных параметров. Наименьшие размеры среди рассматриваемых машин имеет Ка-52. При максимальной взлетной массе 10400 килограмм он имеет длину 13,5 метра и диаметр несущих винтов 14,5 м. Милевский Ми-28 немного крупнее: длина 17 метров, диаметр несущего винта 17,2 м и максимальная взлетная масса 11,7 тонны. Самым крупным из новых вертолетов является Ми-35М, имеющий максимальный взлетный вес 11800 кг и длину свыше 18,5 метра. Примечательно, что оба вертолета фирмы «Миль» оснащены одинаковыми несущими и рулевыми винтами, изначально разработанными для Ми-28Н.

Интересным образом обстоят дела с силовой установкой вертолетов. Все они, в соответствии с тенденциями развития боевых вертолетов, оснащены двумя двигателями. Это снижает риски, связанные с повреждением одного из двигателей и, как следствие, повышает живучесть машин в условиях боя. Кроме того, все три вертолета оснащаются турбовальными моторами семейства «Климов» ТВ3-117ВМА. Ми-35М имеет двигатели этой модели с взлетной мощностью 2200 лошадиных сил каждый, а Ми-28Н и Ка-52 оснащаются более поздними модификациями. Так, Ми-28Н комплектуется моторами ВК-2500-02 (по 2200 л.с. на взлетном режиме), а Ка-52 оснащен двигателями ВК-2500 с возможностью «разгона» до 2400 л.с. Стоит отметить, что указанные показатели мощности достигаются только в течение определенного непродолжительного времени. В полете рекомендуется держать мощность двигателей на уровне не более 1750-1800 лошадиных сил. При этом все двигатели семейства ТВ3-117ВМА имеют чрезвычайный режим, на котором способны достигнуть планки в 2600-2700 лошадиных сил. Правда, такие показатели мощности требуют последующего дополнительного обслуживания.

лучшие российские военные вертолеты. Смотреть фото лучшие российские военные вертолеты. Смотреть картинку лучшие российские военные вертолеты. Картинка про лучшие российские военные вертолеты. Фото лучшие российские военные вертолеты

лучшие российские военные вертолеты. Смотреть фото лучшие российские военные вертолеты. Смотреть картинку лучшие российские военные вертолеты. Картинка про лучшие российские военные вертолеты. Фото лучшие российские военные вертолеты

Летные параметры всех трех вертолетов достаточно близки, хотя и отличаются друг от друга. Максимальная скорость всех машин находится в пределах 310-320 километров в час. При этом Ми-35М и Ка-52 при необходимости могут разогнаться и до 340 км/ч, однако эта скорость в заявленных характеристиках значится как максимально допустимая. Более новые вертолеты Ми-28Н и Ка-52 выигрывают у глубоко модернизированного Ми-24 в динамическом и статическом потолке. Первый показатель у этих машин находится в пределах 5-5,5 тыс. метров, второй – равен 3600 м. Статический и динамический потолок Ми-35М меньше этих показателей на 450-500 метров. Ми-35М не может похвастать и дальностью полета. Его практическая дальность равна 420 километрам, а в перегоночной конфигурации он способен преодолеть до тысячи километров. Для Ми-28Н эти показатели составляют 500 и 1100, а для Ка-52 – 520 и 1200 километров соответственно.

лучшие российские военные вертолеты. Смотреть фото лучшие российские военные вертолеты. Смотреть картинку лучшие российские военные вертолеты. Картинка про лучшие российские военные вертолеты. Фото лучшие российские военные вертолеты

Экипаж и его защита

Концепция применения ударных вертолетов подразумевает высокие риски подвергнуться атаке зенитных средств противника. Из-за этого все машины такого класса имеют целый набор средств обеспечения безопасности экипажа. Все три рассматриваемых вертолета – Ми-35М, Ми-28Н и Ка-52 – имеют экипажи из двух человек. По результатам длительных споров, наиболее выгодной была признана схема с двумя летчиками: пилотом и оператором вооружений. Ранее предлагалось возложить все обязанности на одного летчика, но такой вариант заказчик в лице Минобороны признал бесперспективным и неудобным. В результате все новые отечественные ударные вертолеты делаются двухместными.

лучшие российские военные вертолеты. Смотреть фото лучшие российские военные вертолеты. Смотреть картинку лучшие российские военные вертолеты. Картинка про лучшие российские военные вертолеты. Фото лучшие российские военные вертолеты

лучшие российские военные вертолеты. Смотреть фото лучшие российские военные вертолеты. Смотреть картинку лучшие российские военные вертолеты. Картинка про лучшие российские военные вертолеты. Фото лучшие российские военные вертолеты

На случай вынужденной посадки с большой вертикальной скоростью вертолеты Ми-35М, Ми-28Н и Ка-52 имеют шасси специальной конструкции, поглощающей часть силы удара о землю. Большая часть оставшегося удара поглощается креслами специальной конструкции. Кроме того, вертолеты Ка-52 и Ми-28Н имеют катапультную систему для спасения летчиков при аварии на больших высотах.

