лучшие саундтреки российских фильмов
15 главных песен из нашего кино
За 30 лет российская киноиндустрия пережила многое, и в визуальном, и в музыкальном плане. Мы выбрали 15 главных песен, которые звучали в сериалах и полнометражных фильмах современной России: от «Мобильника» до «Оттепели», от Лозы до Бутусова.
«Ой ты, степь широкая»
«Ширли-мырли», 1995 год
Фарс Владимира Меньшова, гиперболизировано показывающий приключения авантюриста Кроликова, роль которого (и не только) сыграл Валерий Гаркалин, и вместе с ним всей новой России.
В финальной сцене фильма герои летят на Канарские острова. В один момент все пассажиры начинают тянуть старинную русскую народную песню «Ой ты, степь широкая». В это время гротеск в фильме достигает кульминации: в каждом кадре появляется как минимум один брат-близнец Кроликова, и на судне, и за его пределами. Комический эффект возрастает за счет смешения душевности и серьезности песни с нарочитой юмористической гиперболой.
Композиция для фильма была исполнена Российским государственным симфоническим оркестром кинематографии, однако в других картинах она появлялась с совсем другим звучанием. Например, в сериале «Семнадцать мгновений весны» песню напевает Штирлиц, а в фильме «Дни и ночи» ее исполняет хор советских бойцов.
«Наутилус Помпилиус» «Люди на холме»
Криминальная драма Алексея Балабанова считается чуть ли не самым аутентичным постсоветским кино. Простой парень Данила Багров верит в правду, ищет себя и борется со всем плохим — по его мнению. Неожиданно попав в криминальный мир, Данила ловко в нем вертится, но в душе остается все тем же проходимцем, который случайно сорвал съемки клипа группы «Наутилус Помпилиус».
Именно этот коллектив записал абсолютное большинство треков, звучащих в «Брате». С «Крыльев» действие начинается, а «Людьми на холме» заканчивается. Заснеженная дорога и бесконечный рефрен «У холма нет вершины» — отличный задел на вторую картину. В конце фильма создатели как будто ставят не точку, а многоточие, но не сугубо лирическое — трек звучит бодро и даже несколько весело.
В «Брате» бандитизм и русский рок образуют симбиоз, характеризующий то время, — опасное, страшное, честное. Стоит отметить, что музыка в большинстве своем появляется в фильме «по заказу» Данилы Багрова, — то в его плеере, то на концерте, то в чужих колонках. Вся фактура пришла из жизни режиссера — он был знаком как с преступниками, так и с рокерами, — «Наутилус Помпилиус» он пригласил на съемки, потому что вокалист группы Вячеслав Бутусов был его другом.
«Би-2» «Полковнику никто не пишет»
Фильм продолжает рассказ о Даниле Багрове, к которому на момент выхода второй картины зритель уже очень привязался. В ней герои летят в США. Композиция группы «Би-2» «Полковнику никто не пишет» стала главной музыкальной темой картины. Трек-лист всего фильма походит на антологию русского рока того времени: здесь и Земфира, и «Сплин», и «Смысловые галлюцинации». Малоизвестный прежде коллектив «Би-2» на волне популярности «Брата-2» быстро заинтересовал широкого слушателя. Название трека авторы позаимствовали у повести Габриэля Гарсиа. Песня была написана в Мельбурне, где какое‑то время проживали музыканты группы «Би-2». Мотив одиночества абсолютно автобиографичен — в чужой стране авторы ощущали себя такими же покинутыми, как и Данила Багров в Америке. Музыка в композиции соответствует и канонам русского рока, и духу времени в целом: депрессивный текст вызывает ощущение отрешенности, но гитарные партии и своеобразный голос солиста возвращают к жизни. Американские горки, как и в сюжете «Брата-2».