лучшие российские военные вертолеты. Смотреть фото лучшие российские военные вертолеты. Смотреть картинку лучшие российские военные вертолеты. Картинка про лучшие российские военные вертолеты. Фото лучшие российские военные вертолеты

лучшие российские военные вертолеты. Смотреть фото лучшие российские военные вертолеты. Смотреть картинку лучшие российские военные вертолеты. Картинка про лучшие российские военные вертолеты. Фото лучшие российские военные вертолеты

лучшие российские военные вертолеты. Смотреть фото лучшие российские военные вертолеты. Смотреть картинку лучшие российские военные вертолеты. Картинка про лучшие российские военные вертолеты. Фото лучшие российские военные вертолеты

В обязанности штурмана-оператора также входит работа с управляемым вооружением. Традиционно все отечественные ударные вертолеты имеют возможность несения противотанковых ракет, и Ми-35М, Ми-28Н и Ка-52 не стали исключением. Рассматриваемые машины фирмы «Миль» могут нести до 12-16 противотанковых управляемых ракет «Штурм» или «Атака». Арсенал Ка-52 состоит из ракет «Атака» или «Вихрь». Эти ракетные комплексы ощутимо отличаются друг от друга характеристиками ракет и систем наведения.

Дальнейшим развитием «Штурма-В» стал комплекс «Атака-В» с ракетой 9М120. В ходе модернизации улучшились характеристики ракеты. Так, 9М120 способна доставлять боевую часть на расстояние до десяти километров и пробивать до 800 миллиметров гомогенной брони за динамической защитой. Имеются сведения о разработке лазерной головки самонаведения для ракеты «Атака». Принцип наведения ракеты по командам с вертолета аналогичен «Штурму». Эта особенность комплекса «Атака-В» является поводом для критики. Стоит отметить, что при скорости около 500 м/с ракета 9М120 достигает цели на максимальной дальности примерно за 20 секунд. Во избежание поражения вертолета во время «прыжка» бортовая аппаратура управления «Атаки» обеспечивает возможность маневрирования с некоторыми ограничениями по крену и тангажу.

Несмотря на свое ударное предназначение, вертолеты Ми-35М, Ми-28Н и Ка-52 имеют возможность нести управляемые ракеты «воздух–воздух», предназначенные для самообороны. Это ракеты «Игла-В» (дальность до 5-6 км) и Р-60 (7-8 км). Количество ракет на подвеске зависит от тактической необходимости и типа вертолета. Так, Ми-35М несет только две ракеты «Игла-В», а Ми-28Н и Ка-52 – до четырех «Игл» или Р-60.

лучшие российские военные вертолеты. Смотреть фото лучшие российские военные вертолеты. Смотреть картинку лучшие российские военные вертолеты. Картинка про лучшие российские военные вертолеты. Фото лучшие российские военные вертолеты

лучшие российские военные вертолеты. Смотреть фото лучшие российские военные вертолеты. Смотреть картинку лучшие российские военные вертолеты. Картинка про лучшие российские военные вертолеты. Фото лучшие российские военные вертолеты

Основой бортового радиоэлектронного оборудования вертолета Ми-28Н является комплекс ПрНК-28, обеспечивающий осуществление полетов и боевую работу. В этот комплекс интегрированы системы управления вооружением, а также аппаратура навигации. Кроме того, ПрНК-28 связан с радиолокационной станцией Н-025. Ее антенна размещается в характерном сферическом обтекателе над втулкой винта. Использование радиолокационной станции значительно расширяет возможности вертолета, так как позволяет действовать в любую погоду и в любое время суток. РЛС Н-025 имеет два основных режима работы: по воздушным и по наземным целям. В случае слежения за землей РЛС в режиме картографирования «осматривает» сектор шириной в 120 градусов на дальности до 32 километров. Обнаружение и сопровождение целей, в зависимости от их ЭПР, происходит на расстояниях 12-15 километров (танк). Более крупные объекты, такие как мосты, станция замечает с 23-25 км. В режиме работы по воздуху антенна станции производит круговое сканирование в секторе 60 градусов по углу места (в вертикальной плоскости). Самолеты и вертолеты в таком случае «видны» на расстоянии порядка 15 километров. Зенитные ракеты и боеприпасы «воздух-воздух» – с пяти-шести километров. Таким образом, пилоты имеют возможность своевременно узнать об атаке и проделать все необходимые действия.