Вместо «Полковника» могла бы звучать другая песня — «Не стреляй» группы «ДДТ». Юрий Шевчук согласия на использование своего трека не дал из‑за антипатии к картине. Тем не менее афиши «ДДТ» видны в сценах, снятых в рок-клубе «Метро». Помимо записи трека, участники «Би-2», как и «Наутилус Помпилиус» в первой части, сыграли в «Брате-2» камео — в конце фильма мы видим кадры концерта музыкантов. На этом киносудьба трека не заканчивается. «Большие города, пустые поезда» появлялись еще в ряде фильмов: где‑то для атмосферы, где‑то в качестве популярного триггера. А прошлой зимой песня прозвучала в комедийном сериале «Внутри Лапенко». Концовка последней серии первого сезона представляет из себя оммаж «Брату-2».
Гремели из каждого утюга: самые популярные саундтреки к российским фильмам и сериалам нулевых
Вы помните песню, под которую главная героиня сериала «Не родись красивой» шагала на свою работу мечты? «Если в сердце живет любовь» Юлии Савичевой играла тогда буквально везде: она стала гимном всех мечтательных девушек. Мы решили вспомнить, какие еще песни к фильмам и сериалам нулевых были так любимы нами, но позабыты.
В 2000-м году огромная часть российского населения садилась перед экраном телевизора, чтобы посмотреть эту криминальную сагу с Дмитрием Певцовым в главной роли. Конечно, речь идет о «Бандитском Петербурге». Основанный на романах Андрея Константинова сериал был очень популярен, а вместе с ним и песня Игоря Корнелюка «Город, которого нет». Вот и сейчас вспоминаешь о ней – и в голове начинают играть меланхолические мотивы.
«Здравствуй, юность в сапогах» — кто помнит эти строчки? Эту песню группы «Конец фильма» из сериала «Солдаты» (2004 год) одно время знали практически все наизусть.
А еще была лиричная «Жили-были» Юты. История о непростой жизни в армии тогда покорила многих, что неудивительно: ну как не сопереживать молодым ребятам, когда на них одновременно сваливается столько проблем? А вообще этот сериал подарил нам не только отличных характерных героев, (чего стоит один прапорщик Шматко), но и множество достойных крылатых фраз. Видимо поэтому «Солдаты» и протянули аж целых 17 сезонов (хотя после четвертого сериал начал медленно скатываться вниз).
В 2005 году вышел довольно противоречивый, но резонансный фильм Федора Бондарчука «9 рота». Он вызывал множество споров у экспертов и историков, зрители тоже не могли определиться, нравится им это кино или нет. Но саундтрек нравился всем – ну, или почти всем. Песня «Кто я без тебя» группы «Токио» крутилась на главных музыкальных каналах и радиостанциях.
В 2005 году также на большие экраны вышел фильм Алексея Сидорова «Бой с тенью». А вместе с ним и саундтрек в исполнении финской группы Apocalyptica в дуэте с Triplex. В тот год каждый второй ставил этот трэк в качестве рингтона на свой телефон.
В том же году вышла вторая часть фэнтези-боевика по мотивам книги Сергея Лукьяненко – «Дневной дозор». И группа, исполнившая саундтрек к этому фильму, стала вмиг популярной. Конечно же, речь идет о «Городе 312». Лирическая песня «Останусь» была в топе самых заказываемых в караоке-барах. А на следующий год группа закрепила свой успех благодаря саундтреку к уже другому фильму – романтической комедии «Питер FM» (песня «Вне зоны доступа»).
В 2006 году на больших экранах показали фильм «Сволочи» режиссера Александра Атанесяна. Картина о сиротах, которых режим использовал в качестве диверсантов-смертников для уничтожения фашистской военной базы, вызвал грандиозный скандал. Даже Владимир Меньшов отказался вручать им премию на церемонии Кинонаграды MTV, назвав картину позорящей его страну. Но, так или иначе, лента понравилась многим. А настроение картины отлично передала песня рэпера «Лигалайза» — «Ни любви, ни тоски, ни жалости».
Мы о чем-то забыли рассказать? Пишите в комментариях, какие еще саундтреки к российским фильмам и сериалам вы помните.