Комплекс бортового оборудования вертолета Ка-52 в некоторой мере похож на примененный на Ми-28Н, однако имеет ряд отличий. К примеру, предназначенная для Ка-52 радиолокационная станция РН01 «Арбалет» изначально строилась по двухмодульной схеме. Антенну первого блока этой РЛС планировалось устанавливать под радиопрозрачным носовым обтекателем, второго – над втулкой несущих винтов. На данный момент все или почти все новые серийные вертолеты комплектуются носовым блоком РЛС, а насчет надвтулочного точных данных нет. Такое оригинальное разделение радиолокационной системы было предложено для улучшения характеристик комплекса: носовая антенна может все время работать только по наземным целям, а надвтулочная – только по воздушным. Таким образом, вертолет становится способным вовремя реагировать на различные угрозы, одновременно собирая информацию об обстановке в воздухе и на земле. Также в состав оборудования вертолета Ка-52 входит оптико-электронная станция ГОЭС-520, предназначенная для круглосуточного наблюдения за местностью и обнаружения целей. Оптико-электронная станция размещена внизу фюзеляжа, сразу за носовым обтекателем.

лучшие российские военные вертолеты. Смотреть фото лучшие российские военные вертолеты. Смотреть картинку лучшие российские военные вертолеты. Картинка про лучшие российские военные вертолеты. Фото лучшие российские военные вертолеты

лучшие российские военные вертолеты. Смотреть фото лучшие российские военные вертолеты. Смотреть картинку лучшие российские военные вертолеты. Картинка про лучшие российские военные вертолеты. Фото лучшие российские военные вертолеты

Как видим, все современные российские ударные вертолеты как схожи, так и отличны друг от друга. Схожесть обусловлена общими взглядами военных на облик современной винтокрылой машины, а различия вызваны отличающимися мнениями конструкторов разных фирм. Тем не менее, все новые вертолеты – в первую очередь это касается Ка-52 и Ми-28Н – имеют больше сходств, чем отличий. Так, они способны нести неуправляемое и управляемое вооружение, а также проводить атаки с расстояния до десяти километров (ПТУР «Атака» и «Штурм»). Еще одной характерной чертой этих вертолетов является наличие встроенной радиолокационной станции. Если вопрос с надвтулочным модулем РЛС «Арбалет» решится в пользу его установки, то к сходству Ми-28Н и Ка-52 добавится еще один пункт.

Собственно говоря, Ка-52 и Ми-28Н, являясь современными вертолетами, еще и претендуют на звание боевых машин ближайшего будущего. Судя по текущим тенденциям развития ударных вертолетов, при своевременных модернизациях они вполне способны стать таковыми. А вот Ми-35М уже сейчас вызывает определенные сомнения. Прежде всего, сказывается большой возраст исходного Ми-24, а также плохо зарекомендовавшая себя идея летающей БМП. Для того чтобы убрать с Ми-35М грузопассажирскую кабину, которая нередко становится предметом критики, придется переделывать всю машину, что явно не вписывается в идею модернизации старой техники. Поэтому проект Ми-35М сейчас выглядит как попытка обеспечить вооруженные силы современной техникой, не затрачивая много времени на ее создание и запуск производства. Соответственно, Ми-35М вряд ли будут закупаться большими сериями и послужат своеобразной временной мерой в ожидании большого количества новых Ми-28Н и Ка-52.

В оправдание Ми-35М стоит сказать, что этот вертолет не так уж плох, каким он кажется на первый взгляд. Отсутствие РЛС и наличие «лишней» кабины не позволяет ему на равных соревноваться с другими современными отечественными и зарубежными ударными вертолетами, однако и в такой комплектации Ми-35М имеет больший потенциал по сравнению с имеющимся парком Ми-24 различных модификаций. Иными словами, Ми-35М в настоящее время является скорее «переходным звеном» между старой и новой техникой, чем полноценным боевым средством, делаемым, что называется, на века. Этим можно объяснить и технические отличия этого вертолета от других новых машин, и сравнительно малые планы по закупке.

В ближайшие годы отечественные ВВС получат около полусотни вертолетов Ми-35М. При этом к настоящему времени в военно-воздушных силах уже служит такое количество вертолетов Ми-28Н, а общее число заказанных Ка-52 приближается к полутора сотням. Пожалуй, взгляды военных на необходимое количество вертолетов того или иного типа прекрасно иллюстрируют перспективы боевых машин и их соответствие предъявляемым требованиям. Вполне очевидно, что Минобороны, планируя будущее военной авиации, наибольший приоритет придает новым Ка-52 и Ми-28Н, а не модернизации «старичка» Ми-24. Именно этим вертолетам придется стать основной ударной силой фронтовой авиации к началу двадцатых годов и оставаться в строю в течение последующих лет. Так что затянувшиеся работы над РЛС «Арбалет» для Ка-52 или некоторые проблемы с отработкой технологий и вооружений для новой техники стоят затраченного времени: новые вертолеты делаются для будущего и лучше сейчас потерять немного времени, чем потом не иметь хорошей современной техники.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *